Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Компьютер для врача

  Все выпуски  

Компьютер для врача # 13


22 июня 2008 г.

КОМПЬЮТЕР ДЛЯ ВРАЧА # 13

Рассылка "Компьютер для врача" закрывается. Подписчики будут переданы в рассылку "Врач-аспирант" - научно-практический журнал". При необходимости вы можете изменить состояние подписки по адресу subscribe.ru/member

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕМЫ ФОРУМА

- Электронная история болезни пациента,
- Программное обеспечение для ведения базы данных о пациентах,
- Портал анализа медицинских данных.

ФАКТОРЫ УСПЕШНОГО ВНЕДРЕНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В КРУПНОЙ БОЛЬНИЦЕ

Автор статьи - Ликстанов М.И.
Статья опубликована в 23 номере журнала "Врач-аспирант"

Информационные технологии играют большую роль в самых различных сферах деятельности человека. Внедрение информационных систем позволяет ускорить обмен данными между участниками бизнес-процессов, уменьшить количество ошибок персонала, и, самое главное, обеспечивает возможность использования алгоритмов интеллектуального анализа данных и экспертных систем для принятия обоснованных оперативных и стратегических решений. Однако в медицине такие системы применяются все еще крайне редко. Одна из основных причин, по нашему мнению, состоит в том, что процесс внедрения медицинских информационных систем, которые представлены на рынке, как в России, так и за рубежом, плохо изучен, не формализован и не имеет научного обоснования. В наибольшей степени это утверждение относится к крупным многопрофильным клиническим больницам, которые в городах нашей страны представляют собой опорное звено здравоохранения. В данной статье проанализировано внедрение системы в одной из ведущих больниц города Кемерово – МУЗ Городская клиническая больница №3 которую автор возглавлял с 1996 г. по август 2007 г.
В составе больницы находится 23 клинических отделения и 10 отделений параклинической службы, расположенных в 8 корпусах; пациентам оказывается экстренная и плановая помощь на 900 койках; она является клинической базой Кемеровской государственной медицинской академии. Непрерывное развитие больницы осуществляется в соответствии со стратегическим планом, опирающимся на специально разработанную коммуникативную политику, одно из главных направлений которой состоит в обеспечении как можно более полного удовлетворения информационных потребностей участников лечебно-диагностического процесса (руководящий состав, медицинский персонал, пациенты и их родственники) на основе внедрения информационных технологий и телекоммуникаций.
Важнейшую роль в осуществлении этого плана играет комплекс коммуникационных средств, необходимый для обеспечения стабильной и эффективной деятельности учреждения, оказывающего медицинские услуги населению, и для продвижения услуг на рынок. В свете сказанного очевидна и необходимость использования в больнице комплексной медицинской информационной системы, которая не только обеспечила бы сбор данных для учета и принятия управленческих решений, но и предоставила бы возможности для повышения качества медицинской помощи. Такая система должна, по существу, являться клинической информационной системой (КИС), то есть системой, предназначенной для работы с ней всего медицинского персонала больницы.
Подготовительная работа к внедрению системы велась параллельно по ряду направлений. Основные направления и их содержание приведены в табл. 1. Отметим, что существуют лишь единичные опубликованные работы с рекомендациями по внедрению КИС [1,2], но они не опираются на опыт внедрения таких систем в крупных многопрофильных российских больницах, оказывающих экстренную помощь пациентам. Были сформулированы (и уточнялись в течение подготовительного этапа работы над проектом внедрения КИС) требования к системе, главное из которых состоит в том, что ее использование должно обеспечить медицинскому персоналу возможности увеличения эффективности лечения, повышения уровня безопасности пациентов, рационального расходования ресурсов больницы.
Существуют три возможных способа внедрения КИС. Вариант создания КИС силами штатных ИТ-специалистов нами не рассматривался, так как в больнице не работают профессиональные программисты. Вариант заказа разработки софтверной фирме несет в себе ряд рисков, поскольку известно, что такой подход требует, во-первых, четкой формулировки технического задания, для чего специалисты больницы не имели достаточного опыта. Во-вторых, требуются многочисленные итерации для достижения необходимого качества программного продукта и большой период времени на разработку (по некоторым оценкам до трех лет). В-третьих, этот вариант несет в себе слишком большой риск неудачного завершения проекта. Вследствие этого был выбран третий возможный способ – приобретение типовой КИС, так как, несмотря на необходимость адаптации такой системы к условиям работы в конкретной больнице, риск неудачи внедрения был признан существенно меньшим.
Начиная с весны 2005 г. нами проводился широкий поиск КИС, отвечающей выдвинутым требованиям. Поиск включал в себя посещение специализированных выставок в различных городах; встречи с главными врачами больниц, в которых такие системы были разработаны или приобретены у фирм-разработчиков; поиск в Интернете с использованием ключевых слов «клиническая информационная система» и «медицинская информационная система». Наибольшее количество ссылок было представлено в поисковой системе Google.ru (меньше – в системе Rambler.ru и значительно меньше - в Yandex.ru). Проведенный анализ показал, что наиболее полно сформулированным требованиям удовлетворяет КИС ДОКА+ разработанная фирмой «МедИнТех» на базе Фонда «Медсачасть-168» в Новосибирске, и было принято решение о внедрении этой системы. В декабре 2005 г. она была установлена на специально приобретенном сервере, после чего начался процесс обучения персонала ее использованию и, параллельно, наполнению многочисленных справочников системы под руководством и при участии членов созданной приказом главного врача трехсторонней группы.
Еще одно направление предварительной работы связано с необходимостью решения ряда важных юридических вопросов:
- анализ юридического статуса электронных медицинских документов;
- разработка типового договора со специалистами, владеющими навыками работы на ПК по обучению медицинского персонала и заключение таких договоров;
- разработка и заключение договоров с ведущими врачами по внесению в приобретенную систему моделей лечения и обследования (схем, стандартов или протоколов) для ряда нозологий по каждому профилю лечения, проводимому в больнице;
- разработка политики безопасности конфиденциальных данных пациентов и ограничений прав доступа персонала к информации без ущерба для качества работы;
- разработка и утверждение приказов по больнице о регламенте работы персонала в КИС.
Использование системы по приказу главного врача началось с 01.03.2006 г. В первые недели работы с КИС выявились: а) конкретные ограничения системы, которые не были обнаружены нами в процессе предварительного анализа состава ее функций, и б) общие факторы, задержавшие начало использования системы в больнице.
К а) относятся реализованные в системе режимы работы приемного отделения и отделений реанимационного профиля, не учитывавшие специфические особенности больницы, оказывающей экстренную медицинскую помощь. Процесс обсуждения с разработчиками системы и программной реализации этих особенностей занял 2 месяца, что позволяет нам оценивать полноту и скорость необходимой адаптации системы в начале ее использования как удовлетворительную. В дальнейшем врачи больницы сформулировали ряд дополнительных требований, направленных на повышение удобства работы с системой, которые также были реализованы разработчиками. Например, список отделений, предъявляемый врачу для оформления перевода пациента в другое отделение больницы, не был упорядочен, что допустимо для небольшой или средней больницы, но неудобно в случае крупного учреждения. Более сложный в реализации пример: выбор врачом обследований для назначения пациенту. Для этого система предъявляет упорядоченный двухуровневый перечень обследований, выполняемых в больнице. Врач должен отметить в нем необходимые пациенту обследования, а для некоторых из них (например, рентгенографического исследования) выбрать область исследования. Система предоставляла возможность выбора только одной области, в то время как в больнице, оказывающей экстренную помощь, врачам достаточно часто надо указать сразу несколько областей, для чего приходилось повторно входить в режим назначения.
К б) относятся следующие факторы:
- недостаточное число штатных ИТ-специалистов в крупной многопрофильной больнице (во внедрении участвовали 2 таких специалиста) для быстрого внедрения, так как для него необходимо конструирование большого количества форм документов, формализованных и текстовых шаблонов (с использованием языка гипертекстовой разметки HTML) и работы по наполнению различных справочников системы;
- недостаточность знаний и навыков у сотрудников для «быстрого старта», которую невозможно было исключить на этапе обучения.
Несмотря на наличие указанных исходных ограничений и общих факторов, с мая 2006 г. весь медицинский персонал использует систему в ежедневной работе, что является критерием успешности внедрения. Создание новых форм документов, шаблонов врачебных записей (различных разделов первичного врачебного осмотра, дневниковых записей и т. д.) и моделей лечения и обследований для различных нозологий продолжается в плановом порядке. Врачи, медсестры и административный персонал больницы положительно относятся к применению системы, получая от него существенные выгоды. В первую очередь это связано с экономией времени и сил на рутинных операциях и, самое важное, с уменьшением числа ошибок персонала. Например, полностью исключены ошибки, возникающие при переписывании медсестрами врачебных назначений из листов назначений в соответствующие журналы, так как последние формируются автоматически. Существенно сокращено число врачебных ошибок при назначении пациентам медикаментов: а) взаимодействующих между собой; б) вызывающих побочные действия; в) имеющих противопоказания.
Таким образом, успешность внедрения системы в крупной городской клинической больнице обусловлена целым рядом организационных факторов, а также свойств выбранной системы.
Особо выделим следующие:
1. Разработка плана внедрения, охватывающего весь набор направлений, необходимых для анализа и проведения работ по внедрению.
2. Формирование в больнице трехсторонней группы, включающей в себя врачей – потенциальных лидеров внедрения, выявленных на подготовительном этапе.
3. Достаточно высокая степень «обкатанности» системы ДОКА+ в больницах различного профиля в предыдущие годы и ее непрерывное развитие.
4. Важные для успешности внедрения свойства выбранной нами системы: удобство ее использования медицинским персоналом, функциональная гибкость, ориентация на поддержку принятия врачебных решений.

Список использованных источников

1. Шифрин М.А. Медицинские информационные системы: эффективные решения и трудные вопросы // Главврач, 2003, №6, с. 67–70.
2. Гусев А.В. и др. Медицинские информационные системы. Петрозаводск, Издательство ПетрГУ, 2005, 404 с.

Всего хорошего!

Ведущий рассылки - Логвин Е.В., logvin@yandex.ru


В избранное