← Июль 2005 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней 8 выпусков (3-4 раза в месяц)
Сайт рассылки:
http://orlovs.pp.ru/ivst.php
Открыта:
29-06-2000
Адрес
автора: science.humanity.econometrika-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Эконометрика - выпуск 232
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Здравствуйте, уважаемые подписчики! * * * * * * *
Нам - пять лет! Предварительный выпуск рассылки "Эконометрика" вышел 2 июля 2000 г. В нем было рассказано о планах на июль-сентябрь 2000 г.: 10 июля - 1-й выпуск. Статья профессора А.И.Орлова о современном состоянии эконометрики. 17 июля - 2-й выпуск. Описание эконометрики как учебного предмета, краткая информация о практических применениях эконометрики. 31 июля - 3-й выпуск. Рассказ о новом разделе эконометрики статистике интервальных данных. 14 августа - 4-й выпуск. Обсуждение одной из основных нерешенных проблем статистических методов в целом и эконометрики в частности - проблемы использования асимптотических результатов при конечных объемах выборки. 28 августа - 5-й выпуск. Рассказ о применении эконометрических моделей в экономике качества. 04 сентября - 6-й выпуск. Рассказ об использованию средних величин в экспертных оценках. 11 сентября - 7-й выпуск. Посвящен одному из важных направлений эконометрики экспертному прогнозированию методом сценариев, а также прогнозированию социально-экономического развития России в долгосрочной перспективе (десятки лет). А сейчас - 232 выпуск от 4 июля 2005 года. Начинаем его с информации о посещении сайта http://orlovs.pp.ru за первые девять месяцев его работы (октябрь 2004 г. - июнь 2005 г.) и о популярности монографий по тематике рассылки, выложенных на нем. Помещаем статью А.Баранова "Партия как организационная структура". Продолжаем публикацию исследования С. Кара-Мурзы и С. Телегина "Царь-Холод, или Почему вымерзают русские". Впервые анализируется судьба "в переходный период" одной из основ жизнеобеспечения нашей страны - теплоснабжения. Если мы хотим продолжать жить в нашей стране, следует тщательно проанализировать ситуацию, и политические пристрастия здесь могут только помешать. В настоящем выпуске помещаем главу 7 "Финансовое состояние предприятий теплоснабжения". Все вышедшие выпуски Вы можете посмотреть в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika. * * * * * * * Посещение сайта http://orlovs.pp.ru за первые девять месяцев (октябрь 2004 г. - июнь 2005 г.)
* * * * * * * Партия как организационная структура Анатолий Баранов, КПРФ.ру, 05.01.2005 В странах, где система государственного управления давно и прочно сложилась, перед структурой оппозиционной партии стоит одна задача - повторять схему государственного управления таким образом, чтобы в один-два дня после успешных выборов переключить на себя всю систему государственной бюрократии. Причем, таким образом, чтоб перебоя в работе государственной машины не ощущалось. Ну и, разумеется, структура оппозиционной партии должна при этом позволять ей вообще-то выигрывать выборы. Так, в США после успешных президентских выборов в считанные дни меняется сразу более 7 тысяч государственных чиновников. Победитель получает все, проигравший - ничего. Для этого формируются "теневые кабинеты министров", в некоторых странах даже получающие бюджетное финансирование и фактически являющиеся резервной копией действующего правительства. В России все не так. Состояние административно-государственной машины таково, что копировать просто нечего. Копирование разлагающегося трупа, может быть, и привело бы оппозицию к славе Франкенштейна, но как потом вдохнуть жизнь в эти распадающиеся мощи? Последние 15 лет демонстрировали нам медленное, но постоянное разложение государственной машины. "Административная реформа" последних лет, об успешном завершении которой нам было заявлено в прошедшем году, просто подвела черту под эпохой затянувшейся российской либеральной реформации. Система государственного управления, перспективного планирования и осмысленного целеполагания просто исчезла, полностью заместившись полицейскими и фискальными функциями. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы осознать нежизнеспособность такой структуры. Что же тут копировать? Таким образом, перед оппозицией (я имею в виду левую оппозицию, и в первую очередь, конечно, КПРФ, поскольку на правом фланге нет и не предвидится жизнеспособных образований) встает проблема не только создания действующей организации, способной бороться за власть (во многом таковая уже сформирована), но и создание своего рода образа будущего всей страны на основе сугубо партийной структуры. Это, помимо всего прочего, является необходимым условием завоевания доверия большей части общества, которое уже сыто разочарованиями и не желает идти в поводу пустых обещаний. В каком-то смысле это является отрицанием моих собственных проектов, в частности, "Теневого кабинета оппозиции", имевшего успех несколько лет назад. Фрагменты материалов были опубликованы в газете "Завтра", потом вышли целиком отдельной книжкой, были внимательно и заинтересованно изучены читающей аудиторией - и не получили никакого развития. На финал же вся идея была "благополучно" опошлена Г.Семигиным, объявившем себя "премьер-министром" несуществующего теневого кабинета, записавшем в "министры" деятелей, впоследствии перекочевавших в ЦК "партии будущего", а на том идея и померла. Видимо, иначе и не могло получиться - идея наложения новых людей и новых идей на старую управленческую матрицу, списанную частью со старых европейских демократий, а частью с банановых республик, плодотворной быть не могла. Сложившаяся в современной России система государственного управления складывалась изначально по порочной схеме, в которой реализовались две тенденции: - разрушить до основания старую советскую систему; - скопировать что-нибудь такое, чтобы "как у людей". Не случайно ни одна из постсоветских республик, пошедших при создании своих государственных систем по тому же пути, "теоретически" обоснованном на скорую руку еще Г.Х.Поповым, не достигла сколь нибудь обнадеживающих результатов в государственном строительстве и экономике. Зато Белоруссия, во многом сохранившая черты советской управленческой системы, в крайне агрессивном окружении и при полном отсутствии значимых природных ресурсов смогла создать вполне жизнеспособную, более того - устойчивую к внешним воздействиям систему. Надо ли говорить, что и Россия, и Украина, и Казахстан с Узбекистаном являются колоссами на глиняных ногах, не способными серьезно противостоять даже "оранжевой" угрозе, не говоря уже о какой-либо внешней и даже внутренней вооруженной агрессии. А ведь именно необходимостью сохранять внешнюю обороноспособность и оправдывается в современном мире само существование института государства. Хотя, что такое государство в постиндустриальную эпоху, пока можно только гадать. Или, скажем, более щадящее - угадывать. Кстати, одним из образов будущего для всего мира и было Советское государство, по крайней мере, на ранних этапах своего существования. Фактически раннее советское государство было отрицанием фабрично-конвейерной цивилизации, которая построилась в развитых странах на развалинах средневекового мира. Перво-наперво, отрицалась модель буржуазного парламентаризма, построенного на конкуренции представительств различных правящих групп, т.