Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac
Вып. 965

от 08.06.2021 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


Кому и чему поклонялись древние греки в древности? Часть I



Многие граждане нашей страны историю Древнего мира проходят в школах в довольно юном возрасте и больше к этому вопросу они практически никогда не возвращаются. Исключение составляют лишь наиболее популярные персонажи вроде Цезаря, Клеопатры, Спартака и т.п. Они знают, что древние греки и римляне поклонялись множеству различных богов, изображения которых, созданные различными мастерами, представляют собой прекрасные скульптуры мужчин и женщин (юношей и девушек). Вот этим прекрасным статуям древние греки (и римляне тоже) и приносили свои жертвы. А посещение крупных музеев или публичных мест вроде Летнего сада в Петербурге ("Там некогда бывал и я") лишь только укрепляют наших граждан в подобных взглядах.
Но так было не всегда, а лишь начиная с эпохи классической древности, то есть с VII-VI веков до Р.Х.
А раньше?

Большинство сведений о древних изображениях греческих богов и местах их почитания мы можем узнать из сочинения Павсания (110-180) под названием “Описание Эллады”. Этот неутомимый путешественник обошёл преимущественно пешком всю Грецию и подробно записал всё, что увидел своими глазами или узнал от местных жителей, а потом дополнил своё описание информацией, почёрпнутой из других авторов.
Некоторые сведения о древних изображениях можно найти у Плиния Старшего (23-79), Климента Александрийского (150-215) и других авторов, но их свидетельства я буду оговаривать особо.

Считается, что именно Павсаний начал употреблять термин “ксоан” только по отношению к древних архаичным изображениям богов, изготовленных, в основном, из древесины. До Павсания ксоанами могли называть и вполне всем известные статуи таких скульпторов, как Фидий или Скопас, но этот путешественник навёл некий порядок в данном вопросе. Он решил, что так как древнегреческое слово “ξόανον” происходит от глагола “ξέειν”, то этим словом следует называть только древние изображения богов, в основном - деревянные, с грубыми следами обработки, которая могла делать их похожими на изображения. Обычно это были примитивные изображения голов, прижатых рук или сдвинутых ног. Какие ещё были варианты изображения частей тела у объектов поклонения, вы увидите из дальнейших примеров.

Диодор Сицилийский (90-30) в своём сочинении “Историческая библиотека” (IV, 76) утверждал, что
"ранее ваятели изготовляли статуи, глаза у которых были закрыты, а руки опущены и прижаты к бокам".
Честь же изобретения классических изображений Диодор приписывал Дедалу:
"Дедал создал произведения, вызывающие восхищение во многих странах мира. В искусстве ваяния он настолько превзошёл прочих людей, что последующие поколения рассказывали о нём мифы, согласно которым созданные Дедалом статуи были совершенным подобием живых существ: они смотрели, передвигались и вообще настолько хорошо отображали всё тело в целом, что выглядели как изготовленные одушевленные существа. Впервые создав статуи с [открытыми] глазами, широко расставленными ногами и простёртыми руками, он совершенно справедливо вызывал восхищение зрителей..."
Вот такой панегирик Дедалу написал Диодор Сицилийский.

Павсаний в своём отношении к Дедалу более осторожен и излагает такой миф (IX, 3):
"Говорят, что Гера, рассердившись за что-то на Зевса, удалилась в Эвбею. Так как Зевс никак не мог убедить её вернуться, он, говорят, обратился за помощью к Киферону, бывшему тогда царем в Платеях. Относительно Киферона считалось, что он никому не уступает в мудрости. И вот он велел Зевсу сделать деревянное изображение и, закрыв его одеждой и покрывалом, везти на паре быков и говорить, будто он везёт себе в жёны Платею, дочь Асопа. Зевс поступил по совету Киферона. Как только Гера услыхала об этом, она немедленно явилась сюда. Когда же она приблизилась к повозке и сорвала со статуи одежду, она обрадовалась этому обману, найдя деревянный обрубок вместо живой невесты, и помирилась с Зевсом.
В память этого примирения справляется праздник Дедалы, потому что древние называли деревянные изображения дедалами.
По моему мнению, они так назывались ещё раньше, чем Дедал, сын Паламаона, жил в Афинах. Я думаю, что ему самому дали такое прозвище лишь впоследствии, от названия этих дедалов, а не то, чтобы оно было присвоено ему с первого же дня рождения".


