Люди, пытавшиеся подделать драгоценные камни и металлы, были во все времена. Это ремесло всегда было средством обмана и незаконной наживы. Еще в Древнем Египте существовал способ приготовления искусственных драгоценных камней из хрусталя с добавлением окиси свинца, по блеску и игре очень похожих на настоящие.
Но только в начале прошлого века таких кудестников перестали считать аферистами и мошенниками, а стали почитать как великих художников. Начало царственного шествия бижутерии связывают с именем Коко Шанель. Именно она первая заявила, что стоимость материала в украшениях - ничто. Главное - идея и новизна дизайна. Конечно, это заявление не нашло бы отклика в широких массах модниц, если бы к тому времени мастера (в том числе и «король стразов» Сваровски) не научились бы делать «стекляшки», блеском и оригинальностью цвета превосходившие драгоценные камни.
Сейчас вряд ли найдётся человек, никогда не слышавший имя Даниеля Сваровски. История его компании началась во второй половине XIX века, когда он, молодой резчик стекла из Богемии, покинул родные края и поселился в Париже. В столице Франции Даниель мечтал добиться признания на музыкальном поприще, сделавшись скрипачом. Осознав, что для осуществления этой мечты одних амбиций явно недостаточно, он забыл о музыке и начал изучать инженерное дело. И слава всё же пришла к упорному господину Сваровски - он изобрел первый в мире электрический шлифовальный станок и стал использовать его для огранки кристаллов хрусталя, имитирующих бриллианты.
Решив не конкурировать с богемскими умельцами, он перебрался в Австрию и там в тирольском местечке Ваттенс, основав завод, стал штамповать хрусталь, имитирующий драгоценные камни. А в 1900 году бренд получил название, которое носит и по сей день – Swarovski. А еще через 10 лет Даниэль вместе с сыновьями начал разрабатывать новый процесс изготовления хрусталя, сумев вывести оптимальное сочетание исходных смесей для варки хрусталя сверхъестественной прозрачности. В новый состав входили сода, поташ, сурик, кварцевый песок, смешанные в определенной пропорции. Сделать что-либо подобное не удалось до сих пор никому, как ни пытались.
Кристаллы Swarovski, в отличии от настоящих бриллиантов оказались недороги и удивительно привлекательны. Модницы Парижа и Санкт-Петербурга, куда Даниэль Сваровски отправил первые образцы украшений, пришли от них в полный восторг. Заказы на хрустальные «бриллианты» посыпались как из рога изобилия. Мода отреагировала мгновенно. Бижутерия перестала быть дурным тоном даже при королевских дворах Европы. Спрос на хрустальные камни стал огромен.
Секреты варки хрусталя Swarovski - строжайшая тайна, до сих пор никому не удалось приблизиться к этим формулам, равно как к технологическим секретам обработки кристаллов хрусталя Swarovski.
Фабрика Сваровски Swarovski
Итак, на самой фабрике любопытных посетителей не ждут, поэтому предлагаю отправиться на виртуальную экскурсию в музей Swarovski, а также заглянуть в магазин при нём.
Музей Сваровски Swarovski
В музее всегда достаточно много туристов со всего мира. А в пасмурные дни посетителей особенно много. Почему? Точно не знаю. Но смею предположить, что в ненастный день многие хотят поинтересней скоротать свой досуг, добавив немного красок и блеска. Лично я именно с целью повысить настроение в серый дождливый день еду в музей и магазин Swarovski (признаюсь, во второе заведение с бОльшим удовольствием), благо это всего в 60 км от нас. И каждый раз замечаю, что не мне одной приходит в голову идея как-то украсить дождливый день и разбавить серое небо цветными красками и блеском бриллиантов, пусть даже и искусственных.
Музeй Swarovski coздaн в 1995 гoду к cтoлeтию фиpмы. Он пpeдcтaвляeт coбoй oгpoмную пoдзeмную пeщepу и нaxoдитcя в том же местечке, что и фабрика – в Ваттенс, недалеко от Иннcбpука, столицы Тироля. Еcли бы тиpoльцы нe уcтpoили в пeщepe музeй, здecь нaвepнякa пoceлилиcь бы мecтныe гнoмы. Лaбиpинт из ceми кoмнaт, cвязaнныx лecтницaми и узкими кopидopaми, пpишёлcя бы им пo вкуcу.
Вxoд в пeщepу oxpaняeт вpocший в xoлм вeликaн c гopящими глaзaми. Изo pтa eгo низвepгaeтcя вoдoпaд. В cвeтe пpoжeктopoв кaжeтcя, чтo вoдa тoжe cдeлaнa из xpуcтaля. Пoд зeмлю вeдёт cтeклянный тoннeль. Нa cтeнax выгpaвиpoвaны cтpoки Шeкcпиpa, Лopки, Гётe, в кoтopыx ecть cлoвo «xpуcтaль».
Сpeди экcпoнaтoв также убpaнcтвo кoня индийcкoгo мaхapaджи, xpуcтaльнaя cтeнa выcoтoй oдиннaдцaть мeтpoв, перстень огромных размеров, зеркальная комната и ........огромная разноцветная гармонь, украшенная стразами. Из-за специфического освещения, а вернее почти полного его отсутствия делать фотографии экспонатов весьма затруднительно. Только кое-что удалось более-менее прилично заснять.
Обойдя экспонаты, спускаемся в огромный магазин. Посетителей здесь значительно больше, чем в самом музее, поскольку в магазин может заглянуть любой желающий (посещать музей при этом необязательно) и найти какую-нибудь приятную безделушку или украшение.
Магазин Swarovski - это фактически продолжение музея, с той лишь разницей, что экспонаты можно потрогать, примерить и купить. Но фотографии здесь делать ещё сложнее. Во-первых, освещение подводит; во-вторых, многие безделушки находятся в стекляной витрине из-за своей неигрушеченой стоимости; в-третьих, делать снимки с блестящих и переливающихся предметов само по себе непросто. Всё же рискну выставить следующие фото.