Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как прожить до 100 лет, сохранив здоровье. Как вырастить здорового ребенка


Или Вы тревожитесь о своем здоровье, или здоровье потревожит Вас!

Евгений Горобченко

| Здоровье детей | Уход за собой | Беременным | Правильное питание | Физическое развитие | Массаж | Принципы здоровья | Форум | Контакт |

Здравствуйте друзья! С Вами Евгений Горобченко. Этот выпуск рассылки посвящен детям, ведь дети - наше будущее.

У многих ребят школьного возраста врачи отмечают относительно низкие показатели жизненной емкости легких, силы рук, физической работоспособности. Великорослые, крепкие на вид ребята нередко страдают близорукостью, плоскостопием, вегето-сосудистой дистонией; педагоги и родители отмечают у них повышенную нервную возбудимость, неустойчивость настроения, несобранность, неусидчивость.
Виновата ли в этом акселерация сама по себе или есть другие причины? Многие исследователи убеждены, что в большинстве случаев подобные отклонения от нормы обусловлены прежде всего гиподинамией, то есть недостатком движений.
Физическая активность наших детей находится в явном несоответствии с их естественной потребностью в движении. Даже малыши дошкольного возраста ходят, бегают, играют, занимаются подвижными играми меньше, чем следовало бы. Но особенно значительной становится гиподинамия с поступлением в школу. В классе, естественно, сидят. Дома за приготовлением уроков—сидят. Вечером у телевизора—сидят. И все это в помещении, подчас плохо проветренном!
Сколько времени ребенок находится в движении и сколько проводит сидя. Диспропорция огромная, не правда ли? И она не может не вызывать тревоги.
Дефицит движений для ребенка много опаснее, чем для взрослого. В условиях малой подвижности растущий организм развивается негармонично, а это создает почву для многих функциональных нарушений.
Детренированность страшна прежде всего тем, что она сужает диапазон приспособительных возможностей сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, понижая работоспособность, выносливость. Ребенок начинает быстро уставать не только при физической, но и при умственной работе.
Специальными исследованиями установлено, что гиподинамия способствует и снижению устойчивости к ряду болезнетворных микроорганизмов, к перепадам температуры. Поэтому мало двигающиеся дети болеют острыми респираторными инфекциями чаще, чем их физически активные сверстники.
Несомненна связь между образом жизни ребенка и функциями центральной и вегетативной нервной системы. Дети, которые недостаточно гуляют на свежем воздухе, не занимаются гимнастикой, спортивными играми, как правило, бывают более капризны, хуже спят, острее реагируют на внешние раздражители. Можно думать, что снижение «возрастного ценза» артериальной гипертонии тоже в значительной мере связано с гиподинамией. И, уж конечно, она является одной и главных причин увеличения числа детей с избыточной массой тела.
Как же преодолеть гиподинамию? Когда и с чего начинать? Известна притча о матери годовалого сына, обратившейся к ученому с вопросом, когда надо начинать его воспитывать. Ученый ответил, что она опоздала ровно на год. С точки зрения современных представлений он был прав только наполовину: мать опоздала на год и девять месяцев!
Сейчас доказано, что гимнастика проводимая беременной женщиной предупреждает кислородное голодание плода, положительно влияет на его развитие. Мало того: есть наблюдения, свидетельствующие, что у матерей, двигательная активность которых во время беременности была оптимальной, рождаются дети с более выносливым сердцем.
Но и крепкий ребенок может отстать в развитии, если с самого начала за ним будут ухаживать неправильно, не создадут условий для нормального физического развития.
Опыт многих научных и практических учреждений свидетельствует о том, что систематическое проведение гимнастики и массажа способствует укреплению здоровья ребенка, положительно сказывается на общем развитии, эмоциональном тонусе, функциональных возможностях отдельных органов и систем.
В последние годы арсенал физического воспитания грудных детей обогатился ранним плаванием. Опыт показал, что, если оно проводится правильно, закаливающий эффект отличный.
Но вот малыш встал на ноги. Теперь как будто он может регулировать свою подвижность сам. Да, но лишь в том случае, если ему помогают взрослые. А они нередко, наоборот, мешают ему... Дома упорно стараются занять его сидячими играми—так спокойнее. На прогулке большую ее часть, если даже не все время, везут в колясочке: прекращают занятия гимнастикой.
И в детских яслях, садах активность детей тоже нередко ограничивается. Правда, в распорядке дня здесь предусмотрены занятия физкультурой. Но они не дают должного эффекта, если эмоционально не насыщены, не увлекательны. Важно также хорошо оснастить помещение для занятий—чтобы здесь были миниатюрные полосы препятствий, шведские стенки, гимнастические скамейки, мячи. Это забота руководителей дошкольного учреждения, его шефов. А воспитателям надо обязательно включать в занятия развлечения и игры спортивного характера, элементы народного танца, регулярно проводить с детьми утреннюю гигиеническую гимнастику, заниматься с ними и корригирующей гимнастикой.
