Сегодня, мы публикуем
отрывок из книги И.Шангина "Русские дети".
Основы народной
педагогики.
ДЕТСКАЯ БОЛЕЗНЬ.
Состояние
ребенка, возникшее вследствие вредоносного воздействия раздражителей внешней или
внутренней среды, а по народным представлениям — в результате действия демонов и
духов болезней или другой нечистой силы, ведьм, колдунов, людей с дурным глазом.
Среди основных известных в XIX в. Д. б. можно назвать: грыжу,
дифтерит, «замай» (расстройство пищеварения у грудных детей), «захват»
(задержание мочи у детей), золотуху, зубищи, испуг, летучий огонь,
«младенческое», молочницу (молошонка), коклюш, коросту (чесотка), корь (корюха,
корюшка), костоеду, лихорадку, оспу, полуночницу, порастунь-ки (медленный рост
детей), порчу, простуду (ломота), родимец, сглаз (урок, призор), скарлатину
(горлянка), собачью старость, «тиренький» (младенческий дух), щетинку.
В народной традиции демонов, вызывающих болезни, чаще всего
представляли в антропоморфном виде: в облике безобразной костлявой женщины или
страшной девки с огненными глазами и оскаленными зубами, обычно с распущенными
волосами, босыми, закутанными в какую-нибудь ткань, реже в мужском или
неопределенном облике (некто); иногда в зооморфном: собакой, птицей,
червем-волосенем, мышью. Демоны могли представляться явлениями природы: туманом,
облаком, мглой, воздухом. Либо в виде нечистой силы — злых духов: Ревуна, Вопуна,
Лаюна, Щекотихи, Полуночника, различных бесов, кикиморы, домового.
Полагали, что демоны как детских, так и взрослых болезней
находились в родственных отношениях. Так, утверждали, что у чумы и оспы мог быть
ребенок; лихорадки, согласно апокрифическим мотивам, являлись дочерьми царя
Ирода, соответственно между собой — сестрами, обладающими собственными именами:
Ворогуша, Гнетея, Глухея, Говоруха, Желтея, Знобея, Кумоха, Ледея, Ломея, Невея,
Огнея, Трясо-вица. Говорили, что болезни ходят по деревням пешком или летают по
воздуху, носят в руках косу, лук и стрелы.
Местом обитания Д. б. считали край света или территорию водных
источников, темный лес; они могли поселиться в самом ребенке, либо превратиться
в насекомое или животное, которые проникали внутрь человека или прикасались к
нему и вызывали болезнь. В Орловской губ. верили, что болезни живут между небом
и землей в доме из железа и стали, с медными дверями и двенадцатью замками, на
которые от Бога положены печати, а ключи от них — у дьявола. Когда Господь
прогневается на человека, то посылает ангела выпустить одну из болезней. Ангел
прилетает к дому болезней и снимает печати, а дьявол отпирает дверь и выпускает
одну из болезней. По указанию ангела, она является и поражает человека, которому
назначено заболеть, а потом идет с ответом к Богу. После ответа ангел снова
отводит ее в дом болезней, запирает двери и накладывает на них печати.
Среди причин Д. б. замечали как естественные, например простуда
(ломота), так и сверхъестественные — воздействие на ребенка мифологических
существ за нарушение каких-либо запретов (в том числе за причинение вреда этим
духам, проникновение в места их обитания, за называние болезни своим именем). В
Калужской губ. верили, что если родившийся ребенок начинает смеяться, то в него
вселился особый младенческий дух — «тиренький». Такого ребенка нельзя было
показывать чужому человеку, так как «тиренький» этого не любит, и еще такой
ребенок требует очень осторожного обращения, иначе из него вырастет урод. Вред
ребенку могли принести и природные явления — вода, ветер. Самым опасным считался
вихрь, обличье которого могла принимать болезнь; в Калужской губ. полагали, что
это несется сатана, поэтому от вихря надо бежать, чтобы он не прошел сквозь
человека, иначе можно умереть, получить тяжелую болезнь или сойти с ума.
Особенно берегли ребенка от лунного света, который часто вызывал у детей
бессонницу (полуночницу), поэтому не разрешалось ночью, когда светила луна,
выносить ребенка из дома, оставлять во дворе детскую одежду и пеленки, иначе он
станет беспокойным и крикливым; укладывать ребенка спать напротив лунного света,
чтобы он не стал лунатиком.
Болезнь можно было получить в дороге; в Новгородской губ. такие болезни называли
«встрешными». В Орловской губ. считали, что у ребенка может появиться кашель и
хрипота (про такого говорили: «младенчик стоит»), если он пройдет ночью босиком
по полу и наступит на следы домового, имеющего привычку всю ночь бегать по дому
и играть .со своими детьми. Насылалась болезнь и за совершение грехов (например,
несоблюдение поста), поэтому в некоторых местах про выздоравливающих говорили:
«Бог простил». В Смоленской губ. придерживались убеждения, что болезни находятся
в непосредственном распоряжении дьявола и проживают у него в аду. В Калужской
губ. дьявол почитался отцом всех болезней, и они обязательно должны были ему
повиноваться. Поэтому Д. б., происходящие от чертей и другой нечистой силы,
считались трудноизлечимыми.
Наибольший вред для детей, по народным представлениям, исходил от
сглаза, в понятие которого входили «представления о необъяснимой опасности,
которая может произойти от контакта с другим человеком: разговора, речей
(оговор, приговор, урок), прикосновения (прикос, ураз), дыхания (озе-выши, озев,
озек, озык, озеп), взгляда (призор, сглаз)» (10, с. 245). В этом смысле особенно
опасались «чужаков», людей с физическими отклонениями: кривых, слепых, одноногих
и одноруких, хромых, немых; людей с определенным цветом волос и глаз (обычно
черных); нарушителей норм супружества, например бывших замужем два или три раза.
В заговорах как опасные перечисляются: девки-долговолоски, вековухи, чернички,
чернавки, мужики-чернецы, бабы-про-стоволоски, самокрутки и самотряски и т. д.
Вариант сглаза — озев — напускался недобрым глазом на тех детей, которые зевали
и не крестили рта; урок мог произойти от завистливой похвалы. В результате
сглаза у ребенка могла
появиться любая Д. б. Он становился нервным и беспокойным, начинал худеть,
бледнеть и сохнуть (делался «как стень», т. е. сухой), у него болела голова или
живот, появлялись красные пятна и сыпь.
Кроме того, опасались, что ребенок заболеет от порчи, полученной в
результате колдовства, наговора, произведенных злой волей колдуна. Колдун мог
испортить ребенка через прикосновение, через разные области человеческого тела,
например волосы, через одежду, через «вынимание следа» (проводя магические
действия с землей, вынутой из отпечатка следа ребенка), через еду и питье, через
заговоренные предметы, брошенные на дороге, через внушение; мог напустить порчу
по ветру и воде.
Чтобы не допустить нападения на ребенка духов Д. б., предотвратить
сглаз и порчу, совершали различные профилактические действия.
Продолжение следует...
Жизнь без паразитов ?!
Частенько в диагнозах врачей встречаются
словосочетания типа «боли неясной этиологии», «аутоиммунные
заболевания», т.е диагнозы, причины которых неясны медикам. А не
являются ли причинами этих заболеваний глисты и микроорганизмы, точнее –
паразиты.
Многие из врачей народной медицины склоняются именно в эту сторону.
Какие паразиты могут жить в нашем теле? Какие симптомы заражения
ими? Какими мыслями мы притянули их в свое тело? Подробно рассматриваем
психологические причины.
А также, различные комплексные методики излечения.
Противопаразитное питание – как эффективное средство профилактики и
лечения. Организация естественного питания. Разумная гигиена. Что
делать, если дома есть животные – как обезопасить их и себя. Чем и как
укреплять иммунитет, чтобы организм сам справлялся с непрошенными
«гостями».
Плюс материал очень обширного обсуждения всех этих вопросов на семинаре.