Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 268


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

В этом, 268-м выпуске рассылки "Эконометрика" от 13 марта 2006 года в содержательной статье депутата Государственной думы Виктора Тюлькина "Боевая организация (посвящается 100-летию первого Совета)" дается анализ опыта создания органов общественного самоуправления - Советов.

Предлагаем подборку из 10 статей по инфляции. Интересно проследить, как менялись в течение 2005 г. сообщения об инфляции в России и других странах.

1. "Новые Известия": Первоначальный годовой план по инфляции уже выполнен.

2. Правительство не знает, что делать с инфляцией - Михаил Хазин. Интервью с президентом консалтинговой компании "Неокон".

3. Россия на 3-м месте по инфляции в СНГ

4. МЭРТ РФ: Уровень инфляции в России за 18 дней июля составил 0,4%, с начала года - 8,4%.

5. ЦБ РФ: Инфляция в России за пять месяцев 2005г. составила 7,1%

6. Росстат: Инфляция в январе-мае составила 7,3%

7. Росстат: Инфляция в России в сентябре 2005г. составила 0,3%, в январе-сентябре - 8,6%.

8. Е.Ясин: Инфляция в России по итогам 2005г., в лучшем случае, составит 12-12,5%.

9. В.Путин: Инфляция в России в 2005г. составила 10,9%.

10. Росстат: Инфляция в России в 2005г. составила 10,9%.

   Все вышедшие выпуски Вы можете посмотреть в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Боевая организация (посвящается 100-летию первого Совета)

Виктор Тюлькин, депутат Государственной думы, ФОРУМ.мск

"Совет Рабочих Депутатов не рабочий парламент и не орган пролетарского самоуправления, вообще не орган самоуправления, а боевая организация для достижения определенных целей".

В. И. Ленин (ПСС, т. 12, стр. 129)

В мае 2005 года исполнилось 100 лет со дня образования в Иваново-Вознесенске первого Совета рабочих депутатов.

Казалось бы, история Советов и их классовая природа детально изучены и можно было бы ограничиться парадно-праздничной статьей. Ан-нет. Разнобой в понимании сути Советов (читай Советской власти) сегодня чрезвычайно велик. Реальное же советское (рабочее) движение в настоящее время столь незначительно, как и внимание его организации со стороны разных отрядов коммунистов, что мы сочли первостепенной необходимостью еще раз разобраться в сути вопроса.

Кто что понимает?

Сегодня под Советами кто-то понимает просто название органов государственной власти по своей памяти (чаще в 60-80-е гг. XX века). Где-то и сегодня сохранились названия (не Думы и ЗакСы, а Советы, например, Владимир, Волгоград, Орел), поэтому товарищи думают, что у них в регионе сохранились Советы. Кто-то считает концом Советской власти расстрелянный Ельциным в 1993 г. Верховный Совет, хотя над ним уже колыхался власовский триколор. И, наконец, есть вполне известные и респектабельные левые оппозиционеры, которые ставят программной целью "движение к парламентской республике советского типа". Набор, как видим, на любой вкус и разнообразную политическую ориентацию.

Чтобы разобраться в сути проблемы, мы предлагаем - вместе с читателем сначала сжато рассмотреть теорию вопроса, а затем вспомнить историю Первого Совета, дабы "приложить карту к дороге" и практикой определить истину.

Теория вопроса

Советы следует признать наиболее устойчивой из всех известных истории форм реализации диктатуры пролетариата. Не только потому что они просуществовали дольше всех других, но за их плечами и наиболее значимые исторические свершения, такие как Октябрьская революция, построение СССР, победа над фашизмом и др.

Имеются вполне определенные теоретические принципы построения Советов, хотя при этом известно, что советы не выдумка, не изобретение большевиков. Советы это форма организации, найденная самим рабочим классом в ходе острейших классовых схваток начала XX века. Именно этим и объясняется их боевая суть.

Данный вопрос теории как-то мало замечают, соответственно не изучают и не применяют на практике ни наши российские левые, ни (тем более) зарубежные коммунисты. А напрасно, так как Советы не только форма диктатуры пролетариата, но и более того форма борьбы за установление, завоевание этой пролетарской диктатуры.

Многие же товарищи, наши и зарубежные, правильно понимают пагубность отхода в практике социалистического строительства СССР от теории научного коммунизма: отказ от принципа диктатуры пролетариата, уход от понимания государства как сугубо классового института в сторону некой общенародной конструкции, и т. д. Однако, без понимания механизмов практической реализации принципов, без изучения и признания принципов построения Советов у них получается некий теоретический тупик. Выходит, что пока у руля власти (или партии) находится герой (умный, порядочный, храбрый генсек), все идет нормально. А как умер этот и пришел (случается такое) не тот, неудачный (для кого-то Хрущев, для других Брежнев или Горбачев), то дело идет уже по знакомому пути развала, т. е. начинается перестройка.

Встает вопрос: где гарантия неповторения перерождения?

Тезисы Советской власти

К основным принципам построения Советов, выделенных в практике борьбы рабочего класса и сформулированных Лениным при разработке Второй программы РКП(б) относятся следующие:

Первое. Основной избирательной единицей (округом) Советов является коллектив фабрики, завода, колхоза, казачьей станицы, воинской части и т. д. То есть, та общность людей, которая объединена общим делом (при этом возможны некоторые урезания избирательных прав свергнутых классов и их союзников).

Здесь чрезвычайно важно понять, что такая система опирается на объективную организованность трудящихся в процессе производства. Именно это преимущество людей труда (организованность) предлагается дать им возможность использовать в государственном строительстве (здесь люди лучше знают друг друга, им легче обсудить вопросы, проще принимать коллективные решения).

Второе. Из первого принципа вытекает понятная легкость и доступность процедуры отзыва депутатов в случае неоправдания доверия, и соответствующая замена в ходе жизненного процесса, не дожидаясь каких-то выборных кампаний.

Третье. Как уже отмечалось в эпиграфе, полный отказ от парламентаризма (т. е., говорильни), и совмещение в одном органе законодательных и исполнительных функций (сами приняли решение - сами организуют исполнение).

Четвертое. Постепенное поголовное обучение и привлечение трудящихся к управлению государством.

Именно здесь наблюдались и наблюдается максимальный вал различных домыслов и откровенного вранья. Вспомним про знаменитую ленинскую кухарку. Между тем, как Владимир Ильич, будучи отличным управленцем, писал буквально следующее: "Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий  и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и Берешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только  богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато оно было немедленно, т.е. к обучению этому немедленно начали привлекать  всех трудящихся, всю бедноту" (ПСС, т. 34, стр. 315).

В этом ленинском высказывании основную нагрузку несет именно требование отказа от иллюзий, будто управлять государством могут только исключительно высокооплачиваемые чиновники, ликвидация этого исключительного права элиты управлять жизнью народа и страны.

Пятое. Дабы реализовывать предыдущий тезис, вводилось назначение и отчетность чиновников и исполнительных лиц перед Советами, установление партмаксимума - ограничение зарплаты руководителей-членов партии и др. заработной платой квалифицированных рабочих. (С другими принципами можно ознакомиться в ленинской работе "Черновой набросок проекта программы" (глава "Десять тезисов о Советской власти") (ПСС, т. 36, стр. 71-73) и другие работы.)

Теперь, вооружившись некоторыми азами теории, разработанной уже после 1905 года, вернемся к истории рождения Первого Совета, из которой в основных чертах эти выводы и были сделаны.

Предпосылки всеобщей стачки

События января 1905 года, кровавая расправа с рабочими в Петербурге послужили началом первой русской революции. К этому времени безуездный город Иваново-Вознесенск (Шуйского уезда Владимирской губернии) был уже известным промышленным центром и обладал достаточным опытом борьбы рабочего класса.

Десятки тысяч рабочих работали по 11,516 часов в сутки при заработках от 7 до 20 рублей в месяц. При этом плата за комнату составляла не менее 5 рублей, так что жить приходилось скученно, по несколько семей, а то и десятков человек в одном помещении. Отношения на производстве отмечались хамским обращением со стороны администрации, хозяев, широко используемой системой штрафов и арестантских комнат, тяжелейшими условиями труда и беспросветной жизнью вне производства.

Достаточно сказать, что в самом Иваново при 54 тыс. работающих не было ни одного книжного магазина, ни одной народной библиотеки, ежегодно порядка 500 детей не принимались в школы из-за отсутствия свободных мест (еще большее число не могло идти учиться по причине бедности, необходимости приступать к работе в семье или на фабрике). Зато главным развлечением рабочих, организованным буржуазией, были более 200 кабаков и питейных дворов.

К 1905 году Ивановские рабочие уже имели не только опыт борьбы, но и крепкую организацию революционных социал-демократов под руководством большевиков. В Северном союзе РСДРП(б), под чье влияние попадали Ярославская, Костромская, Владимирская губернии, работали такие известные революционеры, как Ф.Самойлов, М.Фрунзе, Н. Бауман, М. Багаев, О. Варенцова и др. Численность организации только Ивановского центра достигала почти пятисот активных, хорошо организованных (в основном по производству) профессиональных революционеров. Интересной особенностью ивановской организации, которую отметил М. Фрунзе, было то, что в отличие от столичных организаций на руководящих партийных постах здесь находились, главным образом, рабочие. (Фрунзе писал, что "Будучи знаком до сих пор с жизнью и составом петроградской и московской организаций, я не наблюдал там такого явления. Правда, и там выделялись из рабочей среды масса передовых и очень активных и талантливых работников, но они как-то растворялись и стушевывались наряду с многочисленными работниками, выделенными в этих центрах интеллигенцией".)

Именно большевики помогли сформулировать и выдвинуть 16 требований к хозяевам фабрик, в т. ч. 8-часовой рабочий день, повышение зарплаты на 60 процентов, отмена штрафов и обысков, введение детских яслей и времени матерям для кормления, образование комиссий по трудовым спорам, увольнение наиболее хамски себя ведущих мастеров и управляющих и т. д. Надо сказать, что основные экономические требования очень быстро были дополнены политическими свободы собраний, печати и распространения листовок, права объединения в профсоюзы, свободы устраивать стачки, а через какое-то время, и требования выборов учредительного Собрания и отмены самодержавия. По отзывам очевидцев настроение в городе можно было охарактеризовать состоянием кипящего котла.

Час пробил

12 мая 1905 года было объявлено решением большевистской организации началом стачки. Требования были оформлены в виде призыва Северного комитета к всеобщей стачке, адресованного рабочим Иваново-Вознесенска, в котором содержались такие слова: "Не хватает сил терпеть больше! Оглянитесь на нашу жизнь: до чего довели нас наши хозяева! Нигде не видно просвета в нашей собачьей жизни! Довольно! Час пробил! Не на кого нам надеяться, кроме как на себя. Пора приняться добывать себе лучшую жизнь! Бросайте работать, присоединяйтесь к вашим забастовавшим товарищам. Выставляйте 26 (уже дополненных - авт.) требований, изданных нашей группой. Присоединяйте к ним, кроме того, свои местные, частные требования! Собирайтесь для обсуждения ваших нужд в городе и за городом".

13 мая бастовало уже 32 тысячи рабочих. Проводились невиданные массовые митинги в центре города, у городской управы. Выработанные требования были вручены старшему фабричному инспектору. Ошарашенные от такого количества народа представители власти заявили, что не могут разговаривать сразу со всеми. И тогда ивановские рабочие начали свои знаменитые собрания на лугу у маленькой речушки "Талка".

Были доработаны выдвинутые требования, предъявленные фабрикантам. Их можно было разделить на пять групп: 1) нормирование рабочего времени; 2) заработная плата (минимум 20 рублей в месяц); 3) взаимоотношения рабочих и фабричной администрации; 4) санитарно-гигиенические условия труда; 5) требования общеполитического характера.

Одним из первых было коллективно принято решение об образовании денежного фонда для ведения борьбы с хозяевами предприятий и властями. Но самое основное событие заключалось в том, что, разбившись на лугу по кружкам (а здесь были десятки тысяч рабочих: и каждый кружок образовался по производственному признаку представляя фабрику или комбинат того или иного хозяина), в каждом кружке рабочие приступили к избранию своих представителей. Избрание проходило открытым голосованием, пропорционально численности работающих на том или ином предприятии. Каждая кандидатура тщательно и всесторонне обсуждалась. Говоря современным языком, были альтернативы, отводы, конкуренция кандидатов и идей. Всего было избрано 150 депутатов, которых тогда называли "Собрание депутатов". Позже стали называть: "Совет уполномоченных в Иваново-Вознесенске", а затем Совет Рабочих Депутатов. Из 150 рабочих депутатов две трети составляли большевики. Было избрано 17 женщин. А 15 мая в небольшом одноэтажном доме мещанской управы состоялось первое заседание Первого Иваново-Вознесенского Совета Рабочих Депутатов. На этом заседании был избран Президиум Совета, а также организованы секции: по охране города, которая имела рабочую милицию (рабочая милиция устанавливала порядок на сходках и демонстрациях, не допускала без ведома Совета работу на предприятиях); финансовую секцию, в задачи которой входило изыскание средств и оказание материальной помощи нуждающимся рабочим и их семьям. Всего через финансовую секцию за время стачки прошло около 13 тыс. рублей. Порядок выдачи средств был таков: нуждающиеся рабочие обращались непосредственно к своему депутату, а тот после изучения дела предоставлял сведения в финансовую секцию. Деньги вносились авансом в общество потребителей, а оттуда рабочие получали продукты по чекам финансовой секции. На молоко для детей до 3-летнего возраста родители получали деньгами. Были организованы группы типографского обеспечения, потребкооперации, народного суда и др.

Совет заявил губернатору и фабрикантам, что при условии невмешательства в ход забастовки войск и полиции, он гарантирует спокойствие в городе. Таким образом, Совет стал пользоваться авторитетом не только в городе, но и за его пределами. Он был выбран как бы для переговоров, но очень быстро перешел к управлению всей жизнью и борьбой. В городе практически установилась ситуация двоевластия. Позже, описывая эти первые опыты, Владимир Ильич писал: "Эти органы создавались исключительно революционными слоями населения, они создавались вне всяких законов и норм всецело революционным путем, как продукт самобытного народного творчества, как проявление самодеятельности народа, избавившегося или избавляющегося от старых полицейских пут. Это были, наконец, именно органы власти, несмотря на всю их зачаточность, стихийность, неоформленность, расплывчатость в составе и в функционировании.

