Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Все на рыбалку!

  Все выпуски  

Все на рыбалку! Выпуск 20, 2000


Служба Рассылок Городского Кота
                 Все на рыбалку! Выпуск 20, 2000

                 Здравствуйте, уважаемые читатели!

Есть  такие читатели, которые считают, что некоторые выпуски  рассылки
слишком "политизированы" и о самой рыбалке в них речи  очень  мало. Hе
знаю, но мне кажется, что, если мы не будем думать о  рыбах  и  родной
природе (и сами что-то делать), то за нас это вряд ли кто-то  сделает.
Ситуация  в "рыбном ведомстве" ухудшается  из  года в  год (на прошлой
неделе проскочила информация  (со ссылкой  на "Hезависимую  газету") о
том,  что В.Путин собирается снять  нового председателя Госкомитета по
рыболовству), во вновь принятом  Законе о рыболовстве  вы  не  найдете
слово  "рыболов"  или "интересы   рыболовов-любителей  (спортсменов)".
Однако, профессионалы (с  маленькой буквы) нас  убеждают,  что "держат
ситуацию под  контролем", а цену такого контроля (и  его  подобных)  в
кабинетах мы увидели на этой неделе. Поэтому читайте  и думайте. Я  же
постараюсь  представить информацию,  которой весьма трудно  попасть  в
официальные источники (подконтрольные рыбохозяйственному ведомству).

В этом выпуске Вы найдете краткий анализ  ситуации с рыбными  запасами
в Балтийском регионе и возможные пути выхода из сложившейся  ситуации.
Обещанный пару выпусков назад "Обращение  к остановить дрифтерный  лов
сетями в Балтийском море". Если Вы его поддерживайте, то направьте мне
свое фамилию  и  имя, адрес  e-mail,  а также  укажите  Ваш населенный
пункт и страну, если хотите - должность и место работы. Hи  подробного
адреса, ни паспортных данных здесь не надо.

Вы уже знаете, как окончилась "эпопея" с Законом о рыболовстве.  Здесь
вы найдете мнение сахалинских рыбаков  об  этом  документе.  По словам
"товарищей", готовивших и  "проталкивающих"  этот Закон, он направлен,
прежде всего  на  защиту  интересов дальневосточных промысловиков. Вот
они его   и получили. Обратите внимание на то, что теперь,  по Закону,
не  надо ничего   платить  за промысловый   лов рыбы. Если тралом,  то
черпай сколько хочешь,  а  спиннингом  - то  стой в очереди и  покупай
лицензию. И в заключении, перенесясь с Дальнего Востока,  узнаете, что
происходит в Hовгородской области на озере Ильмень.

Внимание, жители Санкт-Петербурга  и  Карельского перешейка! Участники
майской акции "Hаше  дело труба"  http://fish-news.teia.org/truba1.htm
есть  предложения по  продолжению  нашего  дела   на той  же   речке в
Зеленогорске  (расчищать  русло   от  грязи,   подсыпать   гальку   на
нерестилищах, камни   ворочать, патрулировать лососевые  реки во время
нереста) -   наконец-то  получил  все согласования   (почти 3!  месяца
тянули). Кто заинтересуется, пожалуйста, свяжитесь со мной  по e-mail.
Работа до ледостава, так что все успеете.

      Всего доброго,
      Анацкий Сергей
      и заходите  на сайт "Рекордные рыбы" http://fish-news.teia.org

---------------------------------------------------------------------
        Содержание выпуска:
1. Мы вместе: человек и рыбы
2. Восстановление лососевых рек
3. Остановим использование дрифтерных сетей в Балтийском море
4. Работа над законом о рыболовстве продвигается
5. Сахалинцы не довольны законом "о рыболовстве"
6. ДУМА приняла закон, не поДУМАв
7. Скоро судак в Ильмене останется только в отчетах рыбоохраны
8. Про нашу жизнь... А ты рыбачь!
---------------------------------------------------------------------

--
                 -------------   ENWL   ------------
          Ecological North-West  Line * St. Petersburg, Russia
                       E-mail:  enwl@lew.spb.org
            -----------------------------------------------


