Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 314


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

В 314-м выпуске рассылки "Эконометрика" от 29 января 2007 года помещаем нашу статью "Социально-экологические аспекты управления в условиях современной экологии". Ее цель - обсуждение современных представлений о социально-экологических аспектах управления в условиях рыночной экономики. В частности, продемонстрировано, что экономика - служанка общества. В статье суммированы наши взгляды по рассматриваемой тематике.

Предлагаем Вашему вниманию третью статью Юрия Емельянова "Миф о "всеобщей нищете", посвященную так называемому периоду "застоя". Первая статья из этого цикла включена в выпуск рассылки No.312 от 15 января, вторая - в выпуск No.313 от 22 января 2007 г.

Продолжаем публиковать записки М.В. Родзянко "Государственная дума и февральская 1917 года революция".

Все вышедшие выпуски Вы можете посмотреть в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Социально-экологические аспекты управления в условиях современной экологии

Профессор, доктор технических наук А.И.Орлов

Цель статьи - обсуждение современных представлений о социально-экологических аспектах управления в условиях рыночной экономики. Продемонстрировано, что экономика - служанка общества. Статистические данные говорят о том, что во всех без исключения экономически развитых странах за ХХ в. в 3-5 раз выросла роль государства в экономике. Обсуждается влияние современной экологической ситуации на экономику и управление. В частности, предсказывается конец частного предпринимательства в классическом его понимании и то, что символом XXI в. будет эколог с автоматом. Рассмотрены социально-экологические аспекты управления в масштабах государства и при управлении персоналом предприятия. Обсуждение российских проблем начинается с анализа динамики основных экономических показателей России (по официальным данным Госкомстата и Центрального Банка РФ). Вслед за динамикой экологической ситуации рассмотрены коэффициенты суммарной рождаемости в России. Система сценариев демографических прогнозов на период до 2050 г. показывает неизбежность значительного сокращения населения России. Приведены основные положения Федерального закона "Об охране окружающей среды" (2002). Описаны два основных сценария разрешения социально-экологических противоречий.

1. Экономика - служанка общества

Господствующие в обществе социальные установки оказывают решающее влияние на его экономику и системы управления. Один из наиболее ярких примеров - социально-экономическая история нашей страны с 1987 г. Тщательный анализ показывает, что советская экономическая система вполне могла развиваться, обеспечивая 4-5% ежегодного роста валового внутреннего продукта [2]. Недостатки прежней системы хозяйствования хорошо известны [1]. Поэтому переход к реформам был естественным. Однако дальнейшие социально-политические события привели примерно к двукратному уменьшению основных макроэкономических показателей.

Различие двух обществ влечет различие их экономик. Принципиальное отличие внутреннего устройства российского общества от американского вытекает из их исторического пути. Американцы - потомки преступников и извергов (т.е. лиц, извергнутых из прежних сообществ). Метафорически их можно описать как набор независимо движущихся атомов. Русский крестьянин жил в общине, метафорическое описание российского общество - "семья". Поэтому в России на руководителей (от царя либо президента до директора организации) традиционно возлагают больше ожиданий, чем в США. В России работник ощущает себя членом коллектива, есть стремление решать спорные вопросы с помощью начальства, а не в суде, "стукачество" не поощряется, в отличие от США, где оно является одобряемой обществом нормой поведения, и т.д. Поэтому российские традиции управления персоналом и ведения бизнеса весьма отличаются от американских [2,3].

Экономическая динамика зависит также от религии. "Протестантская этика", по мнению известного социолога М.Вебера, сыграла ведущую роль в развитии капитализма. Дело в том, что для протестантов деловой успех означал благоволение со стороны Бога. Наоборот, неудача в делах означала недовольство Бога. Такой взгляд, конечно, противоречил принятому большинством христиан (православными и католиками) Новому Завету, в котором сказано: "Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в Царствие Небесное".

Имеет свои особенности экономика и менеджмент в странах ислама (запрет на дачу денег в рост) и в Японии (традиции пожизненного найма).

В течение ХХ в. во всех экономически развитых странах общество возлагает на экономику все больше обязанностей. Речь идет о социальных гарантиях - пенсиях, пособиях малоимущим, безработным, всеобщем бесплатном образовании, медицинском обслуживании и т.д. Кроме того, в ХХ в. резко возросли расходы на оборону, обеспечение безопасности. В европейских странах государству принадлежит значительная часть предприятий. В результате во всех без исключения экономически развитых странах значительно выросла роль государства в экономике. В табл. 1 (данные Всемирного Банка) показана динамика роли государства в рыночной экономике ХХ века.

Таблица 1

Государственные расходы (расходная часть бюджета) в процентах от валового внутреннего продукта

No. п/п

Страна

1870 г.

1913 г.

1960 г.

1998 г.

1

Швеция

5,7

10,4

31,1

58,5

2

Франция

12,6

17,0

34,6

54,3

3

Бельгия

-

13,6

30,3

49,4

4

Италия

11,9

11,1

30,1

49,1

5.

Нидерланды

9,1

9,0

33,7

47,2

6

Германия

-

14,8

32,4

46,9

7

Норвегия

5,9

9,3

29,9

46,9

8

Великобритания

-

12,7

32,2

40,2

9

Япония

-

8,3

17,5

36,9

10

Австралия

18,3

16,5

21,2

32,9

11

США

7,3

7,5

27,0

32,8

12

Среднее по 11 странам

10,1*

11,8

29,1

45,0

13

Россия

-

11,5

65,0

11,0

Примечание. *За 1870 г. - среднее по 7 странам.

Для России динамика расходной части бюджета в процентах от ВВП резко отличается от аналогичной динамики для остальных стран. В 1913 г. Россия по этому показателю была в центре всех остальных стран. В период СССР (1960 г.) она заметно (более чем в 2 раза) опережала другие страны. Зато в 1998 г. она вернулась на уровень 1913 г., отставая примерно в 3 раза от США и в 5 раз - от Франции. Движение наперекор общемировой тенденции - результат политических решений, а не экономической необходимости.

Приведенные факты свидетельствуют о том, что экономическая активность направляется обществом, обычно через органы государственной власти, короче, экономика - служанка общества.

2. Влияние современной экологической ситуации на экономику и управление

Еще сто-двести лет назад люди и природа жили в традиционном единстве. Подавляющее большинство населения работало на земле, жило в небольших поселениях, питалось естественными продуктами (как сейчас говорят, "экологически чистыми").

