Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Каждодневное путешествие

  Все выпуски  

Каждодневное путешествие 122


[Если у Вас это письмо отображается некорректно, то, пожалуйста, посмотрите его в архиве рассылки.]

Белые Ночи в Торонто

October 5, 2008 – 12:55 pm

В минувшую ночь - с 4 на 5 октября в Торонто были Белые ночи! Конечно, не в буквальном смысле. Все-таки Торонто находится на широте Ялты и ожидать здесь настоящих белых ночей трудно…”Белые Ночи” - так называлось огромное культурное событие, которое длилось всю ночь с заката - 6:52 вечера до восхода. Вернее, это называлось Nuit Blanche 2008 - “белые ночи” по-французски. Белые Ночи проводились в третий раз и это уже становится ежегодным международным культурным событием, наряду с такими как Прайд-Парад и Ярмарка Искусств.

Белые Ночи финансируются городом и одним из крупнейших банков - Scotiabank и посвящаются они современному искусству. Белые Ночи длятся 12 часов и в этом году включали более 155 точек - инсталляции, перформансы, выступления, шоу и т.д. Более 155 - потому что кроме заявленных официально, было еще просто много самодеятельных артистов и музыкантов, выступающих на улицах. На сайте были выложены карты с этими точками и даны описания. Многие музеи, галереи и церкви были открыты бесплатно всю ночь. Каждый волен составлять свой собственный маршрут познания современного искусства.

После тщательного изучения программы, я составила некоторое подобие плана - с чего начать, и в 9 вечера мы поехали в центр Торонто. Дважды поехали. Сначала поехали на машине, а потом нас обогнал мотоциклист и мы подумали - а что это мы, собственно, не на мотоцикле? Вернулись за ним. И правильно! Мотоцикл на таких тусовках дает неоспоримое преимущество - в трафике пролезет и парковать его можно везде и бесплатно.

Первое шоу, которое мы посетили, - Стереоскоп - интерактивная световая инсталляция на зданиях городской мэрии:

Его устроила немецкая группа Project Blinkenlights. За каждым из 960 окон мэрии были установлены лампы и световые композиции сменялись под музыку, звучащую на площади.

Впервые такое шоу было проведено в Берлине в 2001 году на Alexanderplatz, потом - в Париже.

На окнах зданий мэрии, как на огромных телевизорах, происходило действие - рисунки сменялись символикой и лозунгами, двигались фигуры людей. Мне показалось, что в техническую часть было вложено больше усилий, чем в концептуальную. Правда Володя сказал, что чтобы понять концепцию - надо слушать музыку и смотреть на окна, а не в камеру, которой я с упоением щелкала…

Вообще, город выглядел прекрасно! Светились здания и по низким облакам гуляли прожекторы, тоже часть какой-то инсталляции:

Улицы были заполнены народом:

Трафик был - не протолкнуться! Мне понравился вот этот лозунг: “The Place You Want To Be” - “Место, где бы ты хотел быть” - определенно, он подходил к этой ночной тусовке.

Следующая точка, которую мы посетили - “Into the Blue” - огромный светящийся полупрозрачный воздушный шар в виде колец, сложенных конусом, плавал в центре Eaton Centre:

Сами магазины, конечно, были закрыты, но здание было наполнено народом.

“Into the Blue” означает - “В Голубизну” и по замыслу автора, японского художника Fujiwara Takahiro, символизирует как бы два разных проявления. Издалека эта скульптура отражала и преломляла окружающий свет. А вблизи, если заглянуть внутрь, она представляла собой ослепительный массив света, отраженный от сложной структуры слоев материала:

Довольно сложно осознать эту концепцию, но судя по толпе, стоящей под конусом, народ честно старался проникнуться этими идеями:

С современным искусством всегда так. Его трудно интерпретировать. Моя личная трактовка “Into the Blue” - как столкновения двух миров: человеческого - живого, понятного и темного мира и яркого, искусственного и почти непознаваемого мира. Может быть, - Мира идей, Мира Символов, Высшего Разума, Космоса… Мы можем только смотреть на него и воспринимать его внешнее проявление, но суть его и назначение остаются за нашим логическим пониманием…:

Да, трудно, понимать современные концепции…

Следующая выставка была устроена в проходном дворе - Domaine de l’angle #2, 2008. В дословном переводе с французского -  ”Домен угла”, а в литературном смысле я бы трактовала это как “Точка зрения на то, что происходит под покрытием”. Володя сказал, что это ближе к “Острые углы окружающей среды”. В общем, в названии Domaine de l’angle заложена многозначность, которую каждый и воспринимает по-своему.

В узкое темное пространство проходного двора тек плотный поток людей и Володя сказал, что ему туда не надо. Мне, конечно, было надо - и я пошла одна. Зря пошла, не надо было.  Эта инсталляция мне не понравилась: вдоль стен была устроена помойка. Оно, конечно, можно и так трактовать, но никаких моих душевных струн эта помойка не затронула. Да и народ в толпе не был в восторге. Я услышала:

- И на это потрачено 20 тысяч долларов?!, - Видно, народ хорошо подготовился и изучил внимательно подробности инсталляций…

А вот следующая инсталляция - “Сидящие утки”, устроенная Университетом Райерсона, была довольно зрелищной. В бассейне, подсвеченном синими прожекторами, в дыму плавали сотни желтых пластиковых утят:

Вообще-то эти утята помогали проводить исследование потоков в озере Онтарио у Торонто. Володя снимал кое-что для этого проекта и был лично знаком с этими утятами.

Но вообще-то с Володей было очень трудно в эту ночь. Он совсем не проникся духом современного искусства. Говорил, что ему достаточно 30 секунд, чтобы глянуть и осознать, и он решительно не понимает, на что еще можно затратить 4 с половиной минуты (я просила хоть 5 минут на каждую инсталляцию, чтобы посмотреть, осознать, пристроить штатив и сделать несколько фотографий.)

В общем, современное искусство не вдохновило Володю и он предпочел общаться со своим мотоциклом:


В избранное