Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Смотрение смотрению рознь (вып. 23)


В поисках средства от близорукости

Выпуск 23

Сайт рассылки: «Тропинка к гениальности»
(страница «Эксперименты по восстановлению зрения»)
Ведущий рассылки: Леонид Некин

Смотрение смотрению рознь

В прошлом выпуске я начал говорить о проблеме переписывания с доски. Сегодня — продолжение этой темы.

В студенческие годы посещение лекций было для меня настоящей пыткой. Я носил очки с недокоррекцией, и мне было плохо видно то, что написано на доске. Я сидел на первом ряду в компании таких же бедолаг-очкариков, и мы все отчаянно всматривались, щурились, давили пальцами на глаза, ставили очки под косым углом. Расплачиваться за это приходилось головными болями и дальнейшим ухудшением зрения. Я был заядлым прогульщиком и постоянно имел от этого неприятности с деканатом.

Потом я сделался научным сотрудником, и, по долгу службы, мне приходилось посещать различные семинары и конференции. Я стал носить контактные линзы с практически полной коррекцией, и мне было хорошо видно доску или экран. Однако старые дурные привычки брали свое. Стоило мне посетить какой-нибудь доклад — и головная боль на остаток дня была мне обеспечена. Разумеется, я всеми силами старался увильнуть от посещения семинаров и конференций, но это не всегда удавалось, и поневоле я должен был искать новые обходные пути.

Я понял, что неприятности мои проистекают не оттого, что я вынужден смотреть на доску или на экран, а оттого, что я пытаюсь понять, что там написано. Если я, например, задаюсь вопросом: могу ли я разглядеть какую-нибудь маленькую буковку на далеком экране, — то я могу пялиться на нее сколько угодно, безо всяких неприятных ощущений. Но как только я начинаю делать умственные усилия для того, чтобы разобраться в смысле написанной формулы, то к глазам тут же подкатывается боль.

Все, кто хоть немного знаком с нейролингвистическим программированием (NLP), знают и о глазодвигательных реакциях. Когда человеку задают более или менее сложный вопрос, для ответа на который ему надо порыться в закоулках своей памяти, его глаза непроизвольно закатываются либо вверх, либо в стороны, либо вниз. Оказывается, наружные глазные мышцы непосредственно участвуют во всяком мыслительном процессе. Напряженная умственная деятельность несовместима с нормальным смотрением. Надо выбирать одно из двух: либо я смотрю, либо я обдумываю увиденное.

Если я читаю какой-нибудь учебник или любую другую «трудную» литературу, то я поминутно отрываюсь от чтения и «погружаюсь в себя», чтобы связать новую информацию с содержимым своей памяти. Однако во время лекции или доклада у меня такой возможности нет. Получается, что я вынужден совмещать два несовместимых процесса. Я не знаю, удается ли это делать другим, но мне этого никогда не удавалось. Несмотря на все усилия, я не могу уследить за ходом мысли докладчика. В итоге получается так, что никаких новых знаний я не усваиваю, а только зарабатываю усталость и головную боль.

В конце концов я волевым решением запретил себе пытаться что-либо понять, если меня угораздит очутиться на какой-нибудь лекции. Я сажусь на самый задний ряд, снимаю очки и говорю себе: «Всё, что вокруг происходит, тебя не касается. Ты пришел сюда, чтобы отдыхать». Я закрываю глаза и впадаю в приятную полудрему, убаюкиваемый словами лектора. Иногда я просыпаюсь и бросаю ленивый взгляд на далекий мутный экран. Я не пытаюсь ничего там разглядеть, потому что я всё равно не могу различить ни надписей, ни картинок.

И вот в этом-то состоянии ко мне и начинают обычно приходить проблески. Из полной мути выплывают вдруг совершенно четкие строчки текста. Я с любопытством их разглядываю, и мне радостно, во-первых, оттого, что мне их так хорошо видно, а, во-вторых, оттого, что мне не надо знать, что они означают.

Интереснее всего то, что после того, как я перешел на новый способ прослушивания лекций, количество усваиваемой информации практически не уменьшилось. Все-таки какие-то отдельные понятия сами собой залетают в голову, и этого оказывается вполне достаточно, чтобы участвовать в последующих дискуссиях и обсуждениях.

Тут уместно вспомнить Бейтса и его знаменитый призыв — освободиться от психического напряжения и смотреть безо всяких усилий. Вопрос в том, что он под этим подразумевал. Уж не то ли это напряжение, не те ли это усилия, которые ежедневно прикладывают миллионы школьников и студентов, когда пытаются усвоить учебный материал, написанный на школьной доске?

06.05.08, Леонид Некин, nekin@narod.ru

Отклики на рассылку могут быть процитированы полностью или частично, если не содержат явного на то запрета (e-mail публикуется, только если содержится в теле письма). Отклики, присланные с формы ввода на странице http://nekin.narod.ru/a4s.htm, публикуются на сайте рассылки гарантированно (при отсутствии вопиющих противопоказаний).


В избранное