Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 498


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Вы читаете 498-й выпуск рассылки "Эконометрика" от 9 августа 2010 года.

Предлагаем статью Ю. П. Белова "КПРФ и патриотический фронт".

Продолжаем публиковать исследование Absentis'а "Средневековая Европа. Штрихи к портрету", дающее адекватное представление о бытовой отсталости этой части света в сравнительно недавние времена. В настоящем выпуске - часть 3.

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

КПРФ и патриотический фронт

Ю. П. Белов

Выдвинутая КПРФ идея создания патриотического фронта не овладела еще массовым сознанием не только потому, что она слабо пропагандируется коммунистами (увы, это так), но и потому, что свежа в памяти история НПСР, завершившаяся нелегким преодолением в партии семигинщины. Не забудем суть последней: она состояла в стремлении лишить КПРФ поначалу организационной самостоятельности (структуры НПСР накрывали партийные структуры), а затем и идеологической - под прикрытием патриотизма проталкивалась идея преобразования КПРФ в парламентскую партию.

КПРФ сделала необходимые выводы из драматической истории НПСР и вновь вернулась к идее единения патриотических сил для борьбы с олигархически-бюрократическим режимом власти. Она заявлена в Обращении ЦК КПРФ к гражданам страны "Путь России - вперёд, к социализму!"

От единства трудящихся - к единству национальному

Все понимают, что без единого патриотического фронта перейти к государственному устройству на основе народовластия невозможно. Можно сказать, что идея фронта витает в воздухе. Когда же она станет реальностью? Ответить на данный вопрос не так легко, как кому-то кажется. Ведь речь идет не об одноактном мероприятии, а о сложном и трудоемком процессе выработки политического единства, которого требует образование патриотического фронта. Этот процесс не может быть легким. Есть тому объективные причины. Патриотизм перестал быть проклинаемым властью, как то было в 90-е годы прошлого столетия, и взят ею на вооружение, чтобы приватизировать патриотическое сознание народа, то есть отредактировать его в угоду власти, что, надо признать, она делает не без успеха, нередко прислоняясь к великим событиям советской истории - к Дню Победы прежде всего. Заметим также, что многочисленные патриотические объединения очень малы, более заняты патриотической риторикой, нежели практическим делом, нередко находятся в состоянии междоусобной войны, практически не представляя интересов социальных групп, предрасположенных к патриотизму. КПРФ - единственная политическая партия России, стремящаяся соединить социально-классовую борьбу с национально-освободительной, то есть патриотической борьбой, но работа ее в массах еще оставляет желать лучшего: пока большинства трудящихся за партией нет, хотя ее успехи в массово-политической деятельности очевидны и имеют тенденцию к росту. Именно это определяет как необходимость для партии единого фронта борьбы с буржуазным режимом власти, так и инициативную, ведущую роль коммунистов в объединении левопатриотических сил страны.

Всем ясна цель создания патриотического фронта - завоевать большинство трудового народа. Без повседневной работы в массах названной цели не достичь. Именно в этой работе формируются стратегия и тактика единого фронта. Массы не аморфны: они состоят из классов, социальных групп и слоев. Их объединение в антиолигархическом, антибюрократическом движении и даст то большинство, ради которого должен быть создан патриотический фронт. Патриотизм превратится в бутафорскую пустышку, если он лишен конкретного, отвечающего времени социального содержания: кто - какие классы, группы, слои, во имя чего и против кого (в социальном плане) должны объединиться.

Идея единого фронта не нова. Ее - идею единого рабочего фронта, борьбы за трудящиеся массы - выдвинул и обосновал Ленин, когда в 1921 - 1922 годах после революционного подъема наступил спад в рабочем движении капиталистических стран. Он же со своими соратниками по Коминтерну (Коммунистическому Интернационалу) разработал стратегию и тактику образования названного фронта. Иными словами, стратегию и тактику подхода коммунистов к массам, завоевания их доверия. Ленинский опыт борьбы за массы, или, как мы теперь говорим, за народ, имеет для нас - коммунистов России - непреходящую ценность. Поскольку передается не сам опыт (он в конкретно-исторической ситуации наживается заново - прошлый опыт неповторим), а уроки, из него извлеченные, то к ним и обратимся.

Еще в период, когда революционная волна набирала силу в Европе, Ленин обращал особое внимание на то, чтобы Компартия неустанно завоевывала себе большинство широких масс, ибо, как говорил он, одним лишь авангардом победить нельзя, а потому необходимо добиваться решительной поддержки авангарда большинством рабочего класса и широких слоев трудящихся. Этой тактики (тактики объединительной) Ленин и большевики придерживались всегда, до Октября 1917 года и после, в особенности в годы Гражданской войны, когда народ России был разобщен и расколот.

Известно, что до интервенции (до высадки войск Англии, Франции, США, Японии на территорию Советской республики) мелкобуржуазные слои российского общества (мелкая буржуазия города, близкие к ней середняки деревни, а также интеллигенция) враждебно относились к Советской власти, большевикам. Одной из главных причин этой враждебности был подписанный Лениным Брестский мир. Он в мелкобуржуазной среде многими оценивался как оскорбление чувства патриотизма, национальной гордости. Значительная часть мелкой буржуазии и примыкавшего к ней среднего крестьянства, интеллигенции поддерживала Белую армию, доверившись ее лозунгу "За единую и неделимую Россию!" Прозрение наступило с началом интервенции. Предательство национальных интересов вождями Белого движения стало очевидным. Очевидным стало, что российский капитал и помещики готовы были, как говорил Ленин, "задушить Советскую власть самыми подлыми способами - предать Россию кому угодно..." А их союзники - Англия, Франция, США - "оказались главными врагами русской свободы и русской самостоятельности" (Ленин, декабрь 1918 г.).

Можно сказать, что в мелкобуржуазной массе (а она охватывала многие миллионы) вывод напрашивался один - ленинский: "Россия не может быть и не будет независимой, если не будет укреплена Советская власть". Отношение к последней в этой массе резко изменилось - от враждебного к нейтральному и добрососедскому. Изменилась и тактика большевистской партии в отношении к непролетарским слоям трудящихся (так охарактеризовал их Ленин). "Теперь, когда эти люди начинают поворачиваться к нам, - говорил Ленин, - мы не должны отворачиваться от них". Обращаясь ко всем представителям многочисленных мелкобуржуазных слоев, он с присущей ему прямотой заявил: "Мы вступаем на путь соглашения с вами, зная, что иначе, как целым рядом соглашений... страна не может перейти к социализму... Нам предстоит целый ряд задач, целый ряд соглашений, технических заданий, которые мы, господствующая пролетарская власть, должны суметь дать".

И далее Ленин представил задачи и задания, выполнение которых требует единых созидательных действий (кооператорам наладить распространение продуктов "в массовом размере", среднему крестьянину "помочь в товарообмене" и т.д.). По сути дела он предложил программу общей работы по восстановлению разрушенного хозяйства страны, что только и могло объединить расколотый народ. Это программа его единения, национального единства, хотя такого определения тогда не употреблялось. Что в данной программе было примечательного, так это учет интересов каждого из слоев непролетарской трудящейся массы и их подчиненность интересам Советского государства. Именно тогда формировалось ленинское кредо в подходе к размежеванному войной народу: к массам надо научиться подходить особенно терпеливо, с минимумом трений, учитывая особенности каждого слоя массы и достигая ее подъема на ступеньку выше в отношении культурном, политическом.

