Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Калмыкия


Виртуальное путешествие по Кавказу

 

Калмыкия

 

Добрый день, уважаемые подписчики!

Это 24 выпуск рассылки,
разосланный 198 подписчикам

Тем, кто недавно к нам присоединился, рекомендую ознакомиться с предыдущими выпусками рассылки.

 

     Сегодня предлагаю совершить виртуальное путешествие в Калмыкию. Я нашёл сайт, где хоть и не очень много материалов, но всё же есть кое-что интересное. С ними и предлагаю ознакомиться. Начнём с географии, а дальше, как говорится, будем поглядеть. Поехали!

 

Географическое положение Калмыкии

21.08.2008 г.

Территория Калмыкии имеет официальное название Республика Калмыкия с административным центром в г. Элиста. Регион расположен в степной зоне, зоне полупустынь
и пустынь.Общая площадь территории - 75,9 тыс. кв. км. Республика Калмыкия находится в юго-восточной европейской части Российской Федерации.

Условно выделяют три природно-хозяйственные зоны на территории Калмыкии: центральная, западная и восточная. Западная зона наиболее благоприятной по климатическим
условиям.

ImageТак называемые Черные земли являются весьма крупной специфической территорией восточной зоны. Кумо-Манычская впадина и реки Маныч и Кума ограничивают
территорию республики Калмыкия с Юга, Каспийское море омывает юго-восточую часть, на северо-востоке на незначительном участке граница республики подходит
к реке Волге, а Ергенинская возвышенность расположена на северо-западе. В пределах территории республики Сарпинской низменностью называется северная часть
Прикаспийской низменности, а в ее южной части находятся Черные земли.

Господствующим типом рельефа республики Калмыкия, занимающим большую часть ее территории, являются равнины. Резко континентальным есть климат республики
- жаркое и очень сухое лето, малоснежная зима с большими холодами.

 

Элиста - столица Калмыкии

21.08.2008 г.

Элиста является столицей республики Калмыкия. Находится этот город в юго-западной части республики в широкой долине, которая образовалась на юге возвышенности
Ергени, что вытянулась с севера на юг Калмыкии.

Соответственно с данными Госкомитета по статистике РК на 01.01.2002 г.:
численность населения города составляет 109,9 тыс.чел.
общая площадь г.Элисты по состоянию на 01.01.02 г. составляет 39657 га, из которых в черте г. Элисты - 21045 га, за чертой г.Элисты - 18612 га территорий

Транспортная сеть города Элисты охватывает 300 км автодорог (220 км с асфальтным покрытием и 80 км с грунтовым). Через территорию Элисты проложены дороги
федерального значения. Это: Элиста -Волгоград, Элиста - Махачкала, Элиста - Астрахань.

ImageЖелезнодорожная тупиковая линия Ставрополь - Элиста, автомобильные дороги Ставрополь - Элиста - Волгоград, Элиста - Астрахань и Волгоград - Элиста
- Кизляр, воздушный транспорт обеспечивают внешние транспортные связи столицы республики.

Анализируя рост численности населения г.Элисты (республикаКалмыкия), можно сказать, что самый большой прирост приходится на последние годы. Природный прирост
численности населения с 1996 г. - 6,3 процента.

За счет притока мигрантов с других регионов и районов республики происходят изменения в демографической сисуации, что развивается в столице.

Жилищное строительство и строительство других объектов социальной сферы - одно из приоритетных направлений развития этого города.

Климат Калмыкии

21.08.2008 г.

Климатические условия республики Калмыкия имеют резко континентальное направление - жаркое и очень сухое лето, малоснежная зима, коорая часто бывает с большими
холодами.

С запада на восток континентальность климата очень усиливается. Средние температурные линии января по всей территории отрицательные: от -7C...-9C в южной
и юго-западной частях до -10C...-12C на севере, минимальная температура января: -35C...-37 C.