По своему социально-политическому характеру, это была, в зачатке, диктатура революционных элементов народа" (ПСС, т. 12, стр. 317).

Общие требования

Надо отметить, что господа фабриканты, заводчики и губернатор, как люди весьма неглупые, с первых же дней образования Совета поняли опасность такой организации и внесли предложение о готовности немедленного начала переговоров, но с условием, что каждый заводчик будет вести переговоры со своими депутатами. Рабочие же, наоборот, дружно придерживались формулы "все со всеми", понимая, что, раздробив, их по частям обязательно запутают, обманут, запугают, подкупят.

Совет уполномоченных, опираясь на всю рабочую массу, не допускал дробления сил и крепко держал руководство в своих руках. Он заставлял считаться с собой не только фабрикантов, местную полицию, но и губернатора. Так губернатор Леонтьев неоднократно вынужден был просить совет рабочих депутатов разрешить поставить нескольких человек-рабочих в типографию для печатания объявлений и его, губернатора, распоряжений.

Обращались в Советы и фабриканты за разрешением пропустить через некоторые технологические процессы товары, которые были оставлены в незавершенном производстве и которые могли погибнуть. Совет разрешал, если соглашались пойти на работу сами рабочие, но только с таким условием, чтобы заработная плата поступила в стачечный фонд.

О том смятении, которое вызвала стачка среди капиталистов, недвусмысленно и откровенно высказался в своем письме к родственнику фабрикант Бурылин: "То, что произошло, не поддается описанию. Невиданная картина событий Я лишен кучера, сам кипячу чай, с фабрики последнего сторожа сняли, сам охраняю фабрику. Начальство растерялось. У наших нет единого мнения (здесь и далее выделено авт.). Мое честное убеждение надо поскорей идти на небольшие уступки рабочим требованиям. Нам угрожают колоссальные убытки Мне известно из достоверных источников, что руководители забастовки люди приезжие, с образованием, руководят хлестко. Чувствуется в городе двоевластие. Рабочие не хотят договариваться на своих фабриках, выставляют общие требования".

Несмотря на то, что ряд фабрикантов предлагали пойти на некоторые уступки, большинство, все же, по совету с губернатором отказались удовлетворить требования бастующих. При этом использовались такие отговорки как, например: "продолжительность рабочего дня рассматривается в общегосударственном порядке". Пункты о минимуме заработной платы, об уничтожении штрафов и обысков были отвергнуты без всяких мотивировок, а на требования обустройства яслей хозяева отвечали, что "находим сие крайне затруднительным". На пункты об уничтожении фабричной полиции, тюрем (кутузок) при фабриках, о невмешательстве начальства и войск в дела рабочих, о политической свободе и праве объединяться в союзы, об устройстве рабочих касс взаимопомощи, фабриканты отвечали: "Не подлежит нашему обсуждению".

Интересно, что к этому моменту рабочие уже требовали установления празднования 1 мая, на что хозяева ответили: "празднование 1 мая, ввиду большого числа у нас праздников, находим неудобным".

Университет борьбы

Далее власти идут на применение силовых методов с привлечением присланных из столицы пехотных батальонов и казачьих сотен. Идут аресты, столкновения. Рабочие обращаются с петицией к министру внутренних дел. При этом Совет не строил никаких иллюзий, но это обращение разоблачало царское правительство, как верного защитника интересов помещиков и капиталистов. Для всех становилось ясным, что правительство Николая кровавого стоит не на стороне народа.

Массово организованной политической борьбе рабочих под руководством большевиков анархиствующие элементы, поддерживаемые властями, пытались противопоставить индивидуальный террор, экспроприации, бандитский клич: "Грабь, бей, режь!" На что большевики отвечали, что, конечно, легче напасть на отдельного мелкого лавочника, ограбить частную квартиру, чем вести организованную классовую борьбу со всем классом капиталистов и помещиков. Легче напасть на отдельного агента царской власти, чем напасть на царское самодержавие в целом, организовать массы для свержения царизма.

Попытки дискредитировать рабочую стачку, изобразить ее как некий "беспорядок", который надо ликвидировать с помощью вооруженной силы, по большому счету провалились. Ф. Самойлов по этому поводу писал: "В городе в это время наблюдался порядок, какого еще не было никогда до забастовки. Не видно было пьяных, не наблюдалось ни драк, ни скандалов, ни азартных игр, которые Совет тоже воспретил". По распоряжению Совета в городе были закрыты все винные лавки.

Поскольку манифестации в городе были затруднены, рабочие собирались за городом, у реки Талка, организовав там крепко спаянный пролетарский лагерь со своим управлением и дисциплиной, за нарушение которой виновные подвергались строгой каре: выставлению перед всей массой на трибуну и выяснению содеянного проступка. Такое наказание считалось очень суровым, и люди как огня боялись публичного выговора перед массой.

Лагерь у Талки превратился в своеобразный рабочий университет, где с раннего утра до позднего вечера проходили обучения, обсуждения, работа Совета и его секций и т. д. Были и часы досуга, в которые рабочие пели, в т. ч. революционные песни. В одной из любимых под названием "Зимушка", были такие строчки:

На столбе висит корона,
Николай II ворона,
Председатель всех болванов
Николай II Романов.
От Алтая до Дуная
Нет глупее Николая,
По России слух пошел:
Николай с ума сошел.

С точки зрения поэзии, может быть, и не шедевр. Но зато слова четко показывают, что веры в батюшку-царя у рабочих не осталось.

В начале июня хозяева объявили локауты. 3 июня силами казаков и пехоты устроили кровавое побоище в лагере на Талке, после чего сопротивление перешло в прямое противостояние с использованием баррикад, булыжников как оружия пролетариата, устаревшего и малочисленного, но все же имеющегося, оружия в основном, револьверы допотопной системы "Бульдог", поджогов фабрик, а также усадеб и дач фабрикантов.

Встретив такое сопротивление, 11 июня губернатор вновь разрешил собрания на Талке. 13 июня фабриканты пошли на предложение частичных экономических уступок: 10-процентное повышение к зарплате, 10-часовой рабочий день плюс еще кое-что по мелочи.

16 июня губернатор доносил товарищу министру внутренних дел: "По полученным мною агентурным сведениям, агитаторы и руководители сходок, за невозможностью удержать солидарность толпы одними экономическими требованиями, за последние два дня вновь принялись за политические и антиправительственные речи, пока встречающие сочувствие в массе забастовщиков. Производство арестов агитаторов я признаю невозможным, пока толпа будет так сплочена".

Из этой записки видно, что с нарастанием стачки росла как сплоченность рабочих, так и их политизация. Массы проходили университет борьбы.

Однако силы бастующих были на исходе, и 27 июня совет уполномоченных выносит решение: "Ввиду того, что 47 дней забастовки истощили наши силы, мы решили стать на работу с тем, чтобы, подкрепив свои силы, вновь начать борьбу за свои права".

