Работа по программам дистанционного обучения "Осознанный отказ от курения", "Осознанная трезвость" и "Решение проблем игровой зависимости" - продолжается
Церковь также являлась одним из преследователей азартных игр, именно она выступила инициатором издания указа 1648 г. Стоглав (1551 г.), ссылаясь на правила VI вселенского собора, запрещал не только языческие плясания и игрища, но и такие гражданские игры, как шахматы, шашки и кости, о которых в правилах собора ничего не говорилось. Запрещая игру в шахматы, сам царь не придерживался установленного запрета, известно, что Иван Грозный умер как раз за шахматной доской.
Церковное благочестие рассматривало игру как порочную страсть: ... возрадуются бесы и налетят, увидев свой час, и тогда творится все что им хочется: бесчинствуют игрою в кости и в шахматы и всякими играми бесовскими тешатся... Чрезвычайно интересен вопрос о наказании, предусмотренном для картежников.
Соборное Уложение 1649 г. гласит следующее: А которые воры на Москве и в городех воруют, карты и зернью играют, и проигрався воруют, ходя по улицам, людей режут, и грабят, и шапки срывают, и о таких ворах на Москве и в городех и в уездех учинити заказ крепкой и биричем кликати по многия дни, будет где такие воры объявятся, и их всяких чинов людем имая приводити в приказ.
Эта статья непосредственно не предусматривала наказания, а отсылала к предыдущим статьям: ...тем вором чинити указ тот же, как писано выше сего о татех. В этой связи распространено мнение, что, согласно Соборному Уложению, игрока в карты приравнивали к татям и применяли по отношению к нему членовредительные наказания - отсекали уши, руки, пальцы и ноги.
Однако это точка зрения ошибочна. Как следует из самого текста, азартные игры рассматривались как занятие уголовно наказуемое лишь в тесной связи с вызываемыми ими преступлениями. Соблазн игры был настолько велик, что проигравшиеся, чтобы вернуть долг или отыграться людей режут и грабят, и шапки срывают (в которых обычно прятались деньги).
Уже через 20 лет, в аналогичной статье нового законодательства о суде, упоминание об игре в карты и зернь опускается. Кроме того, азартные игры были особенно распространены среди лиц находившихся на государевой службе и поступая с ними таким суровым способом, государство могло быстро остаться без полноценных служилых людей.
К тому же, в некоторых городах и особенно в Сибири, закладные игры были фактически легализованы и приносили доход в местную казну. Заметим, что государство не могло одновременно прямым или косвенным образом покровительствовать азартным играм и столь жестким способом пресекать поступления в собственный бюджет.