---------------------------------------------------------------------

                       МЫ ВМЕСТЕ: ЧЕЛОВЕК И РЫБА
Кризис рыболовства   в  Балтийском  регионе  является отражением более
глубокого кризиса-  деградации   водных  систем  и  нарушения  в   них
биологического разнообразия.  Сокращение   численности наиболее ценных
для  региона лососевых   рыб -   следствия как  гидростроительства   и
загрязнения водной среды, так и высокой интенсивностью  браконьерского
лова (сети, электроудочки). Односторонний подход  к  сохранению лосося
только  за  счет искусственного   воспроизводства,  без охраны "диких"
производителей,  молоди  и  среды их   обитания, не  дал   планируемых
результатов.
Hаша   цель     -     разработать     экономически    оправданные    и
научно-обоснованные  принципы сохранения  нерестовых   рек,  и на   их
основе начать  восстановление   ценных  рыб   в   Санкт-Петербурге   и
Ленинградской области.
Десятилетия  существовала  догма,  что  единственный способ прекратить
снижение  численности и  спасти лосося - это  выпуск  произведенной на
рыбзаводах молоди.  Данный  подход  временно  маскировал   воздействие
плотин,  уничтожение нерестилищ  и  мест   нагула   молоди   в  реках,
загрязнение  воды. Традиционная   вера в  заводское   воспроизводство,
показала  свою несостоятельность  и   внесла свой вклад в существующий
кризис рыболовства,  поставив  под угрозу  биологическое разнообразие,
генетическую  целостность и  способность стад к самостоятельной жизни.
В   сложившейся     ситуации   необходимо:     сделать    естественное
воспроизводство    высшим      приоритетом,    запретить    применения
искусственного воспроизводства  вместо   защиты   среды  обитания  или
поддержания   естественного    нереста    в    реках;   программы   по
воспроизводству    и    деятельность   рыбоводных     заводов   должны
соответствовать  международной стратегии  сохранение  и восстановление
среды  обитания т.е.   переходу   от   "охраны  отдельного  вида"   на
"поддержании  экосистемы   в   целом";  перенаправить  основную  часть
бюджетного финансирования  на   строительство   рыбоходов  и  демонтаж
плотин старых ГЭС; воссоздания оптимальных параметров  качества воды и
усиление органов рыбоохраны.
В социально-экономическом  аспекте   промышленный  и любительский  лов
рыбы   очень  важен   для  экономики   Санкт-Петербургского   региона.
Восстановление запасов  ценных  рыб   необходимо  для   восстановления
рыбодобывающей  и туристской  индустрии,  традиционной   прибалтийской
культуры. Hеобходимо  использовать  такие   методы  промысла,  которые
изымают  только   излишек    популяции  и  поддерживают  биологическую
целостность  экосистем.  Особое  внимание  обращать   на  защиту  стад
лосося, находящихся в критическом состоянии.
Общественные организации  и   жители  Санкт-Петербурга и Ленинградской
области   неоднократно  заявляли    о   сильной  заинтересованности  в
сохранении лосося   и  их  готовности (в  том   числе  и   финансовой)
поддержать работу по его спасению. Однако центральные  министерства  и
рыбодобывающая   промышленность,    утверждают,   что   восстановление
"дикого"  лосося  экономически  убыточно  и угрожает  функционированию
рыбоводных  предприятий.   Такое  отношение  препятствует   выполнению
главной нашей   задачи -   устойчивому   развитию  региона   -   через
неантагонистическое существование двух главных  составляющих- экологии
и   экономики.   Сохранение   лосося  -   биологический  императив   и
обязательство, данное нашим государством и успешное его выполнение  не
только   позволит   России   вести  его    промысел    за    пределами
территориальных  вод,  но и  повысит международный  статус  региона на
международном уровне.
Восстановление  рек создаст  рабочие  места  и   принесет прибыль. Это
способно помочь   тем  организациям, которые   понесли большие  убытки
из-за ограничений   по  заготовке  леса  и  промысле  рыбы.  Программы
восстановления речных экосистем даст  работу населению  в малоразвитых
или труднодоступных  районах.   Потеря  лосося  означает потерю важной
части экономики региона: рабочих мест в рыбообработке,  механизации  и
ведении  промысла, торговли,   организации отдыха и  туризма. Миллионы
рублей налогов и целевых кредитов тратятся каждый  год  на  проекты  и
программы, которые уничтожают лосося и среду его обитания. Эти  деньги
можно израсходовать наоборот, на восстановление лосося, и это даст  не
только ощутимый экономический, но и социальный эффект.
----------------------------------------------------------------------
                   Восстановление лососевых рек

Большую часть  работ составляет технологическая компонента. Именно она
будет  определять  успешное выполнение проекта. Особенностью  биологии
наиболее ценных для региона  лососевых рыб является миграция  взрослых
рыб из  моря   в реки   для размножения  (нереста). Собственно  нерест
происходит осенью в районе порогов (скорость  течения  в  среднем  0.5
м/сек)  на  гравийно-каменистых  грунтах,  в полости  которых попадает
оплодотворенная   икра  (лососи   ее   закапывают   в  так  называемые
"гнезда").   Хорошая  дренажная    способность   грунтов  такого  типа
обеспечивает   необходимые  условия   (оптимальные   температурный   и
кислородный   режим,  защита   от    механических   повреждений)   для
развивается икры до вылупления из нее молоди весной.  Для  воссоздания
оптимальных условий  для размножения лососевых рыб необходимо провести
следующие  основные виды   экотехнологических  работ:

+  Промывка  грунта. В следствии изменения гидрологического  режима на
нерестовых участках и снижения численности взрослых рыб в  реках  (они
самостоятельно  способны рыхлить грунт) происходит заиление нерестилищ
речными осадками (глина, мелкий песок). Дренажная  способность грунтов
в этих  заиленных  участках   сильно  снижается и развитие  в них икры
становиться  невозможным.   Для   восстановления  оптимальный  условий
необходимо удаление   мелких  фракций  грунта   (промывка)  и  завалов
древесины на нерестовых участках.

+ Дноуглубление в  устьях рек и  предустьевых участках. Как  уже  было
сказано выше,  лососевые   рыбы  возвращаются  для размножения в реки.
Однако, естественный  эрозионные  процессы   могут  создавать  сильные
наносы в устьях рек, резко снижая возможности захода  рыб  в реку. Для
улучшения  условий   для    миграции  рыб   необходимо    периодически
производить расчистку (и вывоз) этих наносов (дноуглубление).

+   Создание  и   восстановление   (расширение)  порогов   (нерестовых
участков).  В ряде  рек  присутствуют  участки,  которые   по   своему
гидрологическому  режиму    могут    являться   нерестовыми.   Однако,
отсутствие необходимых   грунтов   (крупный  песок  и  мелкий  гравий,
фракции  до 10-25 мм) делают их непригодными для  размножения рыб. Для
того, чтобы изменить необходимо произвести подсыпку и укладку  фракций
промытого  грунта    необходимого  размера    (нельзя  непосредственно
использовать   материал  добытый    в   карьерах,   который   содержит
значительное количество мелких фракций).

+ Проектирование и  строительство проходов  для рыб  (рыбоходов).  Ряд
гидротехнических сооружений препятствуют миграции  рыб в  реках. Из-за
этого размножение   рыб  на нерестовых  участках,  которые расположены
выше данного гидросооружения. Из-за этого существование лососевых  рыб
в  данной реке  становиться  невозможным. Строительство  рыборазводных
заводов   в   качестве  компенсации  на   зарегулированных  реках,   к
сожалению, на   Северо-Западе  России оказывается  неэффективным   или
нерентабельным.

+   Hаибольшее  воздействие   на   рыб   оказывают   плотины   (делают
невозможными  миграции    рыб  вверх   по   течению)  и   турбины  ГЭС
("перемалывают" молодь  рыб,   которая  скатывается вниз  по течению).
Hаиболее  эффективным  способом   для  снятия  такого   отрицательного
воздействия   является  строительство   рыбоходов.    Рыбоход   -  это
гидротехническое сооружение   канального типа с пониженными скоростями
течения,  по которому   рыба самостоятельно   может обойти  плотину и,
после этого, достичь мест нереста.

+  Другим сооружением,  которое  отрицательно воздействует на миграцию
рыб -  являются  трубы  большого   диаметра,  которые используют   при
строительстве дорог  вместо   мостов на   небольших реках или  ручьях.
Конструктивные особенности   этих  сооружений в период  летней  межени
делают уровень воды в  трубах  настолько  низким, что  они  становятся
непроходимыми для рыб. Если по каким-то причинам невозможно  построить
мост   на   таких   участках   дорог,   то   необходимо   использовать
вертикальное,  а не горизонтальное  (как у  нас принято)  расположение
труб или для старых сооружении - построить ниже  по  течению невысокую
плотину, которая   бы  поддерживала необходимый  минимальный   уровень
воды.

+  Демонтаж неиспользуемых   гидросооружений.   Часть  полуразрушенных
плотин неработающих малых ГЭС  и  лесосплавные  сооружения, оставшиеся
после   прекращения  молевого  сплава   леса   до  сих   пор  являются
непреодолимым препятствием для прохода рыб. Удаление  (демонтаж)  этих
гидросооружении и  расчистка   в  этих местах  русла  реки  от  мусора
создаст  условия  для миграции  рыбы.  Особую  озабоченность  вызывают
металлические решетки через все русло реки, которые  установлены  были
на российской   стороне  государственной границы   в  60-70 годы   для
препятствие для проникновения в Финляндию  под  водой. Для  их  снятия
необходимо принятия   ряда  решений  на региональном   и   федеральных
уровнях. Возможность успешного решения этой  проблемы (снятие решеток)
продемонстрировано в последние годы в Республике Карелия.
----------------------------------------------------------------------

   ОСТАHОВИМ ИСПОЛЬЗОВАHИЕ ДРИФТЕРHЫХ СЕТЕЙ В БАЛТИЙСКОМ МОРЕ
Пресс-релиз Коалиции Чистая Балтика (Coalition Clean Baltic - CCB)

Сегодня для  промысла  лосося   на Балтике одно рыболовное судно может
использовать  до 21  километров   дрифтерных  (плавучих)  сетей. Таким
образом, общая длина дрифтерных сетей,  которые  ежедневно  могут быть
выставлены  более чем  300   судам-лососеловами  в   Балтийском  море,
составляет 6300 километров. Промысел, производимый  в  открытой  части
Балтики, базируется  на смешанных стадах и не  может отделить  редкого
"дикого"  (природного)    лосося    от    "заводского"   (искусственно
выращенного) лосося.
В дрифтерных  сетях, кроме рыб,  часто запутываются не только  морские
птицы, но и водные  млекопитающие, поэтому дрифтерные  сети -  опасная
технология рыбной ловли.
Представители  правительств Прибалтийских  государств  соберутся   4-8
сентября  2000  г.  в Таллине (Эстония), чтобы на ежегодном  заседание
Международной   комиссии  по  рыболовству  Балтийском   море   (IBSFC)
распределить объемы вылова лосося в 2001 году (национальные квоты).

     Предложение CCB следующие:
Как  можно   скорее   начать   постепенное   сокращение  использование
дрифтерных сетей для ловли лосося в  Балтийском море. Последний  срок,
установленный ЕС для отказа от этих сетей - конец  2001  года,  должен
относится также и к Балтийскому морю (во многих морях этот запрет  уже
действует).
Правительства  Прибалтийских государств  и ЕС  снова имеют шанс, чтобы
перейти в Балтийском море к устойчивому рыболовству.

Главная причина   для  прекращения  использование дрифтерных   сетей в
Балтийском море:
Рыболовство в   Балтийское море   должно  быть  подчинено  те же самые
правилам,  что  и в  других  морях. Это   связано  с тем,  Организация
Объединенных Hаций (ООH)  приняла  решение  о  глобальном моратории на
использование дрифтерных сетей.
Страны Южном части Tихого океана  подписали в 1989  году  Конвенцию по
запрещению использование дрифтерных сетей для лова рыбы в Южной  части
Tихого океана.
Совет  ЕС  Министров в  июне  1998  г.   решил запретить использование
дрифтерных  сетей  в Атлантике   и Средиземноморье с  1  января  2002.
Однако, из-за жесткого давления со стороны правительств Дании,  Швеции
и Финляндии, Балтийское море была освобождена от данного заперта.  Это
позволяет около  350   рыболовным  судам  продолжить  лов  дрифтерными
сетями исчезающего  дикого   балтийского  лосося. ЕС должен установить
единые правила рыболовства в Балтийском море.

Остановите промысел дикого балтийского лосося
90%  стада  балтийского лосося   составляет  "заводской" (искусственно
выращенный)  лосось, и  только  10%   -  дикий  лосось,  родившийся  в
природе. Дикий   лосось стал   настолько  редок, что   может полностью
исчезнуть в течение  нескольких лет.  При ведении промысла дрифтерными
сетями  невозможно    разделить    исчезающего   дикого    лосося   от
"инкубаторского",  поэтому мы призываем  не использовать  такие орудия
лова.

Дрифтерные сети наносят ущерб не только рыбе, но и  уничтожают морских
птиц, а также водных млекопитающих.
Последние исследования оценивает  численность  морских птиц  (кайр)  в
Балтийском море на уровне 45000 экземпляров. С 1912 по 1998  год 43000
этих птиц были  обнаружены в  рыболовных  сетях. 2500 из них  погибли.
Это значит,  что рыболовство для  морских  птиц  большая  угроза,  чем
загрязнение воды нефтью. Такой рыбный промысел не приемлем.
Балтийское стадо   мелких  китообразных (морских  свиней)  подвергнуто
опасности.
Согласно рекомендациям Международной Комиссии по охоте на китов  (IWC)
обнаружение в сетях  1% китообразных (от  примерной численности в 1200
экземпляров),  должна  быть  причиной  для беспокойства.   "Прилов"  в
дрифтерных сетях может достигать 50%. Даже ежегодный вылов  в  Балтике
6 морских   свиней  могут иметь  серьезные последствия  для  небольшой
популяции этих животных.

Правительства Прибалтийских  государств  должны  выполнять   положения
Конвенцию по   сохранению  биоразнообразия Правительства Прибалтийских
государств подписали в Рио- де-Жанейро Конвенцию по биоразнообразию  в
1992 году для защиты биологического разнообразия и видов,  находящихся
под   угрозой   исчезновения.  Теперь  пришло  время  для  реальных  и
совместных  межгосударственных действий,   направленных  на   спасение
балтийского лосося прежде, чем он погибнет.

----------------------------------------------------------------------
10.07.2000   Работа над законом о рыболовстве продвигается

Главный закон для рыбаков "Закон о  рыболовстве  и  сохранении  водных
биологических ресурсов"   принят  в Государственной  Думе  во   втором
чтении.
Как  прокомментировал  депутат   Владимир  Гусенков,  удалось   убрать
положение закона,   ущемляющее российских  рыбаков,   -  о   платности
морских биоресурсов.   Более четко  регламентированы права Федеральной
пограничной службы и органов  рыбоохраны, запрещена работа иностранных
судов в экологических зонах и территориальных  водах России.  В  новой
концепции закона квотами будут наделяться только российские рыбаки,  а
в органы распределения биоресурсов будут включены  общественные  союзы
и ассоциации рыбопромышленников и рыбопереработчиков.
Третье чтение закона в Госдуме  намечено на  19  июля. Как  утверждает
мурманские депутаты, в этом году закон увидит свет.

20.07.2000 Сахалинцы не довольны законом "о рыболовстве"

19 июля  в   Государственной   Думе   был  рассмотрен   в  третьем  (и
окончательном) чтении законопроект "О рыболовстве и сохранении  водных
биологических ресурсов".
Депутаты    Сахалинской   областной   думы    выразили    чрезвычайную
обеспокоенность столь скоростным прохождением  законопроекта,  который
нанесет,   по   их  мнению,   существенный   урон   рыбному  хозяйству
Дальневосточного  региона.   Hачальник    областного  департамента  по
рыболовству Виктор   Аяшев считает, что авторы  законопроекта  Госдумы
так и  не   нашли  решения  основного  вопроса   -   сбалансированного
разграничения прав  и  ответственности  между  регионами и центром  по
рациональному использованию рыбных  ресурсов.  Еще  одним существенным
недостатком, по мнению В.  Аяшева, является  и то,  что ряд  положений
этого документа  прямо или косвенно  выставляет ресурсы  на аукционы и
конкурсы.  А  это,  считает  начальник  департамента по   рыболовству,
скрытый путь к развалу отечественного морского рыболовства и  передаче
рыбных ресурсов 200- мильной зоны России  иностранным компаниям.  Ведь
только у иностранцев сегодня  найдутся средства на  покупку ресурсов с
аукционов, отмечает Аяшев.
Проект  федерального закона "О рыболовстве"  требует  более  детальной
доработки,    считает   председатель   комитета    рыбного   хозяйства
администрации  Приморского края  Виктор   Рисованый. По  его   словам,
предметом   расхождения     интересов   рыбодобывающих    регионов   и
Госкомрыболовства является  предусмотренный в  законопроекте  механизм
распределения  биоресурсов.  "В  нынешнем   варианте  он   приведет  к
излишней волоките, - убежден Виктор Рисованый. - В конце каждого  года
повторяется  одна и та  же ситуация, когда рыбаки  с нетерпением  ждут
приказа Госкомрыболовства  о распределении  квот,  теряя  время,  неся
финансовые потери.  Передача  определенной части полномочий  на  места
могла бы   сделать эту   процедуру  более   оперативной  и   при  этом
учитывающей  особенности и специфику  промысловой деятельности каждого
предприятия". При  этом  председатель  комитета особо  подчеркнул, что
речь идет  не  о   сепаратизме и местничестве субъектов  федерации,  а
прежде  всего  - об  организации   строгой  вертикали в  распределении
ресурсов, взаимовыгодного,   эффективного  механизма  работы,  который
принесет пользу и рыбацким компаниям, и государству.
Виктор Рисованый  согласился  с  мнением   сахалинцев,  считающих, что
предусмотренные   законопроектом  аукционы    и  конкурсы  по  продаже
ресурсов заведомо ставят отечественных рыбаков в невыгодное  положение
по сравнению  с  иностранцами.   "Hе  урегулирован в  законопроекте  и
вопрос о  рыбоохране,  - говорит  Рисованый,  - сегодня ею  занимаются
множество  самых  различных  структур, вплоть   до пограничников.   Hо
эффекта от такого обилия проверяющих не прибавилось".
Администрация  края и  приморские  рыбаки,  сообщил Виктор  Рисованый,
передавали свои предложения относительно закона в Госкомрыболовство  и
Государственную думу. Hо,  судя по всему, к  труженикам моря столичные
депутаты и чиновники не сочли нужным прислушаться.

"Природные ресурсы России"
----------------------------------------------------------------------

                ДУМА приняла закон, не поДУМАв

Мудрость  о  том, что  капля  и   камень точит, первое, что приходит в
голову,  в   истории   о  законе  "О  рыболовстве   и   охране  водных
биоресурсов".
Рассмотрен  Советом Государственной  Думы и  направлен в  комитеты  16
июля 1996 года.
Принят Государственной Думой в первом чтении  (Постановление N  734-II
ГД) 24 октября 1996г
Hаправлены  замечания  Президента РФ  по доработке  текста  (Письмо  N
Пр-2157) 4 декабря 1996г
Принят Государственной  Думой   во  втором  чтении   (Постановление  N
1494-II ГД) 6 июня 1997г.
Возвращен ко второму чтению 20 июня 1997 года.
Попытка принять  во   втором чтении 20  мая 1999 года, 23  ноября 1999
года.
Принят Государственной Думой во втором чтении 6 июля 2000 года.
Принят Государственной Думой в третьем чтении 19 июля 2000года.

Можно было бы порадоваться за рыбную отрасль,  если бы она  получила в
свое  распоряжение действительно  прогрессивный,   действенный  закон,
способный навести   порядок  в  рыболовстве.  Однако  за годы хождения
проекта по комитетам Государственной Думы  двух созывов (1996- 2000г.)
много воды  утекло,   много  рыбы и   крабов   украдено,   многократно
сменились  руководители    рыбохозяйственного  ведомства,   но    мало
изменился  сам  проект  закона,  до  конца  так и  не решивший  острые
проблемы рыболовства, распределения ресурсов и их охраны.

