Энциклопедия зависимостей ВЫПУСК 602 -oй Зависимость к опиатам - 9
ВЫПУСК 602 -ой
ТЕМА ВЫПУСКА: Зависимость к опиатам - 9
Всех приветствую! Здравствуйте, уважаемые подписчики! Для опоздавших: посетите архив рассылки, там вы найдёте массу интересного! Владимир Кукк, автор рассылки, психиатр и психолог. Мне можно писать на E-mail: dr.Kukk@inbox.ru
Работа по программам дистанционного обучения "Осознанный отказ от курения", "Осознанная трезвость" и "Решение проблем игровой зависимости" – продолжается.
ДАВНЯЯ ИСТОРИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ ОПИЯ – 9
ПОТРЕБЛЕНИЕ ОПИЯ В XIX ВЕКЕ - 2
Опий веселит дух; он может вызывать бесконечно разворачивающиеся ленты мыслей и экстатически восторженных спекуляций, и в течение еще полувека после “Исповедей” Де Квинси предпринимались серьезные попытки использовать действие опия на творческие способности, в особенности на литературное творчество. Де Квинси направил эту попытку; он был первым писателем, сознательно изучавшим на личном опыте способ формирования грез и видений, — как опий помогает формировать их и как их усиливает,
как они затем перекомпонуются и используются в осознанном искусстве (у него самого — в “страстной прозе”, но процесс этот будет применим и в поэзии).
Он "научился" своей бодрствующей писательской технике отчасти из наблюдений за тем, как ум работает в мечтах и грезах под влиянием опия. Он был убежден, что “опийные” мечты и грезы сами могут являться творческим процессом, аналогичным литературному творчеству и ведущим к нему. Он "использовал" эти грезы в своей писательской работе не как какую-то декорацию или аллегорию, не с умыслом создать атмосферу, как-то предвосхитить сюжет или помочь ему, даже не
как намек на некую высшую реальность (хотя и считал их таковой), но как форму искусства саму по себе. Его изучение работы воображения в созидании снов осуществлялось с той же сосредоточенностью, какую некоторые из его современников уделяли бодрствующему воображению для созидания поэзии. /Hayter, op. cit.. p. 103/
Как же грубо ошибался Де Квинси? «На начальной стадии наркотик способен стимулировать художественную фантазию. Наркотик может подстегнуть, а то и заменить вдохновение, если оно не приходит естественным образом. /Григорий Чхатришвили, «Писатель и самоубийство», Москва: Новое литературное обозрение, 2000, стр 374 (2)/
«Скажите по совести, вы, судьи, законодатели, люди общества, все те, которых счастье делает добрыми... – восклицает Де Квинси в «Исповеди английского опиомана». – Скажите, у кого из вас хватит жестокой смелости осудить человека, вливающего в себя творческий дух?»