На разных фабриках приступали к работе в разные сроки, поскольку некоторые фабриканты не хотели идти даже на столь мизерные согласованные уступки. Официальным днем окончания стачки считается 23 июля. (Работа возобновилась на всех фабриках кроме фабрик Фокина, П.Дербенева, Бакулина и Ямановских двух заводов.) Даже по данным старшего фабричного инспектора Владимирской губернии, всего стачка охватила 34 предприятия, продолжалась 72 дня, и приняли в ней участие только в самом областном центре 29068 рабочих, в т. ч. 11277 женщин и 2482 подростка. Всего же по всей губернии на разных этапах в стачке приняли участие свыше 70 тыс. рабочих.

Длительная тяжелая борьба не прошла бесследно. Она закалила рабочих и подготовила их к будущей, еще более упорной борьбе. Как писал Ф. Самойлов, " Чувствовалось что-то новое, небывалое. Прежняя приниженность и забитость во внешнем виде рабочего-массовика исчезли. Особенно это наблюдалось в отношении рабочих к представителям фабричной администрации.

Авторитет царя и бога управляющих, директоров сильно пошатнулся Совершенно исчезло трусливое раболепство перед этими лицами отвешивание им при каждом появлении поясных поклонов, на которые последние раньше даже не считали нужным отвечать".

Уроки борьбы Ивановских рабочих большевики учли на конференции партийной организации, проведенной тем же летом в Костроме. А в дни декабрьского вооруженного восстания в Москве боевая дружина текстильщиков Иваново-Вознесенска, Шуи, Кохмы во главе с М.Фрунзе оказывали помощь  московским рабочим - участвовали в баррикадных боях.

Советы - Первого Совета

Говоря о значении опыта Первого Совета и советов вообще для сегодняшнего дня России, прежде всего нужно исходить из печального, но действительного факта что, в основном сопротивление сводится пока к уличным массовкам и выдвижениям очередных требований в адрес президента и правительства. Организованной коллективной борьбы на фабриках, заводах, иных предприятиях пока мало (тем более политической борьбы). Более того, наиболее разветвленные по отраслям и регионам (шмаковские) профсоюзы (ФНПР) не только сдерживают эту борьбу, но и заключили политические контракт с партией власти "Единой Россией". Из политических организаций, считающих себя левыми и коммунистическими, организацией рабочего и профсоюзного движений занимаются лишь две-три. В первую очередь РКРП-РПК и классовый профсоюз "Защита". Их успехи пока можно назвать скромными.

Из оппозиционных депутатов Государственной Думы, а их, не в пример шести большевикам царской думы, сегодня во много раз больше 47 членов фракции КПРФ плюс 40 из фракции "Родина", организацией рабочего сопротивления занимаются лишь два-три депутата. Если кто-то и подключается к этой теме, то, в основном, на уровне составления писем, жалоб, обращений в суд или к прокурору с требованиями соблюдения законности. Организацией собственной борьбы самих рабочих, самих широких масс трудящихся, сегодняшняя думская оппозиция не занимается.

Таким образом, опыт Первого Совета должен подсказывать, советовать нам, коммунистам XXI века:

а) подход к решению вопроса: что мы хотим построить и

б) подход к решению вопроса: как это сделать.

Особо опасен

Здесь полезно вспомнить, что в наиболее известном примере классовых боев новейшей истории России выборгском противостоянии, рабочие Целлюлозно-бумажного комбината не ограничились простым сопротивлением хозяевам, требованиями зарплаты, сохранения рабочих мест и выполнения инвестиционных обещаний плана приватизации.

Работники Комбината перешли в наступление и взяли на себя функцию управления производством. Они выкинули очередных претендентов на собственность ЦБК за ворота, выбрали собственный управляющий орган во главе с директором, образовали народное предприятие учредителем которого выступила профсоюзная организация.

Рабочие запустили основную бумагоделательную машину, которая стояла до этого более двух лет, сумели организовать финансирование оборотных средств в счет будущих поставок продукции, а также сбыт готового продукта. Кроме этого возобновила работу заводская столовая, нормализовалась работа котельной, отапливающей поселок с символическим названием Советский.

Областные и государственные власти, надо понимать, отлично видели опасность такой организации трудящихся. Сегодня люди замахнулись на право управлять своим заводом, завтра захотят сами определять порядок жизни своего поселка, города, страны. Задумываются над возвращением в государственную собственность заводов, фабрик, электростанций, топливно-энергетического комплекса, транспорта и т.д. А это уже, караул, Советская власть возвращается!

Именно поэтому, за чрезвычайную опасность примера власти и хозяева комбината с такой жестокостью расправились с народным предприятием. Были привлечены силы отряда "Тайфун", специализирующегося на конвоировании особо опасных заключенных и подавлении волнений в тюрьмах. Впервые в новейшей истории России в рабочих стреляли здесь на Выборгском ЦБК 13 октября 1999 года. Стреляли по очагам зарождающихся Советов, как наиболее опасного для буржуазного строя процесса самоорганизации борьбы трудящихся.

Без борьбы нет победы

В свое время Владимир Ильич, работая над второй Программой партии, теоретически допуская возможность временных поражений и откатов назад, писал: "наша партия не откажется  от использования и буржуазного парламентаризма, если ход борьбы отбросит нас назад, на известное время, к этой, превзойденной теперь  нашею революцией исторической ступени. Но во всяком случае и при всех обстоятельствах партия будет бороться за Советскую республику, как высший по демократизму  тип  государства и как форму диктатуры пролетариата, свержения ига эксплуататоров и подавления их сопротивления"(ПСС, т. 36, стр. 58).

Без борьбы победы не бывает. Это основной опыт Советов - боевой организации пролетариата.

КПРФ.ру, 22.05.2005

*   *   *   *   *   *   *

Подборка статей по инфляции

1. "Новые Известия": Первоначальный годовой план по инфляции уже выполнен

РБК 01.08.2005, Москва 08:38:32 Минэкономразвития и торговли, проанализировав итоги первого полугодия 2005 года, фактически признало, что антиинфляционный план, подготовленный финансовыми властями весной, провалился. Ожидаемого сезонного снижения цен на фрукты и овощи не произошло, и по итогам семи месяцев инфляция будет не меньше 8,5%.

В конце недели Минэкономразвития представило доклад о социально-экономическом развитии России в первом полугодии 2005 года. Данные по инфляции выглядят более чем удручающими. Так, за первое полугодие потребительские цены выросли на 8%. По прогнозам министерства, по итогам семи месяцев инфляция составит 8,5-8,6%.

Напомним, что в начале года правительство планировало достичь этой цифры только к декабрю. Теперь же ясно, что даже скорректированный весной Минфином и МЭРТ прогноз в 10% - несбыточная мечта. Видимо, понимая это, министр финансов Алексей Кудрин на прошлой неделе уже сообщил новый ориентир - 11%. В ведомстве его коллеги Германа Грефа оперируют инфляционным показателем в 10-11%. Тем не менее очевидно, что и эти корректировки не последние.

Основной причиной роста цен, по мнению МЭРТ, является "опережающее повышение цен на продовольственные товары". Общий рост цен на продовольственные товары с начала года по 18 июля составил 9%. Это много, но общее несопоставимо с отдельными частностями. Цены на плодоовощную продукцию, мясо и птицу, рыбу и морепродукты выросли на 10-40%. А овощи и фрукты дорожали тем временем еще быстрее - за первое полугодие сразу на 40,6%, тогда как за шесть месяцев прошлого года - "всего" на 13,9%.

