Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Эльтуиция - скорая психологическая помощь Последовательная непоследовательность


Признак здорового человека постоянство вповедении. Его настроение мало зависит от обстоятельств иеще меньше от других людей. Его поведение вразличных ситуациях может меняться, но эти перемены происходят по его воле, ане автоматически вответ на смену обстоятельств. Если он иразыгрывает из себя кого-то, кем не является, то только потому, что такова его сознательная стратегия, ане потому, что боится быть собой. Он всегда остается собой даже, когда притворяется кем-то другим.

Невротический неуравновешенный человек, сдругой стороны, вповедении совершенно непостоянен. Его настроение как флюгер на ветру. Его поведение то вжар, то вхолод. Любая неудача ввергает его вуныние, любой успех возносит на небеса. Вотношениях сдругими людьми он мечется между подобострастным дружелюбием ивысокомерной неприязнью. Он настолько привыкает кэтим метаниям, что совершенно забывает, какой он сам по себе, безотносительно кокружающей обстановке. Он никогда не бывает собой даже, когда изо всех сил пытается.

При этом, несмотря на свое непостоянство, неуравновешенный человек всвоем поведении куда более предсказуем все его душевные порывы легко просчитываются на несколько ходов вперед. Хотя со стороны иможет казаться, что поведение его хаотично, вэтом хаосе легко обнаружить систему, ивесьма примитивную.

С другой стороны, именно унеуравновешенных людей самые твердые жизненные принципы они вних нуждаются, как встабилизирующем факторе. Принципы подменяют им собственное мнение, которого они не имеют, ипозволяют хоть как-то упорядочить свое существование. Принципы это стопка перфокарт спримитивной жизненной программой. Иесли лишить их этой программы, они впадут вполнейшую прострацию ине смогут сдвинуться сместа, поскольку никогда не спрашивалисамих себя, чего хотят икуда им двигаться дальше.

И если вам сейчас кажется, что вы-то точно живете осознанно исвоим умом, то вы себе сильно льстите это ваш ум пудрит вам мозги. Может до крайностей оно увас ине доходит, может, увас иесть свои собственные ориентиры вэтой жизни, но при должном внимании легко будет заметить, что даже втечение одного дня ваше поведение инабор этих самых ориентиров чудесным образом меняются. Утром вам хочется одного, днем другого, вечером третьего, ауж впонедельник ипятницу вы вообще незнакомые друг другу люди.

Только при взгляде со стороны ина длительном промежутке времени мы можем увидеть какое-то постоянство припадочное, но все-таки постоянство. Глядя свысокой колокольни, мы обнаружим, что все эти душевные метания представляют собой довольно скудный набор ролей инастроений, сменяющих друг друга сообразно окружающей обстановке.

Постоянство, которое мы наблюдаем всебе вкаждый отдельный момент времени, выглядит для нас самих так убедительно только потому, что мы не замечаем смены своих состояний. Акогда состояниеуже изменилось, все, что было до этого момента, нам кажется лишь сном. Свое текущее состояние мы всегда принимаем за чистую монету исчитаем, что мы именно такие, какие иестьсейчас даже, если час назад мы столь же искренне считали себя совершенно другими.

Но со стороны все эти переключения отчетливо видны, иесли вы поспрашиваете своих близких, друзей иколлег отом, какими они вас видят вразное время, то получите очень противоречивое описание вашего поведения. Ипри всем желании вы не сможете для себя четко определить, где же вы настоящий/настоящая. Можете попытаться выбрать для себя наиболее презентабельную личину, но это не будет иметь никакого значения. Роли сменяют друг друга вне вашего сознательного контроля, икак только это вочередной раз произойдет, сделанный ранее выбор утратит для вас всякий смысл.

Состояния сменяют друг друга икаждый раз приносят ссобой новую картину мира, новую личность, новые решения, новые цели иидеалы. Не отдавать себе отчета вэтих переключениях ине знать влицо свои обычные состояния высшая степень психологического невежества. Часто мы помним, что вчера было принято какое-то решение или высказано какое-то мнение, но сегодня уже не понимаем, почему это было именно такое решение иименно такое мнение. Мы видим вэтом какую-то непостижимую странность ипожимаем плечами, но ни за что не хотим признавать фрагментарность своей личности.

Желая сохранить иллюзию своей целостности ипытаясь привести все осколки своего сознания ккакому-то общему знаменателю, мы путаемся всвоих ногах исоздаем внутри огромное душевное напряжение. Быть непоследовательным постыдно, поэтому вчерашнее решение, каким бы оно ни было, обязательно нужно отстаивать исегодня. Аесли, не дай Бог, между вчерашней исегодняшней позициями обнаружится противоречие, вас просто перестанут воспринимать всерьез илишат всяких социальных пряников что взять стого, укого семь пятниц на неделе?

Вот иприходится создавать для всех вокруг иллюзию последовательности своих суждений ипоступков, тихо про себя чертыхаясь, кто за язык тянул ляпнуть одно, пообещать другое изапланировать третье. Ахуже всего, что мы исами себе не можем ответить, почему так получается все люди, как люди, ау нас вголове бардак иполная неразбериха. Но, за редким исключением, вчужих головах происходит то же самое масса противоречий исудорожные попытки предстать вчужих глазах разумным последовательным человеком.

Роли, маски, субличности

Куда копать?

Самая простая ситуация, где мы можем пронаблюдать смену наших душевных состояний, этоконтакты иобщение сразными людьми. Очень легко заметить, что сродителями унас включается одно настроение, сначальниками другое, сдрузьями третье. Под каждую категорию социальных контактов унас есть своя роль.

В самих по себе этих ролях нет ничего плохого, если мы ясно осознаем, что каждый раз по доброй воле выбираем наиболее подходящую модель поведения. Но вжизни, обычно, такой осознанности нет, ироли включаются сами собой. Мы просто обнаруживаем, что вприсутствии разных людей ведем себя совершенно по-разному.

В психологической работе это становится большим препятствием, потому что любым внутренним изменениям противодействует мощная сила устоявшихся ролевых игр. Очень трудно менять свое поведение, когда присутствующие вокруг люди постоянно запускают ввас всевозможные автоматические реакции.

Наедине ссобой мы можем настроиться на серьезный взрослый лад, но стоит вкомнату войти жене, матери или кому-то еще из важных людей, вся взрослость мигом улетучивается, ивключается обычный режим детского поведения. Не мы выбираем маски, амаски выбирают нас. Пронаблюдать за этим очень легко попробуйте.

Другая ситуация, где мы легко можем увидеть переключение душевных состояний, этосмена субличностей. Впсихологии так называют выраженные иболее-менее независимые друг от друга точки зрения, скоторых мы привыкли смотреть на свою жизнь.

Например, вкаждом из нас есть детская субличность, которая хотела бы, чтобы все вжизни было просто, чтобы не нужно было нести ответственность икак-то напрягаться, чтобы жизнь была игрой безо всяких обязательств. Аей противостоит субличность взрослого, которая говорит, что надо браться за голову, нести свои обязательства, делать карьеру ит. п. Аеще есть внас позиция морали, которая рассуждает омире сточки зрения доброго излого. Аеще есть позиция рационалиста, который тоже чего-то хочет. Аеще есть внутренний психолог, который сейчас читает этот текст сумным видом итак далее, итак далее.

Какого-то общего для всех списка субличностей не существует. Все это деление довольно условное укого-то одни позиции выражены, укого-то другие, исовершенно не важн


В избранное