Итак, тактика соглашений, терпения и терпимости, осторожность в подходе к массам, никоим образом не теряя социалистической перспективы, идя на соглашения для создания условий перехода к социализму, - такова была стратегическая линия Ленина в завоевывании большинства. Тот же нэп был прежде всего соглашением с крестьянством, прилаживанием, по ленинскому выражению, к крестьянской экономике. И в то же время - формой перехода от капитализма к социализму многомиллионного крестьянства в первую очередь.

Принцип единства действий в практической борьбе Ленин и большевики последовательно проводили в жизнь, и фактически политика единого общенародного фронта осуществлялась ими в дооктябрьской и послеоктябрьской России, хотя термин "единый фронт" тогда отсутствовал. У зарубежных коммунистов, как ныне и у ряда российских, в те годы утвердился взгляд на политику большевиков как на политику нетерпимости к различного рода соглашениям, тем более с идеологическими противниками, как на политику прямолинейную, бескомпромиссную. Велико же было их удивление, когда Ленин в книге "Детская болезнь "левизны" в коммунизме" доказывал, что "вся история большевизма, и до и после Октябрьской революции, полна случаями лавирования, соглашательства, компромиссов с другими и в том числе с буржуазными партиями".

Дорогой тактических соглашений (никак не стратегических) идет и КПРФ, чтобы получить поддержку широких масс. Вспомним, что фракция КПРФ в Госдуме проголосовала в свое время за новый гимн России на музыку Александрова - на музыку гимна Советского Союза. Проголосовала за новый текст гимна, в котором есть и такие слова - "хранимая Богом земля". Было ли это соглашением с "Единой Россией"? Безусловно. Коммунисты пошли на него, чтобы иметь поддержку, нет, не церкви (с ней они не имеют дела), а широких масс, верящих в Бога и сохранивших в большинстве своем благодарную память о великом советском прошлом. Кто этого не понимает и считает, что его атеистические убеждения - превыше всего, тот забывает о массах либо полагает, что у них, кроме экономических, не может быть иных интересов. Сравнительно недавно фракция КПРФ пошла на соглашение с буржуазными фракциями ЛДПР и "Справедливой России" для совместных протестных действий в Государственной думе против массовых фальсификаций на региональных выборах. И большевики шли на подобные соглашения с меньшевиками и эсерами для вовлечения в политическую борьбу новых слоев трудящихся.

Понятно, что не может быть речи о вхождении в патриотический фронт буржуазных партий. Хотя отдельные из них, вытолкнутые из власти, типа немцовско-каспаровской "Солидарности", будут набиваться в союз с коммунистами и патриотами, чтобы с корыстной для себя целью использовать массовое протестное движение. Не будем забывать о возможности такого подвоха. Но подчеркнем еще раз: патриотический фронт создается для завоевывания большинства пролетарских и непролетарских слоев трудящихся. В этом отношении новую актуальность приобретают ленинские мысли о завоевывании масс, когда революционной ситуации нет. Пока нет ее и в сегодняшней России. И большинство населения пока еще не на нашей стороне при всех существенных сдвигах в массовом социальном настроении в пользу коммунистов.

В данной связи вновь обратимся к истории Коминтерна. В плане своей речи на совещании членов немецкой, польской, чехословацкой, венгерской и итальянской делегаций III конгресса (июль 1921 г.) Ленин на первое место выдвигает три тезиса:

1. "Единодушно все: как бы сначала, по-новому"; 2. "осторожнее к массам"; 3. "солиднее подготовка".

Во втором наброске плана он вновь подчеркивает: "Как бы сначала подойти к рабочим. Осторожнее. Тем сильнее будет натиск".

Ленинское выражение о том, что надо начинать работу как бы сначала, не случайно. Некоторые слои рабочего класса и непролетарские группы трудящихся впервые входят в политическую жизнь. Они во власти реформистских иллюзий (не так ли обстоит дело и в современной России?). Пути, которые предлагают им буржуазные реформисты, для них являются новыми. На собственном опыте им предстоит убедиться в их негодности и опасности для человека труда. Не проявляя нетерпения, коммунистам, их сторонникам по патриотическому фронту, когда он появится, нужно помочь трудящимся пройти серьезную школу борьбы за частичные и промежуточные требования, отражающие их ближайшие нужды и чаяния. Такие, как требования отмены "реформ" ЖКХ и образования, требования прекращения уплотнительной застройки, возвращения денег обманутым дольщикам в жилищном строительстве и т.п.

Искать новые лозунги, близкие и понятные пролетарию и трудящемуся непролетарию (мелкому бизнесмену, рядовому офисному работнику, низовому госслужащему, пр.). Лозунги должны отвечать уровню их сознательности. Этому соответствует Антикризисная программа КПРФ. В ней антикризисные меры общенационального характера (национализация олигархической собственности) сочетаются с мерами, удовлетворяющими ближайшие нужды (не более 10% совокупного дохода семьи за услуги ЖКХ). Без такого сочетания массового протестного сознания не пробудить.

Где, в каких массовых организациях могут и должны коммунисты, их сторонники вести борьбу за частичные ближайшие требования трудящихся и побуждать их к выдвижению более высоких требований - политических? В тех организациях, где большинство работающих на производстве - в старых профсоюзах. ФНПР во главе со Шмаковым в патриотический фронт никогда не войдет. Это аксиома. Но значит ли это, что следует отказаться от борьбы за большинство внутри ФНПР? Конечно же, нет. В противном случае создание патриотического фронта будет обречено на провал - он уподобится замкнутой секте. Без работы там, где есть масса, не может быть массового движения. Без борьбы за классовые интересы трудящегося большинства патриотизм становится явлением абстрактным, декоративным, превращается в ритуальное заклинание.

На новом витке диалектической спирали

Что мешало созданию единого рабочего фронта, фронта широких масс в ленинский период деятельности Коминтерна? "Левый" авантюризм и сектантство, выражающее себя чаще всего в псевдореволюционном фразёрстве. Коротко скажем о них, ибо сегодня в России обозначились признаки ультрапатриотического авантюризма и фразёрства, о чем речь пойдет ниже.

В Коминтерне, к истории которого вновь обратимся, Ленину пришлось вести беспощадную борьбу с левооппортунистической "теорией наступления". Ее защитниками были Радек, Зиновьев, Бухарин. На III конгрессе Коминтерна левосектанты требовали не откладывать решающих выступлений рабочего класса до момента, когда компартии завоюют поддержку масс. Предлагали, как они выражались, более легкий путь социалистической революции посредством стремительных действий пролетарского меньшинства. Ультралевые утверждали, что масса инертна (как это похоже на сетования, которые мы слышим сегодня: народ равнодушен, спился, и ему ни до чего нет дела!), что всякая партия, коммунистическая тоже, стремящаяся завоевать большинство, обречена на реформизм. Выход - в революционных действиях пролетарского меньшинства. При разработке проекта тезисов о тактике Коминтерна Радек пошел на жульничество: ленинский тезис о необходимости завоевания компартией большинства рабочего класса и всех трудящихся он подменил фразой о завоевании "социально решающих частей рабочего класса". К социально решающим частям он, конечно же, относил левацки настроенных рабочих. Ленину пришлось заново переписать тезисы и представить их на Политбюро ЦК РКП(б) до их выноса на обсуждение III конгресса Коминтерна. Но и после этого Радек и его единомышленники не унимались: доказывали, что тезис о завоевании большинства якобы неизбежно ведет к оппортунизму; настаивали на немедленных решительных действиях, не заботясь о том, какие массы стоят за коммунистами; уверяли, что наступательные действия пробудят все революционные силы. Фактически то была проповедь политического авантюризма, обрекающая коммунистов на изоляцию от масс, на кровавые поражения в неподготовленных выступлениях. Со всей резкостью против "теории наступления", "левого" уклона выступил Ленин: "Необходима беспощадная борьба против этого направления, потому что в противном случае нет коммунизма и нет Коммунистического Интернационала". Изжить левачество, препятствующее завоеванию масс, - таков был вывод его выступления на III конгрессе Коминтерна, который принял ленинский курс "В массы!"

