Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 292


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

В 292-м выпуске рассылки "Эконометрика" от 28 августа 2006 года помещаем окончание (начало в предыдущем выпуске рассылки) книги Д.А. Новикова и В.В. Новочадова "Статистические методы в медико-биологическом эксперименте (типовые случаи)" (Волгоград: Издательство ВолГМУ, 2005. 87 с.).

Весьма интересна статья русского барда Александра Харчикова "Оккупация культуры".

Предлагаем обдумать методы манипуляции сознанием с помощью социологических опросов.

Все вышедшие выпуски Вы можете посмотреть в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Новиков Д.А., Новочадов В.В. Статистические методы в медико-биологическом эксперименте (типовые случаи). Волгоград: Издательство ВолГМУ, 2005

(Окончание. Начало в выпуске рассылки от 21 августа 2006 г. No.291)

5. Типовые задачи анализа данных в медико-биологическом эксперименте

В настоящем разделе приводятся два числовых примера исходных данных (на которых в дальнейшем - см. шестой раздел - иллюстрируется применение статистических методов), полученных в результате эксперимента (разделы 5.1 и 5.2), перечисляются типовые задачи анализа данных (раздел 5.3) и приводятся рекомендации по использованию компьютерных программ для анализа экспериментальных данных (раздел 5.4).

5.1. Исходные данные: пример 1

Предположим, что имеется экспериментальная группа, состоящая из N объектов - например, людей (пациентов) или экспериментальных животных и т.д., и контрольная группа, состоящая из M объектов (где N и M - целые положительные числа, например, N = 25, M = 30). Допустим, что в результате измерения одного и того же показателя с помощью одной и той же процедуры измерений были получены следующие данные:

x = (x1, x2, ..., xN) - выборка для экспериментальной группы

(выборка - совокупность значений одного и того же признака у наблюдаемых объектов) и

y = (y1, y2, ..., yM) - выборка для контрольной группы,

где xi - элемент выборки - значение исследуемого показателя (признака у i-го члена экспериментальной группы, i = 1, 2, ..., N, а yj - значение исследуемого показателя у j-го члена контрольной группы, j = 1, 2, ..., M. Признак - свойство (характеристика) наблюдаемого объекта. Число элементов выборки называется ее объемом - например, объем выборки x равен N, а объем выборки y равен M.

В зависимости от того, в какой шкале - шкале отношений или порядковой шкале - производились измерения, получаем следующие два случая.

Шкала отношений. Если измерения производились в шкале отношений, то {xi} и {yj} - числа, для которых имеют смысл все арифметические операции.

Рассмотрим пример. (Данный пример рассматривается на протяжении всего настоящего и ряда последующих разделов. Все таблицы, диаграммы и графики экспортированы из компьютерной программы Microsoft Excel для Windows.)

Пусть имеется экспериментальная группа, состоящая из 25 человек (N = 25), и контрольная группа, состоящая из 30 человек (M = 30), и измерение заключается в определении числа хондроцитов в 1 мкм3 ткани регенерата на седьмые сутки после травмы. Это число принимает в реальной ситуации натуральные значения от 0 до 20, то есть, измерения производятся в шкале отношений. Поскольку по результатам работы число хондроцитов оказалось критериальным, то в дальнейшем оно будет обозначено как степень регенерации суставного хряща (СРСХ).

Отметим, что аналогичные рассматриваемому примеру ситуации возникают чрезвычайно часто - когда результатом эксперимента является набор значений числовых характеристик для двух групп. Например, масса экспериментальных животных в граммах, количество органов, в которых обнаружены изменения, и т.д.

Результаты измерений СРСХ в контрольной и экспериментальной группах до и после эксперимента приведены в Табл. 1, строки которой соответствуют членам групп (отдельным пациентам). Например, первый пациент из контрольной группы до начала эксперимента характеризуется СРСХ, равной 15, а второй пациент из экспериментальной группы характеризуется СРСХ, равной 11, и т.д.

Табл. 1. Результаты измерений СРСХ в контрольной и экспериментальной группах до и после эксперимента

Контрольная группа до начала эксперимента

Экспериментальная группа до начала эксперимента

Контрольная группа после окончания эксперимента

Экспериментальная группа после окончания эксперимента

15

12

16

15

13

11

12

18

11

15

14

12

18

17

17

20

10

18

11

16

8

6

9

11

20

8

15

13

7

10

8

7

8

16

6

14

12

12

13

17

15

15

17

19

16

14

19

16

13

19

15

12

14

13

11

15

14

19

9

19

19

12

19

18

7

11

8

14

8

16

6

13

11

12

9

18

12

8

12

13

15

13

11

13

16

7

17

15

13

15

10

18

5

8

8

9

11

9

8

14

19

-

20

-

18

-

19

-

9

-

6

-

6

-

14

-

15

-

10

-

Результаты эксперимента могут быть получены и в порядковой шкале (или переведены из шкалы отношений в порядковую), поэтому рассмотрим представление данных в порядковой шкале.

Порядковая шкала. Если использовалась порядковая шкала (шкала рангов) с L градациям (например, в трехбалльной шкале L = 3), то будем считать, что {xi} и {yj} - натуральные числа, принимающие одно из L значений. Для простоты можно считать, что множество значений (баллов) есть множество чисел от единицы до L. Тогда характеристикой группы будет число ее членов, получивших тот или иной балл (см. раздел "Агрегированные оценки" выше). То есть для экспериментальной группы вектор баллов есть

n = (n1, n2, ..., nL),

где nk - число членов экспериментальной группы, получивших k-ый балл, k = 1, 2, ..., L. Для контрольной группы вектор баллов есть

m = (m1, m2, ..., mL),

где mk - число членов контрольной группы, получивших k-ый балл, k = 1, 2, ..., L. Очевидно, что

n1 + n2 + ... + nL = N, m1 + m2 + ... + mL = M.

Пусть в рассматриваемом примере (в котором (N = 25, M = 30) выделены три уровня СРСХ (L = 3): низкий (СРСХ меньше либо равна 10), средний (СРСХ строго больше 10, но меньше либо равна 15) и высокий (СРСХ строго больше 15). Сформируем в компьютерной программе Microsoft Excel для Windows Табл. 2, в которой указаны верхние границы диапазонов.

Табл. 2. Переход от шкалы отношений к порядковой шкале

Уровень СРСХ

Максимальная оценка

Низкий

10

Средний

15

Высокий

20

Поставим в соответствие уровням СРСХ (низкому, среднему и высокому) баллы - 1, 2 и 3 (эта операция является корректной для порядковой шкалы - см. раздел "Допустимые преобразования" выше). Вычислим на основании данных Табл. 1, например, сначала для контрольной группы до начала эксперимента, число ее членов, получивших балл, принадлежащий тому или иному диапазону: m1 = 9 (то есть, 9 членов контрольной группы до начала эксперимента характеризовались низким уровень СРСХ), m2 = 14, m3 = 7. Результаты занесем в Табл. 3 (в компьютерной программе Microsoft Excel для Windows таблица Табл. 3 получается из Табл. 1 и Табл. 2 применением инструмента анализа данных "Гистограмма" (Меню\Сервис\Анализ данных\Гистограмма).

Табл. 3. Уровни СРСХ членов контрольной группы до эксперимента

Уровень СРСХ

Частота

(число человек)

Низкий (1 балл)

9

Средний (2 балла)

14

Высокий (3 балла)

7

Для каждого из столбцов Табл. 1 по аналогии с Табл. 3 определяем распределение членов экспериментальной и контрольной групп по уровням СРСХ и получаем Табл. 4.

