Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Опыт родителей со всего мира от MyJane.ru" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Рождение без насилия N65
Рождение
без насилия N65 (10 апреля 2001г.)
|
|||||||||||
Информация данной рассылки - это личное мнение ее автора. Вся ответственность за возможные действия и их последствия, предпринятые в связи с этой рассылкой, лежит на тех, кто эти действия предпринимает. Читатель, будь ответственен за свои поступки! | |||||||||||
|
|||||||||||
Наше знакомство с книгой Анатолия Гармаева "Нравственная психология и педагогика" завершится главой о воспитании младенцев от рождения до семи лет. В прошлый раз мы прочитали
про состояние матери во время беременности, влияние родов и родовой боли
на дальнейшие отношения в семье, о скудости Душевных Сил у ребенка. Тема: Нравственная психология и педагогика. Часть 4 (последняя) Анатолий Гармаев, Электронный вариант книги воспроизводится по печатному изданию Макариев-Решемской Обители, Выпуск 49, 1999 год.
"После родов есть еще несколько этапов, несколько моментов, в продолжение которых существует риск усиления позиции Эго и обесточивания Совестливого уровня. Случается, что мать по той или иной причине оставляет своего ребенка. Вот она родила, а ребенок заболел. Она вынуждена отдать его в больницу. Мать туда не пускают. Она в одной палате, а он - в другой. Ребенок остро переживает момент разрыва. Первые три года, в особенности первые полгода, ребенок всеми Силами своей Души отдан матери и находится под ее покровом. Душевное зрение ребенка в полноте слышит состояние матери и полностью от нее зависит. И какой бы то ни было разрыв между матерью и ребенком вообще невозможен. Если этот разрыв происходит, ребенок, потеряв свою мать, с душевной остротой пытается ее найти. И если мать находится в отдалении, то Душевных Сил на то, чтобы покрыть это расстояние, может не хватить. И тогда он остро переживает свою брошенность. С чем сравнить это состояние? Может быть, каждый человек когда-нибудь похожее состояние переживал: идешь по степи, ночь, темно. Сначала не боязно, а потом какой-то страх начинает появляться, и в какой-то момент кажется: я один в этой бездне ужаса и не знаю, что делать, позади - никого, впереди - никого, а сверху - бездна. Примерно такое ощущение ужаса переживает ребенок, оторванный от матери. Момент отрыва ощущается как падение в пропасть. Пережитое ребенком в раннем детстве потом подсознательно хранится всю жизнь. С этого, кстати, начинаются очень сильные, жесткие психопатии, которые разворачиваются в зависимости от различных Эго-доминант у ребенка либо в интенсивную войну с матерью, которая может происходить и явно и скрыто, либо выливается в непонятное чувство тоски при виде матери. Как только встреча с матерью - так тут же уход в глубокую печаль или обиду. Либо при виде матери желание уйти в какие-то самые различные увлечения: по способностям, по интересам, пойти кругами мимо матери. Мать ощущает, что ее сын или дочь равнодушны, увлечены своими делами. На самом деле это психопатическая реакция сына или дочери на мать вследствие того, что когда-то было пережито отторжение, ужас брошенности. Естественно, таковыми являются все брошенные дети, воспитанные в детских домах. Они все имеют этот синдром брошенности. Этот страшный синдром, проявляющийся в течение всей их жизни, передается потом по наследству их детям, и потому выйти из него бывает очень трудно. При нынешнем незнании выхода, когда мы потеряли практически все нравственные действия, которые помогают человеку вернуться в Совестливый уровень (у большинства из нас их просто нет, они были выброшены в 1917 году), при таком нынешнем состоянии возвращение к настоящему из синдрома брошенности почти невозможно."