Дети должны побольше двигаться на свежем воздухе во время прогулок. Поэтому на участке необходимо оборудовать не только песочницы, качалки, но и разнообразные доступные ребятам спортивные снаряды.
Физкультура оказывает положительное влияние и на детей, часто болеющих острыми респираторными инфекциями, страдающих хроническими заболеваниями органов дыхания, хроническим тонзиллитом, бронхиальной астмой. Специальные наблюдения за группой таких больных показали, что благодаря систематическим занятиям у них реже возникают обострения хронического процесса и острые респираторные инфекции.
А как увеличить двигательную активность школьника? Будем исходить из реальных условий: учащиеся действительно очень загружены. Уменьшить число уроков практически невозможно. Трудно и сократить объем домашних заданий. Но вот сократить время на их приготовление можно—если повысить работоспособность школьника. Главный резерв ее повышения—физкультура. Так что чем настойчивее ею заниматься, тем больше будет для этого времени!
Никто не убедит в том, что у школьника не найдется десяти минут для утренней зарядки. Другое дело, что лень пораньше встать, не хватает организованности, собранности. Здесь уж родители должны и помочь, и, если необходимо, настоять, а главное, сами показать пример.
Многие городские ребята, живя не так уж далеко от школы, ездят на транспорте. Это недопустимо! И в школу и обратно надо ходить пешком!
В многоэтажных домах дети, как и взрослые, обычно пользуются лифтами. А ведь подняться по лестнице, хотя бы на несколько этажей,—это хорошая, вполне доступная тренировка.
Наконец, правильно ли организуется прогулка? Очень часто старшие ребята все это драгоценное время виснут на предназначенных для малышей каруселях, по-старушечьи сидят на скамеечках возле подъездов, вместо того чтобы побегать, поиграть в спортивную игру, наконец, погулять в прямом смысле этого слова, то есть походить! Нужна инициатива и помощь старших, чтобы оборудовать в каждом дворе хотя бы простейшую спортплощадку, предложить школьникам пешие маршруты на сорок минут, час-полтора. Ходьба—тоже тренировка!
Сейчас появилось больше возможностей для совершенствования физического воспитания в школе, повысилась квалификация преподавателей, улучшилось оснащение спортивных залов, в больших школах-новостройках есть даже по два зала. Врачи мечтают о том, чтобы урок физкультуры проводился каждый день. Если, учитывая напряженность программы, сделать это сложно, то вполне возможно организовать факультативные занятия физкультурой. Как показал опыт, они привлекают ребят всех возрастов и приносят большую пользу.
Тысячи школьников посещают группы продленного дня. И очень важно, чтобы педагоги, работающие в этих группах, проводили с детьми подвижные игры на воздухе, прогулки. Обязательно, непременно, каждый день!
Многого можно ждать и от обычного урока физкультуры, если только он проводится интересно, насыщенно, вызывает положительные эмоции. Имеются наблюдения о высокой оздоровительной эффективности урока, проводимого круглый год на открытом воздухе. Уже через несколько месяцев дети из группы, занимавшейся на воздухе, стали к концу учебного дня и учебной недели уставать значительно меньше, чем их сверстники, занимавшиеся, как обычно, в зале. А к концу учебного года показатели ряда физиологических функций, и в том числе тех, которые свидетельствуют о сопротивляемости инфекциям, оказались у них лучше. Они меньше пропустили уроков по болезни, у них была выше успеваемость.
Организовать, если не все, то хотя бы максимум уроков физкультуры на воздухе не так уж сложно. И совеем несложно и даже обязательно использование тех форм физического воспитания, которые регламентированы школьным распорядком: вводной гимнастики (до начала занятий), физкультурных пауз на уроках, организованных подвижных игр во время перемены. А ведь во многих школах все это проводится кое-как, формально. И тогда пользы, конечно, мало.
Заниматься физкультурой дети должны каждый день, круглый год. Но особенно велики возможности для подвижных игр во время каникул. И надо не только надеяться на то, что дети сами, пользуясь свободным временем, будут больше заниматься физкультурой, но и обязательно организовывать такие занятия в пионерских лагерях, в каждом дворе!

Узнать подробнее о том, как вырастить здорового ребенка Вы можете из аудио-курса «Как Вырастить Здорового Ребенка». Узнать подробнее о курсe...

Источник: Клуб "100 лет"

Написать
ведущим рассылки

Ведущие рассылки
Ольга Федорова и
Евгений Горобченко

Перейти на сайт
Клуба здоровья "100 лет "

Дата выпуска
22 июля 2010

Если Вы находите эту рассылку информативной и полезной, будьте любезны, порекомендуйте ее Вашим родственникам и друзьям, кому Вы желаете здоровья. Ссылка, где можно подписаться на рассылку: http://www.100let.net/subscribe.htm

Если у Вас есть интересные материалы (статьи, публикации), которыми Вы готовы поделиться с остальными подписчиками рассылки, пожалуйста, присылайте их, я их опубликую в ближайших выпусках рассылки и, возможно, они окажутся полезными другим подписчикам.

ВНИМАНИЕ! Прежде чем воспользоваться каким-либо советом, проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом.

Текущий выпуск завершен. Выпуск подготовили Ольга Федорова и Евгений Горобченко.


В избранное