Этим выпуском мы заканчиваем описание приключений российского путешественника Сергея Чикачева в Юго-Восточной Азии. В скором времени мы рассчитываем продолжить рассказ о его необыкновенных похождениях в Индии и на острове Шри-Ланка, куда привела его страсть к путешествиям и приключениям. Итак:
Батам
Проснувшись рано утром, позавтракав и поблагодарив радушного хранителя китайского храма, направились на международный водный терминал. Терминал напоминал больше речной вокзальчик, нежели порт международного значения.
Мне предстояло исследовать возможность - насколько реально уплыть из JB в Индонезию гидростопом, т.е. бесплатно. Прорваться на причал и поговорить с капитаном практически нереально, потому что причал - это уже нейтральная территория. Вначале проходят таможенный контроль, ставят выездной штамп в паспорте, после чего попадаешь на причал. Поэтому я направился
сразу к руководству судоходной компании, которая занимается перевозкой пассажиров в Индонезию.
Когда я зашел в кабинет, меня встретила секретарша:
- Hello! Чем могу я помочь вам?
- Мог бы я встретиться с руководством компании?
- А вы, по какому вопросу?
Я протянул ей уже заранее приготовленную ксиву, в которой четко прописано, кто я и что мне собственно надо. Прочитав мои ксивы, секретарша побежала в кабинет начальника, и спустя мгновение:
- Да, да mr. Sergey, мой босс ждет вас.
Зайдя в кабинет, увидел начальника, который, встав со стула, поприветствовал меня:
- Hello mr. Sergey, секретарша доложила, что вы хотите поговорить со мной.
- Да, я собственно к вам по такому вопросу...
В течение 10 минут я загрузил его информацией о своем путешествии. Начальник был настолько поражен, что сам предложил 2 билета до острова Батам. На прощание он вручил мне визитную карточку.
- Если у вас возникнут какие-либо вопросы или проблемы незамедлительно обращайтесь ко мне.
После чего позвонил своим помощникам и приказал оформить нам бесплатные билеты (в графе цена стояло 0.00 ). Так мы очутились на быстроходной "ракете", а спустя 1,5 часа - в Индонезии.
На Батаме проживает около 600 тыс. человек. Как говорят сами местные жители "Батам-это Индонезия в миниатюре". Здесь живут и работают представители многих национальностей, которые проживают на территории всей Индонезии. Менталитет батамцев чем-то схож с менталитетом сингапурцев. Живут по принципу "Деньги наш бог". Добравшись до
Батама на скоростной ракете, в первую же ночь вписались в мечеть. Придя в мечеть, и отыскали имама, (он не владел английским, поэтому показали ему “бумагу”) и вписка на одну ночь была предоставлена без проблем.
На следующее утро решили наведаться к местным СМИ. Однако в субботу никто из руководства не работал.
- Приходите в понедельник, когда будет руководство, сейчас здесь кроме охраны никого нет, - заявил охранник газеты "Батам Ньюс". Не долго думая, отправились на местное ТВ "Батам ТВ", благо, что все офисы находятся в одном здании. "Батам ТВ" - самый популярный телеканал на острове. После встречи с журналистами
и ответов на многочисленные вопросы, нам устроили экскурсию по ТВ студии.
- Вот здесь находится наша студия, откуда мы вещаем на весь остров. Эх, жаль, что в ближайшее время у нас не запланировано никаких ток-шоу. Уверен, что нашим телезрителям было бы интересно с вами пообщаться...- начал комментировать главный редактор ТВ канала. Наше интервью вышло в выпуске "Hot news" в 3 часа дня, а потом
еще и вечером повторили.
Автостоп на острове специфический. Поначалу мы были поражены количеством таксистов. Оказалось, что любой, кто имеет машину – таксист, и не важно на какой марке он ездит, пожалуй, только за исключением Мерседесов, "Land Gruzer"-ов и грузовиков. Вот на последних мы и перемещались, игнорируя назойливых таксистов, которые
очень удивлялись, когда мы говорили, что такси нам не надо.
- Как мистер!? Вы не хотите ехать на моем такси? Мое такси самое крутое такси в городе, видите даже светомузыка в салоне как на дискотеке, плюс хорошая акустика...
- Ладно, слушай, ты меня не грузи! И пофиг мне, в каком месте у тебя лампочки мигают. Мы и бесплатно доехать мажем.
- Это как бесплатно?
- Ага, таким как ты только и рассказывать....
Вобщем, надо иметь много терпения и сил чтобы, отбиться от сотен таксистов за день. Потому и ответ им всегда один:
- No!!!
Мы, познав сущность автостопа, потом без проблем передвигались по острову, большей частью на грузовиках. Среди водителей грузовиков вы не встретите «деньгопросов», да и ко всему прочему возможен даже ситистоп (стоп в городе). Наверное, дело в том, что многие водители грузовиков приехали на Батам с Суматры, а там менталитет у людей
абсолютно другой, они более дружелюбные и не такие замороченные на деньгах.
Забавный для нас случай (а для кого-то не очень): стоим мы на трассе в первый день, стопим машины. Движение оживленное, но почти все таксисты. Я только и успеваю показывать жестом, чтобы проезжали мимо. Тут вдруг останавливается очередной таксист. Я ему сразу же говорю:
- No taxi!
- Мистер вы куда едете?
- Тебе какое дело, я же сказал что мне не надо такси, давай проезжай!
Пока драйвер думал, что же ему делать - дальше ехать или убалтывать меня, раздалось:
- Тук - тук - тук - тук...,- это в него врезалась другая машина, в ту врезается еще одна, в ту последнюю врезается микроавтобус. Получился паровозик. На дороге образовалась пробка, вышли водители, начали между собой разбираться. Мы под общий шумок решили сменить позицию, чтобы еще не подумали, что мы виноваты. Пройдя метров
300, почти сразу застопили внедорожник, на котором и доехали до порта "Секупанг". Секупанг - порт местного значения, из него можно уплыть на Суматру, Яву, Климантан и некоторые другие острова.
На вокзале находятся только представительства судоходных компаний, точнее только агенты, которые продают билеты и ни за что не отвечают. Решать с ними какой-то вопрос лишь время терять. Разумнее узнать адрес главного офиса и ехать туда. Если повезет, то можно и начальника застать, и все вопросы решить. Можно поговорить с капитаном,
однако успех возможен лишь тогда, когда вас не видел контролер, который проверяет билеты дважды. Можно в отсутствие контролёра затесаться где-нибудь на корабле, однако проблема в том, что мест, где можно было бы укрыться, почти нет, если только в машинном отделении. Найти вписку на Батаме не проблема. Чаще всего местные жители будут сами к вам подходить и интересоваться, чем могут вам помочь. Так на вторую ночь вписались у христиан. Сидели на остановке, отдыхали, тут останавливается мотобайк. Завязалась беседа.
Пригласили к себе в гости. Один бизнесмен приютил христиан. Он живет в 3х этажном доме. На первом этаже офис (хозяин заполняет баллоны питьевой водой, потом продает ее). На втором этаже большой зал, где все прихожане собираются пару раз в неделю. На третьем находятся жилые комнаты. Одну из них нам любезно и предоставили.
Но самая запоминающаяся и душевная вписка была у одной служащей правительства о. Батам, которая нас сама любезно пригласила пожить к себе в семью. В доме живут: сама хозяйка Ева, ее муж, двое маленьких детей и две служанки. Ева, кроме госслужбы, еще открыла свою частную школу английского языка. В группе 30 учеников разного
возраста. Когда у Евы нет времени, ей помогает молодой парень, который раньше у нее учился. В один из дней мы провели открытый урок для учеников, рассказали про Россию, про наше путешествие, про обычаи, традиции различных стран. Ученики остались довольны, мы тоже. Замечательно, что с Евой сразу сложились теплые отношения. Вы, наверное, знаете, как бывает, общаешься с человеком только день, а кажется, будто знаешь его уже очень давно. Ева помогла нам с переводом некоторых бумаг, таких как пресс-релиз (краткая
информация о нас и нашем путешествии). Это очень удобно, при каждой встречи с журналистами нет необходимости рассказывать о себе подробно. Протянул бумагу и краткая инфа о вас уже есть, причем везде на местном языке, поскольку не всегда журналисты понимают английский. Прочитав релиз, у журналистов сразу возникает много вопросов. Получается все грамотно: читатель сначала знакомится с нами, а затем читает наше интервью.
Познакомились с Евой в правительстве острова Батам куда мы пришли на встречу с министром по туризму. Она была переводчиком во время переговоров. После нашего объяснения и рассказов о себе, министр с радостью выписал нам официальную ксиву на индонезийском языке с правительственной печатью и своей подписью. Сия ксива работает очень
эффективно, по крайней мере, на служащих и менеджеров всяких компаний действует отлично. Начинается суета в офисе, все стараются оказать нам содействие и помощь. Хочу открыть один секрет: местные ксивы работают намного эффективнее, чем ксивы, выписанные в собственной стране. Все дело в том, что они воспринимают очень серьезно любую официальную бумагу, а если это именная бумага, да еще и завизированная высокопоставленным чиновником, то это просто ключ к любой двери, особенно бюрократической. Это полезнее,
чем иметь обращение от президента России. Здесь его никто не знает, а местного чиновника знают все, потому и вес в обществе есть. Проблема только в одном - не каждому такую бумагу выписывают. Пиар - это великая штука, если знать, как им пользоваться. После публикации нашего интервью в одной из самих популярных газет острова, скорость и качество передвижения улучшились. Нас стали узнавать местные жители, включая драйверов. Водители стали сами останавливаться, желая нас подвезти:
- Hello, Mr! Куда вы едете?
- Нет, такси не надо!
- Так мы и не такси, мы ваши друзья.
- Хм, друзья? - удивились мы - Ну раз друзья значит, денег с нас не возьмете?
- Да, конечно, мы вас бесплатно доставим, куда вам надо.
- ОК, нам в Нагайю надо.
- Вот мы как раз туда и едем, садитесь, пожалуйста.
Оказалось, что водитель прочел наше интервью в газете. Подводя итог путешествия по Батаму и не только, а в целом в любой стране мира, могу сказать: почаще тусуйтесь с местными властями и СМИ. Это может дать очень хорошие результаты, как в настоящем, так и в будущем.
- Да это понятно, но ведь бюрократия,- возразит читатель.
Коли вы отправились в путешествие, то вам так или иначе придется сталкиваться с бюрократией, а все вышеупомянутые меры помогут сэкономить силы и нервы. Против бюрократии надо воздействовать их же средствами. Они просят принести такую-то бумагу, а вы им 5.
Верьте в себя, в свои силы, и успех не заставит долго ждать!
Составитель рассылки Виктор Кудрявцев
Приглашаю всех любителей путешествий ознакомиться с моим сайтом, на котором есть и фотографии и обзорная стаья о Сергее Чикачеве на http://esperanto-plus.ru/aktiva.htm