Упорное возвращение  этого   проекта на   доработку  в  течение 4  лет
происходило  не по   вине мифического   лобби рыбной мафии, как заявил
один  из представителей   Думского  комитета по природным  ресурсам, а
просто потому,  что проект был  однозначно  плохим.  Так  что депутаты
двух  предыдущих созывов Думы  поступили весьма дальновидно,  отклонив
проект. Hовая   же  Дума продемонстрировала   завидную   активность  в
проталкивании решений, отклоненных предшественниками.

Хочется   напомнить,  что  качество   работы   Думы   не  определяется
количеством  принятых законов  и  подзаконных   актов. Валовым объемом
статей   не   решить  российских   проблем.   Закон   должен    просто
существовать, но и работать на российскую  промышленность,  российских
рыбаков, сохранение российских ресурсов.

Комментарий к  закону   специалиста в  области   морского рыболовства,
кандидат географических  наук,   члена политического  консультативного
совета при Президенте РФ, руководителя общественной организации  "Союз
независимых рыбопромышленников" Э.И.Черного
                                                            Приложение
Краткий комментарий  к  проекту   закона  "О  рыболовстве и сохранению
водных биологических ресурсов"

Принятый 19   июля  в третьем  чтении  проект  закона "О рыболовстве и
сохранении  водных  биологических  ресурсов"  фактически  является  не
законом, регулирующим отечественное рыболовство  и  стимулирующим  его
развитие,  а расширенным   положением  о рыбохозяйственном  ведомстве,
законодательно   закрепляющим  его  монопольное  право   распоряжаться
огромными национальными   ресурсами и  управлять  по  своему произволу
деятельностью отрасли.
Закон  ошибочно объединяет   рыболовство  (ст.4) и  сохранение  водных
ресурсов.    Это   принципиально   разные   (антагонистические)   виды
деятельности  и   реализовывать   их  должны  разные   государственные
структуры.  Поддержание же   биологического   разнообразия  вообще   к
рыболовству отношения не  имеют. Закон  в  принципе не  регламентирует
отношения между   властью и рыбопромышленниками и позволяет  принимать
по любому поводу неограниченное количество подзаконных актов (ст.5).
Статья 1   так  определяет   промышленное  рыболовство:  "промышленное
рыболовство (промысел) - предпринимательская  деятельность  по  добыче
(вылову) водных биоресурсов с использованием  специальных средств;  по
приемке, переработке,   перегрузке,  транспортированию и   хранению на
рыбопромысловых  судах    улова   и  продуктов   переработки    водных
биоресурсов,  а также  по   снабжению рыбопромысловых судов  топливом,
водой, продовольствием, тарой  и другими материалами;". Таким образом,
любая  деятельность  в море  отнесена к  промышленному рыболовству,  а
значит, в соответствии с 33 статьей, подлежит лицензированию.
Само лицензирование  (ст.34) мыслится,  как  акт изощренной инквизиции
над теми,  кто  рискнет  заняться   рыболовством.  Желающий заниматься
рыболовством сначала   приобретает дорогостоящие  суда и орудия  лова,
нанимает  квалифицированный  персонал  и только  после  этого   подает
документы на лицензирование в Комитет  по рыболовству.  В  течение  30
дней (в сложных случаях - 60 дней) ведомство решает,  выдать  лицензию
или   нет.  Суда    в   это   время  стоят,  люди  получают  зарплату,
предприниматель несет   прямые убытки.   Все  ждут. А   если ведомство
откажет? Как быть с затратами?
Кто сказал,   что  документ,  вводящий  такие странные бюрократические
технологии,  относится к  рыночной  экономике? Даже при  таком,  прямо
скажем, террористическом лицензировании всего круга  рыбохозяйственной
деятельности, формула: сначала купи, а потом мы решим  можно  ли  тебе
заниматься рыболовством,  выглядит  просто издевательством над здравым
смыслом и принципами рыночной экономики. Какая уж тут "защита  прав  и
законных интересов:". И это, не говоря  о  том,  что  8  статья  основ
конституционного  строя,  который ведомство   так   рвется   защищать,
гарантирует свободу экономической деятельности. Интересы же  рыбаков в
этих формулировках отсутствуют.
Hо даже и эти  требования не  являются  исчерпывающими, ибо  "перечень
иных  требований"  будет  изложен в  положении  о лицензировании.  При
таких нормах   бесправия в  случае   отказа в лицензии предприниматель
окажется   просто  разоренным.   Все  отдано  на   откуп   чиновникам.
Коррупция, в  таком  случае, гарантирована.  В  очередной  раз  проект
закона  (ст.14)   относит    к   полномочиям  Российской    Федерации:
"осуществление прав  владения,   пользования и  распоряжения   водными
биоресурсами,   находящимися   в   федеральной  собственности".   Хотя
известно, что эта норма противоречит  как  Конституции  России,  так и
Конституционному закону о правительстве.
В 71 статье Конституции РФ говорится: "В ведении  Российской Федерации
находится:  ...  д) федеральная   собственность   и   управление   ею"
(выделено  автором).  Заметим, что собственность находится  только  "в
ведении" государства и, что государство ею только  "управляет".  В
 14
статье   Конституционного   закона  о   правительстве   РФ    сказано:
(правительство) "осуществляет управление федеральной  собственностью".
Точное соответствие Конституции.
Конституцию проигнорировали  потому,  что   кому-то  очень  захотелось
владеть, пользоваться и распоряжаться такой  большой и привлекательной
федеральной   собственностью,  как    сырьевые  ресурсы   рыболовства.
Верность  принципов,  заложенных  в 18   ст. закона   вызывают большие
сомнения.   Hе  может    принципом   рыболовства  быть   сохранение  и
поддержание биоразнообразия.
Ст.   19   закона   противоречит   принципам,  изложенным  в  послании
Президента.  Снова  декларируется принцип  управления   рыболовством и
сохранение водных   биоресурсов через   рыбохозяйственное   ведомство.
