Лапландия - серебряный край вечной зимы. Царство холода и снега. Здесь деревья, покрытые хрустальной чешуей, утопают в искрящихся сугробах. Слепая луна заменяет солнце. А скованное морозом небо рождает таинственные всполохи.
Лапландия - серебряный край вечной зимы. Царство холода и снега. Здесь деревья, покрытые хрустальной чешуей, утопают в искрящихся сугробах. Слепая луна заменяет солнце. А скованное морозом небо рождает таинственные всполохи. Это Похьела - север, мрачный и суровый край колдунов и ведьм, земля саамов - коренных жителей Финляндии.
Первые поселения саамов появились на севере страны еще 5 000 лет назад. Старожилы Лапландии сумели приручить норовистых оленей и познать тайны природы. Их шаманы видели будущее и знали прошлое. Из большого бубна, обтянутого оленьей кожей и украшенного магическими символами, они извлекали глухие звуки, а сами начинали напевать странные и дикие мелодии. Когда присутствующие на магическом действе люди достигали нужного состояния, близкого к гипнотическому сну, шаман доставал оленью косточку и бросал ее на плоскость бубна. Знак, на который падала косточка, рассказывал о том, что ждет племя или его отдельного представителя в будущем. Саамским шаманам приписывали невероятные способности, например будто умеют они летать и перевоплощаться, а в нужный момент и вовсе испариться.
Мистическая слава шаманов перекинулась на весь народ. Конец колдовству и язычеству саамов положили шведы. В 1670 г. Габриэль Тудерус, исповедывающий лютеранство, приказал разрушить и сравнять с землей все культовые постройки коренного населения. Шаманство было запрещено. Всех, кто осмеливался взяться за колдовской бубен, жестоко наказывали. В Лапландии возводились деревянные церкви. А саамов почти насильно обращали в новую, цивилизованную веру. Но полностью истребить дух далеких предков шведам не удалось. И по сей день лапландцы с трепетом относятся к культовым местам своих прародителей. Эти места называют "сейта", что означает священная земля. Сейтой становились скалы и озера странной формы. Считалось, что все необычное есть знак свыше. Остров Укко на озере Инариньярви является одним из самых загадочных священных мест. Таинственный остров почти никогда не видно с берега, хотя находится
он недалеко. Не смогли увидеть его и мы из-за плотного тумана, который бережет секреты!
Укко. На острове вплоть до седины прошлого века совершались жертвоприношения языческим богам. И это наряду с христианством. А соседний с Укко островок был кладбищем. Сегодня лапландцы неохотно говорят об Укко, а на остров-кладбище сами не плавают и другим не советуют. Говорят, что это место принадлежит древним духам. Из-за мистической славы, которая тянется за саамами сквозь века, современные жители севера Финляндии избегают в разговорах тем, касающихся шаманства и колдовства. Прочие же традиции, оставшиеся в наследство от древних предков, демонстрируют с удовольствием.
Многие саамы с помощью этих демонстраций зарабатывают на жизнь. Например, устанавливают рядом с обычным домом коту, традиционное жилище лапландцев, и проводят в ней вечеринки, то есть экзотические шоу для туристов. После крепкого мороза оказаться в теплой, пропахшей дымом коте невероятно приятно. Гостям предлагают саамские кушанья. Наибольшее удивление, как правило, вызывает грибной суп. Все знают, что финны не собирают грибов. Объяснение этому очень простое, грибы пища оленей и отнимать ее у животных нехорошо. Однако на все вопросы про суп саамы лишь улыбаются и кивают, но о том, откуда взялись в таком случае грибы, ни слова.
Вторым коронным блюдом является копченая красная рыба. То, что она вкусная и так понятно, но есть одна любопытная деталь. У саамов рыбалка считается женским делом, так как занятие это требует терпения, а главное - не несет в себе никакой опасности.
Но гвоздем вечеринки в коте является исполнение ейку, традиционной саамской песни. Когда сытые гости принимаются за чай, хозяева подбрасывают бревен в костер, достают бубен и древнее жилище наполняется ритмичными глухими ударами, вслед за которыми раздаются гортанные звуки. Надо сказать, что ейку - это очень громкая и странная песня. И первое ощущение от нее - как от разряда молнии. Все вздрагивают, а потом понимают, что красиво.
