← Ноябрь 2003 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней 9 выпусков (1-2 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://orlovs.pp.ru/ivst.php
Открыта:
29-06-2000
Адрес
автора: science.humanity.econometrika-owner@subscribe.ru
Статистика
+1 за неделю
Эконометрика - выпуск 146
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Здравствуйте, уважаемые подписчики! * * * * * * *
В этом, 146-м выпуске рассылки "Эконометрика" от 10 ноября 2003 года вашему вниманию предлагается обращение проф.Д.А.Новикова, посвященное появлению нового ресурса - сайта по теории управления организационными системами, и информационное сообщение о проведении Девятой республиканской открытой научной конференции "Современные проблемы информатизации". Приводим программу международной научно-практической конференции "Теория активных систем - 2003" (состоится 17-19 ноября 2003 года в Институте проблем управления РАН). В выпуск рассылки включены вопросы к экзамену по курсу "Статистика" (осень 2003 г.) и отнюдь не потерявший своей актуальности отчет на научно-исследовательской работе "Проблемы гармонизации преподавания экономики в средней и высшей школе". Все вышедшие выпуски Вы можете посмотреть в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika. * * * * * * *
Обращение профессора, доктора техн. наук Дмитрия Александровича Новикова Уважаемые коллеги! Довожу до Вашего сведения, что в Интернете появился новый ресурс - сайт по теории управления организационными системами www.mtas.ru. На этом сайте Вы можете найти (помимо традиционных разделов - карта сайта, форум, поиск, персоналии и контакты) следующую информацию: 1. Теория и практика. Раздел содержит: 1.1. краткий обзор и классификацию задач управления организационными системами; 1.2. гипертекстовый глоссарий (основные определения и устоявшиеся обозначения); 1.3. информацию для аспирантов - как нормативную, так и содержательную. В том числе - программу, задачи и литературу для экзамена по теории управления организационными системами, включающего четыре модуля: "Теория игр", "Механизмы стимулирования", "Механизмы планирования" и "Прикладные модели. 1.4. библиографию (база данных с классификацией), которая включает список основных работ по теории активных систем и приводимых в них ссылок. Каждой работе поставлено в соответствие единственное значение признака классификации. Поиск второго уровня (по ссылкам, приведенным в соответствующих работах) дает возможность составить относительно полное представление о предметной области. 1.5. информацию о прикладных моделях, областях и опыте использования механизмов управления организационными системами на практике. 2. Электронная библиотека содержит полнотекстовые pdf-версии (в свободном доступе) нескольких десятков книг, учебных пособий и брошюр по теории управления организационными системами, а также сборников статей, трудов конференций, статей и докладов. 3. Кафедра проблем управления МФТИ. Раздел содержит: общую информацию о кафедре и ее истории, преподавателях, расписание занятий, список и программы читаемых курсов. 4. Конференции и семинары. Раздел содержит информацию о конференциях по управлению большими системами, полнотекстовые pdf-версии сборников трудов последних трех конференций (включая "ТАС-2003", которая состоится 17-19 ноября в ИПУ РАН), информацию о постоянно действующих семинарах ИПУ РАН, в том числе - о семинаре по теории управления организационными системами. 5. Сборники трудов. Раздел содержит информацию о сборниках трудов молодых ученых, занимающихся разработкой и исследованием математических моделей управления большими (социально-экономическими, организационными, организационно-техническими и др.) системами, в том числе - полнотекстовые pdf-версии последних четырех выпусков сборника. Призываю Вас использовать данный информационный ресурс в научной и педагогической деятельности, довести информацию о нем до Ваших коллег и учеников, предоставлять информацию о Вас и Вашей научной деятельности (в виде публикаций, участия в дискуссиях на форуме и т.д.). С наилучшими пожеланиями, Д.А.Новиков * * * * * * *
Информационное сообщение Министерство образования Российской Федерации, Воронежский государственный технический университет, Международный институт компьютерных технологий, Липецкий государственный технический университет, Вологодский государственный технический университет, Бакинский государственный университет в период с 01 октября 2003 г. по 31 января 2004 г. проводят Девятую республиканскую открытую научную конференцию "Современные проблемы информатизации". Цель конференции - обмен опытом ведущих специалистов в области применения информационных технологий в различных областях науки, техники и образования. Основные направления: 1. Телекоммуникации в образовании. 2. Анализ и синтез сложных систем. 3. Моделирование сложных систем и технологических процессов. 4. Информационные технологии в экономике. 5. Телекоммуникационные системы и приложения. 6. Информатизация в юриспруденции. 7. Информационные технологии в медицине. 8. Автоматическое и автоматизированное проектирование энергетических, электромеханических и технологических систем. 9. Информационные системы и их приложения. Конференция традиционно проводится в дистанционном режиме. Материалы предшествующих конференций издавались в форме сборников трудов. Материалы принимаются в период с 01.10.2003 по 30.11.2003. С 1 по 15 декабря 2003 г. производится отбор докладов на конференцию. С 16 по 20 декабря 2003 г. авторы докладов будут извещены об участии в конференции и финансовых условиях. С 01 по 31 января 2004 г. отобранные материалы будут опубликованы (при условии перечисления оргвзноса) и разосланы авторам. Материалы должны содержать инициалы и фамилии авторов, название (большими буквами), E-Mail. Размер не должен превышать одной страницы стандартного машинописного текста (при одинарном интервале и размере шрифта 14 пт). Текст должен быть набран в формате текстового процессора WORD, рисунки предоставляются отдельными файлами в графическом (JPG, TIFF, BMP, WMF) форматах. Автор может представить не более 3-х докладов со своим участием (индивидуально или в соавторстве), в таких случаях количество экземпляров, приходящееся на коллектив, определяется как максимальное число из таких величин, как общее количество авторов и общее количество материалов. В одном письме с материалами должны содержаться сведения об авторах (фамилия, имя, отчество, место работы и должность, ученая степень, звание, почтовый - с индексом - и электронный адрес, обязательство уплаты оргвзноса - ориентировочно около 100 (140 - вне России) рублей за экземпляр трудов конференции вместе со стоимостью пересылки в ценах сентября 2003 г. каждым автором). Дополнительная информация может быть получена на http://www.vsi.ru/~sbph, далее - по баннеру "СПИ". Адреса: kravets@vsi.ru, 2:5025/69.0@FidoNet * * * * * * *
Программа международной научно-практической конференции "Теория активных систем - 2003" Регистрация участников:17 ноября, 930 - 1030, Институт проблем управления РАН. Пленарные заседания (малый конференц-зал Института проблем управления РАН - МКЗ): - открытие конференции: 17 ноября, 1030 - 1200; - закрытие конференции: 19 ноября, 1500 - 1630; Заседания секций: 17 ноября, 1300 - 1700; 18 ноября, 1000 - 1300, 1400 - 1700; 19 ноября, 1000 - 1400. Место проведения заседаний
Секция 1. Базовые модели и механизмы теории активных систем Сопредседатели секции - д.ф-м.н., проф. Кононенко А.Ф., д.т.н., проф. Новиков Д.А. Агеев И.А. Бакунец О.Н., Колпачев В.Н., Потапенко А.М. Баркалов С. А., Курочка П. Н., Коновальчук Е.В. Богатырев В.Д., Гришанов Д.Г., Пушков А.Н., Сидоров В.В. Бурков В.Н., Буркова И.В. Вантеевский М.Ю., Щепкин А.В. Гламаздин Е.С. Губко М.В. Губко М.В., Коргин Н.А. Жижелев А.А. Залесов А.И. Заложнев А.Ю. Заруба В.Я. Зинченко В.И., Пастерс С.А. Караваев А.П. Киселева Т.В. Клюшин А.Ю., Кузнецов В.Н., Новиков Д.А. Кононенко А.Ф., Шевченко В.В. Коргин Н.А. Мишин С.П. Мухтаров У.М. Новиков Д.А. Павлов О.В. Ф.А. Пашаев Пушкарь А.И. Суханов А.Л. Толстых А.В. Уандыков Б.К. Чхартишвили А.Г. Секция 2. Принятие решений и экспертные оценки. Сопредседатели секции - д.т.н., проф. Дорофеюк А.А., д.т.н., проф. Литвак Б.Г. Абаев Л.Ч. Абакумов Е.М., Хвастунов Р.М. Бауман Е.В., Дорофеюк А.А., Покровская И.В., Чернявский А.Л. Вализер П.М., Губко Г.В. Воронин В.С., Кузнецов Л.А. Горский П.В. Горчакова Л.С., Гуськова Е.А., Орлов А.И., Орлова Л.А., Русанова Г.В. Дорофеюк А.А. Дорофеюк А.А., Лайкам К. Э., Чернявский А.Л. Дорофеюк А.А., Покровская И.В. Дорофеюк А.А., Покровская И.В., Чернявский А.Л. Зинченко В.И., Лысаков А.В., Матвеев А.А., Сухачев К.А. Литвак Б.Г. Мандель А.С. Мироненко А.С. Нижегородцев Р.М. Нижегородцев Р.М. Подиновский В.В. Потрашкова Л.В. Проклашкин Д.Н. Рыков А.А., Рыков А.С. Рыков А.А., Рыков А.С. Рыков А.А., Рыков А.С. Хвастунов Р.М., Симонова А.С. Шахнов И.Ф. Секция 3. Прикладные задачи теории активных систем Сопредседатели секции - д.т.н., проф. Ириков В.А., д.т.н., проф. Щепкин А.В. Авдеева З.К., Коврига С.В., Максимов В.И. Алексеев В.А., Кузнецов Л.А. Баркалов С. А., Курочка П. Н., Потапенко А.М., Семенов П.И. Баркалов С. А., Курочка П. Н., Семенов П.И. Богданов Д.А. Богданов Д.А., Галинская Е.В. Ботуз С.П. Ботуз С.П., Гвинепадзе А.Д. Ботуз С.П. Буркова И.В., Погодаев Д.А. Владиславлев П.Н., Юдицкий С.А. Воронин А.С., Кузнецов Л.А. Ганиев С.Р. Глазунов С.Н. Домашнев П.А., Кузнецов Л.А. Захарченко В.В., Соловьев М.М. Зубарева Т.В. Иванова Т.В., Киселева Т.В. Иванова Т.В., Киселёва Т.В. Кузнецов Л.А., Милонов М.В. Кузнецов Л.А., Овчинников В.В., Погодаев А.К. Лысаков А.В. Мандель А.С. Мироненко А.С. Михеев Г.В. Овчинникова Т.И., Цыганов В.В. Омельяненко А.В. Павлов С.Г., Цымбал С.В. Погодаев А. К., Тарасов Н.А. Старчикова Н.Г. Старчикова Н.Г. Щепкина М.А. Щербина Н.Н. Секция 4. Управление финансами Сопредседатели секции - д.т.н., проф. Ерешко Ф.И., д.т.н., проф. Цвиркун А.Д. Агеев И.А., Дорохин В.В., Крюков С.В. Акинфиев В.К., Цвиркун А.Д. Антонова Г.М. Богданов Д.А., Семенов М.В. Бочарова О.В., Кузнецов Л. А. Вагапов Э.Р., Вагапова Д.З., Сорокина М.Г. Воротынцева А.В. Глизнуцин В.Е., Глизнуцина Е.С. Глизнуцин В.Е., Глизнуцина Е.С., Лесных Л.О. Глизнуцин В.Е., Глизнуцина Е.С., Филиппова П.В. Ермошкин А.И. Зуев О.М. Искаков М.Б. Кузнецов Л.А. Макаренко А. В., Янина С. В. Павленко В.П. Савенков Д.Л. Семёнычев В.К. Соколов Д.Г. Цвиркун А.Д. Чередова А.В. Ястремская Е.Н. Секция 5. Управление безопасностью в сложных системах Председатель секции - д.т.н., проф. Кульба В.В. Белогорцев А.В. Бителева Н.В. Гладков М.Ю. Да Лю Да Лю, Чернов И.В. Кононов Д.А., Кульба В.В., Шубин А.Н. Копнин М.Ю. Копнин М.Ю. Микрин Е.А. Красицкий П.В. Микрин Е.А. Мишин В.И. Павельев С.В. Рывкин Д.Б. Рывкин Д.Б. , Ярыгин Г.А. Janich S.S. * * * * * * *
Вопросы к экзамену по курсу "Статистика" (осень 2003 г.) 1. Различные определения термина "статистика". Структура статистики. Математическая статистика и Госкомстат. Развитие статистики в России. 2. Статистическое исследование (на примере маркетинговой анкеты по растворимому кофе). 3. Теорема Муавра-Лапласа и доверительные границы для вероятностей. 4. Проверка гипотез однородности для вероятностей. 5. Статистические таблицы. Подлежащее и сказуемое. Простые и комбинационные таблицы. 6. Статистические диаграммы (столбиковые, круговые, звездчатые). 7. Вариационный ряд и порядковые статистики. 8. Основные выборочные характеристики. 9. Расчет выборочного среднего и выборочной дисперсии по сгруппированным данным. 10. Основы вероятностно-статистического моделирования: случайные события, вероятности, случайные величины, математические ожидания и дисперсии, их свойства. 11. Теоретические и эмпирические функции распределения. Теорема Гливенко. 12. Гистограммы и непараметрические ядерные оценки плотности. 13. Центральная предельная теорема теории вероятностей. 14. Статистические оценки характеристик и параметров распределений. Состоятельные и несмещенные оценки. 15. Доверительное оценивание: доверительная вероятность и доверительные интервалы. Доверительные границы для математических ожиданий. 16. Статистическая проверка гипотез. Лемма Неймана-Пирсона. 17. Проверка гипотезы однородности математических ожиданий (критерий Крамера-Уэлча). 18. Критерии Колмогорова и омега-квадрат для простых гипотез и проверки нормальности. 19. Коэффициент парной корреляции. 20. Метод наименьших квадратов для линейной функции одной независимой переменной. Вывод формул для оценивания параметров. 21. Расчетная таблица МНК. Метод проверки точности вычислений. 22. Прогностическая функция МНК и доверительные границы для нее. 23. Более общие варианты МНК (многочлены и иные функции от одной переменной, случай нескольких переменных, преобразование переменных). Функции Кобба-Дугласа. 24. Оценка остаточной дисперсии - показатель качества регрессионной модели. Ее типичное поведение при расширении множества предикторов. Первый локальный минимум как оценка истинного числа предикторов. Его предельное поведение. 25. Теория измерений. Основные шкалы измерений (наименований, порядковая, интервалов, отношений, разностей, абсолютная). 26. Средние величины (по Колмогорову и Коши). Три теоремы о характеризации средних с помощью шкал измерения. 27. Метод экспертных оценок. 28. Нахождение группового мнения по методам средних арифметических рангов и медиан. 29. Согласование кластеризованных ранжировок. 30. Статистика нечисловых данных. Оптимизационный подход к построению эмпирических и теоретических средних. Медиана Кемени. Законы больших чисел в произвольных пространствах. 31. Бинарные отношения и их взаимно-однозначное соответствие с матрицами из 0 и 1. Расстояние Кемени. Расстояние между конечными множествами. Нахождение медианы Кемени для выборки из конечных множеств (обоснование правила большинства). 32. Новая статистическая хронология и ее значение для анализа современных социально-экономических процессов. 2003-10-28 Проф., д.т.н. А.И.Орлов * * * * * * *
Проблемы гармонизации преподавания экономики в средней и высшей школе (Промежуточный отчет) Обсудим некоторые проблемы преподавания экономических дисциплин, сосредоточенные вокруг учебной вертикали "школа-вуз". Основная проблема очевидна: что преподавать в средней школе с учетом того, что часть учеников закончит на этом свое экономическое образование, а часть - будет продолжать его в вузе, причем некоторые из них ограничатся вводным курсом "Основы экономической теории", а другие - будущие экономисты - будут изучать целый "букет" экономических дисциплин. 1. Сложность проблемы Простого решения не существует. Действительно, посмотрим на классическую для школьного образования дисциплину - математику. Здесь основной курс сопровождается целой системой внеклассных и факультативных занятий. Однако учебная вертикаль"школа-вуз" до сих пор не отработана: - преподаватели высшей математики обычно игнорируют то, что основы дифференциального исчисления уже изучены в средней школе; - студенты не классифицируются по уровню полученного до вуза дополнительного образования, что приводит в лучшем случае к некоторому обесцениванию такого образования, а в худшем - к человеческим трагедиям. Казалось бы, просто - выделить более подготовленных студентов в специальные группы, чтобы обеспечить преемственность среднего (в том числе дополнительного) и высшего образования. И опыт такой есть - при языковой подготовке. Но сколько можно найти причин, чтобы этим не заниматься... 2. Специфические проблемы в преподавании экономики У более молодой школьной дисциплины - экономики - есть и свои специфические проблемы. Рассмотрим некоторые из них. Экономическая наука, как и математика, химия или языкознание, имеет целью познание истины и разработку способов применения найденных закономерностей для удовлетворения нужд людей. Поэтому она не может быть национальной, классовой или отражающей интересы иной группы людей - пока остается наукой. Однако люди, делающие науку, исходят из опыта своих стран и классов, из идей своих групп, и построенные ими теории отражают этот опыт и идеи. Это простое соображение не всегда учитывается при преподавании экономических дисциплин. До 90-х годов конкретные экономические дисциплины преподавались в нашей стране в соответствии с нуждами социалистического хозяйства, в то время как общая теория (т.е. политэкономия) излагалась в псевдомарксистском стиле, с обилием вырванных из контекста цитат. Студенты и преподаватели были практически изолированы от экономических публикаций зарубежных исследователей. Характерно, что вводный курс экономики нобелевского лауреата П.Самуэльсона был издан в 60-х годах под грифом "Для научных библиотек". Искусственная изоляция принесла свои "плоды". В начале 90-х годов, когда страна оказалась открыта для пропаганды западных экономических идей и соответствующих публикаций, ни преподаватели экономических дисциплин, ни тем более школьники, студенты или иные граждане России не имели необходимой подготовки для адекватного восприятия этого потока информации. В обстановке тотального экономического невежества западные сочинения либо воспринимались "на ура", с почти религиозным пылом, как откровение - и без малейшей критики, либо отвергались с порога, как противоречащие старым учебникам. Забавно было читать в программных документах политических лидеров выдержки из западных вводных курсов экономики (без ссылки на источник) или смотреть по телевизору дискуссии с упоминанием, скажем, такого "хитрого" понятия, как кривая Филлипса (описывающая связь между инфляцией и уровнем занятости, эмпирически наблюдаемую в некоторых странах - впрочем, лостоверность этих статистических выводов рядом специалистов подвергается сомнению), также входящего в стандартный западный вводный курс экономики. Только сейчас начался процесс критического анализа зарубежной экономической мысли основной массой специалистов. 3. Экономические догмы массового сознания В результате многолетней деятельности средств массовой дезинформации в условиях тотального экономического невежества в умах людей закрепился ряд догм, т.е. утверждений, на первый взгляд убедительных, но неверных (с точки зрения основных течений западной экономической мысли, в том числе большинства нобелевских лауреатов по экономике). Назовем некоторые. 1. Догма всеобщности западных экономических отношений. 2. Догма необходимости сокращения роли государства в экономике. 3. Догма максимизации прибыли как цели деятельности фирмы. 4. Догма необходимости жесткой борьбы с инфляцией. 5. Догма пользы ограничения денежной массы. 6. Догма сокращения государственных расходов. 7. Догма перспективности фермерства в современной России. 8. Догма курса доллара как объективного показателя соотношения покупательной способности рубля и доллара, а также показателя состояния экономики. 9. Догма необходимости этапа "дикого" рынка (накопления капитала). 10. Догма отсутствия рынка и рыночных отношений в СССР. Продолжать этот список можно долго. 4. Необходимость увязывания преподавания экономики с российской реальностью Представляется очевидным, что при преподавании экономических дисциплин в средней школе и вузе необходимо постоянно увязывать теоретические представления с реальностью российской экономики. В частности, обсуждение и разоблачение перечисленных выше догм весьма способствует углублению теоретической подготовки школьников и студентов и объективному восприятию ими экономической действительности. Большой интерес всегда вызывает обсуждение роста цен на потребительские товары. Приведем примеры обсуждаемых вопросов. В феврале 1997 г. индекс инфляции равен 12500, т.е. 12500 рублей по своей покупательной способности соответствуют 1 рублю 1990 г. (Это значение - 12500 - рассчитано студентами МГИЭМ(ту) по реальным ценам в рядовых московских магазинах.) Поэтому, чтобы выразить свою зарплату или стипендию в ценах 1990 г., следует разделить ее номинальное значение на 12500. Затем, сравнив свое нынешнее положение с тем, что было в 1990 г., можно сделать вывод о результатах "реформ" для Вас или Вашей семьи. Средняя зарплата уменьшилась (в сопоставимых ценах) в 4-5 раз. Курс доллара составляет сейчас 45 копеек в ценах 1990 г.( упал в более чем в 2 раза по сравнению с сентябрем 1994 г.). Поэтому нет ничего удивительного, если в долларовом исчислении Ваша зарплата растет. Стоимость продовольственной корзины, соответствующей минимальным физиологическим потребностям человека (составленной по данным Института питания РАМН), равна в феврале 1997 г. 335 тысячам рублей в месяц и примерно совпадает со средней зарплатой работников образования, заложенной в бюджет 1997 г., т.е. работники образования должны физиологически деградировать (ведь, кроме питания, на минимальный объем которого уйдет вся зарплата, им необходимо платить за квартиру, ездить на работу и даже - какая роскошь - одеваться). 5. Необходимость корректировки западных учебников Западные курсы "экономикс" построены, естественно, на обобщении западной экономической жизни. Так, потребитель предполагается совершенно рациональным, точно знающим, что он хочет максимизировать (т.е.знающим свою функцию полезности), а также полностью игнорирующим всех остальных потребителей, действующим совершенно самостоятельно. Общество состоит из эгоистичных индивидуумов-атомов, отстаивающих только свои интересы, т.е. живущих по принципу "человек человеку - волк". Законы правового государства удерживают такое общество от самоуничтожения. Возможно, такая модель годится для жителей западных стран, прежде всего США. Бесспорно совершенно, что она не годится для нас, для русских. Мы плохо знаем, что нам нужно, действуем под влиянием друзей, общественного мнения, моды, привыкли жить в коллективе, общине, семье, говорим о соборности, игнорируем экономические стимулы. Несмотря на снижение реальных доходов в несколько раз, пока нет бунтов. Хотя предприятия стоят, работники не уходят, а менеджеры (директора) их не увольняют. Западные экономические теории не годятся не только для России. Они не подходят для исламских стран, для Индии и Китая, и т.д. Надо выделить и преподавать лишь то, что в "экономикс" годится для России. При преподавании экономики необходимо использовать современные достижения исторической науки - новую хронологию, построенную коллективом акад. РАН А.Т.Фоменко на основе интенсивного применения математико-статистических методов. Она проливает новый свет не только на экономическую историю, но и на борьбу идей в современном научном и массовом сознании. Становятся яснее причины отличия России от стран Запада и необходимость разработки экономической теории, адекватной российской социальной психологии и экономической практике. К российской действительности ближе подходы, рассматриваемые в учебной литературе европейских стран с сильной социальной направленностью государственной экономической политики, таких, как Германия. Такие страны в американских учебниках (см., например, книги П.Самуэльсона) называют социалистическими. Для российских учащихся такие учебные пособия предпочтительны по сравнению с американскими. К сожалению, в России в конце 80-х - 90-х годах распространялись почти исключительно переводы и "рефераты" американских сочинений. 6. Подходы к разработке курса экономики в средней школе Сформулируем представления о курсе экономики в средней школе, увязаннлом с преподаванием этой дисциплины в средней школе. Целью преподавания должно являться изучение основ современной экономики, что предполагает, в частности, знакомство с элементами математических методов и моделей, используемых при анализе экономических явлений и процессов. Задачами курса должны являться: - знакомство с основными реалиями современной экономической жизни, в частности, с работой фирм и банков, поведением потребителей, ролью государства в экономике; - освоение элементов экономической теории на микро- и макроуровне; - изучение примеров математических методов экономического анализа и математических моделей экономических явлений и процессов; - знакомство с методами сбора и анализа конкретных экономических данных, в частности, связанных с оценкой уровня жизни, проведением маркетинговых исследований; - обсуждение современной экономической ситуации в России в связи с отечественной социальной и экономической историей; - развитие экономического мышления учащихся, формирование умений самостоятельно приобретать, усваивать и применять экономические знания, наблюдать и объяснять экономические явления, в том числе с применением математических методов и моделей. Программа должна быть построена на принципе постепенного развертывания представлений об экономической жизни, экономической теории и применяемых в них математических методах. Постоянно должны подчеркиваться связи между этими тремя составляющими курса. Принципиальной является опора на российскую реальность, на свойства отечественного менталитета. 7. Возможный вариант содержания программы 1. Что такое экономика? Экономическая жизнь и экономическая теория. Определения экономики как науки. Три основные задачи экономической организации: Что, Как и Для кого производить. Основные типы экономических систем. Подчиненность экономики целям общества. Роль государства в экономике. Экономика и другие науки. Возможности и ограниченность экономической теории. 2. Спрос и предложение Кривые спроса и предложения. Их построение по данным опросов. Равновесная цена и равновесный спрос. Приближение к равновесию. Паутинообразная модель. Изменение точки равновесия при изменении кривых спроса и предложения. Биржи и аукционы. Максимизация прибыли монополистом. 3. Как работает реальная экономика? Факторы производства. Современные предприятия, их виды и хозяйственные связи. Добавленная стоимость. Материально-техническое снабжение и управление запасами. Договора между предприятиями. Сдача-приемка продукции, контроль качества и сертификация. Нормативные акты, регулирующие деятельность предприятий. Понятие о налоговой системе. 4. Математическая модель управления запасами Модель Вильсона. Постановка и решение задачи минимизации издержек. Проблема горизонта планирования и асимптотически оптимальные планы. Модель с дефицитом и другие обобщения модели Вильсона. 5. Предприятия различных форм собственности Создание предприятий. Предприятия различных форм собственности. Управление предприятиями. Менеджеры и владельцы. Приватизация и национализация. 6. Деньги и банки Обмен товарами и услугами - основа экономической жизни. История денежного обращения. Виды и функции денег. Функции банков. Как банки создают деньги? Норма резерва и денежный мультипликатор. Ставка процента. Расчеты с использованием простых и сложных процентов. Эффективная ставка. Проблема оценивания и сравнения потоков платежей. Чистая приведенная величина. Понятие о финансовом рынке. 7. Доходы населения Источники личных доходов. Виды доходов. Дифференциация доходов. Среднее арифметическое, медиана, мода. Функция распределения доходов. Кривая Лоренца. Показатели дифференциации доходов: децильный коэффициент, коэффициент Джини, их значения и динамика в России и других странах. 8. Индекс инфляции Инфляция как рост цен. Потребительские корзины. Определение индекса инфляции. Теоремы сложения и умножения. Средний индекс инфляции. Динамика индекса инфляции в России. Применения индекса инфляции для приведения экономических характеристик к неизменным ценам (зарплата, банковский процент, обменный курс и др.). Понятие о прогнозировании в экономике. Метод наименьших квадратов. 9. Теория фирмы Виды издержек. Условие максимизации прибыли фирмы при фиксированной цене. Построение кривой предложения для фирмы. Выбор оптимального поведения фирмы при различных сочетаниях цен, выпуска, тех или иных издержек. Условие максимизации прибыли фирмы-монополиста. Излишки потребителя и производителя. 10. Менеджмент и маркетинг на предприятии Проблемы управления сложными системами. Принятие решений. Распределение полномочий. Делегирование полномочий. Делопроизводство и бюрократия. Управление предприятием: производство, финансы, маркетинг, кадры. Экономико-математические методы оптимального управления. Методы экспертных оценок. 11. Основы эконометрики Роль случайности в экономической жизни. Вероятностное пространство. Основные понятия элементарной теории вероятностей. Случайная величина и ее характеристики. Закон больших чисел. Статистический контроль по альтернативному признаку. Центральная предельная теорема (без доказательства). Применения в маркетинговых и социологических опросах. 12. Элементы макроэкономики Валовой национальный продукт и его составляющие. Валовой внутренний продукт и другие макроэкономические характеристики. Макроэкономическое равновесие на рынке товаров и рынке капиталов. Связь между сбережениями, инвестициями, государственными закупками и чистыми налогами. Мультипликатор Кейнса. Парадокс бережливости. Необходимость увеличения государственных расходов (и долга) в период кризиса. Рынок труда на макроэкономическом уровне. Специфика рынка труда в современной России. 13. Экономическое положение России Представление об экономической истории России (на основе новой статистической хронологии). Россия в Х1Х-ХХ веках. Современная ситуация. 8. Возможный вариант организации преподавания Курс разработан в двух вариантах - полном и кратком. Полный вариант рассчитан на 140 часов и предназначен для преподавания в 9 и 10 классах (2 часа в неделю). Краткий вариант рассчитан на 70 часов и предназначен для преподавания в 10 классе (2 часа в неделю). Примерное распределение учебных часов по темам приведено ниже (первое число относится к полному варианту, второе - к краткому). 1. Что такое экономика?4 / 4 2. Спрос и предложение8 / 6 3. Как работает реальная экономика?4 / 2 4. Математическая модель управления запасами12 / 6 5. Предприятия различных форм собственности4 / 2 6. Деньги и банки8 / 6 7. Доходы населения7 / 4 8. Индекс инфляции8 / 6 9. Теория фирмы8 / 6 10. Менеджмент и маркетинг на предприятии14 / 4 11. Основы эконометрики18 / 10 12. Элементы макроэкономики10 / 6 13. Экономическое положение России8 / 6 Подготовка выпускной работы10 / - Повторение, зачеты и экзамены17 / 2 9. Наш опыт Одно из положительных явлений последних лет - появление в средних школах экономических дисциплин. В частности, в школе-лицее УВК No. 1840 Центрального округа г. Москвы с 1993 г. преподаются два варианта курса "Математическая экономика" и ряд примыкающих к нему разделов прикладной математики (подробные программы опубликованы). Одновременно аналогичная тематика преподается в МГИЭМ(ту) - Московском государственном институте электроники и математики (техническом университете), с которым УВК No. 1840 тесно сотрудничает в течение десятилетий. На основе опыта работы этих двух организаций и обсуждались выше некоторые проблемы преподавания экономических дисциплин, сосредоточенные вокруг учебной вертикали "школа-вуз". Необходимо сделать одно терминологическое замечание. При преподавании экономики может использоваться больше или меньше математики, но от этого экономика не становится математикой. В программной статье "Современный подход к преподаванию экономики" мы не считаем нужным делать в этом смысле различие между курсами "экономики" и "математической экономики" в средней школе. 10. Заключение Проблемы преподавания экономических дисциплин в средней школе и в вузе, в частности, гармонизации и преемственности такого преподавания, очевидно, далеки от решения. Сказанное выше надо понимать как введение к дальнейшим исследованиям. Нужны как дискуссии по коренным проблемам преподавания экономики, так и обсуждение конкретного опыта. Нужны публикации учебных пособий и методических разработок. Литература 1. Учебные пособия по экономике для средней школы Автономов В.С., Голдстин Э. Экономика для школьников. - М.: Эконов, 1995. - 162 с. - Допущено Министерством образования РФ в качестве экспериментального учебника для учащихся 9 - 11-х классов. Аносов В.В., Бударина А.В., Соловьева И.Б., Степина А.Ф. Основы предпринимательской деятельности. Учебное пособие для учителей экономики и учащихся старших классов общеобразовательных школ всех типов. М.: Московский институт повышения квалификации работников образования, 1993. Ч.1. - 122 с. Ч.2. - 113 с. Ч.3. - 92 с. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах. - М.: Просвещение, 1977 (1 изд.), 1984 (2 изд., испр.и доп.). - Разделы 1, 17, 18, 20, 22, 24, 26. Казаков А.П. Школьнику о рыночной экономике. Учебное пособие для старшеклассников. - М.: ООО"Менеджер", 1995. - 208 с. Методические указания по курсу "Введение в экономику". - СПб.: Предприятие "Экономическая школа", 1992. - 72 с. Прикладная экономика: Учеб. пособие для учащихся ст.классов: Пер. с англ./ Junior Achievement. - М.: Просвещение, 1992. - 224 с. Программы по математике и прикладным математическим дисциплинам для школ с углубленным изучением математики, лицеев, гимназий, колледжей. - М.: Департамент образования ЦАО Москвы, 1996. - 57 с. Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. - Воронеж: ВГАСА+ВВШП, 1995. - 195 с. Райзберг Б.А. Введение в экономику. Учебное пособие для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и колледжей. - М.: МП "Новая школа", 1993. - 144 с. Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства. Учебное пособие для общеобразовательных школ, гимназий, колледжей. - М.: АО "Эрудит-Юнити", 1992. - 120 с. Райзберг Б.А., Прутченков А.С. Программы курсов "Введение в экономику",. "Основы экономики и предпринимательства" для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, колледжей. - М.: АО "Эрудит-Юнити", 1992. - 16 с. Рябинский Л.С. Азбука бизнеса. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1993. -192 с. Экономическая школа. Периодический научно-популярный журнал. - СПб.: Предприятие "Экономическая школа". Вып.1. - 1991, 240 с. Вып.2.- 1992, 346 с. Вып.3. - 1994, 324 с. 2. Издания, используемые при работе со школьниками Амбарцумов В.А., Стерликов Ф.Ф. Рыночная экономика в вопросах и ответах. - М.: 1996. ? Валовой Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 400 с. Гринглаз Л. Высшая математика для экономистов. Учебное пособие. - Рига: Рижский институт мировой экономики, 1996. - 336 с. Долан Э. Дж., Линдсей Д.Е. Рынок: микроэкономическая модель. - СПб.: СП "Автокомп", 1992. - 496 с. Долан Э. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. - Л.: 1991. - 448 с. Жичкин А.М. Менеджмент: анализ управленческих функций. - М.: МИЭМ, 1993. - 144 с. Карсон Р.Б. Что знают экономисты. Основы экономической политики на 1990-е годы и в перспективе. - М.: СП "Квадрат", 1993. - 320 с. Курач Л.А., Лепе Л.Н., Семенов П.М. Разработка бизнес-плана предприятия (Методическое пособие). - М.: РИНКЦЭ, 1996. - 89 с. Казаков А.П., Карчевский П.А. Реферат-дайджест учебника К.Макконнелла и С.Брю "Экономикс: принципы, проблемы, политика". - М.: "Менеджер", 1993. - 176 с. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь. - М.: "Дело", 1993. - 224 с. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. Курс лекций. - М.: МП ТПО "Квадрат", 1991. - 255 с. Лэйард Р. Макроэкономика. - М.: Джон Уайли энд Санз, 1994. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы, политика. - М.: Республика, 1992. Математические модели в экономике. Расчет индекса инфляции/ Орлов А.И., Балашов В.В., Канакова Е.М., Куроптев О.В., Рафальская А.Э.- М.: МГИЭМ(ту), 1994. Микро-, макроэкономика. Практикум / Под общ.ред. Ю.А.Огибина. - СПб.: "Литера плюс", "Санкт-Петебург оркестр", 1994. - 432 с. Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима (Т.1. Русь. Т.2. Англия и Рим.). - М.: Учебно-научный центр довузовского образования МГУ, 1995. Носовский Г.В. , Фоменко А.Т. Империя. Русь, Турция, Китай, Европа, Египет. Новая математическая хронология древности. - М.: Изд-во "Факториал", 1996. - 752 с. Орлов А.И. Про управление запасами. // Подготовка студентов педагогических институтов к внеурочной работе по математике. - Вологда: ВГПИ, 1975, с.10-20. Орлов А.И. Вероятностное пространство, неравенство Чебышева и закон болбших чисел - основа курса теории вероятностей для школьников.// Подготовка студентов педагогических институтов к внеурочной работе по математике. - Вологда: ВГПИ, 1976, с.13-29. Орлов А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях. - М.: Наука, 1979. Орлов А.И. Исторический шанс средней школы. - Наука и технология в России, 1994, No.3(5), с.28-29. Орлов А.И. Современный подход к экономическому образованию. - Наука и технология в России, 1995, No. 4(10), с.23-24. Орлов А.И. Как использовать индекс инфляции? // Наука и технология в России, 1995, No. 9-10 (15-16), с.16-17. Орлов А.И., Иванова И.Г., Точенная Н.С. Инфляция: вчера, сегодня, завтра. // Наука и технология в России, 1996, No. 1(17), с.9. Орлов А.И. Некоторые проблемы учебной вертикали "школа-вуз" при преподавании экономики // Взаимодействие школы и вуза в столичном регионе: опыт, проблемы, пути их решения. Информационно-методический сборник No. 2. - М.: Московский комитет образования, 1997. Первозванский А.А., Первозванская Т.Н. Финансовый рынок: расчет и риск. - М.: Инфра-М, 1994. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. - М.: "Экономика"-"Дело", 1992. Райзберг Б.А. Рыночная экономика. - М.: ТОО Редакция журнала "Деловая жизнь", 1993. - 192 с. Рыночная экономика. Учебник в 3 тт. (т.1, ч.1 - "Макроэкономика", ч.2 - "Микроэкономика"; т.2, ч.1 и 2 - "Основы бизнеса"; т.3, ч.1 - "Деловые игры", ч.2 - "Хрестоматия"). - М.: Соминтэк, 1992. Самуэльсон П. Экономика. Тт.1,2. - М.: НПО "АЛГОН", 1992. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Тт.1,2. - М.: Финансы и статистика, 1992. - 384 с. Хейне П. Экономический образ мышления. - М.: Дело, 1993. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - И.:"Дело Лтд", 1993. - 864 с. Фомин В.Н. Организационно-методические материалы по маркетингу на предприятии. - М.: Всесоюзный центр статистических методов и информатики Центрального правления Всесоюзного экономического общества, 1991. - 91 с. Четыркин Е.М. Методы экономических расчетов. - М.: Гамма, 1992. Begg D., Fischer S., Dornbusch R. Economics. - London: McGraw-Hill, Inc., 1991. Brealey R.A., Myers S.C. Principles of corporate finance. - New York: McGraw-Hill, Inc., 1991. Drucker P.F. The Frontiers of Management. Heinemann, 1987. In business. - Советы желающим открыть свое дело. - М.; Интерлист, 1993, 224 с. Laidler D., Estrin S. Introduction to Microtconomics. Third Edition. - N.Y.- L. - Toronto - Sydney - Tokyo - Singapore : Philip Allan, 1989. - 440 pp. Simon H.A. The Shape of Automation. Harper & Row, 1965. Varian H.R. Intermediate Microeconomics. A modern Approach. - New York- London: W.W.Norton & Company, 1993. Составитель отчета: Орлов Александр Иванович, * * * * * * *
На сайте http://antorlov.euro.ru или его зеркале http://www.newtech.ru/~orlov Вы можете найти:
Страница рассылки - http://antorlov.euro.ru/ivst.htm или http://www.newtech.ru/~orlov/ivst.htm. В Москве для работы с сайтом www.newtech.ru/~orlov Вы можете воспользоваться бесплатным демо-доступом компании NewTech. Телефоны: (095)234-94-49, (095)956-37-46. Login: imt или demo. Password: test, Primary DNS: 212.16.0.1, Secondary DNS: 193.232.112.1. Вход под этим логином бесплатный, сеанс связи неограничен. Если Вам отказывают в авторизации, то просто повторите дозвон позже. На сайте http://karamurza.chat.ru представлена книга видного современного философа и политолога С.Г.Кара-Мурзы "Опять вопросы вождям", которая является глубоким научным исследованием проблем западного и российского общества. Книга предназначена всем интересующимся политологическими и социологическими проблемами. "Устройство файловой системы". "Системный реестр". "Устройство Internet". "Сеть Fidonet". "Система электронной почты". "Кодировки русского языка". "PHP". "Установка нескольких ОС". "Перепрошивка BIOS". "Полезные приемы web-дизайна". "Выслеживание спамеров". Заинтересовало что-нибудь? Тогда посмотрите книгу "Тайны и секреты компьютера" - например, на http://comptain.nm.ru. Или на полках магазинов. Ведь все это - темы ее глав. А стиль книги - как художественная литература. Таких книг вы еще, наверное, не видели - так что вряд ли пожалеете, если ознакомитесь. "Disser" - это комплект макросов для Word, упрощающих создание рефератов и курсовых. Готовое оформление, титульный лист, содержание создаются несколькими щелчками мыши. Ввод предельно упрощён благодаря автозамене, расшифровывающей популярные сокращения. Также: настройка недокументированных возможностей, дополнительные шаблоны, сборник полезных советов, методичка "Как написать реферат". Сайт: http://kankowski.narod.ru, зеркало: http://e-town.nm.ru. Из книги Максима Калашникова "Битва за Небеса", представленной на сайте http://sw.rus-idea.com, вы узнаете о том, какими должны были стать воздушно-космические силы СССР 2000 года и прочтете о русской авиации 20 века. Удачи вам и счастья! |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||