Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Опыт родителей со всего мира от MyJane.ru" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Служба Рассылок Городского Кота
Рождение
без насилия N29 (25 июля 2000г.)
|
||||||||||||
Информация данной рассылки - это личное мнение ее автора. Вся ответственность за возможные действия и их последствия, предпринятые в связи с этой рассылкой, лежит на тех, кто эти действия предпринимает. Читатель, будь ответственен за свои поступки! | ||||||||||||
|
||||||||||||
Сегодня мы продолжим начатый разговор о школах. Тема: ВАЛЬДОРФСКИЕ ШКОЛЫ В духовно-научной основе вальдорфской педагогики лежит антропософия (от греческих слов "антропос" - "человек" и "софия" - "мудрость"). Это разновидность теософии (учения о единении человеческой души с божеством), которая ставит своей целью раскрытие скрытых способностей человека с помощью системы специальных упражнений (эвритмии, музыки и т.п.). Эвритмия (от греческого слова, означающего "стройность, такт, благозвучие") - равномерность ритма в музыке, в танцах и в речи. На уроках эвритмии дети учатся двигаться под музыку, выражая этим движением определенные эмоции. Движение часто сопровождается не только музыкой, но и декламацией определенного стихотворения. Все вместе - стихи, музыка, танец - создает некое законченное "произведение". Основателем антропософии был немецкий философ и духовный исследователь Рудольф Штейнер (1861-1925). В России его последователями были многие люди науки и искусства, в том числе Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Михаил Чехов, Андрей Тарковский и другие. Первая свободная вальдорфская школа была основана в городе Штутгарт (Германия) в 1919 году. Европа, переживавшая социальные и экономические потрясения первой мировой войны, стояла перед необходимостью переосмысления прошлого и создания новых общественных структур. Основоположник вальдорфской педагогики Рудольф Штейнер активно разрабатывал в то время идеи новой социальной формы общества, которая отвечала бы внутренним законам общественного развития. Рассматривая социальный организм как систему, состоящую из экономической, правовой и культурной систем, Штейнер считал, что подлинный прогресс в социально-культурной сфере требует полного обновления воспитательного и образовательного процесса. В этой ситуации Эмиль Мольт, директор фирмы "Вальдорф-Астория" в Штутгарте, предложил Штейнеру создать школу для детей рабочих и служащих своей фабрики. "Фундаментом новой школы должны были стать внутренние законы и условия развития человека, которые у всех детей при всех индивидуальных различиях одинаковы... В вальдорфской школе было исключено деление по социальным слоям, степени одаренности, принадлежности к определенному вероисповеданию". Одним из основных требований, предъявляемых к современной школе, является обеспечение своим выпускникам самой широкой общей образованности. Образованности, которая будет позволять понимать темп изменений, уметь приспосабливаться к нему и давать возможность в случае необходимости, уже будучи взрослыми, получить новую профессию. Нигде в мире не нужны доктора математических наук, которые способны лишь использовать изобретенные другими формулы, в такой работе компьютер гораздо успешнее справляется с расчетами, чем человек. Повсюду требуются творчески мыслящие математики, инженеры и химики, способные сами делать новые открытия. И все меньше и меньше на современных производствах требуются работники, выполняющие рутинную работу. Автоматы выполняют эти виды работ дешевле и лучше. Наряду с широким образованием, творческим началом и уверенностью в своих силах есть еще одна важнейшая человеческая способность, которой должен обладать современный человек и которую следовало бы воспитывать в годы школьного обучения. Это - социальность или умение, оставаясь самим собой, воспринимать людей такими, какие они есть. Никто из современных учителей и воспитателей не может предвидеть, в какой части света будут жить и работать его ученики, с какими культурами и людьми они столкнутся в будущем. Выработать способность жить и работать с другими людьми независимо от их происхождения, национальности, религиозных убеждений или политических взглядов - высокая и благородная задача. Главная задача антропософской педагогики видится в том, чтобы сохранить ощущение животворящего дыхания жизни, которое свойственно детству, но, к сожалению, так редко встречается у наших рано взрослеющих детей, чьи родители стремятся как можно раньше и как можно больше "вложить" в голову ребенка. Обучение в школе обычно начинается с 7-летнего возраста и рассчитано на 11-12 лет. Первый, кто встречает ребенка, - классный учитель. На протяжении восьми лет он каждое утро приветствует учеников и ведет главный урок, длящийся 2 часа без перерыва. Воспитание в антропософской школе ориентировано на равновесное развитие мышления, чувств, воли, на гармоничное развитие целостного человека. В настоящее время вальдорфские школы широко распространены по всему миру - в разных странах насчитывается около 700 школ и около 1000 вальдорфских детских садов. В 90-е годы движение за создание вальдорфских школ начало развиваться и на территории Советского Союза. В начале 90-х годов в России было 18 школ, официально зарегистрированных в Международном списке вальдорфских школ. Школы, использующие в своей работе принципы вальдорфской педагогики, открыты в Москве, Санкт-Петербурге, Рязани, Иркутске, Ярославле, Казани, Самаре, Жуковском, Зеленодольске, Смоленске, Владимире, Воронеже, Тюмени. Гораздо шире география работы отдельных классов, групп детских садов, инициативных групп различных направлений, действующих на основе вальдорфской педагогики и импульсов, данных Штейнером. В настоящее время в России существует около 80 таких школ и детских садов - в Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске, Калуге, Ярославле, Казани, Самаре, Красноярске, Новосибирске, а также в Прибалтике, Грузии, республике Саха. В сентябре 1992 года при содействии Российского Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, института им. Г. Гана (г. Мангейм, Германия), РОНО Петроградского района в Санкт-Петербурге открылась первая вальдорфская школа - школа N 626 им. Р. Штейнера (Крестовский остров, пр. Динамо, д. 14). В прошлом учебном году в этой школе было 8 классов, где обучалось 172 ученика (первый класс, в котором обучалось всего 11 человек, а также все классы с 4-го по 10-й) и работало 20 педагогов, которые являлись выпускниками или слушателями курсов Антропософской педагогики при Государственном университете педагогического мастерства, Вальдорфского педагогического семинара. В июне 1999 года учащиеся 9-го класса успешно прошли итоговую аттестацию в присутствии районной аттестационной комиссии с выдачей аттестатов государственного образца о получении основного (общего) образования. После этого приказом Комитета по образованию Санкт-Петербурга школе был присвоен статус городской экспериментальной площадки. В 1999/2000 учебном году 25 учеников школы продолжили обучение в старшей ступени (в 10-м классе). Обучение в этой школе начинается с 6,5 - 7 лет и рассчитано на 11 лет. Предметы художественно-практического цикла изучаются по расширенной программе. Дети обучаются в условиях психологического комфорта. Институт семьи и ребенка проводил опросы школьников на тему "Нравится ли вам ходить в школу". Оказалось, что в вальдорфских школах 78%(!) учеников ходят в школу с удовольствием! А в обычных школах примерно столько же школьников отвечают, что они не любят ходить в школу. В школе осуществляется принцип преподавания по эпохам. На протяжении 3-4 недель на главном уроке изучается один предмет: русский язык, математика, история, география, химия, физика, жизнь растений и животных и др. На уроках дети много двигаются, декламируют хором, поют и играют на флейтах, рисуют акварельными красками и восковыми мелками, лепят из глины и воска, слушают сказки и легенды, рассказы учителя. Здесь нет привычных отметок, прописей, дневников, учебников. Каждый ученик на протяжении всей эпохи создает свой "учебник" по изучаемому предмету (записывает в большую тетрадь из ватмана важные сведения, полученные от учителя и из книг, иллюстрирует свои записи, дополняет свой "конспект" притчами и стихами, имеющими отношение к предмету). С первого класса дети изучают два иностранных языка, приобретая опыт проникновения в мир души другого народа. Обучение иностранному языку начинается так же, как и своему родному в первые годы жизни - с самых простых слов, с детских стихов, песенок, игр. На уроках рукоделия дети учатся вязанию на спицах и крючком, вышиванию, ткачеству, работают с различными "мягкими" материалами. На уроках художественного труда дети знакомятся с различными ремеслами и технологиями. Постепенно ремесло превращается в свободное художественное творчество. Дети изучают новый вид искусства движения - эвритмию. В школе часто устраиваются праздники, посвященные каким-то природным явлениям (созреванию плодов, наступлению зимы, таянию снега) или религиозным событиям (Рождество, Пасха). К праздникам заранее готовятся: учат песни и стихи, ставят спектакли, делают костюмы, готовят подарки друг другу и родителям. В младших классах поздней осенью устраивается праздник фонариков. В то время, когда ночи долгие, а дни короткие, когда рано темнеет, когда еще не выпал снег, когда природа готовится к зимнему сну, а солнца почти никогда нет на небе - в такой вечер дети выходят на улицу с бумажными фонариками, внутри которых горят маленькие свечки, чтобы этим шествием напомнить людям, что зима не будет длиться вечно, что солнце скоро вернется и что на земле снова будет светло. В конце каждой учебной четверти устраивается концерт для родителей и гостей. Каждый класс показывает, чему он научился в этой четверти. Рассказывают стихи (в том числе по-немецки и по-английски), поют, играют на флейтах. Некоторые классы готовят небольшие спектакли. Например, пятиклассники подготовили к одному из концертов отрывок из оперы Моцарта "Волшебная флейта". В вестибюле перед актовым залом устраивают выставку самых красивых тетрадей, сшитой на уроках рукоделия одежды, выточенных из дерева игрушек, ложек, шкатулок, вылепленной из глины посуды и всего того, что дети научились делать в прошедшей четверти. На стенах школы висят рисунки учеников - например, десяток вариантов одного и того же пейзажа, нарисованного мелками, чтобы можно было сравнить стиль работы разных учеников. Сейчас школа находится еще в стадии становления, и ей оказывают поддержку Свободная Высшая Школа Антропософской педагогики (г. Мангейм, Германия), Центр Международных Связей Университета педагогического мастерства, РОНО Петроградского района г. Санкт-Петербурга. За последние несколько лет в Санкт-Петербурге появилось еще 3 вальдорфских школы. Вероятно, каждая из них имеет свои особенности. Я разговаривала с родителями, дети которых учатся в школе на Черной речке и в школе на Ленинском проспекте - услышала много хорошего об этих школах и об учителях. Впрочем, я разговаривала и с детьми - их мнение не так однозначно, особенно если удается "разговорить" старшеклассников. МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ: Лиза: Марина: Класс получился маленький, и нас это вполне устраивало. Правда, у моего сына даже и в маленьком классе были сложности в общении со сверстниками - но в большом классе было бы еще хуже. Меня приятно удивило то, что учителя искренне старались помочь ему решить его проблемы. В обычной школе в таких случаях на ребенка сразу ставят клеймо "трудный", "непослушный", "плохой" - и вскоре он именно таким и становится. А в этой школе к нему все относились хорошо, несмотря на то, что он вел себя по-разному, в том числе и плохо. К концу года он уже освоился в школе, и дальше все шло хорошо. Так что я очень рада, что он учился именно там". Таня: "В первом классе мой сын учился в гимназии. Там была очень большая нагрузка, детям было очень трудно все успевать, они уставали, ходить в школу не хотелось - в общем, мы измучились за этот год. С ужасом думали, что же будет дальше. А летом мы услышали от знакомых про вальдорфские школы и решили, что это именно то, что нам нужно. Ближайшая к нам школа - на Ленинском проспекте. С осени мой сын пошел в эту школу. Ему там очень понравилось - там такая спокойная обстановка по сравнению с его гимназией! Никто не кричит, не подгоняет, не заставляет делать огромное количество ненужных заданий. Теперь ему очень нравится ходить в школу, а раньше я и представить себе не могла, что такое бывает!" Миша: "Наш ребенок учился в вальдорфской школе первые четыре года. Начинать с обычной школы нам не хотелось - сами понимаете, почему. А отдавать маленького ребенка сразу в какую-то спецшколу - по-моему, это ни к чему. Во-первых, нагрузка слишком большая. Во-вторых, еще непонятно, к чему у него есть склонность. Так что мы решили дать ему время, чтобы "определиться" со своими способностями и заодно привыкнуть к школьному ритму жизни. А потом мы нашли подходящую математическую школу, и теперь он учится там. Никаких проблем при переходе в новую школу не было. Никакого отставания по обычным предметам, которым нас пугали, тоже не было. Все нормально". Директор одной из обычных школ: "К нам приходили дети из вальдорфских школ. Они отстают от наших учеников примерно на два года. Приходится принимать их с потерей двух лет. Если Ваша дочь окончила седьмой класс вальдорфской школы, то мы можем принять ее к нам в пятый класс. Вы согласны?" (Мама не согласилась, и девочка пошла в восьмой класс другой школы. Учится хорошо. Правда, возникает ощущение, что это исключительный случай.) Ученик первого класса вальдорфской школы, скептик: "Да ну ее, эту школу. Я хочу писать по-письменному, а мы вместо этого печатными буквами пишем. А мои друзья из обычной школы сами уходят домой, когда захотят, потому что живут близко. А мне приходится ждать, пока за мной приедут, потому что учительница меня одного домой не отпускает - ехать далеко". Ученица того же класса, имеющая опыт учебы в обычной школе: "Мне здесь так нравится! Здесь так интересно! Намного лучше, чем было в другой школе. Такие интересные уроки! Мы здесь так много рисуем, и играем, и гулять ходим - день очень быстро пролетает, даже уходить не хочется". Старшеклассница, с первого класса учившаяся в вальдорфской школе: "Сомневаюсь, что я куда-нибудь поступлю после школы. Мы здесь такой ерундой занимаемся! Я бы, может, и ушла в обычную школу, но уже поздно. Не хочу учиться с теми, кто меня младше на 2 года. А мои родители никогда в жизни на такое не согласятся! Они думают, что вальдорфская школа - это так круто!" Ее одноклассник: "Все эти наши декламации стишков хором - такая #$%^@! Какого $%^& нас заставляют это делать, как маленьких?" {К.П.: Если бы так говорил кто-то один, я бы подумала, что это случайность. Но так говорят практически ВСЕ старшеклассники! Почему? Это просто бравада? Или такая система воспитания/обучения не подходит для подростков? Или это какой-то местный "перекос", когда программа обучения неправильно приспособлена к местным культурным и социальным условиям?} И напоследок - воспоминания о вальдорфской школе девочки, проучившейся там всего полгода. Ее имя - Асe:на. "В Вальдорфскую школу я попала почти случайно: я поехала туда, чтобы посмотреть, где предстоит учиться моему брату и осталась. Почему? Мне понравился ткацкий станок в классе, стены с каким-то абстрактным рисунком, старое кирпичное здание с дверной ручкой из лакированной коряги и таблички на кабинетах, не написанные по трафарету, а вырезанные из дерева. Чувствовалось, что эту школу - любят. Приняли меня очень просто: попросили нарисовать цветными карандашами любой рисунок (я нарисовала что-то очень светлое и инфантильное, смеющееся солнце и кривобокий домик); моя классная руководительница осталась довольна. И началась школьная жизнь. Раньше я никогда не ходила в школу с классно-урочной системой преподавания (училась экстерном), поэтому первое, что меня поразило - чудовищное количество времени тратилось впустую. Во-первых, перемены. Перемены занимали в этой школе часа полтора в день. Ладно ещe: я - я читала книги, а вот мои одноклассники (читать не любящие), по-моему, ужасно скучали. Во-вторых, основной урок. Собственно на обучение уходило из двух часов, дай Бог, сорок минут - в остальное время люди играли на флейтах, пели, произносили