История, как говаривал Гегель, повторяется дважды: один раз - в виде трагедии, другой - в виде фарса. Не являемся ли мы свидетелями фарса со стороны ультралевых фразёров, раз от разу заявляющих о себе и в КПРФ? Не будем путать их с теми, кто активен в повседневной кропотливой работе (фразёры ею пренебрегают), но проявляет нетерпение. К сожалению, миф о том, что большевики во главе с Лениным совершили октябрьский переворот в 1917 году, опираясь на хорошо организованное революционное меньшинство, еще бытует в массовом сознании. Он дал о себе знать и на III конгрессе Коминтерна, дает знать и сейчас в коммунистической среде, в особенности среди молодых коммунистов. Развенчанию этого мифа, весьма живучего, чему содействовала и содействует буржуазная пропаганда (в ней большевики - заговорщики, и не иначе), посвятил свое выступление на конгрессе Ленин. Раскрывая опыт Великого Октября, он особо подчеркивал, что победа была обеспечена тем, что на стороне большевиков находилась бесспорно подавляющая часть рабочего класса, а после захвата власти и половина армии, и 9/10 крестьянства.

Это обращение к истории, которой молодые люди не знают либо знают плохо, сегодня сугубо необходимо, чтобы предупредить политический авантюризм в самом начале создания патриотического фронта. Не имея большинства эксплуатируемых и давимых нынешней властью, никакой фронт с самыми патриотическими лозунгами ничего не сделает, если Ее Величество История преподнесет быстрее, чем думалось, полнейший крах олигархически-чиновничьей власти. Архиреволюционной и архипатриотической фразой ("Наше время пришло - пора начинать!"), как правило, щеголяет тот, кто боится каждодневной черновой работы в массах. Говорят: надо быть готовым ко всему. Это верно. Но чтобы быть готовым ко всему, к любому повороту событий, нужно иметь за собой большинство. Без этого ничего не выйдет: правильные лозунги уйдут в свистки, как говорил Ленин.

Болезнь левачества проявляется не только в коммунистической среде (пример тому - РКРП: революционное фразёрство ее лидеров не нашло поддержки в народе - нет сегодня этой партии). Проявляется болезнь левачества и в среде патриотической. Самый худший вид ее сегодня - левачество национал-"коммунистического" пошиба, претендующее на революционность (какую?). Нет, оно не стало идейным течением, но уже заявляет о себе. Иллюстрацией сказанного может служить не один год действующий в Интернете сайт "Русский социализм: революционная линия". Что характерно для его содержания, так это подмена патриотизма национализмом (конечно же, благородным, правильным!) и протаскивание последнего под прикрытием марксистской фразеологии. Возможно ли это? Оказывается, возможно. Вот как, к примеру, характеризуется в одной из публикаций названного сайта современная историческая ситуация в России. Читаем: "Состоит она в том, что в условиях деиндустриализации и массового деклассирования населения ведущим социальным противоречием становится противоречие не между наемным трудом и капиталом (хотя оно, разумеется, остается антагонистическим), а между присваивающей общенародную собственность (прежде всего на природные ресурсы) олигархией и деклассированными массами, лишенными своей коллективной собственности на ресурсы (право на каковую они всё еще формально имеют даже по действующей Конституции). Таким образом, хотя социальная и национально-освободительная борьба неразрывны в своем единстве, но ведущая составляющая этой борьбы сегодня - общенациональная, а не классовая, что следует объективно из классового анализа наличных исторических условий".

Автор данного положения использует знакомые понятия из марксистской политэкономии ("противоречие между трудом и капиталом", "общенародная собственность", др.), но только для того, чтобы провести в сознание читателя главный свой вывод: не классовая борьба, а национальная выходит сегодня в России на первый план. И сдабривает его бездоказательным утверждением: это "следует объективно из классового анализа наличных исторических условий".

Как бы сначала - это значит для какого классового анализа - научного, диалектического или вульгарно-карикатурного? Научный классовый анализ, по Ленину, предполагает обязательный анализ и оценку "всех сторон деятельности и жизни всех классов, слоев и групп населения". В извлеченном из содержания сайта положении ничего этого нет, а есть лишь сплошная деклассированная масса. А куда делись рабочие и крестьяне, мелкое и среднее частное предпринимательство, давимое олигархическим капиталом, работающие по найму у буржуазного государства учителя, вузовские преподаватели, научные сотрудники, военнослужащие, многомиллионная армия пенсионеров? Разве их никак не касается противоречие между наемным трудом и капиталом? Или пенсионер, отдавший десятки лет производству, начисто лишен классового сознания? Это при нынешнем-то кричащем социальном неравенстве?! Или вузовский работник, получающий мизерную зарплату, никак не способен встать на классовую точку зрения? И почему противоречие между олигархическим капиталом и большинством народа, включающим в себя пролетарскую и непролетарскую массу трудящихся, осознается только на уровне национального сознания? Может ли оно быть оторвано от классового? Их диалектическое единство давно доказано классиками марксизма. Но автор процитированного положения искусственно изолирует одно от другого и, что самое невероятное, оставляет за деклассированными массами право осознать общенациональные интересы и вести решительную национально-освободительную борьбу (?!).

Левачество ультракоммунистов проистекает из абсолютизации ими классового сознания, левачество ультрапатриотов (национал-патриотов) - из абсолютизации сознания национального. Первых это заводит в тупик карикатурной коммунистичности, вторых - в тупик карикатурного патриотизма, то есть национализма. О каком едином патриотическом фронте можно вести речь, если допустить в нем эти две опасные крайности?!

Предрасположенность к национализму на сайте "Русский социализм" явная. Не случайно встретишь здесь нередкое определение национализма: "это простое "я есть" надличностного национального организма", "это именно то коллективное сознание, которое объединяет множество отдельных индивидуумов в единое национальное целое". Вроде бы безобидно. Но не всё на сайте мистически неопределенно, есть и предельная конкретность: "Национализм в самой своей идее ориентирован на нивелирование всех внутренних конфликтов, начиная от межличностных и заканчивая классовыми". Нивелировать - значит сглаживать различия, уравнивать. Теперь понятно, почему на сайте "Русский социализм" классовая борьба оказывается на задворках: для единства нации надо забыть о классовых противоречиях. Где-то и когда-то это уже было. В противовес сталинскому определению нации дается следующее: она, нация, "есть сверхличностный организм, осознающий себя единым историческим субъектом". Опять туманно, что-то отдаленно напоминающее гегелевский мировой дух. Но жесткая определенность обнаруживается там, где содержится ответ на вопрос: за что же ратуют национал-"коммунисты"? Иначе не назовешь пропагандирующих национализм, русский - не иной, под покровом якобы коммунистических убеждений. А вот за что они ратуют: "За восстановление национальной власти в стране, сформированной в соответствии с принципом национально-пропорционального представительства всех коренных народов страны в органах власти снизу доверху". Действуй этот принцип при Советской власти (представим невозможное), Сталин никогда бы не возглавил правительство СССР - мала была в Советской России пропорция грузин. Но главный вопрос всё же не в пропорциях, а в том, кто и как, по каким критериям будет определять: какие народы в России коренные и какие некоренные? Национальная форма власти у авторов сайта - всё, политическая - ничто. Говорится об этом всерьез, не как-нибудь, а "по-коммунистически": "Коммунизм как таковой, как идея, в общем-то, нейтрален в отношении формы организации политической власти. Как это ни парадоксально на первый взгляд, но монархический коммунизм столь же возможен, сколько и республиканский". И далее: "Логически вполне возможен коммунизм аристократический и даже в определенном смысле сословный". Можно ли комментировать то, что находится за пределами не только науки, но и здравого смысла?..