Минимальные температуры иногда достигают -35C и ниже в районах севера. Главная особенность климатических условий - достаточно большая длительность солнечного
светового дня, которая охвачивает 2180-2250 часов (182-186 дней) за год.
ImageДлительность теплового периода в республике Калмыкия - 240-275 дней. +23,5C...+25,5C - средние июльские температуры. +40C...+44C - абсолютная максимальная
температура в некоторые жаркие года. С севера на юг и юго-восток территории страны наблюдается повышение температуры воздуха. Зимой могут наблюдатся оттепели,
в некоторые дни - пурга. Часто гололед, который образуется в следствии мороза наносит непоправимый ущерб сельскохозяйственным насаждениям, когда приводит
к обледенению травяных пастбищ и озимых посевов. Отличительной особенностью территории Калмыкии есть суховеи и засухи: в летний период бывает около 120
дней с суховеями.

Республика Калмыкия - самым засушливый регион на южной части европейской территории России. 210-340 мм - количество осадков за год . Соответственно условиям
обспечения влагой в республике выделяют четыре главных агроклиматических зоны: самая сухая, сухая, самая засушливая, засушливая. В связи с тем, что этот
регион - зона сильных ветров, он имеет значительные ветроэнергетические ресурсы, которые на сегодняшний день реализованны лишь на 3-5 млн кВтч/год на
Калмыцкой ВЭС.

Калмыки: кочевники в Европе

23.08.2008 г.

Страница 1 из 2

Это единственный народ в Европе, который говорит на языке монгольской группы, исповедует древнейшую мировую религию - буддизм и является носителем развитой
кочевой культуры. Все это связывает калмыков с их древней родиной - Центральной Азией...
Происхождение и расселение
Калмыки - единственный в Европе монголоязычный народ, коренное население Республики Калмыкия. Древняя родина калмыков - Центральная Азия сохранилась до
настоящего времени, обогащенная местными традициями и влиянием соседей.
Предки калмыков - монголоязычные племена ойратов - пришли на территорию нынешнего проживания калмыков в конце XVI - начале XVII в., принеся с собой в Прикаспийские
степи развитую кочевую культуру, богатую литературную традицию, древнейшую мировую религию - буддизм.

Особенности этноса
Национальное своеобразие традиционной культуры калмыков обусловлено их тесными контактами с тюркскими и тунгусо-манчжурскими племенами в ойратский период
(до XVI в.), а в дальнейшем - этнокультурными связями с народами Нижнего Поволжья и Северного Кавказа. Согласно одной из научных гипотез, ойратов, отделившихся
от основной массы западно-монгольских племен, русские вслед за тюркскими народами стали называть "калмак", что на тюркском языке означает "остаток". Самоназвание
"калмык" было принято ойратами только в конце XVIII в.

Калмыки принадлежат к центрально-азиатскому антропологическому типу большой монголоидной расы и обладают всеми характерными чертами, присущими монгольским
народам: невысокие, коренастые, с резко очерченными скулами, слегка приплюснутым носом, типично монгольским разрезом глаз, смуглой кожей и черными прямыми
волосами.

Русские путешественники отмечали необыкновенную остроту слуха и зрения калмыков, их выносливость и прекрасную приспособленность к суровым природно-климатическим
условиям с жарким засушливым летом и холодной малоснежной зимой. Климат и ландшафт Нижнего Поволжья явились оптимальными для продолжения и развития древних
скотоводческих традиций калмыков. Они разводили лошадей, овец, крупный рогатый скот и верблюдов.

Домашний быт
Поселения калмыков "хотоны" носили временный характер и состояли из нескольких расположенных по кругу кибиток - аналогов монгольских войлочных юрт. Внутреннее
пространство кибитки разделялось на мужскую (правую) и женскую (левую) половины (если стоять в кибитке лицом к входу). В центре жилища располагался очаг,
напротив входа - почетное место для гостей и кровать хозяев, а слева от изголовья - домашний буддийский алтарь.

Имущество каждой семьи составляли самые необходимые вещи, приспособленные к частым перевозкам. Вся мебель и утварь - кадки для кумыса (кобыльего молока),
блюда, чашки, ковши - изготавливались из дерева. Будучи скотоводами, калмыки издавна умели выделывать кожу, катать войлок, который шел на изготовление
покрышек для кибитки, ковров, попон для лошадей и верблюдов. Исконно женскими занятиями были прядение, ткачество, сучение шерстяных ниток, изготовление
и декорирование одежды.

Национальный костюм
Национальный калмыцкий костюм испытал сильное влияние народов Северного Кавказа. Мужской костюм состоял из короткого кафтана ("бюшмюд" - аналог черкески),
манишки, шаровар, которые заправляли в мягкие кожаные сапоги, пришедшие на смену монгольским - с загнутыми носками. Основным украшением мужского костюма
являлись наборные серебряные пояса "бусе"
Костюм девушки во многом походил на мужской. Женский костюм в большей степени сохранил древние монгольские черты. Его основу составляли длинное закрытое
платье, пришедшее на смену традиционному халату, и распашная безрукавка. Калмыцких головных уборов насчитывалось до 20 видов.
Парадная одежда надевалась только по праздникам, наиболее значимыми из которых были свадьба, Цаган Сар, Урюс.

Свадьба
Обязательным элементом свадебного обряда являлся визит жениха к родителям невесты с подношением дорогих угощений и подарков-символов: белого платка с завязанными
в нем монетами - знака будущего единства двух семей - или кожаного сосуда с кумысом - знака благодарности родителям девушки. Главным этапом свадьбы был
увоз невесты и свадебный пир. На стол подавали вареную баранину, печенье ("боорцг"), разновидность пельменей ("берг"), обязательно кумыс, молочную водку,
традиционный калмыцкий чай с добавлением молока, соли, масла и мускатного ореха.

Праздник наступления весны
С глубокой древности у калмыков сохранились праздник наступления весны Цаган Сар ("белый" или "счастливый" месяц) и праздник лета Урюс, направленный на
обеспечение богатого приплода скота. В дни Урюса лошадей и овец окропляли молоком и кумысом, приносили жертвы духам предков, земли и неба, устраивали состязания
в национальных видах спорта: борьбе, скачках, стрельбе из лука.

Возрождение национального самосознания
В наши дни калмыцкий народ хранит память о многовековых традициях своей самобытной культуры. Возрождается национальное самосознание народа, а вместе с ним
язык, письменность, традиционное искусство, промыслы и ремесла, заново отстраиваются буддийские храмы.
Уже несколько лет с успехом проводится праздник "Джангариада" (названный так по имени калмыцкого эпического героя Джангр), являющийся средоточием национальных
символов и традиций калмыцкого народа.
Ярким проявлением духовной культуры калмыков является фольклор, истоки которого восходят к древним центрально-азиатским традициям. С незапамятных времен
в народе широко бытовало публичное исполнение песен, сказок, благопожеланий, эпических поэм, особое место среди которых занимает героический эпос "Джангр",
по праву вошедший в сокровищницу мировой литературы. Огромным уважением пользовались джангарчи - мастера-исполнители "Джангра", поющие строфы эпоса под
аккомпанемент домбры.

Калмыкия в 20 веке

23.08.2008 г.

Когда закончилась Гражданская война, калмыки, которые учавствовали в белом движении, должны были эмигрировать в Югославию, Болгарию, Францию и другие страны.
4 ноября 1920 года в России была создана Калмыцкая АО, переименованая 20 октября 1935 в АССР.

По обвинению в массовом предательстве Советской Родины в декабре 1943 года калмыкы были депортированы в Сибирь: Томскую, Омскую области, Алтайский, Красноярский
края. Более трети народа погибло во время депортации. Когда ликвидация калмыцкой автономии и высылка закончились на исследования истории Калмыкии был наложено
негласное вето.

Во время Второй мировой войны первым среди калмыков получил звание Героя Советского Союза Эрдни Деликов, который погиб смертью храбрых на донской земле
в 1942 г.

История Калмыкии в 20 векеСовершил подвиг и Николай Санжиров, учавствовавший в операции при форсировании Днепра, удостоенный звания Героя Советского Союза,
он погиб при освобождении правобережной Украины. И многие-многие другие, покрыв себя вечноживущей славой, отдали свои молодые жизни. Министерство Обороны
СССР в 1986 году официально опубликовало сообщение, в котором показывался рейтинг "мест по героизму", в котором калмыки получили второе место. Первое место
досталось осетинам.

Не смотря на все это, упоминания о калмыках были удалены из энциклопедий и даже художественной литературы. Вместо этого, в локальных кругах была "изобретена"
новая народность - ойраты. Калмыцкая история была искусственно разделена на истории ойратов и калмыков.

Оба этих названия - "калмыки" и "ойраты" являются названиями одного и того же народа, первое наименование - тюркского, а второе - монгольского происхождения.
Автономная республика была уничтожена, а после реабилитирования населения в 1956 вторично возобновлена сначала как автономная область (9 января 1957),
а затем как АССР (29 июля 1958) . После принятия в 1990 году декларации о суверенитете и преобразовании Калмыкию превратили в союзную республику (ССР).

"Степное Уложение" (1994), названое так в память "основного закона" Джунгарского ханства, признало республику неотъемлемой территорией России. В то же время
этот документ декларировал преемственность Республики Калмыкия по линии Джунгарское ханство.

Калмыкия 18-20 вв.

23.08.2008 г.

В связи с притеснениями царского правительства большое количевство калмыков (около 170 тысяч человек) были вынуждены кочевать в Китай. Калмыцкое ханство
перестало существовать. Калмыки, которые остались были введены в имперскую систему правления инородцами. Большая часть оставшихся проживала в Калмыцкой
степи. В состав Уральского, Оренбургского и Терского казачьих войск входили маленькие группы калмыков.

Калмыки, которые жили на Дону в конце XVIII века, были включены в казачье сословие Донского войска. Калмыки не призывались на регулярную службу, будучи
так называемыми инородцами и иноверцами, но в Отечественной войне 1812 года из них было сформировано три полка (Первый и второй калмыцкие и Ставропольский
калмыцкий), которые в сражениях дошли до Парижа. В казачьих подразделениях под командованием легендарного атамана Платова сражались калмыки-козаки Дона.

История Калмыкиии в 18-20 векахК серьезным переменам в калмыцком обществе привела продолжительная жизнь народа в окружении иного образа жизни и чужой религии.
Колонизация Калмыцкой степи русскими переселенцами также вызвала относительно большие изменения. Но духовная культура калмыков оказалась крепкой на устойчивость.
На землях Европы сохранился анклав с неповторимой восточной культурой, со своим эксклюзивным фольклором, литературой, письменностью и музыкой. Мировая
общественность ознакомилась с жемчужиной калмыцкого устного народного творчества - эпосом "Джангар"- в начале XX в.

"Степная область калмыцкого народа" была основана по окончании революции 1917 года. Калмыцкая Автономная область была основана в 1920 году.

В 1935 году Калмыцкая Автономная область была переименована в Калмыцкую Автономную Советскую Социалистическую Республику (КАССР). В период Великой Отечественной
войны летом 1942 года большая территория Калмыкии была занята немецкими окупантами, но к началу января 1943 года Армия Советов освободила эту часть страны.
Солдаты Калмыцкой Республики самозабвенно сражались на фронтах Великой Отечественной войны и в партизанских групах в калмыцких степях, в Белоруссии, на
Украине, Брянщине и др. 110-я Отдельная Калмыцкая кавалерийская дивизия отличилась в боях за Северный Кавказ и Дон.

Около 8 тысяч уроженцев Калмыкии были награждены медалями и орденами, 21 человек были удостоены звания Героя Советского Союза.
В декабре 1943 г. была проведена незаконная депортация калмыцкого народа в Сибирь. КАССР была обречена на ужасающие условия жизни и труда. Годы ссылки остались
в памяти калмыцкого народа периодом скорби и печали.

Справедливость была восстановлена только в 1957 году. Тогда калмыки вернулись на родные земли. Создалась Калмыцкая автономная область, которая позже, в
1959 году, была переименована в КАССР. В республике стало прогрессировать развитие промышленности, сельского хозяйства, культуры и искусства, науки и образования.

Первые президентские выборы здесь были проведены в 1993 году и первым Президентом РК был избран Кирсан Илюмжинов.

Калмыки в семилетней войне

23.08.2008 г.

Страница 1 из 2

Роль калмыков в Семилетней войне России и Пруссии в истории недостаточно освещена. Только выбраные эпизоды описаны в некоторых публикациях. В них не называются
имена конкретных участников боев. Не должны быть преданы забытью подвиги, совершенные калмыками в исторических сражениях.
Один из документов, свидетельствующих об этом, называется "Записка о калмыцких войсках, сочиненная в Коллегии иностранных дел (КИД) в октябре 1756 года".
Тут описывается указ 10 апреля 1756 года, в котором говорилось "нарядить волжских калмыков 4000 человек двуконных для введения оных в Малороссию". Относительно
этого указа, калмыцкому хану Дондук-Даши предполагалось "немедленно в тот поход нарядил и приготовил 4000 калмыцкого войска лутчих людей и чтоб оные имели
по две лошади и ружьем были исправные, которых и к действительному выступлению в поход во всякой готовности содержать, а командиром определить к ним одного
из лутчих владельцов, а к нему в товарищи придать из лутчих же зайсангов двух человек".

Войска Калмыкии в семилетней войнеВ указе уточнялось, что "сей наряд делается для немецких краев, а именно против короля Прусского". генерал-майор Н. Г.
Спицын 16 июня из Царицына докладывал:"Четырехтысячное калмыцкое войско для действительного в поход выступления по прежнему указу с луговой на нагорную
сторону реки Волги между тем действительно переправлено было при калмыцком владельце Бахан Лаванге, а сверх того и другие четыре тысячи человек при улусах
калмыцких в готовности содержаны и ко оным командиром определен был другой калмыцкий Икицохуров владелец Асарху". В реальности под руководительством Лаванга
было снаряжено 5-тысячное войско.
9 марта 1758 года императрица Елизавета I прислала хану Дондук-Даши милостивую грамоту, которая говорила, что "Эта грамота была послана из КИДго владельца
Лаванга за его отличные службы учинить высочайшее наше награждение..." Ему поручалось вручить эту грамоту хану.

Соответственно указаниям, было установлено семейное положение участников похода, которые больше за всех отличились. Н. Г. Спицыну писал переводчик при калмыцких
делах Савва Везелев:"После Лаванга остались мать, жена и брат Канчик". Подполковник Гак после возвращения калмыцкого войска в свои улусы докладывал, что,
кроме умерших владельца Лаванга и тысячника - зайсанга Бирюн Санга, "из зайсангов убит Дербетев - сотник Джал.

Сообщение владельца Дербетева Галдан-Церена дополнило эти сведения. В своем письме он писал, что "при Армии е. и. в. в 2000-ом числе войска калмыцкого находились
в должностях сотников лутчие мои два зайсанга, после которых кто из ближних их родственников о том бы вас уведомить. На оное объявляю, что после убитого
Джала остался отец Адогиин Доржа да жена с сыном и дочерью, из ближних же родственников старшие его, Джала, три брата родных, после же умершего в походе
зайсанга, имянуемого Чодота, осталась жена с сыном, сверх же оных е. и. в. службе на баталии, противу неприятеля, как слышно, что до пяти раз знатным себя
оказывал, из которых две его знатные поступки многим видимы были, о чем и вы известны, да и прежде, пребывая во многих е. и. в. службах и многократно ранен
и противу неприятеля храбро оказывался оной Кунгель (Конголик) пользуется и ныне приходит во исцеление".

Калмыки в семилетней войне

23.08.2008 г.

Страница 2 из 2
А. Т. Болотов - участник Семилетней войны- писал: "Тогда говорили, что наши калмыки оказали при этом случае довольно своего проворства и свойственной таким
легким народам храбрости; семь человек из них, усмотря человек двадцать прусских гусар, удалившихся от прочих, переплыв нагие и без седел, с одними только
дротиками, ударили с такою жестокостью на них, обративши их в бегство, гнали до самого их стана и трех убили, а одного в плен взяли". фельдмаршал Апраксин,
бывший командующий российскими войсками, также отмечал "отменную храбрость" калмыков во многих боях войны. Он описывал битву на берегу Прегеля: "...неприятель
напал с такою фуриею сперва на левое крыло, а потом и на правое, что писать нельзя... Несмотря на то, неприятель разбит, рассеян и прогнат легкими войсками
через реку Прегель до прежнего его лагеря под Велау. Такой жестокой битвы не бывало в Европе, по свидетельству иностранных волонтеров, особенно австрийского
фельдмаршала лейтенанта С. Андрэ...".

Легкими войсками назывались нерегулярные войска, в составе которых и пребывали калмыки. Граф Воронцов, канцлер, в своем "Письме путешественника из Риги"
делает вывод,что калмыки из нерегулярных войск лучше всех..." Участие калмыков в Семилетней войне - одна из страниц славы в военной истории калмыков, но
обидно, что герои ее до сих пор остаются неизвестными большому кругу читателей исторической литертуры.

Истоки истории Калмыкии

23.08.2008 г.

Калмыки (сами они называют себя хальмг) являются потомками ойратов, которые жили в западной части Монголии (Джунгарии). В основном это были племена кочевников,
близкие по своему образу жизни, языку, культуре и религии к монголам.

Ойраты вошли в состав государства Чингиз-хана в XIII веке. Когда распалась Великая Монгольская империя правители ойратов стали бороться за главенство с
восточно-монгольскими ханами в Монголии. Ойратскому Эсен-хану в середине XIV века удалось объединить под своим началом всю Монголию. Эсен-хан разбил войска
минского Китая и взял в плен императора, которому не осталось выбора, кроме, как подписать мирный договор.
Истоки истории республики КалмыкияНо потомки Эсена не сумели удержать власть над Монголией своих руках.
Недостаток пастбищ в конце XVI-начале XVII вв. и феодальные междоусобные неурядицы побудили глав больших ойратских этнополитических объединений торгутов
под руководством тайши Хо-Урлюка и дербетов под руководством Далай-Батыра кочевать в степи Западной Сибири, которая оказалась в составе России после похода
Ермака. В первый раз они принесли присягу на подданство русскому царю в 1608-1609 гг. В следующие периоды истории эта часть ойратов расселилась по территории
междуречья Эмбы, Яика (Урала) и Волги. Русские стали называть их калмыками.

В Нижнем Поволжье во второй половине XVII века возникло Калмыцкое ханство и начала складываться отдельная независимая монголоязычная народность - калмыки.
Калмыки смогли сохранить свою государственность только с помощью добровольного вхождения в состав России и обязанности защиты ее с юго-восточной стороны.
Калмыки были активными участниками всех войн, что проводила Россия во 2-й пол. XVII-XVIII вв.

При правлении Аюки-хана (1669 -1724) Калмыцкое ханство добилось наибольшего могущества. Аюка-хан, надежно защищая южные границы России, неоднократно учавствовал
в походах на кубанских и крымских татар.
При отъезде русского царя, Аюка-хану было поручено охранять рубежи государства русского, с чем он благополучно справился. Аюка-хан неоднократно совершал
походы на казахов.

     Источник: http://www.kalmik.info/index.php

 

     В следующем выпуске окончим знакомиться с Калмыкией, а затем переместимся в Ставропольский край.

 

     А после того, как завершим краткое знакомство со всеми Кавказскими республиками, я начну публиковать материалы, описывающие не целые республики, а отдельные достопримечательные места, исторические районы и так далее. Думаю, это также будет интересно и познавательно. Особенно для тех, кто желает побывать на Кавказе.

 

А на сегодня всё. Ваши вопросы, отзывы о рассылке и комментарии вы всегда можете направлять на мой электронный адрес.
До встречи в следующих выпусках!
с уважением,
Аргунов Артём

 


В избранное