Иммунная система человека
Тело человека окружено множеством врагов и постоянно находится под угрозой их агрессии. Эти враги - бактерии, вирусы и прочие микробы. Они могут быть повсюду в окружающей нас среде - от вдыхаемого воздуха до питьевой воды.
Однако большинство людей не подозревает, что человеческий организм располагает мощной армией, противостоящей неприятелю, - защитной или же, иначе, иммунной системой... Подробнее...
Современная иммунотерапия
Cегодня, из-за нарушений в экологии (вода, воздух, удобрения, радиация) быстрых перемещений больших масс людей, нарушений в эндоэкологии (неправильное питание, чрезмерное использование лекарственных средств, хронические стрессовые ситуации) приводят к снижению иммунитета... Подробнее...
Оболочечные вирусы в отличие от нормальных клеток не имеют возможности восстанавливать поврежденную липидную мембрану. Этой слабостью может воспользоваться система комплемента, поскольку малейшее повреждение внешней мембраны приведет к ее разрыву, и соответственно к потере инфекционных свойств вируса. Понятно, что система комплемента, являющаяся частью системы врожденного иммунитета, играет важнейшую роль в борьбе с вирусными инфекциями.
Однако МПК может быть эффективным в отношении лишь тех возбудителей, которые имеют внешнюю липидную мембрану. Грамположительные бактерии или дрожжи, которые имеют дополнительную клеточную стенку, являются неуязвимыми для комплемента.
Главной функцией иммунных клеток, таких как цитотоксические Т-лимфоциты (ЦТЛ) и НК-клетки (натуральные киллеры), является уничтожение поврежденных или инфицированных клеток. ЦТЛ проходят первичную подготовку (обучение) в вилочковой железе (тимусе), которая является частью системы адаптивного иммунитета. Более подробно этот вопрос мы рассмотрим ниже.
НК-клетки, как уже подчеркивалось ранее, являются частью системы врожденного иммунитета. Они поражают любые клетки, которые не имеют характерных «опознавательных знаков», свидетельствующих о том, что эти клетки принадлежат организму. Чужеродные клетки, также как и большинство раковых клеток не имеют подобных «опознавательных знаков». НК-клетки поражают чужеродные клеточные структуры, тогда как нормальные
клетки, несущие на себе характерные «опознавательные знаки», никогда не подвергаются атаке со стороны НК-клеток. Образно говоря, НК-клетки можно сравнить с батальоном Национальной гвардии, который не только защищает государство от внешней агрессии, но и стоит на страже внутреннего порядка, нейтрализуя «мятежников» внутри страны.
НК-клетки играют очень важную роль в организме, и поэтому при снижении их активности могут развиваться самые серьезные заболевания, такие как рак, приобретенный или врожденный иммунодефицит, тяжелые или смертельно опасные вирусные инфекции, аутоиммунные заболевания и даже поведенческие нарушения. Кроме того, в специальных исследованиях было показано, что в организме человека НК-клетки играют важную роль в защите против ВИЧ-инфекции,
герпеса, вирусных гепатитов В и С и других вирусных инфекций. С нарушением функции НК-клеток связывают также целый ряд генетических нарушений, хронических и инфекционных заболеваний. Постоянно высокая активность НК-клеток наблюдается у человека достаточно редко.
Организм ребенка, пожилого человека или организм, находящийся в состоянии стресса, является гораздо более уязвимым в отношении развития иммунологических нарушений. Повышение активности НК-клеток может существенно укрепить иммунитет в этих группах населения. Различия в индивидуальной устойчивости к возникновению онкологических заболеваний могут свидетельствовать о различиях в иммунологической активности организма. Достаточно сказать,
что рак является ведущей причиной смертности среди детей (уступая лишь смертности от несчастных случаев). При этом смертность от онкологических заболеваний является гораздо более высокой среди детей до 5 лет по сравнению с детьми от 5 до 15 лет. Лабораторные исследования свидетельствуют о том, что меньшая устойчивость детей к онкологическим заболеваниям может быть связана со сниженной активностью НК-клеток.
В период старения иммунная система человека также претерпевает ряд неблагоприятных изменений. Возрастные изменения особенно сказываются на распределении и функционировании Т-лимфоцитов, которые играют центральную роль в реакциях клеточного иммунитета. Эти изменения во многом объясняются снижением активности тимуса. Активность НК-клеток также снижается с возрастом. У пожилых людей НК-клетки обладают гораздо меньшей способностью
к размножению в ответ на внешний стимул и значительно меньшей поражающей (цитотоксической) активностью.
Стресс также влияет на активность НК-клеток. Вполне возможно, что некоторые иммунологические нарушения связаны с хроническим стрессом. Например, доказано, что травматический стресс приводит к уменьшению активности НК-клеток, тогда как неадекватные физиологические реакции, вызванные стрессорным воздействием, могут вызывать иммунологические нарушения. Продолжительный стресс приводит к снижению активности НК-клеток и предрасполагает
к более интенсивному росту опухолей.
