Июль. Полнолуние. Таиландский праздник "Фестиваль свечей". В эту ночь полагается просить Будду о дожде, чтобы вырос хороший урожай риса. В нынешнем, 2543 году по местному календарю о дождях почти не просили, ливни шли и так.
Сезон дождей начинается в Таиланде в конце июня и заканчивается в конце сентября. Я думала, что из Москвы в Бангкок мы полетим в полупустом самолете - какому нормальному туристу охота под дождем мокнуть? Но наш огромный Боинг был забит битком. Толпами летели какие-то скандинавы. Когда мы, пробыв в Таиланде две недели, захотели остаться еще на пару дней и поменять билеты, то оказалось, что сделать это невозможно ни с какой доплатой - на месяц вперед все места на рейс Бангкок - Москва забронированы. Такая популярная у туристов страна, оказывается.
Время зажигать свечи
"Поехали к тебе в деревню, мы давно мечтали посмотреть, как сажают рис", - говорю я своей тайской знакомой сразу же после встречи в аэропорту Бангкока. "Очень много воды на северо-востоке, - объясняет она мне. - Машина не проедет. Вернее, проедет. А вот обратно вряд ли сможет уехать в ближайшие две недели. Разве что у тебя есть машина, как у Джеймса Бонда: захотел - взлетел".
Увы. Мы не Бонды, и у нас есть запланированная программа, и мы не можем позволить себе застрять в деревне даже на неделю: впереди у нас Бангкок, Глангмай и древний город Аютайа.
Когда начинается "Фестиваль свечей", в храмах ставят огромные, в толщину ствола дерева свечи. Как было уже сказано, для дождя. Но это связано еще с одним обычаем. Дело в том, что в Таиланде существует правило: каждый мужчина, независимо от того, собирается он посвятить себя духовной карьере или светской, раз в жизни на три месяца уходит в монастырь. Обычно мальчика отдают на монастырские "сборы" лет в 13-15. Это можно сделать в любое время года, но главный "призыв" приходится на июльское полнолуние, после которого три месяца - дожди. Согласитесь, гуманно - все равно целые дни дождь льет, пускай в это время мальчик сидит в монастыре и осваивает науку, преподаваемую монахами. С посадкой риса и без него как-нибудь обойдутся, а ко времени сбора он как раз вернется. Возможно, просветленный. А свечу специально ставят огромную, чтобы все три месяца, пока мальчик "отбывает монашескую повинность", она горела и тем самым защищала его от всяческих невзгод.
Буддийские обереги
Таиланд, как известно, - страна буддийская. Если возникает у тайца серьезная проблема, он идет в храм советоваться с монахом. Если монах посоветует купить изображение Будды и всегда носить его с собой, таец это сделает. Ему и вправду станет легче. Приходят и без всяких проблем, но раз пришли, то обязательно о чем-нибудь посоветуются. И всегда верят. Один мой знакомый рассказал, что он родился в год Собаки (так мама сказала), а монах сказал, что в год Свиньи. Кому, думаете, он поверил? Монаху. Теперь считает себя Свиньей.
Существует в буддийских храмах своя традиция благословения. Монах читает сутры, все стоят пред ним на коленях в поклоне, потом он обрызгивает страждущих святой водой и повязывает на руку белую веревочку - на счастье. Увидев у меня на руке такой "оберег", мой знакомый русский, уже несколько лет живущий в Таиланде, удивлялся: "И что, сам монах повязал? Им не положено прикасаться к женскому телу. В провинциальных храмах женщинам просто бросают веревочку, а завязывают ее они сами. Вот до чего туристы довели!" Кстати, что неукоснительно соблюдается любыми монахами, так это запрет брать одежду и пищу из женских рук. Принесенное тайка ставит пред монахом на землю, и уже с земли он все забирает. И ни в коем случае ни из женских, ни из мужских рук он не возьмет денег - на то есть специальный ящик для податей.