е. буржуазных партий. Советская власть предполагала отказ от принципа разделения властей и конкуренции на политическом поле - было постулировано, что руководящая и направляющая сила общества, коммунистическая партия осуществляет управление процессом развития этого общества в соответствии с неким планом, а не стихийно, как при буржуазном устройстве. Однако производительные силы общества были явно не готовы к торжеству коллективного разума над стихией общественных процессов. В результате появились такие монстры социалистического хозяйства, как Госплан, в задачу которого входил расчет процессов такого объема и масштаба, что в реальности минимальная ошибка на таких глобальных процессах приводила к результатам, сводившим на нет все концептуальные преимущества системы. Фактически СССР был индустриальным обществом, так и не сумевшим перейти к новой формации в силу объективных обстоятельств. Способ производства в Советском Союзе оставался конвейерно-фабричным, и, несмотря на все концептуальное совершенство системы, не смог обеспечить превосходства над западным миром. Досадный парадокс истории состоит в том, что крушение системы "реального социализма" произошло как раз в тот момент, когда созрели технологические предпосылки для реального управления общественными и производственными процессами на уровне, недоступном прежней эпохе. Издевка истории: первые крупные состояния "могильщики социализма" нажили, в том числе, и на спекуляциях компьютерной техникой. Сегодня в наиболее развитых странах уже вовсю формируется новый, нефабричный способ производства. Стоит только задуматься: 44 миллиона американцев сегодня работают дистанционно, осуществляя свои служебные задачи через Интернет. В Японии число "дистанционных работников" приближается к 6 миллионам. Достаточно присмотреться к огромным автомобильным пробкам в крупных городах, все возрастающим ценам на офисные и производственные помещения, чтобы понять - все больше людей будут выводиться из Сити и офисов по чисто экономическим соображениям. Современные средства коммуникации практически уже свели на нет необходимость в редакционных помещениях, дизайнерских бюро и студиях, конструкторских и прочих конторах. На очереди офисы промышленных компаний, исследовательские и учебные институты и вот-вот потихоньку управление автоматизированными производственными линиями можно будет осуществлять тоже на расстоянии, удерживая вблизи непосредственного производства лишь компактную бригаду ремонтников. Главная проблема городских транспортных артерий - часы пик, берущие свое начало от фабричного гудка, по которому просыпалось все население, живущее вокруг завода, и направлялось к своему конвейеру. Ни запад, ни восток так и не создали никакой другой схемы для суточного ритма, разве что, заменив гудок дешевым будильником и штампованными наручными часами. Сегодня эта проблема находит неожиданное решение, через новые коммуникативные системы, через дистанционное взаимодействие, по качеству не уступающее непосредственному контакту. Мир меняется, и распланировать проект с точностью до последнего гвоздя становится задачей, посильной студенту-практиканту. Транспортные схемы отрабатываются посредством логистических программ и перемещение грузов и товаров становится все более рациональным и упорядоченным. Производственный процесс реально расчленяется на составляющие, и позволяет планировать с любой степенью точности. Самая распоследняя деталь сначала обретает форму в пространственной компьютерной модели, и лишь потом превращается в железо. Парадоксально, но наиболее продвинутые производственные отношения складываются в странах (США, Великобритания, Япония), политические системы которых сложились еще в эпоху разложения феодального строя и продолжают нести на себе все признаки того переходного периода. Архаичные государственные институты, сохраняющие в себе остатки монархий, палаты лордов, раннебуржуазные отношения внутри парламентов продолжают венчать управленческую пирамиду, которая призвана руководить процессами постиндустриальной эпохи. Сложившиеся в феодальную эпоху кланы продолжают контролировать львиную долю мировой экономики и политики века Интернета и космических станций. Безусловно, это противоречие неизбежно в той или иной форме выльется в жесткий конфликт уже в первой половине нового века, и живущие сегодня имеют полную возможность испытать на себе "прелести" мирового системного кризиса. На горизонте нового столетия маячит гигантская тень Китая, чьи темпы развития вполне соответствуют функциональному совершенству его управленческой системы. Не стоит приукрашивать китайскую модель, которую иные экзальтированные поклонники "китайского пути" продолжают по инерции называть социалистической или даже коммунистической. Китайское руководство давно отказалось от социалистической модели, но система управления унаследована Китаем в целости и сохранности от социалистического периода, и совершенство этой системы дает себя знать на уровне международной конкуренции. Исторически Китай наступил на те же грабли, что и Россия - первая вполне социалистическая революция в Китае произошла еще в конце 19 века, когда мировая капиталистическая система даже еще не сложилась. Естественно, несоответствие целей и задач революции - реальным возможностям, которые предоставлял тогдашний уровень социальных и производственных отношений, привело к краху всей китайской государственности в целом. Величие Мао Цзэдуна стоит в том, что гигантское социалистической государство с абсолютно новой формой государственного устройства ему пришлось создавать на совершенно пустом месте, более того, преодолевая колоссальную инерцию социальной базы. России колоссально повезло в начале 20 века - социалистическая революция принесла Гражданскую войну, разруху, многочисленные жертвы трансформации классовой структуры общества, но сама государственность уцелела и развилась, хотя все могла закончиться столь же плачевно, как в двух других империях - германской и австро-венгерской. Две пролетарские революции - и два крушения империй. Россия заплатила