В претенциозных, рассчитанных на неокрепшие умы молодых публикациях сайта "Русский социализм - революционная линия" нет ни подлинно социалистического и коммунистического, ни подлинно патриотического и русского (пропагандировать национализм великого народа, который никогда им не страдал, и выдавать это за русское?!). А что же есть? Есть профанация великих идей, оскверняющая их. Профанация от невежества. Но только ли от невежества?

Увлечение известной части молодежи (сколь значимой - данные о том разноречивы) идеей русского национализма не случайно. Оно есть болезненная реакция на русофобию в России. Но карта якобы благородного русского национализма вброшена в молодежную среду не молодыми людьми, в политике не искушенными, а людьми зрелыми, представляющими те силы, что заинтересованы в отвлечении молодежи от острых проблем социальной жизни, от ее антагонистических противоречий. На это надо обратить самое пристальное внимание при создании единого патриотического фронта: без притока молодых сил он просто невозможен. Как невозможен он при подмене патриотизма национализмом. Последний в буржуазном обществе, каковым является современное российское общество, всегда буржуазен и всегда будет выступать под флагом патриотизма, что выгодно крупному капиталу. Надо неустанно разъяснять молодежи, что национальное сознание и сознание националистическое (отравленное национализмом) - две вещи несовместимые. Никакого национализма, ни в виде национал-патриотизма, ни в виде национал-коммунизма - важнейшее условие формирования действительно единого и действительного патриотического фронта.

Другое наряду с ним условие - никакого антисоветизма и антикоммунизма, за которыми всегда таится русофобия. Также одним из главных условий при выработке программы патриотического фронта должен стать, по нашему убеждению, учет национально-исторических особенностей России. На первом месте в их ряду - ведущая роль русского народа в создании и истории государства Российского, единство исторической судьбы русских со всеми народами великой страны. Отсюда - одно из обязательных коренных положений программы: никакой русофобии. Было время, после смерти Сталина, когда руководство КПСС пренебрегало этим, что явилось одной из причин трагедии великой партии. Но до Великого Октября и после, в ленинский и сталинский периоды советской истории, национальное своеобразие России ставилось во главу угла в социалистическом ее преобразовании. Было ли тому сопротивление на Западе и в большевистской партии? Было, и бешеное. Западноевропейские социал-демократы обвиняли Ленина в русификации марксизма, а Троцкий и его единомышленники обвиняли Сталина в национал-социализме. Выделим особо мысль, умалчиваемую в последние десятилетия советской истории: без учета национально-исторических особенностей страны в ней не может быть творческого, развивающегося социализма. Эта мысль - ленинская. В книге "Детская болезнь "левизны" в коммунизме" - этой энциклопедии коммунистической стратегии и тактики - Ленин писал: "Единство интернациональной тактики коммунистического рабочего движения всех стран требует не уничтожения национальных различий (это - вздорная мечта для настоящего момента), а такого применения основных принципов коммунизма, которое бы правильно видоизменяло эти принципы в частностях, правильно приспособляло, применяло их к национальным и национально-государственным различиям". Ленин настоятельно советовал "исследовать, изучить, отыскать, угадать, схватить национально-особенное, национально-специфическое в конкретных подходах каждой страны к разрешению единой интернациональной задачи" - борьбы за социализм.

Реставрация капитализма в России обязывает КПРФ - единственную политическую партию, способную объединить вокруг себя патриотические силы страны, вновь и вновь обращаться к бесценному ленинскому наследию. В нем нет конкретных ответов на конкретные вопросы борьбы коммунистов за власть в условиях современной России. Но в нем есть подходы к поискам ответов на вопросы, которые ставит перед КПРФ диалектика переживаемого нами исторического момента. Возвращение к Ленину на новом витке диалектической спирали отечественной истории, труднейшей для коммунистов, требует актуализации идеи единого фронта трудящихся и его главного лозунга "В массы!" Без этого все продуманные условия формирования патриотического фронта будут недостаточны, окажутся невыполнимыми. Только в борьбе за массы (читайте - за народ), за их трудящееся большинство они обретут свою необходимость и реальность.

И сегодня в этой борьбе актуален лозунг "Апрельских тезисов" Ленина (тезисы мирного перехода к народовластию) - "Никакой поддержки буржуазному правительству!"

Газета "Правда", No.34 (29521), 2 - 5 апреля 2010 г.

*   *   *   *   *   *   *

Средневековая Европа. Штрихи к портрету

Часть 3

Absentis

(Часть 1 - в выпусках рассылки No.488 от 31 мая и No.489 от 7 июня, часть 2 - в выпусках No.496 от 26 июля и No.497 от 2 августа 2010 г.)

В первой части этого опуса я не стал описывать Испанию, ограничившись ссылкой на то, что Мадрид "называли самой мрачной и грязной европейской столицей", за что получил упреки в необоснованности такого взгляда - ведь ссылка была на какой-то туристский сайт. Хорошо, исправляюсь. Тем более, что есть определенные различия в испанском подходе к общим тогда проблемам.

Испания

В Мадриде уснувшем, под тёмным окном
Колумб дамам песни дарил.
Но в полночь глухую помоев ведром
"Всевышний" его наградил.
И, в рыбьих костях, потряся бородой,
Уплыл он в Америку смело
Решив - первым делом - душевный покой,
А бабы - последнее дело.
Иваныч, 2002

Мадрид был маленьким городишком, где, как и по всей Европе, ночные горшки привычно выливались прямо на улицу. Но хотя Мадрид по части выливания помоев, которые текли по мостовой, вызывая зловоние и заразу, ничем не отличался от Лондона и Парижа, все же интересно отметить разницу в регулировании этого обычая. Если в Париже выпускали указы о предупреждении зазевавшихся прохожих, в Лондоне ставили сторожей, то в Мадриде издавна были отведен специальный час, когда королевским указом появляться на улицах было запрещено, поскольку в данный час на городские улицы выливали помои.

Позже у испанцев с выливанием нечистот возникли известные проблемы - в XVI веке на окна в Мадриде стали ставить решетки. Избавляться от дерьма при решетке на окне не слишком удобно, если живешь не на первом этаже. Ведь спускаться часто, чтобы выплеснуть горшок через дверь, всем было, понятно, лень. Неужели власти озаботились чистотой и таким образом боролись с выливальщиками? Нет, конечно - выливать-то, кроме как на улицу, все равно было некуда. Горшки просто стали выносить немного реже, улицы от этого чище не стали, а в домах аромата еще прибавилось. В чем же был смысл? Этот загадочный вопрос о решетках даже часто входит в викторины "Что? Где? Когда?". Вот в таком виде:

Вопрос: При Филиппе II на окна в Мадриде стали ставить решетки. Этот обычай пришел от арабов - таким способом они отучали испанцев... Что делать?
Правильный ответ: Входить в дом через окно - так было принято в Европе, и окна первого этажа были низкими.
(
http://db.chgk.info)

Почему именно арабы стали прививать испанцам "приличные манеры", и почему именно испанцам, коль вообще "входить через окно было принято в Европе" - об этом "знатоков" никто не спрашивает. Самим же знатокам обычно сперва приходит в голову другой ответ: "лазать к женщинам".

