Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Все на рыбалку!

  Все выпуски  

Все на рыбалку! Выпуск 25, 2000


Служба Рассылок Городского Кота
                 Все на рыбалку! Выпуск 25, 2000

---------------------------------------------------------------------
                                                   Константин Кузьмин

                    Недетская болезнь "левизны"
                 в современном рыболовном бизнесе

Скажу откровенно:  я  с  гораздо большим удовольствием пишу о рыбалке,
нежели  вокруг  да около.   Поэтому   проблему,  которую  мы  затронем
сегодня, я до самого последнего момента  старался  не  замечать.  Чашу
терпения переполнил один-единственный мимолетный эпизод.

Несколько месяцев назад мне в компании товарищей  по  рыбалке довелось
съездить  под Краснодар.   Самые приятные  впечатления  от   ловли  на
лиманах   были   малость  подпорчены    от   посещения  многочисленных
придорожных ларьков - их полным полно вдоль всей трассы,  и  продается
там все, что угодно  -  от тульских пряников  с чаем  из  самовара  до
видеокассет с "Титаником".

Среди  прочих  торговых  точек было   немало   и  таких,   в   которых
предлагались и товары рыболовного ассортимента.  И  вот в одной из них
я увидел на прилавке хорошо знакомую этикетку  плетеной  лески Hypron.
Цифры, указанные  на ценнике,  выглядели  уж  очень  привлекательно  -
первое,  что  пришло  в  голову:  "Хипрон"  завалялся   здесь  еще   с
докризисных времен, и никто в этой дремучей провинции (дело  было  под
Воронежем) не знает его истинную цену.

Я готов был без колебаний раскошелиться,  но что-то меня остановило, и
попросил продавца дать для начала взгянуть на "плетенку" поближе.

Слова, что   вырвались  у  меня в   этот  момент, я воспроизводить  не
рискую. Вместо  легко  узнаваемого   плетеного шнура на  бобинке  была
намотана самая   банальная  мононить! Обычно   ждешь  завуалированного
подвоха, а тут над тобой открыто издеваются. Это примерно  также,  как
если бы вместо букета орхидей вам пытались бы всучить одуванчики...

Так сложилось, что  на рынке рыболовных товаров никаких сколько-нибудь
серьезных мер  по  противодействию  "левым"   производителям  до  сего
момента не предпринималось. Ни  тебе  показательных  "заездов" тяжелой
техники, как это было с  "пиратскими" компакт-дисками, ни  устрашающих
акций силовых   органов, подобных  рейдам  по цехам  подпольной водки.
Однако до бесконечности такое продолжаться не может, и  сейчас  настал
день,  когда  вал рыболовных   товаров   "неарийского"   происхождения
превысил критическую массу. В сложившейся  ситуации,  кроме держателей
торговой  марки,  традиционно страдающих от "партизан", страдаем и все
мы -   рыболовы.  А потому   в  самое  ближайшее время  следует  ждать
ответных мер,  призванных "вылечить"  тех, кто строит свой  бизнес  на
фальшивках.

Данной публикацией мы не  пытаемся  дать исчерпывающие  ответы на  все
правовые  и  морально-нравственные  вопросы, сопряженные   с  засильем
"левого" рыболовного  товара.   Это  скорее постановка   задачи,   чем
готовые рецепты по ее решению.

Рыболовный бизнес, как  и  любой другой,  принято  делить на  "белый",
"серый" и откровенно "черный". Что это значит, каждый из  нас
в  общих
чертах    знает.   Если     более   конкретно,   то    околорыболовное
предпринимательство  в "серо-черной"   части   спектра   может   иметь
следующие формы проявления:

    незаконное использование торговой марки;
    "левая" сборка;
    "левая" поставка;
    игра на чужом рекламном поле.

Последние два   пункта  больше   волнуют   не  рыболова,   а  "белого"
поставщика, тогда как  от  всевозможных махинаций с  торговыми марками
несут  убытки    (как  материальные,  так   и  моральные)   все  -  от
непосредственного производителя,   до  тех,  для кого товар в конечном
итоге и предназначен.

Итак, самый распространенный случай - это  когда вам  предлагают товар
с  логотипом  некой фирмы,  не   имеющий к  этой   фирме  ни малейшего
отношения, иными словами подделку. Качество и себестоимость  подделки,
естественно, почти всегда гораздо ниже, чем у оригинала, однако  здесь
возможны варианты.

За нулевую  точку   отсчета можно  принять  ту  самую   мононить,  что
продавалась  как "Хипрон".  Надо  сказать,   что аналогичные  вопиющие
случаи  отмечаются не так уж и редко - леску из  славного своим  пивом
города Клин видели на лотках с этикетками от FireLine!

Следующий уровень подделок изощреннее - здесь  уже расчет  делается не
на полного идиота, а на среднего рыболова, имеющего хотя бы  начальное
представление о снастях и тех компаниях, что их  производят. Он знает,
что есть, например, фирма Daiwa, выпускающая  большей  частью  дорогие
снасти или фирма Zebco - ее продукция попроще и  подешевле. Психология
массового рыболова такова, что, придя в  магазин,  он  скорее  возьмет
товар со знакомым логотипом, нежели без такового, но решить  вопрос  о
его подлинности без квалифицированной помощи не в состоянии.

По предварительным оценкам дилеров ряда известных рыболовных фирм,  по
отдельным видам товаров доля таких  завуалированных подделок на  нашем
рынке доходит   до  85 %!  Чаще   всего  этими   "отдельными   видами"
оказываются леска, крючки, поплавки и всяческая мелочевка.

Из Польши  и Китая везут леску  Abulon, Zebco Quattron и  Sumo  Twist.
Некоторые  другие популярные  виды   лески  разматываются   в  Ближнем
Подмосковье из клинской мононити. И это лишь жалкие частные случаи  из
общего вала "левой"  лески.  Ничего не подозревающий  рыболов покупает
леску   с  красивой   этикеткой,  а   через   две-три  рыбалки   вдруг
обнаруживает, что она "посыпалась".

Для того чтобы распознать подделку, надо хотя бы  проконсультироваться
у  дилеров  фирмы -   иногда  признаком   "левизны"  бывает   стандарт
размотки: например, "родная"  леска идет  по 200-500 м,  "левая"
-  по
100, что особенно характерно для  монофильных лесок Zebco. Бывает, что
"левая" леска внешне отличается  от "правой"  даже  в  лучшую
сторону.
Так, настоящая Damyl Sumo Twist  поставляется без упаковки и  намотана
на бобинку неровно, тогда как фальшивка облачена в пластик и  намотана
виток к витку.

Фальшивая  леска SUMO   TWIST накручена  ровнее,   чем  настоящая. Это
сделано  специально,    так   как  форма   бобинки   (Octa  Antitwist)
предполагает намотку на катушку через ее край, и ровная укладка  здесь
лишена смысла.  Редкий  случай,   когда подделка   (справа)   выглядит
эффектнее оригинала и даже запечатана  в  пластиковую  упаковку. Но на
этом сравнительные достоинства ее заканчиваются. Как она  поведет себя
на рыбалке, лучше не спрашивать.

С крючками,  вертлюжками, поплавками  разобраться чуть проще. Их часто
выдают блеклые  краски на упаковке, и  вообще  очень затрапезный  вид.
Сплошь и рядом невооруженным взглядом  заметно несоответствие  размера
крючка номеру на этикетке.

На  упаковке  крючков SIMO  от  D.A.M. написано: "Leader", что  значит
"специальный    поводок".   Поставщики   поддельного    товара   точно
скопировали  этикетку, но   поводков к  крючкам  вообще  не привязали.
Заглянем внутрь - и увидим крючки с кривым жалом, которые  можно смело
назвать последним словом "левой" инженерной мысли.