"Аналогичное отторгающее состояние или ужас брошенности дети переживают в момент, когда мать внутренне отторгает ребенка. Происходит это следующим образом. Ребенок начинает капризничать. Мать сначала озабоченно пытается найти причину каприза, но каприз не прекращается. Все необходимое уже сделано, все силы материнские истрачены, и в какой-то момент мать срывается. В момент срыва она переживает сильную вспышку гнева: "Да пропади ты пропадом!" - вплоть до такого внутреннего вопля. И в эту минуту она всем своим естеством переходит в Эго-уровень. Это и есть отторжение. Подлинное материнское чувство ребенка происходит только на уровне Совестливости. Эго-уровень - это и есть отторжение ребенка. Мать, пережив отторжение в гневе, в раздражении, во вспышке ненависти, на мгновение дает ребенку пережить состояние ужаса, брошенности. К этому добавляется энергетическая реакция или импульс, который дает мать во вспышке гнева: в гневе она еще и запечатывает брошенность ребенка. Это почти проклятие. Всплеск матери может быть очень сильным. В этот момент обычно ребенок открыт на мать, и такое энергетическое давление тут же запечатывает ребенка в состояние ужаса. В результате ребенок, пережив такой ужас, включается в психопатию следующего характера: необщительность с окружающими людьми, невозможность находить контакты с ними, трудность общения со сверстниками, со взрослыми, нелюдимость крайней формы, озлобленность, принципиальное и упорное одиночество. Вот через это проявляется печать, наложенная матерью в колыбельном возрасте или в период до семи лет."
"Наиболее важный, ответственный период, когда матери вообще ни под каким предлогом нельзя оставлять своего ребенка - это период с рождения до пяти лет. До пяти лет ребенок находится под тонким материнским покровом, и потому любой разрыв этого покрова ребенок серьезно переживает. Потому-то до пяти лет невозможно, чтобы мать оставляла своего ребенка более чем на пятнадцать дней. Чем меньше ребенок, тем меньше этот срок. Трехмесячный ребенок вообще не может выдержать даже часовой разлуки с матерью. Поэтому недаром во многих народах существовала такая традиция: мать до пяти лет должна всегда быть с ребенком. Наиболее благополучное состояние ныне у вьетнамских и африканских детей, которых мать просто привязывает к себе на спину или на грудь и постоянно носит с собой. Совершенно нелепа рекомендация приучать ребенка как можно раньше обходиться без материнских рук, побыстрее "приучать его к самостоятельности". На самом деле ничего более варварского придумать невозможно. Это можно придумать только от Эго-состояния и именно для того, чтобы высвободить мать как производительную силу для общества. Это безнравственное высвобождение матери ради продуктивности оправдывалось жесткими порядками производства. Детям с этим приходится смиряться, но каким образом? Через выход в Эго-уровень. Они выходят в Эго-уровень и уже внутри Эго-уровня начинают искать себе развлечения. Поэтому часть детей с удовольствием бросается в детские игры. В детсадах они с удовольствием проводят большую часть времени, приходят домой и не могут понять, зачем мать позвала их домой. Им очень хочется быть там. Мать приходит забирать, а они не хотят уходить из детсада, они ушли в Эго-состояние, в Эго-развлечение и в этом состоянии готовы проводить теперь дни и ночи. Другие дети уходят в Эго-игры, они замыкаются в своих уголках, находят какие-то свои занятия и там могут пребывать часами. Третьи дети с маленькими Душевными Силами, но с выраженными Эго-проявлениями, такими, как обидчивость, например, начинают преследовать мать постоянно и через эту Эго-игру с матерью находят себе Эго-развлечение. До полутора-двух лет вполне можно носить ребенка на руках, если он того хочет. При этом можно увидеть такую вещь: чем более душевно скудно состояние ребенка, тем дольше он желает быть на руках. Поэтому, чем труднее была беременность у матери, тем дольше она должна носить ребенка на руках. И чем более умиротворенное состояние было у матери во время беременности, тем меньше материнских рук требует ребенок. Когда ребенок в люльке, сохраняется как бы присутствие с ним матери. Более того, когда есть люлька, мать могут заменить и брат, и сестра, и бабушка, и дедушка. Удивительно в данном случае физиологическое состояние качающегося в люльке (не в кроватке, которая качается туда-сюда, а именно в люльке). Качание позволяет ребенку чувствовать близость с любым человеком, который качает люльку. При этом может возникать душевная открытость на другого человека, контакт с ним сохраняется. Недаром люлька была классическим вариантом колыбели у всех народов, потому что физиологическое нахождение в ней похоже на укачивание в материнских руках. У одних народов она вешалась на коже, у других - на пружинах, на резине или еще на чем-то. При этом присутствие рядом человека, поющего колыбельную песню (а это наиболее душевный и правдивый склад музыкальной фразы) позволяет создать уподобление материнству. Если в материнской утробе резерв Душевных Сил получен малый, то за всю свою детскую жизнь ребенок должен его дополучить, и этим он будет заниматься всю последующую жизнь, увы, с позиций все возрастающего Эго. Отсюда следует, что отдавать ребенка в ясли категорически нельзя. Ребенок с этим смирится, но выйдет на Эго-уровень. Некоторые дети просто успокаиваются. Они лежат в яслях в кроватках и вроде бы спокойны. Но на деле это спокойствие Эго-уровня, это спокойствие Эго-равнодушия или нравственной дебелости. Либо ребенок чем-то увлекся, развлекается, но это спокойствие Эго-развлечения, когда его способности активно пробуждаются, а Силы Души остаются глубоко под спудом. Ребенок развлекается, в зависимости от того, какая в нем действует способность. Техническая - он занят техническими игрушками, разламывает их. Ремесленная способность - он развлекается просто предметами - деревом, камнем. Музыкальная - он поет песенки, т.е. агукает - и счастлив. Итак, до пяти лет желательно, чтобы мать находилась с детьми. Если речь идет о душевно цельных детях, то детсады до пяти лет в принципе невозможны. Если речь идет о детях, которые воспроизводятся только как рабочая сила, тогда это возможно, тогда это "нормально". Более того, в этом случае даже желательно, чтобы дети четырехлетнего возраста были оторванными от матерей, потому что в четыре года происходит пробуждение Способностей и одновременно возбуждается Эго-уровень. Через это пробуждение Эго-уровня активизируются все Способности ребенка, особенно интеллектуальные. Если в этот момент начать развивать интеллектуальные Способности ребенка, то можно получить интеллектуально очень развитых и быстро идущих в развитии детей. В результате такие дети будут социально довольно адаптивными, будут давать большие результаты в плане научно-технического прогресса, но относительно семейных отношений ничего хорошего ждать от них не следует. Не нужно ждать, что это будут хорошие отцы или матери, не нужно ждать, что это будут добрые люди, не нужно ждать от них проявлений Совести, потому что, если идет такое бурное развитие Эго, Совестливый уровень будет заглушаться. Тем более, если активизация происходит не в семье, а за ее пределами, т.е. со специальными учителями, по специальной методике, которая ориентируется на развитие Способностей через Эго-уровень. Тогда формируется идеальный вариант гения-эгоиста. При нынешних наработках практической психологии сегодня можно начать повальное воспроизводство одаренных людей, но при этом, чаще всего лишенных Совести или имеющих приглушенную Совесть. Значимо, чтобы ребенок до пяти лет запечатлел открытое состояние Совести и Душевных Сил. Православию известно, что Душевные Силы или сами являются добродетелями или ими облекаются. Если это происходит, то, будьте уверены, и Способности никуда не денутся, они ведь могут быть в Триаде Совести, равно как и в Триаде Эго. Если же в четырехлетнем возрасте оторвать ребенка от матери и развивать его через Эго-влечения, например, в детском саду то, безусловно, в некоторых детях можно развить начатки гениальности, но развитие это будет идти через Эго. Такой ребенок вырастет, станет активным работником социума, займет определенное иерархическое положение в обществе. Возможно, благодаря Способностям, он умножит материальное богатство, возможно станет широко известным. Подключатся разные Эго-влечения: тщеславие, стремление к богатству, властолюбие, гордость, которые питают то желание высоты, из которого человек пользуется своими Способностями."