Буддизм реальный
Когда индийский царевич Сиддхартха узнал о всех несчастьях, ожидающих людей в их земной жизни, он ушел из дому, чтобы посвятить себя поискам путей спасения. Он нашел Путь, он достиг просветления и стал Буддой. Он сразу мог уйти, он сразу стал бы счастливым. Но он вернулся. Чтобы рассказать другим о том, как избавиться от бед. Он не хотел создавать Церковь, он не предлагал новой религии. Он не был ни святым, ни Богом. Он был только тем, кто указал Путь. Но люди есть люди. Будду стали считать Богом, а учение о Пути превратили в религию, которая носит название буддизм.
В Таиланде, куда была принесена самая древняя школа буддизма тхеравада, учение Будды долгое время существовало как учение для избранных. Не было буддийских храмов (Будда не говорил о храмах), не создавались изображения Будды (Будда говорил о том, что изображения не нужны). Народу это было чуждо и непонятно. Гораздо понятнее были языческие божества. Спустя столетия приверженцы тхеравады сделали из буддизма народную религию. Появились храмы, где поклоняются Будде, появились его изображения, к которым приносят дары и перед которыми воскуривают благовония.
Что тайский народ знает о Будде? Есть в Таиланде высокообразованные люди. Они знают историю буддизма, знают, что Будда проповедовал. И есть народ, который верит в Будду. И по большей части ничего не знает о Будде. Воспринимает его как божество, которое заботится о них, которое может помочь, когда совсем трудно. В одной очень популярной тайской песне так и поется: "Будда думает о нас". Как-то одной тайке я стала говорить о Сиддхартху, она ничего не поняла. "Понимаешь, это тот, который стал Буддой". - "Будда - понимаю". - "Ну так вот, Будда родился в Индии". - "Да? А я думала, что Будда родился в Таиланде!" Кстати, в таиландских храмах часто встречается изображение местного святого, которого тоже называют Буддой. Когда таец произносит "Будда", никогда не поймешь, кого он имеет в виду: Будду Шакьямуни, своего местного Будду или просто монаха.
Буддизм, принимающий все
В любой буддийской стране с буддийскими культовыми сооружениями сочетаются и более древние, языче-ские. В Таиланде - это домики для духов. Для добрых, естественно. Кто же злых держать будет? Большие и богато разукрашенные стоят у домов побогаче, маленькие и скромные - у хозяев победнее. Куда бы вы ни зашли - в отель, магазин, ресторан, пивную, всюду увидите такое сооружение. У входа в домик стоит плошка воды с благовониями, лежат цветы и дымятся ароматические палочки. Если такой домик стоит невдалеке от храма, то паломники, помолившись Будде, обязательно подойдут поклониться и домику для духов.
Или вот, например, обычай отпускать на волю живность у стен храма - откуда он? Рядом с храмом сидят торговки и предлагают на выбор птичек (20 батов за пару), рыбок (30 батов за пару покрупнее), 80 батов за черепашку. Покупаешь птичек - отворяешь дверцы клетки, загадав желание. Выпускаешь в реку черепашку или рыбок - тоже загадываешь желание. Лица тайцев при этом светятся так, как могут светиться только у ребенка, получившего давно желанную игрушку. Кстати, это первейший ритуал, выполняемый родителями в день рождения ребенка.
О всеприемлемости тайского варианта тхеравады говорит один факт, на который любой турист обратит внимание. В буддийской иерархии животных собака считается едва ли не самым низшим существом. Даже пнуть ее - принизить себя. Так вот, при большинстве храмов живет огромное количество собак, свободно гуляющих по территории. Мы даже стали свидетелями совсем уж неожиданного для нас события: во время молитвы зашел огромный пес, обнюхал тарелки с едой, принесенной в виде подношения, медленно проковылял в сторону статуи Будды, почесался и свернулся колечком впереди молящихся. Никому не пришло в голову встать и выгнать его.
Как-то вечером, когда мы бродили у храма, окруженного цветами лотоса, зазвонил колокол, зовущий к службе. Тут же дружно завыли собаки. Через минуту к ним присоединилось монотонное пение монахов. Мы остановились, совершенно завороженные. Колокол, монахи, собаки, туристы. Всем здесь место. Никто не может быть изгнан. Может, это и есть буддизм? И идеальный, и реальный?