Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Самое интересное из физики и техники. Классификация паровозов.


<>

Здравствуйте, уважаемые читатели! С вами снова Елена Голенастова. Всё труднее делать каждый выпуск рассылки, т. к. лето - деньки замечательные стоят. Хочется поваляться на пляже, а не за компьютером сидеть. Ну да ладно. Вам пожаловалась и мне уже легче. Продолжаем тему паровозов.



Классификация паровозов



Изобретение слова «паровоз» приписывается Н. И. Гречу, который в середине XIX века издавал газету «Северная пчела». До этого паровоз называли «самокатная паровая машина», «паровая фура», «паровая телега», «пароходка» — у Черепановых и В. А. Жуковского, и даже «пароход». В первых отчётах строителя Царскосельской железной дороги Ф. А. Герстнера встречается: «паровая машина», «паровой экипаж», «паровая карета». С 1837 года Герстнер уже использует слово «паровоз».

Различных видов паровозов очень много. Поэтому, чтобы можно было составить достаточно полную и точную, но вместе с тем и простую характеристику различных паровозов и чтобы отличать их друг от друга, паровозный парк подразделяют на группы, или классы, имеющие общие признаки.

Вот некоторые из множества классификаций:

    Паровозы делятся:
  • по роду выполняемой работы;
  • по способу размещения запасов воды и топлива;
  • по ширине колеи;
  • по числу и расположению движущих и поддерживающих осей;
  • по системе экипажной части;
  • по величине давления от оси на рельсы;
  • по системе паровых машин;
  • по числу цилиндров и их расположению;
  • по принципу использования отработавшего пара;
  • по роду применяемого для работы пара;
  • по величине давления пара в котле;
  • по роду отопления;
  • по наличию дополнительного оборудования, повышающего мощность и экономичность паровоза.

Техническая характеристика паровоза, составленная по этим основным признакам, не является исчерпывающей, но всё же даёт достаточно полное представление об особенностях устройства и работы того или иного паровоза. В некоторых случаях такую характеристику дополняют данными об основных размерах котла, машины н экипажной части паровоза.

А вот ещё одна классификация паровозов:

    Паровозы подразделяются:
  • По ширине колеи:
    • ширококолейные, в России с колеёй 1524 мм
    • узкоколейные, в России с колеёй 1000, 900 и 750 мм
  • По роду обслуживаемых дорог
    • магистральные
      • по роду обслуживаемых поездов
        • пассажирские
        • грузовые
      • по роду службы
        • поездные
        • маневровые
    • промышленные
    • подъездные
  • По расположению цилиндров
    • паровоз с наружными цилиндрами (снаружи рам)
    • паровоз с внутренними цилиндрами
  • По роду пара
    • паровозы с насыщенным паром (выпускались до 1900-х годов)
    • паровозы с перегретым паром
  • По роду паровой машины
    • с паровой машиной простого (однократного) расширения
    • с машиной компаунд (двукратного расширения)
  • По числу цилиндров — на паровозы 2-, 3- или 4-цилиндровые
  • По роду топлива — с угольным, дровяным или нефтяным отоплением.
  • По типам (числу и расположению движущих, поддерживающих и направляющих осей)

Паровозы различаются по ширине железнодорожной колеи, размещению запасов воды и топлива, числу и расположению осей (осевой формуле), числу цилиндров, системе паровых машин, сцепному весу (приходящемуся на движущие оси), мощности и ряду других признаков.

Характеристика паровоза во многом зависит от того, для какой работы он предназначен.

По ширине колеи паровозы делятся на ширококолейные (расстояние между головками рельсов 1 524 мм) и узкоколейные. По размещению запасов воды и топлива паровозы подразделяются на тендерные и танк-паровозы, у которых вода и топливо расположены на самом паровозе.

Паровозы имеют движущие (сцепные), а также бегунковые и поддерживающие оси. В зависимости от количества движущих, бегунковых и поддерживающих осей, т. е. по осевой формуле, паровозы разделяются на типы.

