Собственно говоря, сказать мне вам сегодня нечего. Дни бегут, события
происходят ординарные, да и времени от выпуска до выпуска проходит не так уж
и много. Видимо, и у вас его свободного не настолько много, чтобы поделиться
со мной своими впечатлениями. Писем пришло мало, вопросов - еще меньше. И
поэтому, видимо, рассылка будет выходить один раз в неделю. Хотя материал
есть. Связано это не только с нехваткой времени, но - не будем о грустном.
Пишите, все в ваших руках. А я начну вспоминать дальше.
Израильский дневник
Подготовка
...Приехали мы, можно сказать, на все готовое. Оставались какие-то
организационные вопросы, которые дети решали сами, а мы познакомились с
родителями Дины, невесты Олега, несколько раз погуляли вместе по Тель-Авиву,
успели съездить на море, успели обгореть на солнце... В общем, все нормально.
Обстановка, правда, была немного напряженная, все-таки произошло это событие
довольно неожиданно, без предварительных разговоров, переговоров, знакомств и
прочее. Но произошло - и слава Богу! А теперь необходимые пояснения.
Те читатели, которые живут в Израиле или знакомы с его обычаями - не узнают в
этих нескольких абзацах для себя ничего нового. Но знаю, что многие живут в
других странах и даже не в СНГ. Вот я все время пишу "свадьба, свадьба" и в
вашем воображении возникает что-то похожее на ЗАГС или что-то подобное, с
музыкой Мендельсона и прочей атрибутикой. Ничего этого в Израиле нет. По
одной простой причине, что гражданские браки там не регистрируют. Хочешь
получить свидетельство о регистрации брака - лети на Кипр или в другую
страну, потом брак признают и вы будете считаться мужем и женой. А в самом
Израиле брачуйся, будь добр, по религиозным законам. Что-то вроде венчания,
но очень даже от него отличающееся.
Во-первых, для этого дела еще надо подойти, доказать, что ты еврей и причем,
соблюдающий определенные правила. Это довольно сложно даже для тех, у кого
оба родителя евреи. Справочек надо представить не один десяток. Плюс к тому
же мужчинам надо решиться потерять кое-что, вроде бы и абсолютно ненужное, но
и вроде бы и не мешающее, чтобы подвергать себя операции. Кто его знает, что
из этого получится. Некоторые, путая "обрезание" с "отрезанием", не могут
понять, зачем тогда вообще жениться? И почему в таком случае евреев
становится все больше и больше? Вроде бы клонирование пока в зачаточном
состоянии. Хотя, Израиль - это Израиль. Придумывать там все мастаки. Может,
эту часть тела там в другом месте пришивают. Или просто хранят в спальне, в
тумбочке прикроватной, используя по мере надобности. Так и представляется,
как там перед сном челюсть вставную снимают, а это дело одевают. Хотя, вряд
ли. С их изобретательностью - давно бы в таком случае пункты проката открыли.
Но много чего я в Израиле повидал, а таких пунктов не видел, врать не буду.
Может, плохо искал по причине незнания языка?
Ну, все, все. Рассказываю о серьезных вещах, а, как всегда, тянет в сторону.
Реакция такая - от плохого настроения. Кто читал мои рассказы, меня понимает.
Так вот, дети выбрали религиозный брак, чтобы все было, как положено. Они
приняли ХУПУ. Происходило это в синагоге, при большом стечении народа, очень
торжественно и интересно.
Хупа
Хупа - это кусок ткани, натянутый на четыре специальных шеста. Хупа является
символом Божественных сил, дающих возможность создать новый еврейский дом,
сил, которые не проявляются в обычные дни. Молодые во время хупы
удостаиваются особой святости, которая не может проявиться в будни. И эта
святость является источником силы для того, чтобы начать новый путь.
Вообще-то она должна быть натянута на столбах, но бывает, так сказать, и
переносная. В нашем случае хупу держали друзья Олега и Дины.
Но перед этим нас пригласили в помещение, сама синагога была закрыта по
какой-то причине и мы находились во дворе, а зашли в комнату, даже не знаю ее
назначения, только мы с отцом Дины, Олег, естественно, раввин и служка.
Женщины при этом действе не присутствовали, ожидая на улице. Восток, знаете
ли. Олег сел рядом с раввином, мы - напротив, и раввин достал какую-то
большую, красивую бумагу, вроде грамоты, но под старину. Как потом оказалось
- это и был главный документ, брачный договор. На иврите - "Ктуба", по-русски
- свидетельство о регистрации брака. Хотя, как я понимаю, это нечто большее.
И не могу вспомнить: при венчании, кроме записи в церковной книге, выдается
ли что-то на руки? Но суть понятна. Олег с ним о чем-то поговорил, покивал
головой на его вопросы, потом взял в руки какую-то черную тряпочку, поднял
над головой, что-то произнес вслед за раввином. Что - до сих пор не знаю.
"Вступая в ряды, торжественно клянусь...". У всех свои боги. Потом Олег и
раввин расписались в этом договоре, нам пожали руки и мы вышли во двор.
Там уже растянули хупу на палках, Олег подошел к невесте и закрыл ей лицо
вуалью. Мы с отцом Дины и Олегом зашли под хупу, а мамы, поддерживая невесту
под руки, обвели ее вокруг хупы. Я не помню, сколько раз они обводили, но
нужно семь.Число 7 в еврейской традиции означает природу, естественные
процессы. И этому можно найти множество примеров: за 7 дней сотворен мир, 7
дней недели, 7 нот, большинство праздников длится 7 дней и т.д. Семь обходов,
проводимых вокруг хупы, намекают на цельность мира, на цельность Творения. На
иврите эти обходы называются "Афот".
Раввин запел молитву, я понял только слово Барух - Бог, потом взял у служки
рюмку вина, отпил глоток, передал Олегу, тот отпил, передал Дине. Остальное
допил служка. Надо сказать, что ни мы, ни дети, конечно же, ничего о порядке
происходящего не знали. Поэтому были довольно смешные накладки и раввин
поправлял и рассказывал по ходу Олегу. Естественно, на иврите, и мы ничего не
понимали. Потом он дал Олегу кольца, все это опять с какими-то молитвами или
словами, не знаю, Олег повторял, а потом одел Дине кольцо на руку. Потом
раввин зачитал брачный договор, а мы стояли и слушали.
Раввин опять подал рюмку вина, перед этим передав договор жениху. Прочитал
молитву, мы повторяли "Амен". Процедура повторилась. Остатки допил служка.
Молитва над вином, как мне потом объяснили - называется "Кидуш". Но и это еще
было не все. Раввин взял очередную рюмку, завернутую в фольгу, сказал что-то
Олегу, тот улыбнулся, раввин положил рюмку на пол и Олег со всей силы
наступил на нее ногой. Оказалось, разбить нужно было с первого раза. Что-то
символизирующее главенство в семье. Но рюмку разбивают совсем по другому
поводу.
Разбиение бокала на свадьбе - это один из наиболее распространенных обычаев,
принятых еврейскими общинами мира. После того, как жених наденет обручальное
кольцо на палец невесте, он делает кидуш на вино. Гости произносят "Семь
благословений". После этого жених разбивает бокал. Это означает завершение
свадебного обряда. Чтобы понять смысл этого обычая, нужно заглянуть в
историю. В Талмуде рассказывается о двух мудрецах, которые жили в 12 веке и
ввели этот обычай, чтобы свадебное веселье не переросло в бездумную пьянку.
Также есть документ, написанный на сто лет позже, который сообщает об этом
обычае, установленном в целях напоминания о разрушенном Храме. С тех пор, как
разрушен Храм, любое веселье не может быть полным. И поэтому даже в такой
счастливый момент, как свадьба, жених разбивает бокал, показывая скорбь о
разрушенном Храме. Правда некоторые из мудрецов были не согласны с таким
объяснением. Однако сейчас этот обычай распространен повсюду и смысл его в
напоминании о разрушенном Храме.
После этого раввин произнес "Амен", все повторили и начали поздравлять уже
мужа и жену. А потом все поехали в ресторан под громким название "Голливуд",
где, собственно, все и отмечали. Но об этом - в следующий раз...
Письма из Далека
Это место для ваших писем. Надеюсь, что их будет достаточно и мы сможем
прочитать не одну интересную историю. Пишите. И не забывайте смотреть
фотографии на сайте Александра.
Меня зовут Саша.
В настоящее время я проживаю в Торонто. Всю свою жизнь я люблю
путешествовать. Мне кажется очень интересными те места, в которые едешь
первый раз, открывать для себя что–то новое.
Также ходить в горы и сидеть у костра, ездить автостопом и знакомиться с
новыми интересными людьми.
В свободное время я занимаюсь web design. Если у вас похожие интересы — это
место для вас.
От Якова: Это очень красивый и интересный сайт. Не имея возможности
показать вам фотографии Израиля, я
хочу порекомендовать его в качестве иллюстрации к моим рассказам. А уж все
остальное на этом сайте, уверен, вы посмотрите сами. 2.ZipSites.ru
Вы много времени проводите в Интернете, когда вам нужно найти ответ на
интересующий вас вопрос? Зачем? За вас уже все сделали. Заходите, и все
найдется. Тем более, когда на сайте есть Электронный журнал "Почитатель".
Только я еще сам не разобрался: то ли его надо почитать, то ли почитать? Я,
чтобы не ошибиться, делаю и то и другое. Почитаю автора и читаю журнал. С
равной степенью удовольствия.