"Из поколения в поколение иссякает мера передаваемых Душевных Сил. Например, мать носит своего ребенка в утробе и попадает в конфликтную ситуацию дома или на работе. Некоторое время она еще находит Душевные Силы все терпеть, а потом срывается. Негативное эмоциональное состояние - это признак иссякания Душевных Сил, их подавления духом зла. Человеку в конфликтной ситуации нечем сохранить расположенность к другим, нечем терпеть, прощать, а тем паче нечем любить. Находясь в таком слабосильном состоянии, мать не может воспитать ребенка, т.е. поддержать в нем его Душевные Силы. Так появляются дети, которые в последующем поколении несут все меньшие и меньшие Душевные Силы. В этом - трагедия нынешнего времени. Многие люди ничего не знают об этом. Большинство матерей непроизвольно, сами того не желая, пребывают сегодня в очень трудных душевных состояниях. А их мужья, родители и родственники и не подозревают, что для душевного окормления беременной женщины нужно создавать специальные условия заботы и любви в семье. Помимо этого сейчас мы являемся свидетелями исполнения закона оскудения Душевных Сил в четвертом поколении. Сегодня это очень явно. Люди, которым сейчас 80-90 лет, оказываются душевно более стойкими, чем более поздние поколения. Мало того, что они имеют в себе Душевные Силы выполнять достаточно серьезную работу, многие из них до самой смерти не прекращают трудиться. Старенькая бабушка легко справляется с тем, чего не может сделать молодая мать. Современному молодому человеку неоткуда брать Душевные Силы. Он живет только тем резервом, который в нем есть и не знает, к Кому можно обратиться за их восполнением. В отличие от людей, которые не верят в Бога, верующим есть к Кому обратиться и где высвободиться в своих Душевных Силах. Человек, идущий к Богу, открывает себя той духовной благодати, которая дарует ему силы любви. И поэтому, исполненный любви, он может сам и любить, и терпеть, и прощать. Если же человек пытается черпать силы только из себя самого, то этот источник слишком мал. Из поколения в поколение он уменьшается. Вместо Сил Души начинают проявляться силы зла, которые, паразитируя на первых, открываются в истериках, ссорах, обидах, ожесточении, отчаянии. С того времени как духовное было отвергнуто и человек решил, что он сам достаточно силен, чтобы исполнить все необходимое в этом мире, он стал пользоваться только тем запасом Душевных Сил, который присущ ему от рождения. Сегодня мы наблюдаем четвертое поколение (после разрыва с Церковью в революционные годы) с очень скудными Душевными Силами. В результате такой скудости Совесть в человеке ничем не поддерживается. В ней почти нет сил. Если сил мало, то и Совесть маленькая. Тогда ядро Эго в человеке разворачивается со всей полнотой, он постоянно находится в состоянии срыва. Не успел шагнуть, как уже сорвался в раздражение, уныние, обиду, гнев. Это очень выражено сегодня среди молодежи. У современных подростков нет внутренней силы, внутреннего образа, который бы удерживал их изнутри, от неправды действия. Внешнее, которое раньше держалось на жестком авторитете и на суровом воспитании кнутом и пряником, сегодня развенчано. И поэтому внешними силами, которыми подростки раньше удерживались в рамках, сегодня их удержать невозможно. Внутреннего стержня, на который можно опереться, т.