Раз уж нам встретилось упоминание праздников Дедалы, то приведу их описание по Павсанию.

Малые Дедалы

"Этот праздник - Дедалы - платейцы справляют каждый седьмой год, как рассказывал мне один местный эксегет, но в действительности празднования совершаются в более короткие сроки. Несмотря на моё желание точно рассчитать время, протекающее между одними и другими Дедалами, я никак этого сделать не мог. Этот праздник справляется так. Недалеко от Алалкомен есть густой дубовый лес. Там растут самые большие во всей Беотии стволы дубов. В этот лес приходят платейцы и раскладывают куски варёного мяса. На остальных птиц они не обращают никакого внимания, но за воронами - а они обычно сюда прилетают - они следят очень внимательно; и когда одна из этих птиц схватит кусок мяса, они смотрят, на какое дерево она сядет. И то дерево, на которое она сядет, они срубают и делают из него дедал; дедалом и ксоаном они одинаково называют деревянное изображение.
Этот праздник, который они называют Малыми Дедалами, платейцы справляют только одни".


Великие Дедалы

"Праздник же Великих Дедалов вместе с ними справляют и все беотийцы. Они бывают один раз в шестьдесят лет. Говорят, что этот праздник не справлялся столько лет, сколько платейцы были в изгнании. <К этому времени> у них бывает готово четырнадцать ксоанов, изготовляемых из года в год во время Малых Дедалов. Эти изображения по жребию распределяются между платейцами, коронейцами, феспийцами, жителями Танагры, Херонеи, Орхомена, Лебадии и Фив; эти последние сочли нужным примириться с платейцами и принять участие в общем собрании; они тоже отправляют посольства для принесения жертв во время Дедалов. Всё это они делают с того времени, как Кассандр, сын Антипатра, восстановил Фивы. Те же города, которые меньше и являются менее важными, получают <эти изображения> в складчину. Украсив изображение, <они доставляют его> к реке Асопу и, поставив на повозку, сажают туда и дружку невесты. Затем представители города вновь бросают жребий - в каком порядке им совершать эту торжественную процессию. А затем они двигаются с повозками от реки на самую вершину Киферона. На вершине этой горы у них сооружён жертвенник. Этот жертвенник они делают следующим образом: они кладут деревянные четырёхугольные брусья, складывая их друг с другом так, как если бы они возводили сооружение из камней, и, сложив их до определенной высоты, они накладывают хвороста. Города и их уполномоченные - каждый за свой город - приносят в жертву Гере корову и быка Зевсу и сжигают эти жертвы на алтаре, наполнив их вином и фимиамом, а вместе с ними и дедалы; из частных лиц, богатые приносят то же, что и города, а менее богатым можно приносить жертвы из мелких животных. Но все жертвы без различия должны быть сожжены. Вместе с этими жертвами огонь охватывает и самый жертвенник и его уничтожает. Я сам видел, как поднимается очень сильное пламя, видимое очень издалека".
Кассандр (355-297) - старший сын Антипатра (397-319), одного из диадохов; царь Македонии с 309.

Теперь я позволю себе привести несколько примеров древних изображений некоторых основных богов греческого пантеона.