очень дорогую цену за свой опыт строительство нового государства, но это был удачный опыт! Государство получилось и продемонстрировало свою жизнеспособность, адаптивность и сильнейший тренд к развитию в первую очередь производственной базы. Как уже было сказано выше, это была производственная база сугубо индустриального периода, но система управления в ней принадлежала уже другой, новой эпохе. В конце 20 столетия России столь же фатально не повезло: контрреволюция 1991-93 годов совершилась на самом рубеже эпох, когда система уже могла наглядно демонстрировать свои принципиальные преимущества в новых технологических условиях. Однако у Советской России остался наследник - Коммунистическая партия Российской Федерации. Можно много и бесплодно спорить о том, является ли сегодняшняя программа КПРФ прямым идеологическим наследием марксизма-ленинизма или содержит в себе некоторое искривление главной линии. Но структурно и управленчески только эта партия сохранила то ядро, ту матрицу, которая способна возродиться в новом государственном качестве. Система отношений выборных партийных органов и аппаратно-управленческих структур партии в точности повторяет принципиальную схему Советов, отрицающих принцип разделения представительной и исполнительной властей, т.е. в самой себе содержит отрицание буржуазного парламентаризма. Однако структура КПСС содержала мощное отраслевое начало, что позволяло осуществлять партийное руководство отраслями и контроль за отдельными предприятиями. Сегодняшняя КПРФ по объективным причинам лишена этой важной составляющей, которая только и может позволить эффективно заменить собой действующую (и бездействующую) власть. Сегодня вполне совершенная структура партии не является в достаточной степени эффективной. Формально существующие региональные, городские, районные, поселковые и первичные организации находятся друг с другом в эпизодической связи, что, может быть, и удовлетворяет повседневным нуждам организации, но не соответствует тем ожиданиям, которые общество предъявляет к эффективной системе госуправления. А ведь именно воссоздание этой системы и является сверхзадачей партии. Советская система оставила нам в наследство отлично отработанную схему управления, но наполнить ее реальным содержанием возможно только сейчас, только располагая современными технологиями, в первую очередь информационными. Одной из главнейших задач управления еще Сталин называл кадровую работу. В условиях постоянно снижающейся социальной мобильности общества, что является главнейшим признаком застоя, закосневания режима, следует ожидать притока в партию новых, думающих кадров - тех, кто через работу в оппозиционной партии пытается преодолеть кастовые и имущественные барьеры, на глазах формирующиеся в нашем социуме. Кто и по каким критериям будет проводить отбор будущих партийных лидеров на местах и в центре? Где и каким образом будет собираться и храниться информация о сотнях тысяч партийцев и союзниках? Каким образом эта информация будет актуализироваться в партийной работе? На все эти вопросы необходимо дать ответ уже сегодня. В современном обществе до колоссальных величин выросло значение средств массовой информации, а в ближайшей перспективе рынок СМИ ждут потрясения в связи с появлением абсолютно новых способов передачи и распространения информации. Бездну возможностей предоставляет Интернет, и хотя буржуазные СМИ наперебой твердят, что в области информационных технологий все остальные партии отстали от КПРФ навсегда, мы, отвечающие за это направление работы, должны знать и понимать, что в складывающемся информационном поле нового постиндустриального общества ничего "навсегда" не бывает, и все преимущества можно растерять буквально за несколько месяцев, стоит лишь успокоиться и почить на лаврах. В области информационных технологий мы должны применять абсолютно новые подходы, которые проистекают из унаследованной нами совершенной структуры управления - и в этом наш приоритет определяется тем, что наши конкуренты в политическом пространстве, даже потратив в 10, в 100 раз большие средства на технологические решения просто не имеют структур, способных эти совершенства реализовать. Мы - имеем. Но не навсегда. Достаточно вспомнить лишь притчу о талантах - и поступать в точном соответствии. Необходимо сконцентрировать внимание на вовлеченности максимально широких партийных масс в информационный процесс. В идеале каждая первичная организация партии должна быть полноценным ньюсмейкером для единой партийной информационной системы. Причем вопрос (предложение), исходящее снизу, из первичной организации, должен обязательно доходить до той структуры в вышестоящих организациях, которая способна его решить или на него ответить. Даже если методом восхождения вопрос самого простого коммуниста окажется на дисплее у самого Г.А.Зюганова - это значит только то, что на него придется обязательно ответить лично Геннадию Андреевичу. И этот вопрос, и ответ (что надо осознать) в памяти партийного сервера будут храниться вечно, и каждый член партии сможет при необходимости обратиться к архиву и извлечь его. Вопрос партийной организации и партийной литературы в новой реальности приобретает несколько иные очертания. Встает вопрос не об ограничении или расширении доступа к информации, а в необходимости вычленять из поистине безграничного информационного потока - нужное для работы. И здесь партийные СМИ оказываются в роли не столько эксклюзивных носителей информации, как газета "Правда" советского периода, сколько навигаторами среди множественных информационных потоков. Здесь встает, конечно, вопрос о средствах: не секрет, что большинство партийцев - люди не слишком обеспеченные, а то и просто бедные. Какой компьютер, какой Интернет, если на хлеб и автобус не хватает. В принципе, доведение населения в обнищании до последней степени деградации - это вполне сознательная политика современного режима. Малограмотными, необразованными, черпающими информацию только из первого и второго канала телевидения людьми управлять куда проще. Однако спроси у любого коммуниста - есть ли хоть одно слово правды в современном телевидении? И, конечно же, ответ известен: "Нет, ни слова правды. Одна ложь!" А теперь спросим, есть ли у него, такого политически подкованного, в доме телевизор? Ответит, что, конечно, есть. Да еще один в комнате, другой на кухне, а еще один - на даче. Вот так - с одной стороны, "империя лжи", а с другой стороны - смотрим регулярно. Оболваниваемся. А вот спроси, не лучше ли пользоваться как источником информации официальным партийным сайтом КПРФ.ру - и тут же в один голос: "Компьютера нет, Интернета нет"... А ведь сегодня простенький компьютер, но вполне позволяющий пользоваться Всемирной паутиной, находится в ценовом диапазоне телевизора. Думается, проблема все же не только в деньгах, а и в том, что Интернет-пространство еще не осознано партийными массами как насущная необходимость. Выделение денег из семейного бюджета на компьютер все еще относится к понятиям роскоши, "баловства", излишества. Потому что когда это станет необходимостью - деньги найдутся. Тем более, когда речь идет об одном компьютерном месте, подключенном к всемирной сети, на целую организацию. Любопытно, что противниками "интернетизации" партийных масс, как правило, являются товарищи из "глубинки", для кого незамутненное "окно в мир" является даже более насущной необходимостью, чем для жителей крупных городских агломераций. В самом ближайшем будущем основная партийная работа будет вестись не на уровне массовых мероприятий - собраний, митингов, пикетов, а индивидуально. Для того, чтобы обзвонить сотню членов организации, секретарю нужно потратить целый день. При помощи электронной почты оповестить любое количество людей можно за считанные минуты, а если продублировать почту сообщением на "доске объявлений" официального сайта соответствующей парторганизации, то можно потом и спросить: "А что ж ты, объявление читал, почту получил, а не явился?" А ухо, как говорится, "к делу не пришьешь". Сегодня существует проблема исполнения партийных решений и поручений. Однако кто сегодня помнит, что принимал, допустим, 7-й съезд КПРФ? Все ли решения съезда были выполнены и кто конкретно - не исполнил? Поднимать партийные документы, особенно если это не решения съезда, а документ более скромного статуса, дело не очень простое. Располагая же ноутбуком, подключенным к Интернету, делегат съезда или конференции может прямо там, в зале, задать очень неудобный вопрос и при этом сослаться на реальный документ. Это способно существенно изменить саму структуру партийной дискуссии, которая может вестись и не на конференции, а заочно, в Интернете. Да мало ли преимуществ дает Всемирная паутина для реальной партийной работы. Кстати, весьма существенным является перевод материалов КПРФ, размещаемых в Сети, на английский язык. Фактически английский язык стал универсальным языком международного общения, и все мировое левое комьюнити общается на родном языке Шекспира и Билла Гейтса. Перевод любого партийного сайта - будь то "Родина", будь то "Единая Россия", будь то СПС не имеет смысла, поскольку даже переведенный на язык международного общения он просто не найдет адресата. Иное дело КПРФ.ру, материалы которого всегда интересны миллионам левых за рубежом, будь то истинные марксисты, будь то троцкисты или маоисты. Но можно с уверенностью сказать, что возвращение российской компартии в круг общения международного левого движения - это давно назревшая необходимость. Ведь сегодня любое выступление трудящихся в России происходит в полном информационном вакууме. Редко кому удается пробиться в эфир или на газетную полосу. И уж тем более экзотикой является письмо в поддержку голодающих или бастующих рабочих. А ведь уже сегодня можно сопровождать любую акцию протеста письмами поддержки буквально со всего мира - достаточно только проинформировать об акции эту самую мировую общественность. И средства для этого уже имеются в наличии - отсутствует только организационный механизм. Давно пора приучать себя каждое свое, даже минимальное действие сопровождать сообщением в несколько строк - и на "народные новости" КПРФ.ру, на сайт местной организации, в информагентства и так далее. Нужно учиться хоть бы и у нацболов, которые каждый десяток поклеенных листовок сопровождают информационным сообщением на своем сайте - и создается впечатление, что партия находится в непрерывной борьбе. У нас же - десятки акций, о которых за пределами района или города вообще ничего не известно. А ведь мы - легальная, а не подпольная партия. Есть и еще одна положительная сторона у информационной открытости партии - об уровне мыслительных способностей того или иного партийного руководителя можно лично убедиться, ознакомившись с его творчеством в партийной информационной системе. КПРФ давно преодолела странную моду советского периода на отказ высокого руководства от самостоятельного изложения своих мыслей и взглядов в письменной форме. Сегодня все руководители компартии - пишут, причем сами. Так что всегда можно ознакомиться с работами того или иного руководителя, прежде чем проголосовать за него на партийной конференции. И очень трудно станет предлагать в руководство людей, чье письменное наследие составляют только заявления о приеме на работу. Ну и, разумеется, если человек признается, что он не умеет пользоваться компьютером, не может послать электронную почту без помощи секретарши и ничего не видал в Интернете, кроме порносайтов, - такой человек будет выглядеть так же, как сегодня выглядит тот, кто не умеет читать и писать. Таких людей в руководстве партии даже на самом скромном уровне просто не должно быть. * * * * * * * Царь-Холод, или Почему вымерзают русские Сергей Кара-Мурза, Сергей Телегин Продолжение (начало в выпусках рассылки от 23 и 30 мая, 6, 13,20 и 27 июня 2005 г., No.No. 226-231) Финансовое состояние предприятий теплоснабжения В плановой экономике, в хозяйстве "семейного" типа, отдельные элементы не конкурировали между собой, а складывали усилия. Оптимизация искалась на уровне больших целостностей, исходя из критериев общей безопасности и социальной эффективности. Поэтому финансовое положение таких жизненно важных систем, как теплоснабжение, определялось не конъюнктурой рынка, а рационально установленными ограничениями. Главным ограничением была достаточная надежность теплоснабжения. В ходе реформы установка на передачу хозяйства под контроль стихийных рыночных сил приобрела характер тоталитарной догмы. "Играть на рынке" обязали даже те отрасли и службы, которые и по своим функциям, и по своей сложившейся структуре были к этому совершенно не приспособлены. В этих новых условиях их финансовое положение стало определять не только возможности развития этих отраслей и служб, но и саму возможность поддержания их в дееспособном состоянии. Одновременно можно сказать, что тем самым финансовые показатели таких жизненно важных отраслей и служб стали служить для общества важным критерием разумности или несостоятельности самой доктрины реформы. Очевидно, что если новые хозяйственные условия приводят к гибели те отрасли, без которых невозможно физическое выживание населения, то доктрину реформы следует считать ошибочной или преступной. В целом ЖКХ как отрасль находится в настоящее время в состоянии финансового краха. 3 апреля 2003 г. глава Госстроя РФ Н. Кошман заявил, что на тот день кредиторская задолженность организаций ЖКХ составляла 274,4 млрд. рублей, а дебиторская - 184,2 млрд. рублей. Итак, только чистые долги предприятий ЖКХ достигли 452 млрд. руб., или 15 млрд. долларов. Иногда говорят даже, что долги предприятий ЖКХ достигли 450 млрд. руб., видимо, потому, что реально взыскать с должников (населения и бюджетных организаций) дебиторскую задолженность ЖКХ не может и принимает эти долги на себя. Комментарий. Итак, организации ЖКХ должны своим кредиторам 274,4 млрд. рублей. А им самим (организациям ЖКХ) должны потребители 184,2 млрд. рублей. Складывать эти принципиально разные долги нет никакого смысла. Проще говоря, экономически безграмотно. В случае взаимозачета долгов предприятия ЖКХ остаются должны (274,4 - 184,2 = 90,2) млрд. рублей, что само по себе немало. Однако в отечественной практике взаимозачеты не используются, и кредиторы вправе взыскать с предприятий ЖКХ все их долги - 274,4 млрд. рублей. Выбить из потребителей хотя бы часть их долгов - т.е. хотя бы часть из 184,2 млрд. рублей - действительно нереально. - А.И.Орлов А за два дня до этого (1.04.2003) поступило такое сообщение: "Коммунальной катастрофой назвал сегодняшнее положение в жилищно-коммунальном хозяйстве страны заместитель председателя Госстроя России Леонид Чернышев на открытии заседания коллегии Госстроя России. Кредиторская и дебиторская задолженность предприятий ЖКХ превышает на сегодня 450 млрд. рублей. Почти 70% из них, по существу, являются банкротами. Чтобы как-то исправить ситуацию, пояснил Л. Чернышев, необходимы финансовые вложения в сумме 4,5-5 триллионов рублей. Но тут же предположил, что в ближайшее время на такие вливания рассчитывать не приходится. "Кризисное положение ЖКХ - это проблема уже политическая, а не экономическая", - заявил заместитель председателя Госстроя РФ. Что реформаторы-"рыночники" оказались несостоятельны как управляющие отраслью ЖКХ даже в чисто финансовом, "рыночном" плане, говорит тот порочный круг, в который они загнали и предприятия, и государство. При переводе этой сферы хозяйства на рыночные отношения бюджетные дотации пришлось резко увеличить - при том, что одновременно произошел несопоставимый ни с какими другими отраслями скачок цен на услуги. В справочнике "Социально-экономические проблемы России" (2001 г.) (Социально-экономические проблемы России. Справочник. 2-е изд. (Отв. редакторы П.С. Филиппов, Т.М. Бойко). СПб.: Норма. 2001. 272 с.) говорится: "На дотации отрасли из федерального и местных бюджетов в 1987-1990 гг. уходило 1,1-1,3% ВВП, в 1996 г. - 3-4, в 1997 г. - 6, в 2000 г. - 7%, что превысило совокупные расходы на национальную оборону и правоохранительные органы, тем более - на образование и здравоохранение. Из 297 млрд. рублей услуг, оказанных населению в 2000 г.. 118,5 млрд. (40%) оплатили граждане. 117,5 млрд. (39.5%) было компенсировано дотациями, поступающими из бюджетов разных уровней. Из-за отсрочек платежей и задержек зарплат бюджеты недоплатили примерно 61 млрд. рублей (20,5%)... Большинство объектов ЖКХ находится на грани банкротства". Давайте разберемся в этом поистине чудовищном утверждении. Примем, конечно, во внимание неряшливость авторитетных экспертов, составлявших справочник. Они явно расширяют понятие "дотации". Ведь 117,5 млрд. руб., поступившие в ЖКХ в качестве дотаций для компенсации платежей "из бюджетов разных уровней" в 2000 г., составляют 1,6% ВВП. Откуда же взялись 7%? Это, во-первых, бюджетные ассигнования на покупку у строительных фирм части квартир для создания фонда "социального жилья". Эти ассигнования идут в разделе "социальная политика", но в рассуждениях о ЖКХ эти средства часто рассматриваются как расходы на ЖКХ. Другая крупная статья расходов, которые не покрываются платежами жильцов и дотациями, - ликвидация аварий, которая оплачивается из госбюджета. Точных данных об этих расходах по РФ в целом не публикуется, но это величины, сравнимые с платежами граждан. Эти три статьи расходов составляют уже около 5% ВВП. Видимо, есть и другие расходы, скрытые в бюджетах разных ведомств и органов власти. Таким образом, если верны цифры, приведенные в справочнике, и если брать за мерило введенную в оборот реформаторами величину ВВП. то выходит, что в результате реформы абсолютная величина государственных дотаций возросла по сравнению с 1990 г. в 3 раза (в одних и тех же единицах ВВП). Это следует из такого расчета: ВВП РФ снизился за 10 лет примерно вдвое, то есть дотации, составляющие 7% ВВП 2000 г., равноценны 3,5% ВВП 1990 года, что втрое больше размера дотаций на тот момент. При этом доля дотаций в квартплате и оплате жилищно-коммунальных услуг снизилась с 83% в 1990 г. до 40% в 2000 г. - более чем, в два раза. Иными словами, при переходе от советской системы ведения хозяйства к "рыночной экономике" реальная стоимость единицы продукта ЖКХ возросла в 6 раз! Даже если считать, что составители справочника из идеологических соображений завышают бюджетные расходы на ЖКХ в два раза (чтобы доказать "прожорливость" населения РФ, желающего жить с водопроводом и отоплением), то все равно удорожание услуг ЖКХ в три раза - изменение колоссальное. Такого снижения экономической эффективности ведения хозяйства не может выдержать экономика ни одной, даже самой богатой страны. Один этот факт говорит о полном крахе всей доктрины экономической реформы в РФ и об обреченности возникшей в результате этой реформы экономической системы. Если, конечно, население РФ не согласится на почти всеобщее и быстрое вымирание - хотя при этом и данная экономическая система исчезнет с лица земли вместе с населением. Мы говорим о теплоснабжении. Как проходило реформирование этой подотрасли ЖКХ? Уже на первом этапе реформы было проведено разделение этой системы на организации - производители тепла, теплоснабжающие организации и организации-пользователи. Было также произведено акционирование предприятий - как производителей, так и снабженцев. Они стали действовать "по законам рынка". Каковы же на данный момент результаты их хозяйственной действительности? Обеспечено ли если не развитие и модернизация, то хотя бы выживание всех подсистем теплоснабжения в условиях рынка? Что касается крупных генераторов тепла (ТЭЦ), то они, как было сказано, действуют в составе РАО ЕЭС и получают доход за счет производства электроэнергии и завышения тарифов на тепло. Функция теплоснабжения у них подавлена, ее сохранение после грядущей приватизации ТЭЦ остается под большим вопросом. Что касается второй по значимости категории производителей тепла. - муниципальных котельных - то они за годы реформы приведены в полный упадок и перспектив возрождения, видимо, не имеют. Как сказано в Докладе, "общим для большинства котельных является большой физический