Однажды генеральный директор фирмы D.A.M.  г-н  Дамер очень  доходчиво
продемонстрировал различие между настоящими крючками Sumo Ultra  Sharp
и весьма похожими, только "левыми". "Родной" крючок можно было
 дюжину
раз вонзить в твердый  деревянный  стол  - и без  последствий,  крючок
фальшивый не  протягивал  далее   второго-третьего  укола  -   у  него
попросту ломалось   или изгибалось  жало.   Впрочем, тыкать крючками в
стол вовсе не обязательно - достаточно внимательно на  них  взглянуть:
из десятка "левых" штуки четыре уже изначально имеют кривое жало.

Очень много распознаваемых  подделок  среди  дешевеньких  "стеклянных"
или композитных удилищ. Бывает, что даже один продавец  предлагает вам
абсолютно идентичные   удочки с  разными   логотипами.  Я сам видел на
"Птичке" два  "телескопа" -  на  одном было  начертано  "Mitchell",
на
другом - "Daiwa". Что больше нравится, то и бери!

Чем дороже и технически сложнее товар, тем меньше  процент  фальшивок.
Как никому не придет в голову подделывать 600-й "Мерседес",  так  и за
происхождение катушек  класса  Ixorne или  Daiwa  Tournament  можно не
опасаться.

При этом   среди  более дешевых   спиннинговых  катушек  "левые" -  не
редкость. Так,   в  Петербурге в  прошлом году  была  замечена крупная
партия  "безынерционок" Mitchell,  которые   были в   три раза дешевле
настоящих и в десять раз хуже по качеству сборки -  в щели  можно было
хоть палец засунуть...

Москва тоже не остается в стороне. Здесь, по некоторым сведениям,  при
одном из   небезызвестных  рыболовных  предприятий клепают   катушки с
опознавательными  знаками  фирмы Zebco.  О  родственных   связях  этих
катушек с названной фирмой, мягко говоря, ничего неизвестно.

Что   касается   блесен,  то  здесь  ситуация   с  подделками   весьма
неоднозначна и  потому  любопытна.   Слухи о   "левом"  "Меппсе",
 как
выясняется,  сильно  преувеличены. Блесны, очень похожие  на  основные
модели  "Меппс", выпускаются   бесчисленными фирмами и  фирмочками, но
этих  блесны проходят  под  другими названиями и почти всегда  хотя бы
какими-то деталями отличаются от своих прототипов,  а это  значит, что
говорить о  прямом   "пиратстве" нельзя.   Те  же блесны   "Меппс",
на
которых  выгравировано  "made  in  France (USA)",   с   очень  большой
вероятностью являются "родными", особенно те из них, что продаются  по
отдельности в пластиковой упаковке.

С другой стороны, блесны "Дайва", продаваемые по "доступным"
ценам  (а
их в   магазинах  пруд пруди),  это  почти   всегда "левак",   так как
настоящая   дайвовская  блесна  не  может   стоить  существенно  менее
четырех-пяти долларов. Вот и получается,  что Daiwa и Mepps  оказались
как бы на разных полюсах.

Фирма D.A.M.   со   своими  блеснами   занимает   в   некотором   роде
промежуточное положение:  подделок  много,  однако при  этом отличие в
цене между "правой" и "левой" блесной  не  так разительно, но
 все  же
дамовская "вертушка", которая стоит в розницу  не дороже  доллара, это
определенно подделка!

Кстати, на многих "левых" изделиях  с маркой D.A.M.  написано "made
in
Germany".  Несколько  десятилетий  назад   самая   известная  немецкая
рыболовная  фирма   действительно   производила  большую  часть  своей
продукции внутри страны.  Теперь, за  исключением нескольких  позиций,
все товары фирмы D.A.M. делаются вне Германии, и это  ни  для кого  не
секрет. Поэтому   надпись  "made in Germany" на современных  дамовских
снастях - это почти всегда признак подделки.

