Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 477


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Перед вами 477-й выпуск рассылки "Эконометрика" от 15 марта 2010 года.

О падении производства в российском машиностроении сообщает А.П. Проскурин.

О диалектике классового и национального сознания общества - в статье Юрия Белова.

В выпуске рассылки No.471 от 1 февраля 2010 г. помещена работа Бориса Борисова "Голодомор по-американски". Продолжим эту тему в статье "Настоящий голодомор был не в СССР, а в США!" (Сенсационные данные о миллионах погибших голодной смертью в период американской великой депрессии).

По результатам исследования в пяти условных регионах РФ ученые составили список из почти 15 тыс. русских фамилий. При наложении региональных списков друг на друга был сформирован перечень из 250 самых частотных общерусских фамилий. Те, кому лень искать свою фамилию в рейтинге, могут найти (или не найти) ее в алфавитном указателе.

Предлагаем тезисы доклада А.И.Орлова "Отечественные достижения: теория устойчивости и нечисловая статистика" на IV конференции "Современные проблемы формирования методного арсенала социолога".

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Хроники кризиса

Комментирует А.П. Проскурин

21 января 2010: прощай, российское машиностроение!?

 Несмотря на наметившиеся в ноябре 2009 года слабые признаки подъема производства по группам продукции, производимой предприятиями, курируемыми Комитетом по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению Союза машиностроителей России, в целом по итогам 11 месяцев ситуация  продолжает оставаться критичной для многих отечественных предприятий.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года спад производства в среднем составил 52,3%. Этот показатель намного больше, чем в целом по всем обрабатывающим производствам. Наибольшее падение произошло по выпуску следующих видов продукции:

башенные краны - снижение составило 92,3%;

машины для трелевки леса - 86,5%;

экскаваторы - 78,7%;

бульдозеры и трубоукладчики - 70,2%;

сеялки - 61,2%;

тракторы - 60,2%;

автогрейдеры - 60,0%;

культиваторы - 56,4%;

плуги - 55,6%;

машины для городского коммунального хозяйства - 51,5%.

"Экономическая и философская газета".

*   *   *   *   *   *   *

Диалектика единства

Юрий Белов

Жизнь современной России с её социальными полюсами богатства и бедности, с унижением в ней национальной гордости как русских, так и людей иных национальностей требует от коммунистов пристального внимания к состоянию классового и национального сознания общества, испытывающего тяготы не только экономического, но и духовного кризиса. Сколь негативными могут быть последствия для Коммунистической партии абсолютизации классового или национального начала в её идеологической деятельности? И что означает их единство, есть ли оно в реальной действительности? Ответы на эти злободневные вопросы можно и нужно найти в работах В.И. Ленина.

Что нужно видеть за ленинской строкой

Диалектическое единство классового и национального было заявлено Лениным в самом начале его теоретической деятельности. Подчеркнем это особо, поскольку критики ленинизма пытаются выдать его за эдакое учение, которое отличается узкоклассовой одномерностью, пренебрежением всего национального.

В 1902 году в работе Ленина "Что делать?" (перекличка с Чернышевским) можно было прочесть: "Национальные задачи (выделено мной.- Ю.Б.) русской социал-демократии таковы, каких не было еще ни перед одной социал-демократической партией в мире. Нам придется ниже говорить о тех политических и организационных обязанностях, которые возлагает на нас эта задача освобождения всего народа от ига самодержавия. Теперь же мы хотим лишь указать, что роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией. А чтобы хоть сколько-нибудь конкретно представить себе, что это означает, пусть читатель вспомнит о таких предшественниках русской социал-демократии, как Герцен, Белинский, Чернышевский и блестящая плеяда революционеров 70-х годов; пусть подумает о том всемирном значении, которое приобретает теперь русская литература".

Первое, что обращает на себя внимание в данном ленинском положении,- это постановка национальных задач (в приложении к России - общенациональных). Главная из них - освобождение всего народа от ига самодержавия. Именно она, эта постановка, есть необходимое условие, позволяющее подняться пролетариату до положения национального класса или до положения ведущего класса нации. Ленин формулирует идею освобождения от власти самодержавия как идею политическую и классовую, предполагающую в своём осуществлении классовую борьбу русских пролетариев, руководимых партией, вооруженной научной теорией. Но он формулирует её и как идею национальную, отражающую интересы всей нации. Классовое и национальное сливаются в диалектическом единстве, во взаимосвязи и взаимодействии как два различных явления одного целого - общественного сознания.

Обращаясь к современной России, можно сказать то же самое: поставленная КПРФ общенациональная задача национализации олигархической собственности в ведущих отраслях экономики (прежде всего - в ресурсодобывающей) только тогда в действительности станет общенациональной, когда она будет осознана как настоятельная необходимость большинством граждан России, когда классовое содержание этой задачи перейдет на уровень национального сознания. Но заметим при этом, следуя Марксу, что влияние идеи в обществе (в данном случае идеи национализации олигархической собственности) зависит не только от её содержания, но и от степени её распространения (пропаганды) в массах. Идеи, не затрагивающие коренных социальных, экономических и политических интересов нации, не овладевшие сознанием её большинства, умирают, сколь бы ни отличались они классовой и национальной заострённостью.

Особого внимания в анализируемом ленинском положении заслуживает тот факт, что автор "Что делать?", говоря о партии, руководимой передовой теорией, предлагает читателю вспомнить о великих предшественниках русской социал-демократии. Он называет имена выдающихся мыслителей России XIX века - Герцена, Белинского, Чернышевского - и напоминает о блестящей плеяде революционеров 70-х годов. В их ряду, заметим от себя,- имена достойные, известные каждому просвещенному человеку: теоретики народничества - Лавров, Бакунин, Ткачёв; народники, обладавшие большим практическим опытом,- Кравчинский, Квятковский, Лопатин, Плеханов, Морозов, Фигнер и другие. Близкий к ним, но стоящий особняком Кропоткин.

Всё это имена людей высочайшей культуры и революционеров без страха и упрёка. Герцена хорошо знала просвещенная Европа не только как человека энциклопедического ума и яркого обличителя крепостничества в России, но и как критика мещанства европейской буржуазности. Труды Чернышевского привлекли внимание Маркса, он называл русского революционного демократа одним из крупных и оригинальных экономистов современности. Среди зарубежных друзей Маркса и Энгельса был Лавров, которого они считали человеком недюжинного ума, разносторонних научных знаний, революционером-практиком (от него они узнали о Парижской коммуне, в дни которой он был в центре событий). Князь Кропоткин, поначалу близкий к народовольцам, стал основателем теоретического анархизма и приобрел международную известность как крупнейший ученый - географ (автор теории ледникового периода), историк (его фундаментальная книга "История Великой французской революции" - одно из серьезнейших исследований на эту тему), философ, просветитель. Имя Плеханова - в 70-х годах народовольца, позже выдающегося марксиста - стоит в первом ряду славных имен не только русской, но и европейской социал-демократии. Глубокий знаток марксизма и истории мирового искусства.

Всё это имена, составляющие национальную гордость великороссов и всей многонациональной России. Они вошли в наше национальное сознание. Как вошло в него и явление, не имеющее аналога в мировой истории,- хождение молодых революционеров в народ. В 1873-1874 гг. тысячи их (!), порвавших с семьями (многие - с весьма обеспеченной жизнью титулованного дворянства), бросивших учебу в университетах и гимназиях, пошли в деревни и сёла "сеять разумное, доброе, вечное". Большинство участников народнического движения было арестовано, брошено в тюрьмы, отправлено на каторгу. Многие поплатились жизнью за свой вызов власти. Но это не сломило народников, а привело их к мысли "поселения в народе". Молодые энтузиасты вновь направились в деревни, стремясь проникнуть в крестьянскую массу в качестве фельдшеров, учителей, писарей, сезонных рабочих и даже батраков. Сегодня всё это - имена революционеров-демократов, народников, народовольцев, их деяния пытаются вычеркнуть из национального сознания соотечественников. Понятно почему: отсюда дорога ведёт к марксизму, к Ленину.

Что объединяло всех революционеров-семидесятников, так это взгляд на русскую сельскую общину как основу перехода к социализму, минуя капитализм. Минуя - не получилось. Но коллективизм общинного бытия определил психологию русского крестьянина и пролетария и придал национальное своеобразие их революционной (классовой) борьбе. Его емко охарактеризовал Ленин: "русский революционный размах".

Именно коллективизм стремится искоренить сегодня буржуазная власть, преследуя цель - радикальным образом изменить национальное сознание русского и других народов нашей страны, отравить его ядом буржуазного индивидуализма. Революционеры-семидесятники первыми увидели эту угрозу в России XIX века, в чем состоит их несомненная историческая заслуга.

Национальное сознание не внесоциально и не внеисторично. Оно вмещает в себя историю борьбы за свободу и социальную справедливость, в том числе историю того конкретного периода, когда крестьянство, образующее громадное большинство народа, молчало, не откликаясь ни на призывы революционных демократов, ни на самоотверженное подвижничество народников. Но народная, общественная память сохранила эту историю в содержании национального сознания. К нему и обратился Ленин, чтобы думающий читатель осознал: Россия выстрадала необходимость передовой теории, необходимость партии, руководимой этой теорией - теорией марксизма.

Он далее усиливает своё обращение к чувству национальной гордости читателя, предлагая ему подумать о том всемирном значении, которое приобретает теперь русская литература. Нет нужды доказывать, что последняя есть форма национального сознания наравне с исторической памятью и религией.

Великая русская литература тем отличается от других великих литератур мира, что глубоко социальна. Все русские литературные гении, от Пушкина до Толстого, преисполнены чувством негодования от той социальной несправедливости, что царила в России и являлась её национальным позором. Русская литература первой возвысила голос в защиту "маленького человека" ("Станционный смотритель" Пушкина, "Шинель" Гоголя). Одной из первых она заявила тему "народ и власть" ("Борис Годунов" Пушкина). Никакая другая из великих литератур мира не представила так художественно мощно народ главным героем, как это сделала русская литература ("Война и мир" Толстого). Она, что главное в ней, антибуржуазна по своему содержанию и направленности и потому не в чести у нынешней власти. Её героев нет на кино- и телеэкранах. Они становятся неузнаваемыми под топором театральных постмодернистов.

Как видим, Ленин в "Что делать?", обращаясь к классовому сознанию читателя, одновременно затрагивает и его национальное сознание. Делает это не прямо, а опосредованно, касаясь его исторической и литературной (художественной) памяти и, что чрезвычайно важно, выводя его на уровень национальных задач, имеющих классовое содержание. Диалектическое единство классового и национального присутствует у Ленина всегда, даже тогда, когда оно прямо не заявлено в тексте его сочинений. Ищите его в контексте и непременно обнаружите.

Наблюдать классы во всех проявлениях их жизни

Одним из примеров названного единства может служить ленинское определение классового сознания в "Что делать?": "Сознание рабочих масс не может быть истинно классовым сознанием, если рабочие на конкретных и притом непременно злободневных (актуальных) политических фактах и событиях не научатся наблюдать каждый из других общественных классов во всех проявлениях умственной, нравственной и политической жизни этих классов; не научатся применять на практике материалистический анализ и материалистическую оценку всех сторон деятельности и жизни всех классов, слоев и групп населения".

Рассматривая жизнь современной России сквозь призму развитого классового сознания, то есть сознания, отражающего все явления социальной действительности в их взаимосвязи и взаимодействии, иными словами, отражающего их диалектически - в единстве многообразного бытия, мы увидим, как в умственной, нравственной и политической жизни различных классов происходит деформация их национального сознания.

В интересах не знающего границ группового эгоизма новоявленных олигархов и обслуживающей их коррумпированной бюрократии разрушены и окончательно добиваются недавно еще мощное индустриальное производство, достаточно развитое для обеспечения страны сельское хозяйство, передовая наука и культура, лучшая в мире система образования и просвещения. Всё, что составляло общенациональную гордость граждан СССР, да и само Советское государство, осталось в прошлом - в исторической памяти. Отразилось ли это на национальном сознании людей? Несомненно. Чувство оскорблённой национальной чести возникло у большинства, и новая власть делает всё, чтобы подавить его. Увы, в немалой степени ей это удается. Вот уже почти два десятилетия продолжается умственное и нравственное распутство, охватившеё не только богатых, но и немалую часть людей среднего достатка и просто бедных. Культивируется мышление по формуле "деньги решают всё!" Проказа бездумного потребительства, что на грани идиотизма - "поймай и держи кайф!", "оттянись со вкусом!", "лови миг удачи!" - поразила слабых и отчаявшихся, всё более погружая их в бездну духовной нищеты. Иррациональный образ жизни, в котором нет места честному труду, святой любви, совести, превратил миллионы молодых (и не только молодых), пораженных наркоманией, пьянством, вынужденным поначалу, а затем и привычным тунеядством, в отбросы общества. Создана мощная индустрия, среда дебилизации населения: попсовая культура, массовый юмор с гламурным развратом, телекиллерские сериалы, реклама бесстыдной жизни, массовый психоз фанатов от спорта, фабрики "звёзд". О какой национальной чести и достоинстве, о какой любви к Родине здесь, где всё на продажу, может идти речь?!

Но жива еще историческая память о великом советском прошлом, есть еще великая русская и советская литература, живы люди - носители ценностей истинного патриотизма, являющегося первоклеткой национального сознания. Всё это - источники сопротивления космополитизму и имитируемому властью государственному патриотизму. В последнем изо всех сил пытается преуспеть "Единая Россия", да и "Справедливая" с ЛДПР от неё не отстают.

Чтобы подорвать основу возрождения былого классового и национального, в целом - советского социалистического сознания, правящий режим идет на деформацию исторической памяти: фальсифицирует историю, и не только советскую, но и всю предшествующую ей историю борьбы за свободу и социальную справедливость. Из национальной памяти искореняются имена борцов: Пугачёва, Разина, Радищева, декабристов, Герцена, Белинского, Чернышевского, революционеров 70-х годов XIX века. Тем самым прерывается связь между ними и Лениным и Сталиным, дабы представить революционных гениев, их соратников чуждыми российской истории, якобы появившимися из ниоткуда. При всём сказанном резко сокращаются учебные курсы русского языка и литературы в школах. Иначе говоря, удар наносится по главным формам национально-патриотического воспитания. Всё это делается под видом реформирования системы образования в соответствии со спросом на рынке труда на конкурентоспособного работника. Рынок, дескать, в патриотической мотивации труда, в национальной гордости и чести не нуждается - нет на них спроса.

Венцом умственного оскопления подрастающих поколений, их принуждения к духовно-нравственному оскудению стало введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Образование при Фурсенко стало практически платным, разделило молодежь по классовому принципу: кесарю - кесарево, слесарю - слесарево. Дети богатых и сверхбогатых становятся магистрами в элитарных учебных заведениях Европы и США. Дети пролетариев в лучшем случае получают удостоверение бакалавра (человека с недовысшим образованием), а в худшем, наиболее частом, типичном случае - на всю жизнь лишаются возможности получить высшее образование. Интеллигентствующие мещане - приспособленцы с учеными степенями и званиями профессоров и академиков, образующие социальный слой прислужников власти (себя они предпочитают называть интеллектуальной элитой), те самые мещане, что с вожделением принялись фальсифицировать историю по соизволению свыше, на все лады стали доказывать прогрессивность пресловутой реформы Фурсенко.

А что же наше учительство, работники вузов? Ропщут, решаясь на единственно возможную для них смелость - держать против правительства фигу в кармане. Но не все - есть и смело заявляющие, что вопрос интеллектуальной безопасности страны решается в школе, и то, как он решается сегодня, противоречит этой безопасности. Им сочувствуют, но мало кто встает рядом с ними. Мужества и стойкости меньшинства явно недостаточно, чтобы склонить на свою сторону общественное мнение, сделать его протестным. Нужна организующая и направляющая роль массовой политической партии, способной свести воедино разрозненные протесты, то есть готовой поставить тот или иной вызревший в обществе актуальный вопрос в качестве общенациональной задачи. История обязывает КПРФ к исполнению данной роли.

Но чтобы сделать это, следует рассмотреть такое конкретное социальное явление, как духовная жизнь современной России, диалектически, то есть в противоречиях и единстве её различных сторон - классовой, политической и национальной. При всей неполноте приведенного выше анализа данной жизни, в чем вполне отдаем себе отчет, думается, что читатель получил основание для вывода: бездуховность, аморализм, антиинтеллектуализм, подавление национальных начал, начиная с глумления над русским языком,- всё это не случайность, а результат политики власть имущих: ведь духовно колонизированными, лишенными всего национального легче управлять. Между интересами олигархии, охраняющей её бюрократии и интересами трудящихся определилось непримиримое классовое противоречие. Оно затрагивает национальное сознание людей честного труда, ибо массовые бездуховность и аморализм оцениваются ими как национальный позор. Диалектика не отделяет классового от национального, ни одно, ни другое не возводит в абсолют. Связь между ними нерасторжима.

В этом отношении особого внимания заслуживают те работы Ленина, в которых названная связь заявляет о себе на крутых поворотах истории. Одна из первых в их ряду - статья "О национальной гордости великороссов" (1914 г.).

Не возводить в абсолют

Первая мировая война вызвала течение великодержавного шовинизма, прикрывавшего цель войны - передел мира империалистическими державами за счет бессмысленной гибели миллионов воюющих и выдаваемого за патриотизм, защиту своего Отечества. "Все на тысячу ладов распевают свободу и независимость "родины", величие принципа национальной самостоятельности",- писал Ленин. И подчеркивал: "Перед нами очень широкое и очень глубокое идейное течение, корни которого весьма прочно связаны с интересами господ помещиков и капиталистов великодержавных наций". Идейное течение шовинизма, пропагандируемое к выгоде национального капитала великих держав как течение патриотическое, увлекло известных революционеров: Плеханов, Кропоткин - какие имена! Десятки, сотни миллионов франков, фунтов, долларов, рублей были потрачены капиталом воюющих стран на то, чтобы опьянить народы якобы патриотизмом. И это удалось. Немало русских социал-демократов стали, по меткому выражению Ленина, шовинистами по оппортунизму или по бесхарактерности.

В самом начале "патриотического" урагана Ленин стоял несокрушимым утесом. Название ленинской статьи "О национальной гордости великороссов" не вызывало удивления у большинства русских социал-демократов, подобно Плеханову, ставших "защитниками своего отечества". Но её содержание оказалось для них ударом бича. Ленин писал: "Мы говорим: нельзя в ХХ веке, в Европе (хотя бы и дальневосточной Европе) "защищать отечество" иначе, как борясь всеми революционными средствами против монархии, помещиков и капиталистов своего отечества, т.е. худших врагов нашей родины,- нельзя великороссам "защищать отечество" иначе, как желая поражения во всякой войне царизму, как наименьшего зла для 9/10 населения Великороссии".

Национальную гордость Ленин видит не в защите отечества царя, помещиков и капиталистов, а в защите отечества трудящихся, в их непримиримой борьбе со всем (монархией) и всеми (теми же помещиками, капиталистами и их охранителями и прислужниками), унижающими, обесчещивающими их, приучающими "прикрывать свой позор лицемерными, якобы патриотическими фразами". В революционной борьбе видит Ленин спасение Отечества, и классовым её содержанием он насыщает национальное сознание.

Ленин говорил как революционер, но как революционер-патриот, как честный и мыслящий представитель великорусской нации. Классовое и национальное едино в его речи: "Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (то есть 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов. Нам больнее всего видеть и чувствовать, каким насилиям, гнету и издевательствам подвергают нашу прекрасную родину царские палачи, дворяне и капиталисты". Стоит перечитать последний роман Льва Толстого "Воскресение", чтобы убедиться в истинности ленинских слов.

Далее: "Мы гордимся тем, что эти насилия вызывали отпор из нашей среды, из среды великорусов, что эта среда выдвинула Радищева, декабристов, революционеров-разночинцев 70-х годов, что великорусский рабочий класс создал в 1905 году могучую революционную партию масс, что великорусский мужик начал в то же время становиться демократом, начал свергать попа и помещика".

Ленин напомнил читателю о русских людях, в высшей степени выразивших такую черту национальной психологии, как самопожертвование во имя народного счастья. К каждому из них приложимы поэтические строки Некрасова о Чернышевском:

Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.
"Жить для себя возможно только в мире,
Но умереть возможно для других!"

Умереть для других - эту мысль вы найдете в ленинском некрологе о рабочем-революционере Бабушкине. Именно таких людей выдвинул русский пролетариат в свою партию, а русское крестьянство - в вожди крестьянских восстаний во время революции 1905-1907 годов. И это запечатлелось и в классовом, и в национальном сознании, стало активным их элементом, как только прошел шовинистический угар к началу второго года мировой бойни. Ленин опережал время: бессмысленность войны для рабочих и крестьян, ее противоречие их классовым интересам, национальным интересам России становились всё очевиднее. Пророческим было ленинское утверждение: "Интерес (не по-холопски понятой) национальной гордости великороссов совпадает с социалистическим интересом великорусских (и всех иных) пролетариев". Не по-холопски понятой в смысле: защита отечества царя, помещиков и капиталистов, наживающихся на войне и расплачивающихся кровью русской армии за долги союзникам (Франции, Англии, США), не есть защита трудящимися своего отечества, не есть их национальный долг. По ходу войны это понимание начинало доходить до большинства солдат, большинства трудового населения страны. Оно становилось тем глубже, чем теснее классовое сознание сопрягалось с национальным, патриотическим. У Ленина, как и в действительности, они неотделимы. И будут неотделимы, пока существуют классы и нации.

Диалектическое единство классового и национального весьма примитивно было бы представлять как их арифметическую сумму. Это единство всегда находится в развитии, движении и вытекает из взаимосвязи, взаимодействия того и другого начала - классового и национального. Причем нередко это взаимодействие противоположностей, находящихся в противоречии друг с другом.

Один пример. После срыва Троцким переговоров с германской делегацией в Брест-Литовске кайзеровская армия перешла в наступление, угрожая взять Нарву, Гатчину и выйти к Петрограду. Известно, что отряды Красной гвардии из революционных рабочих, солдат и матросов остановили наступление немцев под Нарвой и Псковом 23 февраля 1918 года. Но кто разработал план этой военной операции? Кто командовал отрядами Красной гвардии? План, известный под названием "Нарвская завеса", был разработан пятью царскими генералами во главе с последним начальником штаба уже ликвидированной ставки верховного главнокомандующего. В роли лишившегося своих полномочий начальника штаба выступал генерал Бонч-Бруевич - брат известного революционера. Он и еще четыре генерала-штабиста, оказавшиеся не у дел, срочно были вызваны из Могилёва к Ленину в Смольный. Там они и разработали операцию "Нарвская завеса". Все они представители аристократических дворянских фамилий, верно служили царю и Отечеству, Советской власти не присягали. Царя уже не было, но Отечество осталось, и его надо было защищать от немецкого нашествия.

Мало было разработать план предстоящей военной операции, надо еще найти кадровых офицеров (а они все из бывших), готовых руководить действиями отрядов Красной гвардии, что оказалось делом чрезвычайно трудным.

Вот как об этом написал в своих мемуарах "Вся власть Советам" М.Д. Бонч-Бруевич:

"- Да вы поймите, Михаил Дмитриевич, что не могу я пойти на службу к большевикам,- начинал доказывать... офицер или генерал в ответ на наше предложение работать с нами, - ведь я их власти не признаю...

- Но немецкое-то наступление надо остановить,- приводил я самый убедительный свой довод.

- Конечно, надо,- соглашался он...

В конце концов упрямец соглашался со мной и со всякими оговорками принимал ту или иную должность в частях "завесы".

В годы Гражданской войны в Красной Армии служило 43% бывших офицеров (в большинстве из дворян) и 50% офицеров и генералов Генерального штаба царской армии. Противоречие между классовыми интересами и чувством любви к Отечеству разрешалось многими из бывших в пользу последнего. Свои размышления на этот счет М.Д. Бонч-Бруевич завершает весьма значимым суждением: "Офицеры и генералы эти и явились теми кадрами, без которых нельзя было сформировать боеспособную армию, даже при том новом и основном факторе, который обусловил победоносный путь Красной Армии,- её классовом самосознании и идейной направленности".

Пренебрежение национальным и возведение классового в абсолют в 20-е годы отталкивало от Советской власти определенную часть людей, что явно мешало делу социализма. Согласно пролеткультовскому подходу - карикатуре на классовый подход, великую русскую литературу собирались чуть ли не выбросить на свалку истории. Еще бы! Ведь её создавали дворяне. До этого, конечно, не дошло, но тенденция была весьма опасной.

Не меньшей, если не большей трагедией оборачивается для народа возведение в абсолют всего национального. И крайний тому пример - Германия, чей рабочий класс оказался бессилен перед нацистской заразой.

Мы убеждены, что национализм не имеет исторических корней в России и лишен перспективы превратиться в одно из влиятельных идейных течений в ее современной политической жизни. Но это не значит, что он не опасен. Опасен, и прежде всего для коммунистов, ибо у них есть массовая партия и широкая социальная база в отличие от маргиналов-националистов. Национализм опасен тем, что, прикрываясь коммунистической терминологией (единичные случаи чего уже наблюдаются), он среди неискушенных в идейной борьбе молодых может быть принят... за творческий марксизм (!). Национализм, прикрытый русским вопросом, от социальной, социалистической сущности которого он ничего не оставляет (недавно довелось встретить на одном из сайтов понятие национальной собственности взамен социалистической и национальной власти взамен советской), опасен для коммунистов еще и тем, что он мистифицирует диалектику, подменяя её эклектикой, казуистикой и софистикой. Может ли это невежество оттолкнуть мыслящих людей от партии? Безусловно.

Другая крайность - гипертрофия классового сознания, его отрыв от национального - характерна для поборников "чистого" марксизма. В постановке КПРФ русского вопроса они подозревают проявление национализма и никак не желают видеть в русском народе, по образному выражению Ленина, то звено в диалектической цепи многонациональной общности, потянув за которое, можно вытащить всю цепь. Никак не желают понять: разрушится главное звено, к чему ведут дело нынешние правители России,- распадется диалектическая целостность великой страны. В православной в большинстве своем по вере и культурной традиции стране они настаивают на том, чтобы КПРФ была партией исключительно атеистов. В православии усматривают опасность русского национализма. Всё это от догматизма, неумения и нежелания мыслить диалектически.

Ленин хорошо понимал: православие - одна из основных форм национального сознания громадного большинства русских. Не считаться с этим нельзя. Как привнести классовое сознание рабочих в среду православных трудящихся? Только вовлекая последних в организованную классовую борьбу против эксплуататоров. Только вовлекая их в классовое движение, направленное к устранению социальных корней религии, страха перед ужасами жизни в условиях буржуазной диктатуры.

Для пояснения материалистического, значит, и диалектического, подхода к верующим Ленин в статье "Об отношении рабочей партии к религии" (1909 г.) приводит такой пример: положим, в той или иной местности экономическая борьба привела к стачке. "Для марксиста,- говорил он,- обязательно успех стачечного движения поставить на первый план, обязательно противодействовать разделению рабочих в этой борьбе на атеистов и христиан, решительно бороться против такого разделения. Атеистическая проповедь может оказаться при таких условиях и излишней, и вредной".

Людей, неряшливо относящихся к марксизму (ленинское выражение), очевидно, покоробят следующие слова вождя: "Мы должны не только допускать, но сугубо привлекать всех рабочих, сохраняющих веру в бога, в с.-д. партию, мы безусловно против малейшего оскорбления их религиозных убеждений, но мы привлекаем их для воспитания в духе нашей программы, а не для активной борьбы с ней". Живая диалектика в этих ленинских словах! Немало имеется примеров тому, как верующий коммунист проходил путь от религии к социализму.

Современное рабочее движение России пребывает в затяжном кризисе. Проправительственные шмаковские профсоюзы держат его под влиянием буржуазной и мелкобуржуазной оппортунистической идеологии. Но зримы признаки выхода из кризиса - на наших глазах рождаются независимые профсоюзы с неподкупными лидерами. Пробуждается и национальное сознание людей наёмного труда, всё чаще сталкивающихся с циничным бесстыдством олигархического капитала. Приходит, хотя еще медленно, понимание того, что любой капитал (российский, иностранный) чужд национальным интересам России. Ленинская диалектика "подсказала" КПРФ необходимость единства социально-классового и национально-освободительного движения. Но оно еще трудно достигается. В частности, мешают крайности, о которых сказано выше. Их преодоление, как и других препятствий (социальной демагогии партий правящего режима, имитации им патриотизма, борьбы с коррупцией), невозможно без обращения к ленинской диалектике как руководству к действию: конкретный анализ конкретной ситуации. Но научиться ленинской диалектике мышления нельзя, как научиться плавать - на всю жизнь. Ей надо учиться всю жизнь. Непрерывно, каждодневно.

Газета "Правда", No.6 (29493),
22-25 января 2010 года

*   *   *   *   *   *   *

"Настоящий голодомор был не в СССР, а в США!"

Сенсационные данные о миллионах погибших голодной смертью в период американской великой депрессии

Борис Борисов ("Комсомольская правда" - Томск), 2009-08-24 00:03

Российские историки уверяют: в годы Великой депрессии, бушевавшей в США в 30-е годы, в Америке от голодной смерти умерли около 5 миллионов граждан. Официальный сайт КПРФ уже писал об этой проблеме, в частности о подавлении танками 30-тысячного марша на Вашингтон голодных ветеранов первой мировой войны в 1932 году (Известный русский историк Ю.В.Емельянов: Какую демократию будут продвигать США, и какой памятник следовало бы воздвигнуть в Вашингтоне в 2007 году).

Но не только расстрелянные в Вашингтоне голодные ветераны, но и многие из голодающих по всей стране погибли по вине правительства США. Почему же сегодня за океаном предпочитают стыдливо помалкивать об этом, мы поговорили с исследователем истории XX века Борисом Борисовым.

Они подделали статистику

- Борис, западные историки уже засомневались в этой цифре...

Сомневаться можно сколько угодно, но лучше взять официальные данные статведомства США, которыми я и пользовался. А они ошеломляют. В 30-е годы в США фактическое наличие граждан выяснялось только в момент переписи населения, а они проводились в 1930, 1940 и 1950 годах. Так вот, данные этих переписей выявляют резкую недостачу населения США. И очевидно, что эти статданные были подогнаны под фактически наличное население на годы переписи, то есть подделаны. Выглядит это так: рождаемость к началу 1931 года якобы падает вдвое и таковой остается на уровне десяти лет. А в 1941 году резко повышается. И также вдвое. В демографии такого не бывает! Если бы дело было лишь в падении рождаемости, то мы бы имели провал только по лицам, рожденным в 30-х годах. Однако такой провал есть и по американцам, рожденным в 20-х годах. Но "не родиться" они не могли - они уже жили! Следовательно, они могли только умереть в 30-е годы.

Всего, исходя из американской статистики, население США к 1940 году должно было возрасти почти до 141,856 миллиона человек. Фактически же мы видим цифру в 131,409 миллиона. 3 миллиона из них объяснимы миграцией населения. Еще около 2,5 миллиона потерь приходится на снижение рождаемости (тут еще надо выяснить долю неучтенной младенческой смертности). А около 5 миллионов куда-то пропали в американской статистике. И никто так и не объяснил, куда они подевались...

- Не проще взять и посмотреть статистику населения по годам: сколько родилось, сколько умерло...

- А вы не увидите достоверных цифр.

- Как это?

- А вот смотрите статистический сайт США. Возьмем 1932 год: "статотчет за 1932 год не составлялся". Понимаете, какой удобный способ спрятать концы в воду? Просто не составлять отчет...

Правительство Рузвельта уничтожило урожай и скот

- Неужели и впрямь такие страшные потери от Великой депрессии были?

- Получается, что так. Среди миллионов обездоленных людей свирепствовали голод, болезни, высокая смертность. Около 5 миллионов фермеров и членов их семей лишились земель и жилья, то есть раскулачены в никуда.

- Терминология какая-то советская...

- По сути, то, что произошло с американскими фермерами, можно поставить в один ряд с раскулачиванием в СССР. Дело в том, что земля, урожаи и скот многих фермеров находились в залоге у банков. А те, в свою очередь, принадлежали крупным олигархическим агроструктурам, которые забирали у разорившихся крестьян имущество за долги. Под жернова кредитной системы тогда попал практически каждый шестой фермер.

- Но вы же сами сказали, что урожай и скот, выращенные фермерами, никуда не делись, они просто сменили хозяев...

- Аграрное бизнес-лобби было не заинтересовано в том, чтобы еды было много: тогда она стала бы доступной обедневшим американцам. Поэтому власти и бизнес поступили вполне "по-рыночному": запахали около 10 миллионов гектаров земель с урожаем и уничтожили более 6,5 миллиона свиней. Естественно, все это вызвало недовольство простых американцев, которые устраивали "голодные марши". Правительство оставило им лишь один выбор - "общественные работы".

Миф об украинском голодоморе родился в Конгрессе США

- Однако считается, что именно "общественные работы" дали Америке новые каналы, дороги, мосты...