Табл. 4. Результаты измерений уровня СРСХ в контрольной и экспериментальной группах до и после эксперимента

Уровень СРСХ

Контрольная группа до начала эксперимента (чел.)

Экспериментальная группа до начала эксперимента (чел.)

Контрольная группа после окончания эксперимента (чел.)

Экспериментальная группа после окончания эксперимента (чел.)

Низкий

9

7

12

2

Средний

14

12

10

13

Высокий

7

6

8

10

Табл. 4 построена по Табл. 1 введением диапазонов значений оценок, попадание в которые считалось соответствующим уровням СРСХ. Отметим, что при подобном переходе от шкалы отношений к порядковой шкале часть информации теряется - в рассматриваемом примере одному и тому же уровню СРСХ соответствуют несколько различных оценок. Следовательно, труднее становится устанавливать совпадения и различия характеристик исследуемых объектов. Поэтому, рекомендуется использовать всю имеющуюся информацию, то есть, если при измерениях использовалась шкала отношений, то и обрабатывать данные следует в этой шкале.

5.2. Исходные данные: пример 2

Рассмотрим следующие первичные данные другого эксперимента (экспериментальное воздействие заключалось в введении токсинов): для 27 экспериментальных животных (крыс) измерялись следующие параметры: пол (0 - мужской, 1 - женский), тип - порог болевой чувствительности (три градации), М0 - масса тела до начала эксперимента (мг), М - масса тела после окончания эксперимента (мг), М1 - коэффициент массы печени, то есть отношение ее массы к массе тела (мг/г), М2 - коэффициент массы почек (мг/г), М3 - коэффициент массы легких (мг/г), а также содержание ряда эндогенных токсических веществ в плазме крови: ОП0 - олигопептиды до начала эксперимента (мг/л), ВСММ0 - вещества средней молекулярной массы до начала эксперимента (ед. экстинкции), ОП - олигопептиды после окончания эксперимента (мг/л), ВСММ - вещества средней молекулярной массы после окончания эксперимента (ед. экстинкции). Числовые данные приведены в Табл. 5. Пол - номинальный признак, тип измерен в порядковой шкале, остальные характеристики - в шкале отношений.

То есть в данном случае имеется 11 характеристик для каждого из 27 объектов. Задача статистического анализа заключается в установлении взаимосвязи между переменными и выделении существенных характеристик. Результаты анализа приведены в шестом разделе ниже.

5.3. Типовые задачи анализа данных

Перечислим кратко типовые задачи анализа результатов медико-биологического эксперимента - см. также четвертый раздел выше. Можно выделить следующие этапы (см. Табл. 6).

Табл. 5Результаты эксперимента

No.

Пол

Тип

М0

М

М1

М2

М3

ОП0

ВСММ0

ОП

ВСММ

1

0

1

240

250

32,91

6,25

6,04

150

0,24

283

0,43

2

0

2

205

220

29,02

7,02

7,56

97

0,12

220

0,38

3

1

1

250

245

25,20

5,20

7,40

125

0,18

184

0,51

4

0

1

285

300

24,74

6,14

6,61

115

0,14

252

0,42

5

1

2

230

235

26,84

6,75

6,67

136

0,22

215

0,51

6

1

2

235

220

32,50

6,85

5,68

120

0,16

196

0,28

7

1

3

220

225

31,29

8,13

7,71

100

0,16

174

0,39

8

1

1

210

225

27,86

7,00

8,14

125

0,18

201

0,43

9

0

2

240

255

28,75

7,30

7,90

75

0,12

132

0,32

10

1

2

210

220

29,60

7,55

7,67

90

0,14

144

0,31

11

0

2

225

230

31,50

7,48

8,15

120

0,20

260

0,39

12

0

2

220

245

30,00

7,30

8,20

110

0,16

165

0,45

13

1

2

230

235

33,61

7,48

8,07

85

0,10

154

0,44

14

1

3

170

180

32,18

6,94

7,88

85

0,15

140

0,56

15

0

3

240

245

35,75

7,60

8,00

60

0,09

133

0,26

16

1

1

240

235

28,24

6,45

6,84

85

0,12

170

0,28

17

1

1

280

305

28,21

7,86

7,03

80

0,14

124

0,37

18

1

2

270

275

30,27

8,02

7,34

110

0,15

215

0,40

19

1

2

215

215

29,77

7,67

7,20

125

0,20

260

0,52

20

1

3

260

280

30,37

6,90

7,20

65

0,11

104

0,29

21

1

3

270

275

33,81

7,49

6,82

95

0,14

177

0,32

22

0

1

250

250

29,70

6,35

6,35

70

0,13

150

0,43

23

0

1

270

260

32,16

7,12

6,32

100

0,15

222

0,28

24

0

2

280

285

33,40

7,33

7,00

72

0,09

134

0,31

25

0

2

300

300

33,46

7,88

6,77

83

0,12

155

0,34

26

0

3

290

295

35,05

7,32

6,54

70

0,20

183

0,46

27

0

3

350

365

34,25

8,46

8,00

60

0,23

131

0,50

Табл. 6. Этапы анализа экспериментальных данных

Э

Т

А

П

Описание данных
Изучение сходства/различий
Исследование зависимостей
Снижение
размерности
Классификация и прогноз

М

Е

Т

О

Д

Ы

- описательная статистика,

- определение необходимого объема выборки.

(раздел 6.1)

Статистические критерии:

Крамера-Уэлча, Вилкоксона-Манна-Уитни, c2, Фишера.

(раздел 6.2)

- корреляционный анализ,

- дисперсионный анализ,

- регрессионный анализ.

(раздел 6.3)

- факторный анализ,

- метод главных компонент.

(раздел 6.4)

- дискриминантный анализ,

- кластерный анализ,

- группировка

(раздел 6.5)

Описание данных - компактное описание имеющихся данных с помощью различных агрегированных показателей и графиков. К этому классу можно отнести также задачу определения необходимого объема выборки. Методы описания данных рассмотрены ниже в разделе 6.1.

2. Изучение сходства/различий (сравнение двух выборок). Задача заключается в установлении совпадений или различий характеристик двух выборок.

В соответствии с описанной выше схемой эксперимента (см. Рис. 1) используются две группы - экспериментальная и контрольная. При этом считается, что каждая выборка является результатом независимых наблюдений реализации некоторой случайной величины с соответствующей функцией распределения, неизвестной исследователю. Предполагается также, что наблюдения в одной выборке не зависят от наблюдений в другой, поэтому выборки называются независимыми (см. п. 4.4 в [29]). Возможен другой вариант - когда выборки связаны, например, рассматриваются одни и те же пациенты до и после лечения. Предположим, что для каждого пациента имелся небольшой положительный сдвиг. Если рассматривать результаты измерений в начале и в конце лечения как независимые выборки и применять соответствующие методы проверки однородности, то эффект лечения может не быть обнаружен, поскольку будет скрыт большим размахом данных. Методы, основанные на анализе связанных выборок, обнаружат эффект (например, критерий знаков в п. 4.7 в [29]).

Подробное описание решения этой задачи и методы ее решения приведены в разделе 6.2.

3. Исследование зависимостей. Следующим шагом после изучения сходства/различий является установление факта наличия/отсутствия зависимости между показателями (переменными - будем употреблять эти термины как синонимы) и количественное описание этих зависимостей. Для этих целей используются, соответственно, корреляционный и дисперсионный анализ, а также - регрессионный анализ (см. раздел 6.3).

