После
того, как Александр Белл в 1876 году изобрел телефон, возникла
необходимость удобной коммуникации в любое время
суток. Для этого в конце 80-х годов установили первые, так
называемые, «публичные офисы дозвона». Они чаще
всего размещались в закрытых помещениях: магазинах,
отелях, железнодорожных станциях. Это было не совсем удобно, так как
магазины работали в строго отведенное время, да и
клиентов «тихого кабинета» от покупателей
отделяли всего лишь занавески.
Тогда было решено вынести
телефоны на улицы и для них построили деревянные будки.
Британцы были первыми, кто решился поставить телефонные киоски на
улицах, создав «уличные офисы». Эти киоски стали
типичной инновацией викторианской эпохи. Но у каждого оператора были
свои дизайнерские решения по интерьеру и экстерьеру телефонной будки,
что доставляло немало хлопот гражданам в поиске переговорного пункта в
различных городах.
В 1921 году проблема была решена: Главпочтамт Англии ввел в
эксплуатацию первый киоск. Этот вариант стандартизированной будки был
окрашен в красный цвет, который являлся фирменным цветом Главпочтамта,
дверь была стеклянная, крыша – в виде ажурного копья. Однако
такой дизайн киоска не все одобрили. Власти города сочли конструкцию
нелепой и поэтому объявили конкурс на лучший дизайн телефонных киосков.
Победителем этого конкурса стал
архитектор Джайлз Гилберт Скотт. Его вариант будки был выполнен в
традиционно английском стиле. Архитектор предложил разделить стеклянные
панели «тихого кабинета» на 18 отдельных частей,
что обеспечивало большую прочность и упрощало замену стекла в
случае его повреждения. Единственным недостатком, по мнению
Главпочтамта, было цветовое решение будки
Д. Г. Скотта. Скотт предложил окрасить будку в серебряный цвет.
Почтовое же управление выбрало ослепительно красный, так как алые будки
легко разглядеть даже в лондонском тумане.
Тем не менее, как только появились такие будки на улицах Лондона,
британцы опять их не приняли. Они посчитали, что
«офисы» смотрятся уродливым
«неприкаянным» пятном на опрятных английских
улочках. В ответ на общественное мнение в конце 1960-х на рынке
появились усовершенствованные, но несколько блеклые версии киосков. Но
тогда же британцы начали, напротив, защищать «семейство
красных» и было решено все будки перекрасить в гордый красный
цвет. То, что еще вчера британцы встречали в штыки,
стало символом их страны.
Долгое время красная телефонная будка служила своему прямому
назначению. Этот киоск даже на самой шумной улице обеспечивал и тишину,
и возможность спокойно поговорить с друзьями или даже постоять и
переждать там лондонский дождь. Сегодня же британцы предпочитают
мобильную связь, а уличный
«кабинет» оказался им ненужным.
Однако телефонная будка, став визитной карточкой Англии, нашла
свое предназначение и сейчас—красные киоски
становятся стильным элементом домашнего интерьера или офиса
(переоборудованные в аквариумы, гардеробы). Проблема телефонной будки
заключается лишь в том, что многие считают ее продуктом прошлого, не
соответствующего настоящим реалиям. А ведь телефонная будка –
все-таки не просто будка.