- Восхищаться мудростью Рузвельта, организовавшего "общественные работы", - это то же самое, что восхищаться мудростью Сталина, который организовал строительство Беломорканала и ряда других великих строек коммунизма. Память о гуманитарных преступлениях правящего тогда режима США вытравлена из официальной истории, подменена пропагандой, в которой есть место "мудрому" Рузвельту, но нет места миллионам американцев, погибших от голода. Всего через американский "ГУЛАГ" общественных работ прошло около 8,5 миллиона человек. Только безработной молодежи было привлечено около 2 миллионов. Платили им 30 долларов, но 25 из них вычитали за "содержание"... Все это происходило в жутких малярийных условиях и на фоне небывалой смертности. Вот об этом нужно писать исследования, а не о выдуманном украинском голодоморе.

- Но ведь голод-то на Украине был!

- Голод был. Но голодомора как геноцида на Украине не было. И от нас этого никто не скрывал. Но в 1988 году конгресс США впервые обвинил Россию в массовом голоде на Украине, как в рукотворном явлении. Тогда была создана даже специальная комиссия конгресса по расследованию "голодомора на Украине".

- То есть миф о голодоморе родился в США? Им-то зачем это надо?

- В США таким образом формируют историческую память. Американцы вообще больше любят считать чужих мертвецов, чем своих.

- Получается, что США "забыли" про свой голодомор?

- Иногда они об этом вспоминают. Ряд современных конгрессменов, например, искренне удивляются своим коллегам, конгрессменам 30-х годов. Цитирую одно из свежих их заявлений: "знали о том, что происходит, но не предприняли ничего для оказания помощи голодающим". Немая сцена. То есть они прекрасно знали, что в богатейшем городе страны Нью-Йорке стоят очереди за бесплатным супом (в американской глубинке таких очередей нет, потому что половина городов - банкроты и у них нет денег на бесплатный суп), но первую помощь населению оказывают лишь через несколько лет после начала кризиса.

О массовом голоде, в котором было повинно правительство США, говорили в Америке и раньше. Однако всех, кто обнародовал правду, объявляли коммунистами, ведущими "антиамериканскую деятельность". И говорившие испытывали па себе все прелести тоталитарной зачистки американского правового и информационного поля.

Это был геноцид американцев

- Кстати, как отреагировали в Штатах на ваше исследование?

- Отзывы американцев разные, очень часто называют мой материал коммунистической пропагандой. При этом аргументация этих откликов примерно такая: "У нас в США были демократия и права человека, поэтому все это совершенно невозможно". В то же время на разных англоязычных площадках идет бурная дискуссия на эту тему. Много воспоминаний о том времени: "Старейшие члены моей семьи рассказывали, как люди обивали чужие двери с просьбами дать им работу на один день только за одну еду". Или: "Моя бабушка рассказывала, что иногда она не ела по нескольку дней подряд". Да и массовые демонстрации времен Гувера именовали "голодными маршами". И это название придумал не Борис Борисов в XXI веке, а американская пресса 30-х годов.

- Какой-то геноцид американского народа получается...

- Вот именно! В связи с этим не принять ли нам сегодня заявление, осуждающее гуманитарное преступление этих неторопливых конгрессменов и "кровавый режим Гувера - Рузвельта"? И если их конгресс позволяет зачислять в "жертвы голодомора" всех погибших у нас, то почему мы не можем применить такие же категории к Соединенным Штатам? Хотелось бы напомнить, что массовое уничтожение продовольствия в период кризиса и голода производил не Сталин, а федеральное правительство США.

Товарищи американцы, давайте вести себя честно: если вы считаете жертв голода на Украине жертвами кровавого Сталина, то причислите, пожалуйста, к жертвам кровавого Рузвельта погибших во время американской Великой депрессии. Иначе вы - обычные шулеры. И правительству США нужно все время напоминать об этом. Важно только понять, что нельзя выиграть информационную войну, сидя в окопе и отстреливаясь от обвинений типа "голодомор на Украине", "оккупированные Прибалтика и Европа", "изнасилованная русским солдатом Германия" и далее по списку. Пора и нам наступать на информационном фронте. Находить чувствительные точки в истории и прицельно наносить удары. А этих точек у США и Европы XX века ох как немало...

Личное дело

Борис Борисов - историк, публицист, бизнесмен. Выпускник экономического факультета МГУ, одним из первых в СССР создал кооператив, позже создал и возглавлял совет директоров Московского кредитного банка. Автор научных и публицистических трудов по экономике и истории, вызвавших широкий общественный резонанс.

Юлия Алехина

*   *   *   *   *   *   *

250 самых русских фамилий

По результатам исследования в пяти условных регионах РФ ученые составили список из почти 15 тыс. русских фамилий. При наложении региональных списков друг на друга был сформирован следующий перечень из 250 самых частотных общерусских фамилий.

1 Смирнов
2 Иванов
3 Кузнецов
4 Попов
5 Соколов
6 Лебедев
7 Козлов
8 Новиков
9 Морозов
10 Петров
11 Волков
12 Соловьев
13 Васильев
14 Зайцев
15 Павлов
16 Семенов
17 Голубев
18 Виноградов
19 Богданов
20 Воробьев
21 Федоров
22 Михайлов
23 Беляев
24 Тарасов
25 Белов
26 Комаров
27 Орлов
28 Киселев
29 Макаров
30 Андреев
31 Ковалев
32 Ильин
33 Гусев
34 Титов
35 Кузьмин
36 Кудрявцев
37 Баранов
38 Куликов
39 Алексеев
40 Степанов
41 Яковлев
42 Сорокин
43 Сергеев
44 Романов
45 Захаров
46 Борисов
47 Королев
48 Герасимов
49 Пономарев
50 Григорьев
51 Лазарев
52 Медведев
53 Ершов
54 Никитин
55 Соболев
56 Рябов
57 Поляков
58 Цветков
59 Данилов
60 Жуков
61 Фролов
62 Журавлев
63 Николаев
64 Крылов
65 Максимов
66 Сидоров
67 Осипов
68 Белоусов
69 Федотов
70 Дорофеев
71 Егоров
72 Матвеев
73 Бобров
74 Дмитриев
75 Калинин
76 Анисимов
77 Петухов
78 Антонов
79 Тимофеев
80 Никифоров
81 Веселов
82 Филиппов
83 Марков
84 Большаков
85 Суханов
86 Миронов
87 Ширяев
88 Александров
89 Коновалов
90 Шестаков
91 Казаков
92 Ефимов
93 Денисов
94 Громов
95 Фомин
96 Давыдов
97 Мельников
98 Щербаков
99 Блинов
100 Колесников
101 Карпов
102 Афанасьев
103 Власов
104 Маслов
105 Исаков
106 Тихонов
107 Аксенов
108 Гаврилов
109 Родионов
110 Котов
111 Горбунов
112 Кудряшов
113 Быков
114 Зуев
115 Третьяков
116 Савельев
117 Панов
118 Рыбаков
119 Суворов
120 Абрамов
121 Воронов
122 Мухин
123 Архипов
124 Трофимов
125 Мартынов
126 Емельянов
127 Горшков
128 Чернов
129 Овчинников
130 Селезнев
131 Панфилов
132 Копылов
133 Михеев
134 Галкин
135 Назаров
136 Лобанов
137 Лукин
138 Беляков
139 Потапов
140 Некрасов
141 Хохлов
142 Жданов
143 Наумов
144 Шилов
145 Воронцов
146 Ермаков
147 Дроздов
148 Игнатьев
149 Савин
150 Логинов
151 Сафонов
152 Капустин
153 Кириллов
154 Моисеев
155 Елисеев
156 Кошелев
157 Костин
158 Горбачев
159 Орехов
160 Ефремов
161 Исаев
162 Евдокимов
163 Калашников
164 Кабанов
165 Носков
166 Юдин
167 Кулагин
168 Лапин
169 Прохоров
170 Нестеров
171 Харитонов
172 Агафонов
173 Муравьев
174 Ларионов
175 Федосеев
176 Зимин
177 Пахомов
178 Шубин
179 Игнатов
180 Филатов
181 Крюков
182 Рогов
183 Кулаков
184 Терентьев
185 Молчанов
186 Владимиров
187 Артемьев
188 Гурьев
189 Зиновьев
190 Гришин
191 Кононов
192 Дементьев
193 Ситников
194 Симонов
195 Мишин
196 Фадеев
197 Комиссаров
198 Мамонтов
199 Носов
200 Гуляев
201 Шаров
202 Устинов
203 Вишняков
204 Евсеев
205 Лаврентьев
206 Брагин
207 Константинов
208 Корнилов
209 Авдеев
210 Зыков
211 Бирюков
212 Шарапов
213 Никонов
214 Щукин
215 Дьячков
216 Одинцов
217 Сазонов
218 Якушев
219 Красильников
220 Гордеев
221 Самойлов
222 Князев
223 Беспалов
224 Уваров
225 Шашков
226 Бобылев
227 Доронин
228 Белозеров
229 Рожков
230 Самсонов
231 Мясников
232 Лихачев
233 Буров
234 Сысоев
235 Фомичев
236 Русаков
237 Стрелков
238 Гущин
239 Тетерин
240 Колобов
241 Субботин
242 Фокин
243 Блохин
244 Селиверстов
245 Пестов
246 Кондратьев
247 Силин
248 Меркушев
249 Лыткин
250 Туров

Алфавитный указатель

Те, кому лень искать свою фамилию в рейтинге, могут найти (или не найти) ее здесь.

Абрамов 120
Авдеев 209
Агафонов 172
Аксенов 107
Александров 88
Алексеев 39
Андреев 30
Анисимов 76
Антонов 78
Артемьев 187
Архипов 123
Афанасьев 102
Баранов 37
Белов 25
Белозеров 228
Белоусов 68
Беляев 23
Беляков 138
Беспалов 223
Бирюков 211
Блинов 99
Блохин 243
Бобров 73
Бобылев 226
Богданов 19
Большаков 84
Борисов 46
Брагин 206
Буров 233
Быков 113
Васильев 13
Веселов 81
Виноградов 18
Вишняков 203
Владимиров 186
Власов 103
Волков 11
Воробьев 20
Воронов 121
Воронцов 145
Гаврилов 108
Галкин 134
Герасимов 48
Голубев 17
Горбачев 158
Горбунов 111
Гордеев 220
Горшков 127
Григорьев 50
Гришин 190
Громов 94
Гуляев 200
Гурьев 188
Гусев 33
Гущин 238
Давыдов 96
Данилов 59
Дементьев 192
Денисов 93
Дмитриев 74
Доронин 227
Дорофеев 70
Дроздов 147
Дьячков 215
Евдокимов 162
Евсеев 204
Егоров 71
Елисеев 155
Емельянов 126
Ермаков 146
Ершов 53
Ефимов 92
Ефремов 160
Жданов 142
Жуков 60
Журавлев 62
Зайцев 14
Захаров 45
Зимин 176
Зиновьев 189
Зуев 114
Зыков 210
Иванов 2
Игнатов 179
Игнатьев 148
Ильин 32
Исаев 161
Исаков 105
Кабанов 164
Казаков 91
Калашников 163
Калинин 75
Капустин 152
Карпов 101
Кириллов 153
Киселев 28
Князев 222
Ковалев 31
Козлов 7
Колесников 100
Колобов 240
Комаров 26
Комиссаров 197
Кондратьев 246
Коновалов 89
Кононов 191
Константинов 207
Копылов 132
Корнилов 208
Королев 47
Костин 157
Котов 110
Кошелев 156
Красильников 219
Крылов 64
Крюков 181
Кудрявцев 36
Кудряшов 112
Кузнецов 3
Кузьмин 35
Кулагин 167
Кулаков 183
Куликов 38
Лаврентьев 205
Лазарев 51
Лапин 168
Ларионов 174
Лебедев 6
Лихачев 232
Лобанов 136
Логинов 150
Лукин 137
Лыткин 249
Макаров 29
Максимов 65
Мамонтов 198
Марков 83
Мартынов 125
Маслов 104
Матвеев 72
Медведев 52
Мельников 97
Меркушев 248
Миронов 86
Михайлов 22
Михеев 133
Мишин 195
Моисеев 154
Молчанов 185
Морозов 9
Муравьев 173
Мухин 122
Мясников 231
Назаров 135
Наумов 143
Некрасов 140
Нестеров 170
Никитин 54
Никифоров 80
Николаев 63
Никонов 213
Новиков 8
Носков 165
Носов 199
Овчинников 129
Одинцов 216
Орехов 159
Орлов 27
Осипов 67
Павлов 15
Панов 117
Панфилов 131
Пахомов 177
Пестов 245
Петров 10
Петухов 77
Поляков 57
Пономарев 49
Попов 4
Потапов 139
Прохоров 169
Рогов 182
Родионов 109
Рожков 229
Романов 44
Русаков 236
Рыбаков 118
Рябов 56
Савельев 116
Савин 149
Сазонов 217
Самойлов 221
Самсонов 230
Сафонов 151
Селезнев 130
Селиверстов 244
Семенов 16
Сергеев 43
Сидоров 66
Силин 247
Симонов 194
Ситников 193
Смирнов 1
Соболев 55
Соколов 5
Соловьев 12
Сорокин 42
Степанов 40
Стрелков 237
Субботин 241
Суворов 119
Суханов 85
Сысоев 234
Тарасов 24
Терентьев 184
Тетерин 239
Тимофеев 79
Титов 34
Тихонов 106
Третьяков 115
Трофимов 124
Туров 250
Уваров 224
Устинов 202
Фадеев 196
Федоров 21
Федосеев 175
Федотов 69
Филатов 180
Филиппов 82
Фокин 242
Фомин 95
Фомичев 235
Фролов 61
Харитонов 171
Хохлов 141
Цветков 58
Чернов 128
Шарапов 212
Шаров 201
Шашков 225
Шестаков 90
Шилов 144
Ширяев 87
Шубин 178
Щербаков 98
Щукин 214
Юдин 166
Яковлев 41
Якушев 218