4. Снижение размерности заключается в уменьшении числа анализируемых переменных либо посредством выделения существенных переменных, либо/и построения новых показателей (на основании полученных в результате эксперимента). Соответствующие статистические методы (факторный анализ, метод главных компонент) и примеры их использования рассмотрены в разделе 6.4.

5. Классификация и прогноз. Задачи классификации и прогноза выходят за рамки настоящей работы. Качественное их обсуждение и ссылки на литературу приведены в разделе 6.5.

Статистические методы используются с целью описания наблюдаемых процессов и явлений и объяснения. Поэтому следующим шагом (не отраженном в Табл. 6) в исследовании является переход к математическим моделям биологических систем (см. краткое обсуждение в заключении к настоящей работы).

5.4. Использование компьютера

Использование компьютера при анализе результатов эксперимента, несомненно, целесообразно. Все обсуждаемые в настоящем разделе достоинства и недостатки программного обеспечения отражают лишь субъективное мнение авторов и не могут рассматриваться как попытка рекламы того или иного продукта. С одной стороны, ряд статистических методов реализован в такой популярной программе, как Microsoft Excel для Window, входящей в стандартный комплект Microsoft Office, и установленной, наверное, на любом современном компьютере. С другой стороны, на сегодняшний день существует множество специальных профессиональных программ, позволяющих осуществлять статистический анализ данных.

Среди последних можно выделить и рекомендовать к использованию такие наиболее распространенные пакеты статистического анализа как: Statistica, StatGraphics и SPSS. Однако, упомянутые программы достаточно сложны и требуют значительных временных затрат для их освоения.

Поэтому можно рекомендовать следующее: если для решения задач исследования хватает возможностей Excel, то можно ограничиться использованием этой программы (недостатком ее, правда, является практически полное отсутствие вразумительных объяснений, которые помогли бы неподготовленному пользователю понять, что получилось в результате расчетов). Если возможностей Excel недостаточно, то нужно обращаться к профессиональным статистическим программам. Каждая из них обладает своими достоинствами и недостатками (в одной более полно реализованы одни методы, в другой другие и т.д.). С методической точки зрения можно рекомендовать использовать программу StatGraphics (версии 5.0 и выше). Ее достоинством с позиций непрофессионального статистика является наличие "советчика", который разъясняет, что означает та или иная вычисленная величина, и что исследователю следует делать дальше. Поэтому ниже расчет примеров производится в программе StatGraphics, и приводятся инструкции, как в этой программе вычислить интересующие исследователя показатели.

Приведем рекомендации по использованию компьютера для решения перечисленных выше типовых задач анализа данных.

Описательная статистика корректно и в достаточно полном объеме реализована в электронных таблицах Microsoft Excel.

Статистические критерии сравнения двух выборок (Вилкоксона-Манна-Уитни, c2 и Фишера) корректно реализованы в профессиональных статистических пакетах. Относительно критерия Крамера-Уэлча следует отметить, что в стандартных компьютерных статистических пакетах реализован двухвыборочный критерий Стьюдента, который совпадает с критерием Крамера-Уэлча лишь при равенстве объемов выборок. К сожалению, ни один из рекомендуемых ниже в разделе 6.2 статистических критериев не реализован в Excel, поэтому можно посоветовать производить расчет эмпирических значений критериев либо вручную (все необходимые формулы приведены ниже), используя компьютер или калькулятор для получения описательной статистики и автоматизации расчетов, либо скачав в Интернете (www.mtas.ru) бесплатную программу "Педагогическая статистика", в которой реализованы рассмотренные в настоящей работе статистические критерии сравнения двух выборок. В компьютерной программе Microsoft Excel для Windows имеется критерий согласия c2, отличающийся от описанного выше критерия однородности c2, поэтому применение первого может привести к неверным результатам.

Коэффициенты линейной корреляции и простая линейная регрессия могут быть вычислены в Excel. Для более сложных задач исследования зависимостей и снижения размерности (а также для решения задач классификации и прогноза) необходимо использование профессиональных статистических пакетов.

Завершив перечисление типовых для медико-биологических исследований задач анализа данных, рассмотрим методы их решения.

7. Заключение

Настоящая работа посвящена использованию статистических методов при обработке результатов медико-биологического эксперимента. Цель этих методов - получить описание изучаемой системы. Однако, помимо описательного - дескриптивного (феноменологического) - аспекта, существуют еще два аспекта - прогностический и нормативный.

Прогностическое свойство любой теории заключается в том, что она в состоянии предсказать поведение изучаемой системы в будущем. Нормативный подход заключается в поиске таких воздействий на систему, которые привели бы ее в желаемое состояние.

Статистические методы отчасти дают возможность построить модель исследуемой системы и в результате решения задач регрессионного анализа, классификационного анализа и т.д. в той или иной степени предсказывать реакцию системы на различные воздействия. Но этого мало для нормативного подхода, так как последний требует наличия математических (количественных аналитических или имитационных) моделей, отражающих все существенные свойства исследуемой системы.

На сегодняшний день степень проникновения математики в биологию и медицину, к сожалению, достаточно мала - см. [4, 5, 8, 12, 13, 23, 30, 35, 42]. Объясняется это, в первую очередь колоссальной сложностью биологических систем по сравнению с физическими объектами и техническими системами, на успешном описании которых математика заработала сегодняшнюю свою высокую репутацию. Поэтому разработка и исследование математических моделей биологических систем представляется перспективным направлением дальнейших исследований, требующих совместных усилий биологов, медиков и математиков.

Итак, в настоящей работе мы попытались изложить на доступном уровне "рецепты" применения статистических методов при решении типовых задач анализа данных экспериментальных медицинских и биологических исследованиях. В то же время, не следует забывать, что рассмотрены лишь несколько, хотя и наиболее распространенных, но все-таки достаточно простых ситуаций. Арсенал же современных статистических методов гораздо богаче. Быть может, освоение и применение этого арсенала подтолкнет исследователей в области медицины и биологии как к расширению соответствующих предметных областей, так и к повышению уровня обоснованности научных результатов.

Литература

4. Анализ нечисловой информации в социологических исследованиях. М.: Наука, 1985. - 220 с.

5. Антомонов Ю.Г. Моделирование биологических систем. Киев: Наукова Думка, 1977. - 260 с.

6. Беллман Р. Математические проблемы в биологии М.: Мир, 1966. - 280 с.

7. Большев Л.Н., Смирнов Н.В. Таблицы математической статистики. М.: Наука, 1983. - 416 с.

8. Власов В.В. Введение в доказательную медицину. М.: Медиа Сфера, 2001. - 242 с.

9. Герасимов А. Математические модели в биологии, экологии и медицине: Учебное пособие. М.: МИФИ, 1998. - 40 с.

10. Гланц С. Медико-биологическая статистика. М: Практика, 1999. - 334 с.

11. Гринхальх Т. Основы доказательной медицины. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 240с.

12. Ивченко Г.И., Медведев Ю.И. Математическая статистика. М.: Высшая школа, 1984. - 248 с.

13. Коган А.Б., Наумов Н.П., Режабек В.Г., Чораян О.Г. Биологическая кибернетика. М.: Высшая школа, 1972. - 384 с.

14. Котов Ю.Б. Новые математические подходы к задачам медицинской диагностики. М.: Едиториал УРСС , 2004. - 328 с.

15. Крамер Г. Математические методы статистики. М.: Мир, 1975. - 648 с.

16. Ларичев О.И. Выявление экспертных знаний. М.: Наука, 1989. - 128 с.

