Если Вам придется путешествовать по Германии, то обязательно, если есть права, возьмите машину напрокат. Только не торопитесь закладывать "крутые" виражи на автобане. Там, как и везде, тоже царит строгий немецкий порядок.
Сколько стоит "конь" по вкусу?
Первое, о чем надо подумать, - где и как получить машину. Удобнее сделать это прямо в аэропорту: тогда не придется тратить деньги на такси до гостиницы. Среди крупнейших прокатных контор в Германии - Avis, Europcar, Hertz, Sixt/Budget. Обратившись в любую из них, вы легко получите машину со всеми необходимыми документами и рекомендации от сотрудников. Как правило, немцы свободно говорят по-английски, а некоторые, прежде всего из восточной части, - по-русски.
Теперь о ценах. Прокат в Германии - развлечение не из дешевых. Небольшой автомобиль Opel Astra, например, обойдется в 400 дойчмарок (DM) за неделю. Чем меньше срок аренды, тем дороже машина. Если вы планируете провести в разъездах всего день-два, будьте готовы выложить за каждый из них около трети всей недельной стоимости (примерно 130-140 DM в сутки). Большие машины стоят еще дороже: за классический "пятиместник" приготовьтесь заплатить от 470 до 600 DM в неделю в зависимости от комплектации (или, соответственно, 150-200 DM в сутки). Чтобы получить итоговую сумму, приплюсуйте к плате за прокат расходы на горючее.
Дремучий лес дорожных знаков
Правила дорожного движения в Германии незначительно отличаются от российских. Но здесь за официальными правилами стоит неписаная, но единственно принятая манера вождения.
В Германии совсем иное, чем в России, отношение к пешеходам. Где бы вы ни ехали, как бы вы ни торопились, увидев пешехода - тормозите. Иначе не оберетесь хлопот. Свои права на уважение здешнее пешее население отстаивает ревностно и последовательно. Даже на светофорах не рекомендую заезжать за стоп-линию. Нарушили - и обязательно найдется человек, который не поленится подойти вплотную к машине и со всего размаха двинуть кулаком по вашему капоту.
На немецких дорогах "растет" целый лес дорожных знаков. Ни одна другая страна в мире так подробно не расписывает правила поведения на дороге. Львиная доля знаков имеет уточняющий характер: вам подробно рассказывают, куда можно повернуть, где разрешено развернуться, как двигаться по полосам. Плюс к этому - на трассе с завидной регулярностью стоят указатели расстояний до разных населенных пунктов. В городах на каждом перекрестке возвышаются таблички с названиями улиц и номерами домов. Самый бестолковый водитель все равно не заблудится.
Тем не менее, в Германии можно увидеть и несколько непривычных для российских глаз дорожных знаков. Например, щиты, похожие на наши указатели приближения к железнодорожному переезду. Здесь они предупреждают о съезде с автомагистрали. Или знак с нарисованной снежинкой. В Германии в редкие снежные дни он требует от водителей предельной внимательности.
Желтые полосы на проезжей части - вовсе не "стоянка-остановка запрещены". Так немцы указывают направление движения по полосам в тех случаях, когда стационарная белая разметка не может правильно организовать транспортный поток (например, из-за проведения ремонтных работ). Эта желтая разметка представляет собой ленту-липучку. И после окончания работ ее легко сдирают с асфальта.
Парковка - кошмар всей жизни
Самое страшное в Германии для автомобилиста - это парковка, особенно в центре больших городов. Так что если у вас нет опыта в маневрировании или не особенно много денег, оставляйте машину где-нибудь на окраине. Это обойдется поистине "за бесплатно". Бесплатной считается стоянка по ночам и по воскресеньям. Во всех остальных случаях приготовьтесь выложить от 1 до 4 DM за час в зависимости от города, местоположения стоянки и времени суток (см. таблицу "Стоимость парковки в крупных городах").
Среди платных стоянок существуют две разновидности. Первая - с "пропускной" системой. Здесь у въезда стоит шлагбаум и автомат с талончиками, а оплата происходит перед самым отъездом. Вторая - наземные стоянки по краю проезжей части - предполагает оплату вперед. Сложность заключается в том, что часто автомат не так-то просто разглядеть: обычно он прячется в самом конце улицы. За редким исключением, оплачивать стоянку можно только монетками. В обмен на них вы получаете талон, который надо оставить на переднем стекле автомобиля так, чтобы его без труда мог увидеть инспектор.
Сэкономить на парковке можно, пользуясь стоянками при крупных универмагах. Как правило, при покупке товара на определенную сумму вы получаете скидку. Только не забудьте предъявить в кассе карточку со стоянки: на ней проткнут дырочку или поставят какую-то другую отметку, которую поймет парковочный автомат.
Зачем "мигает" дальнобойщик?
На немецких дорогах царят взаимопонимание и готовность уступить. Конечно, это не значит, что право ехать первым вы обязательно должны предоставить соседу. Речь идет о тех случаях, когда очередность проезда не установлена правилами.
Предельно вежливы не только водители легковушек, но и водители больших грузовиков. Выражение "у кого больше железа, тот и прав", которое часто вспоминается на наших дорогах, совершенно не подходит для Германии. Многотонные махины спокойно дают себя обогнать, а иногда их водители, мигая поворотником, даже подсказывают - путь впереди свободен. Давай, обгоняй!
Полезная информация для водителей
Законы о содержании алкоголя в крови в Германии не столь жесткие, как в России. Если вы перед поездкой выпьете кружку пива или бокал вина, немецкий "гаишник" вам и слова худого не скажет.
Бензин в Германии считается одним из наиболее дешевых на территории ЕС. Однако не стоит раскатывать губы: один литр обойдется примерно в 2 DM.
Дороги в Германии абсолютно бесплатны и это особенно радует, поскольку качество их действительно восхитительное.
В городах принято ездить медленно: максимум - это 50 км в час. Ближе к центру скорость падает до 30 км в час. Почему - вы поймете сразу, как только попадете на булыжную мостовую узких улочек.
Если на дороге у вас что-то случилось, немедленно звоните по телефону 110. Для экстренных вызовов на всех крупных магистралях установлены специальные дорожные телефоны.