*   *   *   *   *   *   *

Отечественные достижения: теория устойчивости и нечисловая статистика

Проф., д.т.н. А.И. Орлов

Тезисы доклада на IV конференции
"Современные проблемы формирования методного арсенала социолога"

1. Лет 20 назад я оценил число публикаций по статистическим методам (включая теорию вероятностей и математическую статистику) в 1 миллион, число актуальных из них (не перекрывающихся более поздними) - в 100 тысяч. Один человек может за свою жизнь познакомиться с несколькими тысячами статей и книг ( в известном трехтомнике Кендалла и Стьюарта - около 2 тысяч ссылок). Отсюда следствие - специалист знаком лишь с 2-3% публикаций по своей области. За прошедшие годы ситуация лишь ухудшилась. Забрезжила надежда на информационные технологии, на поиск в Интернете. Однако основная масса публикаций еще не внесена в Интернет, да и нелегко адекватно сформулировать запрос. Нелегко и отделить жемчужные зерна от сора.

Когда-то считалось, что нет пользы от повторов. То, что однажды опубликовано, известно профессионалам. Из сказанного выше ясно, что это - утопия. Как следствие, полезно обращаться к важным идеям, выдвинутым давно, но актуальным и сегодня.

Дискуссия на 10-м ежегодном междисциплинарном семинаре "Математическое моделирование социальных процессов и социальная информатика" 5 декабря 2007 г. подтвердила, что две идеи тридцатилетней давности и сейчас весьма актуальны. Это проблемы устойчивости и анализа нечисловых (качественных) данных.

2. В монографии [1] 1979 г. развит наиболее общий подход к изучению устойчивости в математических моделях социально-экономических явлений и процессов по отношению к отклонениям исходных данных и предпосылок модели. Рассмотрим несколько примеров.

В теории измерений "задача анализа устойчивости" может интерпретироваться как задача поиска способов обработки данных, инвариантных относительно допустимых преобразований шкалы. А "задача анализа адекватности" - как задача описания шкалы (группы допустимых преобразований), в которой рассматриваемый алгоритм дает инвариантные результаты (т.е. результаты его применения не меняются при любом допустимом преобразовании). Аналогичны интерпретации этих двух задач в теории робастности статистических процедур.

Обратим внимание на еще одно использование соображений устойчивости, которое в [1] названо "принципом уравнивания погрешностей". Пусть имеются погрешности двух разных типов. Погрешности первого типа имеют определенные характеристики, которыми нельзя управлять. Погрешностями второго типа можно управлять, расходуя ресурсы. Например, при анализе статистических данных первая группа - это метрологические погрешности (характеристики заданы в технических паспортах средств измерения), в вторая группа - статистические погрешности (можно уменьшать, увеличивая объем выборки). "Принцип уравнивания погрешностей" состоит в том, чтобы уравнять погрешности этих двух типов. Проработан ряд применений принципа уравнивания погрешностей. В статистике интервальных данных он приводит к одному из двух фундаментальных понятий - рациональному объему выборки [2]. В теории управления запасами - к обоснованию того, что допустимо применять любую из двух разных методик расчета величин издержек, связанных с хранением и доставкой продукции [1, 3]. В социологии - к выбору числа градаций шкалы на основе оценки размытости ответа респондента [1].

Наиболее общая рекомендация теории устойчивости - обрабатывать данные многими способами и выделять как объективный результат то, что получено при всех способах. Цель - уменьшить влияние субъективизма, проявляющегося в выборе метода. Например, итоговое мнение комиссии экспертов целесообразно находить как методом средних арифметических рангов, так и методов медиан рангов, а потом выделять "общую часть" с помощью процедуры согласования [2].

3. Статистика объектов нечисловой природы (статистика нечисловых данных, нечисловая статистика) как самостоятельное направление внутри прикладной статистики была выделена в 1979 г. [1]. Полученные с тех пор результаты опубликованы широко, в частности, подробно отражены в учебниках [2, 4]. Применительно к социологии подробный анализ дан в [5]. Тем не менее любители обсудить соотношение количественных и качественных методов в социологии явно не знакомы с рассматриваемой областью статистики с тридцатилетней историей.

В целом приходится констатировать, что специалисты по методам обработки социологических данных отстали лет на 30 от современной статистической науки. Только этим можно объяснить радость от освоения столь же отсталого пакета SPSS (оценка соответствия этого и других пакетов современным требованиям дана в [6]).

Литература

1. Орлов А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях. - М.: Наука, 1979, - 296 с.

2. Орлов А.И. Прикладная статистика. - М.: Экзамен, 2006. - 671 с.

3. Орлов А.И. Теория принятия решений. - М.: Экзамен, 2006. - 574 с.

4. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование: учебник : в 3 ч. Часть 1: Нечисловая статистика. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана. - 2009. - 541 с.

5. Орлов А.И. Статистические методы в российской социологии (тридцать лет спустя) // Социология: методология, методы, математические модели. 2005. No.20. С.32-53.

6. Орлов А.И. Статистические пакеты - инструменты исследователя // Заводская лаборатория. 2008. Т.74. No.5. С.76-78.

Публикация: Орлов А.И. Отечественные достижения: теория устойчивости и нечисловая статистика. - Материалы IV конференции "Современные проблемы формирования методного арсенала социолога" (Москва, 16 февраля 2010 г.). - М.: Институт социологии РАН, 2010.

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте работает форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

Заходите - вас будут рады видеть!

*   *   *   *   *   *   *

Программа "Диссер" - дополнение для Microsoft Word, предназначенное для создания и работы со списками литературы. В диссертациях, научных статьях, рефератах требуется приводить список использованной литературы, вставляя в текст диссертации ссылки на его позиции. При большом размере списка отслеживать соответствия порядковых номеров публикаций в списке и чисел в ссылках в тексте диссертации становится крайне сложно, особенно при изменении порядка следования ссылок в списке. Эта программа добавляет в Word новую функцию - создание и редактирование списка литературы, позволяя исправлять численные ссылки в тексте одним нажатием кнопки. "Диссер" можно загрузить с сайта http://kankowski.narod.ru.

Удачи вам и счастья!


В избранное