17. Леонов В.П., Ижевский П.В. Применение статистики в статьях и диссертациях по медицине и биологии. Часть I. Описание методов статистического анализа в статьях и диссертациях // Международный журнал медицинской практики. www.mediasphera.ru/mjmp/98/4/r4-98con.htm

18. Литвак Б.Г. Экспертная информация: методы получения и анализа. М.: Радио и связь, 1982. - 184 с.

19. Малета Ю.С., Тарасов В.В. Математические методы статистического анализа в биологии и медицине. М.: МГУ, 1982. - 179 с.

20. Новиков А.М. Докторская диссертация? М.: Эгвес, 2003. - 120 с.

21. Новиков А.М. Как работать над диссертацией. М.: Эгвес, 2003. - 104 с.

22. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: МЗ-Пресс, 2004. - 67 с.

23. Новиков Д.А. Теория управления организационными системами. М.: ИПУ РАН, 2005. - 472 с.

24. Новосельцев В.Н. Теория управления и биосистемы. М.: Наука, 1978. - 319 с.

25. Ногин В.Д. Принятие решений в многокритериальной среде: количественный подход. М.: Физматлит, 2002. - 176 с.

26. Окунь Я. Факторный анализ. М.: Статистика, 1974. - 200 с.

27. Орлов А.И. Надо ли разбивать выборку? // Заводская лаборатория. 1997. Т. 63. No. 1. С. 54 - 54.

28. Орлов А.И. О применении статистических методов в медико-биологических исследованиях // Вестник Академии медицинских наук СССР. 1987. No. 2. С. 88 - 94.

29. Орлов А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях. М.: Наука, 1979. - 296 с.

30. Орлов А.И. Эконометрика. М.: Экзамен, 2004 (3-е изд.). - 576 с.

31. Парин В.В., Баевский Р.М. Введение в медицинскую кибернетику. М.: Медицина, 1966. - 298 с.

32. Петри А., Сэбин К. Наглядная статистика в медицине. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. - 144 с.

33. Платонов А.Е. Статистический анализ в медицине и биологии: задачи, терминология, логика, компьютерные методы. М: Изд-во РАМН, 2001. - 52 с.

34. Подиновский В.В., Ногин В.Д. Парето-оптимальные решения многокритериальных задач. М.: Наука, 1982. - 386 с.

35. Пфанцагль И. Теория измерений. М.: Мир, 1976. - 248 с.

36. Ризниченко Г. Ю. Лекции по математическим моделям в биологии М.: Регулярная и хаотическая динамика, 2002. - 232 с.

37. Смирнов Н.В., Дунин-Барковский И.В. Курс теории вероятностей и математической статистики для технических приложений. М.: Наука, 1969.

38. Справочник по прикладной статистике. М.: Финансы и статистика. Том 1, 1989. - 510 с., Том 2, 1990. - 526 с.

39. Суппес П., Зинес Д. Основы теории измерений / Психологические измерения. М.: Мир, 1967. С. 9 - 110.

40. Трахтенгерц Э.А. Компьютерная поддержка принятия решений. М.: Синтег, 1998. - 376 с.

41. Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Статистический анализ данных на компьютере. М.: ИНФРА-М, 1998. - 528 с.

42. Тюрин Ю.Н., Литвак Б.Г., Орлов А.И., Сатаров Г.А., Шмерлинг Д.С. Анализ нечисловой информации. М.: Научный совет АН СССР по комплексной проблеме "Кибернетика", 1981. - 80 с.

43. Цетлин М.Л. Исследования по теории автоматов и моделированию биологических систем. М.: Наука, 1969. - 316 с.

*   *   *   *   *   *   *

Оккупация культуры

Элита

Когда Будду спросили: во что нужно верить, он ответил: "Только в то, что знаешь". Сегодня здравомыслящая, лучшая часть общества остро осознаёт гибельность курса марионеточно-оккупационной "российской" власти, прямо направленного на разрушение русской духовности и на убийство русской культуры.

В своё время А.С. Пушкин говорил, что "никакое богатство не может перекупить влияния обнародованной мысли". Всякие мысли в человеке и всякая власть в обществе всегда и везде только от Бога или только от дьявола. Мысли господствующего класса всегда оказываются мыслями, господствующими в обществе. Поэтому чем больше людей осознает преступный характер власти, чем большая часть их проникнется болью за судьбу нашей культуры, тем выше будет вероятность, что она не сгинет, а восстанет, как птица феникс из нынешнего либерально - демократического пепла. Для того чтобы о чём-то говорить конкретно, нужно знать предмет разговора, поэтому для начала разберёмся с терминами. Что же такое "культура"? Слово это имеет латинское происхождение и обозначает (см. Краткий словарь иностранных слов, М., "Сов. Энциклопедия, 1966.):

1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни; уровень таких достижений в определённую эпоху у какого-либо народа; уровень, степень развития какой-либо отрасли производственной или умственной деятельности, например, "музыкальная культура".

2. Образованность, воспитанность.

3. В сельском хозяйстве - разведение, возделывание.

По всем этим трём пунктам наша русская культура находится у самой критической черты.

...Мы совсем уж не те,
кем себя ощущали когда - то
Пятьдесят или тридцать
и даже лет двадцать назад:
Ни страна и ни честь -
всё для нас уже будто не свято
И о том, что случилось,
сердца наши в крик не кричат.
Мы забыли себя,
мы Отечество Русское сдали
В подлой необъявленной войне
не за нюх табака.
Из Народа-Героя
толпою безродною стали,
Пьяной шлюхой свалились
в когтистые лапы врага!..

Великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский, личную жизнь которого сегодняшние выродки от демократии пытаются опошлить и осквернить, уже будучи зрелым человеком писал: "Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи, русскую старину и историю. Напрасно я пытался бы объяснить эту влюблённость теми или другими качествами русского народа или русской природы. Качества эти, конечно, есть, но влюблённый человек любит не за них, а потому... что не может не любить. Вот почему меня глубоко возмущают те господа, которые готовы умирать с голоду в каком-нибудь уголке Парижа, которые с каким - то сладострастием ругают всё русское и могут, не испытывая ни малейшего сожаления, прожить всю жизнь за границей на том основании, что в России удобства и комфорта меньше. Люди эти ненавистны мне; они топчут в грязь то, что для меня несказанно дорого и свято". Вот и сегодня выскочки и откровенные ренегаты, мнящие себя "элитой" с удесятерённым садистским сладострастием уже и физически уничтожают всё наше родное, русское. Хочется крикнуть им во весь голос:

Эй вы, элита! Разносчики СПИДа,
Педофилии и наркомании!
К вам обращаюсь я, космополиты:
"Нет у вас Родины, нет вам изгнания!"

Потому что настоящая элита - это часть общества, осознавшая своей задачей сохранение народа и страны. А вы, либеральная элита, хуже внешних врагов ненавидите "этот" народ и "эту" страну! Сегодня Россия переживает один из тягчайших периодов своей духовной истории. Наверное, самый тяжкий. В русской истории бывали периоды упадка, смуты, обесценивания тех ценностей, на которых испокон веков держалась Русь. Но в русской истории не было прежде периодов, когда высокие ценности не только обесценивались, но и обращались против самого существования России, её народа, против блага государства, общества и отдельного человека. Была у нас культура русская, советская, а стала антирусская, антисоветская, антинациональная и антигосударственная. Была культура Гоголя и Некрасова, Тургенева и Толстого, Чехова и Горького, Сурикова и Тропинина, Глинки и Мусоргского, Щепкина и Ермоловой, а стала контр - культура Бродского и Солженицына, Малевича и Церетели, Шнитке и Резника, Жванецкого и Шифрина, "фабрики звёзд" и "аншлага".

...Душа болит. Народ молчит.
Лишь день и ночь базар шумит.
Куда ни глянь - повсюду дрянь,
Иван-дурак да ига мрак.
Родимый край, ты был как рай,
а нынче что? - Притон скотов?!
Былых побед пропал и след,
прохода нет от зла и бед...

Отвязанные

Если лет десять назад надо было нанимать европейцев, чтобы снять русофобское кино "Враг у ворот", то теперь уже в этом нет необходимости. Нанять для такого дела можно наших доморощенных кинодельцов за наши же деньги и получать многосерийные ленты "Штрафбат", "Диверсант", "Московская сага", "Дети Арбата", обливающие помоями наше героическое прошлое и как только возможно фальсифицирующие советскую историю, "Бригада" - сериал, воспевающий бандитов; кончаловско-михалковская "Курочка Ряба", представляющая русских недоделанными придурками, и "писк-шедевр" его "единоутробного брата" бездарно - тупой и сверхзатратный "Сибирский цирюльник" Совсем не так было в те незабвенные времена, когда искусство принадлежало великому и могучему, единому народу. И даже самая кровопролитная война в истории человечества привела в СССР не к увяданию, а к невиданному, беспрецедентному расцвету культурного творчества. Ни в одной стране мира не писали таких талантливых стихов и прозы, таких берущих за самое сердце песен, не снимали таких великих, таких светлых и мужественных фильмов! На фронте вместе с бойцами сражались произведения Шолохова и Симонова, ансамбль Александрова со своей бессмертной песней "Священная война", плакаты "Родина-Мать зовёт!" и "Воин Красной Армии, спаси!", кинофильмы "Александр Невский", "Чапаев", "Жди меня" - всё наше корневое народное искусство, потому что труды отечественных творцов служили Родине, а настоящая русская культура всегда была патриотической и государственной. Пожалуй, лучше Максима Горького о ней никто не сказал: "Культура - организованное разумом насилие над зоологическими инстинктами людей".

Что же мы имеем в официозе сейчас? - Запрет на изучение в школе великой повести Николая Васильевича Гоголя "Тарас Бульба" за его высокие и справедливые слова о русском народе; значительное сокращение стараниями минобраза Фурсенко и его компании уроков русского языка и литературы; фальсифицированную русскую и советскую историю; обучение детишек онанизму и раннему сексу по методикам Российской ассоциации планирования семьи и её думской покровительницы госпожи Лаховой. Имеем мы также значительную часть учебников, изданных на гранты иудейского миллиардера Сороса, низводящих наших детей до морально - обезьяньего уровня их заокеанских сверстников; имеем мы изучение в школе "гигантов российской поэзии" Исаака Бродского, Осипа Мандельштама и "титана" русской словесности Солженицына, обвиняющего Сталина в геноциде чуть ли не ста миллионов (?!) советского населения, а нашего русского Шолохова - в литературном плагиате (у самого-то кишка тонка создать роман хоть на сотую часть приближающийся к творениям великого советского классика), призывающего президента Рейгана (ещё во время жизни в США) подвергнуть термоядерной бомбардировке "империю зла", то есть нас с вами. Вот он, "властитель" демократических дум во всей своей антирусской ипостаси!

Русь обустроить взывает
Нудный писака-подлец.
"Жить не по лжи" призывает
Старый доносчик и лжец!
Это какою же шавкой
Надо отвязанной быть,
Чтобы под власовской тряпкой
Красное знамя хулить!?

Сегодня с малых лет в сознание наших детей внедряется глобальная западно-сионистская антикультура. Нас до сих смущают бесподобием специальной теории относительности Эйнштейна, хотя на практике эта теория никак и нигде себя не проявила; нам внушают тезис о "гениальном русском" композиторе Шнитке, душераздирающая какофония которого ничего общего с русской музыкой не имеет; нам все уши прожужжали о "Чёрном квадрате" Малевича. Кстати, держащие носы по ветру господа-директоры "Русского музея" Гусев и "Эрмитажа" Пиотровский приобрели для экспозиций по квадрату Малевича каждый, не чуя разницы между геометрической фигурой и художественным произведением. Жаль, Казимир в таком же стиле не намалевал своего автопортрета, наверное, это была бы чёрная или жёлтая шестиугольная растопырка на жёлтом или на чёрном фоне...

Развратная эстрада

Семь с половиной веков назад наш великий подвижник, полководец и князь Александр Невский изрёк: "Восток поедает наше тело, а Запад - душу. Поэтому с Востоком нужно договариваться, а с Западом драться!"

Основной рупор и рассадник западной антикультуры - телевидение. Оно насаждает в обществе культ насилия, наживы, жестокости, секса и крайнего индивидуализма, служит власть предержащим для разрушения исконно русских моральных устоев, взахлёб восхваляя предательство, и явно и неявно объявляя химерами чувство стыда и совести, чести и долга. В телешоу "Последний герой" "героем" становится не умный, честный и добрый, а хитрый, расчётливый и аморальный, стремящийся к успеху любой ценой, действующий по так называемому "закону курятника": "поиметь" ближнего и обгадить нижнего. А телепередачи "Окна" и "Дом", где на всеобщее обозрение выносится и совокупление человекообразных особей, и "раздумия" их на унитазе (?!) А "Поле чудес"... в стране дураков, заискивающих перед телеведущими барином (?!) А реклама разного рода пирсингов и татуировок, неуклонно обращающая русских детей в папуасов (?!) А нескончаемая имитация борьбы с наркотиками, только ещё больше привлекающая внимание к ним(?!) А вкрадчивое и обтекаемое: чрезмерное употребление пива может повредить вашему здоровью" (?!) Так ведь и чрезмерное потребление хлеба, сахара (да чего угодно!) может также здоровью навредить, а пиво в любом количестве пойло, предназначенное для алкоголизации! А реклама табака... и тут же маленькими буквами: "Минздрав предупреждает", чтобы ещё больше на уровне подсознания подогреть нездоровый подростковый интерес к курению - ведь, как известно, запретный плод сладок (?!) А "однорукие бандиты", обещающие на каждом шагу без труда выгрести из них кучу денег (?!)...Как известно из биологии, основными инстинктами животных являются пищевой и половой, но ведь гомо сапиенс тем и отличается ото всех остальных животных, что способен и обязан контролировать свои инстинкты, а когда необходимо, и подавлять их. Да, он - животное, но, по определению, высокоинтеллектуальное животное! К сожалению, всё большее количество "гомо сапиенсов" над этой проблемой не задумываются, и поэтому в сегодняшней, почти уже полностью оккупированной Западом России в "Мерседесах" гоняют ублюдки, жизнью вертят иуда и хам, гимназистки идут в проститутки, дети служат развратным скотам. Невиновные преют на зонах, вся Россия - большая тюрьма. Закрываются народные театры и дворцы культуры, кинотеатры и музеи, картинные галереи и школы, военные ВУЗы и детские садики. Воровской власти нужно только то, что приносит большой и сиюминутный доход...Впрочем, открываются храмы, в которых не чувствуется присутствия Бога, возводятся памятники вышеупомянутым Бродскому, Окуджаве и Колчаку, вывешиваются мемориальные доски с именами собчаков и старовойтовых, а сами подонки торжественно отпеваются и захораниваются в Лавре. Всё это только потому, что мы в массе своей приняли современную западную эрзац-культуру, которая на поверку оказывается ничем иным, как дерьмом в яркой упаковке. В когда - то "великий и могучий, правдивый и свободный" русский язык внедряется блатной жаргон: "мент", "лох", "крутой", "заложил", "тусоваться", "оттянуться". Русские слова заменяются импортными для того, чтобы ввести в заблуждение неискушённого обывателя: ограбление называется "приватизацией", прямой обман - "ваучеризацией", спекуляция - "бизнесом", истязание страны - "реформами", враг народа - "президентом", вор в особо крупных масштабах - "олигархом", проститутка - "путаной", шлюхи, которым ещё в начале прошлого века ворота дёгтем мазали, определяются как "женщины, живущие в гражданском браке". Бандит скромно именуется "боевиком", а любящий свою Родину грозно и грубо клеймится "экстремистом", "шовинистом" и "фашистом". За экстремизм господин Путин прежде всего должен был бы арестовать ту телевизионно-сионистскую мразь, которая на телеэкране резала живую свинью с надписью на ней "Россия"; которая в натуральную величину пекла торт в виде В. И. Ленина в гробу, а затем этот торт пожирала; ту, которая нашу советскую святыню - забальзамированного Ленина - без одежды, полоскала в ванне с раствором и показывала во всех позах на телеэкране. Эта же мразь зкспонировала на выставке в столице муляж гипертрофированной коровы, в задний проход которой призывала заглянуть, чтобы "увидеть Россию". Эти провокаторы - бывшее НТВ в обличии Киселёва, Митковой и Сорокиной; эти экстремисты - Новодворская, Немцов и Хакамада; эти террористы - Ельцин, Чубайс, Кириенко, Черномырдин. И они всем известны. У гаранта кремля для этой банды всегда есть гарантии, как и для всех "своих" проворовавшихся министров и олигархов и их "культурной" обслуги в средствах массовой информации, в театрах, в кино и на эстраде.

