Компания Svenska Aeroplan Aktiebolaget — Swedish Airplane Company
(SAAB) была основана в 1937 году. Главной задачей компании было
производство бомбардировщиков и истребителей для военно-воздушных сил
Швеции. Сравнительно молодая компания сегодня является одним из самых
крупных производителей реактивных самолётов в Европе.
Все свои достижения в авиационном строительстве Saab пытается использовать в производстве автомобилей.
После войны было принято решение о том, чтобы переориентировать
производство на создание автомобилей. Уникальный опыт авиастроения,
а также квалифицированные специалисты должны были помочь в этом.
К работам по созданию первого автомобиля-прототипа были привлечены
50 инженеров-авиастроителей под руководством Гуннара Лангстрома.
Используя собственный опыт и разработки авиастроения, которые
не были связаны условностями и традициями, общепринятыми
в автомобильной промышленности, специалистам Saab удалось создать
прототип, не похожий на другие автомобили. Новоиспечённый автомобиль
по форме напоминал крыло самолёта, имел передний привод, поперечно
расположенный двухтактный двигатель и исключительно прочный каркас
пассажирского салона. Созданный усилиями авиастроителей концепт
отличался не только стремительным видом, но и отменной аэродинамикой.
Продувка кузова в аэродинамической трубе дала фантастический результат
Сх=0,33. Прототипу было присвоено название 92001.
Первый автомобиль Saab, прототип 92001, обладал впечатляющими аэродинамическими показателями.
Окончательный дизайн автомобиль получил благодаря стараниям стилиста
фирмы Сикстен Сасон. Первый серийный автомобиль был выпущен в декабре
1949 года и получил индекс 92 (индекс последнего самолёта был 91).
Выпускался Saab 92 вплоть до 1956 года, а всего за это время было
сделано более 20 000 автомобилей.
Модель
92 — первый серийный автомобиль Saab — привлёк внимание к этой шведской
марке и за 7 лет разошёлся тиражом в 20 тысяч экземпляров.
В 1955 году Saab обновил модельный ряд и представил модель 93. Новый
автомобиль имел радикально усовершенствованный трёхцилиндровый
двигатель, новую трансмиссию, а также бескамерные шины. Saab 93
продержался на конвейере до 1960 года.
В конце 1950-х годов Saab 93 был флагманом модельного ряда.
Попытка компании построить спортивную модель была предпринята
в 1956 году. Saab Sonett развивал мощность 57,5 л.с., максимальную
скорость 160 км/ч и весил 500 кг. В 1956 году было выпущено всего
6 экземпляров Saab Sonett.
Saab Sonett сложно назвать серийным автомобилем, так как он был
выпущен всего в 7 экземплярах.
Saab не оставляет мысль о серийном выпуске спортивного автомобиля.
В 1958 году Saab 93 750 Gran Turismo становится первым серийным
спортивным автомобилем компании. По существу, это была значительно
переделанная модель 93.
«Горячая» версия модели
93 — 93 750 Gran Turismo — стала первым массовым спортивным автомобилем Saab.
Молодая и динамично развивающаяся компания пытается охватить как
можно большую потребительскую аудиторию и в 1959 году выпускает модель
95 — первый грузопассажирский Saab. Saab 95 оснащался сиденьями для
двух, пяти или семи пассажиров и имел новый 4-цилиндровыйV-образный мотор немецкого филиала Ford Motor Co.