е. Совести, у подростка нет. А Душевные Силы для поддержания образа Совести настолько слабы, что он постоянно срывается. Срывается в без-образное действие. Подросток начинает творить безобразие, действуя без образа истины. Взрослому поколению горько смотреть на то, что происходит с молодежью, ибо с ними такой разнузданности, такой дерзости не происходило. Умножение такого разгула, такого без-образия не только в поступке, но и во внешнем облике, еще раз подтверждает закономерность Закона оскудения, утверждающую, что Душевных Сил из поколения в поколение становится все меньше и меньше, если не принесено покаяние за содеянные грехи. А покаяние не принесено. И из поколения в поколение идет нарастание греха. Особенно трагично смотреть на будущих мам, на будущие семьи. Девочка в седьмом классе коротко острижена, на голове невероятная прическа, совсем непонятно, что являет собой эта прическа, лицо обезображено с помощью краски, оголтелые глаза, в которых проявляется внутренний образ ожесточения, несмирения, дерзости, сексуальности. И эта девочка через несколько лет станет матерью. Довольно часто, не дожидаясь родов, такие девочки становятся убийцами: совершают немало абортов. Сегодня в утробном возрасте уничтожаются сотни тысяч, миллионы детских душ, начинающих свое развитие. После двух-трех, а то и большего числа абортов девушка наконец становится матерью. Что может передать такая мать своему ребенку, если в ней самой Душевных Сил мало? Если девушка не может решиться на аборт и найдет в себе Душевные Силы, чтобы сохранить ребенка, потребуется еще много труда и заботы, чтобы вырастить дитя."
"Каждый современный подросток, сознавая или не сознавая этого, внутренне ищет любви, ожидает ее проявлений со стороны взрослых. В возрасте 12-14 лет дети ищут группового лидера, который бы полюбил их такими, какие они есть. В этом возрасте они ищут себе старшего друга, которому можно открыться и задать свои пограничные вопросы. Современный подросток ищет любящего человека, который смог бы с заботой, с пониманием, душевной щедростью подойти к нему и терпеливо выслушать, хотя бы выслушать... Но сегодня, увы, любовь - большой дефицит. Все усложняется тем, что взрослые сознанием понимают, что любовь к детям нужна. Но внутренним жизненным опытом они осознают, чувствуют, что взять ее неоткуда. Вместо любви - постоянный срыв. Вместо радушия, терпения, прощения, заботы взрослые предъявляют постоянную требовательность, испытывают раздражение, неприязнь к подростку. Причем, надо заметить, не только к чужому подростку, который на улице, а даже к своему сыну или дочери. Такую обстановку нелюбви, холодной требовательности, "уставных" отношений, дисциплинарного гонения переживают на себе все дети как в семье, так и в школе, училище, институте. Где взять им то, чего им не хватает? Где взять подростку, юноше ту любовь, которая бы согрела его изнутри, дала бы тот образ действия, исполнимый только по любви? Где взять образ действия прощения, раскаяния? Где взять образ действия терпения другого и ношения тягот его на себе? Только взрослые могли бы в этом помочь. Но где самому взрослому взять это? Однако человек, искренне озабоченный происходящим вокруг, у которого сердце болит о каждом, с кем он встречается, независимо от того, свой это ребенок или чужой, невольно начинает искать подход к детям. И, чувствуя в себе недостачу любви, будет искать источник любви. Очень часто такие люди приходят к Богу." Комментарий К.П.: Пока я читала эту книгу, мне довольно часто хотелось возразить автору ;-) или просто добавить какие-то детали, которые кажутся мне очень важными. Но я удержалась от искушения "повлиять" на мнение читателей рассылки ;-). Так что если кто-то захочет публично возразить Анатолию Гармаеву или просто высказаться на темы, затронутые в этой книге - пишите нам! |
|||||||||||
|
|||||||||||
Рассылка
"Рождение без насилия" http://birth.ft.inc.ru Автор: Ксения Подорова birth@ft.inc.ru Консультант: Ирина Мартынова irina@ft.inc.ru, профессиональная акушерка из Санкт-Петербурга, одна из создателей системы водных родов, принявшая более 600 домашних родов Периодичность: еженедельно Количество подписчиков: 3398 |
|||||||||||
FT
Group, "Рождение
без насилия" © 2000
|
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
В избранное | ||