А сейчас? Планету покрыли мегаполисы с населением от миллиона жителей и выше. Горожане ходят не по земле, а по асфальту, дышат не чистым воздухом, а выхлопными газами автомобилей. Электромагнитные излучения принимают не только телевизоры и радиоприемники, но и тела зрителей и слушателей. Продукты - не с грядки, а из холодильника, трансгенные и с консервантами, выращенные на разнообразной "химии". Солнце и небо видят только через окна. А звезды горожане вообще не видят. С зайцами и лягушками встречаются только в зоопарках.

Переход из естественной среды обитания в искусственную (антропогенную) совершился. Из деревенской избы мы переселились в каменные джунгли. Последствия разнообразны. Человек как биологическое существо меняется. Первой заметили акселерацию. Человек стал выше своих предков на 10-15 см, на 2-3 года раньше начинается процесс полового созревания. Чрезвычайное распространение получили аллергические заболевания. Пугает рост числа психических заболеваний - отклонения отмечают у трети населения.

Вместе с тем сведения о динамике здоровья горожан противоречивы. С одной стороны, такой расчетный статистический показатель, как средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни, увеличился раза в два (за 20-й век в России). Но надо отметить, что рост этого формального показателя - в основном за счет резкого сокращения младенческой смертности. Население на рост продолжительности жизни ответило резким сокращением числа рождений. Что же касается здоровья каждого конкретного человека, то медики заявляют, например, что 90% старшеклассников страдают теми или иными заболеваниями. В более старшем возрасте уже практически все имеют по несколько заболеваний.

Нынешняя реально наблюдаемая продолжительность предстоящей нам жизни мало отличается от прежней, названной еще в Книге Экклезиаста (Библия, Ветхий Завет) - 70 лет. Но проживем мы эти 70 лет в болезнях. Пока неясно, появились ли эти болезни из-за неестественной среды обитания или же были и раньше, но на них не обращали внимания из-за ранней смерти большинства людей, неразвитости медицины и попросту отсутствия достаточного количества докторов.

Всем понятный переход в другую среду обитания - полет в космос. Жители мегаполисов создали себе искусственный космос на земле. Расплатятся за это будущие поколения. Выходить за городскую черту придется в скафандрах. Уже сейчас укус пчелы может привести в смерти, а соприкосновение с пыльцой растений - к длительному заболеванию органов дыхания (в результате вновь появившихся среди горожан аллергических реакций).

Люди уничтожают природу. Переход к искусственной среде обитания сопровождается уничтожением естественной среды обитания. Вся история развития человечества связана с "победами" человека над природой, которые сопровождались уничтожением тех или иных частей окружающей природной среды.

Согласно традиционной истории, Северная Африка была плодородным краем. Сейчас там - песчаная пустыня Сахара, со скоростью 2-6 км в год ползущая к югу. Причина ее появления - неразумие древних скотоводов, увеличивших численность стад сверх допустимых пределов. Копыта разбили верхний плодородный слой почвы, скрепленный корнями трав, и в результате ветровой эрозии обнажились пески. В Древней Греции разводили коз в большом количестве и выгоняли их пастись в горные леса. Козы поедали траву, молодую поросль, разрыхляли копытами землю. Дождями и ветрами почва уносилась из-под корней, и после естественной гибели дерева на его месте оставалась бесплодная скала. Земледельцы научились орошать землю. Пришли завоеватели и разрушили каналы. Результат - среднеазиатские пустыни Каракумы и Кизилкумы. За послевоенные годы площадь Аральского моря сократилась вдвое. У причалов стоят рыбацкие сейнеры - по ватерлинию в песке. Причина - воды рек Амударья и Сырдарья практически не доходят до Аральского моря, вся вода разбирается на орошение. Бездумное распахивание степей Северной Америки и Казахстана привело к "пыльным бурям", уносящим верхний плодородный слой почвы. О трагедии Чернобыля все знают. Загрязнена не только суша. Даже на глубине 5 километров на дне океана - пластиковые пакеты и банки из-под пива.

Земельный фонд России составляет 1709,7 млн. га. Около 1100 млн. га - в зоне вечной мерзлоты. Сельскохозяйственные угодья составляют только около 13% земельного фонда (около 2200 млн. га). За последние 25 лет площади сельхозугодий сократились на 33 млн. га, несмотря на ежегодное вовлечение в сельхозоборот новых земель. В расчете на одного жителя России: площадь сельхозугодий за 25 лет сократилась на 24%, площадь пашни - на 18%.

За последнее столетие в результате естественных причин - эрозии выбыло из оборота 23% обрабатываемых земель мира. Человек вполне осознанно отбирает землю у сельского хозяйства - использует ее под города и дороги, под разработки полезных ископаемых - угля, железной руды, песка, нефти, газа, золота, торфа, алмазов и др.

Недостаток природных ресурсов. В течение всей истории человечества призрак голода никогда далеко не отходил от подавляющего большинства народов. Понятно поэтому, что сокращение площадей сельскохозяйственных угодий вызывает тревогу. Природных ресурсов не хватает не только для производства продовольствия. Разведанных запасов большинства видов полезных ископаемых при нынешних темпах добычи хватит лишь на несколько десятков лет. За 1990-е годы добыча нефти в России упала примерно в два раза, а количество работников в этой сфере, наоборот, выросло в 2 раза. Значит, производительность труда упала примерно в 4 раза. Истощение запасов полезных ископаемых представляет собой явную потенциальную угрозу сложившейся системе мирового хозяйства.

Всемирная конференция ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.). Экономико-математические модели Форрестора и Медоуза показали в начале 1970-х годов, что стихийное развитие экономики приводит к истощению запасов полезных ископаемых, резкому спаду промышленности, превращению огромных территорий в свалки, катастрофическому уменьшению численности населения.

Наконец о будущем задумались политики. В 1992 г. ООН организовала конференцию в Рио-де-Жанейро, в которой участвовали высшие руководители 150 стран. Конференция провозгласила необходимость перехода к "устойчивому развитию", лозунг которого: "оставим нашим детям не меньше того, что мы получили от предыдущего поколения".Опишем некоторые следствия перехода к "устойчивому развитию".

Во-первых, он означает конец частного предпринимательства в классическом его понимании. Чтобы человечество выжило, отдельные государства и ООН в целом должны поставить частные предприятия в жесткие рамки, обусловленные прежде всего экологией. Это вынужденное решение будет претворяться в жизнь вооруженной силой государств. Можно сказать, что символом XXI в. будет эколог с автоматом. Например, в Москве уже несколько лет действует экологическая милиция (300 сотрудников).

