← Декабрь 2003 → | ||||||
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
|
30
|
31
|
За последние 60 дней 9 выпусков (1-2 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://orlovs.pp.ru/ivst.php
Открыта:
29-06-2000
Адрес
автора: science.humanity.econometrika-owner@subscribe.ru
Статистика
+1 за неделю
Эконометрика - выпуск 151
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Здравствуйте, уважаемые подписчики! * * * * * * *
151-й выпуск рассылки "Эконометрика" от 15 декабря 2003 года начинается с информации наших читателей. О своей монографии рассказывает Н.А. Цейтлин (Германия). Воспроизводим информационное письмо Владимира Шитикова. Далее помещаем только что вышедшую статью, содержащую оценку материального ущерба, нанесенного "реформами", а для сравнения - нашу работу, опубликованную почти восемь лет назад - в начале 1996 г. Видно, что для восприятия разработанных нами методологии и методики понадобилось не так уж много времени - только 8 лет. К сожалению, освоение оказалось неполным - автор только что вышедшей статьи приводит все потери к долларам США, как будто эта валюта не подвержена инфляции. На самом деле покупательная способность доллара США падает как в США, так и во всем мире. А в нашей стране на этот общий процесс накладываются искажения, соответствующие финансовой политике правящего режима. Поэтому надо все величины приводить к сопоставимым ценам с помощью квалифицированно рассчитанных индексов инфляции, как это и делается в нашей статье 1996 г. Завершают выпуск материалы по преподаванию экономики школьникам (начало - в предыдущем выпуске рассылки). Все вышедшие выпуски Вы можете посмотреть в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika. * * * * * * *
Уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию недавно законченную и размещённую в Интернете на сайтах http://people.freenet.de/nzarchiv/buecher, http://people.freenet.de/nzarchiv/index.htmlи http://matstat.gmxhome.de монографию Н. А. Цейтлина "Из опыта аналитического статистика". Аннотация Изложен опыт использования методов математической теории эксперимента в следующих областях наук: процессы и аппараты химических производств, физическая химия, электрохимия, биология, строительство, метеорология, метрология, квалиметрия, охрана труда, экология, торговля, экономика, технологии (химическая и полимеров). Для научных работников, математиков-статистиков, разработчиков современного программного обеспечения ЭВМ, студентов университетов и аспирантов. 776 стр., 46 табл., 44 илл. Настоящая монография является итогом многолетней научной работы автора. Публикация книги в Интернете имеет цели быстро познакомить научную общественность с результатами наших исследований и разработок, а также получить от коллег и заинтересованных читателей отзывы, критические замечания, пожелания и рекомендации в отношении издания книги в твёрдом переплёте. Наиболее интересные конструктивные замечания автор намеревается включить в текст монографии (с позволения оппонентов). В дальнейшем автор планирует исправить неудачные места или привести возражения на критические замечания, подготовить книгу к изданию, найти соответствующее издательство. Автор считает необходимым перевести текст книги с русского на английский язык. Любые советы по затронутым вопросам будут приняты с благодарностью. Автор - кандидат технических наук Н. А. Цейтлин. Реферат В книге освещен тридцатилетний опыт работы автора в качестве аналитического статистика. Опыт заключался в формализации задач экспериментального исследования, составлении методик статистической обработки результатов наблюдений и программного обеспечения ЭВМ по математической статистике, участии в оптимальном планировании и курировании экспериментов, в статистической обработке результатов наблюдений и в составлении научно-технических отчетов. Определена роль аналитического статистика в научно-исследовательском коллективе. Изложены простые методы проверки параметрических гипотез: аналитический "альфа-метод проверки гипотез" и графический "метод доверительных интервалов" для попарного сравнения статистических параметров. Описаны быстрые методы статистики. Рассмотрены проблемы, связанные с построением адекватных эмпирических формул методом регрессионного анализа по результатам активного эксперимента или пассивных наблюдений. Приведены сервисные алгоритмы регрессионного анализа: метод скользящей средней, окаймление области определения модели, округление статистических оценок, ортогонализация мультиколлинеарной матрицы плана пассивного регрессионного эксперимента, редукция корреляционной матрицы, оценка дисперсии ошибки воспроизводимости отклика по "почти параллельным" опытам, аппроксимация сложных поверхностей отклика и диаграмм состояния с помощью сплайн функций и ряд других. Описано решение задачи редукции (упрощения) известной математической модели (косвенных изменений) методом элиминирующего анализа. Изложен метод решения плохо формализуемых задач - многокритериальное экспертное оценивание качества объектов. Автор делится опытом использования статистических методов в самых различных областях экспериментального исследования: технологии (химическая и полимеров), процессы и аппараты химических производств, физическая химия, электрохимия, биология, строительство, метеорология, метрология, квалиметрия, охрана труда, экология, торговля и экономика). Книга предназначена для научных работников различных специальностей, математиков-статистиков, разработчиков современного программного обеспечения ЭВМ по математической статистике, студентов университетов и аспирантов. 776 стр., 46 табл., 44 илл. Автор: Цейтлин Натан Абрамович (кандидат технических наук, специалист по прикладным задачам математической статистики, автор более ста печатных работ). Dr.-Ing. Natan Tseitlin; e-mail: tseitlin@gmx.net; web: http://people.freenet.de/nzarchiv. * * * * * * *
Глубокоуважаемые коллеги! Хотел бы предложить Вашему вниманию нашу скромную попытку создать электронный журнал ЭКОСТАТ (с подзаголовком "Ярбух фюр Экоаналитик унд Экопатологик") на сайте http://www.tolcom.ru/kiril, где можно было бы подчерпнуть/расширить знания в области системной экологии и математической статистики. Не судите строго - это мой первый сайт, делал я его без чьей-нибудь помощи, а художественный вкус и мастерство у меня всегда имели сомнительный уровень. Буду очень тронут, если получу редакторские замечания и пожелания. Самопровозглашенный редактор журнала * * * * * * *
Книга "PHP: полезные приемы" Знаете, как старые "компьютерщики" учатся новому языку программирования? Они не изучают толстенные учебники, не штудируют конспекты и руководства. Им не нужны премудрые преподаватели, они не корпят над тщательно выполняемыми уроками. Им достаточно всего лишь краткого описания языка и нескольких уже готовых программ, написанных на нем. На основании анализа этого они язык и осваивают. Что надо для такого усвоения? Кроме умения думать и наблюдать, делать выводы - ничего! Ну, вернее, почти ничего. Еще нужны те самые краткое описание языка и несколько примеров. Книга "PHP: полезные приемы" именно их вам и даст. В ней как раз и приводится небольшая справка по языку программирования PHP и текст сценариев, выполняющих наиболее популярные у создателей сайтов задачи. А все сценарии снабжены подробным подстрочным комментарием о предназначении каждой их строчки. Так что вы можете как изучать язык PHP по этой книге, так и сразу же вводить тексты сценариев в компьютер и размещать их на сайте. Цена книги - 100-150 руб. Эту книгу Вы можете купить, не сходя с места - через Интернет-магазин "Болеро". * * * * * * *
Как покончить с бедностью При регистрации в Центризбиркоме списка кандидатов в депутаты Госдумы от партии "Единая Россия" С. Шойгу сказал, что основная задача партии - борьба с бедностью. Как с ней бороться, "чрезвычайный" министр не сказал. Может, не знает. Потому подскажу один способ - надобно долги народу отдать. Какие долги? А те, что образовались в результате принятия Госдумой законов в поддержку крупномасштабной аферы под названием демократические реформы". Тут надо оговориться: не все депутаты Госдумы участвовали в этой афере. К коммунистам и их союзникам из агропромышленной группы претензий никаких: они постоянно предупреждали население страны о мошеннической сути "реформ" и всегда против них голосовали. А вот остальные депутаты - из "Единой России" (бывшие "Единство", ОВР и "Регионы России"), СПС, ЛДПР, да и из "Яблока" и группы "Народный депутат" тоже - кто два срока, а кто даже три срока подряд настойчиво продвигали "демократические реформы" и обещали, что вот-вот потекут молочные реки и у всего населения России начнется безмятежная, зажиточная жизнь. Но пока зажиточную жизнь означенные депутаты обеспечили лишь для немногих. Во-первых, для себя, любимых, в чем можно легко убедиться, просмотрев сведения об их доходах, представленных в Центризбирком. Во-вторых, зажиточной жизнью наслаждается агрессивно-алчное меньшинство России: олигархи, банкиры, бандиты, крупные чиновники и приближенные к ним лица, что составляет примерно 10% населения страны. [Примечание А.И.Орлова: указанная величина ошибочна. По нашей оценке, речь идет примерно о 0,5% населения страны. Об этом не раз заходила речь в рассылке. См. также публикации: Орлов А.И. Сколько в России богачей? - Газета "Правда", No.6(28269), 18 января 2001 г. С.1; Орлов А.И. Сколько богатых в России? - Газета "Дуэль". No.26(271). 25 июня 2002 г. С.4-4.] У остальных 90% россиян от "реформ" одни убытки: - убытки из-за снижения зарплаты; - убытки из-за снижения пенсий; - потери сбережений; - ущерб от уничтожения бесплатных медицины, образования и роста цен на жилищно-коммунальные услуги. В сумме за годы "реформ" эти убытки (см. табл.) составили примерно 3000 млрд. долларов (и это по минимуму - по справедливости надо бы еще учесть ущерб от снижения безопасности жизни, уверенности в будущем и моральный ущерб). При численности ограбленного населения в 100 млн. человек это значит, что каждому жителю страны, пострадавшему от "реформ", депутаты правых и центристских фракций и групп Госдумы задолжали 30 тыс. долларов. Господа депутаты могут возразить, мол, в бедственном положении народа не только их вина. Но ведь именно они обеспечили законодательное прикрытие грабежа населения "младомародерами" - олигархами, бандитами и прочими мошенниками. Вот пусть и организуют сбор долгов со своих подельников. Кстати, и сборщики долгов имеются: "Идущие вместе". У них, правда, с умом плоховато, но "энтузазизма" в избытке. Конечно, что и говорить, сумма долга образовалась приличная: сразу ее собрать и отдать трудновато. Но это не беда. Долг можно отдать в несколько приемов. Скажем, для начала собрать и вручить каждому избирателю на декабрьских выборах треть суммы долга (по 10 тыс. долл.). Тоже задачка не из легких. Зато какая заманчивая перспектива для депутатов от "Единой России", СПС, ЛДПР и "Яблока": и часть долга народу отдать, и вступить в 2004 г. триумфаторами - победителями бедности! Убытки населения страны от "реформ" Убытки трудящихся: Среднемесячная зарплата в 1990 г., долл.США - 330 Среднемесячная зарплата в 2002 г., долл.США - 96 Снижение среднемесячной зарплаты по сравнению с 1990 г.*, долл.США - 234 Среднее число трудящихся, млн.чел. - 66 Итого: суммарные убытки трудящихся из-за снижения зарплаты, млрд. долл. США - 2000 Убытки пенсионеров: Среднемесячная пенсия в 1990 г., долл.США - 125 Среднемесячная пенсия в 2002 г., долл.США - 49 Снижение среднемесячной пенсии по сравнению с 1990 г., долл.США - 76 Среднее число пенсионеров, млн.чел. - 37 Итого: суммарные убытки пенсионеров из-за снижения пенсий, млрд. долл. США - 370 Итого: суммарные убытки населения из-за снижения зарплаты и пенсий, млрд. долл. США - 2370 Потери сбережений населения, млрд. долл.США - 380 Ущерб от уничтожения бесплатных медицины, образования и роста цен на жилищно-коммунальные услуги, долл.США - 250 Итого: общие убытки населения, млрд. долл. США - 3000 В.Олин Источник: "Дуэль" (http://www.duel.ru) No.49 (346) от 9 декабря 2003 г. * * * * * * *
Нас ограбили на триллион долларов (Публикация: Орлов А.И. Нас ограбили на триллион долларов (беседу вел В.С. Кожемяко). - Газета "Правда". 1996. 13 марта. No.38(27684). С.1-1.) Экономическое положение России становится все хуже. Это каждый из нас ощущает на себе. Что дальше? Прежде чем действовать, надо знать реальную обстановку. Средства массовой дезинформации - телевидение, радио, большинство газет - приводят обрывочные цифры. Госкомстату верить нельзя. Например, сообщают о средней зарплате. Но умалчивают, что учитывается начисленная зарплата, а не выплаченная. А задержанную зарплату рассматривают как сбережения трудящихся. Можно ли вообще при обсуждении экономического положения России использовать среднюю зарплату, складывать доходы станочника и директора завода? Это все равно, что вычислять среднюю температуру в больнице, где у 9 больных - 40о, а один уже отмучился - лежит в морге с температурой 0о. А в среднем - 36,6о , лучше не придумаешь. Поэтому мы решили - надо собирать и обрабатывать экономические данные самим. Лаборатория "Эконометрика" Московского государственного института электроники и математики собирает данные о ценах, рассчитывает и прогнозирует индекс инфляции. На разные товары и услуги цены растут по-разному. В Москве звонок по телефону-автомату подорожал в 75 тысяч раз, а хлеб - всего лишь в 11 тысяч раз. Как рост цен описать одним числом - индексом инфляции? Для этого применяют потребительские корзины - наборы товаров и услуг вместе с объемами их потребления. Мы взяли за основу данные Института питания Российской Академии медицинских наук о наборе продуктов, обеспечивающих минимальные физиологические потребности человека. Эта минимальная потребительская корзина сбалансирована по содержанию белков, жиров и углеводов, чем выгодно отличается от чисто условной корзины Госкомстата из 19 основных продуктов питания (в число которых почему-то включены сигареты). Эта корзина до конца марта 1991 г. стоила 26 рублей 60 копеек (как вы помните, апрель 1991 г. начался с первого серьезного - в разы - повышения цен). А 28 декабря 1995 г. она обходилась в 265716 рублей - рост в 9989 раз. Это и есть индекс инфляции за 5 лет. А чтобы получить индекс инфляции за какой-нибудь иной интервал времени, достаточно стоимость потребительской корзины в конце интервала поделить на ее стоимость в начале этого интервала. Индекс инфляции показывает, во сколько раз обесценился рубль. Сейчас 10000 рублей по своей покупательной способности соответствуют 1 рублю начала 1991 г. и более ранних времен. Откиньте от своей зарплаты, пенсии или стипендии четыре нуля - и увидите, сколько Вы получаете в дореформенных ценах. А теперь вспомните, сколько Вы получали 4 года назад - и подсчитайте, какой ущерб Вам наносят ежемесячно "реформаторы". Официальное ведомство - Госкомстат - избегает приводить данные за весь период "реформ". А если уж приводит - то в 2 раза ниже: цены, дескать, выросли в среднем в 5000 раз. За 4 года кто-то стал жить лучше - два миллиона "новых русских", остальные - хуже. А как "в среднем"? Хоть мы вслед за В.И.Лениным только что критиковали среднюю зарплату, вспомним, что в декабре 1990 г. она составляла 297 руб. - сейчас это 3 миллиона. А минимальная зарплата была 70 руб. Сейчас это 700 тысяч - примерно соответствует средней зарплате по стране. Средняя зарплата сократилась в 4 раза. "Средний работник" получает 750 тысяч, а 2 миллиона 250 тысяч у него ежемесячно отбирают "реформаторы". Так грабили и грабят всех трудящихся все пять лет "реформ". Несколько арифметических действий - и результат таков: общая сумма награбленного составляет один триллион долларов США. В рублях это число выразить с помощью общеизвестных слов автору не удалось. Смешно после таких подсчетов слушать рассуждения о кредите в 9 миллиардов долларов - менее 1% от награбленного! К тому же этот кредит, как и остальные 140 миллиардов долларов долгов, отдавать придется. Потребление в России за 5 года сократилось "на круг" в 4-5 раз -примерно как и производство (валовой внутренний продукт и другие макроэкономические характеристики, описывающие состояние страны в целом). По уровню экономического развития мы отброшены на 40 лет назад - в 50-е годы. Коренное население России уменьшается на 1 миллион человек в год. А раньше росло на 2 миллиона в год. Предварительная оценка цены "реформ" - 3 миллиона жизней в год, 15 миллионов - за 5 лет. Правители России приводят другие числа. Они считают, что спад производства и потребления - не в 4, а только в 2 раза. В 1946 году производство в Германии сократилось в 2 раза по сравнению с 1938 годом. Значит, по мнению правительства России, за 5 лет "реформ" наша страна понесла такие же потери, как и Германия за 7 лет Второй мировой войны, завершившейся полным разгромом фашизма. А по нашей оценке - ущерб существенно больше. За 1995 г. цены увеличились в 2,7 раза. Наибольший рост был в январе (32%) и сентябре (25%), а наименьший - с апреля по август (в апреле и в августе они даже падали). Но самое интересное - падение цен на 9% в ноябре - как раз перед выборами. В России обесценивается не только рубль, но и доллар. В сентябре 1994 г. 1 доллар стоил около 2000 рублей, а индекс инфляции был также около 2000, т.е. 2000 рублей сентября 1994 г. по покупательной способности соответствовали 1 рублю начала 1991 г. Значит, 1 доллар тогда соответствовал 1 рублю начала 1991 г. А в феврале 1996 г. аналогичный расчет показывает, что за 1 доллар можно дать лишь 47 копеек начала 1991 г. - падение в 2 раза. Мы сделали прогноз на 1996 год. Цены за год вырастут на 116 %. А в бюджете заложена инфляция в 1,9% в месяц, что за год дает 25%. Следовательно, и зарплата бюджетников вырастет на 25% при росте цен на 116%, т.е. реально жизненный уровень упадет на 42 % - почти вдвое. Январская инфляция в 24 % снизится до 8 % в мае и 5 % в июне. Это - прогноз, основанный на учете сезонных колебаний в росте цен - новый урожай резко сбивает цены на овощи и фрукты. Снижение инфляции не будет иметь никакого отношения к деятельности правительства, причина - природные явления. Но как правительству не использовать такую возможность заявить о своих достижениях! Как говорится: "Прошло зима, настало лето, спасибо Ельцину за это!". А потом - рост до декабрьских 12%. Если, конечно, не будет резких изменений в экономической системе России. Данные собрали и расчеты провели студенты - сотрудники лаборатории "Эконометрика" И.Иванова, О.Куроптев и многие другие. На таких молодых экономистов - надежда России. Вице-президент * * * * * * *
