Для соревнований судов разных классов между собой используется исправление времени по таблице гандикапа:
фактическое время прохождения дистанции умножается на коэффициент, зависящий от класса судна по площади парусов и
численности экипажа. Этот коэффициент призван дать фору судам младших классов, чтобы их экипажи имели шансы на
победу в соревновании с судами, несущими больше парусов.
Сколько времени проводятся гандикапные гонки судов разных классов, столько же времени продолжаются в "поисках
справедливости" и споры вокруг гандикапа. Основной довод противников ныне действующей системы сводится к тому, что,
несмотря на гандикап, почти всегда побеждают самые крупные и быстроходные суда.
Пожалуй, это действительно так. Для остальных участие в гонках становится неинтересным, и это плохо:
именно в обеспечении интереса к гонкам у возможно большего числа экипажей заключается смысл гандикапа на наших
соревнованиях. Гонки должны быть не слишком предсказуемы, иначе зачем гоняться?
Вместе с тем вряд ли стоит ставить цель как можно точнее выровнять шансы рулевых и пытаться копировать развитые
яхтенные системы обмера и расчета гоночного балла. Учет площади парусов представляется вполне достаточным для
туристских судов.
Но насколько отвечают реальной быстроходности судов коэффициенты гандикапа, применяемые сейчас на проводимых МПТК
соревнованиях?
Сколько у вас квадратных метров?
Первый и, пожалуй, главный вопрос — площадь парусности. Были проанализированы результаты гонок по треугольной
дистанции (общей для всех классов), проводившихся в последние годы. Исходные данные доступны в разделе "регаты" на
сайте parusa.narod.ru. При этом за точку отсчета для сравнения был взят
10-метровый класс, так как десятиметровики в заметном числе участвовали во всех рассмотренных соревнованиях. В
нескольких (единичных) случаях были отброшены результаты судов, в ряде гонок показывавших много худшее время по
сравнению с другими судами своего класса, но никогда не отбрасывались результаты в отдельных гонках.
Средние величины рассчитывались с учетом числа результатов гонок (как по регатам, так и по годам). Например, в
гонке 1 участвовало 3 судна некоторого класса, и их средняя относительная быстроходность по сравнению с
10-метровиками составила 0,7. В гонке 2 финишировал лишь 1 участник этого класса, его относительный результат
составил 0,9.
Среднее по этим двум гонкам рассчитывается так: ((3*0,7)+(1*0,9))/4 = 0,75.
Вот какая картина получилась:
Класс
1997
1998
1999
2001
Рез.
Быстр.
Г (7,5)
7,5
0,786
0,815
0,84
0,791
32
0,803
1,000
8,5
0,912
0,868
0,893
0,804
47
0,888
1,106
10
1
1
1
1
69
1
1,246
13
1,232
1,249
1,149
1,189
68
1,198
1,493
Здесь Рез. — число результатов гонок, по которым получено значение; Быстр. — относительная быстроходность по
отношению к 10-метровикам; Г (7,5) — то же по отношению к классу 7,5 кв.м, как принято в существующей таблице
гандикапа.
Что видим
В следующей таблице и на рисунке сравнивается действующий гандикап, рассчитанная выше относительная
быстроходность судов в треугольных гонках и соотношение квадратного корня из площади парусности, характеризующее
энерговооруженность судов (без учета их массы).
Гандикап
Регаты
Sqr(S)
А если?
5
0,9
-
0,817
0,75
7,5
1
1
1
1
8,5
1,1
1,106
1,065
1,1
10
1,2
1,246
1,155
1,2
13
1,3
1,493
1,317
1,45
При взгляде на эти данные бросается в глаза ломаная форма кривой действующего гандикапа. Похоже, что гандикап
действительно несправедлив — он дает преимущество самым большим и обижает самых маленьких.
Но почему быстроходность судов в промеренном интервале 7,5-13 растет заметно быстрее, чем корень из площади
парусности? Тому есть несколько причин:
Паруса больших судов не только больше — они заметно выше, и их верхнюю часть наполняет более сильный ветер.
Паруса больших судов обычно имеют большее удлинение, и их аэродинамическое качество выше.
Паразитная парусность катамарана и экипажа с ростом класса возрастают в меньшей степени, чем площадь парусов,
поэтому аэродинамическое качество системы лодка+парус дополнительно растет вместе с парусностью.
Как известно, в водоизмещающем режиме движения длина бежит, а она у судов старших классов больше.
Предложения по новым коэффициентам гандикапа — в последней графе таблицы. Конечно, это тоже экспертная оценка, но
сделанная на основе сказанного и показанного. Отмечу только, что пока речь не шла о нагрузке — коэффициент 0,75 для
5-метровика предполагает экипаж из двух человек, как и на других судах.
Экипаж
Теперь приведем действующую гандикапную таблицу целиком:
Экипаж, чел.
