Два года тому назад я побывала на Камчатке, познакомилась с природой этого края, узнала особенности и созерцала необычайные красоты строптивой природы. Камчатка — это небывалой красоты пейзажи. Это край, где столкнулись удивительная природа и непредсказуемая погода.
Петропавловск-Камчатский...
«Всякий раз, когда я читаю произведение Ясунари Кавабата, я чувствую, как вокруг меня замирают звуки, воздух становится кристально-чистым и я сам растворяюсь в нём». Аоно Суэкити
Ощущение после прочтения книг японского писателя-классика Ясунари Кавабата небывалое:...
Многие вьетнамские ценители чая говорят, что самый лучший и полезный в мире чай растёт на горном плато центрального Вьетнама. Хотя я всегда считала китайский чай и лаосское кофе лучшими в Азии, но всё же, оценить...
Китайский императорский двор в средние века насчитывал тысячи чиновников, евнухов, гвардейцев, наложниц гарема, императорской родни и жён, и составлял маленькое государство в государстве со своим управлением и законами. Евнухи — это мужчины, посвятившие себя служению...
Ингредиенты:
Яблоки (ананасы, бананы), 50 г. сахара, яйцо (белок), 30 г. пшеничной муки, 30 г. сливочного масла, и 25 г. кунжутных семян.
Способ приготовления
Яблоки очистить от кожицы, удалить сердцевину и нарезать крупными ломтиками. В просеянную...
Раз в год Пещеры Бату становятся местом для прохождения грандиозной религиозной процессии в Малайзии. Около миллиона людей выражают свою благодарность высоко почитаемому божеству Повелителю Муругану в течение фестиваля, длящегося 3 дня. Фестиваль Тайпусам приходится на 10й день месяца Тай календаря Хинду, и это, как правило, январь или начало февраля «по-нашему».
История и современность
Давным-давно мир был разделен на части жесточайшей войной между Дэвами (божественными созданиями) и Ашурами (силами зла). Устав от постоянных атак со стороны Ашур, Дэвы выразили свое почтение Шиве и попросили его покровительства. Видя их тяжелое положение, Шива согласился помочь несчастным Дэвам.
Шива открыл центральное око на своем лбу, от которого расходился шестью лучами огонь. Схождение в одной точке этого потока и последовавшая за этим серия божественных преобразований привели к появлению Муругана. Шива наделил это могущественное божество элементами своей силы и сделал самостоятельным существом, сильным и храбрым настолько, чтобы сокрушить деспотичного Сурападме — самого злого и могущественного из Ашур.
Вооружившись золотым копьем, полученным от Шивы, Муруган вступил в схватку с демонами-титанами. Произошла свирепая битва. Наконец, одним смертоносным ударом Муруган уничтожил Сурападме. Победитель превратил одну часть сраженного врага в павлина, и впряг в свою повозку, а вторую часть — в петуха , украсившего его знамя.
Муругана, сына Шивы, считают подлинным проявлением доблести, красоты, молодости, мужественности, энергичности, источником счастья. Тайпусам празднует торжество добра над злом и само существование Муругана.
23:30 в канун Тайпусама холодный ночной воздух приносит с собой сгусток головокружительного запаха, чтобы незаметно ввести нас в настроение для долгой бодрящей ночи (составы поездов и расписания их следования расширены, чтобы доставить паломников в Бату заранее). Некоторые становятся свидетелями прибытия серебряной повозки, несущей фигурку Муругана, обильно украшенную бриллиантами, рубинами, сапфирами и другими драгоценными камнями.
Божество усаживают плотно на ложе из цветов, окружают тлеющими курильницами и тянут на повозке двумя украшенными гирляндами волами. Конструкцию сопровождают паломники, духовенство, музыканты и танцевальные группы (колаттам). Серебряная повозка, весящая 5 тонн, выдерживает 15 километровое путешествие из центра города.
Свита покидает Храм Шри Мариамман в Чайнатауне, где повозка и идол Муругана хранятся большую часть года. Путешествие занимает 8 часов. Когда повозка прибывает к пещерам Бату, паломники поднимают идола Муругана вверх на 272 ступеньки к храмовой пещере.
Между тем, у основания ступенек паломники (и прочие, кто прибыл чтобы заработать энную сумму) устанавливают продуктовые ларьки, будки предсказателей, прилавки с одеждой, украшениями, киоски с воздушными шарами и даже палатки для бритья.
Один из способов самоистязания, особенно для детей, это побриться наголо (включая растительность на лице для прочих). Существуют также другие, менее очевидные способы выполнения их религиозных обетов посредством приготовления аннаданам — еды, обыкновенно риса, приправленного карри, для паломников, чтобы они не ходили голодными. Также верующие могут оказывать первую помощь, наливать напитки и накрывать на стол, и выполнять другие общественно-полезные дела.
Особо истовые пилигримы проходят весь путь, неся «кавати». Кавати представляет собой миниатюрную раку, в которой восседает идол Муругана или его фото в рамке. Существует несколько причин, по которым паломники станут это делать. Некоторые стремятся преодолеть свою плохую карму, некоторые — в качестве наказания за свои грехи, а другие — чтобы выполнить клятву. За этим обетом в прошлом стоит просьба Муругана о помощи, такая как рождение ребенка, выздоровление
любимого человека, помощь ему в преодолении сложного периода в жизни и иногда помощь в обучении. В обмен на содействие в исполнении желания просители предложили нести кавати. Существуют, конечно, и такие, кто идут в этой толпе чтобы закалить свою веру.
Мы последовали за группой студентов, которые прибыли сюда в этом году, чтобы выполнить свою клятву перед Муруганом, одарившем их успехами в учебе. Есть поверье, что, если обет не выполнить, на человека обрушится несчастье.
Мы подумали, что это замечательная идея — проследовать за нашей группой от начала их путешествия до его завершения, чтобы изучить и быть свидетелями всей процессии их глазами. Нам сообщили, что приготовления начинаются задолго до дня Тайпусам. Каждому участнику следовало физически, умственно и духовно приготовить себя к 48 дневному посту, кушая только один раз в день (строго вегетарианскую пищу), произносить молитвы дома и в храме, соблюдать воздержание в плотских удовольствиях, соблюдать «моунам»
(молчание) настолько долго насколько это возможно и даже терпеть персональные лишени, такие как сон на голом полу. Однако многие не соблюдают столь долгий период очищения, а более опытные пилигримы могут поститься около 7 дней.
Запах и звуки фестиваля привлекли нас к толпе паломников, Свами начал свои восхваления и монотонные песнопения. Первый студент, молодой человек, был выбран для испытания. Свами сжал его голову между своих ладоней, продолжил свою молитву и слегка ударил большим пальцем руки по лбу студента, между бровей. Послышался шлепок. Студент оступился и подался назад, тут же его подхватили и помогли подняться, — выражение его лица, его движения и его голос преобразились. Под трансом студент принял
проявление Муругана. Иногда даже наблюдатели впадают в транс и выводятся из этого полубессознательного состояния Свами. Так что будьте осторожны, атмосфера бывает настолько подавляющей, что может лишить вас самообладания.
Когда первоначальный экстаз сошел, пришло иное душевное состояние паломников, посредством которого они казались просветленными, избранными, знающими нечто большее, чем все остальные, но отдающими себе полный отчет о происходящем.
Мы обнаружили их слегка обессиленными, но можно только восхищаться такой фанатичностью. Отметим, путешествие от берега реки до места поклонения - было далеко не простым, своего рода подвигом. Только сильный духом способен завершить паломничество. И видя «бурден», который некоторые из них несли с собой, поступок кажется почти невозможным для нас. А они там были, всего 6 человек — молодые, решительные, физически здоровые, морально подготовленные, духовно невозмутимые.
Мы стали свидетелями того, как в трансе похожие на трезубцы копья, крюки и прочие острые предметы вонзались в плоть паломника духовным служителем (свами). Вся сцена казалась почти нереальной. Одурманивающие запахи благовоний, мощная психическая и физическая выносливость, свидетельствующие о возможностях человека трансформироваться в различные формы сознания вызывали отвращение.
Некоторые устанавливали кавати («бурденс» по-тамильски) на плечах. Кувшин с молоком дополняет кавати. Цепи ниспадают с центральной фигуры кавати и цепляются за тело носильщика. Длина копья ограничена метром чтобы пики не мешали продвижению толкущихся людей. Иные цепляют лаймы, апельсины, кокосы к телу.
Обычно несущие кавати имеют с собой два копья, одно проколото сквозь щеки, а другое через язык. Это имеет важное значение. Паломник временно отказывается от дара речи и, таким образом, служит каналом для движения энергии Муругана и, находясь под его защитой, пилигрим не теряет ни капли крови и не испытывает никакой боли при этом.
Некоторые из женщин, несших серебряный кувшин, полный молока, на голове, были с проколотыми щеками и языком, а некоторые — нет. Несущие кавати всегда сопровождались родственниками и друзьями, которые подбадривали их танцами, песнями, музыкантами, играющими на барабане (мелам) и флейте (назесварам), распевами « вел, вел, ветри вел» (вел — символ золотого трезубца, использовавшегося чтобы нанести поражение силам зла).
Прибыв к конечному месту поклонения, молоко разлили над золотым копьем, и носильщики освободились от кавати. Свами снял миниатюрные трезубцы, крюки, осыпал святым пеплом незначительные порезы на коже и носители были возвращены из транса. Обет, наконец, исполнен. Лица, полные восторга и облегчения повсюду, включая наблюдателей, подобных нам. Не смотря на то, что мы почувствовали отвращение от демонстрации укрощения плоти, доходящую иногда до крайности, тайпусам — это то, что оно есть, и
всегда будет торжеством жизни, преображения духа, торжества добра над злом и Муругана-освободителя.
Фестиваль Тайпусам празднуется в различных местах полуостровной Малайзии, а именно:
1. Куала Лумпур. В пещерах Бату. Процессия начинается в 15 км. от центра города у Храма Sri Mariamman.
2. Пенанг. От храма Chettiar на ул.Пенанг, откуда серебряная повозка отправляется в поездку к Храму Nattukkottai Chettiar. Возможно, вы захотите обогнуть ул. Пенанг и держать курс на Храм Sivan, где происходят омовения, трансы и пирсинг тела.