Проект "Математическая экономика - школьникам" Программа курса "Математическая экономика" Цель преподавания дисциплины - изучение основ современной экономики, что предполагает знакомство с элементами математических методов и моделей, используемых при анализе экономических явлений и процессов. Задачами курса "Математическая экономика" являются: - знакомство с основными реалиями современной экономической жизни, в частности, с работой фирм и банков, поведением потребителей, ролью государства в экономике; - освоение элементов экономической теории на микро- и макроуровне; - изучение примеров математических методов экономического анализа и математических моделей экономических явлений и процессов; - знакомство с методами сбора и анализа конкретных экономических данных, в частности, связанных с оценкой уровня жизни, проведением маркетинговых исследований; - обсуждение современной экономической ситуации в России в связи с отечественной социальной и экономической историей; - развитие экономического мышления учащихся, формирование умений самостоятельно приобретать, усваивать и применять экономические знания, наблюдать и объяснять экономические явления, в том числе с применением математических методов и моделей. Программа построена на принципе постепенного развертывания представлений об экономической жизни, экономической теории и применяемых в них математических методах. Постоянно подчеркиваются связи между этими тремя составляющими курса. Принципиальной является опора на российскую реальность, на свойства отечественного менталитета. Содержание программы 1. Что такое экономика? Экономическая жизнь и экономическая теория. Определения экономики как науки. Три основные задачи экономической организации: Что, Как и Для кого производить. Основные типы экономических систем. Подчиненность экономики целям общества. Роль государства в экономике. Экономика и другие науки. Возможности и ограниченность экономической теории. 2. Спрос и предложение Кривые спроса и предложения. Их построение по данным опросов. Равновесная цена и равновесный спрос. Приближение к равновесию. Паутинообразная модель. Изменение точки равновесия при изменении кривых спроса и предложения. Биржи и аукционы. Максимизация прибыли монополистом. 3. Как работает реальная экономика? Факторы производства. Современные предприятия, их виды и хозяйственные связи. Добавленная стоимость. Материально-техническое снабжение и управление запасами. Договора между предприятиями. Сдача-приемка продукции, контроль качества и сертификация. Нормативные акты, регулирующие деятельность предприятий. Понятие о налоговой системе. 4. Математическая модель управления запасами Модель Вильсона. Постановка и решение задачи минимизации издержек. Проблема горизонта планирования и асимптотически оптимальные планы. Модель с дефицитом и другие обобщения модели Вильсона. 5. Предприятия различных форм собственности Создание предприятий. Предприятия различных форм собственности. Управление предприятиями. Менеджеры и владельцы. Приватизация и национализация. 6. Деньги и банки Обмен товарами и услугами - основа экономической жизни. История денежного обращения. Виды и функции денег. Функции банков. Как банки создают деньги? Норма резерва и денежный мультипликатор. Ставка процента. Расчеты с использованием простых и сложных процентов. Эффективная ставка. Проблема оценивания и сравнения потоков платежей. Чистая приведенная величина. Понятие о финансовом рынке. 7. Доходы населения Источники личных доходов. Виды доходов. Дифференциация доходов. Среднее арифметическое, медиана, мода. Функция распределения доходов. Кривая Лоренца. Показатели дифференциации доходов: децильный коэффициент, коэффициент Джини, их значения и динамика в России и других странах. 8. Индекс инфляции Инфляция как рост цен. Потребительские корзины. Определение индекса инфляции. Теоремы сложения и умножения. Средний индекс инфляции. Динамика индекса инфляции в России. Применения индекса инфляции для приведения экономических характеристик к неизменным ценам (зарплата, банковский процент, обменный курс и др.). Понятие о прогнозировании в экономике. Метод наименьших квадратов. 9. Теория фирмы Виды издержек. Условие максимизации прибыли фирмы при фиксированной цене. Построение кривой предложения для фирмы. Выбор оптимального поведения фирмы при различных сочетаниях цен, выпуска, тех или иных издержек. Условие максимизации прибыли фирмы-монополиста. Излишки потребителя и производителя. 10. Менеджмент и маркетинг на предприятии Проблемы управления сложными системами. Принятие решений. Распределение полномочий. Делегирование полномочий. Делопроизводство и бюрократия. Управление предприятием: производство, финансы, маркетинг, кадры. Экономико-математические методы оптимального управления. Методы экспертных оценок. 11. Основы эконометрики Роль случайности в экономической жизни. Вероятностное пространство. Основные понятия элементарной теории вероятностей. Случайная величина и ее характеристики. Закон больших чисел. Статистический контроль по альтернативному признаку. Центральная предельная теорема (без доказательства). Применения в маркетинговых и социологических опросах. 12. Элементы макроэкономики Валовой национальный продукт и его составляющие. Валовой внутренний продукт и другие макроэкономические характеристики. Макроэкономическое равновесие на рынке товаров и рынке капиталов. Связь между сбережениями, инвестициями, государственными закупками и чистыми налогами. Мультипликатор Кейнса. Парадокс бережливости. Необходимость увеличения государственных расходов (и долга) в период кризиса. Рынок труда на макроэкономическом уровне. Специфика рынка труда в современной России. 13. Экономическое положение России Представление об экономической истории России (на основе новой статистической хронологии). Россия в Х1Х-ХХ веках. Современная ситуация. Организация преподавания Курс разработан в двух вариантах - полном и кратком. Полный вариант рассчитан на 140 часов и предназначен для преподавания в 9 и 10 классах (2 часа в неделю). Краткий вариант рассчитан на 70 часов и предназначен для преподавания в 10 классе (2 часа в неделю). Примерное распределение учебных часов по темам приведено ниже (первое число относится к полному варианту, второе - к краткому). 1. Что такое экономика? - 4/4 2. Спрос и предложение - 8/6 3. Как работает реальная экономика? - 4/2 4. Математическая модель управления запасами - 12/6 5. Предприятия различных форм собственности - 4/2 6. Деньги и банки - 8/6 7. Доходы населения - 7/4 8. Индекс инфляции - 8/6 9. Теория фирмы - 8/6 10. Менеджмент и маркетинг на предприятии - 14/4 11. Основы эконометрики - 18/10 12. Элементы макроэкономики - 10/6 13. Экономическое положение России - 8/6 Подготовка выпускной работы - 10/- Повторение, зачеты и экзамены - 17/2 Составитель программы: Орлов Александр Иванович, главный научный сотрудник Межвузовского центра экономического образования Министерства общего и профессионального образования РФ, профессор (по кафедре "Математическая экономика"), доктор технических наук. Учебно-воспитательный комплекс No.1840 Выпускной экзамен по математической экономике Билет No.1 1. Три основные задачи экономической организации: Что, Как и Для кого производить - и способы их решения для основных экономических систем. Подчиненность экономики общественному устройству и роль государства в современной экономике. 2. Издержки фирмы, их виды и свойства Выбор оптимального поведения фирмы при различных сочетаниях цены, выпуска, тех или иных издержек. 3. Задача на проверку однородности двух групп. Билет No.2 1. Кривые спроса и предложения, их типичный вид и экспериментальное определение. Равновесный спрос и равновесное предложение, их изменение при изменении кривых спроса и предложения. Паутинообразная модель. 2. Формула полной вероятности и формула Байеса. 3. Задача на оценивание доли с помощью доверительного интервала. Билет No.3 1. Факторы производства и технологические цепочки для совренменного предприятия. Как работает фирма: договора междук предприятиями, роль банков, нормативных актов, налоговой системы. 2. Условия максимизации прибыли фирмы при фиксированной цене и для фирмы-монополиста. Излишки потребителя и производителя. Влияние фиксированного налога и налога на единицу продукции на поведение фирмы при фиксированной цене и фирмы-монополиста. 3. Задача. Выбор плана контроля на основе предела среднего выходного уровня дефектности. Билет No.4 1. Математическая модель управления запасами Вильсона - минимизация издержек. Асимптотически оптимальные планы в модели Вильсона. Модель управления запасами при наличии дефицита. 2. Вероятностное пространство, алгебра событий, вепроятность события и его классическое определение. Условная вероятность, независимые события, теоремы сложения и умножения. 3. Задача. Расчет спроса и предложения на основе паутинообразной модели Билет No.5 1. Как создаются предприятия? Предприятия различных форм собственности. Приватизация и национализация - достоинства и недостатки. 2. Случайная величина, ее распределение, функции от случайных величин, независимые случайные величины. Математическое ожидание и дисперсия, их свойства. 3. Задача. Расчет чистой приведенной величины платежа. Билет No.6 1. Функции денег и история денежного обращения. Банковская система - функции банков, депозиты и кредиты, норма резерва, денежный мультипликатор. 2. Статистический приемочный контроль по альтернативному признаку. Планы контроля и их оперативные характеристики, приемочные и браковочные уровни дефектности, риски поставщика и потребителя. 3. Задача. Приведение доходов к неизменным ценам. Билет No.7 1. Основные товары финансового рынка. Оценка потока платежей - чистая приведенная величина платежа. 2. Неравенства Маркова и Чебышёва. Законы больших чисел - теоремы Чебышёва и Бернулли. 3. Задача. Расчет индекса инфляции за кварталд по помесячным индексам. Билет No.8 1. Источники и виды доходов лиц и домохозяйств. Распределение доходов и виды средних доходов. Функция распределения доходов, кривая Лоренца и ее свойства. 2. Предел среднего выходного уровня дефектности и его использование для выбора плана контроля. 3. Задача Сравнение издержек в оптимальном плане и плане Вильсона Билет No.9 1.Показатели дифференциации доходов - децильный коэффициент и коэффициент Джини, их динамика в нашей стране в сравнении с другними странами. 2. Центральная предельная теорема и ее использование для выбора плана контроля по значениям приемочного и браковочного уровней дефектности. 3. Задача Расчет изменения денежной массы при изменеиии нормы резерва Билет No.10 1. Стоимость потребительской корзины и индекс инфляции, их динамика в России. Теоремы умножения и сложения для индекса инфляции. Применения индекса инфляции в экономических расчетах, в частности, при приведении доходов населения к неизменным ценам. 2. Принцип распределения приоритетов и его использование для выбора плана контроля. 3. Задача. Выбор оптимального поведения фирмы. Билет No.11 1. Три основные задачи экономической организации: Что, Как и Для кого производить - и способы их решения для основных экономических систем. Подчиненность экономики общественному устройству и роль государства в современной экономике. 2. Маркетинговые и социологические опросы, их проведение, применение центральной предельной теоремы для доверительного оценивания доли и для статистической проверки однородности двух групп. 3. Задача. Вычисление среднего арифметического, медианы и моды доходов Билет No.12 1. Стоимость потребительской корзины и индекс инфляции, их динамика в России. Теоремы умножения и сложения для индекса инфляции. Применения индекса инфляции в экономических расчетах, в частности, при приведении доходов населения к неизменным ценам. 2. Добавленная стоимость, валовой национальный продукт и другие макроэкономические показатели. Макроэкономическое равновесие и мультипликатор Кейнса. Рынок труда, безработица и инфляция. 3. Задача на формулу Байеса. Билет No.13 1. Математическая модель управления запасами Вильсона - минимизация издержек. Асимптотически оптимальные планы в модели Вильсона. Модель управления запасами при наличии дефицита. 2. Основные этапы экономической истории России. Современное экономическое положение России. Экономические догмы массового сознания. 3. Задача. Расчет вероятности события Дополнительные задачи 3. Задача Расчет равновесной цены. 3. Задача. Максимизация прибыли фирмы. 3. Задача. Влияние налогов на поведение фирмы. 3. Задача на условные вероятности. 3. Задача на независимость событий. 3. Задача на использование теоремы сложения. 3. Задача на формулу полной вероятности. 3. Задача на свойства математического ожидания . 3. Задача на свойства дисперсии. 3. Задача на расчет оперативной характеристики. 3. Задача. Выбор планов контроля поставщика и потребителя на основе принципа распределения приоритетов. 3. Задача. Выбор плана контроля на основе приемочного и браковочного уровней дефектности. 3. Задача на расчет приемочного уровня дефектности. 3. Задача на расчет браковочного уровня дефектности. * * * * * * *
Проект "Математическая экономика - школьникам" Экспериментальная школа-лицей при УВК No.1840 Отчет за январь-июнь 1995 г. научного руководителя проекта профессора экономико-математического факультета Московского государственного института электроники и матенатики (технического университета), доктора технических наук А.И.Орлова Введение Цель эксперимента - разработка современной системы экономико-математического образования в старших классах средней школы, использующей как западную традицию, так и достижения отечественной экономико-математической мысли. Эксперимент продолжается уже два года (1993/94 и 1994/95 уч.г.). За это время опробовано некоторое число вариантов учебных программ и организационных методов. Основной результат: убедительно показано, что математической экономике в условиях лицея учить можно. Об эксперименте рассказывалось в прессе. Так, в международной газете "Наука и технология в России" в 1994 г. говорилось: "В московской средней школе-лицее No.1140 развернуто обучение математической экономике по оригинальным программам, сочетающим западный опыт преподавания основ рыночной экономики и отечественные разработки в области экономико-математических методов для старшеклассникам" [1]. Концепция, положенная в основу эксперимента, достаточно подробно изложена в статье [2], в которой рассказывается также о ее реализации в экспериментальной школе-лицее УВК No.1840. Кратко опишем этапы поисков оптимальной системы обучения. Содержание экономического образования в лицее В начале 1993/94 уч.г. преподавание математической экономики начал В.В.Юрашев, математик по основному профилю работы, доцент кафедры математического анализа МГИЭМ(ТУ). Экономикой (теорией или практикой) он ранее не занимался, но, как профессиональный преподаватель, решил изучать новый для себя предмет вместе со школьниками по подходящему учебнику. В качестве основного учебного пособия он выбрал книгу Э.Дж.Дорана и Д.Линдсея [3]. Этот выбор нельзя признать удачным. Толстая и скучная книга без использования математики в известном лицеистам объеме делала необходимыми постоянные "переводы" на более естественный для учащихся язык. Для тех же целей гораздо лучше послужили бы издания Санкт-Петербургской группы "Экономическая школа"[4]. Более существенной причиной критики подхода, принятого в начальной стадии эксперимента, является то, что отраженная в [3] тематика составляет лишь незначительную часть разработанного нами "современного подхода к экономическому образованию" [2]. Более того, за два года резко сменилось наше отношение к содержанию учебных книг типа [3]. Вначале оно воспринималось как сердцевина современного экономического образования. С целью глубже с ним познакомиться летом 1994 г. для преподавателей лицея и МГИЭМ(ту) были проведены длительные (6 недель) занятия в Летней школе (под г. Химки Московской обл.), организованной Лондонской школой экономики и политических наук, посвященные изучению микроэкономики и макроэкономики. Занятия вели преподаватели из Лондона. Затем полученные сведения использовались при преподавании в лицее и в МГИЭМ (курс "Основы экономики"). При этом сначала были выявлены грубые ошибки в макроэкономических построениях Р.Лэйярда [5], ведущие к принципиально неверным выводам относительно экономики России. Затем стало ясно, что многие предпосылки микроэкономики, возможно, справедливые для западных обществ, состоящих из рациональных эгоистов-атомов, неверны для России с ее традициями семьи и общины. В результате западная микро- и макроэкономика сместилась из центра нашего видения учебного предмета "Математическая экономика" на периферию. Нецелесообразно тратить время лицеистов на чуждые России концепции. К настоящему времени нами выработана концепция экономико-математического обучения, опубликованная в [2]. Организация учебного процесса Были опробованы различные варианты организации учебного процесса. С самого начала моей деятельности (в январе 1994 г.) использовалась система деления класса на две подгруппы, причем одну из них вел В.В. Юрашев, другую - А.И.Орлов. На лекционных занятиях мои подгруппы из разных классов соединялись. Такая система представляется нецелесообразной по следующим причинам. 1. Подгруппы из разных классов имеют несколько различную историю обучения. Например, одна из подгрупп обучена основам дифференциального исчисления, а другая - нет, что приводит к сложностям при преподавании микроэкономики (понятия предельная полезность, предельные издержки, эластичность спроса по цене и др. излагаются на основе использования производной). Или - одна из подгрупп изучала теорию вероятностей, а другая - нет; на какую ориентироваться при обучении эконометрике? 2. Наличие двух систем экономико-математического образования внутри одного класса приводит к социально-психологической напряженности внутри класса - может создаться впечатление, что в одну подгруппу сведены "будущие гении", а в другую - "простые смертные". Особенно если подгруппы существенно различаются по количеству учащихся. 3. Подгруппы из разных классов практически не взаимодействуют на общих занятиях. Вывод: организовывать потоки из подгрупп различных классов нецелесообразно. Вариант - Юрашев занимается классом 10-2, Орлов - классом 10-5 лучше, чем когда каждый из ведущих преподавателей имеет по одной подгруппе из обоих класса. Вторая проблема - лекции и семинары. Была сделана попытка использовать вузовскую систему - лекции для двух подгрупп из разных классов, семинары - по отдельности в разных подгруппах. Однако в средней школе учащимся трудно выдержать двухчасовую лекцию, они отвлекаются, перестают слушать, занимаются посторонними делами. Приходится на лекциях проводить опросы и контрольные, вызывать к доске, иными способами контролировать восприятие, в результате лекция переходит в обычный урок, от которого семинар отличается только - и это очень важно - численностью учащихся. Вывод: лекционно-семинарская система в вузовском варианте нецелесообразна, в то же время от возможности разбиения класса на подгруппы отказываться не следует. Третья проблема - использование компьютеров. В 1993/94 уч.г. часть занятий проходила в компьютерном классе. Однако программирование далеко от основной линии курса, и в 1994/95 уч.г. компьютеры уже не использовались. Задачи из курса можно решить вручную или с помощью калькулятора. С другой стороны, при проведении и обработке результатов социологических опросов лицеисты использовали компьютеры, но не лицейские. Вывод: компьютеры могут использоваться не при прохождении основного курса, а при выполнении отдельных работ. Четвертая проблема - работа на заказчиков и участие в конкурсах. Надо понимать, что работы лицеистов могут иметь, как правило, лишь учебный характер. Иные заявления могут дезориентировать как заказчиков, так и лицеистов и их учителей. Проблемы современной экономики слишком сложны, чтобы надеяться на быстрый успех силами лицеистов. Это показали конференции мая 1995 г., когда школьники как автоматы выполнили задания своих преподавателей (иногда недостаточно квалифицированных - см. ниже об ассистентах) и не могли ничего сказать о рассматриваемых проблемах в целом. Одобрительные слова гостей, в том числе и мои, надо рассматривать лишь как знаки симпатии к хозяевам. (Исключением являются социологические и маркетинговые опросы, результаты которых могут представлять профессиональный интерес.) Интерес в лицее вызвала программа "Шаг в будущее". Однако ее задача - привлечение абитуриентов в основном в МГТУ им. Н.Э.Баумана, поэтому участие в этой программе не представляет интереса для представителей МГИЭМ(ТУ). Вывод: выпускные работы, исследования для заказчиков, внешние конференции могут рассматриваться лишь как дополнения к основному курсу. Пятая проблема - ассистенты. Вместе с проф..И.Орловым, а затем и с доц. В.Юрашевым работали аспирантки Е.Е.Первакова (Завилович) и А.Г.Фролова. Постепенно накопились сложности, связанные с дилеммой: либо подробно разработать задание для ассистенток - но тогда естественно самому и провести семинар; либо дать лишь основную идею - но тогда аспирантки могут отклониться в ошибочную сторону. В 1994/95 уч. г. ассистенты допустили ряд серьезных ошибок, в частности, проводили ошибочные рассуждения по макроэкономике; снизили в 2 раза объем выборки (25 опрошенных вместо 50), чем фактически сорвали выполнение работы для ПРОМРАДТЕХБАНКа (сейчас "вытягиваю" эту работу силами студентов); ошибочно трактовали понятие экономического риска. Это связано, разумеется, с их низкой экономической квалификацией. В последнее время, к сожалению, невежество стали сочетаться с повышенными амбициями. Вывод: использование ассистентов нецелесообразно. Современный курс основ экономики Очевидно, что на уровне общего среднего образования речь должна идти прежде всего о вводном курсе основ экономики. Он должен быть замкнут в себе, давать законченное образование на определенном уровне. По нашему мнению, он должен включать:
О дальнейшем развитии эксперимента Выполнение проекта в рамках занятий в 10-х и 11-х классах средней школы - лицея No.1140 в осеннем семестре 1994 г. Занятия в классах 11-2 и 11-4 ведутся второй учебный год. На 10-м году обучения изучалась в основном микроэкономика. В неделю было 2 лекционных часа и 2 часа практических занятий в компьютерном классе. Школьниками были освоены не только основные понятия микроэкономики по семи разделам, но и каждым из них выполнены по 9 индивидуальных расчетных заданий с использованием получаемых на лекциях экономических знаний, специального математического аппарата, усвоенного в первом полугодии 10 класса, и стандартного компьютерного пакета для проведения конкретных вычислений. По итогам обучения в весеннем семестре 10 года обучения коллективами школьников по 2-3 человека были выполнены курсовые работы по экономике. Данные работы включали самостоятельное изучение экономической проблемы, математическую постановку задачи, написание алгоритма ее решения, программирование этого алгоритма на языке ТURBO PASCAL, отладку программы и получение и оформление результатов. На 11-м году обучения основное внимание уделяется примерам математических моделей в экономике, макроэкономике и эконометрике, а также обсуждению экономической жизни России. За неделю проводятся 2 лекционных занятия и 2 семинарских. Раздел "Макроэкономика" включает обсуждение и решение задач по некоторым основным теоретическим проблемам экономической жизни страны в целом. В нем рассматриваются, например, валовой национальный продукт и его распределение, бюджетный дефицит и способы его покрытия, взаимодействие основных элементов экономической системы, в том числе рынка капиталов и рынка товаров, функционирование банковской системы, связь безработицы и инфляции. Обучение можно было бы сделать более эффективным в случае создания соответствующих пособий, отсутствие которых наиболее ощущается именно в этом разделе курса. В разделе "Эконометрика" основное внимание уделяется понятиям и результатам теории вероятностей и её экономическим применениям. Вероятностные схемы применяются для решения экономических задач, вычисления наиболее вероятных исходов событий в условиях экономической неопределенности. Полученные здесь знания использованы при обработке результатов социологического опроса "Банк и я". В классах 10-2 и 10-5 используется вновь разработанная нами программа. В неделю - 1 лекционный час и 1 семинарский. Программа предполагает более углубленное изучение микроэкономики, которое теперь будет проходить в течение двух полугодий и во втором полугодии лишь частично использовать программу 10 класса прошлого года. Большое внимание уделялось решению задач. Кроме того, действует факультативная группа учащихся класса 11-5 (2 лекционных часа в неделю). Заключение и рекомендации Прошедший с начала осуществления проекта год показал, что проект может выполняться и приносит пользу школьникам. Ряд выпускников лицея 1140, прошедших через занятия проекта, в настоящее время учатся на экономико-математическом факультете Московского государственного института электроники и математики (технического университета). Предусмотренные проектом работы целесообразно продолжить. В связи с приближением выпускных и вступительных экзаменов число обязательных занятий в 11-х классах может быть сокращено с переносом внимания на выполнение выпускных проектов и проведение соответствующих консультаций. Число занятий в 10-х классах необходимо увеличить до 2 лекционных и 2 семинарских часов в неделю. На основе проекта желательно разработать и издать учебное пособие "Математическая экономика - школьникам". [Эта идея не была осуществлена. - Примечание 2003 г.] Литература 1. Орлов А.И. Исторический шанс средней школы/Наука и технология в России. 1994. No.3(5).С.28-29. 2. Орлов А.И. Современный подход к экономическому образованию / Наука и технология в России. 1995. No.4(10). С.23-24. 3. Доран Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. - СПб.: СП "Автокомп", 1992. - 496 с. 4. Экономическая школа: Научно-популярный иллюстрированный журнал. Вып.1,2,3. - СПб.: Экономическая школа, 1991, 1992, 1994. 5. Лэйард Р. Макроэкономика. Курс лекций для российских читателей. - М.: "Джон Уайли энд Санз", 1994. - 160 с. 6. Самуэльсон П. Экономика. - М.: МГП "Алгон" - ВНИИСИ, 1992. 7. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах.- М.:Просвещение, 1977(1 изд.), 1984 (2 изд., испр. и доп.). 8. Орлов А.И. Прикладная статистика - "Золушка" научно-технической революции. - Наука и технология в России, 1994, No.1 (3), с.13-14. 9. The teaching of statistics / Studies in mathematical education, v.7. - Paris: Unesco, 1991. - 258 pp. 10. Орлов А.И. Вероятностное пространство, неравенство Чебышева и закон больших чисел - основа курса теории вероятностей для школьников. - В сб.: Подготовка студентов педагогических институтов к внеурочной работе по математике. - Вологда: ВГПИ, 1976, с.13-29. Приложение. Литература по тематике проекта 1. Учебная литература низшего уровня по экономике Доран Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. - Автокомп", 1992. - 496 с. Казаков А.П., Карчевский П.А. Реферат-дайджест учебника К.Макконнелла и С.Л.Брю "Экономикс: Принципы, проблемы и политика" (Тт.1,2.Пер. с англ. - М.: Республика, 1992). - М.: Менеджер, 1993. - 167 с. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику: Курс лекций. - М.: МП ТПО "Квадрат", 1991. - 255 с. Макконнелл К., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Тт.1,2. - М.: Республика, 1992. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. - М.: "Экономика"-"Дело", 1992. - 510 с. Прикладная экономика: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1992.- 224 с. Рыночная экономика. Учебник. Тт.1-3. - М.: Совинтек, 1993. Самуэльсон П. Экономика. Тт.1,2. - М.: МГП "Алгон"-Внииси, 1992. - 333 с. + 415 с. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М.:"Дело Лтд.", 1993. - 864 с. Begg D., Fischer S., Dornbusch R. Economics. - London: McGraw-Hill Book Company, 1991. - 667 pp. Varian H.R. Intermediate Microeconomics. A Modern Approach. - New York: W.W.Norton & Company, 1993. - 623 pp. 2. Более продвинутые публикации Гнеденко Б.В. Математика и контроль качества продукции. - М.: Знание, 1978. - 64 с. Жичкин А.М. Менеджмент: анализ управленческих функций. - М.: МИЭМ, 1993. - 144 с. Управление качеством продукции. Международные стандарты ИСО 9000 - ИСО 9004, ИСО 8492. - М.: Изд-во стандартов, 1988. - 96 с. Brealey R.A., Myers S.C. Principles of Corporate Finance. - New York: McGraw-Hill, Inc., 1991. - 924 pp. 3. Публикации участников проекта Орлов А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях. - М.: Наука, 1979. - 296 с. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах: Пособие для учителя. (Серия "Библиотека учителя математики".) - М.: Просвещение, 1977 (1 изд.), 1984(2 изд., испр. и дополн.), Кишинев: Лумина, 1980 (пер.на молд. яз.), Каунас:Швеса,1982 (пер. на литов. яз.), Алма-Ата: Мектеп, 1986 (пер.на казахский яз.). Орлов А.И. Про управление запасами / Сб."Подготовка студентов педагогических институтов к внеурочной работе по математике". - Вологда: ВГПИ,1975, с.10-20. Орлов А.И. Вероятностное пространство, неравенство Чебышева и закон больших чисел - основа курса теории вероятностей для школьников/ Сб."Подготовка студентов педагогических институтов к внеурочной работе по математике". - Вологда: ВГПИ,1976,с.13-29. Конюхова Т.А., Орлов А.И. Математические модели в экономике. Модель Вильсона управления запасами - М.: МГИЭМ, 1994, - 30 с. Орлов А.И. Прикладная статистика - "Золушка" научно-технической революции / Наука и технология в России. 1994. No.1(3).С.13-14. Орлов А.И., Миронова И.Ю. Математические модели в экономике. Вероятностное моделирование неопределенностей в экономике. Основные понятия. - М.: МГИЭМ, 1994. - 32 с. Орлов А.И., Балашов В.В., Канакова Е.М., Куроптев О.В., Рафальская А.Э. Математические модели в экономике. Расчет индекса инфляции. - М.: МГИЭМ, 1994. - 32 с. * * * * * * *
На сайте http://antorlov.euro.ru или его зеркале http://www.newtech.ru/~orlov Вы можете найти:
Страница рассылки - http://antorlov.euro.ru/ivst.htm или http://www.newtech.ru/~orlov/ivst.htm. В Москве для работы с сайтом www.newtech.ru/~orlov Вы можете воспользоваться бесплатным демо-доступом компании NewTech. Телефоны: (095)234-94-49, (095)956-37-46. Login: imt или demo. Password: test, Primary DNS: 212.16.0.1, Secondary DNS: 193.232.112.1. Вход под этим логином бесплатный, сеанс связи неограничен. Если Вам отказывают в авторизации, то просто повторите дозвон позже. На сайте http://karamurza.chat.ru представлена книга видного современного философа и политолога С.Г.Кара-Мурзы "Опять вопросы вождям", которая является глубоким научным исследованием проблем западного и российского общества. Книга предназначена всем интересующимся политологическими и социологическими проблемами. "Устройство файловой системы". "Системный реестр". "Устройство Internet". "Сеть Fidonet". "Система электронной почты". "Кодировки русского языка". "PHP". "Установка нескольких ОС". "Перепрошивка BIOS". "Полезные приемы web-дизайна". "Выслеживание спамеров". Заинтересовало что-нибудь? Тогда посмотрите книгу "Тайны и секреты компьютера" - например, на http://comptain.nm.ru. Или на полках магазинов. Ведь все это - темы ее глав. А стиль книги - как художественная литература. Таких книг вы еще, наверное, не видели - так что вряд ли пожалеете, если ознакомитесь. "Disser" - это комплект макросов для Word, упрощающих создание рефератов и курсовых. Готовое оформление, титульный лист, содержание создаются несколькими щелчками мыши. Ввод предельно упрощён благодаря автозамене, расшифровывающей популярные сокращения. Также: настройка недокументированных возможностей, дополнительные шаблоны, сборник полезных советов, методичка "Как написать реферат". Сайт: http://kankowski.narod.ru, зеркало: http://e-town.nm.ru. Из книги Максима Калашникова "Битва за Небеса", представленной на сайте http://sw.rus-idea.com, вы узнаете о том, какими должны были стать воздушно-космические силы СССР 2000 года и прочтете о русской авиации 20 века. Удачи вам и счастья! |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||