до 5 м2
до 7,5 м2
до 8,5 м2
до 10 м2
до 13 м2
свыше 13 м2
1
0,95
—
—
—
—
—
2
0,9
1
1,1
1,2
1,3
1,4
3
—
0,95
1,05
1,1
1,25
1,35
4
—
0,9
1,0
1,05
1.2
1,3
5
—
—
—
—
1,15
1,25
6
—
—
—
—
—
1,2
И сразу же напрашивается возражение: почему каждый человек изменяет гандикап на те же 0,05 в любом классе?
Очевидно, большие суда больше и по водоизмещению, и по собственному весу. При росте нагрузки они будут терять
скорость в меньшей степени, чем маленькие! Может быть, в ходе обсуждения кто-то возьмется сделать и количественные
оценки.
Второе спорное обстоятельство состоит в том, что... человек человеку рознь. Не призываю вводить предстартовое
взвешивание. В конце концов, хочешь сэкономить на весе — ешь заранее "Гербалайф" и бери с собой минимум барахла. Но
что надо бы исключить, так это использование детей как средства понижения гандикапа.
Пока ребенок не достиг возраста, с которого он может быть юниором (с этим вопросом должно было определиться
правление; думаю, это лет 12), учитывать детей при расчете гандикапа не следует. Одно дело — идти с детьми младшего
школьного возраста в семейный поход, другое — в гонку. Решение остается за родителями, но на него не должно
оказывать влияние соображение, что маленький пассажир на борту своим присутствием улучшит гоночные показатели. А
для дальних гонок, речь о которых все чаще заводится в последнее время, нужны еще более строгие ограничения.
Наконец, вызывают недоумение прочерки в строке "1 человек" - плавание в одиночку разрешено в маршрутных гонках,
как и в треугольных, только на лодках класса 5 кв.м. Почему? Из соображений безопасности? Но это вопрос вовсе не
площади парусов! Не говоря уж о славных традициях одиночного мореплавания под парусами, вспомним хотя бы патриарха
парусного туризма С.Н.Парфенова — будучи ветераном совковых туристских органов, запрещавших одиночное хождение, сам
он совершал свои дальние плавания на парусной байдарке один.
Надо сказать, что на последнем ралли в одной из радиальных гонок судья К.Федоров оставил вопрос о экипаже на
усмотрение рулевого. Кто пошел вдвоем, кто втроем, кто в одиночку. Гандикап был соответственно учтен. Это правильное
решение, и его следует узаконить.
В порядке дискуссии хочу предложить и более радикальное решение, но о нем ниже.
Soft & Hard
...Коэффициенты действительны для судов с мягкой оболочкой (включая каркасные и имеющие жёсткие носовые
обтекатели). Для судов с жёстким корпусом коэффициент устанавливается на 0,05 выше, чем указано в таблице...
Ей-богу, это сейчас кажется чушью. Появилось правило, кажется, вместе с "Янтарями". Но не дюраль как материал
корпуса определяет лавировочные качества этих лодок. Кстати, а как насчет 140 кг веса "Янтаря"? Если уж быть
последовательными, надо штрафовать и за обтекатели, и за жесткие вставки, и за отличный от сосиски крой баллона — в
общем, за все хорошее. Поэтому-то и не надо вводить штрафы и обмерные формулы, что нам нужно хорошее — чтобы
лодки становились лучше!
Выбирай сам
Если царит штиль, а хорошей стоянки не видно (а то и берег далеко...), в походе никто не запретит взяться за
вёсла. Только здравый смысл, настроение... ну, и лень-матушка определяют способ движения. А вот в наших маршрутных
гонках гребля разрешена только "при отсутствии ветровой ряби на всей видимой акватории". Не слишком четкое
определение, им удобно руководствоваться разве что на Косинском озере. Ну, а если действительно штиль? Гонка
(маршрутная, ориентирование и т.п.) превращается в гребную? Если это гонка около базового лагеря, лучше уж отменить
ее вовсе. А если надо идти по маршруту? Первая гонка ралли 2001 г. все равно кончилась греблей (даже лидеров), но
большая часть участников из-за штиля не финишировала. Более того, суда рассеялись, не смогли собраться к вечеру в
одном лагере.
Думаю, что в ралли и дальних гонках, буде они организуются, способ движения должен выбирать рулевой каждой лодки,
не оглядывая акваторию в поисках ряби. Охота помогать веслом парусу - помогай! При сколько-нибудь дующем ветре весла
тут же будут отложены просто за бесполезностью.
Так вот, предлагаемое для обсуждения решение для "походных" гонок — разрешить свободное использование весел и при
этом ВООБЩЕ НЕ УЧИТЫВАТЬ В ГАНДИКАПЕ ЧИСЛЕННОСТЬ ЭКИПАЖА. В гонку на судне идет определенная команда, которую
набирает рулевой. Хочет – идёт один, хочет — берет четверых матросов и организует греблю в две смены. К выигрышу
будет вести разная тактика, азарта и победителей будет больше.
Последнее замечание — полагал бы правильным не менять гандикап судна в ходе соревнований из нескольких гонок.
Если рулевой заявился идти в ралли на 13-метровике, а в сильный ветер взял рифы — это его законное право, но класс
судна остается прежним. Впрочем, это (как и применение весел) - вопрос Положения о конкретном соревновании и
гоночной инструкции.