По поводу того, в какой именно стране произведен тот  или иной  товар,
бывает очень много споров среди рыболовов. Главный вопрос здесь  - так
ли важно, где появились на свет снасти, которыми мы ловим, а если  да,
то как все-таки проверить подлинность надписи  "made in ...". И  здесь
уже бывает, что теряются в догадках даже профессионалы.

Многоволоконный  шнур FireLine   сейчас  по  праву   считается   лицом
компании Berkley - очень многие  спиннингисты  в самых  разных странах
предпочитают  его любому другому.  Согласитесь,  лакомый  кусочек  для
"пиратов".

Первая "партизанская" FireLine, сработанная где-то в Индии, попала  ко
мне года  полтора-два   назад. Она   была намотана  на  бобинку, очень
похожую на ту, на которой поставляется "родная" леска, не было  только
этикетки, но   это  в наше  время   решается предельно   просто.   Эта
многоволоконная леска,   похоже, первый   " блин  "  в череде попыток"
передрать " леску "FireLine". Теперь отличить  "левую" от
настоящей не
всегда берутся даже профессионалы.

Сама по себе эта леска лишь отдаленно походила  на  настоящую FireLine
- она   была  мягче, имела   матовую серую   поверхность  и, что более
существенно,  держала ровно  в  три  раза   меньше,  чем "родная". Для
человека, видевшего FireLine только на картинке, тот "шнурок"  мог  бы
сойти  за  настоящий, для   мало-мальски разбирающегося  -  ни  в коем
случае. Однако то был лишь "пробный  шар", дальнейшее развитие событий
стало тому подтверждением.

Сейчас среди московских спиннингистов  очень  распространено  мнение о
том,  что  среди  FireLine  с  европейской маркировкой (на ней  указан
диаметр в миллиметрах и прочность  в  килограммах)  часто  встречается
"левая". Дело  дошло   до  того, что  от   фирмы "Лотта-ОЛТ",
 которая
является главным   распространителем FireLine в  России, был направлен
запрос в компанию Berkley, на который был получен  официальный  ответ:
вся FireLine,  независимо от маркировки, производится и  упаковывается
в США. Никакого отдельного европейского производства,  стало быть,  не
существует.

Развивая мысль, можно  предположить, что  в  тех случаях, когда к  нам
попадает некондиционная  FireLine (я и сам  на  такую  нарывался),  мы
имеем дело с леской, произведенной в третьих странах -  может  быть, в
той  же Индии. При этом  стоит заметить,  что львиная доля  некондиции
куплена  в  Москве -  в  других  городах   удивляются  тому,  что  мы,
москвичи,   по-разному   относимся  к    FireLine  с    европейской  и
американской маркировкой. Это тем более  дает основания  предположить,
что  речь  здесь может  идти  о целенаправленных  "инъекциях"  "левой"
лески  по  отработанным  уже  каналам -   расчет делается   на то, что
огромный  столичный рынок  вместе  полноценной  FireLine  проглотит  и
изрядное количество некондиции.

Если в приведенном примере  "левый"  товар был  практически  идентичен
"правому" по всем внешним признакам  - разница  проявлялась только при
испытании на разрыв,  то  есть  примеры  и  совсем иного  рода - когда
"левый" товар оказывается "правее правого".

Однажды на рынке были обнаружены  телескопические  удочки фирмы D.A.M.
в том виде, в  каком  их  сама  фирма на  рынок  не поставляла: вместо
голой  рукоятки  здесь  была рукоятка,   покрытая приличного  качества
пробкой, все остальное было один  к одному.  Стоила,  "левая"  удочка,
естественно, дороже "правой".

В  данном  случае, судя по всему, схимичили  азиатские  партнеры фирмы
D.A.M., которые сначала по ее заказу произвели партию удочек,  а потом
с небольшими изменениями продолжили собственное производство,"позабыв"
убрать чужой логотип.