*   *   *   *   *   *   *

2. Правительство не знает, что делать с инфляцией - Михаил Хазин

Интервью с президентом консалтинговой компании "Неокон"

На прошлой неделе администрация США озвучила имя преемника бессменного главы Федеральной резервной системы Алана Гринспена. Им стал Бен Бернанке, известный тем, что в отличие от Гринспена считает главной проблемой американской экономики не инфляцию, а дефляцию. Уже сейчас многие эксперты говорят, что приход Бернанке свидетельствует о серьезных изменениях в проводимой Белым домом экономической политике. О том, что означает смена власти в ФРС для мировой экономики, в том числе и для России, заместителю главного редактора RBC daily Олегу Леонову рассказывает президент консалтинговой компании "Неокон" Михаил Хазин.

- Означает ли приход Бена Бернанке, что проводимую Аланом Гринспеном политику в Белом доме теперь считают неэффективной?

- Появление Бернанке должно ознаменовать смену курса монетарных и экономических властей США - его явно назначили исходя из политических соображений. Теперь необходимо понять, почему это произошло, и, самое главное, - что для американских властей сейчас стало основной финансовой задачей. Текущая ситуация с инфляцией в США оставляет желать лучшего. Официально объявленный показатель промышленной инфляции (индекс PPI) в сентябре равен 1,9%. Однако это далеко не полная картина. Несмотря на и без того изрядный рост в официальной версии (на 6,9% по отношению к сентябрю 2004 г.), этот показатель все-таки ниже реального - причем даже без учета регулярно занижающего инфляцию геометрического усреднения компонентов. Дело в том, что заглавная строка официального отчета PPI исследует цены не всех производителей, а только обрабатывающих отраслей. То есть цены на сырье и комплектующие тут вообще никак не учтены - будто бы производителей базовых товаров и полуфабрикатов в Штатах нет вовсе. К счастью, у таких отчетов все-таки есть более полные версии, которые учитывают всё: согласно им, полный PPI вырос в сентябре не на 1,9% по сравнению с августом, а на 2,9%; соответственно, рост к сентябрю 2004 года составил не 6,9%, а 9,6%. Если рассмотреть подробно картину на графике помесячной динамики официального PPI за последние полвека, то легко видеть, что ныне этот показатель уже подошел к всплескам середины 1970-х годов (остался только труднодосягаемый пик августа 1973 г. с месячным ростом цен почти на 6%). Аналогично выглядит и график индекса потребительских цен (CPI) - 1,2% в сентябре, правда, тут на пути к 1970-м нужно еще преодолеть вершины 1980-х годов. Вместе с тем необходимо отметить, что этот показатель Белый дом занижает существенно больше, чем PPI. Таким образом, уровень инфляции промышленных цен сентября 2004 г. к сентябрю 2005 г. составил 9,6%. А уровень потребительской инфляции за тот же период составил 4,7%. Поскольку к этому показателю "привязана" индексация зарплат и социальных выплат, нынешняя администрация "рисует" его достаточно низким.

- А как эта ситуация влияет на потребление домохозяйств, которое формирует подавляющую часть ВВП США?

- Действительно, более 70% ВВП США (а сейчас уже, наверное, ближе к 80%) создается за счет частного потребления. И высокая инфляция, естественно, негативно влияет на потребительские возможности. Прежде всего из-за того, что рост выплат по кредитам можно обеспечить только за счет сокращения потребления (норма сбережения в США уже много лет балансирует около нуля, регулярно залезая в отрицательную область). Или же за счет новых, более дорогих в обслуживании кредитов. Но США не могут позволить себе уменьшать потребление, поскольку это повлечет за собой отрицательный рост экономики и разрушит сложившуюся социальную структуру. Таким образом, США просто вынуждены любыми средствами поддерживать существующий уровень потребления. Здесь нужно напомнить, что США производят около 20% мирового ВВП, а потребляют около 40%. И эта разница обеспечивается в основном за счет эмиссии долларов, которая как раз и происходит под все новые долговые обязательства. Проблема только в том, что сегодня эти обязательства уже во многом потеряли свою ценность.

В любом случае, ускоренная эмиссия концентрируется в отдельных секторах экономики, вызывая надувание классических финансовых пузырей. Один из них - это пузырь нефтяных цен. Дополнительные доходы нефтедобывающих стран рано или поздно попадают на американские финансовые рынки и закрывают дыры в платежном балансе США. На этих же рынках размещены и резервы нашего Центрального банка и Стабилизационный фонд, и это означает, что объективно Россия сегодня входит в мировую финансовую и экономическую систему во главе с США.

Другая пирамида - это недвижимость. Рост цен на нее в США продолжается, и это недавно вызвало беспокойство Гринспена, который отметил, что сегодня 7% потребительских расходов в США (около 600 млрд долл. в год) обеспечивается за счет рефинансирования ипотечных кредитов под все более и более дорожающую недвижимость. Всего 5-6 лет назад эта доля не превышала 1%. Таким образом, становится все более очевидным, что уход Гринспена и приход Бернанке, скорее всего, ознаменуется явным переходом к политике времен Рейгана, когда учетная ставка достигала 8%, а доходность американских ценных бумаг - 18% годовых. Разница с текущей ситуацией только в том, что тогда не было колоссальных долгов, которые есть сейчас. При учетной ставке в 8% годовые выплаты кредиторов будут составлять порядка 4 трлн долл. в год, что уже невозможно будет компенсировать никакими кредитами и тем более внешними источниками.

- Другими словами, вы хотите сказать, что мировой финансовой системе в ее нынешнем виде приходит конец?

- На мой взгляд, всемирной системе перераспределения ресурсов за счет финансовых технологий, основанных на долларовой эмиссии, приходит конец. И я думаю, что будет сделана попытка вернуться к той политике, которая была характерна для индустриально развитых стран в начале XX века, когда перераспределение ресурсов в мировом масштабе осуществлялось силовыми методами. Тогда это называлось "политикой канонерок".

- Как, по вашему мнению, в эту схему впишется Россия? Характерно, что президент и правительство сейчас активно декларируют своей главной задачей усиление российской экономики, и главным образом - борьбу с инфляцией.

- Действительно, несколько дней назад министр финансов Алексей Кудрин сделал программное заявление о том, что борьба с инфляцией на ближайшие три года станет для правительства задачей No.1. Правда, здесь возникает много вопросов. Во-первых, почему президент не устает повторять, что необходимо обуздать инфляцию, а о долгосрочном приоритете правительства заявляет не премьер, а министр финансов? Во-вторых, почему правительство считает инфляцию своим главным врагом или главной опасностью? В-третьих, откуда она вообще берется в нашей экономике? И какими средствами предлагает министр финансов с ней бороться? А также - какова эффективность этой борьбы на сегодняшний день, и какие у нее перспективы? Будем считать, что все эти вопросы уже заданы.