Ну да, Испания, серенады... Впрочем, если ты замечаешь, что на тебя сейчас выльют помои те соседи этажом выше, которые почему-то от твоих полуночных серенад никак не в восторге, то, чтобы избежать такой неприятности на узкой улице, действительно лучше прервать песнопения и заскочить в окошко побыстрее. Заодно и повод для оправдания перед Дамой за невежливый визит. Не даст же Дама так опозориться незадачливому Кавалеру.

Но мы все же можем предположить, что "знатоки", как обычно, ошибаются и мифические арабы здесь не при чем, поскольку трудности с выливанием нечистот испанцам были созданы указом короля Филиппа II (исп. Felipe II, 1527-1598). А этот монарх, как известно, любил две вещи - свою библиотеку и решетки. Королевская библиотека, или как называл ее тогдашний папа Римский - "собрание запрещенных наук", была предметом особой гордости монарха. Король Филипп, как и его предшественники, ревностно искореняли всяческую ересь (в переводе с церковного - грабил подданных). Но, конфискуя имущество еретиков, книги не сжигал, а собирал у себя во дворце, где один из монахов заведовал библиотекой. Одних только арабских и еврейских рукописей (собранных после массовых казней морисков, мавров, марранов) насчитывалось более пяти тысяч томов (там, кстати, и была обнаружена книга сирийского эмира Усамы, процитированная выше). Ну а на решетках король был просто помешан.

Кумиром короля был св. Лаврентий (см. примечание 1) - раннехристианский мученик, по христианской легенде сожженный римлянами на решетке-жаровне. Жестокий фанатик, царствование которого было золотым веком для инквизиции, Филипп II решил построить монастырь, который одновременно служил бы и королевским дворцом (король хотел жить в окружении монахов, а не придворных). Так возник Эскориал - огромное сооружение, построенное и разделенное в виде гигантской решетки. Как пишут историки, "в строгой геометрии плана отчетливо заметно "решетчатое" начало - дань уважения страданиям св. Лаврентия на раскаленной решетке и одновременно репрезентация "идеальной" структуры государства Филиппа II, защитника веры и союзника Церкви". Монастырь-дворец Эскориал был построен так, чтобы набожный католический король, один из самых жутких мучителей в истории человечества, имел возможность видеть главный алтарь церкви прямо со своего ложа. Королевские покои, примыкающие к восточному приделу церкви, как бы "выпирают" из основной части ансамбля, размер у них меньше, чем у основного прямоугольника, поэтому их называют "рукоятью" решетки Святого Лаврентия. Увековечив таким образом память "гриль-мученика", фанатично религиозный король решил, что этого недостаточно для памяти Святого, и дополнительно повелел закрыть решетками окна всего Мадрида.

"Обрешетить" весь Мадрид король не успел, умерев в своем инвалидном кресле, а его наследники решетками не прониклись и даже отказались жить в королевских покоях Филиппа, не горя желанием всегда и непременно видеть перед собою главный алтарь и вечно помнить о поджаренном св. Лаврентии. Решетки в Мадриде ставить перестали, а облегченно вздохнувшие горожане продолжили привычно выливать на улицу нечистоты.

Выливание помоев стало для горожан делом таким традиционным, что попытка весьма уважаемого в Испании короля Карла III (в XVIII веке!) запретить это любимое народное развлечение привела даже к волнениям и демонстрациям:

Как часто бывает, законодательные нововведения и попытки изменить устоявшиеся обычаи (в том числе привычку выливать помои на улицу) вызвали волну недовольства, кульминацией которой стала серия демонстраций протеста в Мадриде и ряде других провинций. (Проект Эспаньола.)

Тем не менее только этому королю удалось отменить целый ряд привилегий, которыми пользовались духовенство и высший свет, существенно ограничить влияние церкви и даже изгнать из страны иезуитов, построить дороги, замостить и осветить фонарями улицы городов, издать законы против нищенства и бродяжничества, начать проводить водопроводы и т. д. Шел самый конец XVIII века...

Еще немного Парижа

Разумеется, в Париже стояла самая большая вонь, ибо Париж был самым большим городом Франции...
Патрик Зюскинд "Парфюмер"

Также, несмотря на столь полно данное описание Парижа, у некоторых возникли сомнения в адекватности описания. Например теми, кто все же в какой-то степени усомнился в описанной глобальной парижской грязи, было замечено, что я ничего не написал об уборках улиц: "ведь не может такого быть, чтобы в Париже совсем не было дворников!"

Отвечаю - да были, конечно. И даже глобальные чистки города устраивались, и медали по этим поводам чеканились. Оба раза. Хотя Вебер утверждает, что профессия мусорщика появилась только в XVIII веке, уборки проводились и до того. Вот что по поводу стандартных уборок улиц пишет французский историк Эмиль Мань:

"Перед зданиями появляются лакеи и горничные. Вооружившись метлами, они сбрасывают в канавы-ручьи (протекающие где с двух сторон, где только посередине улицы) скопившиеся на тротуарах-берегах отбросы и объедки, облив их перед тем несколькими ведрами воды. Вдали звонит колокольчик. А вот и мусорщики с их тачками. В качестве кортежа при них выступают "подбиральщки" - черные, как дьяволы: при помощи лопат и метел они "снимают пенки", то есть собирают с поверхности накопившейся грязи все, что могут. После их ухода обнажается нижний, неискоренимый слой. И зловоние усиливается, потому что грязь разворошили. Тем не менее туалет улиц считается законченным". (Эмиль Мань Повседневная жизнь в эпоху Людовика XIII)

Так что бороться с грязью - что с дворниками, что без - было бесполезно. А куда же вывозили дворники то дерьмо, которое им все же худо-бедно удалось собрать? На это нам ответит Юджин Вебер: "С 1781 года Монфокон, расположенный на северо-востоке Парижа, был единственной городской свалкой. Прежде там стояли виселицы, и трупы преступников разлагались вместе с дохлым зверьем среди вздымавшихся все выше гор мусора. С навозной вонью мешалась вонь гниющих туш, которые привозили со скотобоен". Просуществовала она долго.

"К 1840 году здесь образовался громадный пятиметровый пласт из жирных белых червей, питавшихся неиссякающими потоками крови. Червей продавали рыбакам, а процесс естественного гниения превратил Монфокон в огромный смердящий пруд. Большая часть этого месива просачивалась в землю, оттуда - в колодцы северной части Парижа, ветер же разносил зловоние по всему городу". (Eugen Weber "From Ordure to Order" The New Republic, July 1, 1991)

Вот описание парижанки Frederique Krupa, автора исследований по очистке города:

"Начиная с древних времен, основное правило для относительно парижского мусора было одно - "tout-a-la-rue" (все на улицу), включая домашние отбросы, мочу, фекалии и даже выкидыши. То, что покрупнее, часто бросались на "ничейную землю": за городские стены или в Сену. ... Съедобное дерьмо потреблялось свиньями и дикими собаками, а остальное - микроорганизмами. Запах гниения был ужасен, но не только из него складывались парижские ароматы". (Paris: Urban Sanitation before the 20th century by Frederique Krupa http://www.translucency.com/frede/parisproject/)

Все это "средневековье" закончилось не так давно. Очередной указ о запрете выливания помоев из окон вышел в 1780 году, но судебные архивы еще 1840-х годов содержат немало дел о привлечении к ответственности домовладельцев и слуг за опорожнение ночных горшков из окон верхних этажей. В тянувшиеся вдоль улиц сточные канавы кроме испражнений и мусора также выбрасывали и трупы недоношенных младенцев. Еще в конце XIX века префекты издавали циркуляр за циркуляром, предписывавшие обязательное захоронение мертвого плода.