Имеются сообщения о снижении количества НК-клеток у значительной части людей, страдающих синдромом хронической усталости с иммунной дисфункцией (СХУ). Семейный СХУ сопровождается постоянно низкой активностью НК-клеток. Этот феномен может являться следствием генетического дефекта, в результате которого снижается активность иммунного ответа и возникает предрасположенность к СХУ. У лиц с пониженной активностью НК-клеток наблюдается
тенденция к более тяжелому течению СХУ.
Исследования функций НК-клеток продолжаются. В частности, интенсивно изучаются возможности терапевтического использования средств, модулирующих биологический ответ организма и посредством воздействия на активность НК-клеток у больных раком, СПИДом, а также детей, пожилых людей и лиц, страдающих от стресса или СХУ. НК-клетки являются главными медиаторами неспецифической резистентности по отношению к простейшим одноклеточным паразитам.
В отсутствии функционально активных НК-клеток снижается функциональная активность других клеток, которые обеспечивают реакции неспецифического иммунитета. С этой точки зрения, применение различных биологически активных пищевых добавок, усиливающих действие НК-клеток, может быть очень эффективным.
Приобретенный иммунитет
Приобретенный иммунитет возникает вследствие адаптации иммунной системы к чужеродным элементам, которые проникают в организм человека. Для того чтобы адаптироваться к новой угрозе, иммунная система должна сначала распознать нарушителя, затем создать специальное оружие против него, и, наконец, сохранить в памяти информацию о данном нарушителе, чтобы своевременно отреагировать на повторное проникновение данного инфекционного агента.
Оптимальное функционирование системы приобретенного иммунитета определяется четырьмя ключевыми моментами:
1) функционирование тимуса и созревание Т-лимфоцитов;
2) образование антител;
3) синтез цитокинов;
4) трансфер фактор.
Роль тимуса. Систему обучения иммунных клеток можно сравнить с системой общего образования, в которой выделяют несколько ступеней: дошкольное обучение, начальное и среднее школьное образование, а также высшее образование. Если следовать этому сравнению, в тимусе иммунные клетки получают дошкольное и начальное школьное образование. Поскольку эти лимфоциты созревают в тимусе, они носят название Т-лимфоцитов. К Т-лимфоцитам относятся
Т-хелперы, Т-супрессоры и цитотоксические Т-лимфоциты.
Каждый класс Т-лимфоцитов выполняет свою строго определенную функцию. Т-хелперы помогают другим клеткам иммунной системы выполнять свои важные функции. Т-супрессоры контролируют степень иммунного ответа и не допускают чрезмерной активации иммунной системы. Как Т-хелперы, так и Т-супрессоры выполняют свои функции опосредованно, влияя на функции других иммунных клеток.
Цитотоксические Т-лимфоциты (ЦТЛ) воздействуют непосредственно на чужеродные клетки. Во время созревания в тимусе ЦТЛ обучаются распознавать свои и чужие «опознавательные знаки».
Интенсивность процессов обучения иммунных клеток в тимусе является относительно низкой в детском возрасте и постепенно нарастает к моменту наступления полового созревания. После полового созревания тимус начинает уменьшаться в размерах и постепенно теряет свою иммунологическую активность на протяжении всей оставшейся жизни. Процесс утраты функций тимуса можно сравнить со снижением эффективности школьного образования. Уменьшение
числа подготовленных Т-лимфоцитов в связи со старением тимуса считается одной из причин развития иммунодефицитных состояний у пожилых.
Кроме того, тимус продуцирует целый ряд гормоноподобных веществ (тимозин а-1, тимулин, тимопоэтин и т. д.), которые способствуют поддержанию специфической иммунной активности Т-лимфоцитов. С возрастом концентрация тимических факторов снижается, т.е. развивается так называемая «тимическая менопауза». В результате этого снижается эффективность Т-лимфоцитов, что проявляется более частым развитием заболеваний у пожилых.
Чтобы пояснить сказанное, заметим, что тимус осуществляет контроль над тем, чтобы иммунная система поражала только чужеродные клетки, не повреждая при этом нормальные клетки нашего организма. По мере снижения функциональной активности тимуса способность иммунной системы уничтожать чужеродные элементы постепенно снижается, тогда, как возможность аутоиммунных реакций против тканей собственного организма неуклонно нарастает. Этот
феномен получил название возрастного парадокса.
Без достаточной подготовки в начальной и средней школе, многие ученики будут слабо знать математику и свой родной язык, в результате чего они не смогут понимать более сложный материал на дальнейших ступенях обучения. Точно также недостаточно обученные в тимусе Т-лимфоциты будут не способны понять и правильно интерпретировать внешние сигналы, с которыми им придется столкнуться в дальнейшем.
В заключение добавим, что способность иммунной системы к полноценному обучению и усвоению стратегий охраны здоровья может также снижаться в связи с воздействием самых разнообразных стрессирующих факторов - эмоционального стресса, инфекционных и онкологических процессов, травматического поражения, плохого питания и т. д.
Продолжение в следующем выпуске рассылки.
Вы узнаете, что такое макрофаги, антитела, цитокины. Узнаете как взаимодействуют системы врожденного и приобретенного иммунитета, как защищаются инфекционные возбудители и злокачественные клетки от иммунной атаки.