Вот ребенок уже самостоятельно ходит, свободно говорит, вот он впервые
пошел в школу, взял в руки карандаш, написал первое в своей жизни
слово. У него появляются свои манеры, свои привычки, формируется его
характер. Вот он уже работает у станка или за чертежной доской. С
каждым днем он узнает что-то новое в жизни, приобретает определенный
опыт, становится специалистом.
Но то, что постигнуто им в предыдущие годы, то главное, что усвоено им
было раньше, остается у него на всю жизнь. И все это — условные
рефлексы, все это плоды деятельности центральной нервной системы и, в
частности, головного мозга. Центральная нервная система регулирует и
направляет все жизненные процессы, протекающие в организме. Она
координирует все функции отдельных органов и, как камертон, настраивает
их на единый лад.
Центральная нервная система включает в себя спинной и головной мозг.
Спинной мозг располагается в позвоночном канале и в верхней части
шейного отдела его непосредственно сливается с головным мозгом.
Деятельность спинного мозга основана на рефлексах врожденных, или, как
их называют, безусловных. Многие испытывали, неверное, такое ощущение,
когда в результате укола пальца булавкой или внезапного ожога его,
отдергивается рука. Вот это и есть при¬мер безусловного рефлекса.
Спинной мозг осуществляет также прямую связь с головным мозгом. Он
является как бы проводником различных сигналов, идущих из внешней
среды, окружающей
человека, и со всех участков его тела по нервным стволам и корешкам
через спинной мозг к головному. С другой стороны, в обратном порядке,
от головного мозга через спинной, а затем по нервным корешкам и стволам
следуют ответные сигналы к различным органам и частям тела. Благодаря
этим анатомофизиологическим особенностям осуществляется постоянная
связь человеческого организма с окружающим миром.