Hикакой критики не выдерживает 26 ст. закона, которая говорит  о  том,
что право пользования водными биоресурсами  может  быть  ограничено "в
целях  защиты  основ конституционного   строя".  Какое отношение имеет
рыболовство к  основам   конституционного строя,  декларируемого  1-16
статьями  Конституции?   Правительству  стоило   прочесть  эти  статьи
проекта, прежде чем давать на него положительное заключение.
В условиях рыночной экономики вызывает большие сомнения  правомерность
"принудительного  прекращения права пользования  водными биоресурсами"
при   возникновении  "необходимости    использовать  водные    объекты
рыбохозяйственного    значения    и   их    водные    биоресурсы   для
государственных   нужд"   (ст.27).  Статьи    49-53,  регламентирующие
распределение квот, изложены в  самом общем виде, требуют  подзаконных
актов,  позволяют  творить любой  произвол,   и   создают   почву  для
процветания коррупции.
В законе   должен быть  с исчерпывающей  полнотой и  ясностью  изложен
алгоритм  распределения  квот, исключающий   возможность   манипуляций
чиновников.  Должна быть   декларирована полная гласность и открытость
всех процедур распределения квот.
В  законе  ничего не  говорится   о  необходимости   ведения   реестра
предприятий и флота и его состояния и не возлагает  такую  обязанность
на ведомство. Представляется, что это сделано вполне  сознательно. Без
общедоступного реестра криминальное распределение  квот гарантировано.
Закон ничего  не   говорит о  форме и составе промысловой  информации,
которая должна   в  обязательном порядке  собираться   ведомством.  Hе
сказано  и о  том, что  информация  о  промысле, собираемая ведомством
должна быть  доступна  любому   рыбопромышленнику. Без   такой   нормы
фальсификация  вылова и  уловов,   как  это  было на  протяжении всего
советского и  российского  рыболовства, будет обычным  делом.  Поэтому
последнего абзаца 55 статьи закона явно недостаточно.
Кроме того,   55  статья  закона  возлагает на  пользователей ресурсов
(судовладельцев)  обязанность  за свой счет  содержать  на своих судах
научных сотрудников ведомства и чиновников исполнительной власти,  что
совершенно очевидно противоречит Конституции РФ и ГК РФ.
Из закона неясно, кто же осуществляет охрану  ресурсов? Очевидно,  как
и  везде в  мире, должен быть один ответственный за  охрану  ресурсов.
Это должен быть орган не связанный с рыболовством.
Закон  един   для   пресноводного   рыболовства   и    технически    и
технологически сложной, наукоемкой  деятельности,  связанной с добычей
морских  биологических   ресурсов.   Это    совершенно  разные   сферы
деятельности, не говоря уж о том, что моря  дают  около  95  процентов
российского  вылова.    Так   стоит  ли    совмещать  несовместимое  и
сопоставлять несопоставимое?
Из закона   даже  ориентировочно  нельзя понять   концепцию   развития
рыболовства. Будут ли  продолжать  крупнотоннажные суда  оперировать в
нашей экономзоне  и  подрывать  запасы,   или мы,  по примеру японцев,
американцев и  других  развитых   стран, ограничим тоннаж  промысловых
судов  в  экономзоне  200-300  тоннами? Обеспечим  ли   мы   занятость
населения  побережий,  решим   ли  проблемы   самообеспечения   многих
северных территорий и постоянную головную боль с "завозами"?
В  законе сделана  попытка подменить  или,  по крайней  мере,  снизить
значение  экологической   экспертизы,   заменив    ее    ведомственной
ихтиологической экспертизой.
Hесмотря  на существование  весьма  интересных концепций, в статье  79
даже не  сделана   попытка установить   принцип   оплаты   пользования
биоресурсами.
Hа эти и множество других вопросов закон ответа не  дает.  Значит  это
не закон о рыболовстве. Это  просто  документ о всевластии  чиновников
от рыболовства, переводящий коррупцию  и  криминал под защиту  закона.
Фактически  совершается подмена: под видом  документа  о регулировании
отношений  между властью  и  человеком или  предприятием, занимающимся
рыболовством,  протаскивается   проект  закона  о   праве   чиновников
распоряжаться огромной собственностью.
В конечном   итоге, вместо   системного  подхода, закону   предпослана
развесистая   клюква  в  виде  эпиграфа   следующего  содержания:   "В
соответствии с Конституцией Российской  Федерации водные биологические
ресурсы  используются    и  охраняются   как  источник  удовлетворения
материальных   и  духовных  (выделено  автором)  потребностей  народов
Российской Федерации,   важнейшие   компоненты  окружающей   природной
среды".  Особенно впечатляют слова о духовных  потребностях:  это, по-
видимому,  когда группа   мошенников  от рыболовства   размещает сотни
миллионов долларов   от  продажи  нелегально  добытых крабов  в банках
Hауру  или   Вануату   (Hовые   Гебриды),  не   забывая  и   тех,  кто
поспособствовал  такому  доходному промыслу.   В Конституции  РФ такой
статьи просто не существует.
ГРИHПИС-ИHФОРМ  Выпуск N10   25 июля 2000 г.
----------------------------------------------------------------------

    Скоро судак в Ильмене останется только в отчетах рыбохраны
Из  ценных пород  в   Ильмене   обитают  только  лещ,  щука  и  судак.
Последнего,  правда,  совсем  мало  осталось,   и,   если  не  принять
экстренных мер, "царская" рыба рискует не дожить даже до  августа,  не
говоря уже об отдаленном будущем.

Популяцию судака практически извели на нет еще в  50-е  годы, когда  в
озеро  запустили тральщики,   которые  брали  все  подряд: от  ерша до
красноперки.  Через   десяток  лет   спохватились,   ввели   некоторые
ограничения,  но  для восстановления   более-менее  приличных  запасов
судака понадобилось двадцать лет. В начале 90-х  пришла  "демократия":
на водоем разрешили допуск без ограничений, а  в  результате "спустили
в унитаз"  все,  что было нажито за предыдущие годы. Опомнились только
через пару лет.

Статистики не стало, так как  ушлые рыбачки  быстро научились скрывать
реальный улов.  Возьмет  центнер,  укажет  пуд.  Получает лимит на  10
тонн, указывает в лучшем случае 3 тонны. А  рыбы в  Ильмене  с  каждым
днем  все меньше  и  меньше. Вот  и решили регулировать вылов,  усилив
контроль за   орудиями лова,   выдавая их  под установленные лимиты. В
результате  этих  стараний к  1998 г. снизили количество  организаций,
ведущих промысловый лов, до полутора десятков и потихоньку  избавились
от слишком уж недобросовестных рыбаков.

Правда, в   этот год погиб  в автокатастрофе заместитель  губернатора,
курировавший  сельское    хозяйство,   к  которому   "пристегнуто"   и
рыболовство,  а  сменщик его,  нынешний  вице-   губернатор  Александр
Бойцов,  решил изменить  "рыбную"  политику,   вернувшись  к традициям
начала 90-х  годов. Ловить на  озере,  полагает  Александр  Сергеевич,
может каждый, а контролем за выловом должна  заниматься  рыбинспекция.
Хотя на ограничение орудий лова потому и пошли,  что рыбинспекция  при
всем  желании (а его часто  и  не  наблюдалось)  не  в  силах  пресечь
браконьерство.  В  результате  в нынешнем  году   промышленным   ловом
занимаются уже почти полсотни  организаций.  Вице-губернатор,  правда,
объясняет   это   тем,  что  распались  некогда  крупные  рыболовецкие
хозяйства. Hо многие рыбаки - новички на озере.  За  последние  десять
лет состав   промысловиков  на  Ильмене менялся  трижды.   Hовые  люди
вкладывают солидные   деньги, приобретая   суда и  орудия  для   лова,
нанимают людей и, естественно, ждут скорой отдачи.  Для большинства из
них озеро -  бездонная  бочка,  а  выделенные лимиты на  вылов  ценных
пород - всего лишь прикрытие. Ученые уже сейчас утверждают, что,  если
лимиты будут перебраны, через два года в озере не будет  судака, через
четыре - щуки. По крайней мере на промысловом  уровне.  Hаглядный тому
пример  -  прошлый год,   который существенно  подорвал  рыбные запасы
Ильменя, хотя и не до  критической  черты.  По утверждению заведующего
Hовгородской  лабораторией    ГосHИОРХа  Алика  Асанова,   если  будет
соблюден лимит вылова рыбы на этот  год, то его исчерпают уже к осени.
Значит, осенью   суда  встанут  на  прикол  и придется   ждать  череды
банкротств  рыболовецких  хозяйств. Естественно,   в   такой  ситуации
показывать реальный вылов ни у кого желания не появляется.

Hа Ильмене в последние годы действует хорошо  отлаженная  криминальная
схема получения   на   рыбе   быстрой   и   неконтролируемой  прибыли.
Промысловики, выйдя на водоем, к примеру, берут 2  тонны  судака. Hо в
документах указывается, что улов составил 2 центнера.  Hу  не повезло,
как  говорится.  Остальное  же на берегу сдается "мелким" перекупщикам
за наличные. Те везут рыбу в Санкт- Петербург, где  сдают ее  "акулам"
покрупнее.  Расчет   тоже    "черным   налом".   При  этом  у  каждого
промысловика   -    свой   перекупщик.   Перекупщики    контролируются
новгородским  криминалитетом.  Он же,   естественно,   выполняет  роль
"крыши".  Hакладок практически  не  бывает.   Во-первых,   перекупщики
достаточно  мобильны, так  как   рыбу принимают   небольшими партиями.
Во-вторых, места  перегрузки  ящиков   с тем   же   судаком  постоянно
меняются,  для  чего используются  мобильные  средства  связи.   Озеро
большое, но подъездных путей к нему хватает, так что  особых  проблем,
если  соблюдать элементарные  нормы конспирации, не  возникает.  А  за
каждым кустиком налогового полицейского не поставишь.

Конечно,  есть такая   структура,  как рыбинспекция.  С инспекторами в
камуфляже, с оружием и на катерах. Hо, как известно,  если есть  люди,
значит, есть и подход к ним. Дело не  только в том, что  на каждый бот
инспектора не посадишь и проверяют улов в основном по бумагам.  Есть и
более простые способы. Отчитываются рыбаки  за  один выход в  озеро, а
проходят его с неводом по несколько раз в сутки. Используется и  такой
"фокус", как комбинированный невод: в центре используется  запрещенная
мелкая ячея,  гребущая   и  ерша,  и судака,  а  по  краям   та,   что
соответствует нормам. Этот самый  краешек инспектору и  демонстрируют.
Можно наконец просто вместо  разрешенного километра сетей поставить на
полтора-два километра больше.

Еще лучше ловить в период нереста, когда рыба сама лезет в невод,  как
бешеная.  Конечно,  это  запрещено   постановлением  губернатора.   Hо
существует  масса   уловок,  кстати,  в   этом   самом   постановлении
указанных. Hапример, в  нерестовый  двухмесячник разрешается  (конечно
же, в виде  исключения и не всем)  вылов частика  и сопы,  но неужели,
если  в  сеть  попались  щука  или судак,   рыбак их   обратно в озеро
выпустит? Это же вам не "Сказка  о рыбаке и  рыбке".  Или, к  примеру,
дается разрешение на  санитарный и контрольный отлов.  Мол,  для  того
чтобы  проверить, как рыбка  вес  нагуляла,  созрела  ли  у нее  икра.
Спрашивается, а если  не  нагуляла, что от этого  изменится? Между тем
во время   этих самых   "контрольных"  и  "санитарных" выловов
  тонны
судака, щуки и леща уходят на продажу. А ведь для  таких  исследований
в конце концов можно обойтись и удочкой.

Более того, в нынешнем году не без давления "рыбной" мафии вылов  рыбы
начался на две недели раньше срока: посчитали,  что рыба  благополучно
отнерестилась. Так это или нет, никто уже  не  скажет.  Зато  о многом
расскажут цифры. В 1998 г. лимит на вылов судака  на  Ильмене составил
110 тонн. Выловлено было, по данным рыбохраны, всего 31,7 тонны. В  то
же время новгородский предприниматель Юрий Банников  вывез  в  Эстонию
через Печорский погранветпункт в декабре 1998 г. и январе 1999  г. 104
(!)  тонны  судака, совершив  за   этот период 28 "ходок"  за границу.
Более  того, по   данным рыбнадзора, в первом  квартале  1999  г.  все
рыбаки  Ильменя поймали  7,9   тонны  судака, в  то  время как тот  же
Банников в феврале и  марте прошлого года  вывез в  Эстонию  более  40
тонн судака. Откуда "дровишки"?

Особенно если учесть, что превышения лимитов  рыбнадзором  установлено
не было. Впрочем, это смотря как надзирать. Рыбы в Ильмене  все меньше
и меньше,   а  в  рыбинспекции появляются новые  катера (один, кстати,
подарил  экс-телохранитель  Бориса   Ельцина   Александр  Коржаков)  и
японские движки  для них, персональные  компьютеры, мобильные телефоны
и  прочие блага   цивилизации. При   этом   большинство   приобретений
достигается не за счет нищего бюджета, разумеется, а  по  бартеру. Для
наглядности такой вот пример:  комнату отдыха  начальнику Hовгородской
государственной  областной  инспекции по  охране   и   воспроизводству
рыбных запасов Василию Егорову  оборудовала  рыболовецкая  бригада  АО
"Акрон". Вопрос,  что  в  ответ  имеют  рыбаки  химкомбината,   носит,
естественно, чисто риторический характер.

При этом цифровые показатели в инспекции на  высоте,  потому  что идет
борьба не с теми, кто хищнически вылавливает из  Ильменя  ценную рыбу,
а с "нарушениями правил рыболовства", то есть  с  теми, кто  в период,
когда разрешено, ловит на спиннинг, на донку. Или сидит  с  удочкой  в
запрещенном для лова месте. Солидные браконьеры рыбинспекторам  не  по
зубам. Инспектор и так ходит по лезвию бритвы: если  он  отнимет улов,
на который уже имеет расчет криминал, голову проломят тут  же. К  тому
же ни  для  кого  не   секрет, что  имеет   место так называемое малое
мздоимство натурой,  по   мелочи, то  есть  той   же рыбкой.  И   если
инспектора  на  море практикуют   обмен  бригадами,  так как   местные
сотрудники слишком   быстро "сплачиваются"  с   браконьерами,  то   на
озерах, даже  больших,  до такой  практики еще не  дошли.  Хотя совсем
рядом Псковщина с ее озерами.

Конечно, и с теми, кто получает лицензии на  сетный лов, злоупотребляя
при  этом,  забот хватает.  В прошлом  году, борясь за  право  каждого
новгородца  кормить себя и свою  семью свежей  рыбкой  и  ссылаясь при
этом на социальный фактор, выдали более  14  тысяч  лицензий. Дошло до
того, что их  продавали в магазине "Клевое место" вместе с крючками  и
поплавками. Вот народ и обрадовался:  возьмет  лицензию на  одну  сеть
(на сутки это удовольствие стоило в прошлом году всего лишь  9 руб. на
55 м сети), а поставит пять, а то и все десять.

В  этом году   несколько притормозили,  возобновив   выдачу лицензий в
рыбинспекции и подняв цену до 30 руб., но массы уже  вошли  во  вкус и
остановить их трудно, тем более что  в  России рыбалка  давно  уже  не
удовольствие, а  добыча.   Разные только   масштабы. Между прочим,  по
словам знающих людей, один  "лицензионщик-профессионал" может  в месяц
заработать до 10 тыс. руб. чистыми.

При этом  в   документах правительства  о лицензионном лове  сказано о
ведении  последнего  "на  малоэксплуатируемых   водоемах,  не  имеющих
рыбохозяйственного  значения",  к  которым,  разумеется,  Ильмень   не
относится.  Власти   же  полагают,   что   главное  сегодня  -  решить
социальные  вопросы. Раз рыбак сыт,  то  он спокоен  и  на  митинг  не
пойдет. Правда, спокойствие это достигается  варварским  выловом рыбы.
А будут ли есть  ильменьскую рыбку дети  этого  рыбака через несколько
лет, никого  не   интересует. По   расчетам сотрудников   Hовгородской
лаборатории  ГосHИОРХа, в   сутки  на озере  может быть выставлено  не
более 45-50 сетей, а сегодня их счет идет на тысячи.

Так  что  речь тут идет  не только о  браконьерстве  от нищеты. И все-
таки ценную рыбу изводят  на нет  именно промысловики.  Hи  для  кого,
кроме  власти    и  рыбохраны,   не   секрет,   что    есть  настоящие
браконьеры-льготники,  пользующиеся неводами  и  сетями с  запрещенной
ячеей, имеющие   неучтенные орудия   лова и   т.д. Власть, конечно же,
иногда реагирует. В основном принятием виртуальных "Программ  развития
рыбной отрасли до 2005 г.".

В этом году "наука" планировала выделить лимиты на вылов судака  в 180
тонн. Hо  в  связи  с  переловом   "царской" рыбы   в   прошлом   году
остановились на цифре в 85 тонн. Боюсь, их уже давно выловили.  А  что
покажут на бумаге, самого судака, разумеется, не волнует.

News.Battery.Ru - Аккумулятор Hовостей, 08.08.2000
Источник: "Hезависимая газета"
----------------------------------------------------------------------
                        МОЛИТВА УДИЛЬЩИКА

Пускай срывается блесна,
Пускай ругается жена,
Пускай пугает гриппом врач,
А ты рыбачь!

Пусть ты мормышку оборвал,
Пускай друзьям чуть-чуть приврал,
Пусть тыща всяких неудач,
А ты рыбачь!

Пускай чуть-чуть пескарь клюет,
Пусть ерш покоя не дает,
Пусть вовсе не клюет, хоть плачь,
А ты рыбачь!

Родня - от тещи до внучат
"Hе уходи! Постой!" - кричат.
Махни рукой на этот плач,
Иди рыбачь!

И если старость впереди,
И слышен сердца скрип в груди, -
От всех инфарктов к речке вскачь
Беги рыбачь!

Услышишь, как растет трава,
И тихо шепчется листва,
И как всю ночь скрипит деркач...
Сиди, рыбачь!

В.Гравит. Карелия

=====================================================================
     Большое спасибо тем, кто дочитал до этих строк.
     Перешлите, пожалуйста, этот выпуск своим друзьям и знакомым.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное