Правда, и в России иногда психически больных обвиняли в «бесовой порче»
и казнили за колдовство, но это были лишь единичные случаи. Как
правило, больных считали не «одержимыми дьяволом», а «богом
наказанными», и поэтому относились к ним в основном с теплым участием.
Такое, более гуманное отношение к психически больным можно объяснить
тем, что в России не было столь ожесточенной борьбы между различными
религиями, не существовало инквизиции, прибегавшей к использованию
болезненных высказываний и неправильного поведения психически больных
для доказательств еретизма, чтобы утвердить свое господство и
обеспечить себе победу над инаковерующими.
Еще в IX—XI веках, в период расцвета могущественного Киевского
государства с его высокой и самобытной культурой было организовано
призрение психически больных в монастырях Киева. Так, например, в
летописи Нестора можно найти описание болезни монаха Исаакия, который
«отказывался от пищи и питья; его извлекли из пещеры, где он лежал два
года, не говоря ни слова». Больного поместили в келью игумена Феодосия
Печорского, который сам ухаживал за ним.