<Дорогу осилит идущий>
Когда любишь, сердце поёт и ликует, радуясь, что рядом Она. Ты жадно пьёшь
дрожащими от ликования и волнения губами это искрящееся вино любви, и тебе
кажется,
что ты им никогда не напьешься. Но проходит время, и серая, унылая бытовщина
потихоньку начинает отравлять этот желанный напиток счастья, придавая ему
горький привкус. Свет, который ты видел в глазах у Неё, всё больше и больше
меркнет и постепенно превращается в туманную дымку непонимания и
раздражения.
И ты замечаешь, что всё чаще говоришь о Ней с маленькой буквы. Вместе с
заглавной буквой мельчают и наши отношения. Взаимное желание быть вместе
становится
совместным терпением. И хотя часто ещё не забытая любовь высвечивается
радугой на небе жизни, даруя чувство узнавания друг в друге Тех Прежних,
Любимых
и Желанных, всё же это, скорее, только просвет среди туч, чем постоянная
погода. Она перестаёт замечать твои успехи и понимать твои неудачи. Ты также
всё
меньше интересуешься её жизнью. Из этой ситуации обычно выходят, стараясь не
вспоминать о тех перегородках, что разделяют нас. Но это решение похоже на
страуса, закапывающего голову в песок при виде опасности, так как если мы
забудем о проблемах, они не исчезнут.
Что же делать в этой ситуации? Как удержать чувство к человеку, которого всё
ещё любишь, но не можешь понять и всецело принять?
Ко мне как к священнику часто приходят супружеские пары, которые после
какого-то времени в браке оказались перед лицом этих вопросов и не смогли
ответить
на них. И я как человек, который сам имеет уже почти десятилетний опыт
супружества, не могу не признать всей важности этой проблемы. Однозначные
ответы
всегда давать сложно. Наверное, всеобщей панацеи быть не может, да и не
должно быть, ведь каждый человек уникален, и подход к каждому свой. И всё
же, я
думаю, этот ответ будет легче найти, если мы обратимся к учению Церкви о
браке.
В церковном понимании двое, сочетаясь Богом в таинстве венчания, становятся
частью единого целого, одним существом. И если мы хотим, чтобы это единство
не нарушалось, то надо понять, что главное в браке - вера и доверие. Мне
могут возразить - а как же любовь?
Любовь - это непререкаемое основание любых настоящих отношений между людьми.
Без неё ничто не возможно. Любовь - это та живая вода, что питает наши
чувства.
Но этой воды, как мы видим, не всегда хватает, и она может иссякнуть, если
не будет поддержана доверием, которое может воскресить засохшую землю души.
Прежде всего, это доверие Богу. Он скрепил брак, Он может и дать силы на то,
чтобы преодолеть препятствия в нём. Надо вспомнить, что если мы обращаемся
к Господу, ищем Его в своём сердце, в тех добрых чувствах, желаниях,
стремлениях, что есть во всяком человеке, то Он всегда укрепляет нас. Ибо
нет ничего
невозможного у Бога и нет силы более Любви Божьей. Надо лишь взращивать в
себе и в тех, кто рядом с нами, семена благодати, данные нам в рождении.
Чаще
обращать внимание на те светлые черты характера, что есть у наших
возлюбленных, и уметь отметить, поддержать их. Почаще говорить вместе о том,
что нравится
и что хотелось бы видеть друг в друге.
Когда же вы замечаете у своего любимого человека что-либо недоброе или
откровенно плохое и не можете справиться с этим - главное, не отчаивайтесь!
Уныние -
это единственное, что не даёт Богу помочь нам. Ибо любой грех может быть
прощен и уврачёван Господом, если мы сами стремимся к исцелению. Отчаяние
приходит
тогда, когда в нас нет доверия к Тому, Кто есть Любовь, Надежда, Понимание.
И вместе с потерей доверия пропадают эти чувства. Без веры в Него, Господь
не может дать нам силы на исправление своих ошибок.
Уныние в браке - это также недоверие, к самому себе, так и близкому
человеку. Ведь когда мы полюбили, то мы увидели эту искорку Божью в глазах
наших возлюбленных,
этот свет невечерний. И это не было обманом, не было миражом. Я говорю
уверенно, ибо твердо знаю, что каждый человек - образ и подобие Божье, а
значит,
в нём есть хотя бы частица Всеобъемлющей Божественной Любви. Когда мы
полюбили - мы заметили это. Если мы это больше не видим, значит, мы
разучились замечать.
Надо суметь вновь и вновь смотреть друг на друга широко открытыми глазами.
На это можно возразить, что наша человеческая природа хотя и несёт в себе
зерно
Подобия Божия, но повреждена грехом, и потому приходится действительно очень
широко раскрывать глаза, для того, чтобы увидеть то святое, что есть в нас.
Пусть так. Но это не повод отказываться от того, с кем мы стали единым
целым. Святой Иоанн Златоуст, давая совет мужу о том, как достигнуть в семье
согласия,
говорил: "Заботься о жене, как Христос о Церкви. Хотя бы нужно было
пожертвовать за неё жизнью, хотя бы нужно было тысячекратно быть
рассечённым, или потерпеть
и пострадать, что бы то ни было, не отказывайся. Христос страдал за Церковь
отвращающуюся от Него и ненавидящую Его. Он покорил её, не прибегая ни к
угрозам,
ни к порицаниям, ни к устрашениям и ни к чему подобному, - так и ты поступай
в отношении к своей жене. Хотя бы ты видел, что она пренебрегает тобою, что
развратна, что презирает тебя, умей привести к своим ногам твоим великим о
ней попечением, любовью и дружбой". Долг наш попытаться помочь своему
родному
человеку преодолеть всё то тёмное, мрачное, страшное, что в нём есть. А
значит, прежде всего, надо начинать исправление с себя. Если мы будем
избавляться
от равнодушия и невнимания к интересам своих близких, от частого желания
властвовать над ними и попыток переделать их по своей прихоти и начнём
воспитывать
в себе терпение, умение понять и принять, то мы во многом сможем
восстановить утраченное единство.
В начале двадцатого века известный проповедник и духовник отец Александр
Ельчанинов писал: <Бесчисленное количество несчастных браков наблюдается
именно
оттого, что каждая сторона считает себя собственником того, кого любит.
Отсюда почти все трудности в браке. Но величайшая мудрость его скрыта в том,
чтобы
дать полную свободу тому, кого любишь. Наш земной брак - подобие брака
Христа с Церковью, а там полная свобода>. Главенство мужа в семье - это
главенство
любви, но не силы. И послушание жены - это не рабское повиновение, но
доверие тому, кого любишь. Создавая семью, мы должны научиться, по слову
Апостола
Павла, "повиноваться друг другу", ища общность во всём.
Церковь, соединяя двоих в одно, говорит об особом служении. Ведь
христианская семья должна давать миру образ небесного союза Бога и
человечества. Во время
венчания поются те же песнопения (тропари), что и на рукоположении во
священника, тем самым брак уподобляется священству. Каждая семья должна быть
горящим
огнём любви, на свет которого приходили бы многие, чтобы отогреться от
холода жизни. Союз мужа и жены - это таинство, освящающее мир, и особый,
наравне
с монашеством, путь служения Господу. Надо помнить об этой ответственности
перед Богом, друг перед другом и перед всем обществом.
Есть хорошая пословица: <Дорогу осилит идущий>. Если мы отправились в свой
жизненный путь вдвоем, надо не останавливаться, не думать: "Стоит ли идти
дальше,
какие опасности нас ждут впереди?". Надо просто идти, поддерживая друг
друга, поднимая из пыли и грязи, падая и вставая. Но главное идти. Идти
вместе.
Священник Сергий ТИТОВ
--
Выпуск 3340
Количество подписчиков: 215
Послать письмо модератору:
science.health.illnesshelp-owner@subscribe.ru