Тип, или осевая формула паровоза обозначается тремя цифрами: первая — количество бегунковых осей (передняя тележка), вторая — количество движущих (сцепных) осей, третья — количество поддерживающих осей (под будкой и топкой). В англоязычной литературе формула указывается по количеству колёс, а не осей — тогда для получения привычного обозначения все цифры надо разделить на два.

Современные паровозы имеют от трёх до пяти движущих осей, а у сочленённых (сдвоенных) паровозов число их доходит до восьми. Количество бегунковых, так же как и поддерживающих, осей обычно бывает не более двух.

Так, например, паровоз серии СУ, имеющий одну бегунковую ось, три движущих и одну поддерживающую ось, обозначается цифрами 1-3-1, которые характеризуют его тип, или осевую формулу. Паровоз серии Э с пятью движущими осями, не имеющий бегунковых и поддерживающих осей, относится к типу 0-5-0; паровоз серии ИС с четырьмя движущими, одной бегунковой и двумя поддерживающими осями обозначается 1-4-2.

В некоторых случаях, отдельные осевые формулы имели международные имена, заимствованные из американской практики, например:

  • 1-3-0 — «Могул»
  • 1-3-1 — «Прери»
  • 2-3-1 — «Пасифик»
  • 1-4-1 — «Микадо»
  • 1-5-0 — «Декапод»
  • 1-5-1 — «Санта-Фе»
  • 1-5-2 — «Техас»
Число сцепных осей паровоза определяется расчётной силой тяги и допускаемой нагрузкой на колесо. В том случае, когда число сцепных осей получается более 5, переходят на сочленённые типы паровозов, обозначаемые 1-3+3-1 или 1-4+4-2. Такой паровоз имеет два экипажа, но один общий котёл.

Паровозы одинаковой конструкции, построенные по одному проекту, представляют серию. Для различия отдельных серий паровозов у нас принято присваивать им буквенные обозначения русского алфавита. Буквенные обозначения обычно даются по наименованию завода, разработавшего данный паровоз, по имени конструктора, спроектировавшего его, а иногда серию паровоза обозначают свободной буквой алфавита. Например, паровоз серии С разработан Сормовским заводом, паровоз серии К - Коломенским заводом, паровоз серии Б - Брянским заводом, паровоз серии Л обозначен так по имени его конструктора - Лебедянского. Серия модернизированного паровоза Л типа 1-5-1 обозначена двумя буквами ЛВ (Л Ворошиловградский).

Трём сериям паровозов, построенным в советское время, присвоены обозначения из двух букв по имени и фамилии руководителей партии и правительства СССР: ИС - Иосиф Сталин, ФД - Феликс Дзержинский, СО - Серго Орджоникидзе.

Многие серии паровозов имеют ещё дополнительные обозначения к основной букве (индексы), например: СУ - усиленный, ЭМ - модернизированный, ОВ - с кулисным механизмом Вальсхарта и т. д.

На некоторых паровозах изменение конструкции отмечено цифрой, поставленной рядом с серией и обозначающей нагрузку от движущей оси на рельс в тоннах, например: ФД20 - нагрузка от оси на рельс 20 т, ФД21 - нагрузка 21 т, СО17, СО18 или СО19 - с соответствующими этим цифрам нагрузками от оси на рельс.

Ну вот, кажется, на сегодня всё.



Если вас, дорогой читатель, интересует тема возникновения и развития Вселенной, поисков жизни вне Земли, черных дыр и многих других загадок мироздания, я порекомендую вам очень интересную книгу .

Выпуск рассылки подготовлен по следующим материалам:
  1. Сайт: http://books.railroadsim.net/book/4/rpm/rpm_015.htm
  2. Сайт: http://ukrtrains.narod.ru
  3. Сайт: http://automotonews.biz/wiki/Паровоз
  4. Сайт: http://ru.wikipedia.org



Если у вас есть какие-то вопросы или пожелания, пишите мне по адресу lemqyt@mail.ru , буду очень рада вам ответить.

До встречи через неделю. С уважением, Елена.


В избранное