Но основные слушатели ейку не гости, а Ку Фа Тар. Ку Фа Тар - это маленький невидимый для простых смертных народ. То есть, духи, которые помогают саамам в повседневности. Играют с детьми, оберегают жилище. По легенде, Ку Фа Тар подарили лапландцам оленей. В благодарность за помощь саамы пели для прозрачных человечков ейку, в которой рассказывалось о том, что было пережито за день. Вечером все собирались у костра, чтобы рассказать об охоте или рыбалке. Кто-то один начинал повествование, другие после каждого куплета старательно выводили ла-ла-ла. Это не припев, а своеобразное подтверждение всего вышесказанного. Вообще, ейку - это больше чем песня, это эмоции. С помощью ейку признавались в любви, жаловались, радовались. Но ее никогда не исполняли на похоронах. Для мертвых только слезы и тишина.
Теперь слова для ейку пишут специально. Но темы неизменно бытовые: про олененка, про зиму, про дом... Саамы не переводят своих песен. Они предпочитают говорить, что ейку не имеет ни конца, ни начала, ни рифмы, только чувства. А это главное, так как словами всего не передать.
Справедливости ради следует заметить, что подобные шоу для туристов проводятся не только из меркантильных соображений, но и в целях рекламы. Заявки о себе как о народе. Сегодня на территории Финляндии саамов осталось чуть больше 7 000 человек. Не удивительно, что представители этого народа так активно подчеркивают свою национальность, например с помощью одежды. У мужчин это неизменная саамская шапка с четырьмя концами на макушке и пестрыми ленточками у основания. Экстравагантный головной убор имеет не менее впечатляющее название - шапка четырех ветров. По особым случаям в дополнение к шапке надеваются синие штаны и расшитая рубаха такого же цвета. У женщин головной убор менее оригинальный: обыкновенный кокошник, который в придачу мало кому идет, так что саамские женщины чаще ограничиваются синим платьем с яркой оторочкой и широким поясом. Все цвета национального костюма лапландцев очень
символичны. Они вторят цветам саамского флага, где синий - цвет полярной ночи, а все о!
стальные цвета - краски такого долгожданного и короткого лета. Круг посередине - это солнце. Саамы считают себя детьми огненного светила, энергия которого позволяет им преодолевать тягучую и холодную зиму.
Новости мира
Дональд Рамсфелд не может уговорить Томми Фрэнкса стать начальником штаба армии США (2003-05-11) Lenta.ru
Йеменский суд решил казнить убийцу троих американских врачей (2003-05-10) Lenta.ru
В Китае атипичная пневмония обернулась массовыми бунтами (2003-05-10) NewsRU.com
Духовный лидер шиитов потребовал от США и Британии вывести войска из Ирака (2003-05-10) NewsRU.com
Шеф Пентагона не знает, как долго американские войска задержатся в Ираке (2003-05-10) NewsRU.com
Гейдар Алиев не впадал в кому и чувствует себя хорошо (2003-05-10) NewsRU.com
В Бресте на аттракционе погибла девушка (2003-05-10) NewsRU.com
Новый "директор" шаттлов пообещал вернуть американцев в космос (2003-05-10) Lenta.ru
В Марокко объявлена массовая амнистия в связи с рождением наследника престола (2003-05-10) NewsRU.com
В Британии 24 тысячи человек похоронены без мозгов (2003-05-10) NewsRU.com
Недавно вернулся с Домбая, на лыжах катался. Не помню точно кто рассказал историю, вроде инструктор Абдулла. Говорит летом мерс со дна Форелевого озера доставали. - А как он туда попал? - Приехал к озеру горячий кавказский хлопец со своей подружкой на мерсе. Отдохнуть типа. Подружка за руль попросилась. Подрулила прямо к краю озера, остановилась. Вышли они из машины и хлопец подружку спрашивает, ты на ручник поставила? Подруга пожимает плечами, не помню. Хлопец со словами "сейчас проверю" пинает ногой в бампер. Мерсюк хрюкнул и ушел на дно (8 метров глубина). Экспериментатор, попался.