Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Украинские новости культуры

  Все выпуски  

Художники солнечного Крыма


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка новостей Художники солнечного Крыма

Художник Стас Шляхтин -
Коктебель. Подворье "Closerie des lilas"

"Дверь отперта. Переступи порог.
Мой дом раскрыт навстречу всех дорог"

Максимилиан Волошин

С юности у меня было огромное желание, чтобы на земле существовало такое заповедное место, где люди - братья, где происходит обмен творческими идеями. Мне хотелось, чтобы существовал уединенный клочок земли, свободный от давления советской идеологии, от официального прессинга. И когда из харьковской обыденной, серой, казенной действительности я попал в Коктебель - край голубых вершин, где трава зажигается от рук, где огонь гасится усилием слова, в страну чудес, творчества и свободы, я был счастлив! Я видел на горизонте корабль и думал, что он охраняет здешние места. Было очень высокое восприятие…

Впервые я появился в Коктебеле в 1980 году, и меня сразу ввели в круг местной богемы. После смерти Максимилиана Волошина здесь еще продолжались традиции людей искусства. В домах и вокруг этих замечательных людей собирались художники, скульпторы, писатели, придававшие Коктебелю самобытность и очарование.

В Коктебеле два музея - Волошина и Габричевских. Заслуга Александра Георгиевича Габричевского (1891-1968), профессора Московского университета, автора многих работ по истории и теории архитектуры, живописи, музыки и литературы и его жены художницы Наталии Алексеевны Северцовой (1901-1970) в том, что вокруг них собирались значительные представители искусства и культуры. И сами они представляли большой интерес.

Ариадна Александровна Арендт (1906-1970) - жена художника и скульптора Анатолия Ивановича Григорьева (1903-1986), тоже скульптор и художница, была дружна с Максом Волошиным. В 50-х годах они с мужем построила в Коктебеле дом и мастерскую. Работы Григорьева и Арендт находятся в Третьяковской галере и Русском музее. Их дети, внуки - все причастны к искусству. В доме Арендтов собираются священники, музыканты, художники. Это замечательное явление в Коктебеле.

Мария Николаевна Изергина (1904-1998), близкий друг Марии Степановны Волошиной, сама была яркой личностью и притягивала крупных людей. У нее был в Коктебеле домик, на веранде которого собиралось множество представителей творческой и научной интеллигенции, и где иногда гостила Анастасия Ивановна Цветаева. Мария Николаевна была независима в поведении, остра на слово, прекрасно пела. Однажды она была провозглашена вторым, после Волошина, президентом страны Обормотия, а меня вежливо просили продемонстрировать, как должен выглядеть обормотец. Но Марию Николаевну я застал уже старухой, она устала от жизни и уже ничего не хотела.

Ближе всех, по душе ближе, мне была художница Нина Владимировна Коновалова (1913 - 1998). Много лет она проработала в Доме Творчества, а в 64 года начала писать изумительные акварели. Есть люди, которые все видят обычно, обыденно, вульгарно, а есть люди, которые живут очень высокими понятиями: любовь к Родине, своей земле, друг к другу, Богу. Нина Владимировна была настолько чистое существо, настолько себя умаляла, а других возвышала, что когда в Москве увидела живопись Йогансона - она и это возвышенно восприняла. Ее акварели - это ангельский уровень, совершенно бесстрастный, сама бесплотность, до белого свечения. Такая чистота, что останавливается дыхание! Для акварели это вообще новый уровень, выше волошинского.

И я воспринимал Коктебель по принципу Волошина - мой дом открыт, заходи! Ради чего только пришел? Ты что-то можешь, умеешь? Приходи и делай, имеешь право. Подражая Волошину, я хотел во дворе создать братство, общение на культурно-духовном и братском уровне. Я думал, что все во дворе будут заниматься каким-то творчеством: поэты - писать стихи, композиторы - музыку, что со временем в Коктебеле будут построены выставочный зал, театральные подмостки, будет особое развитие.
Когда появился Коктебель, я, полагая, что у меня никакого дара нет, решил, что мне будут посылаться разные люди, благодаря которым я буду развиваться. (Я считал, что люди искусства - это особенные люди, обладающие благодатью святого Духа, как святые. Внутри меня жил образ художника Александра Иванова - а это монашеская жизнь, служение прекрасному, подчинение воле Божией и жертвенность).
И как только появлялся интересный человек, мне было очень важно поддерживать с ним отношения. Ведь ради этого я и сменил место жительства.

Летом дворы были переполнены. И с легкой руки Марьи Николаевны Изергиной, которая не могла принять всех, народ стал приходить ко мне. И постепенно сложилось так, что во дворе стали появляться очень интересные личности.

Наверное, тут еще во многом сыграли свою роль и антропософские лидеры, адепты Рудольфа Штайнера. Коктебель, благодаря Волошину, был местом паломничества антропософов, соединяющих веру и оккультные знания, христианство с эзотерикой, с тибетским духом, Рерихами, а это страшная гордыня. Волошин определил и мое антропософское семилетие. Я встречал католическое Рождество на могиле Волошина и на его дом смотрел как на храм!
Антропософы навязывали мне особую миссию после Волошина и посылали ко мне людей: "Вот в Коктебеле есть Стас - у него особая миссия. Будите - зайдите". И заходили. Раннее лето, дождь, сирень, приходят незнакомые люди, музицируют в саду. А я это как воспринимал? Ну ветер подул. В Коктебеле все может быть. Подул ветер и занес их, как листья. Я все думал "Какая же у меня миссия? Я ведь сам еле держусь".
В те годы слово "Бог" боялись произносить. А в 86 году вице-президент антропософского общества Генрих Бондарев читал в моем дворе лекцию о Волошине с точки зрения антропософии. Антропософия сильно влияла на московскую и питерскую интеллигенцию, и Волошина они использовали как платформу. Как же - жена Маргарита Сабашникова - антропософка. Так они Марью Степановну Волошину даже за жену не считали. Хотя Волошин, послушав лекции Штайнера и поучаствовав в строительстве "храма" Гетеанум в Дорнахе, с антропософами разошелся, сказав, что они "несчастные люди, изнасилованные истинами". А я разошелся с ними в 93-94 году, и, когда меня приглашали ехать в Дорнах, собирался туда ехать с целью опровергнуть антропософию.

Но самым значительным событием в моем дворе была лекция о русской религиозной философии, которую прочел Сергей Анатольевич Гриб, доктор физико-математических наук, президент Христианского фонда В.Соловьева. Собралось человек тридцать. Сергей Анатольевич называл двенадцать имен философов и давал исчерпывающие, емкие характеристики. Это было очень важное событие, потому что через эту лекцию, через общение с Грибом пришло православие. Центр русской религиозной философии - это Бердяев, а он был противником антропософии, и антропософы его ненавидят. Гриб все привел в систему, поставил на свои места. Эта лекция для меня стала открытием и во многом определила мой разрыв с антропософами и осознанный выбор православного пути.

А уже в 88 году появились поэты и художники: Евгений Рейн, Генрих Сапгир, Владимир Алейников, Виталий Калашников, Анатолий Брусиловский, Леонид Талочкин. Я три года накрывал столы. Приходит Рейн читать стихи - собирается море народу, двенадцать метров столов, накрытых белоснежными скатертями! Букеты цветов, стопка коржей, мед, варенье, сметана - ешь, сколько хочешь! Вино! И все это во дворе, в саду! Ну кто ж не будет читать стихи? Так появилось подворье "Хуторок в сирени" - по-французски "Closerie des lilas".

Но в 93 году Советский союз лопнул, и все пошло в другом направлении. Я остался во дворе один, и задачи стали усложняться. С тех пор многое изменилось… Мария Степановна Волошина как-то сказала Анастасии Цветаевой: "Макс, открыв Коктебель, навсегда его погубил".

Все разрушено, разрушено до основания! Нынешний Коктебель представляет опасность, как и дом Волошина, который захватили оккультисты. И я уже не читаю Волошина, я отказался от его поэзии, живописи - все это вызывает раздражение. Волошин прошел все мыслимые пути - магия, оккультизм, буддизм, антропософия. Он все принимал. И Коктебель принимает теперь все и всех: тут и хиппи, и индуисты, и буддисты, и антропософы. Но стержня, центра нет. Отсюда у меня такая ирония - картонный домик Волошина нужно построить на Тепсене, чтобы все увидели, как опасны иллюзии, как опасно играться! Хорошо было бы, если б взорвался Кара-Даг - и все очистилось! Дом надо создавать на камне, а не на песке. Надо создавать церковь, надо создавать приход, но это уже другой разговор.

Stas


Монолог записала Ю. Тимофеева.
Санкт-Петербург, март-апрель 2005 г.

_________________________________________________________________________________


Приглашаем Вас на персональную выставку Стаса Шляхтина "Экспрессия цвета".

Выставка будет открыта с 20 сентября по 20 октября 2005 года в Культурном, научном и информационном центре Венгерской республики.
Адрес - Москва, ул. Поварская, дом 21.

Вернисаж - 20 сентября в 17.00 (вход по пригласительным билетам).

Выставка работает:
- будние дни с 10.00 до 18.00;
- суббота с 11.00 до 15.00.

Выходной день - воскресенье.
Вход - бесплатный.

Подробнее - читайте на сайте Стаса Шляхтина





 

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.travel.koktebel
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное