Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Как выбрать подарок?

  Все выпуски  

"Что дарить???" - консультирует Академия Подарка N43


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
 
"Что дарить???" - почтовая рассылка Академии Подарка

 Выпуск N4314 ноября 2000 г. 
Секрет Удачи и Счастья

Здравствуйте! Это Рита. Спешу сообщить вам, что сегодня я отправила первую порцию "небольших посылочек" призерам конкурса на "Лучший подарочный сюжет", проживающим в России и сообщившим мне свои адреса до 8 ноября. Как только закончу с сегодняшним выпуском рассылки, приступлю к формированию следующей порции для отправки по адресам, полученным позже, и для отправки не только по России, но уже и за границу, о чем сообщу дополнительно.

В общем, буду держать вас в курсе перемещения ваших честно заработанных призов, поскольку знаю, что ждете и верите. Кстати, информация для всех, кто до сих пор не откликнулся и не рассказал подарочной истории... Поторопитесь, пишите - пока я добрая и пока призы не кончились. Конкурс продолжается!

Но не думайте, что в этой "призовой суете" Академия забросила свои научные изыскания. Исследования успешно продолжаются, и сегодня я посвящаю этот выпуск подарочным обычаям архаических обществ Полинезии, Скандинавии, Северо-Запада Америки, Меланезии, Папуа. Если вы думаете, что это скучно, то вы глубоко заблуждаетесь. Вот так-то!


Праздники недели 20 - 26 ноября

Именинники:  20 ноября - Кирилл
21 ноября - Михаил
23 ноября - Константин, Георгий, Юрий, Родион
24 ноября - Федор, Максим, Виктор
25 ноября - Иван
26 ноября - Иван, Герман

21 ноября - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
21 ноября - Всемирный день приветствий
22 ноября - Ливанская Республика - День Независимости (1943 г.)
23 ноября - США - День Благодарения
23 ноября - Япония - День благодарения труду
26 ноября - Святителя Иоанна Златоуста


Что такое "подарок"? Они это знали точно!



Как ни странно, наиболее целостную систему представлений о подарках и дарении можно обнаружить не в работах социологов, культурологов, психологов, посвященных современному обществу, а в материалах этнографических исследований. Основополагающая работа такого рода - "Эссе о даре" французского ученого Марселя Мосса.

Расшифровка и анализ древних текстов, изучение сохранившихся до наших времен обычаев показывают, что в большинстве первобытных обществ дарение было практически основной формой общественных отношений между кланами, племенами, семьями и индивидуумами. При этом в отношении дарения существовала система вполне определенных, достаточно жестко выполняемых правил и традиций.

Далее конспективно приведены основные принципы, отраженные в упомянутой работе Мосса. Они настолько просты, ясны и конкретны, что не требуют комментариев.


  • Делать подарки, принимать подарки, делать ответные дары - это в равной степени важные обязанности, которые должны неукоснительно выполняться.

  • В обмене дарами на равной основе участвуют как предметы движимого и недвижимого имущества, так и знаки внимания, услуги, приглашения на участие в пирах, обрядах, ритуалах, играх, танцах, празднествах.

  • Объем и торжественность дарения - основная формой соперничества между вождями, родами, кланами. Величие вождя, степень его власти над другими определяется количеством сделанных им подарков.

  • Вручение подарка имеет целью породить дружеские чувства. Все стараются превзойти друг друга в щедрости.

  • В любой момент, выходящий за рамки повседневности, необходимо пригласить друзей, разделить с ними плоды удачной охоты или собирательства.


  • Отказ подарить, отказ пригласить на трапезу или ритуал в ситуации, когда это требует обычай, эквивалентен объявлению войны, отказу от союза.

  • Отказ принять подарок эквивалентен объявлению войны, отказу от союза. Аналогично - отказ принять участие в празднестве, отказ принять угощение.


  • Ответный подарок делается добровольно по прошествии некоторого времени. Добровольность, однако, достаточно условна. Отказ от выполнения этого обычая приводит к весьма тяжелым последствиям - от общественного осуждения до потери власти и даже до порабощения. Отказ от встречного дара приравнивается к воровству, приводит к потере чести, "потере лица".

  • Ответный подарок должен быть более ценным, чем полученный подарок.

  • Тот, кто принимает вещь в дар, в определенном смысле признает себя "проданным" до тех пор, пока он не сможет сделать ответный подарок

  • Если кто-то не может своевременно сделать достойный ответный подарок, он может сделать небольшой "промежуточный" подарок, успокаивая тем самым дарителя и получая право на некоторую отсрочку.


  • Поскольку подарки являются важной составляющей долгосрочных отношений, то они делаются публично, в торжественной форме (общественная память об этом событии компенсирует отсутствие письменных свидетельств).

  • Дары, дарителей и получателей следует рассматривать во взаимосвязи, скрупулезно, чтобы не было никакой ошибки в способе принесения даров или их получения. Все подчинено этикету, отличному от продажи.

  • Процедура вручения подарка максимально торжественна. Даритель принимает преувеличенно скромный вид, извиняется за то, что дает лишь то, что у него осталось, затем торжественно под звуки раковины приближается и бросает к ногам соперника и партнера даримую вещь. Получивший дар выражает пренебрежение к подарку, опасается подарка. Он берет подарок в руки только через минуту.

  • Слишком щедрые дары представляются оскорблением.


  • Все вещи делятся на предметы обыденного потребления, подлежащие простому разделу, и фамильные ценности (талисманы, медные гербовые пластины, одеяла), которые используются в качестве даров.

  • Подарок - вещь, которая должна доставить удовольствие получателю. Но подарок всегда несет на себе некий отпечаток, метку собственника.

  • Подарок - не инертен. Он сохраняет что-то от дарителя. Вручив подарок, даритель обретает определенную власть над получателем. Не вернуть в той или иной форме подарок опасно не просто потому, что это недозволено, но и потому, что полученные вещи обладают над вами религиозно-магической властью, от которой необходимо избавиться.

  • Связь посредством вещей - это связь душ, так как вещь сама обладает душой, происходит от души. Отсюда следует, что подарить нечто кому-нибудь - это подарить нечто от своего "Я".

  • Представление о том, что вещи сохраняют нечто от их хозяев, выражается, например, в сохранившихся во Франции обычаях ударить по проданной вещи, хлестнуть проданного барана для того, чтобы "оторвать" вещь от бывшего хозяина.


  • Пять мотивов дара: долг, выгода, страх, любовь, жалость.

  • Для искупления ритуальной ошибки необходимо устроить празднество или по крайней мере сделать подарок.

  • Существует период, называемый керекере, во время которого нельзя никому ни в чем отказывать (например, во время обмена подарками между двумя семьями во время бракосочетания).

  • Подарки скрепляют брак, образуют родство между двумя парами родителей (далее эти две группы родственников не встречаются и не разговаривают друг с другом, но непрерывно обмениваются подарками).

  • Закон гостеприимства подразумевает обязательное приглашение к трапезе, которое гость не должен отвергать, равно как не должен его и добиваться. Еда должна быть приготовлена специально для гостя. Перед уходом гость должен получить подарок.

  • Обряд встречи после долгой разлуки подразумевает обмен подарками.

  • Дары отъезда всегда превосходят дары прибытия.

  • "Наши праздники - это движение иглы, помогающей соединить части маленьких соломенных крыш, чтобы сделать одну только крышу, только одну клятву" (Полинезия).


  • Богатство создается для того, чтобы быть отданным.

  • Тот, кто стремится стать самым богатым, должен быть и самым расточительным.

  • Раздача богатств играет роль покаяния, искупительной жертвы духам и восстановления общности с другими людьми.

  • Ценности должны достаточно интенсивно передаваться друг другу в качестве подарков ("медь ворчит, требует, чтобы ее отдали").

  • "Кто ест, не разделив пищу с другом, тот ест яд халахала".

  • Встречая прибывших на праздник гостей, им усердно помогают выгрузить вещи, и уничтожают лодки, на которых они приплыли, затем отдают свои лучшие лодки при отъезде.


  • Быть дарителем - почетно, его чествуют, прославляют.

  • Даритель убежден, что даваемое вернется, таким образом, дар обогащает и получателя, и дарителя.

  • "Прими меня (получатель), дай меня (даритель), отдавая меня, ты получишь меня вновь.

  • Секрет Удачи и Счастья в том, чтобы давать, не хранить, не добиваться Удачи, но раздавать ее, чтобы она вернулась к вам в этом мире сама по себе в форме блага, которое вы сделали или в другой форме. Жертвовать собой, приобретать только для того, чтобы отдавать, - таков закон природы и источник подлинной выгоды.


    Не удивительно, что Мосс протестует против употребления термина "примитивные" по отношению к изучаемым им архаическим обществам, а свою работу заканчивает определенными нравственными оценками, в свете которых современное общество и тенденции его развития выглядят не лучшим образом. Работа Мосса "Эссе о даре" явилась толчком для построения некоторых радикальных теорий общественного развития, но это уже другая тема.

    В.С.




  • Как глубоко и... современно! Я догадывалась, что культура дарения имеет очень древние корни, а отношение к подаркам формировалось веками. Но теперь мне стала понятна неоднозначная, а порой и негативная реакция людей на подарки. Истоки ее, вероятно, находятся, там, в древности, а страхи и предрассудки передаются из поколения в поколение - кому-то больше, а кому-то меньше. Собственно, тему эту я заострила, поскольку в нашей почте есть такое письмо от Slavikus'а. Возможно, его проблемы знакомы многим из вас:

    А теперь по делу. У меня появилась замечательная идея - помимо вручения подарков народ учить принятию подарков. Дело в том, что мало кто умеет принимать подарки, и это действительно так. Вот, например, мне очень долго пришлось объяснять своей девушке, что купить ей мороженое - это для меня:

    1. Приятно
    2. Не представляет материальной трудности
    3. Не обязывает ее ни к чему...

    ...Лекция на 30 мин. И где, спрашивается, кайф от дарения? Или подарил ей радио (такое маленькое, черное, с наушничками). Напечатал красивую наклеечку, оформил - супер. Вручил. И что? ... "Я не могу этого принять". Оказывается, ее родители отучили принимать подарки. В конце-концов я сказал так: "Я тебе его (радио) отдаю, а ты идешь и выбрасываешь. ОК?". Она подумала и все-таки приняла, но, знаете ли, это не для слабонервных. (Кстати, девушка меня все равно бросила).

    Точно такая же проблема отдарков. Еще один пример: мы с друзьями-однокурсниками собрались прыгать с парашютами (стоило это - $ 20/чел.). Наша одногруппница, девушка редкостно хороших дружеских качеств, тоже поехала с нами. Она уже прыгала один раз и очень хотела еще раз, но не было денег. Мы скинулись, и она согласилась. Все было супер (мы еще живы :).

    Ну а теперь отдарки. "Вы для меня так много сделали... Я тоже должна вам что-нибудь подарить". Тортики, печенье, просто пиво и пирожки, - кормит

    Конечно, классно, ведь мы - бедные голодные студенты :) но, тем не менее, - "Я должна". А мы просто от чистой души хотели сделать ей этот подарок.

    Вот так


    Да, тонкое это дело - дарение... и нервное очень. Но немного терпения и снисходительности, такта и понимания, и тогда каждый может стать волшебником, украшающим жизнь, уподобившись Солнцу. Почему Солнцу? Читайте!


    Источник и символ Дарения



    Удивительно красивые образы можно встретить в самых неожиданных местах. Например - в философско-социологических теориях.

    Жорж Батай - отец нонконформизма, идеолог анти-экономики (учения, с которым человечеству еще предстоит соприкоснуться). Характерная черта этой теории - осознание превосходства принципа "расточительства" над принципами "приобретения" и "производства".

    Батай показывает, что первоисточником всего, что создано человеком, является не собственно производство, а льющаяся на Землю космическая энергия - солнечное излучение. И для этого процесса, как и для природы в целом, характерны избыточность, расточительность, безвозмездность.

    "Источник и сущность нашего богатства даются солнечным излучением, которое расточает энергию - а значит, богатство - безо всякой компенсации. Вся жизнь проистекает из странного изначального расточительства, которое тождественно Солнцу, и поэтому жизнь просто обязана протекать так же блистательно, как солнечное сияние".

    Таким образом, Солнце символизирует Дарение, является изначальным, самым щедрым, избыточным и расточительным Дарителем. К этому нечего добавить!

    В.С.




    Красиво сказано. К этому действительно нечего добавить.

    Домашнее задание: не задано, поскольку вы и так сейчас очень заняты написанием историй для нашего конкурса.

    До свидания.
    Рита (rita@acapod.ru)


    Архив Copyright (c) 2000 Академия подарка
    URL: http://www.acapod.ru
    Email: info@acapod.ru


    http://subscribe.ru/
    E-mail: ask@subscribe.ru

    В избранное