...Когда нас бьют, они в ответ хохочут,
Когда взрывают нас, они поют.
Козлами скачут в час,
когда нас "мочат",
Когда мы голодны, они от пуза жрут.
Весь этот сброд: развратная эстрада,
ТВ и их "свободная печать"
Подмять, унизить всю Россию рады,
Чтоб без конца свои права качать!..

Угодливый холуй

Труд рабочих, крестьян, инженеров, учителей, врачей, воспитателей и военнослужащих необходим. Тут ни у кого вопросов нет.

Но вот труд всех ли представителей так называемой "творческой интеллигенции" - писателей, артистов, режиссёров, композиторов, художников, поэтов - нужен народу? Почему он должен выплачивать немалые деньги тем, кто сопливо - сентиментально "творит" только для потребления себе подобными, кто презирает народ и низкопоклонничает перед Западом, кто пишет абстрактные стихи и картины, кто создаёт глупейшие песни типа "мальчик хочет в Тамбов: чики-чики-чики-чики-та" и пустейшие фильмы, всё содержание которых - в супружеских изменах, водевильных флиртах и нескончаемой стрельбе? Эти сподвижники реформ не задумываются, почему раньше, придерживаясь принципа социалистического реализма, даже некоторые из этих будущих предателей создавали талантливые произведения, а сейчас, со злостью и остервенением отзываясь о жизни в СССР, пытаясь оправдать свою продажность, вымучивают лишь беспомощную и неумную стряпню. Их преклонение перед "цивилизованным" Западом объясняется лишь собственной неполноценностью. Пренебрежение к гражданской принципиальности, к духовной оценке жизни общества в художественных произведениях привело к перерождению недалёких и ограниченных "гуманитариев" в борзописцев и хулителей всего того, что им было бескорыстно отдано. Нонны мордюковы, михаилы ульяновы, людмилы зыкины, разного рода басилашвили, даниилы гранины, марки захаровы, герой соц. труда Виктор Астафьев, сожалеющий перед своей кончиной о том, что Ленинград не сдали немцам и призывавший вместе с другими своими демоподельниками в 93-м году "раздавить гадину!" - иначе, - защитников Советской власти в Москве; академик Лихачёв - интеллигентская "совесть и честь", плетущий что-то маразматическое о Соловецком лагере; Эдвард Радзинский, с вожделением перевирающий отечественную историю - это всё они - "творческие интеллигенты" - злобные поводыри и геростраты вскормившей их нации!

Кто славословить был готов
вождя на тысячи ладов?
Кто о репрессиях стенал
и о ГУЛагах вспоминал?
Кто беззастенчиво, как блядь,
всегда готов был
восхвалять Генсеков, съезды, целину,
политбюро и всю страну?
Кто суетился во всю прыть,
чтоб только в партию вступить.
Кто изнутри её взрывал,
и партбилет прилюдно рвал?
Кто дверь в Израиль открывал
и в душу русскую плевал,
Кто был прислуживаться рад,
взыскуя званий и наград? -
Велеречивый чистоплюй,
Властей угодливый холуй,
"Демократический" агент -
Паршивый пёс "интеллигент"!

Тот мир, та "интеллигенция", та забугорная "культура", которую навязали нам Штаты и их сателлиты, хуже любой войны. Потому что любая война всегда заканчивается победой. "Лучше добрая война, чем худой мир" - это выражение взято из лаврентьевской летописи XIV века, вошедшей в книгу "Изборник древней Руси" под редакцией всё того же (тогда он был ещё "советским") академика Д. С. Лихачёва... А пока... иеговисты, сайентологи, педики и лесбиянки нагло и свободно дефилируют по улицам наших городов. Растлителю из "Голубой луны", несмотря на протесты общественности, предоставляются для выступлений лучшие залы и концертные площадки, а родившемуся на берегах Невы и не служившему в армии "донскому казаку" и по совместительству "полковнику" Розенбауму выделяется от Ленэнерго (из денег налогоплательщиков) 300 тысяч долларов на проведение праздничных концертов к 300 - летию Санкт - Петербурга. Пугачихи, жванецкие, хазановы, шифрины, дубовицкие, винокуры, резники, познеры, сванидзе (ни одного русского!) не сходят с экранов. Приучают русское "быдло" смеяться над самим собой, прививают ему комплекс неполноценности.

И только поэтому доморощенные "Агата Кристи", "Коррозия металла", "Машина времени" и иноземные майклы джексоны, полы маккартни, лайзы минелли и прочие "звёздные" ведьмы и шайтаны дегенеративного шоу- бизнеса воют, блеют и кривляются в спорткомплексах и БКЗ, в Кремле и на главных площадях обеих столиц России.

...Сколько срама вокруг?
Юных судеб загублено сколько?...
Как беду развести?...
Как печальные мысли прогнать?...
Ах, как тяжко душе...
Как же ей одиноко и горько!...
Сколько ж мучиться нам,
моя бедная Родина-Мать?!

