Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культура в действии

  Все выпуски  

Культура: Политика. Планирование. Менеджмент


ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ "КУЛЬТУРА: ПОЛИТИКА. ПЛАНИРОВАНИЕ. МЕНЕДЖМЕНТ"  № 5 (24) / 2006

 

Дорогие друзья!

Уж ждал-ждал новостей, откладывая рассылку, но… Не судьба! Нет форматных новостей, а заваливать ленту для количества не хочется.

Авитаминоз косит, видать, не только граждан, но и целые отрасли экономики. Особенно бюджетные… Особенно «культуру». Не одарили ее «нацпроектом», вот и обидилась она. А на что обижаться! Как объяснил г-н Швыдкой в интервью «Российской газете», никто до сих пор не может «посчитать», какой от культуры результат. Бумажки про эффективность заполняют куча ведомств и организаций всех уровней, а итог уловить не удается. Вроде бы все видно, какой вред, то есть (простите) какой эффект от культуры, а выразить рационально – с этим проблема. Поэтому получается так: раз не знаем – дадим меньше денег. Мол, на то что, непонятно, зарабатывайте сами… А медицина, образование понятно?  И дальше что? А ничего – авитаминоз. Правда, проскочила тут инсайдерская информация, что Кремль все-таки хочет протащить «культуру» в «спецнацпроект» через культурный туризм. А, «это мы понимаем», как бы сказал товарищ Шариков. И вот, кажется, дали пинка туристическим ведомствам подсобрать за две-три недели программный материальчик. И тут оказалось, что материальчика-то особенно и нет. То есть наследия - завались, музеев – как кур (метафора, уходящяя в прошлое), турфирм – полно, кто-то куда-то беспрестанно ползает по стране, а с настоящим культурным турпродуктом – заминка, и с разработками – заминка. Волшебно… И становится понятно – очень хорошо, что культура национально не опроектилась, а то был бы такой же позор как с туризмом. А так - пусть он, туризм, отдувается. А культуре – витаминчиков бюджетных попить – и в весну. Авось, там веселее будет!

Однако дефицит новостей не помешал выпуску рассылки, поскольку у меня всегда есть запас в виде информации о новых поступлениях в библиотеку сайта. Даже, подумываю, не делать ли отдельные выпуски на эту тему… Так что, будем считать, что пробный шар запущен.

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА

Закон об авторском праве может быть отменен...

Как стало известно в последние дни, для внесения в Государственную думу подготовлен проект четвертой части Гражданского кодекса РФ, в который включены все вопросы, связанные с правовым режимом интеллектуальной собственности. По замыслу разработчиков, новая часть ГК должна заменить все специальные законы, связанные с этой областью права, в том числе закон об авторских и смежных правах. Проект закона будет вноситься в Думу от имени президента, что, скорее всего, обеспечит его достаточно быстрое принятие. В случае успешного прохождения через законодательные инстанции четвертая часть может начать действовать уже с 1 января 2007 года. Одновременно будут прекращены все другие законы, регулирующие права интеллектуальной собственности и защиту авторских и смежных прав.

Полный текст новости: http://www.culturalmanagement.ru/infocenter/?cid=1&aid=1233

************************************************************************

ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА

В городском бюджете Тольятти появилась строка "туризм"...

В начале 2006 года тольяттинский Департамент потребительского рынка преобразован в Департамент потребительского рынка, предпринимательства и туризма. Впервые в городском бюджете появилась строка «туризм». Причем, чиновники сразу обратились в Тольяттинский комитет Российского союза туриндустрии с предложением предоставить необходимые схемы туристических маршрутов и экскурсий по городу, назвать места для размещения указателей движения экскурсионных автобусов. Тольяттинский комитет РСТ, в свою очередь, предложил поучаствовать в этом всем организациям, заинтересованным в развитии въездного туризма.

Первыми откликнулись студенты кафедры социально-культурного сервиса и туризма Тольяттинского государственного университета сервиса (также совсем недавно превратившегося в Университет сервиса из Академии сервиса ). Ребята создали три варианта экскурсионного маршрута: для тех, кто приплывет по Волге, и тех, кто будет жить в Автозаводском и Центральном районах, скрупулезно рассчитали расстояние, обновили технологические карты маршрута, которые не обновлялись с 1991 года. Мэрия обещает установить по туристическому маршруту рекламные указатели на русском и английском языках. // РАТА-новости

************************************************************************

КОНКУРСЫ, ГРАНТЫ, СТАЖИРОВКИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ. НОВОСТИ, ОБЪЯВЛЕНИЯ И ОТЧЕТЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ФОНДОВ И ПРОГРАММ

Итоги I-го этапа Третьего грантового конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» 2005 – 2006 г.

Согласно процедуре конкурса проектные заявки, поданные не конкурс, рассматривал Экспертный совет и Жюри. В результате было отобрано 46 проектов, авторы и руководители которых приглашаются на семинар по доработке своих заявок для их участия во втором окончательном туре конкурса. // Ассоциация менеджеров культуры

Список финалистов: http://www.culturalmanagement.ru/infocenter/?cid=1&aid=1231

Конкурс "Маркетинг–2006"

Российская ассоциация маркетинга объявила о начале конкурса "Маркетинг–2006". Конкурс пройдет по двум номинациям:

1. Лучшее маркетинговое решение года

К участию приглашаются маркетинговые, исследовательские, консалтинговые, производственные и торговые компании, а также специалисты в области маркетинга. Участие в конкурсе дает возможность определить лучшее маркетинговое решение для среднего и малого бизнеса и тем самым содействовать предприятиям в практическом использовании эффективных рыночных средств. Кроме того, участие дает возможность предприятиям заявить о своей деятельности, как среди компаний-членов РАМ, так и через крупнейшие деловые СМИ, в которых будут публиковаться ход и результаты конкурса. Для номинации в конкурсе принимаются только реализованные в 2005–2006 г.г. маркетинговые программы и проекты. Планируемые или не завершенные маркетинговые программы для участия в конкурсе не принимаются.

2. Лучшая молодежная работа в сфере маркетинга

К участию в конкурсе приглашаются преподаватели, аспиранты и студенты кафедр маркетинга российских вузов и университетов, молодые специалисты в области маркетинга. Для номинации в конкурсе принимаются маркетинговые программы и проекты студентов и молодых специалистов до 25 лет, выполненные в 2005-2006 г.г. Предпочтение отдается реализованным проектам. Участие в конкурсе по данной номинации помогает обобщить и проанализировать информацию о профессиональной подготовленности студентов высших учебных заведений в данной области. Номинанты этой категории имеют возможность установления связей с работодателями, а работодателям будет оказана помощь в формировании кадрового резерва. // Наука и инновации

Полный текст новости: http://www.culturalmanagement.ru/infocenter/?cid=1&aid=1232

************************************************************************

КОНФЕРЕНЦИИ, ФОРУМЫ, КРУГЛЫЕ СТОЛЫ

XI Дягилевские чтения «Творческие кластеры Москвы»

23 марта 2006 года в 15-00 в Международном Университете в Москве (www.interun.ru) состоятся XI Дягилевские чтения «Творческие кластеры Москвы».

Дягилевские чтения – ежегодное мероприятие, проводимое студентами факультета «Предпринимательство в культуре» под руководством декана. В этом году чтения проводятся совместно с Институтом культурной политики.

Тема предстоящих Дягилевских чтений – творческие кластеры – является новаторской. Долгое время творческие ресурсы города, их формирование, типология и роль в городском развитии ускользали от внимания как исследователей, так и политиков. Однако за последние два года многое изменилось. В частности, один за другим в Москве стали возникать креативные центры, объединяющие профессионалов разных направлений творческого сектора экономики. Во всем мире их называют творческими кластерами. Центр Дизайна ARTPLAY, АРТСтрелка, Проект «Фабрика», «Винзавод» – эти названия уже стали известны в Москве. Такие центры – возникающие зачастую в старых промышленных комплексах – живут насыщенной культурной жизнью, привлекают творческих профессионалов, публику, деловые структуры и вносят большой вклад в развитие инфраструктуры нашего города. У нас они возникают стихийно, но тот факт, что за рубежом подобная практика существует уже более десяти лет, позволяет предположить, что речь идет о глобальных тенденциях. // Институт культурной политики

Полный текст новости: http://www.culturalmanagement.ru/infocenter/?cid=1&aid=1229

V конференция "Векторы развития современной России"

В 2005 году Московская высшая школа социальных и экономических наук торжественно отпраздновала свой десятилетний юбилей. И вот уже в течение пяти лет школа успешно ведет работу по организации научных дискуссий и активной коммуникации молодых ученых внутри профессионального сообщества, специализирующегося в различных областях гуманитарного знания. Данная работа осуществляется в рамках ежегодно проводящейся (с 2001 года) международной научно-практической конференции молодых обществоведов "Векторы развития современной России"…

* Особо обращаем ваше внимание на секцию «Проектность» и «креативность»: социокультурный проект от замысла до реализации", работу которой организует факультет "Управление социокультурными проектами".

Описание секции:

1. «Границы» проектирования: возможности и ограничения проектного подхода в социокультурном менеджменте (теоретическая часть).

Основные понятия: проект, проектный подход, проектные технологии, проектная культура… Проектирование – как неотъемлемая составляющая социокультурного менеджмента, подчеркивающая специфику управленческой деятельности в данной сфере. Креативность, творчество – как необходимый сопутствующий атрибут проектирования социокультурной реальности.

Вопросы к размышлению: В чем специфика проектного подхода? Его возникновение, история и современность.

- Можно ли в принципе говорить о существовании гуманитарных технологий? Каковы проектные технологии в социокультурном менеджменте? В чем специфика социокультурного проекта (например, в отличие от политического, социального, правового и др.)?

-Рождение проектной культуры. Какое значение имеет знание о культуре для социокультурного проектирования? Можно ли говорить о прикладной культурологии?

- Каковы этапы подготовки и реализации проектов? Существует ли проблема стандартов в социокультурном проектировании?

- В чем секрет успешного социального проектирования? Всегда ли инновационость и креативность являются залогом этого успеха? Какова роль смежных технологий, способствующих реализации проектов: PR, фандрайзинг, маркетинг, брендинг и др.?

2. Городские и региональные культурные проекты, их влияние на стратегию развития территории (практическая часть – кейсы).

- Практика успешно реализованных проектов в различных областях социокультурного планирования.

- Проблемы, возникающие в ходе реализации социокультурных проектов в российских условиях (например, в сравнении с зарубежным опытом), и пути их решения.

В рамках работы секции особое внимание привлекут проекты, реализующиеся в рамках стратегического развития территорий и лежащие в зоне креативных индустрий (TV, медиа, реклама, дизайн, мода, музыка, архитектура, культурный туризм и др.), т.е. там, где именно культура выступает основным источником экономического роста.

Во второй день:

Мастер-класс: "PR технологии: продвижение социокультурного проекта".

Мастер-класс: "Практический фандрайзинг: реализация социокультурного проекта".

Форум "Какой социокультурный проект можно назвать успешным? Каковы смысл и критерии успешности в сфере культуры?"

Полный текст новости: http://www.culturalmanagement.ru/infocenter/?cid=1&aid=1236

I Всероссийская конференция "Государственная политика в области развития культурно-познавательного туризма в России"

По поручению Федерального агентства по туризму НП "Сезар" совместно с Администрацией Псковской области проведет с 15 по 17 мая ПервуюВсероссийскую конференцию "Государственная политика в области развития культурно-познавательного туризма в России" в городе Пскове, который в 2003 году отметил 1100-летие со дня основания. Город славится древнейшими памятниками истории и культуры и является центром культурно-познавательного туризма.

В Конференции примут участие представители Государственной Думы, Аппарата Правительства Российской Федерации, Минэкономонразвития России, Минфина России, Минкультуры России, Роскультуры, руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главы администраций исторических городов, руководители региональных органов управления туризмом, ведущие туроператоры России.

Цель Конференции выработать концепцию создания туристских центров на базе историко-архитектурного наследия исторических городов России, обмен опытом по практическим вопросам развития туризма, по развитию рынка туристских услуг, оценка состояния туристской инфраструктуры и меры по ее улучшению, взаимодействие с региональными органами управления туризмом, с представителями смежных отраслей экономики, профессиональными ассоциациями и объединениями.

Полный текст новости: http://www.culturalmanagement.ru/infocenter/?cid=1&aid=1227

************************************************************************

КНИГИ, ЖУРНАЛЫ, ИНТЕРНЕТ

Встречайте! Новый журнал «ЦЕНТР: КУЛЬТУРНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ"

Уже год, как Центр культурных инициатив Московской области выпускает почти одноименный журнал, посвященный новым гуманитарным технологиям, а также освещающий актуальные социально-культурные процессы в крупнейшем регионе Центральной России.

Несмотря на молодость, журнал уже смог привлечь внимание широкого круга специалистов, ведь на его страницах можно найти публикации известных и авторитетных авторов, среди которых: юрист, специалист в области музейного права Наталья Чернядьева; культурный политик и эксперт в области творческих индустрий Михаил Гнедовский; специалист в области гуманитарной географии, создатель "теории пространственных мифов" Иван Митин; эксперт по реформе бюджетного сектора, музейного и библиотечного проектирования Дмитрий Полознев и другие не менее замечательные теоретики и практики.

Журнал издается при поддержке Министерства культуры Московской области тиражом 500 экземпляров и распространяется бесплатно среди многочисленных российских и зарубежных партнеров и клиентов Центра культурных инициатив Московской области. А для широкого круга читателй он доступен в интернете на сайте Центра культурных инцииатив Московской области по адресу: Все материалы журнала доступны на http://www.cultin.ru

  Хорошего и полезного чтения, дамы и господа!

P.S. Если Вы хотите обсудить возможность публикации Вашей статьи в журнале "ЦЕНТР: КУЛЬТУРНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ" - просто свяжитесь со мной fplm@mail.ru

************************************************************************

НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ В БИБЛИОТЕЧНЫЙ КАТАЛОГ

CULTURALMANAGEMENT (материалы из библиотечного каталога доступны через гиперссылки или посредством заказа по электронной почте)

Раздел каталога КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА 

Архангельский А. Культура как фактор политики. Лекция. // http://www.polit.ru, 2005

Полная стенограмма лекции писателя, публициста, телевизионного ведущего (телеканал “Культура”) Александра Архангельского, прочитанной 2 февраля в клубе – литературном кафе Bilingua в рамках проекта “Публичные лекции "Полит.ру”. Александр Архангельский – как раньше говорили, и “деятель культуры” (см. две недавно вышедшие книги как раз на пересечении политики и культуры: “Гуманитарная политика”, ОГИ, 2005; “Александр I”, серия ЖЗЛ, “Молодая гвардия, 2005), и организатор, политик в этой сфере, с позицией и самоопределением, чем в особенности и интересна данная лекция.

http://www.culturalmanagement.ru/books/1194

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА  /  Культурная политика в России

Савельев В. Регионализация культурной политики в России: позитивные тенденции нашего времени. // Управленческое консультирование, 2005, №4

Внимание - файл pdf

http://www.culturalmanagement.ru/books/1197

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА  /  Проблемы культурных ландшафтов 

Каганский В. Заповедник как элемент и фокус культурного ландшафта. // Русский журнал, 20 декабря 2005

"Заповедники играют все большую роль во взрывной, новой сакрализации ландшафта, будучи местами совершенно особого ландшафтного паломничества..."

http://www.culturalmanagement.ru/books/1188

РЕФОРМЫ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ  

Пушкина К. Реформа как милитаризм. // Центр: культурные инициативы, 2005, №3

Автор - директор Центра культурных инициатив Московской области, преподаватель МГУ; специалист по социально-культурному проектированию, фандрейзингу.

http://www.culturalmanagement.ru/books/1199

МУЗЕЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  /  Музейная деятельность и предпринимательство

Иванова Н. Культура в поисках денег. // Меценат, 2006, №1-2

"Тема «денег» все чаще всплывает сегодня в разговорах о культуре. Наконец о них стали говорить без «девической стыдливости», как о чем-то неприличном. Прагматизм постепенно теряет свой негативный привкус. Важнейшим из искусств теперь является искусство извлечения средств из всех возможных источников финансирования..."

http://www.culturalmanagement.ru/books/1189

МУЗЕЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  /  Музейная деятельность и маркетинг 

Соболева Е., Эпштейн М. Маркетинговая политика музеев Швейцарии. // Меценат, 2006, №1-2

Конец ХХ в. характеризуется быстрым изменением в экономической и социальной жизни, которые меняют структуру потребностей населения. В то же время, в развитых странах рынок характеризуется насыщенностью товарами, и выживание в конкурентной борьбе в решающей степени зависит от выбора потребителя. Для музеев это означает острейшую конкурентную борьбу не только друг с другом, но и с быстро развивающейся индустрией развлечений. Проблема обостряется в связи с изменением положения музеев в обществе. С одной стороны, они становятся самостоятельным общественным институтом, с другой - сокращается их государственная поддержка и меняются механизмы как ее предоставления, так и финансирования в целом...

http://www.culturalmanagement.ru/books/1191

 МУЗЕЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  /  Музейная деятельность и PR 

Синтин М. Рекламные стратегии в музее. Доклад. // auditorium.ru, 2005

Автор - сотрудник Саратовского Государственного Художественного Музеи им. А.Н. Радищева

Доклад сделан в рамках Интернет-конференции "Музей и его аудитория: маркетинговые стратегии" на сайте auditorium.ru 26.09.2005 - 31.12.2005

http://www.culturalmanagement.ru/books/1196

МУЗЕЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  /  Музейная деятельность и культурный туризм

Лысикова О. Музейный туризм: маркетинговые стратегии. Доклад. // auditorium.ru, 2005

Автор - сотрудник Саратовского государственного технического университета.

Доклад сделан в рамках Интернет-конференции "Музей и его аудитория: маркетинговые стратегии" на сайте auditorium.ru 26.09.2005 - 31.12.2005

http://www.culturalmanagement.ru/books/1195

Штеблер Вольфганг. Маркетинг от Саратова до Зальцбурга: внедрение музеев в туристическую концепцию как тема международных конференций. // Интернет-журнал Радищевского музея, 2006, №10

Автор - представитель Федеральной службы негосударственных музеев Баварии, сфера интересов - музейный маркетинг, музейный туризм, главный редактор ежеквартального журнала "Музеи Баварии. Факты, тенденции, помощь"

http://www.culturalmanagement.ru/books/1187

Гречухина Л. История создания Мышкинского народного музея. // Меценат, 2006, №1-2

Музей основан группой краеведов в 1966 году. Долгие годы музей жил, как детское и молодёжное объединение, не имеющее никакой материальной поддержки ни от государства, ни от местной власти. Были даже периоды, когда он был выселен из занимаемой комнаты, а все скромные «коллекции» юные «музейщики» хранили но своим домам, квартирам и сарайкам.

http://www.culturalmanagement.ru/books/1190  

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО 

Коробьина И. Art Spaces по-русски. // Творческие индустрии: модель для сборки. - М., 2005

В постперестроечный период в России возникали многочисленные инициативы в сфере современного искусства и культуры, невиданные и невозможные в советское время. Вначале эта деятельность была связана с продвижением культурной оппозиции, которая с течением времени утвердилась и заняла заметное место в российском культурном ландшафте. На ранних стадиях подобные инициативы, как правило, имели некоммерческий и негосударственный характер. Однако практически все инициативы такого рода рано или поздно сталкиваются с необходимостью обретения физического пространства для своей деятельности. В России, где отсутствует государственная политика, направленная на развитие или хотя бы поощрение подобных инициатив, и не сформировалась система налоговых льгот для бизнеса, поддерживающего социальный сектор, это становится тяжелой, трудноразрешимой проблемой.

http://www.culturalmanagement.ru/books/1192

ФАНДРАЙЗИНГ [ПРИВЛЕЧЕНИЕ СРЕДСТВ] 

Золотова Л. Спонсорство и фандрейзинг в российской культуре: новейшие тенденции и обзор опыта. // Культура и бизнес: формулы сотрудничества (материалы исследования). - М., 2005

Исследование «Модели и практики фандрейзинга в России и Европе», инициированное Институтом культурной политики заняло почти весь 2005 год и проводилось в четырех странах, включая Россию.

http://www.culturalmanagement.ru/books/1193

ПРАВО В КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  /  Правовые основания музейной деятельности 

Чернядьева Н. К вопросу о реформировании правового статуса музеев. // Центр: культурные инициативы, 2005, №3

Автор - известный пермский юрист, адвокат, эксперт по вопросам «музейного» законодательства, автор книги «Гражданско-правовые аспекты в правовом регулировании деятельности музеев»

http://www.culturalmanagement.ru/books/1198

ИЗ ПРЕССЫ

Романова М. Роза ветров [Имидж Кунгура]. // Эксперт-Урал, 6 марта 2006

На соединении потоков личного интереса и властной поддержки можно достигнуть многого, считают в Кунгуре...

http://www.culturalmanagement.ru/infocenter/?cid=9&aid=1234

_______________________________________________________________________

Наши постоянные источники: «Гранты и конкурсы» www.rinti.ru/grants, «Музеи России» www.museum.ru, Ассоциация менеджеров культуры acm.org.ru, Институт культурной политики www.cpolicy.ru, ИА «Новости гуманитарных технологий» www.gtnews.ru, Радио «Эхо Москвы» www.echo.msk.ru, «Новая газета» www.novayagazeta.ru, «Культура» www.kultura-portal.ru, «Итоги» www.itogi.ru, «Эксперт» www.expert.ru, РАТА-новости www.ratanews.ru, «Турбизнес» www.tourbus.ru,  Туристический сервер «100 Дорог» www.tours.ru, «Все о туризме и путешествиях» www.travel.ru, Каталог путешествий TURIZM.RU www.turizm.ru, Фонд «Прагматика культуры» www.artpragmatica.ru, Фонд “Культурная столица Поволжья» www.culturecapital.ru, Фонд «Институт экономики города» www.urbaneconomics.ru, «Социально-гуманитарное и политологическое образование» www.auditorium.ru, Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ www.mkmk.ru, Федеральное агентство по культуре и кинематографии www.rosculture.ru, Министерство культуры и по связям с общественностью Республики Карелия http://www.gov.karelia.ru/gov/Power/Ministry/Culture/index.html, Центр культурных инициатив Карелии http://www.gov.karelia.ru/gov/Power/Ministry/Culture/center_init.html, «Комарт» www.komart.karelia.ru,  Министерство культуры Московской области www.mosoblculture.ru, Центр культурных инициатив Московской области www.cultin.ru, ИА «Город надежды» www.riag.ru

 _______________________________________________________________________

© Совместный проект Центра культурных инициатив Республики Карелия и Центра культурных инициатив Московской области.

Руководитель проекта и ведущий Илья Николаев.  E-mail: fplm@mail.ru

 


В избранное