Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Эльтуиция - скорая психологическая помощь психоэмоциональное состояние людей, работающих вне зоны профессионально-личностных интересов


Актуальность проблемы исследования. Одной из часто встречающихся проблем обращения людей за психологической помощью является негативное психоэмоциональное состояние, в частности, жалобы на пониженное настроение, разбитость, отсутствие желания работать, снижение продуктивности деятельности, тоску, печаль, равнодушие, отсутствие сил что-либо делать. Среди факторов его возникновения авторы, работающие в данном направлении (Д.Шульц, С.Шульц, К.Изард, А.Г.Макарова, Н.С.Пряжников, Е.Ю.Пряжникова, Н.В.Самоукина В.В. Бойко) называют в числе других неудовлетворяющую потребности субъектов профессиональную деятельность. Причины неудовлетворенности работой становились темой для исследований ученых многих направлений психологии: А.Маслоу , Е.П.Ильина, Е.А. Климова, Э.Ф. Зеер, Д.Шульц, С. Шульц. Среди базовых причин ими выделяются неправильный выбор профессии и/или работа вне зоны своих профессионально-личностных интересов. Отметим, что в этом плане в нашей стране сло жилась непростая ситуация. Так, по данным статистики 34% респондентов (Росстат) никогда не работали по профессии, полученной в ВУЗе, а по данным результатов исследования Kelly Services эта цифра достигает 76% выпускников ВУЗов, так же продолжают трудится не по профессии люди с высшим образованием, потерявшие работу в 90-е годы, при этом о своём профессиональном выборе жалеет 31% опрошенных (Kelly Services).
Следовательно, можно предположить, что одной из причин все более часто встречающихся жалоб людей на негативное психоэмоциональное состояние является работа не по той специальности, о которой мечтали, получить которую стремились, а работа вне зоны профессионально-личностных интересов. Это и определило выбор темы исследования, наряду с фактом недостаточной изученности обозначенной проблематики и необходимостью получения научно обоснованных данных для их использования при проектировании и проведении работы психологов с проблемами негативных психоэмоциональных состояний.
Целью исследования является выявление особенностей психоэмоционального состояния людей, работающих не по профессии, для использования полученных данных при разработке более эффективных форм и технологий оказания им психологической помощи, а так же для оптимизации трудовой деятельности граждан, вынужденных работать вне зоны профессиональных интересов.
Объект исследования: психоэмоциональное состояние людей работающих не по профессии
Предмет исследования особенности эмоционального выгорания и уровня депрессии людей работающих не по профессии
Гипотеза: психоэмоциональное состояние людей, работающих не по профессии, будет характеризоваться более высоким уровнем депрессии и эмоционального выгорания, чем людей, работающих по профессии.
В соответствии с целью и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1) Провести анализ научной литературы по теме исследования, а именно:
а) изучить мнения психологов о роли и значении профессии, профессиональной деятельности в развитии негативных психоэмоциональных состояний.
б) проанализировать различные теоретические подходы относительно определения и классификации психоэмоциональных состояний человека
в) выполнить сравнительный анализ теоретических данных о генезисе, факторах формирования и развития негативных психоэмоциональных состояний, в частности депрессии и эмоционального выгорания.
2) Разработать и провести эмпирическое исследование особенностей психоэмоционального состояния людей, вынужденных работать вне зоны своих профессионально-личностных интересов
3) Провести качественный и математико-статистический анализ результатов исследования, интерпретировать их
4) Сформулировать выводы и рекомендации
Теоретической базой исследования послужили: взгляды Бойко В.В, А.Г.Макаровой и Е.П.Ильина на проблему эмоционального выгорания, информационная теория эмоций В.П.Симонова. При рассмотрении роли и содержания профессиональной деятельности в развитии негативных психоэмоциональных состояний мы опирались на труды Э.Ф.Зеер, Е.А.Климова, Н.С.Пряжникова и других.

Теоретическая часть. Взаимосвязь профессиональной деятельности и психоэмоциональных состояний человека.
Психоэмоциональное состояние особая форма психических состояний человека с преобладанием эмоционального реагирования по типу доминанты. Эмоциональные проявления в реагировании на действительность необходимы человеку, так как они регулируют его самочувствие и функциональное состояние. Дефицит эмоций снижает активность центральной нервной системы и может явиться причиной снижения работоспособности. Чрезмерное влияние эмоциогенных факторов может вызвать состояние нервно-психического напряжения и срыв высшей нервной деятельности. Оптимальное эмоциональное возбуждение условие готовности к эффективной деятельности и ее благоприятному для здоровья личности осуществлению. Так как психоэмоциональное состояние отличается от психического состояния именно выраженным преобладанием эмоций, необходимо более подробно остановиться на их определении и функциях.
Эмоции - это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворённости, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Эмоциональные состояния или эмоции представляют собой сложные и богатые реакции человека от взрывов страстей до тонких оттенков настроений. Относительно классификации и функций эмоций существует множество подходов, одним из которых является информационная концепция эмоций П.В.Симонова, которая относится к разряду когнитивистких теорий. В соответствии с этой теорией эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он даёт для вероятности её удовлетворения. Оценку этой вероятности человек производит на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, поступившей в данный момент. Так, например, эмоция страха развивается при недостатке сведений о средствах, необходимых для защиты.

Подход В. П. Симонова относительно возникновения положительных и отрицательных эмоций был реализован в формуле:
Э =- П (Ин - Ис), где: Э эмоция, ее сила и качество; П величина и специфика актуальной потребности; Ин информация, необходимая для удовлетворения актуальной потребности; Ис существующая информация, т. е. те сведения, которыми человек располагает в данный момент. Следствия, вытекающие из формулы, таковы: если у человека нет потребности (П = 0), то и эмоции он не испытывает (Э = 0); эмоция не возникает и в том случае, когда человек, испытывающий потребность, обладает полной возможностью для ее реализации. Если субъективная оценка вероятности удовлетворения потребности велика, проявляются положительные чувства. Отрицательные эмоции возникают, если субъект отрицательно оценивает возможность удовлетворения потребности. Таким образом, сознавая или не сознавая это, человек постоянно сравнивает информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает, и в зависимости от результатов сравнения испытывает различные эмоции. Основываясь на данной теор ии, можно предположить, что при депривации потребности человека работать по определенной профессии и при наличии информации, что это невозможно в данный момент в силу неких причин, могут возникнуть негативные эмоции.
Прежде чем обратиться к определению роли и содержания профессиональной деятельности в развитии негативных психоэмоциональных состояний, необходимо более точно определить содержание термина профессия. Согласно определению Э.Ф.Зеер, профессия - это


В избранное