Итак, на дворе - долгожданное лето. Время самого разгара велосезона, самых длинных покатушек, в общем - всего самого-самого. А кульминацией каждого лета несомненно является традиционный "большой" августовский поход, без которого не обходится ни один сезон уже много-много
лет. Не будет исключением и этот год, а, чтобы все вышло максимально качественно, без спешки и удобно для всех, предлагаю начать подготовку к предстоящему событию уже сейчас, когда до отправления в путь остается еще как минимум полтора месяца.
Признаюсь честно - с каждым годом вопрос выбора маршрута становится все более непростым. Ибо практически все основные пути в разумной близости от Москвы и в относительно велопригодных районах уже так или иначе пройдены, и придумать что-то абсолютно новое и вместе с тем вписывающеся в сложившуюся концепцию (которая включает много чего) крайне проблематично. В последние несколько лет мы неизменно и очень
успешно ездили в Карелию, отличающуюся густой дорожной сетью, малой населенностью и множеством природных красот, однако и там, похоже, почти не осталось мест, где можно продолжить маршрут в нашем стиле, не повторяя пути прошлых лет. Да и, честно говоря, традиционные дальние заброски на поезде "Арктика" с прибытием на место старта глубокой ночью, сотни километров грейдеров, постоянный рельеф - все это, конечно, неплохо, но на этот раз все-таки хочется чего-то иного. А именно:
1) Безусловно, маршрут должен быть к СЕВЕРУ от Москвы. Ибо густонаселенные южные районы с их жарой, безлесностью - это не то, что надо для длинного
путешествия.
2) Должен быть оптимальный баланс между асфальтом и отсутствием оного. Где-то 70:30 или что-то в этом духе. Причем желательно, чтобы хотя
бы не некоторых отрезках пути имелись варианты разных дорог, ибо предсказать заранее погоду и прочие факторы нереально в принципе. В любом случае, хотелось бы избежать двух вещей - длинных безальтернативных участков по грейдерам и столь же длинных перегонов по загруженным федеральным и региональным трассам.
3) Очень хотелось бы, чтобы по пути были достопримечательности, интересные города итд. Увы, но в Карелии, при всей ее прелести, с этим делом не очень.
4) Обязательно на маршруте должны быть удобные точки схода и входа (подразумевается - проезд через станции, имеющие прямое железнодорожное сообщение с Москвой). Как показывает практика, часть команды непременно поедет только на часть пути, и это надо обязательно учитывать.
Раз уж речь идет о севере и при этом не о Карелии, то, разумеется, об Архангельской, Вологодской областям, а также о республике Коми. Еще год назад было даже придумано два варианта маршрута
по этим местам - один из Архангельска в Микунь/Сыктывкар (через Карпогоры, Нюхчу, Благоево), а второй - в тот же Сыктывкар из Коноши-Вельска (Через Тарногский городок, Великий Устюг, Лузу, Ильинско-Подомское). Однако при более тщательном рассмотрении оба из них оказались далеки от оптимума.
Первый - по причине явного перебора неасфальта (вернее - его отсутствием как минимум на 60% пути), стремного длинного куска на границе областей, где по многим данным песок (а, стало быть - пешка), отсутствием точек схода и вообще излишней оторванности от цивилизации. Второй - наоборот, по причине излишнего количества длинных прогонов по безальтернативным
федералкам, опять же - отсутствию точек схода и общей малоинтересности. Вдобавок Сыктывкар - далеко не самый удачный конечный пункт, так как поезд в Москву оттуда ходит не ежедневно, отправляется в 8 утра и находится в пути больше суток(!). Что с учетом дальней заброски в Архангельск является уже некоторым перебором.
Посему совсем недавно родилась иная идея, свободная от этих недостатков. Речь идет о пути с севера на юг со старом в городе Вельске (Архангельская область) и финишем в зоне досягаемости Московских электричек. Примерная нитка выглядит следующим образом: Вельск - Верховажье - Данилов Починок - Тотьма - Чуриловка
- Никольское - Гремячий - Солигалич - Чухлома - Антропово - Островкое - Кинешма - Лух - Палех - Вязники - Красная Горбатка - Гусь-Хрустальный - Черусти (Вековка, Шатура итд). Всего 950-1000 км. Это не окончательный вариант, однако где-то до Чухломы особых альтернатив нет, а вот дальше возможны варианты - скажем, через Буй и Любим на Ярославль и далее на юг. На участке Тотьма - Галич маршрут повторяет наш далекий поход 2005 года, но в более оптимальном варианте, так как дорогу с
севера до Гремячего все-таки построили, равно как и сделали новый грейдер, позволяющий проехать от Тотьмы на юг без длинного прогона по шоссе на Вологду.
Сроки проведения, думаю, будут стандартными - начало августа. С учетом того, что первые выходные в августе выпадают на 3-4 число, отъезд из Москвы 2 или 3 августа вечером выглядит как наиболее оптимальным. Соответственно прибытие обратно через 2 недели, то есть 17-18 августа.
Буду рад выслушать конструктивные идеи насчет маршрута, интересных мест по пути, состоянии тех или иных дорог, оптимального варианта завершения похода. И надеюсь, что все у нас получится самым лучшим образом.