Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Виртуальный Клуб Здоровья

  Все выпуски  

Виртуальный Клуб Здоровья № 199


Виртуальный Клуб Здоровья

Выпуск №199
11.06.2006.
Сегодня в выпуске:
  • Болезнь, помогающая выжить
  • Последствия смещения позвонков и их вероятные психологические причины
  • Как нас найти.

Здравствуйте,
дорогие читатели "Виртуального Клуба Здоровья"!

Сегодня в выпуске статьи о психологических причинах болезней.
Никогда не поздно учиться понимать себя и свой организм.

Солнечного Вам настроения!

Ждём Ваших писем:info@noviykamelot.ru

Добро пожаловать на наш сайт: http://noviykamelot.ru


Болезнь, помогающая выжить

Нет лучшего средства защиты
от врага, чем второй враг.

Фридрих Ницше

ОН СЛОМАЛ СЕБЕ РУКУ

Еще "отец психосоматической медицины" выдающийся немецкий врач Георг Гроддек (1866 - 1934) заметил, что выражения сломать себе руку или разбить себе голову звучат по меньшей мере странно. Как можно говорить, что человек сломал себе руку, если он ничего не сделал для того, чтобы причинить себе какой-то ущерб? Он даже всячески старался избежать беды. Тем не менее, в России и Германии, Италии и Франции, Англии и США говорят: он сломал себе руку или ногу. Он сам ударился, поскользнулся, ушибся, обжегся, заразился.

Мы говорим: подхватить болезнь. Итальянцы говорят pigliare una malattia. По-английски заразиться гриппом to catch a flu, по-французски attraper la grippe. В разных языках используется одно и то же слово - схватить. Обратите внимание, лекарство принимают, как принимают гостя или посетителя (возможно, без особой охоты), а болезнь хватают. Как будто больной не только заболел намеренно, но торопился и ждал подходящего случая. Ему повезло, представилась возможность, он ее не упустил и слег.

Если заболевший не просто жертва, но активное действующее лицо, если он сам сделал что-то, что привело его к болезни, в его действиях должна скрываться какая-то цель (возможно, неизвестная ему самому), а у болезни должно быть какое-то скрытое предназначение. Обычно же принимается, как само собой разумеющееся, что у болезни есть причины, но нет никакого назначения.

БОЛЕЗНЬ КАК НАКАЗАНИЕ

Далеко не у всех инфицированных дело доходит до болезни. Конечно, у одного человека иммунная система в порядке, а у другого ослаблена. Но это ничего не объясняет. Вопрос о том, случайна болезнь или закономерна, заменяется вопросом о случайности и закономерности ослабления иммунной системы.

Существует, однако, совсем иной подход к проблеме. Он был высказан выдающимся лейпцигским психиатром Иоганном Кристианом Хейнротом (1773 - 1843) в "Учебнике душевных расстройств" (1818), "Учебнике антропологии" (1822) и работе "Ключ к небу и аду в человеке или О моральной силе и пассивности" (1829). Хейнрот утверждал, что все сбои в работе печени или селезенки следствие человеческих пороков. Никто бы не удивился, если бы услышал из уст религиозного проповедника, что любая болезнь - расплата за грехи, но все привыкли к тому, что для врача болезнь скорее результат плохого питания, нездорового образа жизни или несоблюдения правил гигиены.

Хейнрот говорил, что человек - существо "отпущенное на волю". Ему предоставлена свобода выбора в поступках, но свобода может быть использована по-разному. Тот, кто ею обладает, способен на "самосохранение и саморазрушение".

Человек все время колеблется между добром и злом. Постоянное чувство неопределенности вызывает тревогу, которая угнетает и парализует душу. Страсти ослепляют и подталкивают к дурному поступку, а когда он совершен, человек чувствует, что перестает быть самим собой и вступает на ложный путь. Он мучается, потому что не может избавиться от чувства вины.

Человек чувствует "что он отделен от самого себя и все же от себя отделиться не может. Это поистине адская мука. В этом ощущении не принадлежности самому себе погибает душа при меланхолии". Но перед тем как погибнуть, душа разрушает тело.

Если для Гиппократа и Аристотеля было ясно, что душевные заболевания возникают, как последствия телесных, то Хейнрот учил прямо противоположному.

Он писал: "Если бы органы брюшной полости могли рассказать историю своих страданий, то мы с удивлением узнали бы, с какой силой душа может разрушать принадлежащее ей тело. В истории окончательно расшатанного пищеварения, пораженной в своих тканях печени или селезенки, - в истории заболевания воротной вены или больной матки с ее яичниками, - мы могли бы найти свидетельства долгой порочной жизни, врезавшей все свои преступления как бы неизгладимыми буквами в строение важнейших органов, необходимых для человека". (Цитируется по Ю.Каннабих "История психиатрии" М.1994).

Хейнрот был весьма уважаемым ученым. Его мысли о том, что внутренний душевный конфликт порождает соматические заболевания, выслушивались с вежливым интересом, но его попытки доказать, что все болезни являются следствием грехов и порочной жизни, воспринимались, мягко говоря, с недоверием. Тем более что проверить это не представляется возможным. Печень и селезенка немы и ни о чем рассказать не могут.

Выходило так: тот, чья совесть чиста, может спать спокойно и не опасаться за свое здоровье. На Хейнрота смотрели, как на религиозного моралиста, который забыл, в какое время он живет. А это было время веры в общественный прогресс и очередного пересмотра ценностей. Подыскивались новые принципы построения науки. Из нее безжалостно отметалось все субъективное, т.е. то, что не основано на опыте. Ученые изо всех сил старались стереть случайные черты и убедиться в том, что в нашем мире все устроено просто и четко, как в часовом механизме. Надо только выяснить правила его работы.

Если болезнь вызвана утомлением, голодом, истощением организма, жарой, холодом, инфекцией, физическими травмами или даже угрозами, это понятно. Но что такое чувство вины? От чего оно возникает? Есть ли оно у преступников? Разве мы не встречаем людей, которые вели совсем не праведную жизнь, и, тем не менее, нисколько не мучатся от угрызений совести и в старости не жалуются на плохое здоровье?

В 1818 г. Хейнрот ввел в медицину принципы, составившие впоследствии основное содержание психосоматики. Очевидно, он сделал это, по крайней мере, на 100 лет раньше, чем его идеи могли найти понимание. В 1980-ые годы некоторые психиатры окончательно выяснили для себя, что Хейнрот не опоздал, а поторопился родиться.

СТРАХ И ТРЕВОГА

По существу Хейнрот говорил о "моральном" "естественном отборе", который избавляет общество от людей, способных его погубить. Получается, что болезни могут приносить пользу обществу в целом, но опять-таки для отдельного человека болезнь безусловное зло. Для того чтобы понять, что это не всегда так и что болезнь приносит не только горе, надо разобраться в том, каким образом душевный конфликт приводит к соматическим заболеваниям.

Еще в тридцатые годы XIX века выдающийся немецкий врач Карл Иделер (1795 - 1860), который в течение тридцати двух лет возглавлял психиатрическое отделение берлинской больницы Шарите, выявил различия в природе страха и тревоги, оказавшиеся в центре внимания психиатров в середине XX века.

Когда человек не в силах справиться со страхом перед чем-то или перед кем-то, он может постараться убежать, скрыться, прибегнуть к чьей-либо помощи. Причины страха лежат вне человека, причины тревоги - внутри. Человек сам не знает, что именно вызывает его тревогу. Что-то беспокоит его. Что-то мешает ему работать, отдыхать, читать, играть, гулять. Он не может назвать причины своих терзаний.

Постепенно тревога становится невыносимой, а спрятаться от нее нельзя. Но человеку необходима защита. И тогда начинают изменяться все его ощущения. Загнанный в угол человек пытается отвергнуть мир, к которому он не способен приспособиться. Он пытается создать свой собственный параллельный мир, как это делает ребенок, строя домики из песка или бумаги. Появляются галлюцинации, назначение которых ограждение от враждебного и опасного окружения. Человек перестает ориентироваться во времени и пространстве, путается в мыслях. Так начинается распад человеческой личности.

Иделер впервые описал явление, которое в шестидесятые годы XX века получило название "галлюцинаций реального страха". Однако больная фантазия проявляется не только в галлюцинациях. Она искажает все предметы и по-своему толкует все события. Она постоянно занята тем, что пытается подыскать подходящий образ для невыносимой немой тревоги. Тревога должна заговорить. Для того чтобы человек, находящийся в состоянии депрессии, мог ее вынести, она должна наполниться достаточно понятным содержанием. Современные философы-экзистенциалисты называют этот процесс "рационализацией тревоги".

В настоящее время "рационализация тревоги" воспринимается, как нечто давно и бесповоротно установленное, однако ее часто путают с приданием скрытому врагу зримого образа, а это совсем не одно и то же.

Враг нужен человеку вовсе не для того, чтобы разобраться в причинах своих страхов или, по крайней мере, найти для них правдоподобное объяснение, а в качестве объекта возможной агрессии, на котором можно сорвать свою злость и таким образом добиться нервной разрядки. Объект агрессии находится вне человека и к нему сознательно испытывается враждебное отношение, одновременно в бессознательном возникает враждебное отношение к каким-то внутренним органам, которые прочно ассоциируются с образом врага. Когда нет возможности добраться до зримого врага, человек воюет на том поле, на котором ему обеспечена "победа": начинается расправа над собственным организмом. Подавленная агрессия ведет к болезням и саморазрушению организма.

Впрочем, бывает так, что со временем угнетенный человек все меньше нуждается в разрядке. Он вступает на путь, неизбежно ведущий к "внутренней" смерти, т.е. к состоянию, в котором угасают все желания. Каждый шаг в этом направлении связан с каким-то новым ограничением, с возведением еще одного ограждения, за которым прячется меланхолик.

Идеи Иделера, как и теории Хейнрота, не случайно начали привлекать к себе особое внимание психиатров в середине 1980-ых годов. В лексикографическом исследовании, опубликованном в ФРГ в 1980 г. утверждалось, что сто лет назад слово "страх" (Furcht) употреблялось в два раза чаще, чем слово "тревога" (Angst). Теперь же слово "тревога" встречается в шесть раз чаще, чем "страх".·

(продолжение в следующем выпуске...)

При подготовке выпуска были использованы:http://www.orc.ru/~golzman/psy.htm



Последствия смещения позвонков и их вероятные психологические причины

Номер позвонка

Связь с другими частями и органами тела

Последствия смещения

Кровоснабжение головы, гипофиз, кожа головы, кости лица, мозг, внутреннее  среднее ухо, симпатическая нервная система Головные боли, нервность, бессонница, насморк, высокое давление , мигрень, нервные срывы, амнезия, хроническая усталость, головокружение.
Глаза, глазные нервы, слуховые нервы, полости, сосцевидные отростки, язык, лоб. Заболевания полостей, аллергия, косоглазие, глухота, глазные болезни, ушные боли, обмороки , некоторые виды слепоты.
Щеки, внешнее ухо, кости лица, зубы, тройничный нерв Невралгия, неврит, угри или прыщи, экзема
Нос, губы, рот, евстахиева труба Сенная лихорадка, катар, потеря слуха, аденоиды
Голосовые связки, гланды, глотка. Ларингит, хрипота, болезни горла, околоминдалековый абсцесс.
Шейные мышцы, плечи, миндалины Ригидность затылочных мышц, боль в верхней части руки, тонзиллит, коклюш, крупп.
Щитовидная железа, плечевые синовиальные сумки, локти Бурсит, простуда, болезни щитовидной железы.
Руки (локоть - кончики пальцев), пищевод и трахея Астма, кашель, затрудненной дыхание, одышка, боль в руках (от локтя до пальцев)
Сердце (включая клапаны), коронарные артерии Функциональные сердечные заболевания и некоторые болезни груди.
Легкие, бронхиальные трубки, плевра, грудь, груди Бронхит, плеврит, пневмония, гиперемия, грипп
Желчный пузырь, общий желчный проток Болезни желчного пузыря, желтуха, опоясывающий лишай
Печень, солнечное сплетение Болезни печени, лихорадка, низкое давление крови, анемия, нарушение кровообращения, артрит
Желудок Желудочные болезни, включая спазмы желудка, несварение, изжога, диспепсия.
Поджелудочная железа, 12 пк Язва, гастрит
Селезенка Пониженная сопротивляемость
Надпочечник и надпочечные железы Аллергия, крапивница
10г Почки Болезни почек, затвердение артерий, хроническая усталость, нефрит, пиелит (воспаление почечной лоханки)
11г Почки, мочеточники Болезни кожи, например угри, прыщи, экземы, фурункулы
12г Тонкие кишки, лимфатическая система Ревматизм, боли в животе (при метеоризме), некоторые виды бесплодия.
1п Толстая кишка, паховые кольца Запор, колит, дизентерия, понос, некоторые виды прободений или грыж
2п Аппендикс, низ живота, верхняя часть ноги Судороги, затрудненное дыхание, ацидоз (нарушение кислотно-щелочного равновесия в организме)
3п Половые органы, матка, мочевой пузырь, колени Болезни мочевого п., расстройства менстр. (болезненные или нерегулярные), выкидыши, мочеиспускание в постели, импотенция, изменения жизненных симптомов, сильные боли в коленях.
4п Простата, поясничные мышцы, седалищный нерв Ишиас, люмбаго. Трудное, болезненное или слишком частое мочеиспускание. Боли в пояснице.
5п Нижняя часть ноги, лодыжки, ступни Плохое кровообращение в ногах, опухание лодыжек, слабые лодыжки и подъемы ступни, холодные ноги, слабость в ногах, судороги ножных мышц.
Крестец Тазовые кости, ягодицы Заболевания крестцово-подвздошного сочленения, искривления позвоночника
Копчик Прямая кишка, анус Геморрой, зуд, боли в копчике в сидячем положении.

Искривления позвоночника

Вероятная причина

Страх. Смятение. Бегство от жизни. Недовольство собой. «Что скажут соседи?»
Отрицание мудрости. Отказ знать и понимать. Нерешительность. Обида и обвинение. Несбалансированные отношения с жизнью, отрицание духовности.
Принятие на себя вины других. Чувство вины. Мученичество. Нерешительность. Самоизнурение. Вы откусываете больше, чем можете проглотить.
Чувство вины. Подавляемый гнев. Горечь. Сдерживаемые чувства. Еле сдерживаемые слезы.
Боязнь насмешек и унижения. Боязнь выразить себя. Отказ от собственного блага. Перегрузка.
Тяжести. Перегрузки. Стремление выправлять других. Сопротивление. Отсутствие гибкости.
Смятение. Гнев. Чувство беспомощности. Невозможность дотянуться.
Боязнь жизни. Слишком много дел и забот. Не могу справиться. Отгораживание от жизни.
Страх, боль и обида. Нежелание сочувствовать. Душа на замке.
Внутренний хаос. Застарелые глубокие обиды. Неспособность общаться.
Горечь. Потребность вредить. Проклятья.
Отказ перерабатывать эмоции. Сдерживание чувств, гнева.
Озлобленность, скопление отрицательных эмоций. Страх перед будущим. Постоянное беспокойство.
Накопление боли. Отказ радоваться.
Навязчивые мысли о поражении. Неприятие собственного блага.
Чувство, что жизнь вас предала. Обвиняете других. Вы - жертва.
10г Отказ принимать на себя ответственность. Потребность быть жертвой, «Это вы виноваты»
11г Низкое мнение о себе. Боязнь отношений.
12г Не признаете право на жизнь. Неуверенны и боитесь любви. Не обладаете способностью усваивать.
1п Настойчивое стремление к любви и потребность в одиночестве. Неуверенность.
2п Вы прочно увязли в обидах детства. Не видите выхода.
3п Сексуальное совращение. Чувство вины. Ненависть к себе.
4п Отвергаете сексуальность. У вас финансовая неустойчивость. Страх за свою карьеру. Чувство беспомощности.
5п Ненадежность. Трудности в общении. Гнев. Неспособность получать удовольствие.
Крестец Потеря силы. Застарелое злое упрямство.
Копчик Вы не в ладу с собой. Продолжаете упорствовать. Вините себя. Не расстаетесь со старой болью.
 

При подготовке выпуска были использованы:http://www.akviloncenter.ru/


Как нас найти:

Заходите в нашу библиотеку: архив рассылки
Добро пожаловать на наш сайт: http://noviykamelot.ru
Пишите: info@noviykamelot.ru.

С уважением,
ведущая рассылки Олеся.

Рассылки Subscribe.Ru
Корпоративный вестник компании "Новый Камелот"
Юридический путеводитель


В избранное