Самый важный вопрос - откуда в российской экономике берется инфляция. Если сказать, что от избыточного денежного предложения, то это будет дежурной фразой. Действительно, из-за резко возросших объемов продаж энергоносителей количество денег, поступающих в экономику, стремительно увеличивается. Таким образом, экспорт, который растет преимущественно не в физических показателях, а в ценовых, порождает инфляцию. Но это - мировая конъюнктура, которая от действий правительства не зависит. Инфляция начинает стремительно расти, только если эти деньги идут на конечное потребление. Иными словами, увеличивая зарплаты, пенсии и социальные выплаты и не стимулируя одновременно инвестиции, правительство подстегивает инфляцию. То есть в России закачиваются деньги в конечное потребление, что еще сильнее разгоняет инфляцию. В теории, инвестируя в инфраструктурные проекты, правительство могло бы ее сдерживать, но этого не происходит.

- То есть вы хотите сказать, что нынешняя монетарная политика, заключающаяся в сокращении находящейся в обращении денежной массы, уже не совсем адекватна?

- Да, причем поскольку трогать социальные и оборонные программы нельзя, сокращают инвестиции в производство. Речь не только о государственных инвестициях. Несколько лет назад у предприятий отняли инвестиционную льготу. По времени это практически совпало с появлением такого явления, как профицит бюджета, главной задачей которого является стерилизация денежной массы. В настоящее время размер профицита составляет более половины расходной части бюджета, в следующем году он планируется в размере, почти равном расходной части. Это означает, что половину заработанных денег правительство практически уничтожает. В любой стране с нормально функционирующим министерством финансов и центробанком в такой ситуации начали бы активно снижать налоговое бремя на экономику, чтобы стимулировать ее рост (привязав снижение налоговых ставок к уровню нефтяных цен). Можно было бы больше денег оставлять в распоряжении регионов, чтобы стимулировать их развитие. Наш Минфин стоит насмерть - и налоги не дадим снизить, и у регионов все подчистую выгребем. Лично у меня возникают твердые ассоциации с продразверсткой.

В теории существует еще один способ расширенного воспроизводства денежной массы - это банковский кредит. Но Центробанк недавно очень сильно ужесточил требования к банкам по резервированию. В итоге при нормальном уровне кредита в экономике 90-110% от ВВП в России этот уровень не превышает 40% (включая иностранные кредиты). При таком уровне кредита, с учетом еще и тенденции к его сокращению, экономика просто не может развиваться, ей не хватает денег! В результате инфляция, которая бьет прежде всего по социально незащищенным категориям граждан, раскручивается с огромной скоростью.

- Если следовать вашей логике, то можно сделать вывод, что официально заявленные правительством сравнительно низкие инфляционные показатели не совсем отвечают действительности?

- Официально объявлено, что инфляция по итогам 2004 года составила 11,7%. Речь, разумеется, о потребительской инфляции (аналоге американского индекса CPI). Я сомневаюсь в достоверности этой цифры, но главное - другое. Так же, как и в США, у нас имеется еще инфляция промышленная. Официально по итогам 2004 года она составила 28,3%. Рост цен по всей экономике - так называемый дефлятор ВВП - оказался около 19%. Такой большой разрыв больше всего меня и настораживает - такая разница в росте между промышленными и потребительскими ценами долго держаться не может. Либо первые упадут, либо вторые подрастут. Поскольку признаков уменьшения промышленной инфляции не наблюдается, можно предположить, что растет потребительская. Это подтверждается и данными Росстата. Не стану сейчас углубляться в описание расчетов, но реальный дефлятор ВВП оказывается где-то в районе 25%. В этом году, по косвенным данным, ситуация может оказаться еще хуже. Скорее всего, с учетом цен на топливо и прочих факторов, рост потребительских цен будет около 30%, дефлятор ВВП - в районе 35%, а индекс промышленной инфляции - около 40%.

- Рост инфляции напрямую сказывается на доходах граждан, что в преддверии 2008 года может оказаться серьезной предвыборной проблемой.

- Инфляция не только ведет к снижению уровня жизни избирателей. Дело даже не столько в самих выборах, сколько в поддержке курса в целом и отдельных решений президента. Для поддержания высокого уровня жизни существуют две возможности - повышать выплаты быстрее роста инфляции или ограничить рост самой инфляции. Выплаты повышать можно - денег завались, но это означает раскручивать инфляцию. Проблема заключается в том, что нынешнее правительство, судя по всему, не очень понимает, как это сделать. Вместо стратегии экономического развития у нас реально имеется только подобие стратегии финансовой стабилизации. Как следствие - непомерно возрастает роль Министерства финансов. Не знаю, делается ли это осознанно и целенаправленно, странным для меня выглядит только одно: в такой ситуации главным оппонентом Кудрина должен выступать не Фрадков, а Греф, поскольку планирование экономики - его епархия. А если он этого не делает, значит, такой союз с Кудриным для него важнее, чем лавры руководителя экономики. В современной России экономика следует за политическими интересами. За это постоянно приходится платить очень высокую цену. В то же время неэффективность монетарных властей регулярно приводит политиков, которые сами не обязаны разбираться в экономике и доверяют выбор средств экономистам, на грань катастрофы.

RBC daily 03.11.2005

*   *   *   *   *   *   *

3. Россия на 3-м месте по инфляции в СНГ

Россия по показателю инфляции в январе-мае 2005г. (13,4%) по отношению к январю-маю 2004г. среди стран СНГ делит с Молдавией третье место, сообщил межгосударственный Статистический комитет СНГ. По данным статистиков, наибольший уровень инфляции в январе-мае 2005г. по сравнению с январем-маем 2004г. зафиксирован на Украине (14%), наименьший - в Армении (2,9%). Инфляция в Азербайджане составила 13,6%, в Белоруссии - 11,8%, в Грузии - 9,5%, в Казахстане - 7,2%, в Таджикистане - 6,7%, в Киргизии - 4,2%.

При этом по показателю инфляции в мае 2005г. Россия среди стран Содружества занимает второе место (инфляция в РФ в мае по сравнению с апрелем с.г. составила 0,8%). Наибольшая инфляция зафиксирована в мае с.г. по сравнению с апрелем с.г. в Киргизии - 2,2%, в Азербайджане, Таджикистане и Грузии была зафиксирована дефляция - 1,7%, 0,1% и 1,3% соответственно. Инфляция на Украине, в Белоруссии и Казахстане составила 0,6%, в Молдавии и Армении - 0,1%. Данные по Туркмении и Узбекистану в сообщении Статкомитета СНГ не приводятся.

Кроме того, в сообщении комитета говорится, что Россия среди стран Содружества Независимых Государств за январь-май 2005г. занимает пятое место (4,8%) по росту ВВП (производство в базовых отраслях экономики) по сравнению с январем-маем 2004г., сообщил межгосударственный Статистический комитет СНГ. По итогам 2004г. Россия по росту ВВП делила с Киргизией девятое место.

Как говорится в сообщении комитета, наибольший рост ВВП за рассматриваемый период среди стран Содружества зафиксирован в Азербайджане - 16%, в Белоруссии - 8,9%. В Армении рост составил 8,5%, в Таджикистане - 7,5%, на Украине - 4,7%, в Киргизии - 3,3%. Данные по росту ВВП в Молдавии, Грузии, Казахстане, Туркмении и Узбекистане не приводятся. В среднем, по странам СНГ рост ВВП в январе-мае 2005г. составил 5%.

Также статистики сообщают о том, что Россия среди стран СНГ занимает девятое место по росту промышленного производства (3,6%) в январе-мае 2005г. по сравнению с январем-маем 2004г. Наибольший рост промпроизводства за январь-май 2005г. зарегистрирован в Азербайджане - 19,4%, в Грузии он составил 10,9%, в Белоруссии - 10,6%, в Таджикистане - по 7,9%, в Казахстане - 7,2%, на Украине - 6,2%, в Армении - 4,5%, в Молдавии - 3,8%. В Киргизии наблюдалось снижение промпроизводства на 8,1%.

В среднем по странам СНГ рост промышленного производства составил в январе-мае 2005г. 5%. Как отмечается в материалах Статистического комитета, темпы роста промышленного производства замедлились в большинстве стран Содружества.

В мае 2005г. по сравнению с апрелем с.г. производство промышленной продукции в среднем по странам Содружества снизилось на 5% (в мае 2004г. по сравнению с апрелем 2004г. - на 3%). Рост производства наблюдался в Азербайджане (на 2,6%), Армении (на 3,2%), Белоруссии (на 0,8%), Грузии (на 0,7%), Таджикистане (на 3,4%).

Наибольший рост цен производителей промпродукции в январе-мае 2005г. по сравнению с январем-маем 2004г. наблюдался в Казахстане - 22,9%. В промышленности Таджикистана было отмечено снижение цен на 1,2%. В России цены производителей промпродукции выросли в январе-мае 2005г. по сравнению с январем-маем 2004г. на 19,5%. Цены производителей промпродукции в январе-мае 2005г. по сравнению с январем-маем 2004г. в среднем по странам Содружества выросли на 20% (в январе-мае 2004г. - на 19%). Данные по Туркмении и Узбекистану в сообщении Статкомитета СНГ не приводятся.

РосБизнесКонсалтинг 04.07.2005

*   *   *   *   *   *   *

4. МЭРТ РФ: Уровень инфляции в России за 18 дней июля составил 0,4%, с начала года - 8,4%.

РБК. 29.07.2005, Москва 12:47:58. Уровень инфляции в РФ за 18 дней июля 2005г. составил 0,4%, с начала года - 8,4%, сообщает Министерство экономического развития и торговли России.

*   *   *   *   *   *   *

5. ЦБ РФ: Инфляция в России за пять месяцев 2005г. составила 7,1%

РБК. 06.06.2005, Москва 10:27:24. Инфляция в России за пять месяцев 2005г. составила 7,1%. Об этом сообщил сегодня первый заместитель председателя Центрального банка РФ Алексей Улюкаев, выступая на конференции "Долговой рынок: Россия и инвестиционные возможности в СНГ".

*   *   *   *   *   *   *

6. Росстат: Инфляция в январе-мае составила 7,3%

Инфляция в России в мае 2005г. составила 0,8%, сообщает Федеральная служба госстатистики (Росстат). Рост потребительских цен в мае 2005г. по отношению к декабрю 2004г. составил 7,3%. В апреле 2005г. инфляция в России составила 1,1%, в марте - 1,3%, в феврале - 1%, в январе 2005г. - 2,6%.

Рост цен на товары в мае 2005г. составил 0,8% (за 5 месяцев 2005г. - 5,4%), на продовольственные товары - 1,1% (за 5 месяцев - 7,9%), на непродовольственные товары - 0,4% (за 5 месяцев - 2,1%), на платные услуги населению - 0,8% (за 5 месяцев 2005г. - 14,4%).

Среднесуточный прирост цен в мае 2005г. составил 0,026%, тогда как в мае 2004г. среднесуточная инфляция составила 0,024%. В Москве и Санкт-Петербурге потребительские цены выросли на 0,6% (с начала года - на 7,3% и 8,2% соответственно).

Как отмечается в материалах Росстата, в мае 2005г. в 5 субъектах РФ (кроме автономных округов, входящих в состав края, области) удорожание товаров и услуг составило более 1,5%. Наибольший прирост потребительских цен отмечался в Республике Ингушетия и Тульской области - 2,8% и 2,7% соответственно. При этом если в Ингушетии в наибольшей степени подорожали продовольственные товары - на 4,4%, то в Тульской области - платные услуги населению - на 12,9%.

Базовый индекс потребительских цен (БИПЦ), исключающий краткосрочные неравномерные изменения цен под влиянием отдельных факторов, которые носят административный, событийный, а также сезонный характер, в мае составил 100,6% (с начала года - 104,0%).

Напомним, официальный прогноз инфляции на 2005г. составляет не более 10% (по итогам 2004г. инфляция в России составила 11,7%).

Стоит отметить, что накануне первый заместитель председателя Центрального банка РФ Алексей Улюкаев сообщил, что инфляция в России за пять месяцев 2005г. составила 7,1%. Он отметил, что это выше, чем за пять месяцев 2004г. При этом, по словам А.Улюкаева, Центробанк не может воздействовать на уровень инфляции, поскольку одна треть роста инфляции обеспечена ростом уровня тарифов жилищно-коммунального хозяйства.

Вообще говоря, высказывания российских экономистов и политиков на тему инфляциии по своей достоверности напоминают долгосрочные прогнозы синоптиков, то есть существенно противоречат друг другу. Так, 1 июня министр финансов России Алексей Кудрин заявил, что считает возможным снижение инфляции до 4-5% в течение трех лет.

В то же время, 2 июня он же сообщил, что Минфин России вновь прогнозирует рост инфляции. Увеличение непроцентных расходов может добавить к инфляции от 1% до 1,5% в 2005г., заявил А.Кудрин.

В тот же день председатель Банка России Сергей Игнатьев сообщил, что ЦБ РФ пока не теряет надежды на то, что не допустит роста инфляции в 2005г. свыше 8,5%. По его словам, снизить инфляцию до 8,5% и не допустить резкого укрепления реального эффективного курса рубля чрезвычайно сложно. "Но пока я надежды не теряю", - сказал С.Игнатьев.

РосБизнесКонсантинг 07.06.2005

*   *   *   *   *   *   *

7. Росстат: Инфляция в России в сентябре 2005г. составила 0,3%, в январе-сентябре - 8,6%.

РБК. 05.10.2005, Москва 10:00:01. Инфляция в России в сентябре 2005г. составила 0,3%, сообщает Федеральная служба госстатистики (Росстат). Рост потребительских цен в сентябре 2005г. по отношению к декабрю 2004г. зафиксирован на уровне 8,6%. В августе 2005г. дефляция в России составила 0,1%, в июле 2005г. инфляция составила 0,5%, в июне - 0,6%, в мае - 0,8%, в апреле - 1,1%, в марте - 1,3%, в феврале - 1%, в январе 2005г. - 2,6%. Напомним, официальный прогноз по инфляции по итогам 2005г. - 10-11% (по итогам 2004г. инфляция в России составила 11,7%).

Рост цен на товары в сентябре 2005г. составил 0,1% (за 9 месяцев 2005г. - 6%), снижение цен на продовольственные товары - 0,7% (за 9 месяцев рост - 7,1%), рост цен на непродовольственные товары - 1,1% (за 9 месяцев - 4,5%), рост цен на платные услуги населению - 0,9% (за 9 месяцев 2005г. - 18,5%).

Среднесуточное снижение цен в сентябре 2005г. составило 0,008%, тогда как в сентябре 2004г. среднесуточная инфляция составила 0,014%. В Москве и Санкт-Петербурге сложилась инфляция в 0% (с начала года - 8,1% и 9,7% соответственно).

Как отмечается в материалах Росстата, в сентябре в 7 субъектах РФ (кроме автономных округов, входящих в состав края, области) прирост потребительских цен составил 1-1,6%. Более всего потребительские цены и тарифы выросли в Еврейской автономной области - на 1,6% (в результате увеличения тарифов на услуги на 3,6%). Вместе с тем снижение цен и тарифов для населения отмечалось в 18 субъектах РФ. Из них более всего потребительские цены снизились в Чеченской Республике и Мурманской области - на 1,2%, где продукты питания стали дешевле на 2,2% и 3,4% соответственно.

Базовый индекс потребительских цен, исключающий краткосрочные неравномерные изменения цен под влиянием отдельных факторов, которые носят административный, событийный, а также сезонный характер, в сентябре составил 100,8% (с начала года - 106,3%).

*   *   *   *   *   *   *

8. Е.Ясин: Инфляция в России по итогам 2005г., в лучшем случае, составит 12-12,5%.

РБК. 23.08.2005, Москва 13:13:08. Инфляция в России по итогам 2005г., в лучшем случае, составит 12-12,5%. Такое мнение высказал научный руководитель Высшей школы экономики (ВШЭ), экс-министр экономики РФ Евгений Ясин в прямом эфире телеканала РБК. По его словам, в августе текущего года в России будет дефляция на уровне 0,1-0,2%. Данный показатель отчасти обусловлен тем, что июль и август традиционно отличаются низким уровнем инфляции. Комментируя заявление главы Минфина Алексея Кудрина о том, что в 2005г. уровень инфляции в РФ будет меньше показателя 1997г. (самый низкий уровень инфляции за последние 10-15 лет) на уровне 11%, Е.Ясин отметил, что это нереально. Также нереально в ближайшие три года снизить инфляцию до 5,5%. "Я уважаю А.Кудрина, но думаю, что в данном случае он говорит, то, что ему положено говорить, находясь на посту министра финансов. Единственное, в чем можно быть уверенными - это то, что А.Кудрин и глава ЦБ РФ Сергей Игнатьев сделают все, что они могут для того, чтобы снизить инфляцию", - подчеркнул научный руководитель ВШЭ.

Е.Ясин отметил, что правительственные прогнозы основываются на той тенденции, которая сложилась в российской экономике с 1999г., когда инфляция каждый год падала на 2-3 процентных пункта. Однако, по его словам, в 2004г. данная тенденция переломилась. Если до 2003г. огромный поток нефтедолларов шел на волне очень высокого уровня деловой активности и за счет спроса на деньги большая часть нефтедолларов "впитывалась", то сейчас поток нефтедолларов сталкивается с низкой деловой активностью и вызывает рост инфляции. Тем более настораживает то, что происходит пересмотр средней цены на нефть для бюджета 2006г. Прежде всего, потому, что, возможно, деньги будут тратиться по запросам отраслевых лоббистов на различного рода проекты, где будет значительное влияние государственных чиновников, а значит величина "отката" будет довольно существенной. Если будет развиваться данный сценарий, то инфляция будет расти, считает Е.Ясин.

Касаясь вопроса монетизации льгот, Е.Ясин выразил мнение, что она в итоге может привести к снижению инфляции. Дело в том, что монетизация, как ни странно, подтолкнула экономическую динамику, так, например, у транспортных организаций появились реальные деньги на приобретение техники и ее ремонт. Таким образом, данная реформа расширила рыночный сектор экономики и, соответственно, сократила нерыночный.

В целом, для России уровень инфляции должен быть однозначный, то есть меньше 10%. При этом нормальный уровень инфляции составляет, по словам Е.Ясина, 1,5-2%.

*   *   *   *   *   *   *

9. В.Путин: Инфляция в России в 2005г. составила 10,9%.

РБК, 10.01.2006, Москва 14:48:11 Инфляция в России по итогам 2005г. составила 10,9%. Об этом сообщил сегодня президент РФ Владимир Путин на совещании с кабинетом министров РФ. В.Путин отметил, что в целом это "неплохо". Как доложил президенту министр экономического развития Герман Греф, в декабре 2005г. инфляция составила 0,8%, что ниже, чем за предыдущие годы. Кроме того, он сообщил, что в 2005г. был зарегистрирован рекордный рост фондового рынка - на 85,3%. Самый большой вклад в его рост, по словам министра, внесли акции Газпрома, передает радиостанция "Маяк".

*   *   *   *   *   *   *

10. Росстат: Инфляция в России в 2005г. составила 10,9%.

РБК, 11.01.2006, Москва 10:00:03 Инфляция в России в декабре 2005г. составила 0,8%, сообщает Федеральная служба госстатистики (Росстат). Рост потребительских цен в целом за 2005г. зафиксирован на уровне 10,9%. В ноябре инфляция в России составила 0,7%, в октябре - 0,6%, в сентябре 2005г. - 0,3%, в августе дефляция составила 0,1%, в июле инфляция составила 0,5%, в июне - 0,6%, в мае - 0,8%, в апреле - 1,1%, в марте - 1,3%, в феврале - 1,2%, в январе 2005г. - 2,6%. Рост цен на товары в декабре 2005г. составил 0,8% (за 2005г. - 8,2%), на продовольственные товары - 1,1% (за год рост - 9,6%), на непродовольственные товары - 0,5% (за год - 6,4%), на платные услуги населению - 0,6% (за 2005г. - 21%). Среднесуточный рост цен в декабре 2005г. составил 0,026%, тогда как в декабре 2004г. среднесуточная инфляция составила 0,037%. В Москве индекс потребительских цен за месяц составил 100,9% (с начала года - 110,4%), в Санкт-Петербурге - 100,8% (с начала года - 112,0%). Как отмечается в материалах Росстата, в декабре в 16 субъектах РФ (кроме автономных округов, входящих в состав края, области) прирост потребительских цен составил более 1%. В Чеченской Республике цены и тарифы в среднем выросли на 2,1%, при этом в большей степени подорожали непродовольственные товары (на 4,4%). Базовый индекс потребительских цен (БИПЦ), исключающий краткосрочные неравномерные изменения цен под влиянием отдельных факторов, которые носят административный, событийный, а также сезонный характер, в декабре 2005г. составил 100,6% (с начала года - 108,3%).

*   *   *   *   *   *   *

   На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

   На сайте работает форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

   Заходите - вас будут рады видеть!

*   *   *   *   *   *   *

   Программа "Диссер" - дополнение для Microsoft Word, предназначенное для создания и работы со списками литературы. В диссертациях, научных статьях, рефератах требуется приводить список использованной литературы, вставляя в текст диссертации ссылки на его позиции. При большом размере списка отслеживать соответствия порядковых номеров публикаций в списке и чисел в ссылках в тексте диссертации становится крайне сложно, особенно при изменении порядка следования ссылок в списке. Эта программа добавляет в Word новую функцию - создание и редактирование списка литературы, позволяя исправлять численные ссылки в тексте одним нажатием кнопки. "Диссер" можно загрузить с сайта http://kankowski.narod.ru.

Удачи вам и счастья!


В избранное