Должен сказать, что отсутствие  того или  иного  изделия  в  фирменном
каталоге вовсе  не   является однозначным  признаком   его  "левизны".
Во-первых, многие фирмы выпускают региональные  каталоги,  которые  по
своему содержанию  отличаются   один  от другого   порою  процентов на
семьдесят. Если вы, к примеру,  узнаете,  что  предлагает  французская
фирма  Mitchell на   американском  рынке,  вашему удивлению  не  будет
предела.

Во-вторых, некоторые  изделия  проходят   вне каталога - фирма как  бы
изучает на них спрос и по полученным результатам они  либо  включаются
в  каталог следующего  года,   либо так  и остаются вне  его. Как-то в
одном из   магазинов  я обнаружил "мультовую" версию хорошо  знакомого
многим спиннинга New Dimension Seatrout длиною аж в двенадцать  футов.
Я  достаточно  хорошо знал   по  каталогу спиннинговую программу фирмы
D.A.M. и  хорошо помнил, что  такого  удилища там не было. Подлинность
спиннинга была вне всяких сомнений, так как магазин имел самые  прямые
связи с официальными  дилерами фирмы. По-видимому, то и  в  самом деле
был пример   изучения спроса:   рост интереса   к  мультипликаторам  и
одновременно  - к длинным  удилищам и  явился  первопричиной появления
этого внекаталожного спиннинга.

В отношении  некоторых   спиннинговых и   нахлыстовых удилищ  дорогого
класса  нередко  приходится выслушивать  нелицеприятные  отзывы  -   и
бросают они не так, как того бы хотелось, и, что серьезнее,  ломаются,
как китайский ширпотреб. Причиной того называют левую  сборку.  Судить
о масштабах этого явления сложно, но дыма без огня, безусловно, нет.

Выглядит  это так. Из Штатов  или Японии  привозят  "родные"  бланки и
фурнитуру или даже ограничиваются  только  бланками, а остальное берут
там, где подешевше. Добавьте сюда плату  за  работу мастеру-сборщику -
все равно обойдется такая "палка"  в раза  два меньшие деньги, ну  а в
магазине она будет выставлена по полновесной цене.

Фантазия "пиратов" не знает границ. Этикетка представляет собой  некий
симбиоз. Вместо букв D.A.M. в  известный логотип  подставлены  другие,
видимо, в расчете усилить впечатление  от  "фирменности" предлагаемого
товара.  Называть конкретные  имена  тех  фирм,   которые  чаще  всего
фигурируют  в скандалах, связанных  с "левой"  сборкой,  наверное,  не
вполне  этично,  но  все же,  если  вы нацелились на  дорогую "палку",
стоит предварительно навести справки.

На аккуратную "левую" сборку можно было бы  закрыть  глаза, если бы не
одно но. Сравнивая каталожную цену бланка  и собранного на  его основе
готового спиннинга,   следует обратить  внимание  на соотношение  цены
того и другого. У разных фирм-производителей оно обычно  колеблется от
1:3 до 2:3. Естественно, выгоднее собирать  спиннинги  на тех бланках,
доля которых в общей  цене готового  спиннинга минимальна, но  как раз
такие  бланки,  как   показывает  опыт,  чаще  всего  ломаются   после
нефирменной сборки.

Н  у  не  нашлось  у  наших китайских   друзей подходящего   по  масти
"тюльпана"  - вот   они  и поставили тот,  что под  рукой  оказался. В
сочетании сизвестным логотипом на удочке эти колечки  смотрятся  очень
мило. Явная фальшивка.

Напротив, на  дорогие бланки производитель  дает гарантию - считается,
даже  после не  вполне   грамотной сборки  с  таким  бланком ничего не
случится.  И    именно  с  подобными   дорогими  бланками  имеют  дело
американские профи, которые, как известно, предпочитают  собирать  для
себя спиннинги своими руками.

Надо  также иметь  в   виду,  что  гарантия   на   товары  рыболовного
ассортимента дается  первому  покупателю.   Это  значит, что  если  вы
пожелаете застраховаться  от   "левой"  сборки,   заказав,   например,
удилище  G.Loomis через рассылочные компании  Cabela's  или  Bass  Pro
Shop, то именно они будут иметь статус "первых" покупателей.

Отсюда вывод:   лучше всего  иметь  дело с официальными дилерами фирмы
внутри России,  которые  обладают   полномочиями  первого продавца   и
вправе выдавать полноценную гарантию. С ними же легче  всего  решаются
вопросы  претензий  и рекламаций.  Хотя   и  есть мнение, что в  нашей
стране нет   правового  государства,  права  потребителя в ней  все же
защищены.

Более  того,  известны случаи, когда зарубежная компания-производитель
не дает гарантии на свои снасти, тогда как фирма, представляющая  ее в
России, берет на себя обязательства на их  техобслуживание  и ремонт в
течение одного-двух лет!

В заключение уделим внимание  несколько иному явлению.  Довольно часто
предметом обсуждения становится два совершенно (или почти)  одинаковых
изделия, несущие  на себе  разные опознавательные  знаки. Чаще всего в
таких случаях задают вопрос: что здесь  настоящее, а что  - фальшивое?
Ответ бывает несколько неожиданным - и то, и другое!

Возможно,  вы обратили  внимание на то,  что  многие  катушки Shina  и
Marado отличаются только "косметикой". Не все знают, но Marado  -  это
всего лишь торговая марка фирмы Shina в Америке. И  таких примеров  на
мировом рынке   рыболовных товаров   (да и   не только  рыболовных)  -
превеликое множество.

Очень   значительная    часть    реальных    производителей    снастей
сосредоточена в  азиатско-тихоокеанском   регионе. И  многие из  таких
предприятий охотно берутся за выполнение работ  для любых  заказчиков.
Так,  на  Тайване есть   корпорация Loomis   &  Franklin, производящая
сравнительно недорогие графитовые  удилища в  широком ассортименте. Ее
услугами пользовались  не   менее десятка   американских и европейских
фирм, названия которых у всех  на слуху. Перечислять  их мы  не будем.
Отметим  только, что  если  вы   вдруг  обнаружите  у двух  спиннингов
существенно разных фирм явные родственные черты, скорее всего  оба они
появились на свет на заводе "Лумиса и Франклина" или где-то  еще в тех
же краях.

Опять же   в подобных   случаях  трудно усмотреть  "левизну".   Такова
всеобщая  тенденция  нашего  времени:  фирма  с именем  сохраняет   на
собственных предприятиях в своей  стране  минимальное  производство  -
как правило, это наиболее дорогие и престижные спиннинги или  катушки.
Все, что попроще, выносится в третьи страны и  попадает  порою на один
конвейер с продукцией непримиримых конкурентов, но бизнес  есть бизнес
- здесь приходится делать не так, как хочется, а так, как выгодно.

Статья напечатана в журнале "РЫБОЛОВ-Elite", N5/1999

                                     *
Пошел мужик с собакой на рыбалку. Сделал прорубь. Сидит ловит. Вдруг из
лунки выныривает корова:
- Мужик, дай закурить! Мужик дает.
- А прикурить? Мужик дает.
Корова:
- Ну ладно, пока.
И ныряет обратно. Изумленный мужик, открыв рот, смотрит на собаку.
Собака:
- А что я, что я? Я сама обалдела!

=====================================================================
                      А мужики-то, не знают...

Расскажите, пожалуйста, о рассылке "Все на рыбалку!"  своим друзьям и
знакомым. И о милых дамах не забудьте - их среди подписчиков около 10%

Подписаться и посмотреть архивы можно на http://fish-news.teia.org

Если у Вас или Ваших знакомых есть желание стать подписчиком, но  есть
только  e-mail  (и нет прямого  доступа  Интернет), то сообщите мне об
этом и я попытаюсь Вам помочь.

        Всего доброго,
        Анацкий Сергей <bigfish@green.bio.pu.ru>


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное