Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Медицина для Вас. Современные методы лечения. Интервью профессора Ройтберга на Business FM.


Все лучшее в медицине!
125047, Москва, 2-й Тверской-Ямской переулок, дом 10 (метро <<Маяковская>>)

ОАО "Медицина"

"Медицина для Вас. Современные методы лечения."

SMART-клиника: информатизация здравоохранения

 - Григорий Ефимович, в последнее время при обсуждении любых вопросов самое часто употребляемое слово – это «модернизация». В медицине, наверное, не исключение: модернизация тоже назрела.

- Я думаю, вначале мы должны определиться, что понимать под модернизацией в медицине: электронные виды записи, запись в Интернете, запись через iPhone, возможность получения каких-то консультативных вещей, какие-то элементы телемедицины, для консультаций. Это очень все красиво, но качество медицинской помощи этим мне определяется. Более важно, когда мы говорим о модернизации и где мы… Сейчас модно говорить, что мы в этом отстали, но, думаю, это та отрасль, где мы отстали очень сильно. Нельзя себе представить современную клинику, где доктор, который осматривает больного, не имеет прямого on-line доступа, в электронном виде ко всем его анализам, ко всем картам, рентгеновским снимкам и так далее. Нельзя себе сегодня представить современную клинику, где нет электронной истории болезни. Не потому, что это удобно пациенту, и даже не потому, что это удобно врачу, который уже к этому привык. А самое главное – потому что это дает возможность получать результаты на другом уровне. Уже несколько тысяч лет говорится, что больной должен принимать участие в лечебном процессе. Что это означает в современных условиях? Мы считаем, что больной должен полностью владеть всеми данными, которые у него есть в истории болезни. На сегодня любой больной у нас имеет право и возможность получить доступ в электронную историю болезни с любого своего компьютера, ноутбука. Это ведь другое качество общественного контроля, ценность которого трудно себе представить. Или, например, мы сейчас заканчиваем и открываем такой первый частный и, я думаю, самый высокооснащенный онкологический научный центр. Если у вас нет высокой степени информатизации, если вы не можете подсоединить, скажем, такие высокоточные методы, как компьютерный томограф, позитронно-эмиссионный томограф с линейным ускорителем, то есть  радиотерапию в течение лучевой терапии, тогда нельзя говорить о современном лечении.

- А насколько тяжело внедрять вот эти новые IT-технологии в медицинские процессы и медицинские учреждения?

- Честно говоря, я хочу всех предупредить, что это очень тяжело. Такие замечательные заявления, которые сейчас делаются, они меня обнадеживают. О том, что через год-два везде будет электронная история болезни. Но жизнь покажет. Если вы меня пригласите через два года, мы подведем итоги. Но я могу сказать, что я не пессимист, может быть, я хорошо осведомленный оптимист. Не получится ни за год, ни за два. Могу сказать, что мы пользуемся электронной историей болезни 12 лет. В России это рекорд. Активно электронная история болезни внедряется в России несколько лет. В Москве уже есть десяток, может быть, два лечебных учреждений. Первое, с чем вы сталкиваетесь не только у нас, а во всем мире, - это мощное сопротивление персонала, которому надо показать, что писать от руки – это привычно, но это плохо. О том, что все записи должны храниться, о том, что больной имеет право получить данные. Это настолько меняет устоявшиеся взгляды, что, я думаю, нам это было не просто – понадобились года.

- Годы и деньги, наверно потому, что мало того, что нужно внедрять новые технологии, нужно еще и переобучать персонал. Насколько это затратный процесс – внедрение новых технологий?

- Я понимаю, где я нахожусь. Это Business FM, здесь говорят о деньгах. Но я вас, честно говоря, хочу расстроить. Я вспоминаю кота в Простоквашино, который говорит, что с финансами у нас нормально - у нас «мозгов не хватает». Я не думаю, что внедрение  IT-технологий является сложной в финансовом отношении задачей. Основная проблема – это как раз проблема менталитета, инерционности мышления и другое. Если говорить о деньгах, то это, конечно, стоит денег. Что такое информатизация? Есть элементарно электронные карты, электронная запись, то это на самом деле копейки. Копейки даже не для очень богатой городской сети. Абсолютно. Это немного. Если вы говорите о внедрении того, что мы сейчас делаем вместе с IBM, - SMART-clinic или SMART-room, то есть «умные палаты», «умные операционные». Это дорогостояще. Пока мы одни, конечно. Это дорогостоящее удовольствие. Вот здесь это не предел. Вы можете обойтись в хорошо развитой клинике 200 тысячами долларов, но можете потратить, как ведущие клиники Запада, которые тратят на большую клинику 20-25 миллионов долларов. То есть пределов  не существует. Все зависит от того, какие задачи вы ставите, что вы хотите добиться, где то соответствие потраченных денег и того, что вы за эти деньги получаете.

-  SMART-clinic, SMART-room, вы сказали, насколько я понимаю, некая аналогия с «умным домом». Когда я захожу, и у меня по хлопку включаются свет, холодильник, пылесос.

- «Умный дом» или «умное управление помещением» - это очень маленькая часть. Это еще было связано с тем, что мы сейчас проходим аккредитацию по американской системе JCI, первые в стране, там очень высокие требования к степени безопасности. То есть ошибки сестры, ошибки врача, минимизация этих ошибок как раз возможна. Ну, например, если это не заложено в историю болезни, то сестра не может набрать то лекарство, которое она может по ошибке набрать. Когда она заходит в палату, то на мониторе зажигается ее степень допуска и все, что она должна делать. Это означает, что она может получить. Вот вы сказали, управление жалюзи, например. Все это очень выгодно смотрится, но это очень маленькая часть и, в общем, не самое основное, что есть. Если вы возьмете «умные операционные», то это «песня». Когда заходит хирург, то он не теряет время, все приспособлено так, как ему удобно. Такой свет, который он настраивал раньше, те очки, к которым он привык, тот уровень сиденья, с которым он работает. Больной подвозится так, как удобно этому хирургу. Это все занимает секунды вместо того, чтобы на это уходило очень много времени. Эта автоматическая система контроля за анестезиологическим пособием гораздо быстрее, чем может даже сделать самый опытный анестезиолог.

- Это опять же влияет и на скорость проведения тех же самых операций. Как следствие – количество пациентов, которых вы можете успеть обслужить.

- Вы правильно сказали, что это, в конце концов, и экономическая субстанция тоже. Просто мне даже как-то всегда не очень приятно пересчитывать, сколько будет стоить человеческая жизнь. Но на самом деле это тоже экономическая субстанция. Когда вы проводите большее количество операций, когда время от момента госпитализации сокращается на 30-40 минут, то это выигранные проценты человеческих жизней. Что касается непосредственной экономии на сестрах, то, я думаю, она будет не так уж велика.

- Есть ли в России еще какие-то примеры внедрения технологий такого уровня?

- Что касается такого уровня, то мы первые. Это пилотный проект, который мы делаем вместе с IBM. Мы писали об этом. Они нам показали, как это сделано. Но у нас основа была очень хорошая. По-настоящему то, что называется «умная клиника». В России пока нет. Я думаю, что мы будем первые. То, что можно называть полностью виртуальным пространством.

 - Естественно, не могу не задать вопрос, насколько это дорого для клиента. Уровень цен, если сравнить с рынком, или, может быть, даже какие-то примеры конкретные в рублях, долларах, евро.

- Качество медицинской помощи определяется в том числе степенью виртуализации. Но если вы будете автоматизировать беспорядок, то вы получите автоматизированный беспорядок. Поэтому до того, как мы пришли к виртуализации клиники, мы работаем в строгой системе международных стандартов. У нас много лет внедрено ISO 9001:2008. Мы сейчас проходим американскую систему стандартизации. Мы стандартизированы как лучшая швейцарская клиника, имеем соответствующие сертификаты. Может ли это быть намного дешевле, чем за рубежом? Отвечаю: нет. У нас только один сегодня запас – это более низкая заработная плата. И то она настолько стремительно растет, что скоро этого тоже не будет. Поэтому если вы знаете западные цены, то вы не можете при современном оборудовании, которое  вы покупаете за рубежом, при лекарственных препаратах и высококвалифицированных докторах, которые периодически учатся за рубежом, то вы не можете получить существенную разницу в цене. Я думаю, что наши цены соответствуют, допустим, израильским, итальянским, испанским. То есть странам, где не очень высокий уровень заработных плат. Еще раз повторяю - это единственная возможность пока что получать более дешевые цены.

- Спасибо большое. Всего вам доброго!

- Спасибо.

 

Адрес электронной почты: contact@medicina.ru

Все размещенные материалы, являются проверенной информацией от специалистов. Тем не менее, ОАО "Медицина" не несет никакой ответственности за любые действия, совершенные кем-либо основываясь на информации из этой рассылки. Авторские права на публикуемые материалы принадлежат ОАО "Медицина". Размещение материалов рассылки возможно только с указанием ссылки на истоочник информации.


В избранное