В телепередаче "Деньги не пахнут" (посмотрел совершенно случайно в Москве), добровольных её участников стараются обратить даже не в скотину, а в говорящую пыль. Здесь рыжий (Бог шельму метит!) ведущий мефистофельской наружности сажает молодую симпатичную девицу на стул и обривает ей голову наголо. Она при этом всё равно мямлит, глотая слёзы, что "деньги не пахнут". Две другие юные особы слизывают сметану с голой задницы волосатого верзилы. Другая девушка (за мелочь) позволяет сделать себе пирсинг, ей больно, но она пытается бодро сказать, что "деньги не пахнут". Двуногое существо неопределённого возраста без помощи рук съедает чашку с живыми опарышами и мотылями и, разжёвывая эту мерзкую массу, довольно хрипит: "Деньги не пахнут!" и... получает за свои "труды" от глумящегося над ним "Мефистофеля" 25 (?) американских долларов с явной надеждой выиграть больше в следующий раз. Это если "Мефистофель" пригласит. А приглашает этот чёрт самых податливых, самых жадных и самых беспринципных. А ещё есть программа "Культурная революция" экс - министра официальной россиянской культуры Швыдкого. Всё, что не вписывается в её рамки, замазывается, третируется и замалчивается (не видим мы на голубом экране ни русского художника Сергея Бочарова, ни народной певицы Татьяны Петровой, ни писателей, ни поэтов, ни артистов, ни учёных традиционной русско-социалистической ориентации). Этот "деятель" по своему цинизму переплюнул всех министров - капиталистов ельцинско-путинского "каганата". Ну, кому ещё может прийти в голову дурь защищать право на мат в литературе, доказывая при этом, что без мата погибнет русский язык? Или демонстрировать на недавней подлейшей и одиознейшей выставке "современного искусства" в разгромленном музее Ленина восковую фигуру Льва Толстого, заляпанную куриным помётом. Или протежировать постановку в Большом театре "оперу" по сюжету похабника и сквернослова Сорокина "Дети Розенталя", в которой "доказывается", что в России не может быть ничего человеческого. Он же развязно ёрничает по поводу поэзии Пушкина, называя её ненужной и несовременной, и он же, упиваясь разрешённой вседозволенностью, куражится над русским народом, заявляя на всю страну, что "русский фашизм хуже гитлеровского".

...Уродец от "культуры",
гадёныш местечковый
Нас обвинил в фашизме.
Отвечу на цинизм,
На ложь и на отраву по-русски,
по-простому:
"Иуда, самый гнусный
на свете твой фашизм!"

Есть ещё в унисон ему квакающие разного рода юлии рыбаковы, русланы линьковы, елены боннеры, а также "их" писательницы Евгения Альбац и Алла Гербер (последняя в садистском экстазе вещает, что стоять горой за богатых может только "человек большой культуры"). Защищая нерусь своего круга (попросту воров), она оправдывает всенародный грабёж, называя его "первоначальным накоплением капитала!". Почти в каждом выступлении этих "деятелей культуры" звучит кощунственное враньё, что "богатые нужны, чтобы не было бедных". Понятия "русская" - культура, живопись, литература, музыка, наука - они подменяют словом "российская", как, впрочем, "россиянами", а не "русскими" для них являются Суворов, Менделеев, Ломоносов, Лермонтов - все исконно русские герои и творцы. Зато мафия и фашисты, пьяницы и свиньи у них всегда - "русские"! И ещё одно, явно бросающееся в глаза узаконенное святотатство этих двуногих нелюдей, когда под священную музыку гимна Советского Союза трепыхаются над дремучими толпами опущенных ими русскоязычных болванов предательские власовские тряпки, под которыми Россия жила с 1883 года и ничего, кроме позора поражений в русско-японской и Первой мировой войнах тогда не получила. Всё... Докатились мы... Дальше некуда... Геббельс утверждал, что "чем чудовищнее ложь, тем она правдоподобнее". Сегодняшние россиянские уродцы от культуры переплюнули рейхсминистра пропаганды по всем статьям. Но он-то лгал ради Рейха тысячелетнего, а эти кроме предательства и опоганивания страны, которая их вскормила и взрастила, ни на что другое не способны! А чтобы либеральные иуды знали, что не только русские, но и представители других национальностей любили и (я уверен!) любят Россию по-русски, приведу в пример короткое стихотворение еврея Павла Когана, который сражался за Россию и погиб за неё в Великой Войне:

И пусть я покажусь им узким
И их всесветность оскорблю,
Я - патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю,
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать,
Чтоб так пахнуло на рассвете,
Чтоб дымный ветер на песках...
И где ещё найдёшь такие
Берёзы, как в моём краю!
Я б сдох, как пёс, от ностальгии
В любом кокосовом раю!

Грех не подняться!

...Помню: ещё в школьные годы в Саранске я стоял иногда по полтора часа в очереди в детскую библиотеку имени Пушкина, чтобы обменять книги (столько было детей, желающих читать!), а сегодня в библиотеках пусто и скучно, зато на месяцы вперёд расписаны очереди на разного рода телеигры, весь дикий смысл которых хапнуть, урвать и поживиться! Ради своего будущего русские люди должны (обязательно должны!) отказаться от сегодняшнего телевидения, а больше общаясь с детьми, читая им классическую отечественную литературу, показывая лучшие отечественные фильмы и мультики, не ходить на гулянья и зрелища, устраиваемые оккупационной властью, спасать свою душу, но не в ветхозаветной ридигеровской (сплошь и рядом опроституированной церкви), а в кругу своих товарищей и единомышленников. Мы должны посещать (пусть редкие) выставки, но... патриотических(!) художников; стремиться на редкие концерты, но... патриотических(!) артистов, поэтов и исполнителей; читать литературу, но... патриотических(!) авторов. А критериями настоящего патриота, на мой взгляд, являются его обязательность и положительное отношение к советско-русской Сталинской Власти! Тем, кто при ней не жил, необходимо разъяснять и доказывать все культурные (и не только культурные) преимущества нашего Советского Союза - России по отношению к постперестроечному базарно-колониальному новообразованию, в котором наш добрый, открытый, доверчивый и незлопамятный народ при непосредственном воздействии пятой колонны доморощенных "культуртрегеров" унижен, дезориентирован, разделён и подавлен. Наверное, действительно "надо заставить народ ужаснуться самому себе, чтобы пробудить в нём мужество". Наша Родина задыхается и гибнет под пятой колониальных коллаборационистов. Но... Мы - русские! Русская природа дала каждому из нас свободу воли. И наша коллективная воля должна быть направлена к служению униженной и оскорблённой, растерзанной и обездоленной, бесценной и единственной Родине.

Пока живу, пока дышу, борюсь и верю я:
Зачтётся каждому геройство и вина.
Минует смутное, холодное безвременье,
И, наконец, с колен поднимется страна!
Освобождение России - Революция!
В огне сражения
воскреснет мой Народ!
За муки тяжкие, за слёзы наши жгучие,
Врагов Отечества возмездие найдёт!

Возрождение национальной культуры произойдёт только при свержении антинациональной плутократической банды воров и изменников, только тогда, когда называющие себя патриотами будут в первую очередь думать о Родине и только во вторую - о себе. У нас одна земля, одно гражданство, одно Отечество. Разве армия, потерпевшая поражение, должна и дальше сдавать позиции обнаглевшему врагу? Разве женщина, однажды обесчещенная насильником, обязана и дальше отдаваться всякому проходимцу? Разве из того, что политика - грязное дело, следует, что всякий политик должен забыть о чистой воде? Не грех упасть, грех не подняться! Души наших героических предков с укором и надеждой, с мольбою и верой из глубины веков взирают на нас. Наш долг ничего и никого не забыть, никому и ничего не простить, разумом и душой осознать всю полноту ответственности за своё настоящее и будущее! И... Подняться на бой!

Пусть, как вампир,
душа выпьет все соки тела,
Пусть набрякнет она
гроздьями грома-гнева!
С нами Невский, Донской
с нами предки - герои,
С нами Сергий святой,
с нами наше былое!
С нами Сталин родной,
с нами Матросов и Зоя,
Если ты русский - в бой! 
Россия ждёт твою волю!!!