Трупы взрослых либо сбрасывали в ямы на Кладбище Невинных, либо хоронили в церквях. Последний вид похорон в Бургундии вызвал протесты Жаре (XVIII в.), врача из Дижона, который в ярких красках описывал весь ужас такого обычая погребения мертвых, указывая на огромные опасности для населения, т.к. земля и воздух отравлялись трупами погребенных. Но мнение врача никого не интересовало - люди настолько привыкли к дурному запаху, что просто не чувствовали его. Потом уже и люди начнут жаловаться, когда вонь превысит любые возможные пределы, но на страже захоронений стеной встанет Церковь.

Такая окружающая среда явилась источником вдохновения не только для уже упомянутого выше Зюскинда, но и для знаменитого писателя позапрошлого века Гюстава Флобера (которому принадлежит знаменитое выражение "башня из слоновой кости", ставшее своеобразным символом уединенной жизни художника). "Забастовка золотарей вдохновила Флобера на создание оды в характерном для той эпохи натуралистическом стиле. Начиналась ода с "Хора какающих", а заканчивалась извержением выгребных ям - Париж оказывался погребенным под слоем нечистот, "как Геркуланум под лавой". (Юджин Вебер. От грязи - к порядку http://www.znanie-sila.ru/online/issue_1569.html) (см. примечание 2).

Одной строкой

  • В Испании на улицах ставили статуи Богородицы и распятия - чтобы не люди не мочились. Страждущим это, правда, не особенно мешало.
  • Идея нарисовать упомянутые выше "ярко-красные кресты в саду или коридорах Лувра, чтобы предостеречь людей там гадить" также основывалась на сакральном понимании знака, так как красный крест на белом фоне - старинное знамя Христа, символ помощи и спасения, и мочиться на него - действительно для христианина грех.
  • Король Луи Шестнадцатый имел привычку собирать двор в День клизмы - и принцы, и министры часами стояли вокруг него, причем это почиталось за величайшую честь.
  • Влюбленные трубадуры собирали с себя блох и пересаживали на даму, чтоб кровь смешалась в блохе. Такая вот любовь.
  • Некоторые историки были удивлены, почему солдаты Саллах-ад-Дина так легко находили христианские лагеря. Ответ пришел очень скоро - по запаху.
  • В конце своего правления Людовик XV приказал еженедельно убирать фекалии из Версаля, чего раньше не делали.
  • "Нестерпимое зловоние реки в районе Лувра побудило короля Франциска I купить замок Тюильри ниже по течению. Впрочем, там пахло не многим лучше". (Юджин Вебер)
  • Первая генеральная уборка улиц Парижа в 1666 г. произвела на всех такое впечатление, что Академия художеств выбила бронзовую медаль в честь этого события, а поэты слагали о нем стихи.
  • В Испании в средние века женщины, чтобы не завелись вши, часто натирали волосы чесноком.
  • Трон-стульчак иногда делали двойным - для короля и для королевы.
  • Королева-мать Екатерина Медичи также устраивала у себя подобные приемы, а когда ее муж умер, сменила бархат на стульчаке на черный. Следуя моде, вся французская знать также ввела в свой обиход "тронные приемы". По этому поводу один французский хирург писал: "Пока они в фаворе, мы подставляем им под трон горшок - чтобы потом, когда они впадут в немилость, вылить все их дерьмо им же на головы"
  • Существовала должность - Королевский Хранитель Стула (он же имел честь подтереть августейшую задницу куском льняного полотна, смоченного водой).
  • Обычным явлением в ту пору были трактиры, в которых длинные обеденные столы и лавки оборудовались отверстиями типа "очко", чтобы посетители могли не прерывать обеда и выпивки на походы "за дверь".
  • "Aguas!" В Мексике это означает предупреждение "осторожно" (вода), ибо раньше в Испании это кричали перед тем, как вылить вниз ночной горшок.
  • В Эдинбурге перед выбросом нечистот кричали "Gardy Loo". "Придержи руки!" - вторил прохожий, поскорей сбегая из опасного места. Поэтому до сих пор в разговорной речи туалет называют "loo".
  • "Никогда не опустошай ночные горшки, пока они окончательно не наполнятся, если это случилось ночью - вытряхни их на улицу, если утром - то в сад, иначе ты замучаешься бегать с чердака или верхнего этажа вниз и обратно, и никогда не мой горшок никакой другой жидкостью, кроме той, что уже в нем находится, ведь какая уважающая себя девушка станет плескаться в чужой моче" (Дж. Свифт (1667-1745) из "наставлений горничным").
  • "Моя жена, сходив однажды в баню и хорошенько вымывшись, наивно полагает, что теперь никакая грязь к ней больше не пристанет". (Морин Уоллер "Лондон. 1700 год")
  • Как чудо можно воспринимать историю о том, как святая Бригитта была удостоена видения, из которого явствовало, что христиане не совершат особого преступления, если будут мыться дважды в месяц.
  • Оноре де Бальзак, на время написания очередного романа, не мылся и не брился до его завершения, чтобы, по его словам, не расслабляться.
  • В эпоху Ренессанса в Париже вода была на вес золота, на весь город имелось только около сорока колодцев и примерно столько же фонтанов.
  • Белизна кожи очень ценилась. Чтобы подчеркнуть ее, женщины красили зубы в черный цвет и рисовали на груди тонкие сиреневые полоски, как будто сквозь кожу просвечивают вены.
  • В средние века кариес считался болезнью гурманов и признаком достатка. Поэтому синьорам иметь здоровые зубы было просто неприлично.
  • Считается, что мебель из красного дерева стала столь популярна потому, что на ней не было видно клопов.
  • Одним из модных оттенков желтого в в высшем обществе Испании стал цвет "изабелла" - от принцессы Изабеллы, не менявшей (по обету 1601 года) в течение трех лет и трех месяцев (до 1604 г.) свою рубашку. У собачников и сегодня этот цвет называется изабелловым.
  • "Модные в XVIII веке цвета "парижской грязи", "кака дофина", "гусиного помета" и "рвоты императрицы" передавали, честно и простодушно, одну из сторон тогдашнего быта, привычную и хорошо знакомую каждому".
  • Французский врач Жером де Мерибель советовал натирать подмышки розами, если "они воняют козлом".
  • В 1786 году немецкий поэт Иоганн Гете, путешествуя по Европе, остановился в одной итальянской гостинице. Когда он спросил у портье, где находится туалет, тот ему ответил: "В любом месте, где вам угодно".
  • "Мы до сих пор не знаем, чем люди подтирались в то время" - доктор Мартин Треу, теолог (Би-би-си "Христианская Реформация началась в туалете")
  • В Марселе привычку избавляться от мусора непосредственно на городские улицы удалось изжить только в 1950 году.

Примечания

1. Св. Лаврентий

Вот стандартное христианское описание мученика:

Мученик III века, архидиакон Св. епископа римского Сикста II. Лаврентий заведовал всеми сокровищами церкви, её казной, был хранителем Святого Писания и богослужебных книг.

Встретил свою смерть на третий день после мученической смерти самого папы. По традиции считается, что папа, будучи заточенным в темницу префектом Рима, просил решившего умереть вместе с ним Лаврентия последовать за ним лишь через три дня. Это время Лаврентий использовал на раздачу церковного имущества нищим. Когда римский префект потребовал выдать ему сокровища Церкви, Лаврентий собрал вокруг себя огромную толпу нищих и больных. Указывая на них префекту, он сказал, что они и есть истинные сокровища Церкви, которые не умаляются, но только прибывают.