износ оборудования, достигший 68%". Кстати, когда мы приводим данные об износе инфраструктуры на какой-то момент времени (в данном случае - на 2000 г.), то обязательно надо учитывать, что износ в последние годы жизненного цикла в целом происходит не линейно, а с ускорением (хотя отдельные экземпляры могут оказаться исключительно живучими). Например, износ инфраструктуры за 2002 г. специалисты оценивают в 10% - при нормативном сроке службы 25 лет и среднем годовом износе за этот срок 4%. Так что сейчас, в 2003 г., износ оборудования муниципальных котельных перевалил за 80%. Главным для нашей темы является положение именно муниципальных служб, которые финансируют, содержат и ремонтируют и котельные, и центральные тепловые пункты, распределяющие тепло по домам, и, что еще более важно, распределительные теплосети. Их техническое состояние является критическим. В Концепции сказано: "Другой круг проблем в системах теплопотребления [после изношенности теплосетей] связан со старением теплообменного и насосного оборудования ЦТП и ИТП и высокой повреждаемостью распределительных тепловых сетей, в особенности сетей горячего водоснабжения между ЦТП и присоединенными к ним зданиями". Общее финансовое положение этих служб определено в Концепции таким образом: "Большая часть муниципальных теплоснабжающих предприятий фактически являются банкротами. Средств на обновление оборудования нет ни у самих предприятий, ни в городских бюджетах. Существующие системы теплоснабжения непривлекательны и для частных инвестиций". В Докладе по этому вопросу сказано: "Долги муниципальных теплоснабжающих предприятий за топливо (в основном газ) и за покупное тепло превысили 170 млрд. руб. В некоторых муниципальных образованиях долги за топливо превысили годовой бюджет... Местного бюджета при неработающих предприятиях (потенциальных плательщиках налогов в бюджет) не хватает даже на оплату топлива для котельных, не говоря уже о ремонтах и т.д., и в этом случае говорить о технической политике легко - ее просто нет". Итак, совершенно необходимая часть системы теплоснабжения РФ приведена в результате реформ в состояние банкротства, причем такого, что ожидать спасения невозможно ни от деятельности самих предприятий, ни от городских бюджетов, ни от мифических "частных инвесторов". Если следовать логике и здравому смыслу, то уже из одного этого следовало бы признать сам замысел такой реформы ошибочным или преступным. Каковы же масштабы финансового провала отдельных городских служб? Они очень велики, положение многих кажется просто безвыходным. Вот пример из Башкирии: "Абонентная задолженность потребителей башкирским энергетикам составляет 5 млрд. 680 млн. рублей... По данным пресс-службы Башкирэнерго, порядка 20% суммы долга (1,11 млрд.) составляют просроченные выплаты сельскохозяйственных потребителей... Долг Уфимского муниципального унитарного предприятия (МУП) тепловых сетей составляет 230,6 млн. рублей, Стерлитамакского - 85,52 млн., Салаватского - 64,10 млн..." (ИА "Росбалт") Ряд примеров с мест приведен в Докладе. Вот выдержки из этих сводок. Город Иваново: "За отопительный сезон долги города перед "Ивэнерго" достигают 80 млн. руб., за лето они в основном погашаются. Старый долг удалось немного уменьшить с 750 до 600 млн. руб.". Чем угрожает городу состояние должника или банкрота его муниципальной службы теплоснабжения? Тем, что любая серьезная авария добьет эту службу - и часть населения на всю зиму останется без отопления. Вот сибирский город, райцентр Борзя. О нем в Докладе сказано: "Годовой бюджет района 204 млн. руб., около 110 млн. в год надо отдавать в счет дотации на разницу в тарифах (жители платят 50%) за уголь и электроэнергию. Долг подрядчикам, накопившийся в 1996 г., - 138 млн. руб.". Здесь в январе 2001 г. произошла авария и разморозили основной водовод. Из-за отключения котельных было разморожено 42 дома с населением 13 тыс. человек (треть жителей). Как сказано в Докладе, "теплоснабжение до конца зимы восстановить не удалось. Помощи городу оказано не было. Из областного бюджета было выделено 200 тыс. рублей, хотя только на восстановление внутренних систем отопления зданий требовалось 23 млн. руб..." Таким образом, больше половины бюджета тратится только на дотации жителям для покупки угля (тем, кто не подключен к центральному отоплению) и платы за электроэнергию. Остаются гроши - и неоплатный долг. Случилась зимой беда - а вся помощь "центра" составила менее 1% от стоимости небольшой части ремонта. Что же может сделать город, существующий в Сибири? В Докладе сказано, что и какой ценой делали и что смогли сделать: "Распоряжением нового главы администрации г. Борзя практически все средства местного бюджета (включая даже зарплату работников социальной сферы) направлены на восстановление системы теплоснабжения. Развернуты большие работы по ремонту котельных и замене тепловых сетей, потрачено 32 млн. руб., но из-за недостатка средств работами по восстановлению водоподготовки, замене находящегося в аварийном состоянии электрооборудования никто не занимается. Тепловые сети прокладываются в каналах без тепловой изоляции. Водопровод не заменен". Надо представить себе это положение: даже истратив все средства местного бюджета, даже отобрав зарплату у работников муниципалитета, город не смог устранить последствия аварии. А что его ждет дальше? В Докладе говорится уже о следующем, 2002 годе: "Сохраняется очень большая вероятность повторения прошлогоднего сценария. Получается порочный круг: отсутствие средств на приведение в порядок теплового хозяйства приводит к огромным затратам на восстановление размороженного, а отвлечение средств на аварийные работы не позволяет привести в порядок тепловое хозяйство". Отметим, что в порочный круг загнано в первую очередь именно теплоснабжение: поскольку отключение электроэнергии технически проще и не приводит к столь моментальным драматическим последствиям, угроза "рубильником" заставляет предприятия в первую очередь оплачивать счета РАО ЕЭС. Вот. например, сообщение из Архангельска: "ОАО "Архэнерго" снизило по состоянию на 24 января 2003 г. дебиторскую задолженность по сравнению с 1 января 2002 г. на 4,5%, до 2,044 млрд. руб. В том числе задолженность предприятий ЖКХ и промышленных предприятий за электроэнергию снизилась на 18,8%, до 398 млн. руб., за теплоэнергию - осталась на уровне 1 января 2002 г. и составила 1,646 млрд. руб. В пресс-службе компании отметили, что потребители "Архэнерго" уже в 2003 г. оплатили только 33,45% отпущенных им с начала года энергоресурсов. В том числе электроэнергия оплачена на 39,76%, теплоэнергия - на 26,24%" (ПРАЙМ-ТАСС, 28.01.2003). Но если в плачевном положении оказались предприятия теплоснабжения при расчетах по текущим платежам, то их возможности обновлять или хотя бы ремонтировать основные фонды сократились в гораздо большей степени. Особенно это касается восстановления изношенных теплосетей. Вот выдержка из статьи практика, директора района тепловых сетей городского муниципального предприятия "Теплосеть" из Тихвина: "Тяжелое финансовое положение МП "Теплосеть" коснулось и каждого структурного подразделения предприятия. Особенно наглядно это отражается на примере района тепловых сетей. Сегодня наш район - это 83,5 километра тепловых сетей, 391 элеваторный узел... За последние два года резко сократилось финансирование затрат на эксплуатацию и капитальный ремонт тепловых сетей. Они очень изношены: свыше 50% сетей эксплуатируются 20 и более лет. Понятно, что при таких условиях объем капитального ремонта теплосетей надо увеличивать, необходимы квалифицированные кадры. Однако в последние годы объем капитального ремонта резко сократился, а численность персонала на этом участке уменьшилась в шесть раз. Если в 1999 году 36 человек капитально отремонтировали 6,5 километра теплосетей, то в прошлом году 7 человек отремонтировали 0,23 километра сетей. В течение трех лет не проводится реконструкция тепловых сетей за счет бюджетного финансирования. Между тем состояние тепловых сетей продолжает ухудшаться. С октября 2001 года по март 2002 года на сетях устранена 91 протечка. Подготовка к следующему отопительному сезону тоже будет сложной из-за отсутствия средств..." (В.Ширинкин, "Дивья", № 14 от 3 апреля 2002). Какие же шаги пытаются предпринять власти, чтобы разорвать этот порочный круг? Ведь он возник не в результате стихийных процессов, а как следствие целенаправленных действий реформаторов. Могут ли местные власти преодолеть этот фактор, продолжая в то же время проводить тот же курс реформ? Нет, не могут, ибо этот порочный круг непрерывно воспроизводится, восстанавливается. Парализовано производство, следовательно, в бюджет не поступают налоги; обеднели люди, следовательно, они не могут полностью оплатить тепло, не говоря уж о содержании и ремонте инфраструктуры. В этих условиях все попытки местной власти разрешить финансовую проблему оказываются тупиковыми. Эти попытки несовместимы с общим курсом реформы, и некомпетентность, халатность или коррупция чиновников лишь усугубляют тяжесть положения, но вовсе не предопределяют ее. Как, все-таки, видятся экспертами правительства реформаторов возможности выйти из тупика? Первый путь - заставить жителей оплачивать полную стоимость тепла. Доклад гласит: "В связи с резким ухудшением в 2001 году финансового положения муниципальных образований из-за перераспределения налогов в сторону федерального центра, во многих муниципалитетах, и раньше недоплачивающих дотацию на теплоснабжение, средств на дотирование теплоснабжения нет совсем. Т.к. нет никакой надежды на обратное перераспределение средств, для предотвращения полного развала централизованных систем теплоснабжения необходимо повысить размер оплаты тепла жителями до полного возмещения затрат на выработку и транспортировку тепла при нормативных показателях энергоэффективности (нормативные тепловые потери, нормативная численность персонала, нормативный усредненный расход тепла на отопление 1 м3 зданий, нормативные затраты на капитальный ремонт), другими словами жители должны оплачивать услуги "идеальной" теплоснабжающей организации". Это - чисто политическое, неискреннее заявление (ниже мы увидим, как убедительно сами же авторы этого Доклада показывают невозможность и даже нежелательность возложения на граждан бремени полной оплаты). Неискренность заявления состоит уже в том, что "идеальной теплоснабжающей организации", выполняющей все нормативы, давно уже не существует. В жизни есть организации-банкроты, переживающие острый кризис и поэтому нарушающие едва ли не все нормативы. О каких "нормативных тепловых потерях" может идти речь, если 70% теплосетей выработали свой ресурс и во многих регионах теряют до половины теплоносителя? Или, как в г. Борзя, при ремонте трубы теплосети укладываются без теплоизоляции - при сибирских морозах? Неискренность предложения и в том, что авторы не указывают, каковы же сегодня "нормативные затраты на капитальный ремонт" - при степени износа инфраструктуры 70%? Сколько стоит капитально отремонтировать теплосети РФ? Могут ли жители, с трудом оплачивающие половину тарифа, в котором почти нет инвестиционной составляющей, вдруг возместить колоссальные амортизационные отчисления, выкачанные из отрасли за 12 лет реформ? Понимая, что ни бюджет, ни платежи потребителей не могут служить средством финансового оздоровления муниципальных служб теплоснабжения, разработчики Концепции категорически заявляют: "Необходимо осознать тот факт, что без частных инвестиций надежное, качественное и экономичное теплоснабжение во многих регионах обеспечить невозможно". Но ведь и эта "рыночная" декларация - не более чем идеологический реверанс. Да, "без частных инвестиций теплоснабжение обеспечить невозможно", а частных инвестиций нет - выход же нужно найти именно в этой реальной ситуации. Ведь вопрос как раз в том, что не удается привлечь частные инвестиции в отрасль-банкрот, обремененную колоссальным долгом и в реальных условиях не имеющую никаких шансов стать рентабельной. Очевидно, задача это невозможная, что прекрасно знают и авторы Концепции. Ибо сами же они чуть ниже пишут, несколько витиевато: "Без огромной подготовительной работы привлечение значительных инвестиций в теплоснабжение невозможно. Инвесторов отпугивают неплатежи; "социалистический" принцип тарифообразования, не учитывающий доходность капитала; непредсказуемость поведения глав администраций после очередных выборов; отсутствие примеров удачных проектов". При чем здесь подготовительная работа, что она может подготовить? Как можно "учесть доходность капитала", если именно этой-то доходности и нет, если люди не могут оплатить тепло даже по тарифам, никакой "доходности" не предполагающим? Инвесторов отпугивает именно эта неумолимая реальность, а вовсе не пережитки социализма в сознании людей. Авторы Доклада пишут проще: "Программа полной замены тепловых сетей города для снижения тепловых потерь не будет иметь успеха у кредиторов, т.к. ее окупаемость обеспечивается, в среднем, за 10-15 лет". Какие уж при таких сроках окупаемости могут быть "примеры удачных проектов"! Есть, конечно, еще один источник, не менее тупиковый - влезть в долги, поискать за границей добрых заимодавцев. Так, город Череповец "взял кредит Всемирного банка в 32 млн. долларов США и тратит его на установку автоматизированных тепловых пунктов". Пенза у того же банка взяла кредит (14 млн. долл.) на ремонт теплосетей, а Ярославль у ЕБРР - 50 млн. долл. на ремонт водопровода. Кредиты эти берутся под высокий процент (до 20,5% годовых), и через три года долги станут неоплатными. Впрочем, доллары даются под гарантию городской недвижимости, а кое-какие богатства на русской земле еще остались, включая саму эту землю. То, что 70 лет мы прекрасно могли делать сами за свои деньги без всяких процентов, теперь служит для обогащения зарубежных банкиров. Большое влияние на финансовое положение местных служб теплоснабжения оказывает региональный фактор. Рыночная реформа, резко ослабив роль государства в поддержании целостности страны, ликвидировала механизмы, которые в течение нескольких веков выстраивали и укрепляли единое социальное пространство России. Реформаторы, добившись политическими средствами ликвидации СССР, затем с помощью экономических рычагов "рассыпали" РФ на конгломерат областей с резко различающимися экономическими и социальными укладами. Это выражается в расслоении регионов по доходам и уровню зарплаты, по степени обеднения населения и численности безработных, по типу потребления и покупкам товаров длительного пользования и пр. Здесь нас интересует показатель, прямо зависящий от географического расположения региона и его климатических условий - расход топлива на обогревание жилищ. В плановом хозяйстве вызванная природными условиями разница нивелировалась государством исходя из критериев общей целесообразности. Рынок этих критериев не признает, он понимает лишь выгоду. Как это повлияло на теплоснабжение? В Концепции сказано: "Удельные затраты на теплоснабжение в разных регионах России отличаются на порядок. Причем в относительно более теплых регионах население имеет более высокие доходы и почти повсеместно подведен дешевый газ". В общем, это и есть принцип реформ в чистом виде: у бедного да отнимется, богатому да прибавится! Действие рыночных тарифов, расчленяющее целостности, наблюдается даже в пределах одного края. Вот Хабаровский край. В общем стоимость услуг ЖКХ в этом крае в 2,5 раза выше среднероссийской, а уровень доходов на 30% ниже, чем в среднем по РФ. Этот край в целом стал "плох для жизни"! Внутри края разница такова: в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре тариф на поставку тепла в 2001 г. был равен 249,6 руб./Гкал (в Центральной России около 200 руб./Гкал), а в Советской Гавани 924 руб./Гкал. В северных районах тарифы еще выше: в Охотском районе 1370 руб./Гкал, в Тугуро-Чумиконском 1864 руб./Гкал. Население в крае в основном оплачивает 50% стоимости тепла, в Сов. Гавани 40%, в северных районах 20%. Понятно, как это сказывается на местных бюджетах и почему в результате реформы "Россия уходит с Севера". Но если местные власти ищут хотя бы временные меры для финансирования ремонта объектов теплоснабжения, пытаются собрать с населения деньги, чтобы худо-бедно обеспечить их жилища теплом, то федеральная власть склоняется к тому, чтобы объявить большую долю предприятий банкротами, распродать их имущество и умыть руки. Нет больше у государства таких предприятий - и спрашивать с него нечего. Целуйте, граждане, невидимую руку рынка - может, она вас согреет. Вот сообщение РИА "Новости" с коллегии Госстроя (3 апреля 2003 г.): "До конца мая 2003 года Госстрой намерен провести инвентаризацию всех долгов предприятий ЖКХ, чтобы затем осуществить финансовое оздоровление отрасли. По словам Кошмана, предприятия будут разделены на несколько категорий. В первую попадут те организации, долги которых будут списаны, или по ним будет объявлена рассрочка и отсрочка. Во второй окажутся предприятия, чье имущество "придется отдать за долги, то есть они будут объявлены банкротами". В третью группу попадут предприятия, которые "можно будет отправлять в свободное плавание". Говоря об этой группе организаций, Кошман высказал мнение, что "реформа ЖКХ может завершиться только тогда, когда в отрасль придет частный капитал". В другом интервью (от 31.03.2003) сказано: "В сфере жилищно-коммунального хозяйства ожидаются многочисленные банкротства предприятий, заявил председатель Госстроя Николай Кошман. Вместе с тем он подчеркнул, что "не может идти речь о банкротстве социально-значимых предприятий, к несостоятельности предприятий ЖКХ нужно подходить очень осторожно". Оговорки насчет того, что "нужно подходить очень осторожно",- в пользу бедных. Никогда они правительство реформаторов не останавливали. И что может быть более "социально-значимым", чем предприятия ЖКХ! Сама идея, что в стране можно закрыть из-за "банкротства" целую категорию организаций жизнеобеспечения, которые по самой своей природе предназначены не для извлечения прибыли, а для создания условий физического существования людей, является порождением рыночного фанатизма, следствием тяжелой деформации сознания высших чиновников РФ. Их рассуждения на эту тему нелепы и служат признаком утраты рациональности. В интервью после упомянутой коллегии Госстроя Н.Кошмана спросили: "Все чаще из уст правительственных чиновников звучат слова о том, что грядет банкротство ЖЭКов, ДЕЗов и подобных им учреждений". Вот что он ответил: "Идея банкротства, которая сейчас витает в воздухе, несколько надуманна, потому что у нас нет правового разрешения этого вопроса". Почему же идею объявить банкротами службы ЖКХ ("которая сейчас витает в воздухе") министр считает "несколько надуманной"? Оказывается, не потому, что это создало бы угрозу жизни миллионов людей. Нет, некоторая надуманность этой идеи выражается лишь в том, что "у нас нет правового разрешения этого вопроса"! Не успели закон состряпать и через Госдуму протолкнуть - рук на все не хватает у правительства. (Продолжение следует) * * * * * * *
На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:
На сайте работает форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ. Заходите - вас будут рады видеть! * * * * * * *
Программа "Диссер" - дополнение для Microsoft Word, предназначенное для создания и работы со списками литературы. В диссертациях, научных статьях, рефератах требуется приводить список использованной литературы, вставляя в текст диссертации ссылки на его позиции. При большом размере списка отслеживать соответствия порядковых номеров публикаций в списке и чисел в ссылках в тексте диссертации становится крайне сложно, особенно при изменении порядка следования ссылок в списке. Эта программа добавляет в Word новую функцию - создание и редактирование списка литературы, позволяя исправлять численные ссылки в тексте одним нажатием кнопки. "Диссер" можно загрузить с сайта http://kankowski.narod.ru. Удачи вам и счастья! |
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: science.humanity.econometrika |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||