Александр Харчиков, русский бард,
ashar1@pochta.ru
Газета "Дуэль", N33 (431) 
от 16 августа 2005 г.

*   *   *   *   *   *   *

Манипуляция сознанием с помощью социологических опросов

Результаты социологических опросов всегда вызывают интерес. Действительно, у каждого есть желание узнать: "Как думают другие? Сколько таких мнений, как у меня?" На основе анализа распределения мнений людей по различным вариантам ответов можно построить прогноз дальнейшего развития событий, а затем использовать его при принятии решений (политических, маркетинговых и др.).

Публикация результатов социологических опросов - мощный инструмент воздействия на массовое сознание. А потому и инструмент манипуляции сознанием. Как можно осуществлять манипуляцию?

Манипуляции выборкой. Простейший способ обеспечить сдвиг результатов социологического опроса в нужную сторону - "почистить" выборку. Исключить респондентов с ненужными мнениями и/или добавить тех, кто думает правильно. При этом нетрудно соблюсти заданные (контролируемые) социально-демографические характеристики выборки.

Казалось бы, случайный отбор из списков избирателей исключает возможность подобной "коррекции" выборки. Однако никогда не удается полностью осуществить опрос намеченных респондентов. В частности, они могут отсутствовать из-за отъезда или болезни, попросту отказаться беседовать или заполнять анкеты. Поэтому реально осуществленная выборка достаточно заметно отличается от намеченной - либо меньше по численности, либо пополнена новыми респондентами. Вот на этом этапе к естественной коррекции выборки легко добавить искусственную.

Часто одна и та же выборка используется при проведении ряда исследований (по разным темам или в разные моменты времени). Это оправдывается большими затратами на создание выборки. Провести направленную коррекцию здесь еще легче, поскольку взгляды респондентов выясняются при первом же опросе.

Манипуляции при опросе. Много возможностей предоставляет использование "прокрустова ложа" закрытых вопросов - перечень подсказок заставляет респондента "редактировать" свое мнение в соответствии с желаниями организаторов опроса. Еще больше возможностей дают открытые вопросы, при которых социолог шифрует "свободные" формулировки, данные в ответах респондентов.

Используются многозначные (неопределенные, размытые, нечеткие) термины, например, "демократия" и "свобода". Действительно, "демократия" - это и принятие решения по большинству голосов (т.е. подавление меньшинства большинством), и защита прав меньшинства (в частности, "прав человека"). Внутренняя противоречивость понятия "демократия", как известно, не обсуждается при проведении социологических опросов. А потому этот термин может пониматься по-разному респондентом, интервьюером, обработчиком данных и аналитиком, составляющим итоговый отчет. Эта неопределенность может быть использована в целях манипуляции сознанием.

Термин "свобода" также внутренне противоречив. Это и возможность собственных произвольно выбранных действий, и защита от произвола внешних сил.

Термины "демократия" и "свобода" используются с давних времен. Их многозначность, нечеткость - не исключение, а правило. Мы мыслим нечетко, и именно поэтому понимаем друг друга (Орлов А.И. Математика нечеткости. - Журнал "Наука и жизнь". 1982. No.7. с.60-67). Однако обратной стороной многозначности и нечеткости понятий является возможность манипуляции сознанием.

Есть ли в России "средний класс"? Еще больше эта возможность выражена для понятий, которые только еще внедряются в массовое сознание. Например, "средний класс". Ясно, что любую совокупность, имеющую разброс по некоторому показателю, можно разбить на три класса (или любое иное заранее заданное число), причем с заданными долями. Например, лиц, имеющих одни штаны, можно отнести к низшему классу, лиц с двумя штанами - к среднему, тех же, кто может купить себе новые штаны в любой момент - к высшему. Примерно так и поступают отдельные социологи, относящие тех, кто живет ниже прожиточного минимума - к нижней части низшего класса (нищета), тех, чьи доходы примерно совпадают с правительственным прожиточным минимумом (около 3000 руб. на душу в 2004 г.) - к высшей части низшего класса (бедность), а тех, кто получает несколько больше прожиточного минимума - уже к среднему. Далее реализуется один из приемов манипуляции сознанием - подмена понятий. Так введенный "средний класс" приравнивается к среднему классу Европы и США. Там "средний класс" является опорой режиму и обладает соответствующими доходами, образованием, самосознанием, занимается соответствующими видами деятельности.

Цель "манипуляции сознанием" состоит в том, чтобы создать впечатление о существовании в России "среднего класса" западного типа, являющегося опорой режиму и включающего около 10% населения. Этот якобы "научный вывод" вошел в сознание и деятелей левой оппозиции. На самом же деле "среднего класса" западного типа в России нет, что однозначно вытекает из результатов разнообразных иных социологических исследований. И опорой режиму могут служить лишь 0,5% богатых. Смысл "социологической диверсии" в том, что с 10% (якобы существующего) "среднего класса" левой оппозиции надо договариваться, находить компромисс, в то время как 0,5% богатых в ходе развития революционной ситуации исчезнут без следа, как это было в 1917-1920 гг.

Манипуляции сознанием при публикации результатов социологических опросов. Проще всего манипулировать сознанием при публикациях в средствах массовой информации. Все результаты ни в специальных, ни в массовых изданиях опубликовать невозможно (хотя бы из-за объема). Поэтому проводится отбор материала. И это первая возможность для манипуляции. По той же причине не рассматриваются инструменты исследования - и это дает возможность "сдвинуть" понятия в нужном направлении.

Дальнейшие возможности манипуляции - при обсуждении результатов. Наконец, обратим внимание на заголовки публикаций. Зачастую они полностью противоречат содержанию.

Например, одна из приводимых далее статей называется: "Порядок без свободы россиянам не нужен". На самом же деле опрошенные однозначно высказались за "порядок". Подзаголовок другой статьи гласит: "На постсоветском пространстве люди не доверяют политикам, верят в демократию и беспокоятся о своем здоровье". Здесь ложное утверждение "верят в демократию" вкраплено среди истинных, но тривиальных утверждений.

Управление сознанием. Зачем нужно манипулировать сознанием? Во-первых, массовое сознание сдвигается в нужную заказчику сторону. Во-вторых, повышается доверие к принимаемым решениям. Например, продажные социологи с помощью социологических опросов предсказывают, что за некоего кандидата проголосуют 30% избирателей. И вот объявляются сфабрикованные результаты - 31%. Ожидания оправдались. Триумф социологической науки. И кто поверит тому, что на самом деле итог голосования - 54%?

Многие мифы успешно внедрены в массовое сознание. Миф о существовании в России среднего класса западного типа - на совести социологов. А миф о необходимости развития рыночных отношений - на совести экономистов.

А.И.Орлов
2004-07-30

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте работает форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

Заходите - вас будут рады видеть!

*   *   *   *   *   *   *

Программа "Диссер" - дополнение для Microsoft Word, предназначенное для создания и работы со списками литературы. В диссертациях, научных статьях, рефератах требуется приводить список использованной литературы, вставляя в текст диссертации ссылки на его позиции. При большом размере списка отслеживать соответствия порядковых номеров публикаций в списке и чисел в ссылках в тексте диссертации становится крайне сложно, особенно при изменении порядка следования ссылок в списке. Эта программа добавляет в Word новую функцию - создание и редактирование списка литературы, позволяя исправлять численные ссылки в тексте одним нажатием кнопки. "Диссер" можно загрузить с сайта http://kankowski.narod.ru.

Удачи вам и счастья!


В избранное