речe:вки и много аналогичной лабуды. Могу сказать, что я не видела ученика, который относился к этому серьe:зно: были пофигисты, которые считали, что лучше петь, нежели учиться, а были недовольные, понимающие, что время уходит впустую (но из школы не уходившие - куда им идти, если в общеобразовательную школу людей из Вальдорфской помещают на два класса младше: по уровню знаний). Ещe: были труд (работа с деревом), рукоделие (кожа, войлок, ткань, глина ), эвритмия (это было красиво) и физкультура. Но об этих уроках не могу сказать ничего плохого (физкультуру я искренне ненавидела, но тут, я думаю, виновата я сама и немножко родители; эвритмию все мои одноклассники считали "полным отстоем" (цитирую), а мне она нравилась. Эвритмия была - движение в стихах. Или - стихи в движении? О своих одноклассниках ничего плохого сказать не могу, люди как люди, многие даже очень классные (пользуясь случаем J, хочу передать им привет. Вот он: Люди! Я вас помню и люблю. Будьте счастливы, вы многому меня научили. Мрр.). Вот только Как-то раз был у нас диктант на "не" и "ни" с глаголами. Маленький такой, на полстранички. Если грубых ошибок (на изучаемое до этого неделю правило) было меньше пяти - диктант принимался. Иначе его писали ещe: раз. Кроме двоих человек, переписывал весь класс Что ещe:? Там два иностранных языка - английский и немецкий. Оценивать не могу - я сама толком не знаю ни одного из них, но, по-моему, языки преподавались хорошо. Люди, которые хотели их знать - знали. Короче. Зато - люди там умели играть на флейтах, петь, вырезать из дерева, вязать Зато - им это всe: так в школе надоело, что уже никто из них не играл на флейте для себя, для друзей - они относились к искусству как к обязаловке. Вы видели школьника, решающего дифференциальные уравнения для души? Зато - у них была эвритмия, где их учили Красоте. Зато - эта самая Красота была обязательным уроком, по расписанию. Зато - у них была очень красивая школа. В столовой - столы из светлого дерева, всюду растения Зато - из этой школы никто не мог уйти, т.к. грамотность была столь низкой, что в другую школу человека из Вальдорфской бы просто не взяли. А ещe: - школьная программа была очень сдвинута по классам по сравнению с обычной, так что при переходе в обычную школу какие-то темы человек знал бы за восьмой класс, а какие-то - за пятый. Хм Зато у них были очень красивые, светлые праздники с театральными выступлениями, музыкой На Рождество разыгрывали библейские сценки, были свечи тогда я даже чуть не осталась в В.ш. Зато у них тетради из ватмана, без линеек. Они красивые, но, во-первых, жутко тяжe:лые, а во-вторых, в такой тетради не так-то просто выработать хороший почерк - буквы разных размеров, съезжают брр! Раньше я думала, что в школу ходят, чтобы там учиться. В ту школу ходили - жить. Учитывая, что на неe: уходило по шесть часов шесть дней в неделю, я свои полгода хождения туда - там: писала - читала - пела - играла - бегала-прыгала (двигалась) - считала - думала - ела - целовалась - спала - шила - валяла (и дурака тоже) - что-то делала из дерева - писала письма - смеялась - плакала - утешала - сердилась - дружила - ссорилась - скучала - сидела на подоконнике - то же на полу - на другом подоконнике - мечтала - рисовала. Ага, всe: это действительно прекрасно. Но в свою любимую - другую - школу я хожу с одной целью: учиться. А всe: остальное - целый список - с куда большим кайфом делаю дома. Кому подходит: Кому не подходит: А ещe: интереснее - дома и учиться, и творить. Возможно, К.П. захочет написать следующий выпуск рассылки об обучении экстерном - тема интересная". |
||||||||||||
|
||||||||||||
Рассылка
"Рождение
без насилия" http://birth.ft.inc.ru Автор: Ксения Подорова birth@ft.inc.ru Консультант: Ирина Мартынова irina@ft.inc.ru, профессиональная акушерка из Санкт-Петербурга, одна из создателей системы водных родов, принявшая более 600 домашних родов Периодичность: еженедельно Количество подписчиков: 2479 |
||||||||||||
FT
Group, "Рождение
без насилия" © 2000
|
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
В избранное | ||