В городах, где я бывал... "Севастополь литературный (пр-ние)"
МИХАИЛ ЛЕЗИНСКИЙ
B. C. КУЧЕР (1911-1967)
Василь Кучер — Василий Степанович Кучер был участником обороны Севастополя, с карабином и корреспондентским блокнотом «прополз» весь передний край обороны от Севастополя до Инкермана, и от Инкермана до Балаклавы. Он лежал бок о бок с бойцами, вдавившись в землю, спасаясь от остервенелых «Юнкерсов» и «Мессеров», пытавшихся уничтожить все живое на земле, стереть с лица земли защитников города. Можно сказать, в тяжелую годину Василь Кучер был настоящим солдатом и от того лучшими его романами стали «Черноморцы»
и «Плещут холодные волны».
И после войны, у же в мирное время, Василь Кучер неоднократно приезжал в Севастополь — город своей молодости и зрелости: здесь жили и живут герои его книг: Неистовый комиссар бригады морской пехоты Николай Евдокимович Ехлаков, адъютант командира полка Горпитценко Михаил Григорьевич Байсак, ставший тоже писателем, бывший военный врач Павел Иванович Ересько...
Севастопольцы чтят своих героев: тихая маленькая улочка, которая просматривается с начала до конца, и в конце которой видны корабли в бухте, названа именем Василя Кучера.
А.М. ХАМАДАН (1908- 1943)
Дипломат, журналист, писатель Александр Моисеевич Хамадан прожил короткую жизнь, но и этого времени было достаточно, чтобы быть навечно вписанным в историю Севастополя.
В самые тяжкие дни обороны Москва постоянно принимала корреспонденции специального корреспондента ТАСС Александра Хамадана.
Можно сказать, мир смотрел на оборону Севастополя глазами ее лучших представителей — писателей, волею судьбы ставших летописцами эпохи. Среди них достойное место занимает и Александр Хамадан.
Глазами Хамадана мы смотрели, как горсточка пограничников под командованием Герасима Рубцова удерживает рыбацкую Балаклаву; как наши бойцы отстаивают Мекензиевы горы, чтобы не дать прорваться врагу на Северную окраину города; смахиваем слезы вместе с командармом Иваном Петровым, видя как умирает «Анка-пулеметчица» Нина Онилова; вздрагиваем от взрывов в Бельбекской долине, взрывов, от которых лопается железобетон; следим за мудрыми руками фронтового хирурга, чеха Пишел-Гаека и видим, как работает без руки Анастасия
Чаус, штампуя мины для защитников города; видим и стонем от невозможности помочь. Последние бои за город на мысе Фиолент, у древних стен Георгиевского монастыря...
Очерки и репортажи, напечатанные в центральных газетах, составили книгу, которая вышла в тяжкие дни 1942 года под названием «Севастопольцы». Александр Хамадан мечтал написать книгу о том, как возвратятся в Севастополь моряки, как выбили фашистов с каменистой, пропитанной кровью, земли... Но сделать ему это не было суждено: контуженный он был взят в плен в районе Камышовой бухты и под фамилией Михайлов препровожден в Севастопольскую тюрьму.
29 мая 1943 года, выданный провокатором, Александр Хамадан был казнен.
А. П. ПЛАТОНОВ (1899 - 1951)
Пожалуй, Андрей Платонович Платонов написал самый первый рассказ об обороне Севастополя. Не очерк, не статью, не хронику, а именно — рассказ. И назывался он «Одухотворенные люди. Рассказ о небольшом сражении под Севастополем».
Факт, положенный в его основу, строго документален и сейчас входит во все путеводители: 7 ноября 1941 года рядом с деревней Верхнесадовое, что расположилась на автостраде Севастополь — Симферополь, совершили свой бессмертный подвиг политрук Н. Д. Фильченков (у Платонова — Фильченко — М.Л.), моряки-черноморцы И.М. Красносельский, Д. С. Одинцов, Ю.К. Паршин, В.Ф. Цибулько. В неравном бою с фашистскими танками они погибли, но не пропустили захватчиков к Севастополю — всем пяти черноморцам посмертно присвоено звание
Героя Советского Союза.
В подвиге пятерки Андрей Платонов увидел символ войны. Он сам об этом сказал: «Это, по-моему, самый великий эпизод войны, и мне поручено сделать из него достойное памяти этих моряков произведение. Я пишу о них со всей энергией духа, какая только есть во мне. У меня получается нечто вроде Реквиема в прозе. И это произведение, если оно удастся, самого меня хоть отдаленно приблизит к душам погибших героев...»
Сегодня талантливый писатель земли русской, запрещенный многие годы, возвратился к нам своими «Котлованом», «Чевенгуром» и «Ювинильным морем», «Одухотворенными людьми». И его имя дорого севастопольцам.
А. А. ЛУНАЧАРСКИЙ (1911 - 1943)
«Он был одновременно и писателем, и бойцом, и политработником. В аду непрекращавшихся ни днем, ни ночью сражений делал он заметки в своей записной книжке, чтобы потом снова взяться за автомат и словом и делом поднимать дух наших бойцов... Вся его боевая жизнь — прекрасный образец честного и беззаветного служения Родине...» Так напишет об Анатолии Луначарском в Президиум Союза писателей СССР начальник отдела агитации и пропаганды Политического управления Черноморского флота полковник Д. Корниенко.
В осажденном Севастополе сын наркома просвещения, старший лейтенант Анатолий Луначарский работает много: пишет в газеты — местные и московские, сочиняет миниатюры для флотской и солдатской самодеятельности, создает стихи, песни. Ведет дневник. Его «севастопольские записи» были собраны издательством «Молодая гвардия». В 1970 году они были опубликованы в сборнике Анатолия Луначарского «За право на счастье».
Здесь же, в Севастополе, А. Луначарский задумал написать пьесы «Черный комиссар», «Десант», повесть «Мой корабль», роман о героинях войны на Черном море...
Жаль, не всем его мечтам удалось осуществиться: старший лейтенант Анатолий Луначарский погиб 12 сентября 1943 года во время Новороссийского десанта. Посмертно был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени и медалью «За оборону Севастополя».
А.С. КРАСОВСКИЙ (1911 - 1983)
Афанасий Степанович Красовский, один из первых студийцев созданного Новиковым-Прибоем севастопольского литобъединения, прожил завидную жизнь.
В тяжелые дни обороны, военный журналист «Красного Черноморца» вспомнил, что он сам был моряком и поэтому добился у своего редактора, что бы именно его послали на катере-охотнике сопровождать суда в осажденную Одессу. А когда фашисты придвинулись к Севастополю, десятки раз выходил на боевых кораблях в открытое и простреливаемое море и возвращался нагруженный впечатлениями. И тогда в газете появлялись его очерки, зарисовки, фотомонтажи, и, конечно, стихи.
Но мало кто сейчас знает, листая газеты военных лет, что Ваня Чиркин — это тоже Афанасий Красовский, такой он избрал себе псевдоним.
Из Севастополя Ваня Чиркин — Афанасий Красовский ушел на последнем корабле — лидере «Ташкент». На том самом, на котором находился и Евгений Петров.
Старшина 1-й статьи, журналист и поэт, участвовал во многих дерзких десантных операциях. В 1944 году он одним из первых моряков-черноморцев вошел в Севастополь и участвовал в разгроме последних гитлеровских банд на крымской земле в районе мыса Херсонес.
Поэт Афанасий Красовский похоронен в родной севастопольской земле. Он остался в памяти своими двадцатью сборниками стихов, песнями, музыку к которым написали лучшие композиторы Союза, и пьесами, которые идут на сцене театра Черноморского флота.
Л. В. СОЛОВЬЕВ (1906 -1962)
Леонид Васильевич Соловьев, автор искрящейся юмором и лукавством «Повести о Ходже Насреддине» в годы войны был корреспондентом газеты «Красный флот». А это значит, что все тяжкие ДНИ обороны Севастополя он был вместе с бойцами на переднем крае. И был с ними до последнего дня. И отступая, покидая горящий город и эту вздрагивающую от взрывов севастопольскую землю, не верил Леонид Соловьев, что оставляет Севастополь врагу. И вместе со всеми шептал фразу, которая известна сейчас всем: «Мы вернемся, Севастополь!..»
Леонид Соловьев был не только журналистом, описывающим сегодняшние события, то есть, события обороны и отступления, но он был еще и писателем, заглядывающим и в завтрашний день.
Это он подметил, как смертельно раненый моряк просил взятый им на севастопольской земле камень вернуть после освобождения Севастополю.
Что ж, это стало традицией: многие уносили с собою горсточки земли, бережно завернутые в платочки, осколки от снарядов и бомб, сколки с булыжной мостовой — всё, что могло напоминать о Севастополе на других фронтах... А это значит, что захваченный город не покорился и что придет, обязательно придет час его освобождения.
17 июля 1943 года газета «Красный флот» публикует «Черноморскую легенду» своего специального корреспондента Леонида Соловьева и эта легенда, прочитанная миллионами, как бы потеряла авторство и стала известной на всех фронтах, как быль. Находились очевидцы, которые «сами видели», как матрос (солдат) взял камень (горсть земли) с Малахова кургана (с Исторического бульвара, с Минной пристани...), чтобы вернуть реликвию Севастополю. И что день освобождения морской крепости уже не за горами.
Небольшая «Черноморская легенда» Леонида Соловьева вызвала к жизни десятки рассказов, фильмов и песен. А сам Леонид Соловьев своему прижизненному сборнику рассказов дал название «Севастопольский камень».
А. А. ЖАРОВ (1904 - 1983)
3 июля 1942 года по приказу Верховного Командования Севастополь был оставлен. И тогда родилась легенда о севастопольском камне, о котором мы уже рассказывали.
В 1943 году «Черноморскую легенду» Леонида Соловьева прочитали поэт Александр Жаров и композитор Борис Мокроусов... Слова и музыка родились как бы сами собой:
Холодные волны
Вздымает лавиной
Широкое Черное море.
Последний матрос
Севастополь покинул,
Уходит он с волнами споря ...
Песню-балладу и сейчас поют. Но для севастопольцев — это не только навеянные Черным морем слова, пронизанные матросской доблестью и верой в самое лучшее на земле, для севастопольцев — это часть истории родного города. Продолжение следует
Интересные ссылки
1.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...
2.Мастера и шедевры.
Интересные рассказы о выдающихся художниках - от
Древнего Египта до наших дней. Об их жизни и творчестве, о картинах и тех,
кто на них изображен.
По книге И. Долгополова "Мастера и шедевры".
Для истинных любителей искусства.