Во-вторых, нужна новая организация экономики и новая экономическая теория. Как известно, классическая экономическая теория приводит к выводу об экспоненциальном росте основных макроэкономических показателей. Это очевидным образом невозможно при устойчивом развитии. Грубо говоря, предстоит переход от экспонент к константам. Значит, придется перейти к экономике, устроенной принципиально иначе, чем сейчас.

В-третьих, выявляется различное будущее "золотого миллиарда" (США, Европа, Япония и другие промышленно развитые страны) и остальных стран, т.н. "развивающихся". Бесспорно совершенно, что ресурсов Земли не хватит на то, что поднять жизненный уровень развивающихся стран до уровня "золотого миллиарда".

В-четвертых, представители "золотого миллиарда" Россию реально уже сейчас относят к "развивающимся" странам. Следовательно, "золотому миллиарду" желательно выкачать из России все ресурсы и предоставить ее своей незавидной участи. В частности, Римский клуб прогнозирует постепенное сокращение численности населения рыночной России до 15-30 миллионов и отход его на нынешнюю южную границу страны (Ростов - Краснодар - Ставрополь и т.д.). Аналогом рыночной России является Канада, расположенная примерно в аналогичной географической среде, но с населением, почти на порядок меньшим, чем сейчас в России, и расположенном вдоль южной границы (с США).

В-пятых, для обеспечения безопасности развития России в третьем тысячелетии (говоря проще, чтобы выжить как независимая страна и опровергнуть прогноз Римского клуба) нам необходимо осуществить целый комплекс программ в экономической, экологической, социальной, политической, военной, технологической и иных областях.

Российских предпринимателей, менеджеров, экономистов, инженеров, всех граждан нельзя рассчитывать на равноправное отношение со стороны бизнеса и руководства стран "золотого миллиарда". В частности, надежда на то, что "Запад нам поможет", на западные инвестиции - это ложная надежда. С другой стороны, можно прогнозировать успех работам с "развивающимися странами", в частности, с Китаем и Индией. Отметим, что по реальному ВВП (валовому внутреннему продукту) Китай в настоящее время стоит на первом месте в мире - если оценивать ВВП не по формальному курсу доллара к юаню, а по методу потребительских паритетов.

Усиление экологических требований со стороны государства - это не кратковременная компания, это навсегда. Ни один российский предприниматель и менеджер не сможет успешно работать, не уделяя должного внимания экологической безопасности своего производства и своей продукции.

Окружающая природная или антропогенная (созданная человеком) среда состоит из многих компонентов. Обычно выделяют литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу.

В результате деятельности человека в окружающую среду поступают те или иные виды загрязнений - твердые, жидкие, газообразные, биологические, волновые (тепловые, шумовые, вибрационные, электромагнитные), радиационные. Постоянно выявляются новые виды загрязнений. Например, загрязнение ближнего космоса останками спутников и ракет. Или загрязнение крупных городов и их окрестностей стаями бродячих собак, когда-то домашних...

Как защищаться от всевозможных экологически вредных загрязнений окружающей природной среды? Как обеспечить экологическую безопасность? Это - большая научная и практическая проблема, которой занимаются десятки тысяч специалистов во всем мире [6,7,9].

Экология прошла несколько этапов в своем развитии. На первом этапе она рассматривалась как наука о биологических сообществах. На втором - на первое место вышла защита природы. На третьем - защита окружающей среды. Экологическими проблемами сейчас занимаются как государственные органы, так и экологические общественные движения, партии, организации (т.н. "зеленые"). К экологам примыкает "антиглобалистское" движение, особенно в связи с социально-экологическими проблемами во взаимоотношениях между странами "золотого миллиарда" и странами третьего мира. Возможный вариант "зеленого" будущего демонстрирует Германия, идущая впереди других стран.

3. Социально-экологические аспекты управления в масштабах государства

История показывает, насколько труден путь достижения социального мира и партнерства в государстве. Поучителен опыт США конца ХIХ - начала ХХ в. Вооруженная борьба, которую вела с капиталистами организация "Индустриальные рабочих мира", унесла десятки тысяч жизней с обеих сторон. По инициативе Г.Форда была существенно повышена заработная плата рабочих, что позволило перевести взаимоотношения профсоюзов и работодателей в конструктивный режим под контролем государства (трехсторонние комиссии).

В современном мире в условиях рыночной экономики признаются необходимыми социально-экономические гарантии населения. Отметим практическую реализацию лозунга полной занятости (циклическая безработица признается недопустимой, структурная снимается системой переподготовки, фрикционная неизбежна). Опыт стран с социально-ориентированной экономикой (Швеция, Германия) заслуживает изучения и использования.

Экологический менеджмент - это совместная управленческая деятельность государственных, производственных и общественных структур, опирающаяся на экологическое право. Экологической наукой разработано учение об экологических рисках. Выделяют риски природные и техногенные, постоянные и аварийные, нулевые и приемлемые. На основе эконометрических методов [4] проводится оценка рисков, краткосрочных и долгосрочных потерь. Конкретные формулировки проблемы управление рисками приводят, как правило, к задачам многокритериальной оптимизации [7]. Органы социально-экологической защиты населения используют экологический мониторинг (в том числе на основе снимков из космоса), экологический контроль за работой предприятий и организаций. Достаточно хорошо отработаны различные варианты организационно-экономического механизма управления экологической безопасностью, рациональным природопользованием и охраной окружающей среды.

4. Социально-экологические аспекты управления персоналом

Управление персоналом - одна их основных задач менеджера. Влияние социально-психологического климата в коллективе на экономическую эффективность его работы хорошо изучены в работах многочисленных исследователей ХХ в. Среди основных условий обеспечения высокой мотивации работников - создание благоприятной экологической обстановки. Помимо эргономики и рациональной организации труда необходимо решать проблемы промышленной и экологической безопасности.

Производства с профессиональными вредностями предполагают соответствующую социальную защиту. Имеется в виду как регулярный медицинский контроль, так и соответствующее социальное обеспечение.

Согласно [10] в России ежегодно в автомобильных катастрофах гибнет 60 тысяч человек, в других катастрофах и авариях - около 60 тысяч человек, примерно такое же число жертв погибает от отравления некачественными продуктами и напитками, от рук убийц. И самоубийств примерно 60 тысяч в год. Количество пострадавших в результате производственных аварий - на порядок больше. Общее количество работников, ставших инвалидами в результате аварий на производстве - около 5 миллионов. Каждый год более 1,1 миллиона человек впервые признаются инвалидами.

Обеспечение промышленной и экологической безопасности - одна из основных обязанностей менеджера. Анализ риска, предупреждение аварий и ликвидация их последствий требуют соответствующих ресурсов. В частности, необходимо экологическое страхование, основанное на оценке класса опасности конкретного производства. Обычно при этом учитывают характеристики используемых в производстве веществ и технологий, степень подготовленности персонала и расположение предприятия [5,7].

5. Социально-экологические проблемы управления в России

За последние 15 лет резко ухудшилась социально-экономическая обстановка в нашей стране. В табл.2 приведена динамика основных макроэкономических показателей России.

Данные табл.2 указывают на значительное "сжатие" экономики России за годы, прошедшие после 1990 г. Естественно, сокращение производства приводит к сокращению объема вредных выбросов в атмосферу, сбросов сточных вод на почву и в водные потоки, уменьшению количества твердых отходов, подлежащих размещению на специально отведенных участках (свалках). Однако необходимо учитывать еще несколько тенденций.

Таблица 2.

Динамика основных экономических показателей России (по официальным данным Госкомстата и Центрального Банка РФ)

Год

Валовой внутренний продукт

Объем промышленной продукции

Капитальные вложения в основные фонды

% к пред. году

% к 1990 году

% к пред. году

% к 1990 году

% к пред. году

% к 1990 году

1991

95

95

92

92

85

85

1992

85,5

81

82

75,4

60

51

1993

91,3

74

85,9

64,8

88

44,9

1994

87,3

64,7

79,1

51,3

76

34,1

1995

95,8

62

96,3

49,4

90

30,7

1996

94

58,3

95

46,9

82

25,2

1997

100,4

58,5

101,9

47,8

95

23,9

1998

95,1

55,7

94,8

45,3

88

21

1999

104,6*

58,2

111

50,3

105,3

22,2

2000

109,9*

64,0

111,9

56,3

117,4

26,0

2001

105,7*

67,6

104,5

59,0

108,7

28,3

* В табл.2 для 1999-2001 гг. вместо данных по ВВП приведены данные по ИБО - индексу изменения выпуска пяти базовых отраслей (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, розничная торговля).

Во-первых, резко сократилось выделение средств на экологические проекты. Например, в соответствии с действующим законодательством штрафы за загрязнение окружающей среды должны направляться в экологические фонды (и дальнейшего использования для финансирования экологических проектов). Однако в соответствии с Федеральными Законами о бюджете на 2001 и 2002 годы эти средства направляются непосредственно в бюджет. При этом действие соответствующих экологических законов приостанавливаются. Государственный экологический фонд постановлением Правительства РФ ликвидирован, другие фонды находятся "в подвешенном состоянии". Финансирование экологических проектов встречается со значительными сложностями, поэтому экологическая обстановка медленнее меняется к лучшему, чем это могло бы происходить при росте экономики.

Во-вторых, необходимость повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей приводит и к улучшению экологических характеристик продукции. Потребитель готов существенно больше платить за экологически чистую продукцию. Так, по нашим исследованиям [4] потребители растворимого кофе готовы платить на 10-15% больше.

В-третьих, табл.2 показывает катастрофическое падение, причем в течение всего рассматриваемого периода, капиталовложений в основные фонды. Они стареют, но не заменяются новыми. Ресурс технологического оборудования во многих случаях выработан. Следует ожидать роста числа аварий, а потому и загрязнения окружающей среды. Известно, что в жилищно-коммунальном хозяйстве за последние 10 лет число аварий увеличилось в 5 раз.

С 1990 г. резко ухудшилось социально-экономическое положение населения. По нашим данным [4] индекс инфляции за прошедший период составил около 50. Другими словами, на 50 рублей 2003 г. можно купить примерно столько же, сколько на 1 руб. 1990 г. Прожиточный минимум (в Москве) составляет примерно 2700 руб. в месяц на человека. Среднедушевой доход для типичного жителя России уменьшился в 4-5 раз.

Ухудшение социально-экономического положения усугубило демографические проблемы. В табл.3 приведены коэффициенты суммарной рождаемости по годам с разбивкой на городских и сельских жителей Очевидно, в перспективе (в следующем поколении через 20-30 лет) население будет расти, если в среднем на одну женщину приходится более двух детей (точнее, боле 2,3), и уменьшаться, если менее двух. Если коэффициент суммарной рождаемости около 2,0, то ситуация является пограничной и неустойчивой.

Таблица 3.

Коэффициенты суммарной рождаемости в России

Годы

Коэффициенты суммарной рождаемости

Город

Село

Всего

1970

1,70

3,38

2,00

1980

1,71

2,50

1,89

1990

1,83

2,63

1,89

1995

1,24

1,84

1,34

1999

1,07

1,48

1,17

Из табл.3 очевидно, что из пограничного состояния 1990 г. страна перешла в область депопуляции, причем ситуация резко ухудшилась в годы "реформ". Обратим внимание на различие между городом и селом. В 1970-1990 гг. сельское (по месту рождения) население увеличивалось, в то время как город в течение всего рассматриваемого периода не обеспечивал воспроизводство населения. Это различие указывает на принципиальную возможность управления демографическими процессами.

В Центре демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН разработана система сценариев демографических прогнозов на период до 2050 г. Четыре сценария рассчитаны в предположении нулевой чистой миграции (эндогенными переменными, т.е. переменными управления, являются показатели рождаемости и смертности, а именно, число рождений на одну женщину, средняя продолжительность жизни мужчин и женщин):

Сценарий 1: низкая рождаемость (1,3 рождения на одну женщину; реально в 1999 г. в России - 1,17 рождений на одну женщину), высокая смертность (средняя ожидаемая продолжительность жизни (СОППЖ) для мужчин - 59,9 лет, для женщин - 72,5 лет, как в 1999 г.).

Сценарий 2: низкая рождаемость (как в сценарии 1), снижающаяся смертность (СОППЖ растет и к 2050 г. достигает 77,0 лет для мужчин и 83,0 лет для женщин).

Сценарий 3: растущая рождаемость (к 2050 г. поднимается до 2,0 рождений на одну женщину), высокая смертность (как в 1999 г.).

Сценарий 4: растущая рождаемость (как в сценарии 3) и снижающаяся смертность (как в сценарии 2).

Прогноз численности населения приведен в табл.4. Только сценарий 4 соответствует выходу России из демографического тупика - достижению к 2050 г. воспроизводимости населения и повышению средней продолжительности жизни до уровня передовых в этом отношении стран. Однако и в этом случае из-за накопившихся к настоящему моменту проблем коренному населению России предстоит сократиться в ближайшие 50 лет на 33,5 млн. человек, т.е. на 23%.

Таблица 4

Прогноз численности населения России (млн. человек)

Год

Сценарий 1

Сценарий 2

Сценарий 3

Сценарий 4

2000

145,2

145,2

145,2

145,2

2025

121,4

128,0

122,2

128,8

2050

86,5

103,3

94,5

111,7

Таким образом, помимо очевидных социально-экономических проблем, перед Россией стоят еще две глобальные проблемы - выход из строя основных фондов (сопровождающийся экологическими катастрофами) и падение численности коренного населения.

Решение экологических проблем опирается на экологическое право. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды" (2002) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

- научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

- ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

- платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

- независимость контроля в области охраны окружающей среды;

- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан (Федеральный закон "Об экологической экспертизе" (1995));

- учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

- приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

- обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

- обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

- сохранение биологического разнообразия;

- обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

- запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

- соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

- организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

- участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

- международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Рассмотрение возможных вариантов развития России должно исходить из приведенных выше фактов. Уже в течение ближайших десятилетий возможны лишь два основных сценария разрешения социально-экологических противоречий. Во-первых, приближение к канадской модели, с уходом остатков населения из северной и центральной России и Сибири на юг (Кубань, Ставрополье). Во-вторых, переход к сильной государственной политике (в частности, национализация топливно-энергетического комплекса, введение монополии внешней торговли и т.п.) с целью резкого подъема ВВП (за 10 лет - в 2 раза) и решения на этой экономической базе социально-экологических проблем страны.

Литература

1. Валовой Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность. - М.: Инфра М., 1997. - 400 с.

2. Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. Книги 1,2. - М.; Алгоритм, 2001. - 528 с.+688 с.

3. Менеджмент / Под ред. Ж.В.Прокофьевой. - М.: Знание, 2000. - 288 с.

4. Орлов А.И. Эконометрика. - М.: "Экзамен", 2003. - 576 с.

5. Орлов А.И. Экологическое страхование. - Журнал "Российское предпринимательство". 2000. No.11. С.104-108. No.12. С.52-55.

6. Орлов А.И., Федосеев В.Н. Проблемы управления экологической безопасностью. - Журнал "Менеджмент в России и за рубежом". 2000. No.6. С.78-86.

7. Орлов А.И., Федосеев В.Н. Менеджмент в техносфере. - М.: Издательский Центр "Академия", 2003. - 384 с.

8. Федосеев В.Н., Орлов А.И. За что нас покупают (состояние рыночной мотивации труда в России). - Журнал "Российское предпринимательство". 2000. No.6. С.10-19.

9. Федосеев В.Н., Орлов А.И., Ларионов В.Г., Козьяков А.Ф. Управление промышленной и экологической безопасностью: Учебное пособие. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - 220 с.

10. Экология. / Под ред. С.А.Боголюбова. - М,: Знание, 1999. - 288 с.

*   *   *   *   *   *   *

Миф о "всеобщей нищете"

Современная пропаганда и масс-культура упорно внедряют в общественное сознание представление о "всеобщей нищете", якобы царившей в советское время до начала "реформ". Между тем в то время, в отличие от нынешнего, средний заработок трудящегося позволял ему жить, не думая о том, как удовлетворить лишь самые необходимые потребности и при этом свести концы с концами. Доля расходов в семейном бюджете на питание среднего рабочего промышленности неуклонно сокращалась (с 37,9% в 1965 году до 30,7% в 1982-м). Доли же расходов на приобретение одежды, обуви, тканей, мебели, на социально-культурные и бытовые услуги за этот же период заметно выросли. Доля расходов на оплату квартир, коммунальных услуг, содержание собственных домов несколько сократилась (с 2,7% до 2,6%). На налоги, сборы и иные платежи приходилось 8,7% семейного бюджета.

Быт, каким он был на самом деле

Постоянный рост заработка позволял уверенно планировать свое будущее. Среднемесячная заработная плата рабочих и служащих в народном хозяйстве, составлявшая 96,5 рубля в 1965 году, выросла к 1982 году до 177,3 рубля. При этом в промышленности заработная плата составляла 196,1 рубля в месяц, а в сельском хозяйстве - 158,7 рубля.

Будто предвидя, что их труд будут читать люди, уже позабывшие условия советской жизни, составители статистического ежегодника "Народное хозяйство СССР в 1982 году" напоминали: "Если учесть, что в семьях рабочих и служащих работает не один человек, то в расчете на одну семью среднемесячная заработная плата с добавлением выплат и льгот в 1982 году составляла 443 рубля. Кроме того, на строительство жилищ, школ, культурно-бытовых и медицинских учреждений государство расходует в расчете на семью рабочих и служащих более 300 рублей в год. Трудящиеся Советского Союза имеют неоспоримые преимущества: отсутствие безработицы и уверенность в завтрашнем дне, самую низкую в мире квартирную плату, бесплатное обучение, включая высшее образование, бесплатную медицинскую помощь и целый ряд других льгот и преимуществ, оплачиваемых за счет государства".

Существенным плюсом тогдашней жизни была и безопасность рядовых граждан. Хотя статистику преступности и не публиковали, но ее огласка лишь свидетельствовала бы о значительных преимуществах СССР по сравнению с капиталистическими странами. Тогда страна не знала ни массовой наркомании, ни широко развитой организованной преступности. И всё же, чтобы защитить граждан от отдельных хулиганов и предотвратить спонтанные конфликты, улицы патрулировались не только милицией, но и членами добровольных народных дружин, которые ныне безуспешно пытаются возродить.

Чтобы объяснить низкий уровень преступности тех лет, клеветники на советский строй говорят о том, что тогда, мол, у советских людей нечего было украсть. На самом деле у них имелись немалые денежные сбережения. Сумма среднего вклада в сберегательных кассах равнялась 53 процентам средней годовой заработной платы. Эти вклады позволяли людям иметь средства для проведения ежегодного отдыха, приобретения домашней техники или мебели, копить деньги для приобретения кооперативной квартиры или строительства дачного домика. Каждый третий житель страны имел такие вклады, ежегодно они продолжали расти.

Рост денежных накоплений у советских людей и одновременный рост производства потребительских товаров позволяли им повысить качественный уровень своей жизни. По сути, за эти годы в сфере быта совершилась подлинная революция. В 1960 году из 100 семей лишь 8 имели телевизоры, 4 - холодильники и 4 - стиральные машины. А к концу 1982 года телевизоры были уже в 91 семье, в 89 - холодильники, в 70 - стиральные машины. Правда, страна по-прежнему заметно отставала от развитых стран мира по автомобилизации населения, но ускоренный рост производства легковых автомобилей (в 2,8 раза с 1970 по 1982 год) создавал почву для оптимизма и в этом отношении.

