Туристический бизнес США – против госдепартамента и спецслужб
В среду 2 июля Американская ассоциация индустрии путешествий (TIA) обратилась к руководителям коммерческих авиалиний, гостиниц и туристических компаний с предложением: организовать массовое обращение к депутатам Конгресса США и представителям администрации президента с целью – добиться смягчения правил въезда в страну иностранных туристов. В обращении TIA ряд запретительных директив госдепартамента и департамента внутренней безопасности (DHS), которые должны вступить в силу в ближайшие полгода, названы "опрометчивыми", поскольку они не столько способствуют безопасности граждан США, сколько вредят туристическому бизнесу. Речь идет о следующих мерах: 1) требование наличия у туристов, прибывающих без визы, специальных паспортов, которые будут
"считываться" специальными цифровыми устройствами; 2) обязательное снятие отпечатков пальцев каждого иностранного туриста; 3) обязательные интервью с людьми, запросившими в посольствах США американскую визу. По мнению руководства TIA, правительство не в состоянии выделить достаточные средства для того, чтобы в полной мере реализовать мероприятия, предусмотренные в новых директивах. Однако эти ограничения и дополнительные сложности приведут к резкому снижению потока туристов, прибывающих в США.
Новая услуга на участке Павелецкий вокзал - Домодедово
Московская железная дорога продолжает совершенствовать скоростную транспортную систему Павелецкий вокзал - аэропорт Домодедово. В начале июля на участке вводится новая, экспериментальная услуга: абонементный билет на экспрессы повышенной комфортности. Система интермодального транспортного обслуживания "Павелецкий вокзал - Аэропорт Домодедово" начала свою работу в августе 2002 года. 41 скоростной электропоезд-экспресс повышенной комфортности соединяет Москву с ее воздушными воротами, а количество пассажиров, перевезенных аэроэкспрессами, приближается к миллиону человек. Подавляющее большинство из них (81%) - авиапассажиры, 4% - встречающие и провожающие. Десятую часть (11%) составляют жители Домодедово или работники аэропорта. Именно для них вводится специальный
абонементный билет на проезд в экспрессах Москва - Домодедово. Это электронная бесконтактная пластиковая карта со встроенным в нее микрочипом - компактная, прочная, удобная в обращении. Если необходимость в поездках по маршруту Москва - аэропорт отпадет, то в любой из касс метрополитена можно перепрограммировать карту из железнодорожного в метрополитеновский проездной. Московская железная дорога уверена, что эксперимент с аэро-проездным окажется удачным; удобный и дешевый абонементный билет привлечет новых пассажиров.
Операторам, думающим о выстраивании грамотной ценовой политики при продаже туров на отдых, опыт Турции может быть интересен не только в качестве сравнения, но и с практической стороны. При анализе ценовой составляющей турецкого продукта и сравнении его с отечественными аналогами сразу бросается в глаза стремление операторов по Турции минимизировать стоимость пакета путем сокращения количества включаемых в него услуг. Особенно явно это проявляется в среднем сегменте турпредложения, адресованном потребителю, ограниченному в средствах. Такой клиент обычно настроен на потребление продуктов и услуг непосредственно на курорте: расходы «на месте» составляют около 70% от всех затрат туриста на отдых в этой стране. Формируя свое ценовое предложение, турки учли существующий
на сегодняшний момент спрос на те или иные услуги, предлагаемые туристам, а также уровень расходов на оплату этих услуг. По данным Института статистики Турции, основные статьи расходов иностранных туристов в этой стране составляют проживание, питание и шопинг. На лечение и оздоровление приходится не более 1% туристских трат в этой стране, поэтому эти услуги в массовый пакет не включается. Только гостиничные комплексы высокого класса, имеющие возможность приобрести дорогое оборудование и привлечь состоятельную клиентуру, предлагают оздоровительные и косметические процедуры, которые также оплачиваются на месте, по мере потребления. Большинство санаториев Сочи, как правило, продают проживание вместе с питанием и лечением, таким образом «утяжеляя» свой пакет примерно наполовину. Вместе с тем, как это уже давно было замечено, основная масса отдыхающих в летние месяцы предпочитает
лежать на пляже. Лечебные цели поездки начинают превалировать в низкий сезон, когда основная курортная приманка – море - теряет свою привлекательность. В то же время, если не связывать в пакете лечение, питание и проживание, предоставив отдыхающим возможность доплачивать за эти услуги на месте, то низкий спрос на лечение и высокая конкуренция с предложением в области питания создадут значительные трудности по загрузке этих составляющих традиционного санаторного предложения. Можно ли рассматривать Турцию в качестве основного сочинского конкурента? Вопрос о конкурентоспособности отечественного, а значит, сочинского турпродукта в сравнении с зарубежными предложениями поднимается каждый год, и Турция всегда присутствует в этом контексте. Пальма первенства априори отдается зарубежным курортам, поскольку, как показывают опросы общественного мнения, до 50% россиян, планируя летний отпуск,
устремляют свои взоры за границу, а отечественные здравницы привлекают не более четверти опрошенных. Турция занимает одно из первых мест по выезду россиян за рубеж. По сообщениям Института статистики Турции в 2002 году эту страну посетили 830 тысяч граждан РФ, часть из которых вполне могла бы заполнить средства размещения сочинского курорта. Вопрос о том, почему россияне выбирают Турцию, не требует долгих объяснений: этот турпродукт на сегодняшний день один из лучших по соотношению цена-качество и по разнообразию предложений. Например, только открывшийся в этом сезоне Kremlin Palas предлагает 874 номера, 12 предприятий питания почти на 2000 мест, 6 бассейнов, 3 бани-сауны, 6 массажных кабинетов, 8 кортов, поля для футбола, гольфа и т.д. Вообще, например, в Анталии, на долю верхнего сегмента (4-5*) приходится более 66% всей вместимости номерного фонда. В Сочи же не более 15% всех мест в
средствах размещения можно было бы отнести к высшему разряду, и только одна гостиница, работающая на рынок, предлагает продукт, сравнимый с мировыми аналогами хорошего среднего уровня. И при этом турецкие цены ниже, чем стоимость услуг на нашем берегу. Рассматривать Турцию как конкурента Сочи возможно только с рядом оговорок. Основное туристское предложение Турции сконцентрировано на средиземноморском побережье, более теплом и чистом по сравнению с черноморским. Вообще более холодное и грязное Черное море проигрывает Средиземному по привлекательности. Кроме того, высокий сезон в Турции в два раза длиннее, чем в Сочи, где за короткий срок предприятия курортной сферы стремятся выжать из туристов максимум возможного. Это дает турецкой стороне возможность плавно регулировать цены. Далее следует отметить, что турпродукт Турции ориентирован не на внутреннего потребителя, часто ограниченного
в средствах, а на представителей среднего класса европейских стран, имеющих более высокие доходы. Это дает возможность развивать проекты, подобные Kremlin Palas, и в целом оказывает позитивное влияние на общее состояние туристской инфраструктуры и качество обслуживания. Сочинский же международный аэропорт «строится» уже почти 10 лет, а все проекты реконструкции базы размещения сталкиваются с высокими рисками возврата средств из-за низкой покупательской способности на внутреннем рынке. Таким образом, не являясь прямыми конкурентами, которых характеризует сравнимый состав продукта, география и цена, Сочи и курорты Турции соперничают лишь в очень узком сегменте, представленном тонкой прослойкой все еще зарождающегося в России среднего класса.
Микроавтобус Калининградской туристической фирмы "Восточный экспресс" 29 июня попал в аварию в Северной Германии. В результате погибли два человека, еще пятеро получили травмы различной степени тяжести. Все пассажиры микроавтобуса - граждане России. Об этом происшествии в четверг сообщила пресс-служба Калининградской областной Думы со ссылкой на депутата Витаутаса Лопату, помощник которого пострадал в ДТП. В настоящее время представители турфирмы уже побывали в немецких больницах, где находятся россияне, выделили средства на их лечение и оплатили телефонную связь. Пострадавшим оказывают всю необходимую помощь, отметили в пресс-службе. В "Восточном экспрессе" отказываются комментировать это происшествие. Как сообщил источник в УВД Калининградской области, по
предварительным данным, которые поступили от немецкой стороной, у микроавтобуса во время движения по скоростной трассе лопнуло колесо и машина врезалась в дерево.
Авиадиспетчеры планируют провести всероссийскую акцию протеста
Авиадиспетчеры планируют провести всероссийскую акцию протеста 13 августа. Как передает корреспондент "Росбалта", об этом журналистам в среду заявил председатель Федерации профсоюзов авиадиспетчеров Сергей Ковалев. Он подчеркнул, что договоренности о повышении зарплаты, достигнутые после предыдущей акции протеста в конце 2002 года, так и не были выполнены. Сейчас авиадиспетчеры требуют повысить зарплату на 30%. В настоящее время средняя зарплата авиадиспетчеров составляет 9 тыс. 300 рублей. Авиадиспетчеры Калининграда требуют повысить зарплату на 50%. Ковалев сообщил, что сегодня профсоюзами была приостановлена акция протеста в Калининградской области. "Это было сделано по политическим соображениям, так как вводится новый порядок транзита из Калининграда
в Россию, и авиадиспетчеры не хотят увязывать свою акцию с введением этого порядка", - отметил председатель Федерации профсоюзов. По его словам, акции протеста можно избежать, если Минтранс выполнит требование профсоюзов. Ковалев заявил, что в акции протеста 13 августа не примут участие представители московского профсоюза авиадиспетчеров.