б) раздражённая фраза: «Уходи отсюда! Обойдусь без такой помощи!»;
в) успокою ребёнка, ведь он сделал это не умышленно.
З. Если Вы наказали сына, дочь, а потом узнали, что поступили несправедливо, Вы:
а) промолчите, чтобы не уронить свой авторитет;
б) извинитесь;
в) признаете свою ошибку, объясните, что и взрослые могут ошибаться.
4. Ребёнок одолевает Вас вопросами, просьбами, а Вы:
а) обрываете его: «Дай хоть минуту отдохнуть от тебя!»;
б) отвечаете не думая, несерьёзно, лишь бы ответить что-нибудь;
в) объясняете, что очень устали, и просите перенести разговор на другое время, тут же назначив час.
5. Ребёнок просит помочь ему написать сочинение. Как Вы поступите?
а) напишу черновик, ему останется лишь переписать сочинение;
б) строго скажу: «Работай сам, только так можно чему-нибудь научиться!»;
в) помогу выбрать тему, подобрать литературу, а писать предложу самостоятельно.
6. «Мамочка, умоляю, давай заведём рыбок!» — просит сын или дочка. Что Вы ответите?
а) «Ни в коем случае. Это будет отнимать у тебя много времени»;
б) «Ну что же, давай, раз тебе так хочется! Я помогу ухаживать за аквариумом»;
в) «Прежде подумай: всё ли ты предусмотрел, насколько серьёзно твоё стремление? Если так, то рыбок я тебе куплю, но помни, что ухаживать за аквариумом придётся только тебе».
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Подсчитайте количество ответов по каждой из позиций («а», «б», «в»).
Преобладание ответа «в» говорит о том, что Вас можно назвать опытным воспитателем и психологом. Вы уважаете желания ребёнка, стремитесь помочь, но не делаете что-либо вместо него. Вы учите ребёнка сопереживать, быть чутким к другим. Большое внимание уделяете развитию чувства ответственности. Золотая середина в воспитании, которой Вы придерживаетесь, позволяет ребёнку
различать границы «можно» и «нельзя», а значит, чувствовать себя уверенно.
Преобладание ответа «б» позволяет предположить, что Ваша позиция как воспитателя недостаточно стабильна. Вас бросает в крайности: то, что сегодня может быть разрешено, завтра нельзя будет делать ни под каким предлогом. Нередко Ваше поведение и отношение к ребёнку определяется сиюминутным настроением. В таких условиях ребёнок больше сил тратит на то, чтобы приспособиться
к Вам, вместо того чтобы использовать их по назначению.
Преобладание ответа «а» свидетельствует о том, что Ваши педагогические методы настолько далеки от идеальных, что вообще непонятно, как ребёнку удаётся благополучно существовать (если, конечно, его жизнь можно назвать благополучной). Вы не задумываетесь о том, что ребёнок достоин уважения, Вам не приходит в голову, что у него могут быть свои желания и цели, вообще своя
жизнь. Пока не поздно, пересмотрите свои воспитательные приёмы, научитесь видеть в ребёнке маленькую личность, достойную уважения и любви.
ГОЛОВОЛОМКИ
1. Может ли утка утонуть?
– На первый взгляд, вопрос кажется парадоксальным. Как и другие водоплавающие птицы, утки большую часть жизни проводят в воде. Там они добывают себе пищу, вскармливают своё потомство.
Их оперение приспособлено к долгому пребыванию в воде. Перья утки защищает от воды слой жира. Когда она выходит на берег, чтобы пощипать травы, отложить яйцо либо просто отдохнуть, на её перья налипает грязь. Поэтому, по крайней мере, дважды в день она должна купаться, чтобы смыть грязь и восстановить их укладку.
Искупавшись, утка тщательно отжимает из перьев воду, отряхивает крылья, сбрасывая излишки влаги. При этом восстанавливается необходимое сцепление между бороздками перьев, которые вновь приобретают упругость и гибкость. Затем она приступает к укладыванию перьев.
Некоторые водоплавающие делают это с помощью маленьких крючочков, которые расположены у них на внутренней поверхности клюва. Пользуясь ими как гребнем, птицы вычёсывают сломанные и повреждённые маховые перья.
Покончив с причёской, утка приступает к следующей процедуре – она смазывает жиром из копчиковой железы перья, которые находятся на спине и животе. Это нужно ей для того, чтобы хорошо держаться на воде.
Учёные установили, что при хорошей смазке птичьи перья могут удерживать большую массу воздуха. Под утиным пером, весящим 67 граммов, помещается до 700 кубических сантиметров воздуха, который образует своеобразную воздушную подушку. В том случае, если утка в течение нескольких дней не купалась и не ухаживала за опереньем, она может, попав в воду, утонуть. Её перья уже успели за это время
пересохнуть и стать ломкими; намокнув, они теряют способность удерживать птицу на поверхности.
2. Профессор ложится спать в 8 часов вечера, а будильник заводит на 9 часов утра. Сколько будет спать профессор?
– Один час (будильник не разбирает где утро, а где вечер).