Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Методики очищения организма

  Все выпуски  

Методики очищения организма


 

"КЛУБ неНОРМАЛЬНЫЕ РОДИТЕЛИ"

Сегодня, мы публикуем отрывок из книги И.Шангина "Русские дети".

Основы народной педагогики.

Русские дети

ПОЯВЛЕНИЕ ДУШИ У РЕБЕНКА.

 

    То есть, как считалось, невидимой бессмертной субстанции, являющейся необходимым атрибутом живого человека и находящейся внутри его тела. В народных представлениях отсутствуют ясные или законченные описания души. По словам корреспондента Этнографического бюро кн. В. Н. Тенишева, «у крестьян... понятия о душе настолько смутны и неясны, что, положительно, не представляется никакой возможности усвоить и передать эти понятия в какой-либо определенной форме».

  При всей противоречивости мнений о времени П. д. у р. их объединяет одна общая черта — это представление о возникновении души извне, причем она не сама появляется, а ее «приносят», «вкладывают», «сажают». В качестве подателя души выступают Бог или ангел: «Ребенок зарождается в момент соития и душу ему дает Бог» (Вологодская губ.), «Ангел, приносящий душу, пишет в книгу его судьбу и кончину» (Пензенская губ.), «По мнению крестьян, душу младенцу приносит ангел» (Владимирская губ.). В Пензенской губ. зафиксировано свидетельство, что в ситуации рождения внебрачных детей «им душу приносит не ангел, а черт».

  В народной антропологии могут быть отмечены три версии появления души: а) в момент зачатия: «А душу Бог дает тотчас после зачатия» (Новгородская губ.); б) в середине беременности («живая половина»): «После половины беременности мужья избегают совокупляться, так как ангел приносит младенческую душу», «Считается плод одушевленным со второй половины беременности, с тех пор, когда ребенок начинает шевелиться в утробе» (Калужская губ.); в) при рождении: «Как только ребенок родится, Господь посылает Ангела-хранителя с душой для младенца» (Орловская губ.), «Душа у всех одинакова, когда рождается младенец, ее и сажает ангел-хранитель» (Владимирская губ.).

  Распространение той или иной версии зависит от того, какое из свойств души выбирается в качестве «опознавательного» признака ее наличия. Там, где речь идет о появлении души в момент зачатия, важнейшим становится мотив дыхания — духа (ср. ярославское представление: «Если во время совокупления не дышать — не зачнешь» — или заговор на бесплодие: «Обручается раба Божья N... и раб Божий N в рабу Божью N не впущает плоть свою и дух»). То есть связывали душу с дыханием, а через него — и с ветром. В этом контексте показательно, что причину неестественной смерти видели в возникновении сильного ветра. И с другой стороны, считалось, что тихий ветер происходит от дуновения ангелов. В этой связи выражение «ветром надуло» как эвфемистическое обозначение беременности может пониматься и буквально, как свидетельство того, что ангел своим дыханием вкладывает душу в младенца.

   В сказочных сюжетах ветер также может быть причиной зачатия. Например, на вопрос к находящемуся в утробе герою: «Откуда он?» — получают ответ: «Я с ветру». Таким образом, дыхание или ветер, выступающий иногда как результат дыхания, являются своего рода носителями душ, средствами их перенесения.

   Иной атрибут души, а именно — движение, становится важнейшим признаком той версии, когда душа появляется в середине беременности. Можно дополнить вышеприведенные свидетельства такими: «Душу в младенца вкладывает Ангел... в половине беременности, когда начнет шевелиться» (Вологодская губ.), «Как шевелиться будет, тожно и душа вложится от Господа Бога» (Сибирь). С этого времени про беременную говорили, что она «о двух душах». Со второй половины беременности действовали многочисленные запреты для будущей матери: нельзя месить хлеб, поднимать тяжести, делать аборт, иначе «христианская душенька будет загублена», кроме того, запрещались супружеские отношения, а все желания беременной старались исполнить, так как «всего этого требует душа младенца». Считалось, что первое движение младенца в некоторых случаях становится «судьбоносным»: «Если в первый раз почувствует шевеление в утробе во время кормления скотины... будет ему [младенцу] удача в скотоводстве; когда стоит на реке, то ребенок будет хорошим рыболовом; если на базаре — торговцем». Повсеместно бытовало поверье, что кого беременная первым увидит после движения плода, на того будет похож ее ребенок. Представления о глубинной связи души и движения находят поддержку в области языковых фактов, точнее — в клишированных выражениях: «душа трепещет, волнуется, ходуном ходит» и т. д.

   Наконец, в третьей версии, согласно которой душа появляется после родов, вновь актуальным становится мотив дыха­ния. Эта версия наиболее близка христианской концепции, в ней утверждается, что душа человека сотворена Богом тем способом, который называется дуновением Божием. Так, в Псковской губ. считали, что «только во время крещения Бог дает младенцу душу — когда священник на него дует». Здесь очевидно неразличение в народном сознании категорий духа и души. Дуновение как средство оживления новорожденного широко известно в народной медицине. Если ребенок рождался слабым, то повитуха дула в уши, темя, рот, нос. В Сибири новорожденному дули в темя, потом в правое, а затем в левое ухо, в Енисейском округе мнимомертворожденному дули в темя.

   Возможно, эти представления связаны с «витальной» семантикой ушей и темени. Известны достаточно многочисленные случаи фиксации поверий, согласно которым Святая Дева Мария родила Спасителя через темя или ухо, к этому же следует добавить широко распространенные объяснения для детей, что «они появились из уха матери». Помимо этого темя отдаленно связано с дыханием, о чем свидетельствует обозначение несросшегося темени у ребенка словом «дыхлинка».

Исключительно в третьей версии становится значимым еще одно проявление души — это смех младенца. Так, в Калужской губ. считали, что «если новорожденный начинает смеяться, это означает, что в нем народился младенческий дух... Младенческий дух зовется «жиренький». Чужому ребенка не показывают, так как «жиренький» этого не любит». Смех ребенка связан с ангелами, которые принесли ему душу (ср., например, широко распространенное у русских представление о том, что когда ребенок смеется во сне, то это означает, что его «ангелы тешат»).

В целом представления о зарождении души весьма разнообразны в народной антропологии, хотя и имеют некоторые общие черты. Несомненно, в них обнаруживается значительное влияние христианской концепции души, согласно которой душа творится вместе с телом. С другой стороны, так как сама церковь с точностью не говорит, в какой именно момент появляется душа, то подобная неопределенность послужила мощным импульсом к формированию достаточно широкого спектра народных представлений о времени зарождения души.

 

В ожидании малыша

 

Эта книга – наш подарок беременным мамам. Нам есть, что рассказать на эту тему.

У Татьяны Морозовой – четверо детишек. У Юлии Матвеевой – трое.

Как выносить здорового малыша? Как научиться общаться с ним? Как растет он и как меняетесь Вы? Кого ждать – мальчика или девочку?

Кроме того, дельные советы о том, как избежать токсикоза во время беременности и каковы его метафизические причины.

Какую гимнастику делать беременным мамам? Что есть и пить? Какие витамины принимать? Как подготовиться к родам?

   И, как обычно, материалы обсуждения этой темы с участниками наших семинаров. Кроме того, в материалах семинаров есть интересные эссе мам, в которых рассказано о том, как у них проходила беременность.

Подробнее...

 

Внимание!

Распродажа

Только до 30 августа 2010  года.

Летняя скидка на материалы всех курсов Школы Здоровья Юлии Матвеевой.

30%

                  

Заявку, Вы можете направить по адресу => 

Советуем прочитать

Русские девушки Русские дети

 Заказать книги  

 

Заказать эту и другие интересные книги можно здесь.


В избранное