В городе Сикион, который находится на северо-востоке Пелопоннеса, Павсаний увидел, что
"За святилищем Арата находится жертвенник Посейдону Истмийскому; тут же статуя Зевса Мейлихия (Милостивого) и Артемиды, называемой “Отеческой”; обе эти статуи сделаны без всякого искусства: статуя Зевса Мейлихия похожа на пирамиду, а статуя Артемиды - на колонну..."
Впрочем, недалеко от этих древних изображений можно было видеть, что
"На площади же под открытым небом стоит медная статуя Зевса, работы Лисиппа, а рядом с ней - вызолоченная статуя Артемиды".
Арат Сикионский (271-213) - государственный деятель; один из главных руководителей Ахейского союза с 245 года до Р.Х.

Плутарх в одном из сохранившихся фрагментов также утверждает, что Гера, Афина и Аполлон сначала почитались в виде деревянных истуканов - ксоанов.

В том же Сикионе Павсаний обнаружил развалины древнего храма, о котором рассказал кое-что интересное:
"Поблизости находится храм Аполлона Ликийского (Хранителя от волков), уже весь разрушенный и не представляющий уже ничего замечательного. Когда волки у них стали нападать на стада, так что сикионцы не получали никакой выгоды от своих стад, бог указал им некое место, где лежало сухое дерево, и повелел им кору этого дерева, смешав с мясом, бросить этим диким волкам. И как только волки попробовали этой коры, они отравились; это дерево лежало в храме Аполлона Ликийского; а что это было за дерево, этого не знали даже эксегеты из сикионцев".
Экзегеты - это толкователи древних текстов, пророчеств, известий и пр.

Если в Сикионе Зевса почитали в виде каменной пирамиды, то в Аркадии, на горе Ликей - в виде колонны.
Павсаний пишет:
"Среди других чудес горы Ликея вот какое является самым большим. На ней есть священный участок Зевса Ликейского; людям вход туда воспрещён. Если кто преступит этот закон и войдет туда, то ему невозможно уже прожить больше года. Рассказывают ещё следующее: попавшие в середину этого участка, всё равно, кто бы они ни были, животные или люди, не отбрасывают там тени, поэтому, если зверь, спасаясь, убегает в этот священный участок, то охотник не следует за ним сюда, а остается за его пределами, и, когда он смотрит на зверя, он не видит от него никакой тени...
На самой главной вершине горы есть земляная насыпь — это жертвенник Зевса Ликейского, и с неё виден почти весь Пелопоннес. Перед жертвенником с восточной стороны стоят две колонны, а на них позолоченные орлы, сделанные в очень древние времена. На этом жертвеннике приносят жертвы Зевсу Ликейскому втайне".


Климент Александрийский дополняет наши сведения и о видах древних изображений, и конкретно - о Гере:
"...древние люди устанавливали брёвна, которые были отовсюду хорошо видны, и воздвигали каменные колонны. Их называли “ксоанами”, что значит “тёсаные”, ибо их вытёсывали из того или иного материала. Идол... Геры Киферонской в Теспиях [был] – срубленным пнём, а Геры Самосской, как говорит Этлий, сначала был доской, позднее же, при архонте Проклее, приобрёл человеческий облик. Когда же ксоаны стали изготавливаться по образу и подобию человека, они получили название “бретов” от слова “βροτοί” – “смертные”".
Этлий Самосский ( V-IV вв. до Р.Х.) - греческий писатель, автор сочинения “Самосские летописи”.
Прокл - вероятно, афинский стратег 427-426 гг. до Р.Х.

Павсаний, описывая классические статуи, мог мимоходом отметить и древний идол. Так он сообщает (I, 44), что в Мегарах
"Если спускаться с площади той дорогой, которую называют “Прямой”, то по правую руку будет храм Аполлона Простатерия (Защитника); его можно найти, немного свернув с дороги. В нём стоят статуя Аполлона, достойная осмотра, Артемиды и Латоны и другие изображения... причем Пракситель создал группу: “Латона и её дети”.
В древнем гимнасии, недалеко от ворот, называемых Нимфадами (Воротами нимф), есть камень в виде небольшой пирамиды, его они называют Аполлоном Карнейским".


Это далеко не единственное место, где Павсаний упоминает о камнях, которым поклонялись в качестве богов. При описании Беотии Павсаний отмечает, например (IX. 27), что
"Из богов феспийцы больше всех издревле чтут Эрота; у них есть древнейшее изображение в виде необделанного камня".


Я позволю себе привести ещё несколько примеров о почитании обычных камней.

Вот при путешествии по Беотии Павсаний отмечает (IX, 24):
"Если от Коп пройти налево стадиев двенадцать, то будут Ольмоны, а от Ольмон, стадиях в семи, расположен Гиетт; оба эти местечка и теперь, да и раньше в древности были простыми поселками. В Гиетте есть храм Геракла; болящие могут тут найти исцеление. Статуя его, без всякой отделки, сделана по древнему обычаю - в виде грубого камня".


При описании той же Беотии Павсаний отмечает (IX, 38):
"В Орхомене воздвигнут храм и Дионису, но самым древним храмом является храм Харит. Больше же всего орхоменцы почитают <простые> камни и говорят, что при Этеокле они упали с неба; а статуи, сделанные по всем правилам искусства, они воздвигли уже в моё время; эти статуи тоже из камня".
Возможно, почитание камней началось с почитания метеоритов.
Напомню, что Этеокл - это сын Эдипа, брат Антигоны и Полиника.

Наиболее полно о почитании богов в виде камней Павсаний сообщает при посещении города Фары в Ахайе (VII, 22). Однако так как при описании местных достопримечательностей он описывает и работу предсказаний, то я позволю себе привести весь отрывок целиком (возможно, некоторым из читателей это будет тоже интересно):
"Около реки [Пиер] есть платановая роща; большинство деревьев от старости пусто в середине и достигает таких размеров, что внутри такого дупла можно обедать, а кому это захочется, - и спать там.
Окружность площади в Фарах очень большая, она устроена в старинном стиле. Посредине площади стоит мраморная статуя Гермеса с бородой; эта статуя в виде четырёхугольной колонны, стоящей прямо на земле, небольшой величины. Есть на ней и надпись, что её посвятил мессенец Симил. Этот Гермес называется Агореем (Рыночным); возле него устроено прорицалище.
Перед статуей находится жертвенник, тоже из мрамора; к этому жертвеннику прикреплены свинцом медные светильники. Желающий получить предсказание от бога приходит к вечеру, делает на жертвеннике воскурение ладаном; затем, наполнив светильники маслом и зажегши их, кладет на жертвенник направо от статуи местную монету - она называется халк (медяк) - и шепчет на ухо богу тот вопрос, с которым он сюда явился. После этого он уходит с площади, заткнув уши. Уйдя за пределы площади, он отнимает руки от ушей, и то слово, которое он услышит, он считает ответом бога. Такого же рода гадание есть и у египтян в храме Аписа.
В Фарах есть священный источник; имя ему - ключ Гермеса; в нем не ловят рыб, считая их посвященными богу.

Совсем рядом со статуей бога находятся четырехугольные камни, числом около тридцати; жители Фар почитают их, давая каждому из них имя какого-нибудь бога.
В более древние времена и у всех остальных эллинов божеские почести воздавались вместо статуй необделанным камням".


Аполлоний Родосский (295-215) в своей “Аргонавтике” тоже упоминает о поклонении божеству в виде камня:
"После того все вместе отправились к храму Ареса,
Чтобы в жертву овец принести. Там алтарь обступили
Быстро. Был он вне не покрытого крышею храма
Сложен из гальки, внутри был чёрный камень положен,
Перед которым встарь амазонки давали обеты".


Этим примером я закончу рассмотрение камней, которым поклонялись греки, и в следующем очерке мы ознакомимся с описанием известных ксоанов, в основном, сделанных из дерева.



(Продолжение следует)

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:
WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Ворчалки об истории" и "Исторические анекдоты", а также
Сонник по Фрейду
Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2021
abhoc@abhoc.com

В избранное