За это он был брошен на гридирион (решетка для пытки огнем). Мучение и смерть он принял хладнокровно, а его слова, обращенные к префекту и палачам, стали крылатыми: "Вот, окаянные, вы уже испекли одну сторону тела моего, поворотите его на другую и ешьте испеченное"... "Я уже поджарился с одного бока, теперь переверни меня на другой!" (Лаврентий, Св. http://www.simbolarium.ru/simbolarium/sym-uk-cyr/cyr-l/l/lavrentij.htm)

И после этого кто-то будет отрицать перманентное присутствие у ранних христиан мыслей о Священном Каннибализме? Интересно также узнать, что "истинные сокровища Церкви" - это "толпы нищих и больных". (Хотя в данном случае они уже и не нищие должны были бы быть, ведь св. казначей Лаврентий им церковный "общак" уже раздал. Ну да не будем придираться).

Мощи св. Архидиакона Лаврентия хранятся на Афоне в Русском монастыре св. великомученика и целителя Пантелеимона. (http://www.athos.ru/panteleimona.asp). Ну и как повелось, еще в паре десятков мест. А вот угли, на которых поджаривался Лаврентий, расплодились в средние века в геометрической прогрессии, обогнав количеством даже пресловутое "молоко Богородицы". Еще Боккаччо в 1353 году прикалывался над такой "святыней", сравнивая эти угли с "пером ангела Гавриила":

Дал он мне и от угольев, на которых изжарен был блаженный мученик св. Лаврентий. ... я ношу перо ангела Гавриила в ларце, дабы оно не испортилось, а уголья, на которых изжарен был св. Лаврентий, в другом, но они так похожи друг на друга, что часто я один принимаю за другой ... Сказав это, с пением похвалы св. Лаврентию, он открыл ларец и показал угли. После того как глупая толпа некоторое время рассматривала их с удивлением, все среди великой давки стали подходить к брату Чиполла, принося лучшее подаяние, чем обыкновенно, и каждый просил его коснуться его теми углями. (Джованни Боккаччо Декамерон, 10)

Впрочем, непрестанно размножающимися христианскими святынями никого уже не удивишь...

2. Сравним европейские города с китайскими, учитывая, кстати, что до середины XVIII века 73% промышленного производства приходилась на Китай и Индию (практически нерелигиозные страны в европейском понимании религии):

В китайских же городах, напротив, улицы были широкие и чистые, т.к. они были вымощены камнем и обеспечены каналами для сточных вод. Покойников выносили за город и сжигали. Падшие женщины, которых, по словам Поло, было не мало, не смели жить в городе. Канбалык - торговый город, куда свозили со всех районов всякого рода товар. За этот товар китайцы получали деньги, о которых писал еще Рубрук. До Европы доходили слухи, что в Китае деньги, номинальная стоимость которых была намного выше реальной, изготовлялись из бумаги. Бумагу для денег изготовляли из коры тутового дерева, после чего на каждой купюре ставили печать императора, таким образом великий хан полностью контролировал выпуск средств платежа. ...

Путешествуя по Китаю, венецианец был явно поражен, насколько отлажено в Китае почтовое сообщение: от столицы во все стороны были проложены дороги, на которых было указано, куда она ведет, и через каждые два шага по приказу великого хана были посажены деревья, чтобы гонец не заблудился. Через каждые сорок километров гонец проезжал станцию, где мог отдохнуть и поменять лошадей. Между станциями обязательно должен быть расположен небольшой поселок, где жили пешие гонцы. Таким образом, хан мог получить информацию с окраин империи в считанные дни.

За семнадцать лет службы у великого хана Венецианец объездил почти весь Китай, открывая для себя все больше нового. Например, проезжая вдоль реки Каракорон /Хуанхэ/, Марко был поражен сделанными из серого мрамора мостами: " - в длину триста шагов, а в ширину восемь; по нему рядом проедут десять верховых; стоит он на двадцати четырех сводах и на стольких же водяных мельницах - ". О таких мостах в то время в Европе даже не мечтали.

(Филиппова Е.С. Представление европейцев о Китае, н.р. д.и.н., профессор Гаврилов Ю.Н., д.и.н., профессор Маслов А.А.)

3. Этологические предпосылки и догмы

Почему вообще такое разведение грязи вокруг себя, выливание фекалий друг другу на голову и прочее свинство не вызывало естественной брезгливости у населения? Дело в том, что такой естественной брезгливости у нас нет. То, что мы за нее принимаем - это плоды воспитания. Собачка может закапывать испражнения инстинктивно, а людей надо этому учить, врожденная чистоплотность у Homo sapiens отсутствует, ее соблюдению способствуют лишь моральные установки:

Едят приматы не раз в неделю, как это бывает с хищниками, а целый день. Передвигаются потихоньку и жуют, не переставая. Привычка вечно что-нибудь жевать, закидывать в рот поп-корн, сидя в кинотеатре, между делом щелкать семечки - это у нас оттуда, из нашего приматского прошлого. [...]

Поскольку экскременты приматов просто падают с дерева на землю, у них нет никаких специальных навыков и способов борьбы с нечистотами: гравитация делает все сама. У примата, в отличие от хищника, нет дома, поэтому обезьяна может позволить себе гадить совершенно без ограничений. Сегодня нагадил - завтра ушел с этого места. Отсюда крайняя нечистоплотность. Крупные обезьяны, которые вьют из листьев и ветвей гнезда на ночь и каждую ночь эти гнезда меняют, гадят прямо под себя. В 99% брошенных гориллами гнезд остается кал, 73% животных лежат в собственных экскрементах.

Поэтому когда приматы покончили с биологической эволюцией, сменив ее на эволюцию социальную, вот тогда учиться чистоплотности им пришлось уже на уровне головы - врожденной, инстинктивной гигиены конструкция не предусматривала.

Гигиена давалась не просто. Пришлось ссылаться на самые высокие авторитеты, чтобы внедрить хоть какие-то понятия о чистоте. В Ветхом завете есть замечательный эпизод, когда Бог учит древних евреев правильно оправляться. Создатель Вселенной тратит свое драгоценное время, чтобы объяснить людям, что если захотел опорожнить кишечник, нужно выйти за пределы стана, не забыв прихватить с собой саперную лопатку, и после того, как дело в некотором отдалении будет сделано, тут же закопать произведенный продукт землей. Врожденные манеры хищника, который никогда не гадит возле логова, нашему виду пришлось разучивать через разум. (А.Никонов "Апгрейд обезьяны")

Поскольку упомянутый "разум" был для христиан как красная тряпка для быка (см., например, Лютера) то наставления Ветхого Завета были быстро забыты (и сейчас большинство христиан считают, что Христос отменил Ветхий Завет своим приходом). Впрочем, само упомянутое повеление Библии (Втор.23:13) о зарывании испражнений лопаткой при догматичном понимании могло принести только вред, что недавно было вскрыто археологами: "Всем членам секты предписывалось зарывать испражнения и совершать ритуальное омовение в местных водах. Тяга к чистоплотности, по-видимому, и погубила их". (http://www.podrobnosti.ua/history/2006/11/16/367862.html).

Вообще, любые попытки основателей религий привить правильное, по их мнению, поведение всегда были обречены на провал из-за непонимания сути запретов. Это еще Ошо хорошо проиллюстрировал, рассказывая о джайнийских монахинях, которые были замечены за странным поведением:

"Ко мне подбежал человек, охранявший дом, и сказал: "Что за женщины остановились наверху? Всю ночь я недоумевал, что они делают. Они что-то носили ведрами и выливали на улицу". Наконец, он пошел туда с факелом, чтобы посмотреть, и был удивлен: то были странные женщины; они не могли мочиться в туалете; они мочились в маленькое ведро и, когда оно наполнялось, выливали его наружу. Я сказал им об этом. Они ответили: "Ах, мы понимаем, но так было бы против священных книг". (Библия Раджниша Том 1, книга 2)

Основателю религии Махавире и в голову бы не пришло, что его разумный - в тех условиях, когда он его давал - запрет со временем превратится в догму, нарушить которую верующий не может, даже если обстоятельства изменились. Ведь теперь это - Священное Писание.

"Джайнский монах не может пользоваться современным туалетом по такой странной причине: там вода, а Махавира сказал: "Нельзя испражняться в воду". И он был прав, потому что в Индии люди делают в реке все, что угодно, и они же пьют эту воду. Их быки купаются в той же реке - их коровы, лошади, другие животные. Они купаются там, люди стирают в реке одежду; всякое случается. Потом они пьют эту воду.

Поэтому совершенно правильно Махавира говорит: "Хотя бы не испражняйтесь и не мочитесь в воду". Но теперь это стало священными словами. Поэтому джайнский монах, джайнская монахиня не могут пользоваться туалетом, ведь там вода" (ibid)

Такое непонимание даже разумных моментов, иногда присутствующих во всевозможных "святых писаниях", хорошо обыграл Крылов в рассказике "О бессмысленных религиозных запретах" (http://absentis.org/story/sharfik.htm).

Константин Крылов

О бессмысленных религиозных запретах, а также о вреде филологии

1. Завет

- Я Господь твой, о Человек. Я сотворил тебя из ничего. Я дал тебе жизнь и вдохнул в тебя душу. Я дал тебе пять чувств, и шестое, лучшее - разум. Я приблизил тебя к Себе и обещал тебе высочайшее место в мире. Благодарен ли ты мне за эти дары?

- Да, Господи, благодарен, и преизрядно.

- В таком случае, могу ли я попросить тебя сделать мне три маленьких одолжения? Они не сильно напряженные, но, пожалуйста, исполни их.

- Да, Господи, всё исполню.

- Посмотрим-посмотрим... Итак. Даю тебе три заповеди, иже не преступишь таковые никогда - ни ты, ни твоё потомство в роды и роды. Не ешь луку. Каждый девятый день надевай на шею шарфик и прогуливайся вдоль реки. Перед тем, как уснуть, читай вслух азбуку.

- Кхм... Ладно, Господи, я постараюсь всё это делать, и детей научу. Но, Господь, мне хотелось бы знать...

- Это выше твоего разумения, человек.

- Я дико извиняюсь, Господи, но у меня будут когнитивный диссонанс.

- Это твои проблемы, человек.

- Мне будет сложно объяснить моим детям, зачем нужно заниматься подобной дурью.

- Это, опять же, твои проблемы, человек.

- Я предвижу, Господи, что внуки моих внуков тоже зададут себе эти вопросы - и, не найдя ответа, перестанут выполнять Твою волю.

- А это будут уже их проблемы, человек.

- Хорошо, Господи. Но всё-таки - нахер это надо?!

- Уговорил. Если ты никому не передашь это знание, я тебе отвечу.

- Зуб даю.

- Хорошо, верю. Видишь ли, на самом деле мне нужно от тебя совсем не это. Но это - простейший способ объяснить тебе, что мне от тебя нужно.

- Как это, Господи?

- Хорошо, смотри. Твоё потомство расселится среди народов, которые едят лук. Они его есть не будут, чем вызовут раздражение своих соседей - ибо лук будет составлять непременную часть трапезы тех народов, а люди вообще-то не любят, когда кто-то брезгует их едой. Но это позволит твоему потомству сохраниться как отдельному народу, на что у меня есть свои виды. Далее, твоё потомство догадается расселиться в местностях, где лук не растёт. Это будут самые худшие земли. Однако, через несколько столетий на этих территориях обнаружатся крайне ценные полезные ископаемые, что сделает твоё потомство богатым... Впрочем, ему будут завидовать и даже постараются на него напасть. Но если они будут прогуливаться вдоль реки...

- Так, Господи, я начинаю понимать. Они смогут селиться только там, где есть реки?

- Ага, соображаешь... Да, это дополнительное ограничение. Они будут селиться там, где до реки можно будет добраться за девять дней. Точнее, доскакать: в ту эпоху появится конный транспорт и хорошие дороги.

- А шарфик-то зачем?

- Чтобы не простудиться, идиот... Так вот, реки к тому моменту будут основными транспортными артериями мира. Таким образом, именно твоё потомство будет контролировать коммуникации. Это позволит ему успешно отбиться от врагов... Правда, через пару столетий после этого все реки пересохнут. Остатки твоего потомства поселятся в пойме последней реки. Это убережёт их от техногенной катастрофы... Про смысл чтения азбуки на ночь я, уж извини, объяснять не буду. Главное: ты понял общий принцип?

- Ну да. Маленькое и просто формулируемое отрицательное условие заменяет очень длинное позитивное описание, к тому же относящееся к будущему.

- Вот именно. Есть множество обстоятельств, которые будут ясны только в будущем, а сейчас мне бы не хотелось их раскрывать. Хотя бы потому, что, если бы кто-нибудь знал будущее, он мог бы помешать его наступлению.

- Ага, понял.

- Ну так выполняй.

2. Собрание мудрых

- В Священной Книге сказано: "Каждый девятый день надевай на шею шарфик и прогуливайся вдоль реки". Здесь в тексте слово "ткукукуинуку", что означает "текущая вода". Значит, для того, чтобы исполнить волю Господню, достаточно каждый девятый день проходить мимо текущей воды...

- Нет, "ткукукуинуку" означает "вода, текущая по естественному ложу, промытому самой же этой водой".

- Ты прав. Значит, к роду "ткукукуинуку" относятся любые ручьи, а также потеки воды на снегу, если они промыты водой...

- Является ли моча водой?

- Несомненно. Если кто-нибудь поссал на снег, то это "ткукукуинуку". Также "ткукукуинуку" - это след от любой струи воды.

- Годится ли вода из-под крана?

- Конечно, ибо она течёт. Но необходимо, чтобы она промыло себе русло. Поэтому можно выдавливать в раковину немного зубной пасты, чтобы струя воды её размывала... А вообще, главное - это шарфик. В этом вопросе текст не допускает разночтений. Шарфик надо надевать обязательно.

2004-01-26

Источник: http://absentis.org/abs/lsd_0_add_europe_smell2.htm

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

Заходите - вас будут рады видеть!

*   *   *   *   *   *   *

Программа "Диссер" - дополнение для Microsoft Word, предназначенное для создания и работы со списками литературы. В диссертациях, научных статьях, рефератах требуется приводить список использованной литературы, вставляя в текст диссертации ссылки на его позиции. При большом размере списка отслеживать соответствия порядковых номеров публикаций в списке и чисел в ссылках в тексте диссертации становится крайне сложно, особенно при изменении порядка следования ссылок в списке. Эта программа добавляет в Word новую функцию - создание и редактирование списка литературы, позволяя исправлять численные ссылки в тексте одним нажатием кнопки. "Диссер" можно загрузить с сайта http://kankowski.narod.ru.

Удачи вам и счастья!


В избранное