Быстро решалась жилищная проблема. В 1981 году Л.И. Брежнев отмечал: "В 70-е годы построены жилые дома, площадь которых превышает весь городской жилищный фонд в начале 60-х годов". При этом если с середины 50-х годов до середины 60-х в СССР строили главным образом дешевые пятиэтажные жилые дома, то в дальнейшем новые дома были уже существенно добротнее и комфортабельнее.

В эти годы быстро развивалась сфера бытового обслуживания населения. Объем реализации бытовых услуг населению вырос только с 1970 по 1982 год в 2,6 раза. При этом в сельской местности он увеличился за этот период в 3,3 раза. Число прачечных увеличилось на 38%, химчисток - в 2,3 раза, предприятий по строительству и ремонту квартир, а также прокатных пунктов - на 60%. Жизнь становилась всё более удобной и комфортной.

Росла и требовательность к архитектурным решениям. На XXVI съезде КПСС Л.И. Брежнев говорил: "Не надо объяснять, как важно, чтобы окружающее нас несло на себе печать красоты, хорошего вкуса. Олимпийские объекты и некоторые жилые кварталы Москвы, возрожденные жемчужины прошлого и новые архитектурные ансамбли Ленинграда, новостройки Алма-Аты, Вильнюса, Навои, других городов - это наша гордость".

Рост городов сопровождался развитием городского транспорта. Только число пассажирских троллейбусов возросло с 1965 по 1982 год в 2,5 раза. К 1965 году в стране были три города со своим метрополитеном (Москва, Ленинград и Киев), а к 1982 году таких городов стало восемь. При этом стоимость пользования городским транспортом не увеличивалась с довоенного времени. Развивался и городской таксопарк. С 1965 по 1982 год платный пробег такси возрос (в километрах) почти в три раза. Тогда такси не было слишком дорогостоящим видом транспорта для большинства советских людей.

В ту пору поездка к родным или в места отдыха любым видом транспорта не была связана с чрезмерными расходами. Число пассажиров, перевезенных железнодорожным транспортом, выросло с 1965 по 1982 год с 2301 миллиона человек до 3579 миллионов, воздушным транспортом - с 42,1 миллиона человек до 108,1 миллиона. Перелеты из Москвы в Ленинград и обратно, которые совершали герои фильма "Ирония судьбы, или С легким паром", не были слишком обременительными для них (билет стоил 13 рублей), хотя они и жаловались на невысокую зарплату.

Если хочешь быть здоров...

Характерными признаками современной нищеты, моральной деградации и порожденной ими антисанитарии являются инфекционные заболевания, столь распространившиеся в годы "реформ": туберкулез, гепатит разных видов, СПИД. Правда, и в советские годы порой в отдельных регионах возникали очаги брюшного тифа, а однажды в 1970 году на юге страны обнаружили случаи холеры. Но такое случалось в то время и в Западной Европе: в 1973 году в Италии обнаружили холеру, и в стране проходила массовая вакцинация населения. В СССР с 1965 по 1982 год число инфекционных заболеваний сократилось: по скарлатине - с 530,8 тысячи до 324,7 тысячи, по дифтерии - с 4,7 тысячи до 920, по коклюшу - со 190 тысяч до 27,5 тысячи, по кори - с 2128,7 тысячи до 466,2 тысячи...

Эти успехи объяснялись тем, что неуклонно росло число медицинских учреждений. С 1965 по 1982 год число врачей всех специальностей выросло в СССР с 554,2 тысячи до 1071,2 тысячи человек. Численность среднего медицинского персонала увеличилась с 1691,8 тысячи до 2963 тысяч, число больничных коек - с 2225,5 тысячи до 3443 тысяч. Число лиц, находившихся под диспансерным наблюдением, только с 1970 по 1982 год увеличилось с 26789 до 53303 тысяч, а число лиц, охваченных профилактическими осмотрами, - со 101281 до 115109 тысяч. Теперь министр Зурабов с опозданием говорит о необходимости восстановить разрушенную систему массовой диспансеризации населения.

В то время принимались энергичные меры по борьбе с производственным травматизмом. Затраты на них возросли с 1971 по 1982 год в полтора раза. В итоге только с 1975 по 1982 год производственный травматизм сократился по народному хозяйству страны на 32%.

Постоянно росло число санаториев, домов и баз отдыха, пансионатов и туристских баз. В 1982 году в санаториях, учреждениях отдыха, на туристских маршрутах и базах лечились и отдыхали 59 миллионов человек. Из них 49 миллионов пользовались длительным лечением и отдыхом. Около трети лечившихся и отдыхавших получили путевки за счет средств социального страхования и государственного бюджета по льготным ценам с оплатой только трети или половины стоимости. Сотням тысяч людей давали путевки бесплатно.

В том же году свыше 27 миллионов детей и подростков в течение лета отдыхали в пионерских лагерях, на экскурсионно-туристских базах или выезжали на летнее время в дачные местности с детскими учреждениями. Приметой лета были сопровождаемые машинами ГАИ вереницы автобусов, в которых сидели детишки. Все знали: едет очередная смена пионерлагеря.

Быстрыми темпами развивались физкультура и спорт. С 1970 по 1982 год число стадионов выросло с 2918 до 3554, плавательных бассейнов - с 905 до 2074, спортивных залов - с 45 тысяч до 73 тысяч. Численность людей, систематически занимавшихся физкультурой и спортом, возросла с 61,1 до 84,6 миллиона. При этом число мастеров спорта СССР выросло с 80 тысяч до более чем 190 тысяч. В 1982 году в стране было 30,6 миллиона значкистов ГТО. Свидетельством признания высокой роли СССР в спорте стало проведение в Москве в 1980 году Олимпийских игр.

Укрепление здоровья советских людей проявлялось и в постоянном росте народонаселения. Несмотря на некоторое сокращение темпов роста рождаемости, с 1966 по 1982 год число жителей страны увеличилось с 232,2 до 272,5 миллиона человек - на 40 миллионов, что превышало тогдашнее население Испании или Польши. С 1959 по 1982 год на 20 миллионов возросло население РСФСР. Превышение числа родившихся над числом умерших составляло 8,8 на 1000 человек населения.

Нет нужды напоминать, что каждый год нынешних "реформ" сопровождается сокращением населения России на 1 миллион и более того. Таковы факты.

Юрий Емельянов
Газета "Правда",
N 131 от 28-29 ноября 2006 г.

*   *   *   *   *   *   *

К 90-летию Революции

Государственная дума и февральская 1917 года революция

Михаил Родзянко

Продолжение (начало в No.312 от 15 января 2007 г. и в No.313 от 22 января 2007 г.)

Объявление войны и общественные настроения

Вернувшись в Петроград перед самым объявлением войны, я был поражен переменой настроения жителей столицы. "Кто эти люди, - спрашивал я себя с недоумением, - которые толпами ходят по улице с национальными флагами, распевая народный гимн и делая патриотические демонстрации перед домом Сербского посольства?"

Я ходил по улицам, смешивался с толпой, разговаривал с нею и, к удивлению, узнавал, что это рабочие, те самые рабочие, которые несколько дней тому назад ломали телеграфные столбы, переворачивали трамваи и строили баррикады.

На вопрос мой, чем объясняется перемена настроения, я получил ответ: "Вчера было семейное дело: мы горячо ратовали о своих правах, для нас реформы, проектируемые в законодательных учреждениях, проходили слишком медленно, и мы решили сами добиться своего, но теперь - сегодня - дело касается всей России. Мы придем к Царю, как к нашему знамени, и мы пойдем за ним во имя победы над немцами".

Аграрные и всякие волнения в деревне сразу стихли в эти тревожные дни, и как велик был подъем национального чувства - красноречиво свидетельствуют цифры: к мобилизации явилось 96% всех призываемых, явились без отказа и воевали впоследствии на славу.

Настроение было далеко не революционное, а чисто патриотическое и воодушевленное. А между тем, в течение трех лет войны это настроение так изменилось, что обеспечило громадный успех вспыхнувшей революции.

Каким же образом произошла эта перемена, и что было причиной коренного изменения настроения масс, и где надо искать корень зла?

Готовность жертвовать всеми средствами и силами на благо Родины, ввиду начавшейся войны, превышала даже потребность в этих жертвах, но общий лозунг безусловно объединял всех: "Мы должны победить".

Всеми, хотя и смутно, понималось, что возникшая война является войной решающей в давнем споре между германцами и славянами, но настоящая цель войны и перспективы будущего в случае победы, а также сущность происходящих событий, к сожалению, народным массам были неясны, как неясно было и то, что произойдет в случае поражения России и какие гибельные последствия ожидают нашу Родину в этом случае.

Война и Правительство

Вместе с этим, в самом начале войны, Правительство стало на совершенно ложную точку зрения. В целях укрепления монархического начала и престижа Царской власти, Правительство полагало, что войну должно и может выиграть одно оно - Царское Правительство, без немедленной организации народных сил в целях объединения всех в великом деле войны.

Правительство считало, что можно выиграть эту кампанию путем приказа и повеления, и тем самым доказать, что Царское Правительство стоит на надлежащей высоте понимания народной воли. Таково было, по крайней мере, мое впечатление из бесед с лицами, занимавшими крупные правительственные места, стоявшими тогда во главе управления страной. Я смело утверждаю, что в течение трехлетней войны это убеждение Правительства не изменилось ни на йоту.

Путем здоровой пропаганды не внедрялись в массы народа здоровые понятия о том, что несет за собою настоящая война, какие последствия могут быть от поражения России и насколько необходимо дружное содействие всех граждан, не жалея ни сил, ни средств, ни жизней, ни крови для достижения победы. Ошибочная точка зрения неправильно понятых своих государственных задач, постоянное опасение, как бы путем организации народа не создать почву для революционных очагов, и было роковой и коренной ошибкой всей внутренней политики нашего Правительства - не было в Правительстве необходимого доверия к народу. В этой позиции, занятой Правительством, кроются все причины, с моей точки зрения, дальнейших ошибок, допущенных в ведении войны и приведших нас к катастрофе. Правительство на первых же порах не отдало себе ясного отчета в том объеме, который может принять мировая война.

Правительство не хотело понять, что во всех главных отраслях и вопросах народного хозяйства, без коренной перемены направления внутренней политики в смысле доверия к здравому смыслу русских граждан оно не в состоянии будет одолеть тех небывалых еще запросов и той грандиозной работы, которая требует от него создания колоссальнейшей армии, необходимой, однако, для спасения Государства.

Влияние Распутина

К этому надо прибавить, что влияние Распутина, этого оракула Императорской четы, стало все более и более возрастать за это время, и с ним, или, вернее, с его кружком, считались все министры, и, как мы увидим ниже, Распутин и его кружок впоследствии приобрели такое значение, что только по его совету и указанию назначались министры и должностные лица. Влияние его можно объяснить чрезмерно мистическим настроением Императрицы, имевшей неограниченное влияние на своего супруга. Неизвестность исхода войны, опасность для династии в случае поражения заставляли царицу прибегать к воображаемому дару пророчества Распутина, чтобы попытаться поднять завесу над загадочным будущим. Лично Распутин в вопросах войны держался чрезвычайно двусмысленно. Его речи по поводу войны, которые передавались из уст в уста, носили неопределенный, неясный характер, но, скорее, с оттенком пораженчества и, несомненно, ясно выраженной симпатией к Германии.

Война и Государственная Дума

Но для нас, членов Государственной Думы, вопрос был ясен. Нам, близко и подробно ознакомленным со всем ходом дипломатических переговоров, предшествовавших войне, со всеми обстоятельствами, приведшими к ней, было совершенно ясно, что дело идет о продолжительной и упорной борьбе, что вопрос идет о принципиальной борьбе германцев со славянами, что скоро и быстро война эта кончиться не может, так как Германия, несомненно, еще издавна лелеяла безумную надежду стать владычицей мира в полном объеме и смысле этого слова.

Неправильная позиция, занятая Правительством, внушала уже тогда опасение, что оно не справится с поставленной ему гигантской задачей, а руководствуясь лишь слепой целью поддержания престижа своей власти во что бы то ни стало и видя везде несуществующую еще и в зародыше революцию, оно, несомненно, наделает массу ошибок.

К борьбе с возникшей немедленно после объявления войны немецкой пропагандой Правительством не было ничего ни организовано, ни подготовлено. Старая привычка только повелевать и думать, что в том напряженном состоянии, в котором находилась страна, можно ограничиться приказом и требованием бессознательного исполнения, сыграла свою гибельную роль. Этой неправильной постановкой внутренней политики Правительство посеяло само первые семена возникшей потом революции. Несмотря на неоднократные указания Государственной Думы, Правительство оставалось к ним глухим и продолжало проводить в жизнь указанную точку зрения. А между тем, факты указывали совершенно иной путь для внутренней политики. Государственная Дума была созвана 26 июля 1914 года по настоянию ее Председателя и только после личного доклада о сем Императору Николаю II. В этом историческом заседании не было партий. Это тем более знаменательно, что на партийной почве раньше этого бывали споры, доходящие до эксцессов, до скандалов, и Председателю Государственной Думы нужно было пускать в ход всю полноту своей власти, чтобы добиться хоть внешнего спокойствия и внешнего порядка.

В заседании 26 июля все партийные перегородки пали, все без исключения. Члены Думы признали необходимость войны до победного конца, во имя чести и достоинства дорогого Отечества, и дружно объединились между собой в этом сознании и решили всемерно поддерживать Правительство.

Без различия национальностей все поняли, что война эта народная, что она должна быть таковой до конца и что поражение невыносимого германского милитаризма является безусловно необходимым. Только один депутат (Чхеидзе) позволил себе выступить апологетом пораженчества, хотя и в туманных и неясных намеках. Он встретил, однако, суровый отпор своей непатриотической речи в Государственной Думе, и последствия доказали в дальнейшем близость Чхеидзе к германским кругам. Достаточно прочесть стенографический отчет этого заседания, чтобы убедиться, насколько велик был национальный подъем и насколько все народности, входящие в состав Российского Государства, представляли в этот момент одну семью, одушевленную одной целью и одним стремлением.

Правительство и Государственная Дума

Правительство осталось, однако, глухо к этому внушительному уроку. Свою точку зрения - подозрение в революционности страны, - ни на чем не основанную, оно проводило даже в мелочах.

Я не буду утруждать внимание читателей перечислением многочисленных фактов, доказывающих такое мое утверждение, но один из них настолько характерен, что я не могу не поделиться с вами.

В начале войны, приблизительно в ноябре месяце 1914 года, я был вызван в Ставку Великим Князем Верховным Главнокомандующим Николаем Николаевичем, который заявил мне буквально следующее: "Я в безвыходном положении, Армия без сапог, помогите!" Я ответил Великому Князю, что это дело, несомненно, можно быстро наладить, что этому можно быстро помочь, но что для этого нужно обратиться к общественным организациям, которые близко знают производительные силы своего района и, несомненно, успешно наладят это дело. Великий Князь назвал цифру требуемого количества сапог, цифру сравнительно небольшую: четыре миллиона пар. Легко себе представить, что значит для двухсотмиллионного населения России доставить Армии четыре миллиона пар сапог - эта цифра казалась мне совершенно ничтожной. Но желая оставаться вполне корректным, я испросил у Великого Князя письменное удостоверение, что указанное количество сапог необходимо, и с этим документом в руках явился в Петроград с заранее обдуманным планом действий. Несомненно, что Председатель Государственной Думы никогда не мог явиться нарушителем тех установленных законом норм и форм, которые действовали за силой закона. Поэтому для того, чтобы собрать съезд представителей общественных организаций, надо было обратиться за разрешением его к тогдашнему Министру Внутренних Дел - Маклакову. И вот какой разговор произошел между мною и Министром Внутренних Дел. Когда я ему изложил обстоятельства дела и предъявил письменное заявление Великого Князя Верховного Главнокомандующего, Министр Внутренних Дел буквально ответил мне нижеследующее: "Я не могу дать вам разрешение на созыв такого съезда; это будет нежелательной и всенародной демонстрацией в том направлении, что в снабжении Армии существуют непорядки. Кроме того, я не хочу дать этого разрешения, так как, под видом поставки сапог, вы начнете делать революцию". И сколько я ни убеждал Министра Внутренних Дел, что Русская Государственная Дума, действующая с согласия, ведома и пожелания Великого Князя Главнокомандующего, не может быть заподозрена, в особенности во время народной войны, в желании сделать революцию, Министр Внутренних Дел Маклаков упорно стоял на своем - и мы расстались в озлоблении друг на друга.

Итак, из одиночного, но далеко не мелкого факта, а их можно привести многое множество, видно, как относилось Правительство к общественным начинаниям в самом начале войны, как оно относилось там, где дело шло о неисчислимых жертвах со стороны населения, к этому населению, желающему прийти на помощь нашим доблестным воинам. Тяжел был трагизм создавшегося положения. Горишь желанием помочь, и бескорыстная помощь ваша отвергается без существенных оснований. В этом духе Правительство продолжало свою политику, и мало-помалу одушевление, охватившее все слои русского народа, стало сменяться сначала равнодушием к делу войны, а затем подозрительностью к власти. Возник жгучий вопрос: может ли быть война выиграна усилием одного Правительства, способно ли оно на это?

Членам Государственной Думы, на первых же порах, стало ясным, что не хватит ни снарядов, ни патронов ввиду громадной их потребности. Мы с тревогой спрашивали себя, как же дело пойдет дальше. И, чтобы снять с себя всякие упреки в несвоевременном ознакомлении начальствующих лиц с истинным положением дела, Председатель Государственной Думы вновь выехал в Ставку и доложил Великому Князю Верховному Главнокомандующему на основании точных, имеющихся у него данных и цифр, что размеры, которые принимает война, и колоссальные потребности в боевых припасах должны опрокинуть все нормы, установленные в этом отношении в расчетах снабжения орудий и винтовок достаточным количеством снарядов, патронов. Наш враг превышал нас не менее, чем в десять раз техническим оборудованием, и для того, чтобы упрочить наше положение и чтобы не оставить Армию совершенно безоружной, без пороха, патронов, шрапнели и орудий - необходимо было немедленно, с нашей точки зрения по крайней мере, призвать к энергичной деятельности всю промышленность страны и все общество. Только в этих мерах можно было видеть спасение России от грозящего ей разгрома.

(Продолжение следует.)

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте работает форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

Заходите - вас будут рады видеть!

*   *   *   *   *   *   *

Программа "Диссер" - дополнение для Microsoft Word, предназначенное для создания и работы со списками литературы. В диссертациях, научных статьях, рефератах требуется приводить список использованной литературы, вставляя в текст диссертации ссылки на его позиции. При большом размере списка отслеживать соответствия порядковых номеров публикаций в списке и чисел в ссылках в тексте диссертации становится крайне сложно, особенно при изменении порядка следования ссылок в списке. Эта программа добавляет в Word новую функцию - создание и редактирование списка литературы, позволяя исправлять численные ссылки в тексте одним нажатием кнопки. "Диссер" можно загрузить с сайта http://kankowski.narod.ru.

Удачи вам и счастья!


В избранное