Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Потому что круглая Земля.

  Все выпуски  

Потому что круглая Земля.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Потому что круглая Земля

Выпуск №138. 14 сентября 2005 г.

Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

К читателю


Здравствуйте, друзья!


В городах, где я бывал...
"Сердце мое в Севастополе"


Фотографии к статье вы можете посмотреть здесь.

МИХАИЛ ЛЕЗИНСКИЙ

Мастерская известного художника Леонида Владимировича Сойфертиса в самом центре столицы, на улице Горького. Из окна мастерской, с высоты птичьего полета, виден огромный город. Тысячи людей проходят по широким улицам: спешат, торопятся, подгоняют время. Мы следим за движением бурной человеческой реки и, намагниченные воспоминаниями, отсчитываем годы в обратную сторону. На рубеже «Севастополь 1941—1944 годы» останавливаемся. И останавливаемся надолго: художник Леонид Сойфертис весь в прошлом.

Старший лейтенант Леонид Сойфертис был в Севастополе в самые грозные дни, когда город полыхал в пожарищах и товарищи, с которыми он делился последним сухарем и затяжкой самокрутки, уходили в тот мир, откуда до сих пор не вернулся ни один...

- Я прошел длинный путь войны: видел поверженный Берлин, перебитые ноги коней на Бранденбургских воротах, пылающий рейхстаг, трупы в затопленной берлинской подземке... Но почему же, когда вдруг проснешься среди ночи, когда нахлынут воспоминания, в памяти всегда возникает Севастополь: улицы, заваленные камнем, перекрученные балки зданий и багровое небо над головой?..

- Может быть, — осторожно подсказываю я, — потому, что наш город был первым в вашей военной судьбе?.. Первое — это навсегда.

- Нет. До Севастополя была осажденная Одесса. Была. Но впервые в Севастополе я нашел свою тему. Честно говоря, я даже растерялся вначале, испугался, что не смогу ничего сделать, что было бы достойно защитников легендарного города. Мои первые рисунки появились еще в тридцатых годах, «мирные» рисунки, и я вроде был уже сформировавшийся художник...

Леонид Сойфертис приехал в Москву в 1930 году — ему тогда было девятнадцать лет. Но к этому времени он уже несколько лет печатал свои рисунки в харьковской газете «Комсомолец Украины». В Москве стал сотрудничать в «Комсомольской правде». Но вскоре, заметив у него ярко выраженную склонность к юмору и сатире, пригласили в журнал «Крокодил». Там он, как казалось самому художнику, и отыскал себя, свое творческое «я». Однако это было не так: творческий диапазон не укладывался только в газетную сатирическую графику, и работа над станковым рисунком захватывала его все больше и больше.

Искусствоведы считают, что графический лист «Коляски» — лучшее из его ранних произведений. «Коляски» принесли художнику славу человека, умеющего одухотворять вещи, наделять их языком чувств, вкладывать в них душу.

«Мирный» Сойфертис показал нам и мелкого частника, торгующего мозольным пластырем у магазина обуви, и мясника... уборщиц метрополитена и самих метростроевцев...

- Когда началась война, меня направили во флотскую газету «Красный черноморец»...

Вспоминает бывший редактор «Красного черноморца» (ныне — «Флаг Родины») генерал-майор в отставке Павел Ильич Мусьяков:

«Мы никогда не забывали о значении сатиры и юмора на войне. Наш юмористический отдел «Рында» продолжал выходить в течение всей войны, включая и севастопольский осадный период в работе газеты. «Рынду» любили читатели. Наши фельетоны, эпиграммы, текстовки к острым карикатурам художников Сойфертиса и Решетникова пользовались большим успехом не только у моряков, но и у воинов Приморской армии, куда тоже попадала наша газета, политработники-приморцы даже иногда завидовали нам, что на нашу газету работают такие художники, как Ф. Решетников, Л. Сойфертис, К. Дорохов...»

Я рассматриваю комплекты «Красного черноморца» за один только военный 1943 год и поражаюсь работоспособности художника Сойфертиса - в каждом номере его рисунки. То ли это карандашный портрет героя, или, что ближе его душе, карикатура, или рисунок на тему военного быта. Причем карикатуры хроникальны. Посудите сами; в газете публикуются показания пленного немецкого солдата:

«Мы уже съели свою кавалерию. Из ста лошадей осталось двенадцать!..»

Тут же в газете появляется злая карикатура Сойфертиса:

«Ест фриц суп из той самой лошади, на которой мечтал въехать в Сталинград... И глядит на кости кобылицы, как на свою грядущую судьбу...»

Новое сообщение в «Красном черноморце»:

«Наши войска в районе Среднего Дона, юго-западнее и южнее Сталинграда, на Центральном фронте и на Северном Кавказе продолжали вести наступательные бои...»

И сразу же — отклик: некто из гитлеровской сволочи вздернут к небесам

- «Быть бычку на веревочке!»

Леонида Сойфертиса называли в войну «корреспондентом с кистью и карандашом».

И это верно: Леонид Владимирович чуствовал нерв войны, как газетчик самой высокой квалификации...

Я вглядываюсь в лицо художника и пытаюсь рассмотреть за массивными линзами очков глаза, умеющие видеть необычное в обычном. Не только самому видеть, но и нас учить тому же. Каждый художник - хочет он этого или нет - по природе своей педагог. Сойфертис учит нас своему простому и сложнейшему искусству - видеть! Но делает это с присущей ему мягкостью, мудростью, улыбкой. Дескать, люди добрые, всматривайтесь в жизнь, она проста и удивительна. Как пение птицы. Как наше дыхание. Не слышите? Не видите? Еще раз оглянитесь вокруг. Огляну¬ись? Видите, дерево? Обыкновенное дерево. Представьте, из-за дерева смотрит на вас озорная девчонка и улыбается... Ну и что, что ее сейчас нет! Но ведь была! Представили? А теперь оглянитесь еще раз: видите, как все изменилось от одной девичьей улыбки, — мир стал ясным и улыбается вам...

В годы войны возник «Севастопольский альбом». Это сравнительно небольшая серия рисунков, принесшая художнику заслуженную славу. Впервые выставленные еще в 1942 году в Москве, они не потеряли своей ценности и сегодня. Больше того, на рисунки, сделанные второпях —с рочно в номер! — под бомбежкой и обстрелом, ВРЕМЯ поставило печать вечности. А такое происходит только с настоящим искусством.

«Тетя Клава привезла обед».

Ничего вроде бы особенного нет в этом рисунке — совсем мирный эпизод: небольшой довоенный «ястребок» на маленьком аэродроме, несколько деревьев, потерявших листву... У ног усталой женщины — бидон. А сама она поправляет косынку, сидя на... авиабомбе.

Авиабомба! И этим все сказано. «Прочитываешь» рисунок, как рассказ, как повесть: война, и ее не первый день, листва сорвана с деревьев при бомбежке аэродрома, и усталая женщина, привыкшая каждодневно к риску, спокойно сидит на неразорвавшейся бомбе.

«Прочитываешь» рисунок...

Действительно, эти внешне непритязательные бытовые сценки севастопольского цикла , намеченные несколькими штрихами, сродни многолистным повестям со своей завязкой и развязкой, со своей кульминацией.

Вот еще рисунок-повесть «Связь будет»... Несколько столбов с оборванными проводами... Связисты-краснофлотцы восстанавливают линию...

А я смотрю на обрывы проводов профессиональным взглядом электрика и удивляюсь наитию художника, умеющего не только эмоционально, но и технически достоверно, - хотя это и неважно! - передать первопричину аварии, ведь такие перекрученные «лоскуты» проводов бывают только после взрыва! Пообкусай их бокорезами или спецножницами, и извивы будут не те...

А рисунок «Некогда»!.. Матросу, действительно, некогда. Он спешит на свой корабль, а два мальчишки-чистильщика, стараясь обогнать друг друга, «надраивают» огромные матросские ботинки.

Улыбка появляется на вашем лице, когда «читаешь» этот рисунок. Улыбка нам нужна всегда, а в грозные годы войны она была просто необходима!..

- Я эвакуировался из осажденного города, — говорит Сойфертис, - в последние дни обороны Севастополя... Потом участвовал в десанте на Малую землю , а в 1944 году вновь вошел с войсками в Севастополь. А войну, как я уже говорил, закончил в Берлине...

Леонид Владимирович щурится от солнечных лучей и неожиданно переходит в наступление:

- Что это вы у меня все выспрашиваете?! Я тоже хочу знать, что делается в сегодняшнем Севастополе!

Рассказываю ему о городе. С подробностями. Как прошло празднование, посвященное освобождению города от фашистских захватчиков, каков он, сегодняшний Севастополь. Говорю:

- В городе сейчас воздвигаются высотные дома.

- Да ну! — удивляется Сойфертис - А в моем сознании Севастополь коренастый, приземистый, белый с синим, как матросская тельняшка. - Он и есть такой, только подтянулся ближе к солнцу. Время сейчас такое: города молодеют и тянутся вверх.

- А мы стареем, — говорит Леонид Владимирович и трогает рукой волосы. Они у него седые один к одному. - Но еще ничего не потеряно, - улыбается художник,— вот приеду в Севастополь, похожу по его улицам, искупаюсь в Черном море и сразу же помолодею.

- Приезжайте, будем ждать. А сейчас что бы вы хотели передать севастопольцам?

Художник задумывается:

- Я бы передал свое сердце, но оно давно принадлежит Севастополю. Могу только добавить: я счастлив, что в моей судьбе такой город - Севастополь. И он останется во мне навсегда.

ОФИЦИАЛЬНАЯ СПРАВКА

Сойфертис Леонид (Вениамин) Владимирович (1911, Харьков – 1996, Москва). Московский график. Учился в Харьковском художественном институте (1928-1930), на отделении повышения квалификации художников при МГХИ у А.А. Радакова, П.И. Львова, М.С. Родионова. Сотрудничал с журналами «Смена», «Огонек», «Крокодил» (с 1934). Автор серий «Севастопольский альбом» (1941 – 1942), «Спорт» (1967 –1970), «Новые районы Москвы» (1970-е). Автор жанровых композиций, карикатурист, художник-иллюстратор. Член-корреспондент Академии Художеств РСФСР (с 1966). Народный художник РСФСР (1982), участник многочисленных выставок. Персональные выставки художника проходили в Ленинграде, Белграде (1967). Произведения Л.В. Сойфертиса хранятся в ГТГ.

К этой официальной справке, я бы ещё добавил: многие рисунки Леонида Сойфертиса хранятся в Музее обороны и освобождения в Севастополя.

А фото Леонида Сойфертиса сделано в Москве Станиславом Горбачёвым специально для меня.


Шалом, Израиль!

Фотографии к статье вы можете посмотреть здесь.

Прогулка по Хайфе

Я писал о Хайфе. Но это было давно, времени прошло много, и видел я совсем не то, что показывали мне мои друзья Саша и Люда. Мы сели в автобус и приехали в Хайфский университет, со смотровой площадки которого открывается великолепный вид. Хайфа вообще город уникальный, о нем много написано, кое-что с сайта города и других источников хочу вам предложить:

Прекрасный современный город раскинулся на горе Кармель. Многонациональный город-порт, город торговли и промышленности, туризма и отдыха. Город, ведущий свою историю под этим именем с третьего века до нашей эры. Морские врата Израиля.

Остатки древней Хайфы частично всё ещё можно увидеть на улице Эль Аттика, что находится в районе старой центральной автобусной станции, параллельно улице Яффо, за старым кладбищем. Ещё части древних поселений были обнаружены на западном побережье Хайфы, но, к сожалению, сейчас на их месте находится порт, и погребены они под тоннами бетона, образовавшими причалы. Частично найденные при раскопках вещи и мозаику, можно лицезреть в музее Хайфы и в музее Израиля.

Из исторических документов известно о торговле с Египтом, о строительстве плоскодонных кораблей под названием «Джуди». В то время евреи, как и всегда, занимались торговлей, а арабские семейства держали в своих руках бразды правления. В Хайфе занимались изготовлением краски из моллюсков, изготавливали стекло. Всё было хорошо, и жизнь казалось, текла привольной рекой, но тут пришли Крестоносцы.

Рыцари креста пришли в 1099 году, и сразу направились в Иерусалим. Захватив его немалой кровью, они пришли к побережью и стали укрепляться и осваиваться в стране. Всё шло хорошо, но когда они подошли к Хайфе, та отказалась открыть им свои врата. Таким образом, с лета 1100 года Хайфа оказалась оцепленной как с суши, так и с моря, и взята в крестоносное кольцо. Крестоносцы, идущие сюда, как они считали с благой вестью об освобождении земли святой от арабского гнёта, не думали, что встретят такое сопротивление. Еврейские жители стояли на смерть у стен Хайфы, и даже организовывали атаки на блокадные башни.

Крестоносцы, как и всякие другие завоеватели, не могли смириться с таким позором поражений и вызвали подкрепление, которое возглавлял принц Галилео Танкред. Месяц спустя Хайфа пала, после продолжительной осады и кровопролитных боёв. Крестоносцы «огнём и мечом» наказали Хайфу и её жителей. Некоторым удалось сбежать в Египет, часть нашла убежища на горе Кармель.

Постепенно пыл крестоносцев остыл, и жители стали возвращаться в город. Крестоносцы установили в городе свою власть, восстановили порт, построили крепость(Castellum Cayphae), и разрешили жителям преобразовать город в портовый в помощь порту в Ако.

В 13 веке значимость Хайфы, как торгового города порта увеличилась, и Святой Луи (Король Франции), восстановил крепость, но и в этот раз не навсегда.

В 1265м году, армия мамлюков, под командованием Бибреса, почти стёрла Хайфу с лица земли. Разрушив все её постройки и большую часть жилых домов.

Во время правления отманской империи, в стране проводилось систематическое разрушение прибрежных городов, во избежание возвращения на святую землю рыцарей креста.

Отманское правление в Хайфе можно разделить на два периода, первый до 1761, не принёс Хайфе ничего существенного. Немного отстроили крепость и городскую пристань. Второй период начался с 1761-го года, когда бразды правления в свои руки взял Дахар Эль Омер, и до сентября 1918 конца правления отманской империи.

Центральным зданием того времени была крепость - большое древнее здание, частично разрушенное, находившееся на берегу моря вблизи сегодняшней больницы Рамбам. Вероятно, здание было церковью крестоносцев, которое после их ухода было ещё не раз разрушено и восстановлено. В 1631 году, отец Проспер заново воссоздал Кармелитский монастырь. Далее последовал новый поворот в жизни Хайфы. Египетское правление (1831-1840 г.) привлекло в Хайфу много поселенцев. Немцами Тамплиерами было построено своё поселение, которое внесло некий колорит во внешний вид города. В 1905 году в городе состоялось открытие главной станции Хиджазской железной дороги, которая протянулась от Хайфы до Дары, что в Сирии. Со строительством железной дороги в город стали прибывать евреи. Которые в своё время построили два района в городе, а также в 1912 году заложили фундамент здания Техниона.

С тех пор еврейское население Хайфы всё увеличивалось. В 2000 году население Хайфы составило 270 000 человек. Развивалась мануфактура, были построены новые жилые районы, школы, театры, гостиницы, парки и многое другое, что сейчас является неотъемлемой частью истории города.


Мы поднялись на смотровую площадку университета и полюбовались расстилавшимся внизу городом и портом. Меня интересовал Храм Бахаи, в прошлый раз, когда я здесь был, он еще не был открыт, хотя и о нем я писал. А теперь и воочию увидел этот великолепный Дворец. Мы постояли у входа, но так как это было с другой стороны, пройти внутрь не смогли. Да и времени было мало. И, постояв у входа, посмотрев на красивый вид Храма и запечатлев его на фотоаппарате, мы поехали домой.

Через некоторое время, друзья проводили меня на автобусную станцию и, попрощавшись, я уехал дальше, к следующему пункту своего путешествия, город Цфат. Там жила хорошая знакомая, подруга жены Клара с мужем, и я обещал, что приеду к ним повидаться.


Интересные ссылки

1.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...

2.Мастера и шедевры.
Интересные рассказы о выдающихся художниках - от Древнего Египта до наших дней. Об их жизни и творчестве, о картинах и тех, кто на них изображен.
По книге И. Долгополова "Мастера и шедевры".
Для истинных любителей искусства.


Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

Здоровья и благополучия!
Ваш ЯКОВ

Моя почта


Рассылки Subscribe.Ru
Потому что круглая земля.
Архив рассылки "Потому что круглая Земля"


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.travel.zemlya
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное