Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вопросы Ученого Кота

  Все выпуски  

Вопросы Ученого Кота


Информационный Канал Subscribe.Ru


ВОПРОСЫ УЧЕНОГО КОТА

 

Добрый день!

В прошлом выпуске был задан вопрос:

Вопрос: Этот молодой немец по примеру своих благородных предков вступил в кавалерию, но вскоре покинул ее - поговаривали, что он попросту не мог удержаться в седле. А вот новая профессия принесла ему славу и ордена. О нем писали, что он стал отличным акробатом, а сам он говорил, что предпочитает подобраться поближе, чтобы "видеть лицо клиента". В одном из художественных произведений он возмущается тем, что его машина все еще не покрашена - хотя она и не нуждалась в покраске. Назовите прозвище этого человека.
Ответ: "Красный Барон"
Автор: Алекс Левитас, "10 вал", Хайфа

Машина в покраске и впрямь не нуждалась - она была только с завода. Но знаменитый ас Первой Мировой войны Манфред фон Рихтгофен хотел летать только на красном истребителе, поэтому возмущался, что его новый "Фоккер" ещё не покрасили.

Вообще, Рихтгофен был более чем склонен к гусарству. Наездником он, кстати, был отличным - во время учёбы в Королевской военной академии он даже стал чемпионом Германии по верховой езде. А слухи насчёт того, что он не мог усидеть на лошади, распускали его недоброжелатели, завидуя успехам величайшего аса Первой Мировой. В 1915 году Рихтгофен покинул кавалерию, так как она практически не принимала участия в "окопной войне", и поступил в авиационную школу. Военно-воздушные силы появились в немецкой армии настолько недавно, что в них ещё не было собственных званий, и в них давали звания того рода войск, из которого пилот вышел. Так что Рихтгофен до конца жизни так и остался уланом, закончив свою карьеру в чине ротмистра кавалерии.

Сегодня трудно представить себе, на чём летали и сражались в те годы. Самолёты делались из фанеры, скреплённой проволокой, а одним из приборов в кабине пилота была подвешенная на шнурке гайка - чтобы во время "фигуряния" было сразу видно, не летишь ли ты шасси кверху. На момент прихода Рихтгофена в авиацию самолёты вообще не были вооружены и во время воздушного боя пилоты палили друг в друга из пистолетов или пытались набросить верёвку на винт самолёта противника, чтобы вывести его из строя. Но к тому времени, когда он перешёл из наблюдателей в истребители, на аэропланах уже начали устанавливать пулемёты, стреляющие сквозь винт (нос самолёта служил одновременно и прицелом - куда лечу, туда и палю).

И вот на этих "летающих табуретках" Рихтгофен принял участие в нескольких сотнях воздушных боёв, сбив как минимум 80 самолётов противника. В своих мемуарах он писал, что их было больше, но официально были признаны ровно 80 побед. За каждый сбитый самолёт Рихтгофен дарил себе серебрянный кубок с гравировкой, как за победу в спортивных соревнованиях. Да и вообще он относился к войне как к спорту или охоте. Например, в его мемуарах есть эпизод, в котором он описывает приезд в часть своего отца. Выглядит это примерно так: "К нам с братом приехал отец. Мы очень обрадовались, позавтракали с ним, слетали, сбили по английскому самолёту, вернулись, выпили с отцом шампанского, пообедали в клубе, слетали ещё раз, сбили ещё один английский истребитель, вернулись и проводили отца домой."

В 1917 году Рихтгофен становится командиром эскадрильи истребителей. Чтобы его самолёт всегда можно было узнать, Рихтгофен выкрасил его в красный цвет - за что и получил прозвище "красный барон". Другие лётчики его эскадрильи, заразившись этой идеей, тоже красят свои самолёты в яркие цвета. Стая разноцветных самолётиков представляла собой довольно забавное зрелище, и эскадрилья получила неофициальное название "Летающий цирк".

Как ни смешно это звучит, Рихтгофен не был пилотом-виртуозом. Например, в своих мемуарах он описывает случай, когда он загнал вглубь германской территории и сбил английский аэроплан. Британец аккуратно посадил свою продырявленную горящую машину, а вот сам "красный барон", хотя его самолёт не получил в бою ни царапинки, приземляясь рядом, разбил свой аэроплан вдребезги. В воздушных боях его делало непобедимым не столько мастерство пилота, сколько блестящая тактика и не менее блестящее равнодушие к собственной жизни. В июле 1917 Рихтгофен был ранен в воздушном бою - пулемётная очередь срикошетила от его черепа, выбив кусок кости. Чудом ему удалось посадить самолёт. А через три недели он уже сбежал из госпиталя, чтобы вернуться на фронт - и так и летал, в лётном шлеме поверх повязок на кровоточащей ране. Но последствия ранения всё-таки сказались - Рихтгофен впал в депрессию, стал мрачным и нелюдимым.

Рихтгофен был так знаменит по обе стороны фронта, что его книга мемуаров "Красный истребитель" была во время войны (!), ещё при его жизни (!!!) издана в Англии. Многие мечтали о том, чтобы сбить "красного барона". Англичане даже создали особую эскадрилью - "антирихтгофенский клуб", главной целью которой была охота на Рихтгофена. Пилоты этой эскадрильи красили носы своих самолётов в красный цвет, показывая, кого они ищут. Но удача улыбнулась не им. 21 апреля 1918 года Рихтгофен в погоне за неопытным английским пилотом, расстрелявшим весь свой боезапас и оставшимся беззащитным, залетел вглубь вражеской территории и там был сбит. Как это обычно бывает в таких случаях, честь победы над ним оспаривали несколько человек - английский пилот Артур Браун, друг пилота, на которого охотился Рихтгофен, атаковал "красного барона" с воздуха, пытаясь спасти своего товарища, а австралийские пулемётчики Иванс и Буйе вели огонь с земли. Чья именно пуля положила конец жизни "красного барона", осталось неизвестным.

Рихтгофен был похоронен с полными воинскими почестями и на его могиле была сделана надпись "Нашему сильному и благородному противнику". Как и полагается хорошему гусару, он умер молодым - в 26 лет. Место командира "летающего цирка" занял брат Манфреда Рихтгофена - Лотар. Но вскоре его сбили и он ушёл в отставку, имея на своём счету 40 сбитых самолётов. Командиром эскадрильи стал Герман Геринг, выкрасивший свой самолёт в белый цвет - он и водил "летающий цирк" в бой до самого конца войны.

Впрочем, приключения "красного барона" не закончились даже после смерти. Рихтгофен был похоронен трижды. Сперва его похоронили во Франции, где был сбит его самолёт. В 1925-м, во время Веймарской республики, его останки с почётом перевезли на главное военное кладбище в Берлине. Но после Второй Мировой это кладбище оказалось на территории ГДР - и семья фон Рихтгофенов, лишившаяся возможности посещать могилу знаменитого родственника, с огромным трудом получила разрешение перевезти его прах в ФРГ и в 1975 году Манфред фон Рихтгофен, наконец, был погребён на семейном кладбище, рядом с отцом и братьями.

Впрочем, кажется, я опять отбираю хлеб у Игоря J Что же, закончу "сказку говорить" и перейду к следующему вопросу. Что интересно, опять про лётчика.

Вопрос: В детстве, слушая сказки, автор вопроса недоумевал, кто же это - человек или существо, и если человек, то отчего все положительные герои в конце концов принимаются совершенно по-людоедски с ним расправляться. Недавно нам удалось выяснить, что это вовсе не доброе болгарское имя, а совсем даже румынская фамилия, и принадлежит она летчику-асу времен II мировой войны. А назовите-ка и вы эту фамилию.
Авторы: Олег Леденев, Сюзи Бровер, "10 вал", Хайфа

Ответ, как обычно - в следующем выпуске рассылки. Вы можете присылать ответы на адрес alexlevi@mail.ru

P.S. Вы можете присылать свои вопросы на адрес alexlevi@mail.ru Лучшие вопросы будут опубликованы в рассылке.


Ведущий рассылки: Алекс Левитас
Редактор рассылки: Игорь Сиволоб (Кот Ученый)


Рассылка "Знаете ли вы, что..."



   

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное